Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАК"-"МАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАК"-"МАН")

МАК-ЛЮЭН ХЕРБЕРТ МАРШАЛЛ

МАК-ЛЮЭН Херберт Маршалл (McLuhan, Marshall) (1911-1980), канадский теоретик коммуникации, родился в Эдмонтоне (провинция Альберта, Канада) 21 июля 1911. Получил образование в университете Манитобы и Кембриджском университете, где получил степень доктора по риторике. Специалист по литературе Средних веков и эпохи Возрождения, преподавал во многих американских и канадских университетах, а с 1948 - в Торонтском университете, где в 1963 возглавил Центр культуры и технологии, занимавшийся изучением психологических и социальных последствий новых технологий в средствах массовой коммуникации (СМК). Умер в Торонто 31 декабря 1980. Среди его получивших известность трудов - Механическая невеста (The Mechanical Bride, 1951), в котором он показал, как фольклор промышленной эпохи формировался под влиянием технологий упаковки товаров и их распространения; Галактика Гутенберга (The Gutenberg Galaxy, 1962) - попытка вывести всю структуру современного западного общества из изобретения типографских литер; и Средства массовой коммуникации (Understanding Media, 1964) - исследование форм, или грамматик, различных информационных сред и их социальных последствий. Более всего Мак-Люэн известен своими исследованиями способов влияния различных СМК и новых технологий на формирование общества и самого человеческого восприятия. Например, по Мак-Люэну, письменность, а позднее технология печати привели к переживанию вещей как следующих одна за другой, линейно и последовательно, характерному для визуального опыта; в таких культурах линия, ряд (логика, линия сборки, цепочка команд) стали основной моделью организации любого приложения сил. Подобно этому СМК организуют опыт и влияют на способ восприятия, порождая новые "сенсорные соотношения", или приоритеты, в зависимости от того, какие органы чувств испытывают при этом наибольшее воздействие. Имя Мак-Люэна ассоциируется с такими терминами, как "информационная среда", "горячая и холодная среда", и афоризмами типа "среда есть послание". Особое внимание он уделял электронным СМК, прежде всего телевидению как главной образовательной и художественной силе современного общества. Электронные СМК превратили современный мир в "глобальную деревню", в которой все происходящее сразу же становится известно всем, а каждое событие соотносится со всеми другими событиями. Мак-Люэн не предложил какой-либо общей теории, он считал свои идеи лишь поисковыми "пробами", которые не могут считаться ни истинными, ни ложными. Хотя Мак-Люэна обвиняли в восторженном преклонении перед новыми технологиями, основной пафос его трудов сводится к тому, что человек должен понимать среду своего обитания, чтобы держать ее под контролем и при необходимости изменять.

МАК-МАГОН ПАТРИС

МАК-МАГОН Патрис (Mac-Mahon, Marie Edm Patrice Maurice de)

(1808-1893), второй президент Третьей республики. Родился 13 июня 1808 в Сюлли (департамент Сона и Луара). Окончил в 1827 военное училище Сен-Сир и начал военную карьеру в Алжире. В 1855 дивизия под командованием Мак-Магона овладела Малаховым курганом в ходе Крымской войны. Позже, в 1859, он упрочил свою славу победой при Мадженте в австро-итало-французской войне, за что получил титул герцога Маджентского и звание маршала Франции. С началом франко-прусской войны был призван со своего поста генерал-губернатора Алжира (1864-1870) и принял командование армией, разгромленной при Седане (1-2 сентября 1870). Был ранен и попал в плен к пруссакам, освобожден после Франкфуртского перемирия. Получил разрешение командовать армией версальского правительства, которая в 1871 подавила Парижскую коммуну. В 1873 Тьер ушел в отставку с поста главы государства, а Мак-Магон был избран временным президентом Французской республики. Проводил негласный курс на восстановление монархии. В 1877 был втянут в конституционные споры с палатой депутатов, которые в конечном счете привели к ее роспуску и проведению новых выборов. Страна предпочла вернуть в палату большинство депутатов, оппозиционных президенту. В 1879 Мак-Магон ушел в отставку с поста президента. Умер Мак-Магон в Шато-Ла-Форе 17 октября 1893.

МАКМАГОН УИЛЬЯМ

МАКМАГОН Уильям (McMahon, William)

УИЛЬЯМ МАКМАГОН

УИЛЬЯМ МАКМАГОН

(1908-1988), австралийский государственный деятель, премьер-министр с марта 1971 по декабрь 1972. Макмагон сменил Дж.Гортона в качестве лидера консервативной либеральной партии и как премьер-министр коалиционного правительства Либеральной и Аграрной партий. На посту премьер-министра он тесно сотрудничал с США в области внешней политики и способствовал расширению торговых отношений Австралии как с коммунистическими, так и некоммунистическими государствами. Макмагон родился в Сиднее 23 февраля 1908, в одной из старейших и богатейших семей Австралии. Получил образование в Сент-Пол-колледже Сиднейского университета. Получив юридическое образование, занимался адвокатской практикой. Во время Второй мировой войны служил в австралийской армии. В 1949 был избран в парламент от либеральной партии. Быстро сделав партийную карьеру, занимал ряд важных постов. Он внес существенный вклад в развитие национальной нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности и в расширение торговых связей с Японией, ставшей крупнейшим потребителем австралийского экспорта. В 1966 был избран заместителем партийного лидера и получил должность федерального казначея. В 1969 стал министром иностранных дел. Ряд политических инициатив Макмагона послужили поводом для его конфликта с Дж.Макюэном, лидером Аграрной партии, который, использовав свое влияние, не позволил ему возглавить кабинет министров в 1968. В 1971, однако, либералы избрали Макмагона своим лидером, и он возглавил правительство. За время пребывания на посту премьер-министра Макмагон столкнулся с растущей инфляцией, безработицей и многочисленными забастовками. Его консервативная коалиция была расколота фракционной борьбой, и после победы лейбористов на выборах в декабре 1972 23-летнее господство либералов в правительстве закончилось.

Умер Макмагон в Сиднее 31 марта 1988.

МАКМИЛЛАН ГАРОЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКМИЛЛАН КЕННЕТ

МАКМИЛЛАН Кеннет (MacMillan, Kenneth) (1929-1992), английский танцовщик и хореограф, родился в Шотландии. Танцевал в труппе Королевский балет, возглавлял в 1966-1969 "Балет Берлина", а после смерти Ф.Аштона, признанный самым влиятельным хореографом в Англии, руководил до 1977 труппой Королевского балета. После этого занимал там же пост главного балетмейстера, передав руководство Норману Моррису, а в 1984-1989 заместителя художественного руководителя "Американ балле тиэтр" в период, когда труппу возглавлял Барышников. Стиль Макмиллана сочетает классическую, основанную на преподавании Чекетти, школу с более вольной, гибкой и акробатической, которая получила развитие в Европе. Критики писали, что его "привлекают темы войны, болезней, нищеты и смерти". Самой популярной его постановкой был балет Ромео и Джульетта (музыка Прокофьева), поставленный в 1965 для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева. В числе других его работ - Нор (The Burrow, музыка Франка Мартена, 1958), в основу которой положен Дневник Анны Франк, лишенные драматизма Элитные синкопы (Elite Syncopations, на музыку рэгтаймов Скотта Джоплина и др., 1974) и особенно его многоактные балеты, такие, как Анастасия (на музыку Богуслава Мартину, 1971), о безумной женщине, объявившей себя дочерью Николая II, Манон (на музыку Ж.Массне, 1974), Майерлинг (на музыку Ф.Листа, 1978) и Айседора (на музыку Ричарда Родни Беннета, 1981), где показаны некоторые не слишком привлекательные эпизоды жизни знаменитой американской танцовщицы, а также Принц пагод (музыка Б.Бриттена, 1989). Макмиллан помог раскрыться таланту ряда танцовщиков, в том числе Линн Сеймур, Алессандры Ферри и Дарси Бассел.

МАКНИС ЛЬЮИС

МАКНИС Льюис (MacNeice, Louis)

(1907-1963), англо-ирландский поэт и критик. Родился 12 сентября 1907 в Белфасте, в семье епископа. Окончил Мертон-колледж Оксфордского университета, где изучал античную филологию, а позже преподавал ее в Бирмингемском университете (1930-1936) и Бедфордском женском колледже (1936-1940). В 1941-1949 писал тексты и ставил радиоспектакли на Би-би-си, в 1950 был назначен директором Британского института в Афинах. Макнис часто выступал в США с лекциями и чтением стихов. Макнису принадлежат поэтические сборники Слепые петарды (Blind Fireworks, 1929), Осенний дневник (Autumn Journal, 1939), Отпрыск и призрак (Plant and Phantom, 1941), Трамплин (Springboard, 1944), Черная башня (The Dark Tower, 1946), Дыры в небе (Holes in the Sky, 1948), Десять всесожжений (Ten Burnt Offerings, 1952) и Посещения (Visitations, 1959), работы о современной поэзии (1938) и У.Б.Йитсе (1941), перевод Фауста Гете (1951) и экспрессионистская драма в стихах За рамками (Out of the Picture, 1937), книга стихов и прозы Письма из Исландии (Letters from Iceland, 1937; совместно с У.Х.Оденом). В 1958 Макнис был награжден орденом Британской империи. Умер Макнис в Лондоне 3 сентября 1963.

МАКОЛЕЙ ТОМАС БАБИНГТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКРЕДИ УИЛЬЯМ ЧАРЛЗ

МАКРЕДИ Уильям Чарлз (Macready, William Charles) (1793-1873), Англия; актер романтического плана, мастер яркой зрелищной игры в ролях шекспировского (Гамлет, Король Лир, Макбет) и современного (Двое Фоскари Дж.Г.Байрона, Леди из Лиона, Ришелье Э.Дж.Булвер-Литтона) репертуара; гастролировал в Нью-Йорке и Париже, руководил театрами "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден". Осуждая "переделки", ратовал за возвращение к оригинальным шекспировским текстам.

МАКРОБИЙ АМБРОСИЙ ФЕОДОСИЙ

МАКРОБИЙ Амбросий Феодосий (Ambrosius Theodosius Macrobius),

римский грамматик, деятельность которого приходится на начало 5 в. н.э. Самая известная книга Макробия, Сатурналии, написанная в жанре "пира мудрецов", представляет собой пеструю смесь литературных и философских разговоров, затрагивающих широкий спектр проблем. Среди прочего здесь говорится о римском календаре, мифах о Солнце, об умножении роскоши в Риме, о творчестве Вергилия (центральная тема всего сочинения), перед которым Макробий преклонялся, обсуждаются различные вопросы физики и медицины. Комментарий на Сон Сципиона (из VI книги Государства Цицерона) излагает учение неоплатоников о судьбе души в этом мире и после смерти. Трактат О сходстве и различиях греческих и латинских глаголов сохранился лишь в сокращенном пересказе Иоанна Скота Эриугены. Макробий часто цитирует других авторов, благодаря ему до нас дошли многие бесценные отрывки из утраченных сочинений.

ЛИТЕРАТУРА

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Макробий и Марциан Капелла - философствующие писатели поздней античности. - В кн.: Вопросы классической филологии, вып. Х. М., 1990

МАКРОПЛАТ

Факты

МАКСВЕЛЛ ДЖЕЙМС КЛЕРК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКСИМ I

ПУПИЕН МАКСИМ, МАРК КЛОДИЙ

(Marcus Clodius Pupienus Maximus)

(ок. 164-238), римский император, пребывавший у власти совместно с Бальбином в течение трех месяцев в 238. Это была одна из последних попыток сената взять власть в Империи в свои руки. Пупиен происходил из семьи кузнеца или каретного мастера, выдвинулся на видные роли в государстве, был проконсулом Вифинии, Ахайи и Нарбоннской Галлии. Избранный императором вместе с Бальбином в качестве противовеса Максимину, Пупиен двинул против него войска, но, получив известие, что Максимин убит собственными солдатами, возвратился в Рим. Там он занялся подготовкой к войне против Персии, но обожавшие Максимина преторианские гвардейцы улучили удобный момент, ворвалась во дворец и умертвили Бальбина и Пупиена.

МАКСИМ II

ПЕТРОНИЙ МАКСИМ (Petronius Maximus) (ум. 455), римский император в течение трех месяцев в 455. Выходец из патрицианского римского семейства, члены которого неоднократно занимали высшие государственные и придворные посты, Петроний Максим был городским префектом в 420, затем дважды консулом. В 454 составил с евнухом Гераклием заговор с целью устранить Аэция, выдающегося сановника Валентиниана III, и в результате Аэций был казнен. На следующий день после убийства Валентиниана 16 марта 455 Максим был провозглашен императором, после чего он принудил к браку Евдоксию, вдову Валентиниана. В мае к Риму явились вандалы (возможно, призванные Евдоксией). Не дожидаясь их вступления в город, горожане побили Петрония Максима камнями.

МАКСИМ ИСПОВЕДНИК

СВ. (ок. 580-662), родился в знатной семье в Константинополе. Оставив должность личного секретаря императора Ираклия, Максим поступил в монастырь в Хрисополе (Скутари), где впоследствии стал настоятелем. Всю свою жизнь он был стойким защитником верховенства папы Римского и главным противником монофелитов, обеспечившим на Латеранском соборе в 649 осуждение Типоса, монофелитского по духу указа, изданного императором Константом II. За это он поплатился длительным заточением и жестокими пытками. До нас дошли его многочисленные полемические, экзегетические, аскетические и литургические сочинения. День памяти святого 13 августа (в Русской православной церкви 21 января и 13 августа по старому стилю).

МАКСИМИАН

МАРК АВРЕЛИЙ ВАЛЕРИЙ

(Marcus Aurelius Valerius Maximianus)

МАКСИМИАН, МАРК АВРЕЛИЙ

МАКСИМИАН, МАРК АВРЕЛИЙ

(ок. 240-310), римский император, соправитель Диоклетиана. Максимиан был заслуженным воином, сделавшим карьеру при императорах Аврелиане и Пробе. В 285 Максимиан был назначен цезарем, а в 286 - августом. Максимиан лично управлял Италией и Африкой, а также располагал верховной властью над всем западом Империи, с подчиненным ему цезарем Констанцием Хлором (с 293), который был женат на его приемной дочери. Хотя Максимиан и считался августом, на деле он оставался в подчинении у Диоклетиана, которого уважал и боялся, и потому 1 мая 305 он, хотя и против желания, все же отрекся вместе с ним от престола. Однако уже в следующем году Максимиан вернулся в активную политическую жизнь, чтобы способствовать восхождению своего сына Максенция. В 307 Максимиан заключил союз с Константином, за которого выдал дочь, и теперь безуспешно пытался сместить сына. В 308 он был вынужден отречься, однако в 310 вновь восстал - на этот раз против Константина, который подавил выступление и заставил Максимиана покончить с собой.

МАКСИМИЛИАН I

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКСИМИЛИАН II

МАКСИМИЛИАН II (Maximilian II)

(1527-1576), император Священной Римской империи. Максимилиан, старший сын и наследник императора Фердинанда I, правнук Максимилиана I, родился в Вене 31 июля 1527. Несмотря на то, что Максимилиан получил воспитание в Испании, при дворе своего дяди Карла V, на дочери которого Марии был впоследствии женат, он не любил Испанию. Еще в раннем возрасте Максимилиан подпал под влияние протестантизма, и хотя был вынужден оставаться в прежнем вероисповедании (в какой-то момент отец грозил, что лишит его права на престол), был неизменно склонен к веротерпимости, что заслужило ему от католических противников прозвище "второго Юлиана". Максимилиан участвовал в Шмалькальденской войне и в войне Испании против Франции. В 1548-1551 - вице-король Испании. В 1562 Максимилиана избрали королем римским (т.е. наследником престола Священной Римской империи), тогда же он стал королем Чехии, а в 1463 - Венгрии. После смерти отца в 1564 - император. В 1566 Максимилиан ограничился оборонительными действиями против наступавших на Австрию турок, а когда в 1567 умер султан Сулейман, он заключил с его преемником Селимом II мир на 8 лет, предполагавший уплату Османской империи ежегодной дани. На протяжении своего правления Максимилиан выступал в качестве посредника между католиками и протестантами, пытался заступаться за перешедшие в протестантство Нидерланды, которые Филипп II, его зять, пытался покорить огнем и мечом. Умер Максимилиан в Регенсбурге 12 октября 1576.

МАКСИМИН

ГАЙ ЮЛИЙ ВЕР

(Gaius Julius Verus Maximinus)

(173-238), римский император, правивший с 235 по 238. Максимин, по происхождению фракиец, был первым варваром, который сделался римским императором, первым воином, прошедшим путь от рядового до вершин власти. Фракийский крестьянин, отличавшийся громадной физической силой и всеми качествами хорошего воина, Максимин был замечен еще императором Септимием Севером, при Севере Александре он стал видным военачальником, а когда недовольство солдат рейнских армий вылилось в убийство императора, воины провозгласили императором Максимина. Максимин сумел отразить вторжение германцев в Галлию и нанес поражение варварам на Дунае. Он подавил первую попытку сената взять власть в свои руки - избрание императорами Гордиана I и Гордиана II. Однако при вторжении армии Максимина в Италию, предпринятом в ответ на избрание императорами Бальбина и Пупиена, вышла значительная задержка (никак не удавалось взять Аквилею), солдаты взбунтовались и убили Максимина вместе с сыном.

МАКСИМОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

МАКСИМОВА Екатерина Сергеевна (р. 1939), русская балерина, родилась в Москве. Поступила в труппу Большого театра в 1958, где с ней репетировала Галина Уланова, и вскоре стала исполнять ведущие роли, в том числе партию Жизели. Она была первой исполнительницей ролей Маши в спектакле Ю.Н.Григоровича Щелкунчик и Фригии в его же Спартаке. После 1989 она выступала главным образом с организованным В.В.Васильевым и ею гастрольным коллективом.

МАК-ТАГГАРТ ДЖОН ЭЛЛИС

МАК-ТАГГАРТ Джон Эллис (MсTaggart, John) (1866-1925), британский философ, родился 3 сентября 1866 в Лондоне, получил образование в Кембриджском университете. С 1897 по 1923 читал лекции по социальным наукам в Тринити-колледже Кембриджского университета. За исключением популяризаторской работы Некоторые догмы религии (Some Dogmas of Religion, 1906), в которой он выступает с решительной критикой христианства, его ранние сочинения посвящены философии Гегеля. Метод Гегеля, согласно Мак-Таггарту, состоит в переходе от первоначально сформулированного тезиса к его противоположности - антитезису, потом к синтезу, примиряющему тезис и антитезис в непротиворечивом единстве, а затем от одной триады к другой триаде, до тех пор пока не достигается Абсолютная Идея. После многочисленных попыток защитить этот метод от критических возражений Мак-Таггарт наконец заключил, что идеи связаны между собой не с помощью триад. Отвергнув диалектический метод, он предложил метод прямой дедукции из самоочевидных принципов (т.е. априорный метод, в ряде моментов напоминающий декартовский). Мак-Таггарт применил его в своей последней книге Природа существования (The Nature of Existence, 2 тома, 1921, 1927). Пространственно-временной материальный мир сводится к кажимости, он нереален, поскольку самопротиворечив. Далее Мак-Таггарт развивает плюралистическую версию абсолютного идеализма, согласно которой Вселенная, или Абсолют, есть сообщество тесно взаимосвязанных самостей, сознаний, имеющих характер субстанций (т.н. радикальный персонализм, или персоналистический идеализм). Умер Мак-Таггарт в Лондоне 18 января 1925. Среди его работ - Исследования гегелевской диалектики (Studies in Hegelian Dialectic, 1896), Исследования гегелевской космологии (Studies in Hegelian Cosmology, 1901), Комментарий к гегелевской логике (A Commentary on Hegel's Logic, 1910).

МАКФЕРСОН ДЖЕЙМС

МАКФЕРСОН Джеймс (Macpherson, James)

(1736-1796), шотландский поэт и историк. Родился 27 октября 1736 в Рутвене, Инвернесс. Окончив Кингз-колледж в Абердине, где он начал писать стихи, Макферсон стал школьным учителем в родном городке. В 1758 он опубликовал поэму Горец (The Highlander), но шотландские литературные круги больше интересовало историческое прошлое страны, и в 1760 он выпустил Отрывки старинных стихотворений, собранных в горной Шотландии (Fragments of Ancient Poetry Collected in the Highlands of Scotland), якобы переведенные им с гаэльского языка. На собранные по подписному листу деньги Макферсон предпринял поездку в горную Шотландию за новыми материалами и, по его словам, обнаружил героические поэмы Фингал (Fingal, 1762) и Темора (Temora, 1763), предположительно созданные ирландским певцом Оссианом в 3 в. Столь непохожие на поэзию первой половины 18 в. поэмы Оссиана, с их прихотливым размером, меланхолическими интонациями и сентиментально-расплывчатым культом дикой природы, приобрели огромную известность в Европе и Америке. Устав отбиваться от обвинений в мистификации, Макферсон на два года отправился в Америку. Вернувшись, служил в Лондоне, был членом парламента. Его исторические сочинения малоценны, поэмы же Оссиана породили одну из самых знаменитых литературных полемик и стали предвестием романтизма. Умер Макферсон в Рутвене 17 февраля 1796.

ЛИТЕРАТУРА

Макферсон Дж. Поэмы Оссиана. Л., 1983

МАЛАВИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛАЙЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛАМУД БЕРНАРД

МАЛАМУД Бернард (Malamud, Bernard)

БЕРНАРД МАЛАМУД

БЕРНАРД МАЛАМУД

(1914-1986), американский писатель. Родился 26 апреля 1914 в нью-йоркском районе Бруклин в русско-еврейской семье. В 1940-е годы преподавал в вечерней школе, в 1949 занял должность в университете штата Орегон, в 1961 стал преподавателем Беннингтонского колледжа (шт. Вермонт), где проработал более 20 лет. Маламуд дважды получал награду Национального клуба книги, был лауреатом Пулитцеровской премии. Умер Маламуд в Нью-Йорке 18 марта 1986. Наследие Маламуда составляют романы Прирожденный умелец (The Natural, 1952), Помощник (The Assistant, 1957), Мастеровой (The Fixer, 1966), Жильцы (The Tenants, 1971), Жизни Дьюбина (Dubin's Lives, 1979) и Божья милость (God's Grace, 1982), а также внушительное количество рассказов, лучшие из которых включены в сборники Волшебный бочонок (The Magic Barrel, 1958), Идиоты первыми (Idiots First, 1963), Шляпа Рембрандта (Rembrandt's Hat, 1973) и Рассказы Бернарда Маламуда (The Stories of Bernard Malamud, 1983). В книге Образы Фидельмана: Выставка (Pictures of Fidelman: An Exhibition, 1969) воспроизведены шесть отдельных эпизодов из жизни еврейского художника. 16 рассказов и неоконченный роман вошли в посмертно вышедший сборник Люди (The People, 1989). Прозу Маламуда часто сравнивают с книгами С.Беллоу и Ф.Рота на том основании, что в центре их творчества - самосознание и отчуждение американских евреев. Соединив поэтику реализма и мифа, Маламуд изображал жизнь лавочников, портных, дворников, уборщиц и прочих униженных, которые придавлены бедностью и собственными слабостями, но тем не менее сохраняют мужество перед лицом невзгод, а изредка и побеждают судьбу благодаря долготерпению и спасительной иронии. В художественной вселенной Маламуда быть евреем значит просто быть человеком, которого терзают собственные недостатки и преследует внешний мир, но для которого не закрыты пути к спасению - если не себя самого, то хотя бы своих детей.

ЛИТЕРАТУРА

Маламуд Б. Жильцы. - Иностранная литература, 1992, № 10 Маламуд Б. Идиоты первыми. М., 1993

МАЛАН ДАНИЕЛЬ ФРАНСУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛАХИТ

МАЛАХИТ

МАЛАХИТ

минерал, основной карбонат меди, Cu2(CO3)(OH)2. Название происходит от греч. "малахе" - мальва (по цвету листвы), либо от "малакос" - мягкий. Цвет малахита варьирует от сочного темно-зеленого до светлого бирюзово-зеленого. В плотных почковидных агрегатах окраска обычно распределяется ритмично, с чередованием темных и светлых зон. Тонкоигольчатый (плисовый) и порошковатый агрегаты окрашены равномерно. Твердость 3,5-4, плотность ок. 4. Кристаллизуется в моноклинной сингонии. Кристаллы редки. Игольчатые или тонкопризматические. Непрозрачен, в мелких кристаллах просвечивает. Блеск матовый, бархатистый, у плисового - шелковистый. В отличие от других зеленых минералов меди, вскипает в холодной кислоте, образуя зеленый раствор. Обычные формы выделения: плотные или порошковатые агрегаты, налеты, примазки, почки, сферокристаллы. Образуется при вторичном изменении некоторых медных руд. Широко распространен по всему миру; ассоциирует с азуритом, купритом и самородной медью. Обычно встречается в зоне окисления меднорудных месторождений, залегающих в известняках. Добывается как рудный минерал меди в США (штаты Аризона и Нью-Мексико), во Франции, в Намибии, Зимбабве, Южной Австралии. Ранее ювелирный малахит добывался в России на Урале. В настоящее время он поступает из Демократической Республики Конго. Порошковатый малахит служит хорошим поисковым признаком на первичные сульфидные руды меди. Малахит - ценный ювелирно-поделочный камень. Благодаря его привлекательной окраске, узору и хорошей полируемости широко используется при изготовлении кабинетных украшений: оснований настольных ламп, ваз, шкатулок, пепельниц и других изделий. Применяется и в ювелирных изделиях. В России в 18-19 вв. методом "русской мозаики" малахитом облицовывались колонны, пилястры, каминные доски, столешницы, крупные напольные вазы, часы и другие изделия в дворцовых интерьерах. В Малахитовом зале Эрмитажа хранится более 200 изделий из малахита. Колонны из малахита установлены в алтарной части Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

МАЛЕР ГУСТАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛИНОВСКИЙ БРОНИСЛАВ КАСПЕР

МАЛИНОВСКИЙ Бронислав Каспер (Malinowski, Bronislaw)

(1884-1942), английский антрополог польского происхождения, один из пионеров "функционализма". Родился 7 апреля 1884 в Кракове. Получил степень доктора физико-математических наук в Краковском университете (1908), но затем заинтересовался антропологией и переехал в Англию, где работал в Лондонской школе экономики с 1910 по 1939. В 1927 занял пост профессора социальной антропологии. В 1933 читал лекции в Корнеллском университете, а в 1939-1942 был приглашенным профессором Йельского университета. Полевые исследования Малиновский проводил в основном в Меланезии, сначала на Маилу (1914), а затем на островах Тробриан (1915-1918). Крохотные общины этих островов получили мировую известность, став темами его монографий: Аргонавты западной части Тихого океана (Argonauts of the Western Pacific, 1922); Сексуальная жизнь дикарей северо-западной Меланезии (The Sexual Life of Savages in Northwest Melanesia, 1929); Коралловые сады и их магия (Coral Gardens and their Magic, 1935). В 1934 Малиновский посетил своих учеников, работавших в Южной Африке, Северной Родезии, Кении и Танганьике, в 1940-1941 провел восьмимесячные полевые исследования торговых систем среди сапотеков - индейцев штата Оахака (Мексика). Вместе с Рэдклиффом-Брауном Малиновский протестовал против попыток исторических реконструкций и "диффузионных" объяснений культурных различий; вместо этого он стремился анализировать функции каждого культурного элемента в контексте всей жизнедеятельности общества. Значительным вкладом в антропологию являются его исследования примитивных экономик, магии, мифов и языка. Малиновский применил некоторые идеи Фрейда к изучению матрилинейных обществ в своей работе Отец в первобытной психологии (The Father in Primitive Psychology, 1927). Среди других публикаций ученого - Миф в первобытной психологии (Myth in Primitive Psychology, 1926), Научная теория культуры (A Scientific Theory of Culture, 1944), Динамика культурных изменений (The Dynamics of Culture Change, 1945). Умер Малиновский в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут) 16 мая 1942.

МАЛЛАРМЕ СТЕФАН

МАЛЛАРМЕ Стефан (Mallarme, Stephane)

СТЕФАН МАЛЛАРМЕ (с картины Ж.Э.Бланша).

СТЕФАН МАЛЛАРМЕ (с картины Ж.Э.Бланша).

(1842-1898), французский поэт. Родился 18 марта 1842 в Париже. Первые стихи Малларме отмечены влиянием поэзии Ш.Бодлера, с которой он познакомился очень рано. Зрелая лирика Малларме включает в себя эклогу Послеполуденный отдых фавна (L'Aprs-midi d'un faune, 1876), сборник Стихотворения (Posies, 1887), Стихи и проза (Vers et prose, 1893), Стихотворения на случай (Pomes de circonstances, 1920), драматическую поэму Иродиада (Hrodiade, 1867-1869), поэмы в прозе Игитур (Igitur, 1825) и Удача никогда не упразднит случая (Un coup de ds jamais n'abolira le hasard, 1897). Малларме вел скромную жизнь учителя английского языка, но на знаменитых "вторниках" у него собирались самые известные европейские литераторы и художники того времени. Он доводил до крайности воззрения "парнасцев", утверждая, что "стихи делаются не из идей, а из слов". В его сочинениях повторяется мысль о том, что поэт - это творец мифов, но современный миф, являющийся также мифом о сотворении мира, должен быть абстрактным. Белизна листа бумаги, лежащего перед поэтом, схожа с бесконечной пустотой, из которой Бог творит мир. Малларме оказал серьезное влияние на поэзию 20 в. - не только своим творчеством, небольшим по объему и неровным, но и теоретическими размышлениями, самой цельностью и силой своей личности. Умер Малларме в Вальвене, близ Фонтенбло, 9 сентября 1898.

ЛИТЕРАТУРА

Малларме С. Стихотворения в стихах и прозе. М., 1995

МАЛРУНИ БРАЙАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЬБРАНШ НИКОЛА

МАЛЬБРАНШ Никола (Malebranche, Nicolas de) (1638-1715), французский философ. Родился в Париже 6 августа 1638 в семье секретаря Людовика XIII. В юности учился в Коллеж де ла Марш и Сорбонне. Вступил в конгрегацию "Оратория Христа" (ораторианцев), в 1664 стал священником. Мягкость устава этого общества позволила Мальбраншу посвящать много времени научным занятиям, и он прочитал Трактат о человеке Декарта. Книга настолько его вдохновила, что всю оставшуюся жизнь он посвятил занятиям математикой, физикой и философией. Во взглядах Мальбранша сочетаются идеи Декарта, Августина и неоплатоников. В частности, он согласен с Декартом в том, что ощущение не является репрезентацией, и предлагает учение, согласно которому существование знания предполагает другие репрезентативные идеи, своего рода суррогаты внешних объектов. Это архетипы или идеи объектов, существующие в уме Бога, так что "мы видим все вещи в Боге". Наиболее известна работа Мальбранша О разыскании истины (De la recherche de la vrit, 1674-1675; окончательный вариант с исправлениями 1712). Его самым значительным вкладом в философию является теория зрения и учение о причинности - окказионализм. С точки зрения последнего, в силу абсолютного различия материи и духа они никак не связаны друг с другом и любое кажущееся их взаимодействие является лишь параллельным изменением, обеспечиваемым божественным вмешательством в каждом конкретном случае, окказионально. Неспособность материи и духа взаимодействовать является частным случаем отсутствия взаимодействия между вещами, каждая из которых не может быть причиной, поскольку единственная причина в мире - Бог. То, что кажется естественной причиной, - не истинная, но окказиональная причина. Будучи также известным математиком, занимавшимся, в частности, исчислением бесконечно малых, Мальбранш вел обширную переписку с учеными Франции и Англии. В конце жизни вступил в энергичную полемику с Дж.Беркли и А.Арно. Умер Мальбранш в Париже 13 октября 1715. Авторитет Мальбранша был очень высок при жизни и сразу после смерти, однако в течение 18 и 19 вв. его влияние стало ослабевать. В настоящее время он считается одним из самых тонких метафизиков, предшественником Д.Юма в критике понятия причинности, Лейбница в теории предустановленной гармонии, Беркли в учении об идеях как единственном объекте восприятия и современных психологических теорий в концепции бессознательного. Среди других работ Мальбранша - Трактат о природе и благодати (Trait de la nature et de la grce, 1680); Беседы о метафизике и религии (Entretiens sur la mtaphysique et sur la religion, 1688); Размышления христианина о морали (Mditations chrtiennes morale, 1683).

ЛИТЕРАТУРА

Мальбранш Н. Разыскания истины, тт. 1-2. СПб, 1903-1906 Мальбранш Н. Беседа христианского философа с философом китайским. - В кн.: Православный собеседник. Казань, 1914

МАЛЬДИВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЬПИГИ МАРЧЕЛЛО

МАЛЬПИГИ Марчелло (Malpighi, Marcello)

МАРЧЕЛЛО МАЛЬПИГИ, итальянский анатом, который первым применил микроскоп для систематических и сравнительных исследований растений и животных.

МАРЧЕЛЛО МАЛЬПИГИ, итальянский анатом, который первым применил микроскоп для систематических и сравнительных исследований растений и животных.

(1628-1694), итальянский врач, физиолог и анатом, один из создателей микроскопической анатомии. Родился 10 марта 1628 в Кревалькоре. В 1653 окончил Болонский университет, получив степень доктора медицины; в 1656 стал преподавателем этого университета. Был профессором медицины Пизанского (1656-1659), Болонского (1660-1662, 1666-1691) и Мессинского (1662) университетов. С 1692 - лейб-медик папы Иннокентия XII в Риме и одновременно профессор Папского колледжа. Основные работы Мальпиги посвящены микроскопической анатомии животных и растений. Он первым применил микроскоп для изучения строения мозга, сетчатки, нервов, селезенки, почек и др. Используя микроскоп со 180-кратным увеличением, описал (1661) сеть капиллярных сосудов, соединяющих артерии с венами, чего не удалось сделать У.Гарвею, открывшему кровообращение. В 1666 наблюдал почечные канальцы и сформулировал первые представления о мочеобразовании. Мальпиги считают основателем анатомии беспозвоночных, начало которой он положил в своем Трактате о тутовом шелкопряде (Dissertatio epistolica de bombyce, 1669). За эту работу он был избран членом Лондонского королевского общества. Еще одна большая работа ученого посвящена тонкому строению растений. Он подробно описал микроструктуру листьев, стебля, корней, почек, цветков. Открыл сосудистые элементы стебля, установил наличие восходящего и нисходящего токов веществ в растениях. Другие ботанические работы касались внешней анатомии растений: органов их размножения, листьев. Мальпиги - автор двухтомного труда Анатомия растений (1675-1679). Именем Мальпиги названы многие открытые им органы и структуры: мальпигиевы тельца (в почках и селезенке), мальпигиев слой (в коже), мальпигиевы сосуды. Умер Мальпиги в Риме 30 ноября 1694.

ЛИТЕРАТУРА

История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М., 1972

МАЛЬРО АНДРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЬТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЬТИЙСКИЙ ОРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЮС ЭТЬЕНН ЛУИ

МАЛЮС Этьенн Луи (Malus, tienne Louis)

(1775-1812), французский физик и военный инженер. Родился 23 июня 1775 в Париже. Учился на военного инженера в Мезьере (ныне Шарлевиль-Мезьер), затем окончил Политехническую школу в Париже. Служил в инженерных войсках, принимал участие в Египетской кампании (1798). С 1801 возглавлял строительство фортификационных сооружений в Страсбурге, Париже, Антверпене. В 1811 был назначен руководителем учебной части Политехнической школы. Научные интересы Малюса были далеки от его профессиональных обязанностей военного строителя - он занимался исследованиями в области оптики. В 1808 он открыл поляризацию света при отражении и закон изменения интенсивности поляризованного света (закон Малюса), а в 1811 - поляризацию света при преломлении (независимо от Ж.Био). Разработал теорию двойного лучепреломления в кристаллах, создал метод определения оптической оси кристаллов. Среди трудов Малюса - сочинение О свойстве света, отраженного прозрачными телами (Sur une proprit de la lumiиre rflchie par les corps diaphanes, 1809) и фундаментальная работа по теоретической оптике Курс аналитической оптики (Trait de l'optique analytique, 1811). Умер Малюс в Париже 23 февраля 1812.

ЛИТЕРАТУРА

Араго Ф. Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров. СПб, 1860

МАЛЯРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАМЕНЬЧИЗАВР

Mamenchisaurus

Факты

МАММОНА

МАММОНА - в Новом Завете, означает "богатство"; отсюда слова: "Не можете служить Богу и маммоне" (Мф 6:24). Вошедшее в европейские языки через латинский и греческий языки, это слово арамейского происхождения означало "богатство", "благосостояние". Вероятно, оно было родственно арамейскому "ма'амон", обозначавшему некую ценность, принятую в залог. В Новом Завете это слово стало обозначать "богатство" и олицетворять богачей, о чем свидетельствуют слова: "И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством (маммоной) неправедным... Итак, если вы в неправедном богатстве (маммоне) не были верны, кто поверит вам истинное? (Лк 16:9, 11). Последний стих позволяет думать, что слово "маммона", возможно, образовано от арамейского корня "амн" ("доверять", "поверять"). В таком случае использование слова "маммона" для обозначения падшего ангела, как это делают, например, Мильтон в Потерянном рае (I, 678) и Э. Спенсер в Королеве фей (II, VII, 8), неправомерно.

МАМОНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНДЕВИЛЬ БЕРНАРД

МАНДЕВИЛЬ Бернард (Mandeville, Bernard)

(1670-1733), английский сатирик. Родился в 1670 в Дордрехте (Нидерланды). В 1691 получил ученую степень доктора медицины в Лейденском университете. Большую часть жизни провел в Англии, где имел медицинскую практику. В 1705 опубликовал стихотворную сатиру Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными (The Grumbling Hive, or Knaves Turn'd Honest), переизданную в 1714 в дополненном виде под названием Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода (The Fable of the Bees: or, Private Vices, Publick Benefits). В сатире описывался улей, где пчелы устранили зло, после чего обнаружилось, что с пороками исчезло и само общество. Пока пчелы грешили, улей процветал; обратившись к добродетели, улей обнищал. Автор прибегает к традиционной шкале ценностей: своекорыстие дурно, самопожертвование добродетельно. Таким образом, гордыня, эгоизм и стяжательство суть пороки, однако, свидетельствует Мандевиль, именно на них зиждется экономическое благосостояние общества. Должное равновесие между потребностями и запросами общества, а в конечном счете и его благосостояние поддерживаются тем лучше, чем менее в него вмешиваются власти и благотворительные организации. Мандевиль предвосхитил позднейшую экономическую теорию "laissez-faire", т.е. принцип неограниченной свободы предпринимательства. Поначалу сочинение Мандевиля почти не было замечено современниками и получило известность лишь после решения суда присяжных в Мидлсексе, осудившего издание 1723 как представляющее опасность для общественного спокойствия. Умер Мандевиль в Хакни (теперь в городской черте Лондона) 21 января 1733.

ЛИТЕРАТУРА

Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974 Субботин А.Л. Бернард Мандевиль. М., 1986

МАНДЕЙЦЫ

МАНДЕЙЦЫ - гностическая секта, сохранившаяся в южном Ираке. Мандеизм представляет собой смешение еврейских, христианских и языческих учений и обрядов. Название секты образовано от арамейского mandayya ("обладающий знанием") от корня yada ("знать"). В Коране (2:59; 5:73; 22:17) мандейцы фигурируют под именем сабиев ("крестильников", от арамейского sabi, буквально "погружающий", т.е. совершающий крещение через погружение в воду). Ислам причисляет мандейцев к "людям Завета", что дает им (наряду с евреями и христианами) статус общины, которой покровительствуют мусульманские власти. Средневековые сабии, оставившие заметный след в арабской литературе, в действительности были звездопоклонниками из Харрана, усвоившими себе это наименование, чтобы избежать гонений со стороны мусульман. Секта мандейцев возникла как одна из распространившихся в Палестине в 1 в. н.э. общин, практикующих многократное крещение, и этот обряд (совершаемый после рождения, перед бракосочетанием и в других случаях) занимает центральное место в их религиозной практике. Вследствие почитания мандейцами Иоанна Крестителя, их иногда ошибочно называют "христианами св. Иоанна". Их язык - один из диалектов арамейского языка, близкий к набатейскому и пальмирскому. Священные книги мандейцев содержат учения, напоминающие доктрины древних гностических сект, прослеживаемые в Талмуде, мидрашах и каббале. Характер их откровения и критерии различения истинных и ложных пророков указывают на то, что мандеи не являются ни еврейской, ни христианской сектой.

См. также ГНОСТИЦИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

МАНДЕЛА НЕЛЬСОН РОЛИХЛАХЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНДЗОНИ АЛЕССАНДРО

МАНДЗОНИ Алессандро (Manzoni, Alessandro)

АЛЕССАНДРО МАНДЗОНИ

АЛЕССАНДРО МАНДЗОНИ

(1785-1873), итальянский писатель. Родился 7 марта 1785 в Милане. Правоверный католик, он придерживался либеральных убеждений. Его ранние стихотворения, в особенности религиозные гимны, входят во все итальянские антологии, а критические работы, особенно на лингвистические и религиозные темы, остаются в культурном обиходе, однако более всего он известен как автор исторического романа Обрученные (I Promessi Sposi). Менее удачны его трагедии в стихах Граф Карманьола (Il Conte di Carmagnola, 1820) и Адельгиз (Adelchi, 1822). К концу жизни Мандзони стал национальным символом, хотя жил уединенно в Милане и своем поместье неподалеку от него. Застенчивый и нервный по характеру, он не играл значительной роли в итальянском Рисорджименто, однако сочувствовал его целям. В конце жизни был окружен почетом; после смерти 22 мая 1873 правительство устроило ему государственные похороны. Дж. Верди посвятил Мандзони свой Реквием. Впервые роман Обрученные вышел в 1827, но окончательная редакция с многочисленными изменениями и исправлениями появилась лишь в 1840-1842. Формально роман Мандзони продолжает романтическую традицию исторических романов, но по сути здесь очень мало от Вальтера Скотта, подход Мандзони к изображению событий скорее реалистический, чем романтический. В романе десятки персонажей: дворянин, священники, инквизиторы, трактирщики, бедные ремесленники, - и даже самые незначительные из них великолепно обрисованы какой-нибудь выразительной деталью, в целом роман дает широкую панораму жизни Италии 17 в.

ЛИТЕРАТУРА

Реизов Б.Г. Исторический смысл трагедии А.Мандзони "Граф Карманьола". - В кн.: Романо-германская филология. Л., 1957 Мандзони А. Обрученные. М., 1984 Прожогин Н. Алессандро Мандзони и его роман "Обрученные". - Иностранная литература, 1984, № 5

МАНДОЛИНА

НЕАПОЛИТАНСКАЯ МАНДОЛИНА.

НЕАПОЛИТАНСКАЯ МАНДОЛИНА.

струнный щипковый музыкальный инструмент, особенно популярный в Италии. В своей обычной форме (неаполитанский вариант) она имеет чашеобразный корпус, гриф с ладами и четыре пары струн (каждая пара дает унисон), настроенных по квинтам, как струны скрипки. Звук извлекается бряцанием плектром по струнам вниз и вверх. Мандолина - один из потомков лютни, а значит имеет восточное происхождение. В европейской профессиональной музыке она появляется с 18 в.; самый известный пример ее использования - в серенаде из Дон Жуана Моцарта. Музыку для нее писали также Гендель, Бетховен и Верди.

МАНЕ ЭДУАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНИЛИЙ МАРК

МАНИЛИЙ Марк (Marcus Manilius) (расцвет деятельности - начало 1 в. н.э.), римский поэт, живший во времена Августа и Тиберия. Прославился незаконченной дидактической поэмой Астрономика в 5 песнях (4258 строк гекзаметра), посвященной астрономии и астрологии. В поэме описывается форма Земли и ее происхождение, четыре элемента, положение Земли во Вселенной, зодиак, созвездия Северного и Южного полушария и природа звезд. Что касается следствий из астрологии для нравственности, то Манилий говорит о власти богов, о том, что судьба и характер человека определены небесами, а сам человек лишен свободы воли. Манилий рассматривает человека как микрокосм и показывает связь знаков зодиака с созвездиями. Весь труд Манилия проникнут глубоким убеждением в существовании раз и навсегда установленного порядка Вселенной и в повсеместном присутствии божественного духа, определяющего судьбы людей. Небо является родителем человечества, а Земля - отражением небесного мира. Лишенный свободной воли человек вправе лишь вопрошать звезды о своей судьбе. Свои познания в астрономии Манилий черпал из Посидония и Арата, автора Явлений; в области астрологии он, по-видимому, следует Асклепиаду из Вифинии, который преподавал грамматику в Риме во времена Помпея. Манилий - стоик по своим убеждениям, хотя Астрономика обнаруживает заметное влияние поэмы Лукреция О природе, в которой тот проникновенно проповедует эпикуреизм. В поэме Манилий обнаруживает склонность к риторике, он неплохой версификатор и подчас ему удаются выразительные описания, но прозаическая тема не дает возможности блистать поэтическому мастерству. Поэтому Астрономику, хотя она и входит в число классических произведений, читают очень редко.

ЛИТЕРАТУРА

Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963

МАНИХЕЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНН ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАННЕРГЕЙМ КАРЛ ГУСТАВ

МАННЕРГЕЙМ Карл Густав (Mannerheim, Karl Gustav Emil)

(1867-1951), финский государственный и военный деятель, маршал (1933). Родился 4 июня 1867 в Вильнясе близ Турку в семье потомственных дворян шведского происхождения. Окончил Гельсингфорсский университет (1887) и Николаевское кавалерийское училище в Санкт-Петербурге. Был зачислен в кавалергарды. До войны с Японией 1904-1905 ничем не выделялся среди русских офицеров, разве что представительной внешностью и умением держаться в седле, о чем свидетельствует и длительный срок между получением званий поручика (старший лейтенант) (1893) и штабс-ротмистра (капитан) (1901). За год боевых действий в Маньчжурии был трижды удостоен боевых наград и произведен в полковники. Во время Первой мировой войны воевал в Галиции, командовал кавалерийской дивизией. На втором году войны за умелое командование и храбрость был произведен в чин генерал-майора. С началом революции в России вернулся в Финляндию, где разразилась гражданская война. 16 января 1918 Сенат назначил его главнокомандующим финской армии. После фиаско с избранием марионеточным королем Финляндии германского принца Фридриха Карла Гессенского Маннергейм с декабря 1918 по июль 1919 исполнял обязанности регента Финляндии. 17 июля 1919 Финляндия была провозглашена республикой, но на состоявшихся вскоре президентских выборах Маннергейм потерпел поражение. В 1931 он был назначен председателем Совета государственной обороны, с 1933 занимался строительством полосы железобетонных и гранитно-земляных пограничных укреплений на Карельском перешейке, названных его именем. В начавшейся в 1939 советско-финляндской войне лучшего главнокомандующего для финляндской армии, чем бывший царский генерал Маннергейм, трудно было найти. Его оборонительная тактика была выше всяких похвал, но советские войска, обладая подавляющим численным превосходством и мощной артиллерией, прорвали линию обороны Маннергейма. Война окончилась поражением Финляндии, и 12 марта 1940 в Москве был подписан мирный договор. После установления мира Маннергейм стал президентом, однако незадолго до вступления Финляндии в войну против СССР на стороне Германии оставил этот пост и возглавил вооруженные силы. В августе 1944 вновь был избран президентом; сумел добиться сохранения Финляндией своего суверенитета. В 1946 ушел в отставку.

Умер Маннергейм в Лозанне (Швейцария) 27 января 1951.

ЛИТЕРАТУРА

Мери В. Карл Густав Маннергейм. Маршал Финляндии. М., 1977

МАННИНГ ГЕНРИ ЭДУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНРИКЕ ХОРХЕ

МАНРИКЕ Хорхе (Manrique, Jorge)

(ок. 1440-1479), испанский поэт. Родился ок. 1440 в кастильской деревне Паредес-де-Нава. Участник военных кампаний, которые вели Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский против мятежной знати. Тяжело раненный во время дерзкого штурма замка Гарси-Муньос в 1479, Манрике умер спустя несколько дней. Большая часть поэзии Манрике типична для придворных кансьонеро (антологий песен) 15 в., в которых она сохранилась. Хотя некоторые из его немногочисленных произведений превосходят по мастерству и глубине лирического чувства творения многих его современников, лишь взявшись отразить вневременной смысл жизни и смерти своего отца Манрике достиг вершины своего дарования. Отец Манрике, Дон Родриго, граф и магистр знаменитого военного Ордена Сант-Яго, умер в 1476. Строфы Хорхе Манрике на смерть его отца (Coplas por la muerte de su padre, 1476), в которых он тщательно избегает излишней эмоциональности, состоят из 43 станс, написанных восьмисложными двустишиями и четырехсложной строкой после каждого двустишия. Хорхе Манрике не тревожит давно отшумевшую славу Греции и Рима, для него важнее на глазах уходящее прошлое родной страны. Сравнениям Дона Родриго с различными не забытыми еще римскими государственными деятелями и воинами выявляется величие не только деяний, но и личности этого солдата, друга, вассала и сеньора. Совершенно самодостаточным предстает он в диалоге со смертью.

ЛИТЕРАТУРА

Манрике Х. Строфы, которые сложил дон Хорхе Манрике на смерть магистра ордена Сант-Яго дона Родриго Манрике, своего отца. - В кн.: Испанская поэзия в русских переводах 1792-1976. М., 1978

МАНРО ЭЛИС

МАНРО Элис (Munro, Alice)

(р. 1931), канадская писательница. Обыденный мир ее малой прозы - работа, семейные отношения, любовь и дружба, место действия - провинциальные городки провинции Онтарио. Пристальное внимание писательницы к сложному, гротескному и непредсказуемому придает ее картинам сельской жизни далекий от идиллии колорит. Роуз, героиня новеллы А кто ты, собственно, такая? (Who Do You Think You Are?, 1978), способна избыть свою жалкую провинциальность, но душевные травмы прошлого заставляют страдать даже такую сильную и независимую личность, какой она станет в зрелую пору жизни. В книгах Иногда я пыталась сказать тебе (Sometimes I've Been Meaning to Tell You, 1978), Спутники Юпитера (The Moons of Jupiter, 1983) и Путь любви (The Progress of Love, 1986) ее очень разные героини приходят к пониманию того, что им не суждено обрести "абсолютную мыслимую свободу", доступную лишь детям и безучастным ко всему взрослым "чудакам". Манро родилась 10 июля 1931 в Уингаме (провинция Онтарио). Училась в университете Западного Онтарио. Свой первый сборник рассказов, Танец счастливых теней (The Dance of the Happy Shades), опубликовала в 1968. Рассказы в сборнике Подруга юности (Friend of My Youth, 1990) превозносят любознательность как самый надежный залог счастья в жизни. Место действия большинства рассказов в сборнике Секреты полишинеля (Open Secrets, 1994) - пресвитерианская деревушка, и в этой книге Манро остается в кругу своей проблематики: одиночество, любовь и резкие повороты судьбы, меняющие жизнь людей.

Предыдущая страница Следующая страница