Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "У" (часть 1, "У"-"УНИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У" (часть 1, "У"-"УНИ")

У ВЭЙ

У ВЭЙ - "Недеяние", "отсутствие [[целенаправленной]] деятельности" - термин китайской философии, в особенности даосизма. Состоит из иероглифов - "у" ("отсутствие/небытие", см. Ю - У), выполняющего роль оптативного отрицания, и "вэй" ("деяние, свершение, осуществление"), означающего целенаправленный процесс деятельности, по достижению конкретного состояния. Согласно прямой дефиниции Мо-цзы (гл. 40, опр. 75), "вэй - это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)". Даосы, провозгласив отказ от своевольного целеполагания и высмеяв веру в исчерпывающее знание, выразили в отрицательном понятии "у вэй" принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (вэй у вэй), "занятия делом недеяния" (чу у вэй чжи ши), чему присуща универсальная результативность, ибо такова сущность, "постоянно бездействующего (у вэй), но все осуществляющего дао" и таково воплощение дэ. (Дао дэ цзин, 2, 3, 10, 37, 51,63, уточняющие определения даны также в гл. 36 Гуань-цзы и гл. 20 Хань Фэй-цзы). В Чжуан-цзы (гл. 7) у вэй, воплощающееся в самопроизвольном "превращении вещей" (у хуа), приобрело мистическую окрашенность как способность подобного пустоте или зеркалу совершенного человека выходить за пределы естества и "побеждать вещи" (шэн у), что стало теоретической основой для так называемого религиозного даосизма и производной от него "алхимии". В противоположность этой тенденции в синтезировавшем даосизм с другими философскими учениями трактате Хуайнань-цзы у вэй рационализировано как "следование вещам" (инь у) и "совершение дел в соответствии с принципами"

(сюань ли эр цзюй ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП).

Данную позицию укрепил Ван Чун, отождествивший у вэй с "небесной (природной)" (тянь) "естественностью" (цзы-жань), благодаря которой "вещи самоосуществляются" (у цзы вэй) (Лунь хэн, гл. 54). Конфуцианство также признавало, принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, который должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмических импульсов в социальную сферу (Лунь юй, XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в государстве (там же, XVII, 21, VIII, 13).

ЛИТЕРАТУРА

Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972, 1973 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

У НУ

У НУ (Nu, U)

(1907-1995), премьер-министр Мьянмы (Бирмы), родился 25 мая 1907 в г. Вагема, к востоку от Мьяунмья, в семье торговца. После окончания Рангунского университета преподавал в средней школе в Пантавано, затем вернулся для изучения права в университет, из которого в 1936 был исключен за организацию студенческой забастовки. Стал видным деятелем Партии такинов (Добама асиайон), из рядов которой вышло большинство послевоенных руководителей страны. Арестованный англичанами по обвинению в подрывной деятельности в начале Второй мировой войны, был освобожден из заключения в 1942 японцами. Во время последовавшей оккупации Бирмы У Ну служил в марионеточном правительстве Ба Мо. Сохранял тесные отношения с патриотическими силами, которые создали Антифашистскую лигу народной свободы (АЛНС), боровшуюся с японскими захватчиками, а затем против колониального режима. Будучи вице-президентом АЛНС, был избран председателем Конституционного собрания. После убийства Аун Сана 19 июля 1947 У Ну возглавил национально-освободительное движение, завершил переговоры с Великобританией о независимости страны и 4 января 1948 стал первым премьер-министром суверенной Бирмы. В первые десять лет пребывания на этом посту У Ну подавил выступления коммунистов, политическую оппозицию и движение сепаратистов, опиравшееся на национальные меньшинства. Во внешней политике принимал участие в организации Движения неприсоединения на Конференции азиатских и африканских государств в 1955. В 1956 временно оставил пост премьер-министра, чтобы возглавить борьбу за чистоту рядов АЛНС. Потеряв надежду остановить раскол партии, У Ну в июне 1958 удалил своих соперников из правительства и назначил новые выборы. Когда в сентябре над кабинетом министров нависла угроза отставки, У Ну передал власть временному правительству во главе с другим деятелем Партии такинов - генералом Не Вином. Ревностный буддист, У Ну был активным борцом за демократические права и свободы, выступал против идеологов однопартийной системы. Выборы 1960 подтвердили авторитет У Ну, который в апреле 1960 вернулся на пост премьер-министра. Однако уже в марте 1962 власть захватили военные, после чего У Ну содержался под арестом до 1966. В 1969 он бежал из страны и до объявления всеобщей амнистии в 1980 находился в эмиграции. Стал главой правительства в 1988, когда Не Вину пришлось уйти в отставку под давлением народных масс, требовавших проведения демократических реформ. Вскоре военные совершили еще один государственный переворот, и У Ну вновь подвергся аресту. После своего освобождения в 1992 выступал в защиту видной активистки демократического движения, политической заключенной Аун Сан Су Джи - лауреата Нобелевской премии мира, дочери Аун Сана.

Умер У Ну 14 февраля 1995.

У СИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

У ТАН

У ТАН (Thant, U) (1909-1974), бирманский государственный деятель. В ноябре 1962 был избран генеральным секретарем ООН, исполнять обязанности которого начал с ноября 1961, после гибели своего предшественника Дага Хаммаршельда. У Тан получил образование в Рангунском университете, где подружился с У Ну, позже ставшем премьер-министром. По окончании университета оба преподавали английский язык и современную историю в Пантаванской средней школе. В дальнейшем они стали администраторами в системе просвещения. Тан тогда же писал заметки о политических новостях для ведущих бирманских газет. После достижения Бирмой (Мьянмой) независимости в 1948 Тан был личным советником У Ну. В 1957 был назначен главой бирманской делегации в ООН. Занимал пост генерального секретаря ООН в 1962-1966, 1966-1971. Приложил много сил для смягчения международной напряженности во время Карибского кризиса 1962 и индо-пакистанского конфликта в 1965. Умер Тан в Нью-Йорке 25 ноября 1974.

УАЙЗ СТЕФАЕ СЭМУЭЛ

УАЙЗ Стефае Сэмуэл (Wise, Stephen Samuel)

(1874-1949), американский реформистский раввин, наиболее влиятельный американский еврейский лидер первой половины 20 в. Родился в Будапеште (Венгрия) 17 марта 1874, в возрасте одного года переехал с родителями в США. После получения степени доктора философии в Колумбийском университете Уайз прошел подготовку для того, чтобы стать раввином, обучаясь частным образом в США и за границей. Деятельность в качестве раввина он начал в Нью-Йорке и в Портленде (шт. Орегон). В 1907 Уайз организовал Свободную синагогу в Нью-Йорке, основанную на принципах открытости и свободного выражения взглядов. Он сыграл видную роль в кампании по отстранению от власти мэра Нью-Йорка Джеймса Дж. Уокера в 1932. Рабби Уайз способствовал созданию Сионистской организации Америки, Американского еврейского конгресса и Всемирного еврейского конгресса. Особую роль он сыграл в основании Еврейского института религии, либеральной школы раввинов. Умер Уайз в Нью-Йорке 19 апреля 1949.

УАЙЛДЕР ТОРНТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

УАЙЛЬД ОСКАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

УАЙТ ПАТРИК ВИКТОР МАРТИНДЕЙЛ

УАЙТ Патрик Виктор Мартиндейл (White, Patrick)

(1912-1990), австралийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1973. Родился 28 мая 1912 в Лондоне; детство провел в Австралии, среднее образование получил в Англии. В 1930-1932 работал на ранчо в штате Новый Южный Уэльс (Австралия); вернувшись в Англию, изучал иностранные языки в Кингз-колледже Кембриджского университета. Получив диплом, остался в Лондоне. Во время Второй мировой войны служил в разведке на Ближнем Востоке и в Греции. В 1948 вернулся в Австралию. Уайт пробовал себя в разных жанрах. Дебютировал поэтическим сборником Пахарь и другие стихи (The Ploughman and Other Poems, 1935), выпустил сборники рассказов Обожженные (The Burnt Ones, 1964) и Какаду (The Cockatoos, 1975). Особый интерес представляют его четыре пьесы - Дурные похороны (The Ham Funeral), Отдых в Сарсапарилле (The Season at Sarsaparilla), Веселый дух (A Cheery Soul) и Ночь на Лысой Горе (Night on Bald Mountain), опубликованные под одной обложкой в 1965. Автобиография Дефекты стекла (Flaws in the Glass) вышла в 1982. Своей литературной славой Уайт обязан главным образом романам Счастливая долина (Happy Valley, 1939), Тетушкина история (The Aunt's Story, 1948), Древо человеческое (The Tree of Man, 1955), Фосс (Voss, 1957), Едущие в колеснице (Riders in the Chariot, 1961), Амулет (The Solid Mandala, 1966), Вивисектор (The Vivisector, 1970), Око бури (The Eye of the Storm, 1974), Пояс стыдливости (A Fringe of Leaves, 1976), Метаморфозы Туайборна (The Twyborn Affair, 1979), Воспоминания анонима (Memoirs of Many in One, 1986). В романах выведена галерея "обожженных", эмоционально ущербных одиночек, ведущих отшельническую жизнь. Защищаясь от пустоты своего существования, персонажи Уайта уходят в мир грез и фантазий, а в поздних романах - в мир искусства. Главные книги Уайта - Тетушкина история, Древо человеческое и Фосс. В них центральные персонажи, отрезанные от нормального уклада жизни, обретают некое особенное знание, в котором их внутреннее "я" сливается с природным миром. С течением времени романы Уайта становились все более отмечены неприятием цивилизации и элементами мистицизма; в Вивисекторе, затрагивающем проблему отчуждения художника, личные взаимоотношения трактуются как цепочка саморазрушительных коллизий. Умер Уайт в Сиднее 30 сентября 1990.

ЛИТЕРАТУРА

Уайт П. Древо человеческое. М., 1976 Уайт П. Какаду. - В кн.: Три австралийские повести. М., 1985 Уайт П. Женская рука. М., 1986

УАЙТХЕД АЛФРЕД НОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УАТТ ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

У-ВЕЩЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГАНДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГАНДА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГАНДА. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГЛЕРОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГЛЕРОДА ДИОКСИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГЛЕРОДА СЕМЕЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГЛЕРОДА ЦИКЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УГОЛЬ ИСКОПАЕМЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЗБЕКИСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЗБЕКИСТАН. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЗБЕКИСТАН. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УИКЛИФ ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

УИЛКИНС МОРИС

УИЛКИНС Морис (Wilkins, Maurice Hugh Frederick)

(р. 1916), английский биофизик, удостоенный в 1962 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с Дж.Уотсоном и Ф.Криком) за открытия в области молекулярной генетики. Родился 15 декабря 1916 в Понгароа (Новая Зеландия). Вместе с семьей в возрасте шести лет переехал в Англию. Окончил Кембриджский университет; в 1940 получил степень доктора философии в области физики в Бирмингемском университете. Во время Второй мировой войны занимался совершенствованием радаров. В течение двух лет работал в Калифорнийском университете в Беркли в рамках Манхаттанского проекта. С 1946 работал в Кингз-колледже в Лондоне (с 1962 возглавлял отдел молекулярной биологии, с 1970 - профессор биофизики этого колледжа). Наибольшую известность принесли Уилкинсу его работы по рентгеноструктурному анализу дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Исследуя рассеяние рентгеновских лучей на кристаллах ДНК, он со своими коллегами по Кингз-колледжу получил данные, свидетельствующие о том, что молекула ДНК - регулярная структура, по-видимому, имеющая форму спирали. Эти результаты послужили основанием для построения Уотсоном и Криком их знаменитой модели ДНК - двойной спирали. Впоследствии Уилкинс исследовал структуру рибонуклеиновых кислот (РНК) - молекул, участвующих в синтезе белков в клетке. Уилкинс - автор ряда работ по биофизике нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА

Уотсон Дж. Двойная спираль. М., 1969 Альбертс Б., Уотсон Дж. и др. Молекулярная биология клетки. М., 1994

УИЛСОН ЭДУАРД

УИЛСОН Эдуард (Wilson, Edward Osborne)

(р. 1929), американский энтомолог и этолог. Родился 10 июня 1929 в Бирмингеме (шт. Алабама). Учился в Алабамском университете, в 1950 получил степень магистра в области биологии, в 1955 - степень доктора философии в Гарвардском университете. В 1964-1972 - профессор зоологии Гарвардского университета, с 1972 - куратор по вопросам энтомологии в Музее сравнительной зоологии, с 1973 - президент Общества по изучению эволюции. Уилсон известен своими исследованиями, посвященными поведению и экологии муравьев, и считается ведущим специалистом в этой области. Первую работу о коммуникации муравьев с помощью особых химических веществ - феромонов он написал в 1959, а более полные сведения на эту тему собраны в книге Муравьи (The Ants, 1990), написанной Уилсоном в соавторстве с Б.Холлдоблером. В 1971 в классической работе Сообщества насекомых (The Insect Societies) Уилсон представил результаты исследований социального поведения муравьев, термитов, пчел и ос. В следующем фундаментальном труде, Социобиология: новый синтез (Sociobiology: The New Synthesis, 1975), Уилсон сформулировал теорию биологических основ социального поведения животных и человека. В последней главе книги он попытался доказать, что некоторые аспекты поведения человека (например, традиционное разделение труда по признакам пола) генетически детерминированы, и в этом отношении человек ничем не отличается от животных. Эта концепция вызвала серьезную критику, на которую Уилсон ответил своей следующей книгой - О природе человека (On Human Nature, 1978), получившей Пулитцеровскую премию. В 1980-х годах Уилсон обратился к проблеме исчезновения многих видов растений и животных. В 1992 написал фундаментальный труд Многообразие жизни (The Diversity of Life), в котором представил результаты изучения и систематизации биологического мира.

УИЛЬЯМ МАЛЬМСБЕРИЙСКИЙ

УИЛЬЯМ МАЛЬМСБЕРИЙСКИЙ (William of Malmesbury)

(ок. 1090-1143), английский хронист, монах Мальмсберийского аббатства, где он был библиотекарем. О происхождении Уильям известно лишь, что в его жилах текла и норманнская, и английская кровь. Главные труды Уильяма - Деяния английских королей, Новая история (Gesta regum Anglorum, Historia novella), а также Деяния понтификов (Gesta pontificum). Gesta regum в пяти книгах содержит повествование о королях Англии с эпохи римского владычества до 1127. Она демонстрирует определенную ученость и литературные достоинства автора, ее оживляют занимательные анекдоты. Подобным же образом о жизни епископов повествует Gesta Pontificum. Тем не менее со строго исторической точки зрения наиболее важным трудом Уильяма является Historia novella в трех книгах - как продолжение Gesta regum. Здесь он касается событий, которые происходили при его жизни, описывая их год за годом на основании надежных источников. Главная тема - длительная и опустошительная гражданская война между Стефаном, графом Блуа, который был избран королем после смерти Генриха I, и дочерью покойного короля Матильдой - первой женой императора Генриха V; позднее в войну втянулся граф Анжуйский Жоффруа, также заявивший о своих притязаниях на трон. Уильям оправдывает Матильду (Роберт, граф Глостер, ее незаконнорожденный брат и верховный полководец, покровительствовал хронисту); но по большей части все же демонстрирует честность и беспристрастность. К сожалению, его хроника заканчивается на 1142.

ЛИТЕРАТУРА

Глебов А.Г. Англия в раннее Средневековье. Воронеж, 1998

УИЛЬЯМ НЬЮБОРСКИЙ

УИЛЬЯМ НЬЮБОРСКИЙ (William of Newburgh) (1136 - ок. 1201), английский хронист. Родился близ Бридлингтона (Йоркшир). Воспитанный в Ньюборском приорате, он постригся в монахи ордена августинцев и, по-видимому, в таком качестве провел всю свою небогатую внешними событиями жизнь. В возрасте ок. 50 лет болезнь лишила Уильяма возможности активно трудиться, и в 1198 он начал свою Историю Англии (Historia rerum Anglicarum), которую завершил до 1201. Хроника начинается с описания норманнского завоевания 1066, более полное изложение ведется с 1135. Датировки Уильяма нередко ошибочны, а излагаемые факты подчас вызывают сомнение, но он несомненно обладал острым историческим чутьем и критическим духом, позволившими ему отвергнуть те вымыслы, которые предлагал в качестве истории Джеффри Монмутский. Historia rerum Anglicarum - скомпилированное на основании здравых суждений из наиболее надежных источников повествование; особенной обстоятельностью отличается описание правления Генриха II.

ЛИТЕРАТУРА

Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе. М., 1987

УИЛЬЯМ УИКЕМ

УИЛЬЯМ УИКЕМ (William of Wykeham)

(1324-1404), епископ Винчестерский и канцлер Англии, родился в Уикеме (Гемпшир) в простой семье. В качестве администратора руководил строительством и реконструкцией ряда замков Эдуарда III; как церковник Уикем - типичный образчик современного ему высшего духовенства, стоящего на службе короны; как политик (хотя не всегда успешный) он находился в центре событий эпохи; но более всего он запомнился как основатель двух учебных учреждений - Нью-колледжа в Оксфорде и колледжа Уинчестер. Вероятно, в 1347 Уикем поступил на службу к Эдуарду III. С 1356 он - инспектор проводившихся королем в различных замках работ; особо следует отметить работы, которые он проводил в Виндзоре. В 1360 Уикем был посредником на переговорах по заключению мира в Бретиньи, через 4 года он стал хранителем королевской печати. Его служба вознаграждалась продвижением по ступеням церковной иерархии: в 1366 Уикем возглавил Линкольнское архидиаконство, имел 11 канонических участков (или пребенд) и приход. О назначении Уикема епископом Винчестерским сообщается, что "редко папа с такой неохотой соглашался с подобным выбором короля". Тем не менее Уикхем проявил себя как деятельный епископ. Первое канцлерство Уикема совпало с возобновлением Столетней войны с Францией. Поражения в войне и общие антицерковные настроения привели в 1371 к его отставке, а в 1376 по настоянию сына короля Иоанна (Джона) Гонта его деятельность на посту канцлера стала предметом обсуждения на Большом соборе, который вынес решение о конфискации церковных владений и доходов Уикема. В 1381 Уикем примирился с Гонтом; в правление Ричарда II его участие в политической деятельности значительно уменьшилась, хотя впоследствии он еще два года являлся канцлером - после того, как в 1389 Ричард смог освободиться от опеки лордов-апеллянтов. В 1369 Уикем купил землю для своего колледжа в Оксфорде; к 1373 он нанял преподавателя для ведения занятий в Винчестере; в 1376 разместил 70 учеников в части здания Нью-колледж. Опала в 1376 замедлила дело, однако в 1380 он приступил к строительству в Оксфорде, а в 1387 - в Винчестере. Его проекты во многом определили архитектуру английских колледжей, а введенные им уставы повлияли на развитие системы колледжей и публичных школ в Англии. Создание в Винчестере школы, которая должна была выпускать будущих студентов Оксфорда, оказалось одним из важнейших событий в истории образования в Англии. В течение десяти лет до смерти Уикема шла реставрация Винчестерского кафедрального собора. Умер Уикем в Бишопс-Уолтхэме (близ Саутгемптона) 27 сентября 1404.

ЛИТЕРАТУРА

Левицкий Я.А. Город и феодализм в Англии. М., 1987

УИЛЬЯМС ТЕННЕССИ

УИЛЬЯМС Теннесси (Williams, Tennessee)

(1911-1983), американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению. Томас Ланир Уильямс родился 26 марта 1911 в Коламбусе (шт. Миссисипи); псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща. Прототипом Уингфилдов в пьесе Стеклянный зверинец (The Glass Menagerie, 1945) послужила семья драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией. Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стесненным материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки-Уэст, Санта-Моника). Его ранняя пьеса Битва ангелов (Battle of Angels, 1940) построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту. В самой известной пьесе Уильямса Трамвай "Желание" (A Streetcar Named Desire, 1947) сражающиеся "ангелы" представляют два типа чувственности: романтичная Бланш Дюбуа - воплощение женской души, ранимой и утонченной; находящийся во власти животных инстинктов Стэнли Ковальски олицетворяет грубое мужское начало. Среди других мятущихся персонажей Уильямса: Альма Уайнмиллер из пьесы Лето и дым (Summer and Smoke, 1948) - чопорная дочка приходского священника, как и сам Уильямс, бежавшая из замкнутого семейного мирка в мир чувственной свободы и эксперимента; Серафина из Татуированной розы (The Rose Tattoo, 1951), боготворящая память о муже - полном мужской силы водителе грузовика с татуированной розой на груди; и сладострастная "кошка Мэгги" из пьесы Кошка на раскаленной крыше (Cat on a Hot Tin Roof, 1955), пытающаяся завоевать благосклонность мужа, равнодушного к ней бисексуала, - один из самых здоровых и жизнеутверждающих образов драматурга. В откровенных Мемуарах (Memoirs, 1975) Уильямс без утайки, с самоиронией пишет о своем гомосексуализме. В позднем творчестве Уильямс исследует взаимоотношения художника и искусства. В ряде камерных пьес он создал скорбные, глубоко личные притчи о художниках, страдающих от растраты таланта и обманутых некогда восторженным приемом публики.

Умер Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983. ЛИТЕРАТУРА

Уильямс Т. Желание и чернокожий массажист: Пьесы; Рассказы. М., 1993 Бернацкая В.И. Теннесси Уильямс. - В кн.: Четыре десятилетия американской драмы (1950-1980). М., 1993

УИЛЬЯМС УИЛЬЯМ КАРЛОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

УИЛЬЯМС ЭМЛИН

УИЛЬЯМС Эмлин (Williams, Emlyn) (1905-1987), Англия, США; актер, драматург, режиссер; запомнился в ролях, сыгранных в собственных пьесах Ночь должна наступить (Night Must Fall, 1936), Зерно не созрело (The Corn is Green, 1941), создатель образа Чарлза Диккенса в жанре "театр одного актера" (1952 и 1970); играл также в пьесах: Человек на все времена (A Man for All Seasons, 1962) Р.Болта, Наместник (The Deputy, 1964) Р.Хоххута, Месяц в деревне (1965) И.С.Тургенева.

УИЛЬЯМС ЭРИК ЮСТАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

УИЛЬЯМСОН НИКОЛ

УИЛЬЯМСОН Никол (Williamson, Nicol) (р. 1939), Англия; несостоятельный "антигерой"" в театральной и экранной версиях пьесы Неприемлемое свидетельство (Inadmissible Evidence, 1966, в рус. переводе - Неподсудное дело) Д.Осборна; Анфилада площадей (Plaza Suite, 1968); спорная трактовка Гамлета (Hamlet, 1969) на лондонской и нью-йоркской сценах; Дядя Ваня (1973), Царь (Rex, 1976), Ненавижу Гамлета (I Hate Hamlet, 1971), Джек: Светская ночь с Джоном Берримором (Jack: A Night on the Town with John Ваrrymore, 1996).

УИССЛЕР КЛАРК

УИССЛЕР Кларк (Wissler Clark)

(1870-1947), американский антрополог, психолог, исследователь культуры американских индейцев, родился 18 сентября 1870 близ Кеймбриджа (шт. Индиана). Получил образование в университете штата Индиана, специализировался по психологии и педагогике. Затем преподавал в Колумбийском университете, где под влиянием Франца Боаса и Ливингстона Ферранда увлекся антропологией; работал в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке и преподавал в Йельском университете. Уисслер провел полевые исследования в прериях западных штатов, где изучал племена индейцев сиу и "черноногих". Основные его публикации - Американский индеец (American Indian, 1917), Человек и культура (Man and Culture, 1923), Индейцы Соединенных Штатов (Indians of United States, 1940). Понятие культурного ареала, часто приписываемое Уисслеру, было разработано совместно Уисслером, Боасом и рядом других ученых в поисках удовлетворительной классификации этнологических коллекций. Умер Уисслер в Нью-Йорке 25 августа 1947.

УИСТЛЕР ДЖЕЙМС

УИСТЛЕР, ДЖЕЙМС ЭББОТ МАКНЕЙ

(Whistler, James Abbot McNeil)

(1834-1903), американский живописец, мастер офорта и литографии. Родился 10 июля 1834 в Лоуэлле (шт. Массачусетс). В 1850-е годы Уистлер начал делать офорты, первая серия которых была опубликована в 1858. В 1855 он уехал в Париж, где учился живописи у Шарля Глейра. Среди живописных произведений раннего периода творчества Уистлера - У фортепиано; Побережье Бретани; Голубая волна. В 1860 он закончил вторую серию офортов - Темза, за которую получил премию Бодлера. С конца 1850-х годов Уистлер жил главным образом в Англии; принимал участие в революционных событиях в Чили (в период Тихоокеанской войны 1864-1866 против Испании) и в 1866 в Вальпараисо написал свое первое произведение Ноктюрн. После этого в жизни художника наступило самое продуктивное время (1862-1878), он исполнил несколько прекрасных портретов, включая знаменитый Портрет матери (1872, Париж, Музей Д'Орсе), а также портреты Томаса Карлейля (1872-1873, Глазго, Городской музей и картинная галерея) и Розы Кордер (1872-1877). В 1878 Уистлер предъявил иск в 1000 фунтов стерлингов знаменитому критику Джону Рескину, допустившему оскорбительное высказывание о его творчестве. Судебный процесс разорил художника, в качестве компенсации он получил всего лишь один фартинг. Этот случай Уистлер описал в своей книге Изящное искусство создавать себе врагов (The Gentle Art of Making Enemies, 1890). Лишившись средств, Уистлер отправился в Венецию, где сделал серию изысканных и тонких офортов. Отчасти поправив материальное положение и утвердив свою репутацию, он стал в 1886 президентом Общества английских художников, но постоянное стремление к полемике и новациям привело к тому, что он был вынужден уйти с этого поста. Картины, выполненные маслом, которые Уистлер начал писать с конца 1870-х годов, не принесли ему признания. Он разводил краску до очень жидкой консистенции, пытаясь следовать рецептам японских живописцев, и его полотна темнели. В офортах Голландской серии, выполненной в 1890-х годах, Уистлер вновь продемонстрировал свое поэтическое видение мира. Он совершил несколько путешествий за границу, а также преподавал в академии Кармен в Париже.

УИТЛЕМ ЭДВАРД ГАФ

УИТЛЕМ Эдвард Гаф (Whitlam, Edward Gough)

(р. 1916), лидер лейбористской партии Австралии и премьер-министр страны. Родился в Кью, пригороде Мельбурна, 11 июля 1916 в семье известного адвоката. Во время Второй мировой войны служил в австралийских ВВС. В 1947 занялся юридической практикой. В 1952 был избран в палату представителей от лейбористской партии. В 1960 стал заместителем лидера лейбористов, а в 1967 был избран председателем партии. В декабре 1972 Уитлем привел лейбористов к победе на национальных выборах и стал премьер-министром. Он установил дипломатические отношения с Китаем, отменил воинскую повинность, и положил конец расовым ограничениям на иммиграцию. Уитлем также предпринял попытку усилить центральное правительство, расширил государственные программы образования и социального обеспечения, ввел всеобщее медицинское страхование и снизил налоговое бремя для бедных. В 1974, когда сенат провалил очередной финансовый законопроект, Уитлем распустил парламент и объявил новые выборы. Лейбористы вновь получили большинство мест в палате представителей, однако большинство в сенате осталось за другими партиями. Между тем в стране обострились проблемы, связанные с безработицей и инфляцией. В 1975 либеральная фракция сената получила наказ от своей партии отказаться от рассмотрения бюджета, чтобы не позволить правительству увеличить расходную частью бюджета. Когда Уитлем отказался объявить новые выборы, генерал-губернатор сэр Джон Керр отправил его в отставку, поручил лидеру либеральной партии Малкольму Фрейзеру возглавить переходное правительство и распустил парламент. На последовавших выборах лейбористы потерпели сокрушительное поражение. После очередного поражения лейбористов в 1977 Уитлем ушел с поста лидера партии. В 1978 он отказался от своего места в парламенте и занял должность профессора Австралийского национального университета. Его перу принадлежат несколько книг - Дорога к реформе: лейбористы у власти (Road to Reform: Labor in Government, 1975); Очерки о Лейбористской партии (Labor Essays, 1980); Цена федерализма (The Cost of Federalism, 1983) и др. Уитлем был назначен австралийским посланником в ЮНЕСКО в 1983 и оставался на этом посту до 1986. В течение 1990-х годов он играл активную роль в целом ряде международных организаций.

УИТТЛ ФРЭНК

УИТТЛ Фрэнк (Whittle, Frank)

(1907-1996), английский инженер, создатель первого в Англии реактивного двигателя. Родился 1 июня 1907 в Ковентри (графство Уорикшир). Учился в Лимингтонском колледже, затем, в 1926-1928, - в училище ВВС Великобритании в Крануэлле. В 1928-1932 служил инструктором и летчиком-испытателем в истребительной авиации. В 1930 получил свой первый патент на авиационный турбореактивный двигатель. С 1932 по 1934 учился на офицерских инженерных курсах в Хенлоу, с 1934 по 1937 - в Кембриджском университете, где получил степень магистра. В 1937, находясь на службе в ВВС, был направлен на фирму "Пауэр джетс" в качестве главного инженера. Здесь он руководил работами по созданию газотурбинного реактивного двигателя. Полет первого самолета с таким двигателем состоялся 15 мая 1941, а к 1944 реактивные самолеты были приняты на вооружение ВВС Англии. В 1948 Уиттл уволился из вооруженных сил, работал консультантом в различных фирмах. В 1948 он был возведен в рыцарское достоинство. Уиттл - автор книги Реактивное движение: история первопроходца (Jet: The Story of a Pioneer, 1953). В 1976 он переехал в США, где с 1977 был профессором-исследователем Военно-морской академии США в Аннаполисе. Умер Уиттл в Колумбии (шт. Мэриленд) 8 августа 1996.

УИЧЕРЛИ УИЛЬЯМ

УИЧЕРЛИ Уильям (Wycherly, William)

(ок. 1640-1716), английский драматург и поэт. Родился в Клайве, близ Шрусбери (графство Шропшир). Детство провел во Франции, жил в Оксфорде, но в университет не поступал, а определился в "Иннер темпл" (Лондон), однако в конечном счете юриспруденции предпочел литературу. Его первую комедию, Любовь в лесу (Love in a Wood), возможно, в апреле 1671 поставил театр "Ройял", а в январе или феврале 1672 свет рампы увидела его пьеса Учитель танцев (The Gentlemen Dancing Master). Ни тогда, ни позже они не пользовались успехом. Третья пьеса Уичерли, Деревенская жена (The Country Wife, 1675), снискала большой успех. В ней выведен повеса и распутник, которому удается усыпить бдительность мужей, выдавая себя за евнуха. Как и комедии Дж.Этериджа, все три пьесы Уичерли посвящены интригам столичных щеголей, фатов и модниц. Его четвертая комедия, Прямодушный (The Plain Dealer), была сыграна в декабре 1676. Позднее, в 1704, он опубликовал сборник Разные стихи (Miscellany Poems). Умер Уичерли в Лондоне 1 января 1716.

ЛИТЕРАТУРА

Уичерли У. Прямодушный. М., 1968

УКРАИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УКРАИНА. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УКРАИНА. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

УКРАИНА. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЛАНОВА ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА

УЛАНОВА Галина Сергеевна (1910-1998), великая русская балерина. Родилась в Санкт-Петербурге 10 января 1910 в семье танцовщиков Мариинского театра. В 9 лет была принята в Петроградское хореографическое училище, где основными ее педагогами стали ее мать - М.Ф.Романова, а затем А.Я.Ваганова. После выпускного спектакля 16 мая 1928 Уланова была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (впоследствии Театра им. С.М.Кирова). Уланова исполнила главные партии в таких балетах традиционного репертуара, как Спящая красавица (музыка Чайковского, 1929), Лебединое озеро (музыка Чайковского, 1929), Раймонда (музыка А.К.Глазунова, 1931) и Жизель (музыка А.Адана, 1932). Ее высшими достижениями стали партии Марии в Бахчисарайском фонтане (1934) и Джульетты в поставленном Л.М.Лавровским балете С.С.Прокофьева Ромео и Джульетта (1940). Среди других партий, созданных Улановой, - Корали в Утраченных иллюзиях (музыка Б.В.Асафьева, хореография Р.В.Захарова, 1935), главная роль в Золушке (музыка С.С.Прокофьева, хореография Р.В.Захарова, 1945), Тао-Хоа в Красном маке (музыка Р.М.Глиэра, хореография Лавровского, 1949) и Катерина в Сказке о Каменном цветке (музыка Прокофьева, хореография Л.М.Лавровского, 1954). Танец Улановой запечатлен в кинолентах Ромео и Джульетта (1954) и Балет Большого театра (1956). В 1944 Уланова начала выступать в московском Большом театре и неоднократно выезжала в составе его труппы за рубеж, в первый раз - в Лондон в 1956, в Париж в 1958 и в Нью-Йорк в 1959. Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962. Умерла Уланова в Москве 21 марта 1998.

ЛИТЕРАТУРА

Богданов-Березовский В.М. Г.Уланова. М., 1961 Кан А. Они с Улановой. М., 1963 Львов-Анохин Б.А. Уланова. М., 1984

УЛАФ V

УЛАФ V (Olav V)

(1903-1991), король Норвегии, родился 2 июля 1903 в Англии, сын принца Карла Датского и принцессы Мод Английской. После расторжения в 1905 унии между Швецией и Норвегией, Александра перевезли в Норвегию, где дали новое норвежское имя - Улаф. С ранних лет Улаф получал приличествующее наследнику трона образование. В 18-летнем возрасте стал посещать заседания кабинета министров и осуществлять функции монарха. Учился в университете Осло и Норвежской военной академии, затем в Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1929 женился на принцессе Марте Шведской. В годы Второй мировой войны, после оккупации Норвегии, Улаф находился в эмиграции в Англии. В июле 1944 он стал командующим вооруженными силами Норвегии. В мае 1945 после победы над нацистами Улаф первым из представителей королевской семьи вернулся в Норвегию. С июня 1955 до смерти отца 21 сентября 1957 был регентом. 20 января 1958 при открытии заседания парламента Улаф присягнул на верность Норвегии как король Улаф V.

Умер Улаф 17 января 1991.

ЛИТЕРАТУРА

История Норвегии. М., 1980 Монархи Европы: Судьбы династий. М., 1996

УЛЬТРАЗВУК

Статья большая, находится на отдельной странице.

УМБЕРТО I

УМБЕРТО I (Umberto I)

(1844-1900), король Италии. Родился 14 марта 1844 в Турине, сын Виктора Эммануила II, трон которого он наследовал 9 января 1878. Принц Умберто принимал участие в борьбе за объединение Италии. В годы его правления продолжался конфликт с Ватиканом; в 1882 оформился Тройственный союз между Италией, Германией и Австро-Венгрией; в 1888-1890 был установлен протекторат Италии над частью Сомали и Эфиопией; велась таможенная война с Францией (1888-1898). Поддержка королем кабинетов Криспи (1887-1896) и генерала Пеллу (1899-1900) привела к усилению социальной напряженности и росту эмиграции. 29 июля 1900 Умберто был убит анархистом Гаэтано Бреши в Монце, после чего королевский трон занял его сын Виктор Эммануил III.

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИВЕРСАЛИЗМ

УНИВЕРСАЛИЗМ - убеждение в возможности спасения всех людей. Учение прослеживается на протяжении всей истории христианства, но наиболее ярко оно сформулировано христианским богословом Оригеном (3 в.). Как организованное течение универсализм возник в Северной Америке в эпоху Просвещения. Распространению универсалистских взглядов способствовал доктор Джордж де Бенвиль, потомок французских гугенотов, переселившийся в 1741 в Пенсильванию. Джон Меррей (1741-1815), прибывший из Англии в 1770, также широко проповедовал эту веру и в 1779 основал первую универсалистскую церковь в Глостере (шт. Массачусетс). Позже он стал священником в универсалистской общине в Бостоне. В универсалистскую церковь перешло много баптистов, в том числе проповедники Э. Уинчестер (1751-1797), который странствовал по США и Канаде, и К. Рич из Новой Англии. Хотя новое объединение было основано кальвинистами и тринитариями, оно восприняло унитарианские взгляды под влиянием Х. Баллоу (1771-1852) и его Трактата об искуплении (1805). Проникшись идеями деизма, Баллоу настаивал на использовании разума в делах религии. Он учил, что жертвенную смерть Христа следует понимать как проявление любви Бога к человечеству. Он придерживался также убеждения, что грех наказывается в этой жизни и что преображенная любовью Бога душа после смерти возносится прямо на небеса. Баллоу занимал ключевые позиции в объединении в ходе своего священнического служения в Бостоне (1817-1852). Универсалисты одними из первых стали применять религиозные принципы к решению социальных проблем. Большой интерес универсалистов к делам образования проявился в основании нескольких американских колледжей. Наиболее известные из них - университет Тафта в Медфорде (шт. Массачусетс, 1852) и университет св. Лаврентия в Кантоне (шт. Нью-Йорк, 1856). В 1961 Универсалистская церковь в Америке и Американская унитарианская ассоциация были объединены в Унитарианско-Универсалистскую ассоциацию, национальное управление которой находится в Бостоне (шт. Массачусетс).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство: Словарь. М., 1994

УНИТАРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница