Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕЙ")

ФАБИЙ МАКСИМ КУНКТАТОР

Квинт (Fabius Maximus Cunctator, Quintus)

(ум. 203 до н.э.), римский полководец и государственный деятель. Консул в 233 (получил триумф за победу над лигурами) и 228 до н.э., цензор в 230 до н.э. После поражений, нанесенных Риму Ганнибалом в 1-й Пунической войне (самым серьезным стал разгром у Тразименского озера в 217 до н.э.), Квинт Фабий был назначен диктатором. При решении поставленной задачи разбить опасного противника Фабий избрал осторожную тактику, избегал полномасштабного сражения и следовал за Ганнибалом на расстоянии. В конце 217 до н.э. Фабий Максим захватил Ганнибала врасплох в горах Калликула близ г. Казилин, но примененная Ганнибалом хитрость позволила карфагенянам ускользнуть. По истечении полугодового срока диктатуры Фабий сложил с себя полномочия. Римляне отвергли его тактику и вновь потерпели сокрушительное поражение (при Каннах, 216 до н.э.). Сам Рим оказался под угрозой, и тогда римляне вновь призвали Фабия, который был консулом в 215 и 214 до н.э., продолжая проводить свою линию. В 209 до н.э., будучи консулом, Фабий взял Тарент, за 4 года перед тем захваченный Ганнибалом. С этого момента успехи молодого и отважного Сципиона, сражавшегося с карфагенянами в Испании, сделали ненужной прежнюю осмотрительность в действиях. Хотя к Фабию продолжали относиться с уважением, ему как сенатору пришлось довольствоваться критикой непомерной отваги молодого полководца. Фабий возражал против запланированной Сципионом Африканской кампании и умер, не дождавшись победы Сципиона при Заме. Римляне сохранили о Фабии, изобретателе политики бдительного ожидания, благодарную память. В данном поначалу в насмешку прозвище Кунктатор ("Медлитель") перестали находить что-то потешное, о Фабии заговорили как о "Щите Рима". Первый эпический римский поэт Энний сказал о нем: "Лишь промедленьем один человек от беды нас избавил". Фабий - родовое имя (номен), Максим - это не личное прозвище (агномен), а когномен, т.е. семейное имя. Личные прозвища Фабия (их было у него целых три) - Кунктатор, Веррукоз ("Бородавчатый") и Овикула ("Овечка").

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1964 Ревяко К.А. Пунические войны. Минск, 1988

ФАБЛИО

ФАБЛИО (Fabliau),

короткая, большей частью стихотворная повесть, сочетающая поучение с развлечением. Рукописные сборники относятся в основном к 13 в. Объем варьируется от нескольких десятков до тысячи трехсот строк. Незатейливые, насмешливые, грубоватые и непристойные фаблио отличаются вместе с тем своеобразным очарованием, добродушным лукавством и даже склонностью к морализаторству. Как правило, в качестве главных героев выступают любовник, неверная жена и обманутый муж. Довольно часто появляются также бедокуры-священники и тупые крестьяне. В массе своей фаблио зародились в народной среде и существовали в устной традиции, однако некоторые сюжеты имеют восточное происхождение. Примерно к началу 15 в. фаблио исчезают во Франции как жанр. Они послужили важным источником для позднейших "новелл" и "сказок", созданных в Англии, Германии и Италии. К самым ранним из известных нам фаблио принадлежат Рише (ок. 1159) и Обере, старая сводня (конец 12 в.). В числе самых популярных и веселых фаблио - Разрезанная попона, Трое слепцов из Компьена, Лэ об Аристотеле, О виллане-лекаре, Акробат из Нотр-Дам.

ЛИТЕРАТУРА

Фаблио: Старофранцузские новеллы. М., 1971 Михайлов А.Д. Старофранцузская городская повесть "фаблио" и вопросы специфики средневековой пародии и сатиры. М., 1986

ФАБР ЖАН АНРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАВН

ФАВН - фавны, младшее древнеиталийское божество (божества), обитавшее в незаселенных людьми краях. Его женским соответствием была Фавна. Фавнов обычно отождествляли с греческими сатирами, а Фавна иногда с Паном. Комментаторы эвгемеровского толка видели в нем древнего италийского царя, отца Латина.

ФАГОТ

ФАГОТ - деревянный духовой язычковый инструмент с двойной тростью. Он был сконструирован приблизительно в середине 16 в. на основе старинного басового инструмента - бомбарды, или поммера, корпус которого был удлинен и для удобства исполнителя согнут пополам в форме шпильки (или буквы "U"). В течение следующего столетия, в период формирования современного состава оркестра, большинство многочисленных язычковых инструментов с сильным и грубым звуком, распространенных в эпоху Возрождения, вышли из употребления. Однако фагот, более благородный по звучанию и удобный, приобрел возросшее значение как основной бас оркестровых духовых инструментов. Не остались без внимания и его возможности как сольного инструмента: А. Вивальди (ок. 1668-1741) написал для него примерно 35 концертов, а фаготовый концерт Моцарта (1756-1791) - до сих пор одно из самых популярных произведений. Подобно всем другим деревянным духовым инструментам, фагот на протяжении 18 и 19 вв. был усовершенствован. Поэтому современный фагот - в первую очередь ансамблевый, а не сольный инструмент, в котором особенно ценится ровность звучания по всему диапазону, превышающему три октавы начиная от си-бемоль контроктавы до ми или фа второй октавы, а также необычное сочетание технической подвижности со звучностью, характерной для басового инструмента. Контрафагот, громоздкий инструмент, трубка которого длиннее, чем у фагота, звучит октавой ниже. Он время от времени использовался в оркестровой музыке начиная с Генделя (1685-1759).

См. также ГОБОЙ.

ЛИТЕРАТУРА

Левин С. Фагот. М., 1963

ФАЗ ПРАВИЛО

ФАЗ ПРАВИЛО - закон, выведенный в 1876 Дж. Гиббсом из термодинамических принципов и описывающий условия равновесия в гетерогенной системе. Прежде чем формулировать его, определим такие понятия, как фаза, число компонентов и вариантность. Фаза - это однородная часть системы с определенными физическими свойствами, которая отделена от других частей четкой границей раздела. Например, лед, вода и пар - три фазы, в которых может находиться водная система. Число компонентов определяется минимальным числом независимых химических веществ, которые задают состав каждой из фаз. Для водной системы имеется только один такой компонент - вода. Вариантность (число степеней свободы) - это число параметров состояния, таких, как температура, давление или концентрация, которые необходимо задать, чтобы полностью определить равновесное состояние системы. Если система находится вне поля сил (гравитационных, электрических, магнитных, сил поверхностного натяжения), а равновесие между фазами определяется только температурой, давлением и составом, то вариантность F связана с числом компонентов С и фаз Р, находящихся в равновесии, следующим соотношением (правило фаз Гиббса): F = C - P + 2 Для однокомпонентной системы C = 1, и в соответствии с правилом фаз F = 3 - P, или F + P = 3, т.е. сумма вариантности и числа фаз, находящихся в равновесии, должна равняться 3. Если имеется только одна фаза (например, вода), то система является дивариантной. Это значит, что два параметра (например, температура и давление) могут меняться (конечно, в определенных пределах) без появления новой фазы. Если в равновесии находятся две фазы (например, вода и насыщенный пар), то температура и давление связаны друг с другом функциональной зависимостью, т.е. произвольно можно выбирать лишь одну из них: если подвергнуть систему большему давлению, чем равновесное, то пар превратится в воду. Такую систему называют моновариантной. И наконец, трехфазная система нонвариантна (инвариантна). Это означает, что три фазы однокомпонентной системы (например, лед, вода и пар) могут находиться в равновесии лишь при определенных температуре и давлении.

См. также

ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЯ;

ВОДА, ЛЕД И ПАР.

ЛИТЕРАТУРА

Гиббс Дж. Термодинамические работы. М. - Л., 1950 Древинг В.П., Калашников Я.А. Правило фаз с изложением основ термодинамики. М., 1964 Глазов В.Л., Павлова Л.М. Химическая термодинамика и фазовые равновесия. М., 1988

ФАКИР

ФАКИР (араб. "фар"), член восточной религиозной секты, давший обет бедности. Изначально бедность понималась как потребность в Боге, согласно тексту Корана (35:16): "О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен". Кроме того, Мухаммеду приписываются слова "аль-факр фахри" ("бедность - моя гордость"). В качестве дервиша факир мог быть членом любого мистического (суфийского) ордена в исламе. Факиры были высоконравственными людьми, но там, где дисциплина ослабевала, распространялись вымогательство, мошенничество, нетерпимость. Часто факир выступает как странствующий нищий и подвергает себя различным видам умерщвления плоти, к примеру, возлежит на ложе из гвоздей или ходит по раскаленным углям. В индуизме слово "факир" вытеснило термин "бхикшу", обозначавший странствующего монаха в брахманизме и буддизме, и факиры стали неотъемлемой частью всех индийских религий.

ФАКСИМИЛЬНАЯ СВЯЗЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАЛЕС

ФАЛЕС (ок. 640-546 до н.э.), древнегреческий философ, основатель милетской школы. Уроженец Милета в Малой Азии. Фалеса считают отцом греческой философии и причисляют к Семи мудрецам. Сообщается, что Фалес предсказал затмение Солнца (произошедшее, согласно современным вычислениям, 28 мая 585 до н.э.). Он был также умелым политиком и пытался сплотить города Ионии в оборонительный союз против Персии. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Креза, Фалес, как сообщают, пустил реку Галис по новому руслу, а свои деловые качества доказал, захватив монополию на торговлю оливковым маслом. Традиция утверждает, что Фалес познакомил греков с геометрией, которую изучил в Египте. Сочинения Фалеса не сохранились (возможно, он ничего не писал), и то, что мы знаем о его учении, происходит из вторичных источников, в первую очередь из трудов Аристотеля (Метафизика I 3). Фалес считал воду первопринципом, из которого возникают все вещи и в который они распадаются. Согласно Аристотелю, это утверждение основывалось на том наблюдении, что многие предметы, необходимые для жизни (пища, тепло, семена и т.д.), так или иначе содержат влагу. Аристотель приписывает Фалесу изречения: "все полно богов" и "камень (т.е. магнит) имеет душу и потому двигает железо". Присущий философии Фалеса анимизм (иногда его называют гилозоизмом), т.е. вера в то, что материя пронизана жизнью и наделена душой, характерен для представителей ранней ионийской школы.

ЛИТЕРАТУРА

Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989

ФАЛЛОПИЙ ГАБРИЕЛЕ

ФАЛЛОПИЙ Габриеле (Fallopio, Gabriello)

ГАБРИЕЛЕ ФАЛЛОПИЙ

ГАБРИЕЛЕ ФАЛЛОПИЙ

(ок. 1523-1562), итальянский анатом и врач. Родился в Модене в знатной, но обедневшей семье. Изучал медицину в Ферраре; получив диплом, учился и работал в различных медицинских школах Европы. В 1548 стал профессором анатомии в Ферраре, а годом позже - профессором хирургии и анатомии в Пизе. В 1551 Козимо I, великий герцог Тосканский, пригласил его на такую же должность в Падуанский университет (ранее ее занимал известный итальянский анатом Андреас Везалий). Здесь же он получил кафедру ботаники и фармакологии и был директором ботанических садов. Основные работы Фаллопия связаны с изучением анатомии головы. Он описал такие анатомические структуры, как клиновидные пазухи, барабанная струна в среднем ухе, канал лицевого нерва, фаллопиев канал. Впервые установил связь между сосцевидным отростком височной кости и средним ухом, ввел во врачебную практику специальное зеркало для диагностики ушных заболеваний. Дал названия твердому и мягкому небу, плаценте, влагалищу, описал яйцеводы человека (т.н. фаллопиевы трубы). Как анатом Фаллопий стоит в одном ряду с А.Везалием и Б.Евстахием. Он был последовательным оппонентом теорий Галена, греческого врача 2 в. н.э. Среди многочисленных трудов Фаллопия - два трактата об опухолях и язвах, один по хирургии, комментарии к книге о ранах головы, написанной Гиппократом, трактаты о приготовлении лекарств, о слабительных, о теплых водах и ваннах. Его работа, посвященная изучению сифилиса, О французской болезни (De morbo qallico, 1564), по высказанным в ней взглядам представляется вполне современной. Наиболее известен труд Фаллопия Анатомические исследования (Observationes anatomicae, 1561). В 1584 в Венеции вышло первое собрание сочинений Фаллопия.

Умер Фаллопий в Падуе 9 октября 1562.

ЛИТЕРАТУРА

Терновский В.Н. Андрей Везалий. М., 1965

ФАЛЬГЬЕР ЖАН АЛЕКСАНДР ЖОЗЕФ

ФАЛЬГЬЕР Жан Александр Жозеф (Falguire, Jean Alexandre Joseph)

(1831-1900), французский скульптор и живописец, родился в Тулузе 7 сентября 1831. Учился в Париже у Альбера Эрнеста Каррьер-Беллеза и Франсуа Жуффруа, в 1859 получил стипендию на поездку в Рим, а в 1878 был награжден орденом Почетного легиона. Для его творчества характерно смешение натурализма и стилизации под антики. Это отчетливо проявилось в таких работах, как статуэтка Победитель петушиных боев (1864, Париж, музей Д'Орсе), в многочисленных чувственных женских образах, например в мраморной статуе Дианы (1887, Тулуза, Художественный музей).

ФАЛЬЕР КЛЕМАН АРМАН

ФАЛЬЕР Клеман Арман (Fallires, Clment Armand)

(1841-1931), французский государственный деятель. Родился 6 ноября 1841 в Мезене (департамент Ло и Гаронна). Изучал право и имел юридическую практику в Нераке. В 1876-1880 - депутат от Ло и Гаронны, в 1890-1906 - сенатор от этого округа. Занимал посты министра внутренних дел (1882-1883 и 1887), премьер-министра (1883), министра просвещения (1883-1885 и 1889-1890), министра юстиции (1887-1888 и 1890-1892). С 1899 - председатель Сената. В 1906 при поддержке левых сил стал президентом республики. Как президент Фальер пользовался уважением, хотя и не всегда действовал эффективно. При нем в стране разгорелась ожесточенная полемика по поводу закона об отделении церкви от государства (1905). Во внешней политике возникли трения между Францией и Германией, в частности, по вопросу о Марокко. В 1913 его сменил на президентском посту Р.Пуанкаре. Умер Фальер в Мезене 22 июня 1931.

ФАЛЬЯ МАНУЭЛЬ ДЕ

ФАЛЬЯ Мануэль де (Falla, Manuel de) (1876-1946), испанский композитор. Родился 23 ноября 1876 в Кадисе. Основным его учителем был Ф.Педрель, один из главных деятелей Ренасимьенто - испанского культурного возрождения. Музыка Фальи глубоко укоренена в национальной традиции. В ранних сочинениях композитора - например, в сюите Ночи в садах Испании (Noces en los jardines de Espaa) для фортепиано с оркестром - ощущается также влияние французского импрессионизма. Среди сочинений Фальи: две оперы - Жизнь коротка (La Vida breve, 1905) и Балаганчик маэстро Педро (El Retablo de Maese Pedro, 1919), два балета - Любовь-волшебница (El Amor brujo, 1915) и Треуголка (El Sombrero de tres picos, 1919), концерт для клавесина с инструментальным ансамблем (1923-1926). В последние годы жизни композитор работал над ораторией Атлантида (La Atlantida) для солистов, хора и оркестра (осталась незавершенной). С 1939 Фалья жил в Аргентине. Умер Фалья в Альта-Грасиа (Аргентина) 14 ноября 1946.

ЛИТЕРАТУРА

Фалья М. де. Статьи о музыке и музыкантах. М., 1971 Мартынов И. М. де Фалья. Жизнь и творчество. М., 1986

ФАМА

ФАМА - в римской мифологии, персонификация молвы, "слухов". У Гомера она зовется Осса и в качестве посланницы Зевса с быстротой молнии распространяет вести. Вергилий описывает Фаму шествующей по земле, с головою, скрытой за облаками.

ФАНЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАНК ИСААК КАУФМАН

ФАНК Исаак Кауфман (Funk, Isaac Kaufman)

(1839-1912), американский издатель и лексикограф, родился в Клифтоне (шт. Огайо) 10 сентября 1839, учился в колледже Виттенберга в штате Огайо. В 1878 вместе с Адамом Уиллисом Вэгнеллзом основал издательскую фирму, которая с 1890 стала называться "Funk & Wagnalls Co". В 1889 Фанк основал издание "Literary Digest". Он был главным редактором Стандартного словаря английского языка с 1890 по 1894 и председателем редколлегии Еврейской энциклопедии с 1901 по 1906. Умер Фанк в Монтклэре (шт. Нью-Джерси) 4 апреля 1912.

ФАНТЕН-ЛАТУР АНРИ

ФАНТЕН-ЛАТУР, АНРИ ИНЬЯС ЖАН ТЕОДОР

(Fantin-Latour, Henri Ignace Jean Theodore)

(1836-1904), французский живописец и график. Родился 14 января 1836 в Гренобле. Изучал медицину в Париже и одновременно копировал картины старых мастеров в Лувре. В 1859 представил три портрета для участия в парижском Салоне, однако они были отвергнуты. Впоследствии познакомился с Гюставом Курбе и Эдуаром Мане, стал профессиональным художником. Фантен-Латур отдавал предпочтение "хорошо сочиненным" сюжетам и композициям. Он не писал пейзажей с натуры, а часто использовал в своих работах литературные темы, аллегории и музыкальные образы Вагнера, Берлиоза, Шумана, Брамса. Особенно широко известны его портреты, самый большой из них - В честь Делакруа (1864, Париж, Лувр). На нем вокруг Делакруа изображены Бодлер, Мане, Уистлер, Шанфлери и Дюранти. В композиции Угол стола (1872, там же) среди прочих представлены Верлен и Рембо. В числе лучших произведений Фантен-Латура - небольшие работы, такие, как камерные портреты членов семьи художника, портрет Мане, этюды цветов. Его картины отличает точность рисунка и утонченность сочетаний приглушенных и мягких серых тонов. Почти натуралистическая трактовка сюжета в произведениях Фантен-Латура свидетельствует о том, что художественная традиция, идущая от Давида и Энгра, под влиянием фотографии развивалась к более точному, почти иллюзионистическому отображению видимого мира. Умер Фантен-Латур в Бюре 25 августа 1904.

ЛИТЕРАТУРА

Калитина Н.Н. Французский портрет XIX в. М., 1985

ФАРАБИ АБУ НАСР ИБН МУХАММЕД

ФАРАБИ, или Аль-Фараби (ок. 870-950), настоящее имя - Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед аль-Фараби. Родился в Фарабе на Сырдарье в турецкой семье. Образование получил в Багдаде, его учителями в основном были сирийцы-христиане, знатоки греческой науки и философии. Жил в Алеппо при дворе правителя. Умер Фараби в Дамаске в 950. Фараби считают одним из великих арабских философов; он был прозван "Вторым учителем" (первым считался Аристотель). Тщательно изучал греческую философию, особенно Платона и Аристотеля, работы которых переводил, перелагал в афористической форме и подражал им. Следуя традиции поздних греческих комментаторов Аристотеля, он полагал, что Аристотель и Платон в существенно важных вопросах были солидарны друг с другом, и энергично пытался согласовать те моменты, в которых они расходились. В противовес эмпиризму Рази, Фараби оставался верен дедуктивному методу; он считал, что мир не вечен, но сотворен, и стремился доказать, что Аристотель придерживался того же взгляда и что разрыв между абсолютным единством Бога и множественностью действительного мира заполнен рядом последовательных эманаций. Различая потенциальный, актуальный и приобретенный интеллект, полагал, что с помощью последнего возможно постижение "действенного ума", или Бога. Фараби написал ок. 100 работ, многие из которых не сохранились, а другие существуют только в латинских переводах. Не так давно были найдены некоторые арабские оригиналы. Среди наиболее интересных сочинений - Трактат о взглядах жителей добродетельного города (Китаб ара ахл аль-мадинат аль фадила) (по образцу платоновского Государства) и Жемчужина премудрости (Исбат аль-акль), первая в арабской литературе попытка систематизации знаний. Фараби занимался не только философией, но и науками; он оставил трактат о музыке, в котором греческая теория применяется к арабской практике.

ЛИТЕРАТУРА

Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970 Фараби. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975

ФАРАДЕЙ МАЙКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАРЕНГЕЙТ ГАБРИЕЛЬ ДАНИЕЛЬ

ФАРЕНГЕЙТ Габриель Даниель (Fahrenheit, Gabriel Daniel)

(1686-1736), немецкий физик, создатель первого пригодного для практического использования стеклянного ртутного термометра и температурной шкалы, носящей теперь его имя. Родился 24 мая 1686 в Данциге (ныне Гданьск, Польша). Изучал физику в Германии, Голландии и Англии. Почти всю свою жизнь прожил в Голландии, где занимался изготовлением точных метеорологических приборов. В 1709 изготовил спиртовой, в 1714 - ртутный термометры, использовав новый способ очистки ртути. Для своего ртутного термометра Фаренгейт построил шкалу, имеющую три реперные точки: 0° соответствовал температуре смеси вода - лед - нашатырный спирт, 96° - температуре тела здорового человека, а в качестве контрольной температуры было принято значение 32° для точки таяния льда. Температура кипения чистой воды по шкале Фаренгейта составила 212°. Шкала Фаренгейта применяется во многих англоязычных странах, хотя постепенно уступает место стоградусной шкале Цельсия. Помимо изготовления термометров, Фаренгейт занимался усовершенствованием барометров и гигрометров. Исследовал также зависимость изменения температуры кипения жидкости от атмосферного давления и содержания в ней солей, обнаружил явление переохлаждения воды, определил температуру смесей горячей и холодной воды, составил таблицы удельных весов тел. Умер Фаренгейт в Гааге 16 сентября 1763.

ЛИТЕРАТУРА

Кудрявцев П.С. История физики, т. 1. М., 1956

ФАРИСЕИ

ФАРИСЕИ (древнеевр. "перушим" - "обособившиеся"), учители еврейского Закона, действовавшие с начала 2 в. до н.э. и до конца 1 в. н.э. Изначально это было прозвище (в смысле "отступники", "еретики"), данное им их противниками саддукеями, но впоследствии оно приобрело уважительный оттенок. Сами фарисеи называли себя мудрецами или книжниками. Фарисеи, претендовавшие на роль учителей еврейского народа, не считали себя отдельной сектой. Они вели свое происхождение от книжника Ездры, разъяснявшего народу Тору и давшему к ней толкования (Неем 8:8). По свидетельству Нового Завета (хотя и враждебного к ним), а также Иосифа Флавия и раввинистической литературы, фарисеи пользовались у народа авторитетом, в отличие от саддукеев, поддерживаемых только священничеством и богатыми землевладельцами. Фарисеи считали, что Устная Тора, состоящая из традиционных комментариев и законодательных предписаний, продолжает и развивает Писаную Тору, расширяя сферу ее применения и изменяя ее сообразно обстоятельствам. Так, библейское предписание "око за око" (Исх 21:24) Устная Тора трактует как требование денежной компенсации за нанесение такого увечья. Знатоками Устной Торы считали себя мудрецы (позже их стали называть "рабби"), не являвшиеся священниками и происходившие из любого сословия (подобно библейским пророкам, которых фарисеи провозглашали своими предшественниками). Саддукеи же отрицали Устную Тору и принимали только Писаную, разъяснять которую могли, по их мнению, только священники. Они, в свою очередь, не признавали фарисеев, а свое учение основывали на трех принципах: Библия, Храм, духовенство. Разрушение Храма в 70 нанесло саддукеям сокрушительный удар, и они сошли с исторической сцены. Основой всего последующего иудаизма стало учение фарисеев. Враждебные всякой власти, фарисеи вступили в конфликт с царями Хасмонейской династии, сосредоточившими в своих руках власть первосвященника и монарха, позднее противостояли Ироду I, а затем вели борьбу с римлянами. Однако они оказывали поддержку тем властителям, которые правили в соответствии с фарисейским учением, в частности, хасмонейской царице Саломее Александре и царю Агриппе I. Саддукеи же неизменно поддерживали верховную власть. Кроме того, первосвященники, включая Каиафу, фактически всегда назначались римскими властями из саддукеев. В Новом Завете отношение к фарисеям неоднозначно. В евангелиях они описываются как противники Иисуса, хотя первосвященник, предавший Иисуса римлянам, был из саддукеев. Вместе с тем, когда Павел и другие апостолы были арестованы, благодаря заступничеству фарисейского лидера Гамалиила их освободили из-под стражи (Деян 5:34-40). Павел говорил о себе: "Я фарисей, сын фарисея" (Деян 23:6). После разрушения Храма фарисеи положили начало раввинистическому иудаизму. Из раввинистической литературы (Мишна, Талмуд и др.) нам известно о таких фарисейских законоучителях, как Шимон бар Шетах, Гиллель, Шаммай и Гамалиил.

ФАРКЕР ДЖОРДЖ

ФАРКЕР Джордж (Farquar, George) (1677-1707), англо-ирландский драматург. Родился в мае или июне 1677 на севере Ирландии. Учился в Лондондерри и Тринити-колледже Дублинского университета, потом стал актером. Не сумев добиться успеха на сценических подмостках в Дублине, перебрался в Лондон, где вскоре открыл в себе талант комедиографа. Умер Фаркер в Лондоне 29 апреля 1707. Последний из плеяды ярчайших комедиографов Реставрации, он не избежал новейших морализаторских тенденций. Его ранние пьесы - Любовь и бутылка (Love and Bottle, 1698), Верная чета, или Путешествие на юбилей (The Constant Couple, or A Trip to the Jubilee, 1699), принесшая ему деньги и славу, и Сэр Гарри Уайлдер (Sir Harry Wildair, 1701) - написаны в живой и несколько вульгарной манере. В комедии Братья-соперники (The Twin Rivals, 1702) различаются нотки сентиментализма. Сегодня с именем Фаркера связывают лишь две его последние пьесы - Офицер-вербовщик (The Recruiting Officer, 1706) и Хитроумный план щеголей (The Beaux Stratagem, 1707). Обе пьесы выделялись уже тем, что действие в них разворачивается в провинции и автор симпатизирует своим героям. Хитроумный план щеголей - более удачная комедия, чем Офицер-вербовщик, в ней речь идет о приключениях двух лондонских щеголей, приехавших в сельские места в поисках любовных приключений. Крепкий, безыскусный юмор Фаркера, динамичное действие его пьес, сельские типы, угрызения совести попадающих в сомнительные ситуации героев обеспечили этой комедии непреходящий успех.

ЛИТЕРАТУРА

Фаркер Дж. Комедии. М., 1973

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАРРАР ДЖЕРАЛЬДИНА

ФАРРАР Джеральдина (Farrar, Geraldine) (1882-1967), американская певица, звонкое сопрано и яркая внешность которой сделали ее оперной звездой начала 1900-х годов. Фаррар родилась 28 февраля 1882 в Мелрозе (шт. Массачусетс). Училась пению у Эммы Терзби, совершила поездку по Европе, дебютировав в 1901 в Берлине в Фаусте Гуно. В Нью-Йорке она появилась впервые на сцене "Метрополитен-опера" в 1906, в Ромео и Джульетте Беллини. Голубоглазая темнокудрая красавица выступала в "Метрополитен-опера" до 1922, собирая огромную аудиторию. Наиболее удачными в творчестве Фаррар были главные партии в операх Мадам Баттерфлай, Кармен, Манон, Тоска. Нередко она появлялась в дуэте с прославленным тенором Э.Карузо. Фаррар снялась в нескольких фильмах, в том числе в немой картине Кармен (1915). Ее автобиография Сладкое бремя (Such sweet compulsion) опубликована в 1938. В том же году она ушла со сцены.

Певица скончалась в Ридженфилде (шт. Коннектикут) 11 марта 1967.

ФАРРЕЛЛ СЬЮЗЕН

ФАРРЕЛЛ Сьюзен (Farrell, Suzanne) (р. 1945), американская балерина, родилась в штате Огайо. С 1961 танцевала в труппе "Нью-Йорк сити балле". Баланчин поставил для нее много балетов, в том числе Раздумье (Meditation на музыку Чайковского, 1964), Дон Кихот (музыка Николаса Набокова, 1965), раздел "Бриллианты" в балете Драгоценности (1967). В 1969 ее мужем стал танцовщик Поль Мехия, и они оба были вынуждены покинуть труппу. Фаррелл выступала с коллективом Мориса Бежара до 1975, когда Баланчин предложил ей (но не ее мужу) вернуться в "Нью-Йорк сити балле". На этом последнем этапе творчества Баланчин использовал в своих произведениях ее редкие данные; красивые линии танца и выразительность. В числе наиболее значительных балетов, которые она исполняла, - Чакона (на музыку К.В.Глюка 1976), Венские вальсы (на музыку И.Штрауса-сына, Ф.Легара и Р.Штрауса, 1977), Танцы давидсбюндлеров Роберта Шумана (Robert Schumann's Davidsbndlertnze на музыку Р.Шумана, 1980), Моцартиана (на музыку Чайковского, 1981). После тяжелой операции на бедре она вернулась в труппу в 1987, однако в 1989, когда потребовалась еще одна операция, вынуждена была покинуть сцену.

ФАРСАЛ

ФАРСАЛ - битва при Фарсале, решающее сражение в гражданской войне между Цезарем и Помпеем, состоялось в Фессалии летом 48 до н.э. Возможно, ошибкой было уже то, что Помпей пошел на сражение, поддавшись самоуверенным настроениям своего штаба и понадеявшись на численное превосходство, прежде всего на конницу. Действительно, конница Помпея на его левом фланге опрокинула конницу Цезаря, однако Цезарь заранее поставил позади своего правого фланга отборных легионеров, которые не только устояли против коницы, но своим натиском обратили ее в бегство. После этого они повернули против правого фланга Помпея и обрушились на него с тыла, а с фронта их одновременно поддержали воины третьей линии левого фланга, которых Цезарь приберег для решающего момента. Войско Помпея обратилось в бегство, потери Цезаря составили не более 200 человек. Помпей бежал в Египет, где был убит тотчас после высадки.

ФАРУК I

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАСЦИИ

ФАСЦИИ (fasces, един. чис. fascis), связка вязовых или березовых прутьев, связанных красным шнуром, которую носил на левом плече ликтор (служитель при магистрате, должностном лице) в Древнем Риме. Фасции символизировали право магистрата силой добиваться повиновения. За пределами городских стен ликтор носил еще и воткнутый в фасции топор (securis), что означало право магистрата, в качестве военачальника, казнить и миловать своих подчиненных. В 1919 Бенито Муссолини избрал фасции символом своего движения, что и дало название его партии - фашистская.

ФАТИМА

ФАТИМА - дочь Мухаммеда. У пророка ислама было несколько детей от первой жены Хадиджи, однако пережила его лишь Фатима. Выйдя замуж за Али, двоюродного брата и одного из ближайших сподвижников Мухаммеда, она родила Хасана и Хусейна, единственных мужских потомков пророка (третий сын умер младенцем). Таким образом, Фатима положила начало роду шиитских имамов. К ней возводят свое происхождение и фатимидские халифы, правившие в 909-1171. Потомки Али и Фатимы от их сына Хасана получили привилегированный титул "шариф" ("благородный"), тогда как к потомкам Хусейна обращались "сайид" ("господин"). Зачастую это различие не соблюдалось, и титул "шариф" использовался как родовой. Не все потомки Мухаммеда, имеющие право носить зеленые тюрбаны (встречаются также белые и голубые), принадлежат к шиитскому исламу. Суннитскими шарифами являются члены рода хашимитов, игравшие заметную роль в современной истории Аравии, Сирии, Иордании и Ирака.

ФАТИМИДЫ

ФАТИМИДЫ - мусульманская династия, которая обосновывала свое право на власть в халифате родством с дочерью пророка Мухаммеда Фатимой. В 10 в. глава сирийских шиитов Убейдаллах прибыл в северо-западную Африку, чтобы возглавить движение берберов, которое организовал его военачальник Аш-Шии. Убейдаллах был провозглашен махди, к 909 установил контроль над этой частью Африки, затем продвинулся на восток до Египта, который подвергался постоянным набегам. Империя окрепла при сыне Убейдаллаха Каиме и внуке Мансуре, тогда же была завоевана Сицилия. В 972 сын Мансура Муиз был признан халифом Египта и сделал его столицей Каир. Марокко, Триполи и Сицилия стали мусульманскими провинциями, где возникли свои полунезависимые династии. В 11 в. Сицилия отошла к норманнам, и в 12 в. Рожер II, король сицилийский, завершил завоевание Марокко. Фатимиды некоторое время успешно правили Египтом. Третий фатимидский халиф Хаким оказывал поддержку Каирскому университету и основал громадную библиотеку. Хаким преследовал христиан, разрушил храм Гроба Господня в Иерусалиме, а в 1020 объявил себя святым. В период своего расцвета Фатимиды подчинили большую часть Аравийского полуострова, но затем власть династии начала слабеть и в конце концов Фатимиды были сокрушены норманнами, турками и венецианцами. После 1129 халифы из династии Фатимидов превратились в марионеток в руках армии и могущественных визирей. После смерти в 1171 Адида, последнего Фатимида, визирь Саладин получил титул султана, признав сюзеренитет аббасидского халифа Багдада.

ФАТИМСКОЕ ЯВЛЕНИЕ БОГОМАТЕРИ

Фатима - деревушка в Португалии, в 115 км к северу от Лиссабона, в окрестностях которой в 1917 являлась Дева Мария трем детям (по их свидетельству) - Лусии дос Сантос (р. 1907), ее кузену Франсиско и кузине Хасинте Марто. Богоматерь являлась 6 раз (между 13 мая и 13 октября 1917), она призывала людей к покаянию и усиленному чтению молитв Розария. Лусия, ставшая впоследствии монахиней-кармелиткой, уверяла также, что Богоматерь просила, чтобы Россия была посвящена ее Непорочному Сердцу. Культ Фатимской Божьей Матери был официально утвержден Римско-католической церковью. В Фатиме был сооружен храм (окончание строительства - 1944), ставший местом паломничества.

ЛИТЕРАТУРА

Стахович М.А. Фатимские явления Божьей Матери. М., 1992

ФАУЛС ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАЭТОН

ФАЭТОН - в греческой мифологии, сын Гелиоса и нимфы Климены. Он убедил отца позволить ему править колесницей солнца, совершающей путь по небосводу. Однако кони Фаэтона понесли, испугавшись Скорпиона, и ринулись к земле. Чтобы предотвратить всеобщий пожар, Зевс поразил Фаэтона молнией, сбросив его в воды реки Эридан. Эта история прекрасно рассказана в Метаморфозах Овидия. Платон видел в мифе о Фаэтоне выразительнейший пример того, как воспоминание о катастрофических катаклизмах небесного происхождения отражается и сохраняется в мифах: "Уже были и еще будут многократные и различные случаи погибели людей, и притом самые страшные - из-за огня и воды... Отсюда и распространенное у вас сказание о Фаэтоне, сыне Гелиоса, который будто бы некогда запряг отцовскую колесницу, но не смог направить ее по отцовскому пути, а потому спалил все на Земле и сам погиб, испепеленный молнией. Положим, у этого сказания облик мифа, но в нем содержится и правда: в самом деле, тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара" (Тимей, 22 c-d).

ФЕДЕРАЛИСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (Федор III)

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ

(1661-1682) русский царь, старший сын царя Алексея и его первой жены Марии Милославской. Родился 30 мая (9 июня) 1661 в Москве. Получил образование под руководством Симеона Полоцкого, выдающегося богослова, церковного проповедника и писателя, который в 1667 стал главным наставником царских детей. Федор знал латынь, греческий и польский языки, увлекался церковным пением. Он был объявлен наследником трона 1 сентября 1674, а престол занял после смерти отца 29 января 1676. Сначала Федор под влиянием Милославских сослал вторую жену своего отца Наталью Нарышкину и ее сына Петра (будущего Петра Великого) в подмосковную деревню. Однако постепенно Федор освободился от влияния Милославских. В 1682 Федор взял в жены Марфу Апраксину, родственницу И.М.Языкова. Последний вместе с А.Т.Лихачевым теперь оказывали сильное влияние на царя. Первые четыре года царствования Федор вел войны - за удержание Украины, с турками, с крымскими татарами (1676-1681) и со шведами. В 1681 был подписан Бахчисарайский мирный договор с Турцией, которая отказалась от всех притязаний на Левобережную Украину. Федор проводил реформы в управлении государством и в организации армии. В 1678 была проведена перепись населения. Было уничтожено местничество (1682), система получения постов (мест) на гражданской, военной и придворной службе с учетом родословной (происхождения) человека и его собственных заслуг. Умер Федор 27 апреля (7 мая) 1682.

ЛИТЕРАТУРА

Богданов А.П. Царь Федор Алексеевич. 1676-1682. М., 1994

ФЕДОР БОРИСОВИЧ

ФЕДОР II, Федор Борисович Годунов (1589-1605), русский царь, сын Бориса Годунова. Был провозглашен царем после смерти отца 13 апреля 1605. Федор был хорошо образован, отличался живым умом и большой физической силой. В царствование Бориса его имя сопровождало отцовское во всех официальных актах. 1 июня того же года был смещен заговорщиками-боярами и убит вместе с матерью 20 июня 1605 по приказу Лжедмитрия I.

ФЕДОР ИВАНОВИЧ

ФЕДОР ИВАНОВИЧ (1557-1598) (Федор I), русский царь (1584-1598), последний представитель династии Рюриковичей. Родился 31 мая 1557, второй сын царя Ивана IV Грозного и его первой жены - Анастасии Романовой. Физически слабый, отличался глубокой религиозностью, любил длительные церковные службы и даже пел на клиросе. В 1580 по выбору Ивана женился на Ирине Годуновой. В 1582, после убийства отцом его старшего брата, Федор официально провозглашен наследником престола. Перед смертью Иван поручил попечительство над Федором т.н. Регентскому совету из 5 человек, куда входили в частности дядя Федора Никита Романович и его шурин Борис Годунов. 19 (29) марта 1584, после смерти Ивана, Федор стал царем. Во время царствования Федора фактическим правителем Московского царства был Борис Годунов (Никита Романович умер в 1586). Важным событием царствования Федора стало возвышение в 1589 Московской митрополии до уровня патриархата, в результате чего Русская православная церковь в каноническом и юридическом отношениях стала независимой от Греческой православной церкви. После русско-шведской войны 1590-1593 по Тявзинскому миру 1595 Россия получила города и районы Новгородской области, захваченные во время Ливонской войны Швецией; была присоединена Западная Сибирь и другие земли. При Федоре поощрялись торговые связи с англичанами, которым в 1587 было предоставлено право беспошлинной торговли в России. Умер Федор 7 (17) января 1598.

ЛИТЕРАТУРА

Морозова Л.Е. Федор Иванович. - Вопросы истории, 1994, № 2

ФЕДОТОВ ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДР

ФЕДР (Phaedrus) (ок. 15 до н.э. - ок. 50 н.э.), латинский баснописец, по происхождению фракиец. В ранней молодости Федр был рабом, но впоследствии император Август даровал ему свободу. До нас дошли 93 стихотворные басни Федра, распределенные по 5 книгам. Некоторые из них - оригинальные произведения Федра, но большая часть является переработками басен из Эзопова сборника. Язык Федра достаточно прост, и мораль совершенно ясна, однако изложение подчас слишком сжато. Прозаический пересказ произведений Федра, дошедший до нас под названием Ромул и восходящий, вероятно, к 10 в., явился важным первоисточником для средневековых баснописцев.

ЛИТЕРАТУРА

Федр, Бабрий. Басни. М., 1962 Гаспаров М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). М., 1971 Античная басня. М., 1991

ФЕЙЕРБАХ ЛЮДВИГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЙЕРВЕРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЙНМАН РИЧАРД ФИЛЛИПС

ФЕЙНМАН Ричард Филлипс (Feynman, Richard Phillips)

(1918-1988), американский физик, удостоенный в 1965 Нобелевской премии по физике (совместно с японским ученым С.Томонагой и американским ученым Ю.Швингером) за работы по квантовой электродинамике. Родился 11 мая 1918 в Нью-Йорке. В 1939 окончил Массачусетский технологический институт, в 1942 получил степень доктора философии в Принстонском университете, где работал в 1942-1943. В 1943-1945, будучи сотрудником Лос-Аламосской лаборатории, участвовал в создании атомной бомбы. В 1945-1959 - профессор физики Корнеллского университета, с 1950 - профессор Калифорнийского технологического института в Пасадене. Основные работы Фейнмана посвящены квантовой электродинамике, квантовой механике, статистической физике. С помощью созданной Фейнманом в 1948 (независимо от Томонаги и Швингера) современной квантовой электродинамики удалось преодолеть те трудности, которые возникли, когда квантовую механику стали применять в теории взаимодействия электромагнитного поля с электронами и другими заряженными частицами. В 1949 Фейнман разработал способ объяснения возможных превращений частиц - т.н. диаграммы Фейнмана (при этом позитроны рассматривались как электроны, движущиеся вспять во времени). Такой метод позволил существенно упростить аппарат квантовой электродинамики. В 1958 Фейнман вместе с М.Гелл-Маном разработал количественную теорию слабых взаимодействий. В 1972 создал полуфеноменологическую картину появления новых частиц при столкновениях (масштабная инвариантность). В 1969 предложил модель нуклона. В квантовой механике разработал метод интегрирования по траекториям. Независимо от Л.Онзагера создал теорию квантованных вихрей в сверхтекучем гелии (1988), одним из первых предложил применять методы теории возмущений к проблеме квантования гравитационного поля. Фейнман - один из авторов широко известного университетского курса лекций по физике, переведенного на многие языки. Умер Фейнман 15 февраля 1988 в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния).

ЛИТЕРАТУРА

Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике, тт. 1-9. М., 1965 Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987

ФЕЙСАЛ I

ФЕЙСАЛ I (1885-1933), основатель и первый король современного Ирака. В годы Первой мировой войны командовал арабскими частями в составе экспедиционного корпуса генерала Алленби, воевавшего против турок. Со временем стал главнокомандующим арабской армией. Королем стал в 1920 в Сирии, но не смог найти общего языка с французской администрацией и был изгнан из страны. После этого предложил себя англичанам в качестве кандидата на иракский трон и в 1921 был коронован. Несмотря на то, что Фейсал не переставал выступать за независимость страны, у него сохранялись хорошие отношения с Великобританией, получившей мандат Лиги наций на управление Ираком. Проводимая Фейсалом политика реформ привела к тому, что в 1932 британцы выступили с предложением о предоставлении Ираку независимости и приеме его в Лигу наций. Умер Фейсал в Берне (Швейцария) 8 сентября 1933.

ФЕЙСАЛ ИБН АБД АЛЬ-АЗИС АС-САУД

ФЕЙСАЛ ибн Абд аль-Азис ас-Сауд (ок. 1906-1975), король Саудовской Аравии с 1964 по 1975. Во время его правления Саудовская Аравия стала крупнейшим мировым экспортером нефти и влиятельной финансовой силой. Фейсал был правоверным мусульманином из пуританской секты ваххабитов и противился реформам, которые могли подорвать ваххабизм или позиции правящих семей Саудовской Аравии. Покровительствовал арабским консервативным группировкам и был непримиримым противником коммунизма. Фейсал родился в Эр-Рияде в Неджде (ныне Саудовская Аравия) около 1906. В 1926 его отец, Ибн Сауд, сделал Фейсала вице-королем Хиджаза и назначил министром иностранных дел. Фейсал был главным дипломатическим представителем Саудовской Аравии вплоть до смерти Ибн Сауда в 1953. Тогда Фейсал был назван наследным принцем, а его брат Сауд стал королем. Сауд был слабым и распутным правителем, поэтому с 1958 по 1960, на короткое время в 1962 и с середины 1963 Фейсалу была передана вся полнота исполнительной власти. В марте 1964 Фейсал был назначен регентом, а в ноябре 1964, после смещения Сауда, стал королем. Фейсал выдвинулся в лидеры арабского мира после смерти египетского президента Абдель Насера в 1970. Он оказал помощь преемнику Абдель Насера Анвару Садату и в 1973, во время войны против Израиля, в еврейский религиозный праздник йом-киппур помог организовать эмбарго на поставки нефти в страны, которые поддерживали Израиль. Благодаря резкому подъему цен на нефть в 1973-1974, которого добились страны-экспортеры нефти, Фейсал стал ключевой фигурой в регионе.

Умер Фейсал в Эр-Рияде 25 марта 1975.

Предыдущая страница Следующая страница