Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "М" (часть 4, "МАР"-"МЕД")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МАР"-"МЕД")

МАРТИН ТУРСКИЙ

СВ. МАРТИН ТУРСКИЙ. Алтарный створ работы Бернардино Бутиноне из церкви св. Мартина в Тревильо (Италия).

СВ. МАРТИН ТУРСКИЙ. Алтарный створ работы Бернардино Бутиноне из церкви св. Мартина в Тревильо (Италия).

СВ. (ок. 316-397), один из самых любимых святых эпохи древней и средневековой Франции, может по праву считаться отцом духовной культуры этой страны, так как именно он обратил в христианство Галлию, приведя ее обитателей от их языческой веры (смеси верований друидов с римской религией и восточными культами) к христианству. Он был также основателем галльского монашества. О жизни св. Мартина нам известно преимущественно из двух его древних житий, одно из которых написано его современником, Сульпицием Севером, а второе - Григорием Турским, занявшим два века спустя его епископскую кафедру. Св. Мартин родился в Саварии (совр. Сомбатхей, Венгрия) в семье римского военачальника и получил образование на севере Италии, в Павии, где впервые познакомился с христианством и получил первоначальные наставления в христианской вере. Отец заставил его поступить на военную службу (в конную императорскую гвардию). В этот период он был отправлен в Амьен (Франция). По преданию, именно там он отдал половину своего плаща нищему, который, как ему открылось позже во сне, на самом деле был Иисус Христос. После этого случая он принял крещение и, оставив военную службу, отправился в Пуатье (Пиктаву), чтобы служить христианской вере под руководством тамошнего епископа, св. Илария Пиктавийского. Когда Иларий в 356 был отправлен в ссылку, Мартин совершил путешествие в Венгрию и Италию, а в 360 возвратился вместе с Иларием в Пуатье и вскоре, при поддержке последнего, основал первый во Франции монастырь в Лигюж. Здесь он пребывал до своего избрания епископом Турским (ок. 370). Его деятельные усилия, направленные на распространение христианства в Галлии, увенчались успехом. Позднее, когда в Испании и Галлии получила распространение ересь присциллиан, Мартин выступил против тех епископов, которые хотели передать еретиков имперским властям для наказания, исходя из глубокого убеждения, что государство не должно вмешиваться в дела церкви, и будучи, кроме того, последовательным противником смертной казни за еретические взгляды: он считал, что отлучение от церкви само по себе достаточное наказание для еретиков. Св. Мартин скончался 9 ноября 397. День памяти святого 11 ноября (в Русской православной церкви 12 октября по старому стилю).

МАРТИНИ СИМОНЕ

МАРТИНИ Симоне (Simone Martini)

(ок. 1283-1344), итальянский художник Сиенской школы, наследник художественной традиции, крупнейшим представителем которой был Дуччо. Умер в Авиньоне, где провел последние пять лет своей жизни; служил при папском дворе живописцем и декоратором. Благодаря своей известности Симоне Мартини работал по заказам также в Неаполе, где был посвящен в рыцари, и в Ассизи. Он создал изысканный орнаментальный и аристократический стиль и оказал сильное влияние на своего зятя Липпо Мемми, с которым они работали в Сиене. Самое известное произведение Симоне Мартини - картина Благовещение (Флоренция, галерея Уффици), написанная в 1333 для капеллы Сиенского собора. В отличие от Дуччо, Симоне работал по преимуществу в технике фрески. Среди созданных им фресковых композиций - Мадонна во Славе (1315) и конный портрет Гвидориччо да Фольано (1328, оба - в палаццо Публико в Сиене), а также сцены из жизни св. Мартина Турского в капелле нижней церкви св. Франциска в Ассизи.

ЛИТЕРАТУРА

Янелла Ч. Симоне Мартини. М., 1996

МАРТИНС ПИТЕР

МАРТИНС Питер (Martins, Peter) (р. 1946), датско-американский танцовщик и хореограф, родился в Копенгагене. Выступал с датским Королевским балетом, в 1970 перешел в труппу "Нью-Йорк сити балле". В 1972 в рамках Фестиваля Стравинского выступил в новых балетах Баланчина на музыку Стравинского Duo Concertante и Скрипичный концерт Стравинского. Позднее выступал во многих балетах Баланчина и Роббинса, составляя знаменитый дуэт с Сьюзен Фаррелл. В 1981 был назначен одним из балетмейстеров, в 1983 совместно с Роббинсом возглавил труппу, а позднее остался ее единственным руководителем.

МАРТИНСОН ХАРРИ ЭДМУНД

МАРТИНСОН Харри Эдмунд (Martinson, Harry)

(1904-1978), шведский поэт и прозаик, разделивший со своим соотечественником Э.Юнсоном Нобелевскую премию по литературе (1974). Родился 5 июня 1904 в Емсхеге (Швеция). Осиротев в шесть лет, находился на общественном попечении до 16 лет, потом сбежал из приюта, нанялся на корабль и 7 лет был моряком, разнорабочим и бродягой. Тема путешествий стала одной из ведущих как в его поэзии - сборники Летучий голландец (Spkskepp, 1929) и Кочевник (Nomad, 1931), так и в прозе - книги путевых очерков Путешествие без цели (Resor utan ml, 1932) и Мыс "Прощай" (Kap Farvl, 1933). Основой двух автобиографических романов Крапива цветет (Nsslorna blomma, 1935) и Путь в жизнь (Vgen ut, 1936) стали воспоминания о тяжелом детстве. Прозаические работы Бражник и долгоножка (Svrmare och harkrank, 1937) и Летняя долина (Midsommardalen, 1938) посвящены шведской природе, в них проводятся параллели между малым и большим мирами. Озабоченность судьбами человечества, выразившаяся в неприятии технического прогресса, пронизывает книгу Жизни конец (Verklighet till dds, 1940) и роман Потерянный ягуар (Den frlorade jaguaren, 1941). В поэтическом сборнике Пассат (Passad, 1945) природа являет себя в малоприметных мелочах, и мотив странничества обращен внутрь, на постижение предмета. Та же пытливость воплощена в главном герое романа Дорога в Царство Колоколов (Vgen till Klockrike, 1948). Недоверие к технике и вера в способность природы доставить человечеству облегчение характерны и для сборников Травы в дальней Фуле (Grsen i Thule, 1958) и Колесница (Vagnen, 1960). В последней книге, Лесные бугорки (Tuvor, 1974), природа снова выступает лейтмотивом коротких стихотворений. Умер Мартинсон в Стокгольме 11 февраля 1978.

ЛИТЕРАТУРА

Мартинсон Х. Стихотворения. - В кн.: Современная шведская поэзия. М., 1979 Мартинсон Х. Избранное. Поэзия, драматургия, проза. М., 1984

МАРТИРОЛОГ

МАРТИРОЛОГ - список признанных мучеников, имена которых приводятся в календарном порядке в соответствии с датой их мученичества (т.е. "днями рождения" к новой жизни). Мартирологи были призваны облегчить запоминание дней, в которые осуществлялось ежегодное церковное поминовение того или иного мученика, и, как правило, наряду с датой кончины, содержали краткие сведения об обстоятельствах его мученической смерти. В Католической и Православной церквах, где мученики являются объектами религиозного почитания и выступают в роли посредников между Богом и человеком, мартирологи играют важнейшую роль. Самые ранние из известных нам мартирологов - римский мартиролог (354) и календари мучеников, карфагенский и константинопольский, - содержали имена местночтимых мучеников. Папа Григорий XIII (1572-1585) распорядился составить общецерковный мартиролог, а позднейшие папы пересматривали и дополняли его.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

МАРЦИАЛ

МАРЦИАЛ, МАРК ВАЛЕРИЙ

(Marcus Valerius Martialis)

(ок. 40 - ок. 104 н.э.), римский поэт, автор эпиграмм, уроженец испанского города Билбилис. Получив хорошее образование в провинции, Марциал в 64 н.э. переселился в Рим, где свел знакомство с Сенекой и Луканом. Смерть обоих покровителей, участвовавших в заговоре Пизона против Нерона (65 н.э.), означала для Марциала крушение всех надежд, однако в правление Тита и Домициана его положение улучшилось. В этот период Марциал получил привилегии как отец троих детей, хотя, по-видимому, никогда не был женат и не имел детей. Императоры поощрили его также должностью военного трибуна и производством во всадники. Марциал проживал на Квиринале и владел небольшим подаренным ему загородным имением. Среди его друзей были Квинтилиан, Плиний Младший и Ювенал. Несмотря на все приманки столичной жизни, в 98 н.э. Марциал вернулся в родной Билбилис. Умер Марциал в Билбилисе ок. 104 н.э. Принадлежащие Марциалу стихотворения (всего 1561) создавались постепенно. В 80 н.э. он написал 36 стихотворений по случаю открытия Колизея императором Титом (ныне они предпосылаются сборнику эпиграмм как Книга зрелищ). В 84-85 созданы Подарки и Гостинцы, 350 двухстрочных "надписей", прилагавшихся к преподносимым на праздник Сатурналий подаркам (в сборнике они даются как XIII и XIV книги). Начиная с 86 Марциал ежегодно издавал по книге (всего 12 книг, насчитывающих 1175 стихотворений) тех эпиграмм, которые и прославили его имя. Их размер различен, от 1 до 51 строки, написаны они чаще всего элегическим дистихом, а также различными типами ямба, гекзаметром и одиннадцатисложником. Под пером Марциала эпиграмма и сделалась тем, что понимаем теперь под ней мы - короткое, остроумное и ироничное стихотворение, как правило, с неожиданной концовкой. Марциал проницательно подмечает уловки, слабости и недостатки людей, как мужчин, так и женщин, идущих по жизни разными путями. Следует, однако, отметить, что у Марциала немало злостно непристойных эпиграмм, а его грубая лесть Домициану подчас тошнотворна.

ЛИТЕРАТУРА

Марциал Марк Валерий. Эпиграммы. СПб, 1994

МАРЧ ФРЕДРИК

МАРЧ Фредрик (March, Fredric) (1897-1975), США; разноплановый драматический актер; Королевская семья (The Royal Family, 1927) Дж.Кауфмана и Э.Фербер, Колокольный звон по Адано (А Веll for Adano, 1944); с женой Ф.Элдридж играл в пьесах Осенний сад (The Autumn Garden), Оружие и человек (Arms and the Man) Б.Шоу, Много лет назад (Years Ago), Долгое путешествие в ночь (Long Day's Journey into Night, 1956, премия "Тони") Ю.О'Нила; фильмы: Доктор Джекил и мистер Хайд (Dr.Jekyll and Mr.Hyde, 1932, премия "Оскар"), Смерть берет выходной (Death Takes a Holiday, 1934), Анна Каренина (Anna Karenina, 1935), Звезда родилась (А Star is Born, 1937), Лучшие годы нашей жизни (The Best Years of Our Lives, 1947, премия "Оскар"), Другая часть леса (Another Part of the Forest, 1948), Смерть коммивояжера (Death of a Salesman, 1951), Семь дней в мае (Seven Days in May, 1964), Пожнешь бурю (Inherit the Wind, 1960), Продавец льда грядет (The Iceman Cometh, 1973).

МАРШ

МАРШ - музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп вырьируется в зависимости от длительности и быстроты движения - от 60 шагов в минуту в маршах прусской армии 18 в. до 120 шагов в минуту в современных американских и до 140 во французских маршах. Типичная черта марша - присутствие ритмического (ударного) инструмента. В древнегреческих трагедиях ритмический аккомпанемент сопровождал выходы актеров на сцену. В конце 16 в. солдаты армии императора Максимилиана маршировали под аккомпанемент флейты и барабана; этот обычай позаимствовали и французы. Другая ранняя форма марша появляется в театральных пьесах и операх 18 в., сопровождая выходы и уходы актеров со сцены. Много замечательных сценических маршей создано такими оперными композиторами, как Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, Г.Ф.Гендель и К.В.Глюк. Современные военные марши с их характерным ритмическим рисунком появились в европейской музыке не ранее 18 в. Типичный для современных маршей ритм вместе с употреблением тарелок и большого барабана был принесен в Европу янычарами турецкой армии. Со временем именно этот тип марша, с более подчеркнутым, чем в старом европейском марше, ритмом, стал преобладать в военной, а к 20 в. - и во всей маршевой музыке. Современный военный марш пишется обычно в трехчастной форме с кратким вступлением, первым коленом, вторым коленом и контрастным трио, за которым повторяются два первых раздела. Концертные марши более старого типа могут иметь несколько более свободную форму. Примером служат два марша Моцарта - медленный и торжественный "Марш жрецов" из Волшебной флейты и быстрая и веселая ария-марш "Мальчик резвый" из Свадьбы Фигаро. Особые виды марша представляют торжественные траурные марши (например, похоронный марш из фортепианной сонаты, ор. 35 Шопена) и марши-шествия (например, хор пилигримов из Тангейзера Вагнера). Маршевые ритмы и приемы инструментовки повлияли на другие жанры; так, многое в раннем джазе идет от уличных маршей Нового Орлеана.

ЛИТЕРАТУРА

Военная музыка. М., 1968

МАРШАЛЛ ДЖОРДЖ КЭТЛЕТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСАРИК ТОМАШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСКАНЬИ ПЬЕТРО

МАСКАНЬИ Пьетро (Mascagni, Pietro)

ПЬЕТРО МАСКАНЬИ.

ПЬЕТРО МАСКАНЬИ.

(1863-1945), итальянский оперный композитор, родился 7 декабря 1863 в Ливорно. Руководитель и дирижер странствующих оперных трупп, он испытал безвестность и лишения; одноактная опера Сельская честь (Cavalleria rusticana) неожиданно сделала композитора знаменитым - в 1889 она получила первую премию на конкурсе, объявленном миланским издателем Э.Сонцоньо. Его перу принадлежат также хоровые сочинения, музыка к кинофильмам, опера Нерон (Nerone) на сюжет исторической драмы (поставлена в "Ла Скала" в 1935). В 1895-1903 Масканьи был директором Музыкального лицея в Пезаро, с 1909 - капельмейстером в римском театре "Костанци" (позднее Королевский оперный театр). Умер Масканьи в Риме 2 августа 1945.

ЛИТЕРАТУРА

Музыка XX века. Очерки, кн. 1. М., 1976

МАСКИ

МАСКИ - драматическое представление, достигшее расцвета в 16 - первой половине 17 вв. в Италии и при дворе Стюартов в Англии, в эпоху Якова I и Карла I. В классическом представлении масок музыка, поэзия, танец, роскошные костюмы, искусно сделанные декорации и машины создают ощущение великолепия, яркости и царственного благородства. Многие маски эпохи Стюартов были показаны лишь один или два раза при дворе, часто во время торжественного пиршества. Маски восходят к средневековым мистериям и мираклям: на сцене или на стоящих в ряд повозках устраивалось несколько игровых площадок, возле которых стояли зрители. Актеры, разыгрывая эпизод за эпизодом, переходили с одной площадки на другую. С середины 16 в. в Англии среди придворных появляется обычай надевать во время королевских пиров костюмы животных, растений, аллегорических или мифологических персонажей и приглашать присутствующих принять участие в заранее отрепетированных танцах. Такой эпизод есть в Генрихе VIII Шекспира (акт I, сц. 4). Часто в пиршественный зал вкатывали повозки или передвижные сцены с декорациями, и на них разыгрывалось представление. Спектакль сопровождался стихотворным текстом, пояснявшим смысл происходящего. В 1606 король Яков I повелел перестроить Пиршественный дворец (Банкетинг-Хаус) королевы Елизаветы I, и до пожара 1619 здесь игрались маски. В 1622 И.Джонс отделал для короля Банкетинг-Хаус в Уайтхолле. В этом здании, сохранившемся до сих пор, были сыграны многие маски эпохи Стюартов. Много великолепных масок было написано Б. Джонсоном (1573-1637) - Маска тьмы (1605), Гименей (1606), Оберон (1611), Возвращение золотого века (1616) и др. Маски писали С. Даниэл, Дж. Ширли, Т. Миддлтон и др. По прошествии трехсот лет литературный уровень всех этих пьес, кроме Комуса Д.Мильтона, кажется весьма посредственным. Важный вклад в развитие представлений масок внес английский художник и архитектор И. Джонс (1573-1652), обладавший замечательной способностью вообразить и создать зримое соответствие словесным образам.

ЛИТЕРАТУРА

Боянус С.К. Внешний обиход придворного театра времен королевы Елизаветы. - Ежегодник Петроградских государственных театров. Сезон 1918-1919. Пг., 1920

Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, ч. 1. М., 1960

МАСЛИНА ЕВРОПЕЙСКАЯ

МАСЛИНА ЕВРОПЕЙСКАЯ - маслина культурная, оливковое дерево (Olea europaea), вечнозеленое дерево семейства маслиновых (Oleaceae) из Средиземноморья. Маринованные плоды используют в пищу, а свежие - для получения кулинарного масла, жмых скармливают скоту, из древесины изготавливают токарные и столярные изделия на протяжении всей документированной истории этого региона. Дерево, иногда колючее, достигает в высоту 7,6 м и значительного диаметра. Растет исключительно долго (до 2 тыс. лет). Листья супротивные, ланцетные, серо-зеленые сверху и серебристые, шероховатые снизу, в длину до 8 см. Цветки мелкие, белые, душистые, трубчатые с четырехлопастным отгибом. Плод - мелкая, овальная костянка, незрелые - зеленые, спелые - темные до черных. Разводят маслину европейскую крупными плантациями, как яблони. В Средиземноморье известно от 150 до 300 сортов. Основные производители - Испания, Италия, Греция и страны Северной Африки. В США маслину европейскую выращивают на юго-востоке страны, в Аризоне и Калифорнии.

МАСЛИНА ЕВРОПЕЙСКАЯ

МАСЛИНА ЕВРОПЕЙСКАЯ - красивое вечнозеленое дерево из Средиземноморья. Показаны общий вид растения, соцветия и плоды, продольный разрез плода и один увеличенный цветок.

История. Считается, что маслина европейская введена в культуру в Сирии, хотя уже древнегреческие и древнеримские источники указывают о ее разведении от Испании до Сирии и восточнее. С античных времен мариновали как спелые, так, судя по раскопкам в Помпеях, и зеленые ее плоды. Однако широкому распространению эта культура обязана в основном маслу, легко выжимаемому из спелых плодов: его производство, вероятно, одного возраста с виноделием. Оливковое масло употребляли в пищу, использовали как топливо. Маслина европейская прекрасно чувствует себя на малоплодородных каменистых (известняковых) почвах и выдерживает сильную жару и засуху. Производство оливкового масла. Качество плодов и содержание в них масла зависит от условий произрастания. Больше всего высококачественного масла дают Италия, Испания и Греция, меньшие его количества - Северная Африка и Ближний Восток. Цвет и вкус продукта зависят также от технологии сбора плодов (деревья низко обрезают, поскольку плоды обрывают вручную, стараясь не помять). Первую отжатую фракцию - т.е. оливковое масло однократного прессования после рафинирования (фильтрования через войлок) можно использовать в пищу. Лучшие его сорта называются прованским маслом. Последующие экстрагируемые фракции составляют т.н. деревянное масло, которое применяют для получения высококачественного туалетного мыла и замасливания шерсти в текстильной промышленности.

МАСЛОУ АБРАХАМ

МАСЛОУ Абрахам (Maslow, Abraham Harold)

(1908-1970), американский психолог, выдвинул теорию мотивации, вступившую в противоречие с рядом основных положений традиционной психологии. Маслоу родился в Бруклине (Нью-Йорк) 1 апреля 1908, окончил Сити-колледж Нью-Йорка и Висконсинский университет. Преподавал психологию в Висконсинском университете, Бруклинском колледже и университете Брандейса. В 1967 и 1968 Маслоу избирался президентом Американской психологической ассоциации. Умер он в Менло-Парк (шт. Калифорния) 8 июня 1970. Основные идеи Маслоу изложены в работе Мотивация и личность (Motivation and Personality), опубликованной в 1954. В противовес детерминистским учениям, фрейдизму и бихевиоризму Маслоу подчеркивал роль свободы и способности человека к самоактуализации. Самоактуализирующимися личностями он считал тех, кто максимально полно реализует заложенные в них возможности. Согласно Маслоу, человеческая природа включает определенную иерархию потребностей, которые имеют генетическое происхождение. Они слабы в том смысле, что многие люди не догадываются о их существовании, и в то же время сильны - их неудовлетворение приводит к эмоциональным расстройствам и патологии. Потребности нижнего уровня остаются определяющими до тех пор, пока не будут удовлетворены. Затем на смену им приходят потребности следующей ступени. Здоровый индивид постоянно продвигается в направлении зрелости и самоактуализации. К наиболее глубинным потребностям относятся физиологические - потребности в воздухе, воде, пище, укрытии, сне и воспроизведении. За ними следуют потребности в безопасности и защите. Почувствовав себя в безопасности, человек стремится удовлетворить жажду любви, самоуважения и уважения со стороны окружающих, принадлежности к определенной социальной группе. Таковы основные потребности. Кроме них, существуют еще потребности высшего уровня: правда, порядок, справедливость, красота, единство, легкость достижения цели и самодостаточность. В качестве высшей Маслоу называл потребность в самоактуализации. Маслоу написал более 100 журнальных статей. За его второй книгой К психологии бытия (Towards A Psychology of Being), вышедшей в 1962, последовали другие - Религии, ценности и предельные переживания (Religions, Values, and Peak Experiences, 1964), Эвпсихическое управление (Eupsychian Management, 1965) и Психология науки (The Psychology of Science, 1966).

ЛИТЕРАТУРА

Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб, 1997

МАСОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССЕЙС КВИНТЕН

МАССЕЙС Квинтен (Massys, Metsys, Quentin)

(1466-1530), или Метсейс, нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи. Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению. Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри. Массейс родился в Лувене в 1466. Учился, вероятно, у Альберта Боутса. В 1491 вступил в антверпенскую гильдию художников и открыл собственную мастерскую. Работал в Антверпене до самой смерти в 1530. Уже наиболее ранние из дошедших до нас произведений Массейса - Алтарь св. Анны (1507-1509, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) и Алтарь св. Иоанна - обнаруживают черты зрелого стиля мастера. К ним близки две версии Мадонны с Младенцем (Лондон, Национальная галерея; Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Влияние Леонардо да Винчи проявилось в гибких позах и гротескно-преувеличенной мимике персонажей поздних произведений художника, таких, как Гротескный женский портрет (ок. 1513, Лондон, Национальная галерея). Массейс работал также вместе с Патиниром, он написал несколько мелких деталей в его пейзажах, входящих в алтарную композицию Искушение св. Антония (1515-1524, Мадрид, Прадо). Портретный диптих Массейса с изображением Эразма Роттердамского (Рим, галерея Корсини) и Петра Гиллиса (Эгидия) (Раднор, собрание Солсбери), созданный для Томаса Мора в 1517, обнаруживает не только его мастерство как портретиста, но и духовную близость к гуманистам. Жанровые произведения художника носят морализирующий характер в духе Похвалы глупости Эразма Роттердамского. Самая ранняя жанровая работа мастера - Меняла с женой (1514, Париж, Лувр) иллюстрирует надпись, сделанную на оригинальной раме картины: "Пусть весы будут верными, а вес точным". Центральную часть композиции занимают фигуры менялы и его жены; муж показан погруженным в работу, а жена словно только что оторвалась от своего богато украшенного часослова. Этим сосредоточенным на своих занятиях людям Массейс противопоставляет изображенных на заднем плане праздно болтающих людей; идеал человеческой деятельности, каким он виделся художнику, видимо, представлен в отражении в зеркале, расположенном в центре на переднем плане: это человек, погруженный в чтение Библии, на фоне церковной колокольни.

МАССНЕ ЖЮЛЬ

МАССНЕ, ЖЮЛЬ ЭМИЛЬ ФРЕДЕРИК (Massenet, Jules Emile Frederic)

ЖЮЛЬ МАССНЕ.

ЖЮЛЬ МАССНЕ.

(1842-1912), французский композитор, родился 12 мая 1842 в Монто. Был удостоен нескольких наград Парижской консерватории, а также Римской премии; в 1878-1896 был профессором композиции в Консерватории. В 1878 избран в Академию изящных искусств. Самые известные оперы Массне - Манон (Manon, 1884), Вертер (Werther, 1892), Таис (Thas, 1894) и Жонглер Богоматери (Le Jongleur de Notre Dame, 1902). Среди сочинений других жанров - несколько ораторий, сюиты для оркестра, фортепианные пьесы, песни, а также концерт для фортепиано с оркестром. Умер Массне в Париже 13 августа 1912.

ЛИТЕРАТУРА

Кремнев Ю. Ж.Массне. М., 1969

МАСТИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСТОДОНТЫ

МАСТОДОНТЫ - популярное название представителей вымерших млекопитающих из семейств Gomphotheriidae и Mammutidae отряда хоботных (Proboscidea). Мастодонты отличаются от мамонтов и ныне живущих слонов (тоже хоботных, но из семейства Elephantidae) по ряду признаков, из которых наиболее существенные связаны со строением зубов. У мастодонтов вдоль жевательной стороны моляров находится ряд парных соскообразных бугров. Само название этих животных происходит от греческих слов mastos - сосок и odont - зуб. В отличие от них, у мамонтов и слонов на молярах расположен ряд поперечных гребней, разделенных цементом. У многих мастодонтов и на верхней, и на нижней челюсти вторые резцы были превращены в бивни, а у некоторых представителей семейства Gomphotheriidae нижние бивни были лопатообразными и использовались для рытья. Мастодонты были растительноядными - одни виды объедали ветки деревьев и кустарников, другие в процессе эволюции все более переходили на питание травой.

МАСТОДОНТ

МАСТОДОНТ

Крупный самец американского мастодонта Mammut americanum достигал высоты 3 м в холке, но ни один вид этой группы не превосходил по общим размерам современных слонов с их длинным и массивным телом и своеобразным скошенным черепом. Взрослые самцы жили отдельно от стада, состоявшего из самок и детенышей. Половая зрелость наступала к 10-15 годам, а продолжительность жизни составляла ок. 60 лет. Первые мастодонты появились в Африке в олигоцене, примерно 35 млн. лет назад. Позднее эти хоботные распространились в Европе, Азии, Северной и Южной Америке. Последние мастодонты вымерли ок. 10 000 лет назад. Описано по крайней мере 20 их видов.

МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ

МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ (Matheus Parisiensis) (ок. 1200-1259), самый известный из английских средневековых хронистов. Стал монахом Сент-Олбанского аббатства в Хартфордшире в 1217. Если не считать нескольких посещений Вестминстера, Уинчестера и других английских религиозных центров, а также поездки в Норвегию в 1248-1249 с целью реформы бенедиктинского монастыря по просьбе папы Иннокентия IV, Матвей оставался в Сент-Олбансе до самой смерти в 1259. Он был хорошо информирован о мирских делах благодаря многочисленным посетителям аббатства, среди которых были король Генрих III, английская знать и иностранные гости. В аббатстве, примерно с 1240 и до самой смерти, Матвей создавал свою знаменитую Большую хронику (Chronica majora), издание и продолжение Цветов истории (Flores historiarum) предшественника и наставника Матвея в Сент-Олбансе Роджера Вендоверского. Матвей внес в текст Роджера изменения и дополнения и продолжил изложение с 1236 до июня 1259. Принадлежащая самому Матвею часть хроники детально описывает события в Англии, на континенте и на Ближнем Востоке; она содержит ок. 350 документов, переписанных автором, и его рисунки. Хроника Матвея представляет собой важнейший источник по истории Англии этого периода. Среди других его сочинений - выдержки с изменениями из Большой хроники, история аббатства Сент-Олбанс под названием Деяния аббатов (Gesta abbatum), иллюстрированные жития святых и ряд путеводителей и карт, благодаря которым он занимает в истории картографии важное, хотя и недостаточно оцененное место.

МАТЕМАТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИКИ ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТИАШ I КОРВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТИЛЬДА

МАТИЛЬДА (Matilda) (1102-1167), или Мод (Maud), королева Англии и императрица Священной Римской империи. Матильда, дочь английского короля Генриха I и Матильды, дочери шотландского короля Малькольма III, родилась в Лондоне. В 1109 в Утрехте состоялась ее помолвка с императором Генрихом V, после чего она воспитывалась в Германии, а в январе 1114 в Майнце состоялась их свадьба. В 1125 Генрих V умер, после чего Матильда вернулась в Англию, где бароны признали ее в качестве наследницы Генриха I. 17 июня 1128 Матильда вышла замуж за Жоффруа Плантагенета, наследника графств Анжу и Мен. Английские бароны были не в восторге от ее мужа-чужеземца и не желали, чтобы ими правила женщина. Поэтому, когда в 1135 Генрих I умер, Англия и Нормандия признали в качестве государя его племянника Стефана. Началась гражданская война. В 1141 сторонники Матильды взяли Стефана в плен, а она стала леди, или королевой, Англии - безжалостной, капризной и высокомерной. Гражданская война разразилась еще раз, и теперь Матильда была вынуждена освободить Стефана, а к 1143 окончательно сдала позиции. В 1148 Матильда вернулась в Нормандию, предоставив начать дело сызнова сыну Генриху, который после смерти Стефана в 1154 стал королем Англии под именем Генриха II. Матильда умерла близ Руана 10 сентября 1167.

МАТИСС АНРИ

МАТИСС Анри (Matisse, Henri)

(1869-1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке "диких" (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений мусульманского искусства, показанных на выставке 1903 в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Наряду с живописными произведениями известны его блистательные рисунки, гравюры, скульптуры, рисунки для тканей. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).

Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954.

АНРИ МАТИСС. ОДАЛИСКА В КРАСНЫХ ШАРОВАРАХ

АНРИ МАТИСС. ОДАЛИСКА В КРАСНЫХ ШАРОВАРАХ

АНРИ МАТИСС. КРАСНАЯ МАСТЕРСКАЯ

АНРИ МАТИСС. КРАСНАЯ МАСТЕРСКАЯ

ЛИТЕРАТУРА

Эсколье Р. Матисс. М., 1979 Костеневич А.Г., Семенова Н.Ю. Матисс в России. М., 1993

МАТФЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЬЯШ ХУНЬЯДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАУЗЕР ПЕТЕР ПАУЛЬ

МАУЗЕР Петер Пауль (Mauser, Peter Paul)

(1838-1914), немецкий инженер-оружейник и промышленник. Родился 27 июня 1838 в Оберндорфе. Его отец работал мастером-оружейником на государственном заводе, куда будущий конструктор поступил уже в 12-летнем возрасте. В 1859 он некоторое время служил в армии, где смог изучить конструктивные особенности различных видов стрелкового оружия. Первым изобретением Маузера были небольшая пушка, заряжающаяся с казенной части, и стальной снаряд для нее. В 1865 он усовершенствовал механизм казенной части прусского игольчатого ружья, позже доработал свое изобретение, существенно улучшив запальное устройство. В 1867 Маузер и его старший брат Вильгельм уехали в Льеж (Бельгия), где в течение двух лет занимались совершенствованием конструкции ружейного затвора. После возвращения в Оберндорф они создали однозарядную винтовку и револьвер, которые в 1871 были приняты на вооружение германской армии. Это событие стало началом успешной карьеры Маузеров-оружейников: они открыли в Оберндорфе свое предприятие по производству стрелкового оружия, которое впоследствии превратилось в огромный завод "Маузер". В 1871 Маузер создал новую модель однозарядной винтовки, а после появления бездымного пороха - малокалиберную магазинную винтовку, по подобию которой стали изготавливаться почти все последующие виды стрелкового оружия. Основная ее особенность состояла в наличии магазинной коробки с обоймой (расположенной вне казенника с ударным механизмом), где в шахматном порядке были уложены патроны, досылавшиеся в патронник с помощью рукоятки в задней части затвора. Вскоре армии более 20 государств приняли на вооружение различные модификации этой винтовки. Последней моделью оружия Маузера такого типа стала его винтовка образца 1898. В 1896 Маузер сконструировал автоматический пистолет калибра 7,63 мм (маузер); после модернизации в 1908 он был принят на вооружение армий Германии, Чехословакии и др. Кроме того, им был разработан небольшой "гражданский" пистолет.

Умер Маузер в Оберндорфе 29 мая 1914.

МАФУСАИЛ

МАФУСАИЛ - в Ветхом Завете, отец Ламеха, дед Ноя и потомок Сифа (Быт 5:21-27). По преданию, он прожил дольше всех когда-либо живших людей, достигнув возраста 969 лет (Быт 5:27).

МАХ ЭРНСТ

МАХ Эрнст (Mach, Ernst)

(1838-1916), австрийский физик и философ. Родился 18 февраля 1838 в моравском городе Турас в Австрии (ныне Туржань, Чехия). Окончил Венский университет, в 1860 защитил докторскую диссертацию. С 1861 - приват-доцент Венского университета, с 1864 - профессор физики университета в Граце, с 1867 - профессор физики и ректор Немецкого университета в Праге, в 1895-1901 - профессор философии Венского университета. Первые работы Маха были посвящены исследованию процессов слуха и зрения (в частности, механизма действия вестибулярного аппарата). Мах проводил также физические исследования в области механики, акустики, оптики. Установил распределение плотности воздуха вблизи снаряда, летящего со сверхзвуковой скоростью. Исследовал ударные волны. Показал, что некоторые характеристики течения зависят от отношения скорости течения к скорости звука в данной среде (число Маха, M). Этот аэродинамический параметр становится особенно существенным при скоростях, близких к скорости звука и превышающих ее (M > 5), и широко применяется в современном самолетостроении. Мировую известность Маху принесла его книга Механика в ее историческом развитии (Die Mechanik in ihrer Entwicklung, 1883). Отказавшись от ньютоновских представлений об абсолютном пространстве, абсолютном времени и абсолютном движении, Мах впервые попытался построить механику исходя из того, что движения тел могут определяться лишь по отношению к другим телам. Этот принцип сыграл важную роль при построении Эйнштейном общей теории относительности. Мах отрицал кинетическую теорию и атомистическое учение, реальность атомов и молекул. Умер Мах в Хааре близ Мюнхена 19 февраля 1916.

ЛИТЕРАТУРА

Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908 Мах Э. Познание и заблуждение. М., 1909 Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб, 1909 Эйнштейн А. Эрнст Мах. - В кн.: Эйнштейн А. Собрание научных трудов, т. 4. М., 1967

МАХДИ

МАХДИ (от араб. "махд" - "ведомый верным путем"), в шиитском исламе, седьмой имам Исмаил (ум. 762) или двенадцатый имам Мухаммед аль-Мунтазар (исчез в 878), возвращение которого положит конец несправедливости и приведет к возрождению мусульман. Правоверные сунниты также верят в приход махди, в легенде о котором обнаруживаются следы учения о Мессии. Некоторые лидеры мусульманских движений провозглашали себя махди. Последним среди них был Мухаммад бен Ахмад (Махди Суданский, 1844?-1885), выступавший против контроля над Суданом со стороны Великобритании и Египта.

МАХДИ СУДАНСКИЙ МУХАММЕД АХМЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАХМУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАХОВИК

МАХОВИК - или маховое колесо, тяжелое колесо на валу двигателя или другой машины, выравнивающее ее ход. Размеры и масса маховика обычно определяются допустимыми отклонениями от номинальной частоты вращения и той энергией, которую он должен отдавать машине в заданное время. Энергия, аккумулируемая маховиком, пропорциональна его массе и квадрату скорости ее вращения. Поскольку скорость тем больше, чем больше удаление массы от оси вращения, маховику обычно придают форму колеса с массивным ободом. Энергия сообщается машине первичным двигателем, например электрическим или внутреннего сгорания. В период пониженной нагрузки только часть входной энергии затрачивается на полезную работу, а остальная часть аккумулируется маховиком, который ускоряется до скорости, превышающей среднюю. На участке же цикла машины, требующем повышенной энергетической отдачи, маховик замедляется, отдавая накопленную кинетическую энергию. Это позволяет применять привод меньшей мощности.

ЛИТОЙ СТАЛЬНОЙ МАХОВИК. 1 - вал; 2 - обод.

ЛИТОЙ СТАЛЬНОЙ МАХОВИК. 1 - вал; 2 - обод.

ЛИТЕРАТУРА

Гулиа Н.В. Маховичные двигатели. М., 1976

МАЦУКАТА МАСАЕСИ

МАЦУКАТА Масаеси (1835-1924), японский принц крови, член совета гэнро, родился в Кагосиме 25 февраля 1835. В молодости учился в школах могущественного клана Сацума, к которому принадлежала его семья. Сражался в армиях Сацума-Тесю, которые свергли сегунат Токугава и подготовили почву для реставрации Мэйдзи в 1867. Мацуката стал административным советником в 1870 и советником казначейства в 1871. Принимал участие в выпуске японских банкнот в 1884. С 1890 по 1898 всеми кабинетами фактически руководили три члена гэнро (совета старейших государственных деятелей) - Ито, Ямагата и Мацуката. Мацуката был премьер-министром (1891-1892 и 1896-1898), а также министром финансов и внутренних дел. Под его руководством клан Сацума открыто контролировал военно-морской флот Японии.

Умер Мацуката в Токио 2 июля 1924.

МАЧАДО-И-МОРАЛЕС ХЕРАРДО

МАЧАДО-И-МОРАЛЕС Херардо (Machado y Morales, Gerardo) (1871-1939), кубинский президент, диктатор. Родился в Санта-Клара 29 сентября 1871. Участвовал в Войне за независимость Кубы от Испании (1895-1898). Основал табачную компанию. Политическую карьеру начал в 1896 как мэр города Санта-Ана. Победил на президентских выборах 1924, выдвинув широкую программу либеральных реформ в области экономики и образования и пообещав соблюдать демократические нормы правления. Вскоре Мачадо обнаружил диктаторские наклонности и начал жестокие преследования оппозиционеров, главным образом среди студентов и рабочих. В 1933 в результате всеобщей забастовки был свергнут. Умер Мачадо-и-Моралес в Майами (шт. Флорида, США) 29 марта 1939.

ЛИТЕРАТУРА

Слезкин Л. История Кубинской республики. М., 1966 Очерки истории Кубы. М., 1978

МАЧУ-ПИКЧУ

МАЧУ-ПИКЧУ

МАЧУ-ПИКЧУ

Вилькапампа - крепость инков, город-святилище в Перу, доисторический памятник на склоне горы в Урувамба, к северу от Куско (в 75 км). По долине проходила дорога, которая связывала инков с другими племенами бассейна Амазонки. Его живописные руины - лучший образец каменного строительства позднеинкского периода (после 1400 н.э.). Памятник включает около двухсот помещений и отдельных строений, комплекс храмов, жилых построек, оборонительных стен из каменных блоков, расположенных на участке размером примерно 365 на 300 м.

СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ в Мачу-Пикчу.

СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ в Мачу-Пикчу.

МАШЕЛ САМОРА

МАШЕЛ Самора (Machel, Samora Moises)

(1933-1986), первый президент Мозамбика. Родился в октябре 1933 в крестьянской семье, вырос в районе Шангаан на юге Мозамбика. Окончил четыре класса начальной школы, непродолжительное время учился в средней школе. До 1963 работал в больнице Мапуту. Годом раньше Эдуардо Мондлане, выходец из Шангаана, получивший образование в США, основал Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). В 1963 Машел отправился в Танзанию и был послан ФРЕЛИМО в Алжир для овладения методами партизанской войны. Вернувшись в Танзанию, Машел создал первый лагерь ФРЕЛИМО для подготовки повстанцев. В 1966 Машел стал секретарем ФРЕЛИМО по обороне, а в 1968 главнокомандующим армии. После того как в 1969 Мондлане был убит посланной по почте бомбой в своем доме в Дар-эс-Саламе, Машел, Урия Симанго и Марселину душ Сантуш взяли на себя управление ФРЕЛИМО. Однако борьба за власть продолжалась, и Машел с М.душ Сантушем сместили Симанго. В 1970 Машел был утвержден руководителем ФРЕЛИМО. При советской и китайской военной помощи ФРЕЛИМО удалось к 1973 установить контроль над частью территории северного Мозамбика. К 1974 ФРЕЛИМО уже угрожал центральному Мозамбику, а в апреле после революции в Португалии к власти пришло новое правительство, решившее оставить Мозамбик. В 1975 Машел стал президентом страны. Правительство Машела национализировало землю, почти всю торговлю и промышленность, поощряло поспешный, чуть ли не поголовный отъезд из страны белых поселенцев. Машел предоставил базы и военную помощь партизанам, которые в 1980 покончили с режимом белого меньшинства в Родезии (ныне Зимбабве) и боролись за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке. Машел столкнулся с нехваткой квалифицированных кадров и сопротивлением крестьян принудительным мерам со стороны государства. Партизаны наносили стране серьезный ущерб и срывали все попытки восстановить экономику.

Машел погиб в результате авиакатастрофы 19 октября 1986.

МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЯК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович (1893-1930), русский поэт и драматург, один из виднейших представителей русской поэзии 20 в. Упрощенный подход к теме и нарочито сниженный тон сочетаются в поэзии Маяковского с высоким техническим мастерством. Первооткрыватель русского тонического стиха (до него в русской метрике преобладал скорее силлабический, нежели акцентный принцип), он оказал глубокое влияние на творчество советских поэтов. Родился 19 июля 1893 в грузинском селе Багдади, в семье лесничего. Учился живописи в Москве, затем решил стать поэтом и присоединился к движению футуристов, которые ниспровергали традиции и культивировали экспериментальное отношение к языку. Большая поэма Облако в штанах (1915) принесла Маяковскому известность. Исполненные страстного напряжения любовные поэмы, такие, как Флейта-позвоночник (1915), Человек (1917) и Про это (1923), чередовались с попытками трактовать объемные социальные, исторические и политические темы, как в поэмах Война и мир (1917), 150.000.000 (1921), Владимир Ильич Ленин (1924) и Хорошо! (1927). Драматические произведения Маяковского - футуристическая трагедия Владимир Маяковский (1913) и сатиры Мистерия-Буфф (1918, 2-я ред. 1921), Клоп (поставлена 1929) и Баня (поставлена 1930). Маяковский восторженно приветствовал революцию и возглавлял литературно-художественное объединение "Левый фронт искуств" (ЛЕФ). Маяковский покончил жизнь самоубийством в Москве 14 апреля 1930.

ЛИТЕРАТУРА

Маяковский В.В. Полное собрание сочинений, тт. 1-13. М., 1955-1961 В.Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963 Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970 Перцов В. Маяковский: Жизнь и творчество, 3-е изд., тт. 1-3. М., 1976 Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983 Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. М., 1985

МАЯТНИК ФУКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МВФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕГАЛОЗАВР

Megalosaurus

Среди первых находок динозавров в Англии был обломок нижней челюсти с несколькими зубами. По-видимому, она принадлежала огромному хищному ящеру, которого в последствии окрестили мегалозавром (гигантским ящером). Голова у мегалозавра была большая и вооруженная острыми хищными зубами, а его шея очень гибкой. Тело находилось в равновесии, даже когда ящер стоял на двух ногах благодаря длинному хвосту.

Мегалозавр был хищником, мог достигать длину около 9 метров и весить примерно 1 тонну.

Поскольку других частей тела обнаружить не удалось, нельзя было составить точное представление о форме тела и размерах животного. Полагали, что ящер передвигался на четырех ногах. За прошедшее время раскопано много других его окаменелых остатков, но полный скелет так и небыл обнаружен. Лишь проведя сравнение с другими хищными динозаврами (карнозаврами), исследователи пришли к выводу, что мегалозавр тоже бегал на задних ногах, длина его доходила до 9 метров а весил он тонну.

Факты

МЕДВЕЖЬИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДИАТОРЫ

МЕДИАТОРЫ - физиологически активные вещества, вырабатываемые нервными клетками. С помощью нейромедиаторов нервные импульсы передаются от одного нервного волокна другому волокну или другим клеткам через пространство, разделяющее мембраны контактирующих клеток; это пространство, называемое синаптической щелью, является составной частью синапса. Некоторые нейромедиаторы могут ингибировать активность постсинаптического нервного волокна, т.е. тормозить возникновение в нем нервных импульсов. После проявления своего действия медиаторы обычно разрушаются специфическими ферментами. Известно около тридцати различных нейромедиаторов. Наиболее важные медиаторы центральной нервной системы - серотонин, дофамин, норадреналин, ацетилхолин и гамма-аминомасляная кислота. В периферической нервной системе особое значение имеет ацетилхолин. Нарушения баланса нейромедиаторов в головном мозгу считаются причиной ряда психических заболеваний.

См. также

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА;

НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

МЕДИСОН ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДИЦИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДИЧИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДЛЕР ИОГАНН ГЕНРИХ

МЕДЛЕР Иоганн Генрих (Мodler, Johann Heinrich)

(1794-1874), немецкий астроном. Родился 20 мая 1794 в Берлине. Учился в Берлинском университете у И.Боде и И.Энке. В 1836 был назначен ассистентом этого университета. В 1840 стал профессором Дерптского (ныне Тартуского) университета и директором университетской обсерватории, сменив на этом посту В.Я.Струве. В 1866 ушел в отставку и вернулся в Германию. Первое научное исследование Медлера было посвящено изучению поверхности Луны и Марса. В 1834-1836 совместно с В.Бером он детально исследовал поверхность Луны. Вместе они составили обстоятельную карту Луны и опубликовали книгу Луна (Der Mond). Проанализировав движение звезд, Медлер выдвинул в 1846 теорию "центрального солнца", согласно которой звездное скопление Плеяды является гравитационным центром Млечного Пути. Наблюдал большие планеты, в первую очередь Венеру и Марс. Был активным популяризатором астрономии, в 1873 написал книгу по истории этой науки.

Умер Медлер в Ганновере 14 марта 1874.

МЕДНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕДЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница