Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 12, "БРЭ"-"БУР")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 12, "БРЭ"-"БУР")

БРЭГГ УИЛЬЯМ ГЕНРИ

БРЭГГ Уильям Генри (Bragg, William Henry)

(1862-1942), английский физик, удостоенный Нобелевской премии 1915 (совместно с сыном, Уильямом Лоренсом) за работы по изучению строения кристаллов с помощью рентгеновских лучей. Родился 2 июля 1862 в Уигтоне (графство Камберленд). Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета (1855). С 1886 - профессор Аделаидского университета (Австралия), с 1909 - Лидского, с 1915 - Лондонского, с 1923 - Королевского университетов. Первые работы Брэгга посвящены определению длины пробега a-частиц и создаваемой ими удельной ионизации на разных расстояниях от источника излучения (кривая Брэгга). В 1912 вместе со своим сыном У.Л.Брэггом впервые использовал дифракцию рентгеновских лучей на кристаллах для исследования кристаллических структур. Анализируя отражение монохроматического рентгеновского излучения от различных сечений кристаллической решетки, ученые определили характеристики этого излучения и тип симметрии решетки. В 1913 Брэгг сконструировал первый рентгеновский спектрометр. Все эти работы положили начало рентгеноструктурному анализу и рентгеновской спектроскопии. Во время Первой мировой войны Брэгг выполнял заказы военного ведомства, в частности работал над проблемой обнаружения подводных лодок акустическими методами. В 1920 за эти исследования он был возведен в рыцарское достоинство. Брэгг был награжден медалями Б.Румфорда (1916), Копли (1930). Широкой известностью пользовались популярные лекции Брэгга по различным разделам физики. Умер Брэгг в Лондоне 12 марта 1942.

ЛИТЕРАТУРА

Брэгг Г. Рентгеновские лучи и строение кристаллов. М. - Л., 1929

БРЭГГ УИЛЬЯМ ЛОРЕНС

БРЭГГ Уильям Лоренс (Bragg, William Lawrence)

(1890-1971), английский физик, сын Уильяма Генри Брэгга, удостоенный вместе с отцом Нобелевской премии 1915. Родился 31 марта 1890 в Аделаиде. Учился в Аделаидском и Кембриджском университетах (последний окончил с отличием в 1912). В 1919-1937 - профессор Манчестерского университета (сменил на этом посту Э.Резерфорда), в 1937-1938 - директор Национальной физической лаборатории, в 1938-1953 - профессор и директор Кавендишской лаборатории, в 1954-1966 - директор Королевского института. Научные исследования относятся к теории дифракции рентгеновских лучей, рентгеноструктурному анализу, фазовым переходам в металлах и сплавах, структуре белков. В 1912 независимо от Ю.Вульфа вывел уравнение, связывающее угол отражения рентгеновских лучей от системы параллельных кристаллографических плоскостей с расстоянием между этими плоскостями (условие Брэгга - Вульфа). Разработал методы расшифровки рентгенограмм с помощью преобразования Фурье, определил структуру многих силикатов. В 1939, используя рентгеновское излучение, получил оптическое изображение атомной структуры кристалла, предвосхитив создание голографии. Совместно с Дж.Берналом и Л.Полингом определил с помощью рентгеноструктурного анализа структуру гемоглобина, положив начало обширным структурным исследованиям биомолекул. Был награжден медалями Д.Юза (1931), Копли (1966), Королевской медалью (1946).

Умер Брэгг в Ипсуиче 1 июля 1971.

ЛИТЕРАТУРА

Брэгг Л. Дифракция электронов. Л., 1936 Брэгг Л., Кларингбулл Г. Кристаллическая структура минералов. М., 1967

БРЭДБЕРИ РЕЙ ДУГЛАС

Рей Бредбери.

БРЭДБЕРИ РЭЙ

БРЭДБЕРИ Рэй (Bradbury, Ray) (р. 1920), американский писатель-фантаст. Самое известное из его произведений - Марсианские хроники (The Marsian Chronicles, 1950), балладного стиля рассказы о первопоселенцах на Марсе. В числе других наиболее популярных вещей - сборник рассказов Человек в картинках (The Illustrated Man, 1951) - о человеке, чья "ожившая" татуировка становится сюжетом таинственных историй, и повесть 451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451, 1953). Действие происходит в обществе будущего, где пожарные занимаются сожжением книг, а чтение запрещено законом. Несмотря на критическое отношение Брэдбери к науке и технике, он является поборником космических полетов и признает созидающую роль науки. Его книги пронизаны поэзией, тоской по невинному детству и простой жизни маленьких городков. Родился Брэдбери 22 августа 1920 в Уокигане (шт. Иллинойс). Первый его рассказ был опубликован в 1940. С 1942 все свое время он отдает творчеству. Многочисленные рассказы Брэдбери вошли в сборники Рассказы Рэя Брэдбери (The Stories of Ray Bradbury, 1980) и Конвектор Тойнби (The Toynbee Convector, 1988). Помимо повестей и рассказов, его перу принадлежат пьесы, стихотворения, киносценарии (особое место занимает сценарий фильма Моби Дик, 1956, режиссер Д.Хьюстон), а также роман И духов зла явилась рать (Something Wicked This Way Comes, 1962).

ЛИТЕРАТУРА

Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту. М., 1965 Брэдбери Р. И духов зла явилась рать. СПб, 1992

БРЭДЛИ ГЕНРИ

БРЭДЛИ Генри (Bradley, Henry)

(1845-1923) - английский филолог и лексикограф, родился в Манчестере 3 декабря 1845. Учился в Честерфилдской средней классической школе (1855-1859), в 1863 поступил на работу в фирму ножевых изделий в Шеффилде на должность клерка, ведущего переписку. Заинтересовавшись филологией, самостоятельно выучил ряд европейских языков, а также классические языки и древнееврейский. В 1884 обосновался в Лондоне, надеясь зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. Подготовил рецензию на Новый английский словарь (New English Dictionary), которая была опубликована в "Академии" в марте 1884. Вскоре после этого он был принят издательский коллектив этого словаря. В 1889 был назначен одним из его редакторов, а в 1915 после смерти сэра Джеймса Марри - главным редактором. В 1896 Брэдли поселился в Оксфорде. Несколько раз был президентом Филологического общества (1890-1893, 1900-1903, 1909-1910). Умер Брэдли в Оксфорде 23 мая 1923. Брэдли был автором работ Развитие английского языка (Making of English, 1904), Английские географические названия (English Place-names, 1910) и Разговорный и письменный язык (Spoken and Written Language, 1910). В 1928 вышло собрание его сочинений с биографией, написанной Робертом Бриджесом.

БРЭДЛИ ФРЭНСИС ГЕРБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЭСТЕД ДЖЕЙМС ГЕНРИ

БРЭСТЕД Джеймс Генри (Breasted, James Henry)

(1865-1935), американский египтолог, археолог и историк. Родился в Рокфорде (Иллинойс) 27 августа 1865. Учился в Чикагской богословской семинарии, Йельском и Берлинском университетах. В 1894 был назначен ассистентом кафедры египтологии Чикагского университета, с 1905 - профессор египтологии и истории Востока. По предложению королевских академий Германии Брэстед предпринял копирование и систематизацию египетских надписей в музеях Европы, содействовал составлению Берлинского Египетского словаря. Это позволило ему собрать материал для ставшего классическим труда Древнеегипетские тексты: исторические документы с древнейших времен до персидского завоевания (Ancient Records of Egypt: Historical Documents from the Earliest Times to the Persian Conquest, v. 1-5, 1906-1907). Эти изыскания послужили основой для написания Истории Египта (History of Egypt, 1905), также образцового труда в данной области. В числе других работ Брэстеда - Древние эпохи (Ancient Times, 1916), хрестоматия по древней истории; Победа цивилизации (The Conquest of Civilization, 1926) и У истоков сознания (The Dawn of Conscience, 1933), где обсуждается широкий круг гуманистических идей. Битва при Кадеше (Battle of Kadesh, 1903) - не утратившее до сих пор значения исследование первого в человеческой истории хорошо документированного сражения. Лучшей работой Брэстеда считается монументальный труд Хирургический папирус Эдвина Смита (Edwin Smith Surgical Papyrus, 1930). Помимо занятий филологией и историей, Брэстед проводил археологические исследования. В 1905-1907 он руководил экспедицией в Египет и Судан. В 1919 основал Восточный институт при Чикагском университете и в качестве его директора продолжил полевые археологические работы, организовав экспедиции в Египет, Палестину, Турцию, Ирак и Иран (в том числе раскопки в Луксоре, Мегиддо и Персеполе). Восточный институт стал крупнейшим в Западном полушарии центром по изучению Ближнего Востока и его археологии, а также по изданию соответствующих материалов.

Умер Брэстед в Нью-Йорке 2 декабря 1935.

ЛИТЕРАТУРА

Брэстед Д.Г. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания, тт. 1-2. М., 1915

БРЮЛЛОВ КАРЛ ПАВЛОВИЧ

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г.

БРЮНЕЛЬ МАРК ИЗАМБАР

БРЮНЕЛЬ Марк Изамбар (Brunel, Marc Isambard)

(1769-1849), английский изобретатель. Родился 25 апреля 1769 в Аквиле (Нормандия, Франция). В 1786 поступил во французский флот и служил в Вест-Индии. Во Францию вернулся в 1792, в самый разгар революции; как убежденный роялист вынужден был эмигрировать в США. Работал инженером-строителем, в 1796 стал главным инженером Нью-Йорка, но вскоре уехал в Англию. Пытался заинтересовать британское правительство проектом внедрения механизации в строительство кораблей на стапелях. Этот проект, коренным образом изменивший технологию создания стапель-блоков, был претворен в жизнь в 1806 на верфи в Портсмуте. Позже Брюнель изобрел несколько пил с механическим приводом, трикотажную машину для вязки чулок, станок для копирования чертежей, гвоздильный станок. Занимался конструкциями мостов и переправ. В 1824 была создана компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой. Работы были закончены лишь в 1843, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля и строительство останавливалось. Так появился первый подводный путепровод длиной 365 м, связавший лево- и правобережный районы Лондона. В 1841 Брюнель был удостоен дворянского титула. Умер Брюнель в Лондоне 13 декабря 1849.

БРЮНЕТЬЕР ФЕРДИНАНД

БРЮНЕТЬЕР Фердинанд (Brunetiere, Ferdinand) (1849-1906), французский литературный критик. Родился в Тулоне 19 июля 1849. В 1883 вышла книга Брюнетьера Натуралистический роман (Le Roman naturaliste), благодаря которой он стал во главе борьбы против натурализма. В 1893 стал редактором консервативного издания "Ревю де де монд" ("Revue des deux mondes"). В теории литературного процесса Брюнетьера очевидно влияние эволюционистских идей. Согласно этой теории, развитие литературных жанров шло по пути, схожему с эволюцией видов в природе: от изначального смешения - к разделениям и отличиям. Эти мысли изложены в книгах Эволюция критики (L'volution de la critique, 1890), Эпохи французского театра (Les poques du thtre franais, 1892), Эволюция лирической поэзии (L'volution de la posie lyrique, 1894). Замечательные образцы научного исследования дают его Очерки французской литературы (tudes critiques sur la littrature franaise, 1880) и работы об отдельных писателях, такие, как Оноре де Бальзак (Honor de Balzac, 1906). С 1890 Брюнетьер стал неутомимым защитником католичества, что нашло выражение в таких книгах, как Наука и религия (La Science et la religion, 1897) и На путях веры (Sur les chemins de la croyance, 1904). Умер Брюнетьер в Париже 9 декабря 1906.

ЛИТЕРАТУРА

Брюнетьер Ф. Литературная критика. - В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы. М., 1987

БРЮС ДЖЕЙМС БРЮС

БРЮС Джеймс Брюс (Bryce, James Bryce)

(1838-1922), виконт Брюс Дечмонд, государственный и политический деятель Англии, дипломат, историк. Родился 10 мая 1838 в Белфасте (Ирландия), сын Джеймса Брюса, школьного учителя, выходца из Шотландии. В 1862 окончил Тринити-колледж Оксфордского университета, продолжил образование в Гейдельбергском университете. В 1867 получил право на занятия адвокатской практикой. В 1870 ему была присвоена степерь доктора, в 1870-1893 Брюс преподавал гражданское право в Оксфорде. В 1880 был избран в палату общин, входил в состав ряда правительств, возглавлявшихся Либеральной партией; в 1886-1892 - заместитель министра иностранных дел; в 1892 - канцлер герцогства Ланкастерского; в 1894-1895 - председатель Совета по торговле; в 1905-1907 - главный секретарь по делам Ирландии. В 1870 Брюс совершил первое из своих многочисленных путешествий в Америку; в 1876 посетил Кавказ и на всю жизнь сохранил интерес к Армении, став позже основателем Англо-армянского общества. В 1907-1913 - посол Великобритании в США, укреплял дипломатические отношения между Великобританией, Канадой и Соединенными Штатами. В 1913 Брюсу было пожаловано звание пэра, в 1914 титул виконта. В том же году он стал членом Международного суда в Гааге, в годы Первой мировой войны возглавлял комитет, который расследовал преступления немцев на территории Бельгии и Франции, выступал в поддержку идеи о создании Лиги наций. Сочетая жизнь ученого и государственного деятеля-практика, Брюс предпринимал длительные путешествия по США, Южной Америке, Европе и британским доминионам. Богатые наблюдения позволили ему применить в своих политических и юридических трудах сравнительные методы анализа. Его первый труд Священная Римская империя (The Holy Roman Empire, 1864) был написан, когда Брюс преподавал в Оксфорде. Самый известный труд - Американское Содружество (The American Commonwealth, 1888) открыл новую тему и доныне остается классическим научным трудом в данной области. Другая известная его работа - Современные демократии (Modern Democracies, 1921). В числе прочих трудов Брюса - Исследования по истории и юриспруденции (Studies in History and Jurisprudence, 1901) - вклад в область сравнительной юриспруденции. Умер Брюс в Сидмуте (графство Девоншир) 22 января 1922.

БРЮС МЕЛЬБУРНСКИЙ

БРЮС МЕЛЬБУРНСКИЙ (Bruce of Melbourne)

(1883-1967), Стэнли Мельбурн Брюс, австралийский политический деятель и дипломат. Родился 15 апреля 1883 в Мельбурне. В 1906 получил адвокатскую практику, в годы Первой мировой войны служил в британской армии. Активно занялся политикой после избрания в австралийскую палату представителей в 1918. Был руководителем австралийской делегации на ассамблее Лиги наций в 1921 и министром финансов Австралийского Союза в 1921-1923. После падения в 1923 правительства У.Хьюза стал премьер-министром и министром внешних сношений. В целом продолжал политику предыдущего кабинета и пытался усилить механизм консультаций внутри Содружества. На имперской конференции 1923 пытался добиться более выгодных условий деятельности австралийских предпринимателей на британских рынках. В 1929 он попытался добиться отмены австралийского национального законодательства о промышленном арбитраже и передать соответствующие полномочия законодательным органам штатов, что привело к отставке кабинета Брюса. Брюс вернулся в австралийский парламент в 1931, в 1932-1933 занимал пост министра без портфеля. Представлял Австралию на Оттавской конференции в 1932 и на Всемирной экономической конференции в Лондоне в 1933. В 1933-1945 был верховным комиссаром Австралии в Лондоне. Председательствовал на конференции в Монтре, созванной в 1936 для разрешения вопроса о черноморских проливах. С 1942 по 1945 представлял Австралию в военном кабинете Соединенного Королевства и в военном совете тихоокеанского театра военных действий. В тот же период был посланником Австралии при правительстве Нидерландов в изгнании, находившемся в Лондоне. В 1946 и 1947 руководил работой подготовительной комиссии по выработке всемирной продовольственной программы, в 1947-1951 был председателем Всемирного продовольственного совета. В 1947 получил титул виконта. В 1951 лорд Брюс стал первым канцлером Австралийского национального университета в Канберре. Умер Брюс в Лондоне 25 августа 1967.

БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

1913 г. Литературный музей. Москва.

(1873-1924), русский поэт, прозаик, драматург и критик. Родился 13 декабря 1873 в Москве, сын богатого купца. Начал писать стихи в 1881 и еще студентом Московского университета представил свои стихотворные опыты в антологии Русские символисты (1894). В том же году опубликовал свой перевод Романсов без слов П.Верлена. До окончания университета (1899) Брюсов издал две книги стихов - Chefs d'oeuvre (Шедевры,1895) и Me eum esse (Это - я, 1897); в дальнейшем почти каждый год был ознаменован новым стихотворным сборником. На протяжении десяти лет он был возмутителем спокойствия в российской литературе, в конце концов стяжав признание как мастер стиха и величайший эрудит. В 1904 Брюсов основал знаменитый журнал "Весы". С 1910 по 1912 был литературным редактором влиятельного ежемесячника "Русская мысль", открывавшего и поощрявшего новые таланты. Он много путешествовал за границей, где встречался почти со всеми выдающимися поэтами и писателями своего времени, в том числе с Э.Верхарном, оказавшим большое влияние на его поэтическое творчество. В 1913 Брюсов издал собрание своих сочинений в двадцати пяти томах. Помимо поэзии, это собрание включало два его романа - Алтарь победы (из жизни Рима 4 в.) и Огненный ангел (из жизни Германии 16 в.), а также рассказы и литературную критику. Брюсову принадлежат многочисленные стихотворные переводы и одна значительная пьеса - Земля (1904). Во время Первой мировой войны он был военным корреспондентом. Приветствовал большевистский переворот.

Умер Брюсов в Москве 9 октября 1924.

ЛИТЕРАТУРА

Максимов Д. Брюсов. Л., 1969 Брюсов В. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1973-1975 Библиография В.Я.Брюсова. 1884-1973. Ереван, 1976 Жирмунский В.М. Валерий Брюсов и наследие Пушкина: Опыт сравнительно-стилистического исследования. - В кн.: Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977

БРЯНЦЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Д. М. Брянцев.

БУАЛО НИКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУАЛЬДЬЕ АДРИЕН

БУАЛЬДЬЕ, ФРАНСУА АДРИЕН (Boieldieu, Franois Adrien) (1775-1834), французский композитор, автор многочисленных комических опер. Родился 16 декабря 1775 в Руане. Получил первоначальное музыкальное образование у органиста Руанского собора и в возрасте 18 лет успешно дебютировал как композитор в своем родном городе оперой Виновная дочь (La Fille coupable), либретто которой написал его отец. Спустя два года удачная постановка следующей оперы побудила молодого музыканта искать счастья в Париже. Там одаренность Буальдье снискала ему дружбу ряда выдающихся музыкантов, (в том числе Л.Керубини, который, по рассказам, сделал Буальдье выговор в связи с успехом Калифа Багдадского (Le Calife de Bagdad, 1800), который казался мэтру незаслуженным, и заставил молодого композитора заново пройти некоторые музыкальные дисциплины, хотя к тому времени Буальдье сам был преподавателем Парижской консерватории по классу фортепиано. Опера Тетушка Аврора (Ma tante Aurore, 1803) вызвала восхищение парижской публики, и в том же году композитор получил приглашение в Петербург на должность капельмейстера придворной французской оперной труппы. Буальдье прожил в России восемь лет, но большинство сочинений этого периода не сохранилось: исключение составляет опера Опрокинутые кареты (Les Voitures versйes, 1808). Вернувшись в Париж, композитор утвердился на прежних позициях благодаря операм Жан Парижский (Jean de Paris, 1812) - одной из лучших в творчестве Буальдье, Новый помещик (Le Nouveau Seigneur de Village, 1813) и Красная Шапочка (Le Petit Chaperon rouge, 1818). В 1817 Буальдье сменил Э.Мегюля в должности профессора композиции Парижской консерватории. Появившаяся в 1825 Белая дама (La Dame blanche) принесла автору успех, обусловленный простотой и привлекательностью мелодий (некоторые из них были заимствованы из шотландского фольклора), а также интересным либретто Э.Скриба по мотивам модных тогда романов В.Скотта (Монастырь и Гай Маннеринг). Белая дама стала кульминацией творческого пути композитора; впоследствии на его долю не выпадало столь шумного успеха, и парижская публика отдавала предпочтение новым кумирам - Д.Оберу и Дж.Мейерберу. Последние годы Буальдье страдал от болезни легких и испытывал денежные затруднения.

Он умер в Жарси близ Парижа 8 октября 1834.

БУБЕН

БУБЕН

БУБЕН

ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод с подвешенными на нем металлическими колокольчиками. Колокольчики начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает ее или встряхивает весь инструмент. Применявшийся в южно-европейской музыке со времен крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с 19 в., бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

БУБЕР МАРТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУБКА СЕРГЕЙ НАЗАРОВИЧ

С. Н. Бубка.

БУБРИХ ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

БУБРИХ Дмитрий Владимирович (1890-1949), русский лингвист. Родился 13 (25) июля 1890 в Петербурге. Окончил Петербургский университет. С 1925 профессор Ленинградского университета, работал также в Институте языка и мышления АН СССР. С 1946 член-корреспондент АН СССР. Первые работы посвящены славянским языкам (Севернокашубская система ударения, 1924). С конца 1920-х годов обратился к исследованию финно-угорских языков. Автор многих работ по языкам этой группы, а также по истории финских народов. Создал научную школу финно-угроведов, в том числе из числа носителей финно-угорских языков. Подвергался критике со стороны последователей Н.Я.Марра; не выдержав травли, умер от сердечного приступа в Ленинграде 30 ноября 1949. Ввел в общее языкознание получивший широкое распространение термин "двойное членение", обозначающий фундаментальное свойство языка, в котором выделяются как единицы, обладающие звучанием и значением (морфемы, слова, предложения), так и единицы, не имеющие собственного значения, но используемые для смыслоразличения: звуки (фонемы), слоги.

ЛИТЕРАТУРА

Бубрих Д.В. Звуки и фонемы эрзянской речи. М, 1930 Бубрих Д.В. Историческая фонетика удмурдского языка. Ижевск, 1948 Бубрих Д.В. Историческая фонетика финского-суоми языка. Петрозаводск, 1948 Бубрих Д.В. Грамматика литературного коми языка. Л., 1949 Бубрих Д.В. Историческая грамматика эрзянского языка. Саранск, 1953 Керт Г.М. Д.В.Бубрих (1890-1949). Л., 1975

БУГАЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

БУГАЕВ Николай Васильевич (1837-1903), русский математик и философ. Родился в г.Душет Тифлисской губернии 14 сентября 1837. Отец поэта А.Белого. В 1859 окончил физико-математический факультет Московского университета, а затем Николаевское инженерное училище. В 1863 защитил магистерскую, а в 1886 - докторскую диссертации. С 1867 - профессор Московского университета. В 1891 был избран президентом Московского математического общества. В этом кругу возникает Московская философско-математическая школа, основателем которой был Бугаев. В своих математических трудах он разрабатывал теорию "прерывных функций". Теории непрерывных и прерывных функций (соответственно - математический анализ и аритмология) образуют, по Бугаеву, полноту математического знания. Однако его понимание прерывности (аритмологичности) не исчерпывалось "чисто" математическим подходом и носило гораздо более универсальный характер. Бугаев приходит к определенным метафизическим выводам, доказывая, что нравственные и эстетические идеи человека отражают подлинную онтологическую реальность мира и коренятся "в самой сущности вещей". В конечном счете "аритмология" становится у Бугаева принципом обоснования своеобразной монадологической метафизики лейбницианского типа. Он называет собственное учение эволюционной монадологией, в ряде существенных моментов отличающейся от монадологии Лейбница. Так, Бугаев признавал разнообразные взаимодействия монад. В этих своих отношениях монады, к числу которых относятся атом - физическая монада, клетка - биологическая монада, государство - социальная монада, человек и человечество подчиняются законам "монадологической инерции" и "монадологической солидарности". Оба закона фиксируют необходимость взаимосвязей между этими индивидуальными элементами мира для их совершенствования и "поднятия их психического содержания". Высшей точкой такой динамической иерархии космоса является абсолютное, безусловное начало. Умер Бугаев в Москве 29 мая 1903.

ЛИТЕРАТУРА

Бугаев Н.В. О свободе воли. М., 1889 Некрасов П.А. Московская философско-математическая школа и ее основатели. М., 1904

БУДДА И БУДДИЗМ

Буддизм - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, "школа старейшин", или хинаяна, "малая колесница") буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны ("большая колесница"), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению "истинной реальности".

В Индии буддизм процветал примерно до 500 н.э. Затем он постепенно пришел в упадок, был поглощен индуизмом и к 11 в. почти полностью исчез. К тому времени буддизм успел распространиться и приобрести влияние в других странах Центральной и Восточной Азии, где сохраняет жизнеспособность по сей день. Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии - в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайских королевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Гораздо меньше буддистов (менее 1%) живет в самой Индии, в Пакистане, на Филиппинах и в Индонезии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.), в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.). Данные по общей численности буддистов в мире (от 200 млн. до 500 млн.) расходятся в зависимости от методики и критериев подсчета. Во многих странах буддизм смешался с элементами других восточных религий, таких, как синтоизм или даосизм.

См. далее

ГАУТАМА

БУДДИЗМ В ИНДИИ

БУДДИЗМ ТХЕРАВАДЫ

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ

БУДДИЗМ

Буддизм - религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями. Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, "школа старейшин", или хинаяна, "малая колесница") буддизм представляет собой главным образом философию и этику. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Для направления буддизма, известного под названием махаяны ("большая колесница"), характерно почитание пантеона божественных будд и будущих будд. В других формах буддизма обычны представления о целой иерархии демонов. Некоторые разновидности буддизма махаяны сулят верующим настоящий рай. Ряд направлений придает значение скорее вере, чем делам. Существует вид буддизма, стремящийся привести адепта к парадоксальному, интуитивному, внерациональному постижению "истинной реальности".

В Индии буддизм процветал примерно до 500 н.э. Затем он постепенно пришел в упадок, был поглощен индуизмом и к 11 в. почти полностью исчез. К тому времени буддизм успел распространиться и приобрести влияние в других странах Центральной и Восточной Азии, где сохраняет жизнеспособность по сей день. Сегодня буддизм существует в двух основных формах. Хинаяна распространена в Шри-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии - в Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде, Лаосе и Камбодже. Махаяна преобладает в Китае, включая Тибет, во Вьетнаме, в Японии, Корее и Монголии. Значительное число буддистов проживает в гималайских королевствах Непал и Бутан, а также в Сиккиме на севере Индии. Гораздо меньше буддистов (менее 1%) живет в самой Индии, в Пакистане, на Филиппинах и в Индонезии. За пределами Азии несколько тысяч буддистов живут в США (600 тыс.), в Южной Америке (160 тыс.) и в Европе (20 тыс.). Данные по общей численности буддистов в мире (от 200 млн. до 500 млн.) расходятся в зависимости от методики и критериев подсчета. Во многих странах буддизм смешался с элементами других восточных религий, таких, как синтоизм или даосизм.

См. далее

ГАУТАМА

БУДДИЗМ В ИНДИИ

БУДДИЗМ ТХЕРАВАДЫ

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ

БУДДИЗМ В ИНДИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ МАХАЯНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДДИЗМ ТХЕРАВАДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДЕН ЭЖЕН

БУДЕН Эжен (Boudin, Eugene)

(1824-1898), французский живописец. Эжен Буден и его друг Ян Бартолд Йонгкинд считаются предвестниками импрессионизма. Творчество Будена является связующим звеном между искусством его учителей - представителей барбизонской школы (Труайона, Милле, Коро и Теодора Руссо) и его последователей-импрессионистов, среди которых следует назвать прежде всего Моне. Буден родился 12 июля 1824 в Онфлере, старом портовом городке в Нормандии. Учился живописи в Гавре, затем в Париже у известного мариниста Эжена Изабе. Большую часть своей жизни Буден прожил на севере Франции; посещал Бельгию, Голландию, Италию. Ранние работы Будена представляют собой яркие сцены фешенебельной курортной жизни, исполненные в импрессионистической манере. Более поздние произведения - в основном морские пейзажи без изображений людей. В пейзажах с видами гаваней ему удалось передать состояние неба, тревожное перед штормом или ясное и чистое; море в них написано широкими мазками и наполнено множеством самых разных кораблей со сложной оснасткой. Хотя художник не считал себя импрессионистом, он принял участие в первой выставке импрессионистов, проходившей в 1874. Признание пришло к нему, когда он был уже смертельно болен. В 1892 Буден был награжден орденом Почетного легиона. Умер Буден в Довиле 8 августа 1898.

БУДЕННЫЙ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ

С. М. Буденный.

БУЗОНИ ФЕРРУЧЧО

БУЗОНИ, ФЕРРУЧЧО БЕНВЕНУТО (Busoni, Ferruccio Benvenuto)

(1866-1924), итальянский композитор, пианист, дирижер, автор многочисленных фортепианных транскрипций произведений разных авторов. Родился 1 апреля 1866 в Эмполи близ Флоренции. Известность Бузони обусловлена в первую очередь талантом пианиста-интерпретатора, сочетавшего превосходную технику с исключительной музыкальностью. Он был также плодовитым композитором, однако его музыка, которая не делала уступок вкусам публики или господствовавшим в искусстве течениям, не получила широкого признания. В наследии Бузони оперы, оркестровые произведения, концерты для фортепиано, скрипки и кларнета, хоровая и камерная музыка, романсы, пьесы для фортепиано разных жанров и множество транскрипций, которые часто носят творческий характер и сильно преображают оригинал. Умер Бузони в Берлине 27 июля 1924.

ЛИТЕРАТУРА

Коган Г. М. Ф. Бузони. М., 1971

БУЙВОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУКЕ КАРОЛЬ

Архив редакции "Видео-Асс".

Архив редакции "Видео-Асс".

БУКСТЕХУДЕ ДИТРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЛАТОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

А. М. Булатов.

БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ

М. А. Булгаков.

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЛГАКОВА МАЙЯ ГРИГОРЬЕВНА

М. Г. Булгакова.

БУЛДАКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ

А. И. Булдаков.

БУЛЕ

БУЛЕ (греч. "совет"), совещательный орган в древнегреческих городах. В Афинах это был созданный Солоном в противовес совету Ареопага (который, впрочем, также назывался буле) Совет четырехсот, позднее замененный в соответствии с реформой Клисфена Советом пятисот. Основная задача буле Солона и Клисфена состояла в подготовке законопроектов, которые должны были выноситься на рассмотрение Народного собрания. Знаменитый законодатель Солон, реформировавший в начале 6 в. до н.э. конституцию Афин, назначил в буле, вероятно пожизненно, по 100 человек от каждой из четырех фил (древних племенных групп, на которые делилось население Аттики) и видел в нем гаранта непринятия скороспелых законов. Позднее в том же столетии отбор в кандидаты проходил по демам (сельским общинам), сами же выборы проходили по филам (число которых достигло к тому времени десяти) с помощью жребия. Членами буле могли стать граждане не моложе тридцати лет, принадлежавшие к трем первым цензовым разрядам. Срок членства в буле был ограничен годом, и переизбираться можно было не более чем на один срок. Совет делился по филам на десять групп, каждая из которых постоянно заседала в течение одной десятой года, ведя все дела и созывая Совет в полном составе в случае экстренных надобностей. В 462 до н.э. Ареопаг был лишен политической власти, и Совет сделался главным исполнительным органом демократии. Его члены, прошедшие подготовку на местах, в органах местного управления демов, в народном собрании и в суде, заведовали всеми государственными службами, распоряжались государственной собственностью, арсеналом и налогами, в первой инстанции решали политические и межгосударственные вопросы, а также готовили законопроекты для народного собрания. В 4 в. до н.э. народное собрание отняло у Совета часть исполнительной власти, однако буле оставался наиболее действенным органом афинской демократии и излюбленной мишенью олигархических мятежников.

ЛИТЕРАТУРА

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996

БУЛЕЗ ПЬЕР

БУЛЕЗ Пьер (Boulez, Pierre) (р. 1925), французский композитор и дирижер, выдающийся интерпретатор музыки 20 в. и один из самых красноречивых пропагандистов нового искусства. Булез родился 26 мая 1925 в Монбризоне (Франция). Изучал математику и музыку в Сент-Этьене и Лионе, затем стал учеником Оливье Мессиана в Парижской консерватории, С 1946 по 1956 Булез - музыкальный руководитель театральной труппы Жана-Луи Барро и Мадлен Рено. С помощью Барро он основал в 1953 т.н. "Концерты Мариньи", позже получившие название "Музыкальные горизонты" ("Domaine Musical") - один из первых в Европе фестивалей музыкального авангарда. Первым произведением Булеза, получившим международную известность, стала оркестровая пьеса Молоток без мастера (Le Marteau sans matre), исполненная на фестивале Международного общества современной музыки в Баден-Бадене в начале 1950-х годов. Среди выдающихся партитур последующих лет можно назвать Pli selon pli (Складка на складку) и Ритуал (Rituel). Булез первоначально занялся дирижированием с целью обеспечить точную интерпретацию собственных партитур. Затем он много работал с оркестром Би-Би-Си, дирижировал на вагнеровских фестивалях в Байройте, с 1969 по 1972 выступал с Кливлендским оркестром. В июне 1969, через два месяца после пробного четырехнедельного ангажемента в Нью-Йоркском филармоническом оркестре, Булез стал его художественным руководителем - первым французом на этом посту. В 1977 Булез вернулся во Францию и полностью посвятил себя организации Координационно-исследовательского института акустики и музыки (IRCAM) в Париже.

ЛИТЕРАТУРА

Рабинович Д. Дж. Барбиролли и П. Булез. - В кн.: Рабинович Д. Исполнитель и стиль. М., 1981 Кон Ю. П. Булез как теоретик. - В кн.: Кризис буржуазной культуры и музыка. М., 1983

БУЛИМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУЛЛ ДЖОН

БУЛЛ Джон (Bull, John) (1563-1628), английский органист, один из крупнейших композиторов елизаветинской эпохи. Родился в 1563 в графстве Сомерсет. После обучения в Королевской капелле был назначен органистом Херифордского собора (1582), в 1585 - регентом детского хора Королевской капеллы, а в 1591 стал в капелле личным органистом королевы. По ее указанию был направлен профессором музыки в Грешем-колледж (1596); после женитьбы в 1607, следуя школьным правилам, ушел в отставку. В 1611 служил музыкантом при дворе принца Уэльского. Вскоре переехал в Бельгию, где получил место органиста вначале в капелле эрцгерцога в Брюсселе (1613), а затем в Антверпенском соборе (1617). В Бельгии Булл познакомился с Я.Свелинком. Оба они в значительной мере способствовали развитию полифонической музыки для клавишных инструментов. Буллу принадлежит более 200 сочинений для органа, верджинела и голоса. Многие из них невероятно сложны технически: по общему мнению, сам композитор мог бы исполнять их, лишь обладая виртуозной техникой.

Умер Булл в Антверпене 13 марта 1628.

ЛИТЕРАТУРА

Конен В. Очерки по истории зарубежной музыки. М., 1997

БУЛЛА ПАПСКАЯ

БУЛЛА ПАПСКАЯ (лат. bulla - свинцовая печать), вид официального папского послания. До 11 в. буллы писались на папирусе, а впоследствии на пергаменте. Начиная с 9 в. автор буллы неизменно подписывает ее как "епископ, слуга слуг Божьих". Свое название булла получила от свинцовой печати с именем папы на одной стороне и ликами апостолов Петра и Павла на другой, которая прикреплялась к документу на пеньковом или шелковом шнуре. Древнейшая из сохранившихся папирусных булл датирована 22 января 788, хотя сохранились печати от утраченных документов, которые были на два века старше. Различие "великих булл" и "малых булл" начали проводить в 11 в. Последние были менее торжественными; в частности, некоторые из них содержали административные декреталии, которые впоследствии легли в основу канонического права. Отсюда со временем развилась еще более простая форма документа, известная с 1431 как папское бреве. Редкие bullae aureae (золотые буллы) были снабжены золотыми, а не свинцовыми печатями, в знак их чрезвычайной важности. Знаменитый образец - булла, дарующая титул защитника веры королю Генриху VIII. Вплоть до 1878 буллы продолжали писать так же, как и в Средние века, древним готическим письмом с многочисленными сокращениями и без знаков препинания; поскольку такое письмо было трудно читать, вошло в обыкновение сопровождать его копией, написанной обычными буквами. Начиная с понтификата папы Льва XIII (1878-1903) при написании булл пользуются обычным латинским письмом и, дабы облегчить их пересылку по почте, иногда заменяют свинцовую печать красным оттиском печати с тем же изображением.

БУЛЛОК САНДРА

Американская актриса Сандра Буллок.

БУЛЛЬ УЛЕ

БУЛЛЬ Уле (Bull, Ole) (полное имя Уле Борнеманн Булль) (1810-1880), норвежский скрипач и композитор. Родился 5 февраля 1810 в Бергене. Не имея почти никакой профессиональной подготовки, стал одним из виднейших виртуозов 19 в. Его техническое мастерство было феноменальным: он мог бы соперничать с Паганини. Из сочинений Булля сохранились лишь немногие. Убежденный патриот, Булль во многом содействовал возрождению норвежской культуры в 19 в. Основал в Бергене Норвежский национальный театр (1850) и привлек к работе в качестве драматурга и режиссера 23-летнего Х. Ибсена. Был первым, кто поддержал талант Э. Грига. Около 40 лет Булль пользовался необычайной популярностью в США, где в 1843 состоялись его первые гастроли. В 1852 он предпринял неудачную попытку основать норвежскую колонию в Пенсильвании, потратив значительную часть личных средств. Умер в своем доме в Люсе близ Бергена 17 августа 1880.

БУЛФИНЧ ЧАРЛЗ

БУЛФИНЧ Чарлз (Bulfinch, Charles)

(1763-1844), американский архитектор. Родился 8 августа 1763 в Бостоне (шт. Массачусетс). Окончив Гарвардский университет в 1781, уехал в Европу, где много путешествовал и совершенствовал свои знания. По возвращении на родину в 1786 получил заказ на проектирование первого в Новой Англии жилого квартала с единой планировкой, получившего название Тонтин-Креснт (Бостон). Булфинч построил несколько домов в фешенебельном районе Бикон-Хилл в Бостоне, а в возрасте 32 лет создал проект нового здания администрации штата Массачусетс (Дом штата). В 1818 президент США Дж.Монро назначил его главным архитектором здания конгресса США (Капитолия в Вашингтоне) вместо Б.Латроба. Прежде всего Булфинчу пришлось перестраивать те части здания, которые были сожжены англичанами в 1814. Булфинч является также автором Домов штата в Хартфорде (шт. Коннектикут, 1792-1796) и в Огасте (шт. Мэн, 1829-1831). В 1830 он вернулся в Бостон. Стиль Булфинча представлял собой оригинальное сочетание ренессансных мотивов и отдельных деталей, заимствованных из построек братьев Адам. Умер Булфинч в Бостоне 4 апреля 1844.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 7. М., 1969

БУЛЬ АНДРЕ ШАРЛЬ

БУЛЬ Андре Шарль - позолоченные бронзовые накладки. 2-я пол. 17 в.

БУЛЬ ДЖОРДЖ

БУЛЬ Джордж (Boole, George)

(1815-1864), английский математик, создатель символической логики. Родился 2 ноября 1815 в Линкольне. Специального математического образования не получил. В возрасте 16 лет стал помощником учителя частной школы в Донкастере, в 1835 открыл собственную школу в Линкольне. В свободное время читал математические журналы, работы И.Ньютона, П.Лапласа и Ж.-Л.Лагранжа, начал вести самостоятельные алгебраические исследования. В 1839 написал первую научную работу Исследования по теории аналитических преобразований (Researches on the Theory of Analitical Transformations), которая была опубликована в только что созданном "Кембриджском математическом журнале" ("Cambridge Mathematical Journal"). В 1844 появилась его первая работа, где высказывалась идея объединения алгебры и логики, а в 1847 вышла в свет статья Математический анализ логики (The Mathematical Analysis of Logic), которая положила начало созданию "алгебры высказываний", получившей впоследствии название булевой алгебры. Благодаря этой публикации Буль в 1849 был назначен профессором математики в Куинз-колледж (Корк, Ирландия), где преподавал до конца жизни. В 1857 он был избран членом Лондонского королевского общества. Основные идеи Буля суммированы в его работе Исследование законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей (An Investigation of the Laws of Thought, on Which Are Founded the Mathematical Theories of Logic and Probabilities, 1854). Здесь он впервые определил в явном виде исчисление классов (или множеств), ввел обозначение для их пересечения, объединения и т.д., показал, что исчисление классов можно интерпретировать как исчисление высказываний. Булевы алгебры - особые алгебраические системы, для которых определены две операции, - нашли широкое применение в различных разделах математики: в теории вероятностей, топологии, функциональном анализе, а также в создании вычислительных машин. Умер Буль в Биллинтемпле близ Корка 8 декабря 1864.

ЛИТЕРАТУРА

Владимиров Д.А. Булевы алгебры. М., 1969 Математика XIX в. (Математическая логика, алгебра, теория вероятностей). Под ред. А.Н.Колмогорова, А.П.Юшкевича. М., 1978

БУЛЬТМАН РУДОЛЬФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУМАГА И ПРОЧИЕ ПИСЧИЕ МАТЕРИАЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУМЕДЬЕН ХУАРИ

БУМЕДЬЕН Хуари (Boumedienne, Houari)

(1927-1978), руководитель алжирской Армии национального освобождения (АНО) и президент Алжира с 1965 по 1978. Урожденный Мухаммед Бухарруба, родился близ Гельмы (Алжир) 23 августа 1927 (по некоторым данным 1932) в крестьянской семье. Учился в Тунисе, в 1951 поступил в университет Аль-Азхар в Каире, где сошелся с офицерами из организации Насера "Свободные офицеры" и перед возвращением в Алжир в 1955 прошел курс обучения методам партизанской войны. В 1958 Бумедьен был назначен командующим всех баз АНО в западном Алжире и Марокко, в 1960 стал начальником штаба АНО. После завоевания независимости в 1962 находившаяся под контролем Бумедьена армия поддержала Бен Беллу, надеясь, что он проведет радикальные реформы в алжирском обществе. Бумедьен стал министром обороны в правительстве Бен Беллы и после выборов 1963 - вице-президентом Алжирской Республики. 19 июня 1965 Бумедьен совершил бескровный государственный переворот и стал руководителем страны и главой Революционного совета. Бумедьен создал ряд государственных институтов, начиная с местных собраний (1967) и кончая Национальным народным собранием (1977). В 1976 обнародовал Национальную хартию политических целей и новую конституцию. В том же году был избран президентом страны. В сфере экономики Бумедьен завершил начатую Бен Беллой национализацию и приступил к осуществлению аграрной реформы, в соответствии с которой была перераспределена земля и введены новые методы земледелия, затем сосредоточился на внешнеполитической деятельности.

Умер Бумедьен в Алжире 27 декабря 1978.

БУНЗЕН РОБЕРТ ВИЛЬГЕЛЬМ

БУНЗЕН Роберт Вильгельм (Bunsen, Robert Wilhelm)

(1811-1899), немецкий химик. Родился в Геттингене 31 марта 1811. Окончил Геттингенский университет (1830), в возрасте 19 лет получил степень доктора за разработку гигрометра. Во время путешествия по Европе в 1832-1833 познакомился со многими знаменитыми химиками своего времени, посетил промышленные предприятия, прослушал курс лекций в Политехнической школе в Париже. В 1833-1836 был приват-доцентом Геттингенского университета, в 1836-1839 - преподавателем химии в Высшей промышленной школе в Касселе. В 1839-1851 - профессор химии Марбургского университета, в 1852-1889 - Гейдельбергского университета. Основные исследования Бунзена относятся к области неорганической, аналитической и физической химии. В Касселе он начал большой цикл работ по изучению органических соединений мышьяка, открыл какодил. Во время манипуляций с какодилцианидом потерял один глаз, отравился ядовитыми парами и с этого времени перестал заниматься органической химией. Исследуя в 1838-1845 процессы выплавки чугуна и состав доменных газов, разработал методы газового анализа. Изучал электрохимические процессы, в 1841 изобрел угольно-цинковый гальванический элемент (элемент Бунзена). С помощью батарей из таких элементов получил электролизом магний и алюминий. Исследуя образование вулканических пород и гейзеров в Исландии, заложил основы современной петрологии. В 1852 Бунзен усовершенствовал иодометрические методы анализа. В 1855-1863 вместе с английским химиком Г.Роско проводил исследования по фотохимии. В 1862 были установлены количественные закономерности фотохимических процессов и сформулирован закон, получивший позже имена его авторов - закон Бунзена - Роско. В 1854 Бунзен совместно с Г.Кирхгофом начал изучение спектров пламени, окрашенного парами разных металлических солей. Эти исследования привели к созданию спектрального анализа, с помощью которого ученые открыли цезий и рубидий. Бунзен был искусным экспериментатором, изобрел много лабораторных приборов: газовую горелку (горелка Бунзена), водоструйный насос, ледяной калориметр, паровой калориметр, фотометр с масляным пятном. Подобно лаборатории Либиха в Гиссене, лаборатория Бунзена в Гейдельберге стала научной школой для многих молодых химиков, ставших впоследствии знаменитыми учеными (Роско, Тиндаль, Байер и др.). ЛИТЕРАТУРА Теренин А.Н. Фотохимия красителей и родственных органических соединений. М. - Л., 1947 Джуа М. История химии. М., 1975

БУНИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), русский писатель. Родился 22 октября 1870 в Воронеже, в дворянской семье. Окончил гимназию в Ельце, в течение года посещал занятия в Московском университете. Первая книга, сборник стихотворений, была опубликована в 1891. В 1903 Бунин получил Пушкинскую премию - главным образом за стихотворные переводы, в том числе - поэмы Г.Лонгфелло Песнь о Гайавате. В 1909 он был избран почетным членом Российской Академии наук. После революции покинул Россию и жил в Западной Европе. В 1910-1911 Бунин написал повесть Деревня,

в которой изобразил гибель патриархального уклада российской деревни; это произведение сразу выдвинуло его в первый ряд русских писателей. О выдающемся таланте и мастерстве Бунина свидетельствовали рассказы Господин из Сан-Франциско, Братья, Дело корнета Елагина и многие другие, в том числе написанная в эмиграции и признанная шедевром русской прозы повесть Митина любовь. Наиболее полновесным прозаическим произведением эмигрантской поры стал роман Жизнь Арсеньева (1927-1933). Позднее вышел сборник рассказов - знаменитые Темные аллеи. Подспудная тема сочинений Бунина - противопоставление красоты и вечности природы бренности человеческой жизни. Бунин смиренно принимает неизбежный конец всякой человеческой индивидуальности, заявляя, что лишь любовь способна поддерживать человека, любовь - последняя соломинка, за которую тот хватается, но и любовь во всей ее красоте обречена на гибель. Бунин - один из лучших стилистов в русской литературе. Язык его отличается поразительной ясностью и точностью. В описаниях природы и тонком психологизме изображения характеров он является продолжателем Л.Толстого. В 1933 Бунин стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Умер Бунин в Париже 8 ноября 1953.

ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В.А. И.А.Бунин. М., 1966 Михайлов О.Н. Строгий талант: И.А.Бунин. М., 1976 Бунин И. Собрание сочинений, тт. 1-6. М., 1987-1988 Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина, 1870-1906. 2-е изд. М., 1989 Бунин И. Окаянные дни. М., 1990 Бунин И. Великий дурман: Неизвестные страницы. М., 1997

БУНЮЭЛЬ ЛУИС

БУНЮЭЛЬ Луис (Bunuel, Luis)

(1900-1983), один из крупнейших режиссеров в истории мирового кино. Родился 22 февраля 1900 в городе Каланда (Испания). В 1917 поступил в Мадридский университет. Его кинематографическая карьера началась в 1920-е годы. В 1925 приехал в Париж, где вскоре совместно с Дали снял фильмы Андалузский пес (Un Chien Andalou, 1928) и Золотой век (L'Age d'Or). С этими картинами в его творчестве утвердился образный мир сюрреалистических снов. В 1930-е годы, спасаясь от преследований фашистского режима, Буньюэль эмигрировал в США. В 1932-1947 он не поставил ни одной игровой полнометражной картины. Однако в 1947 с переездом в Мексику в творчестве Бунюэля начался новый этап. Международное признание пришло к нему после фильма Забытые (Los olvidados, 1950) - пронзительно-жестокого рассказа о молодежной преступности, снятого в манере итальянского неореализма. Кроме Андалузского пса и Забытых, к основным фильмам Бунюэля относятся Робинзон Крузо (Robinson Crusoe, 1952), Он (El, 1953), Преступная жизнь Арчибальдо де ла Круза (The Criminal Life of Archibaldo de la Cruz, 1955), Назарин (Nazarin, 1959), Виридиана (Viridiana, 1961), Ангел-истребитель (The Exterminating Angel, 1962), Дневник горничной (The Diary of a Chambermaid, 1964), Симеон-столпник (Simon of the Desert, 1965), Дневная красавица (Belle de Jour, 1966), Млечный путь (The Milky Way, 1969), Тристана (Tristana, 1970), Скромное обаяние буржуазии (The Discreet Charm of the Bourgeoisie, 1972) и Этот смутный объект желания (That Obscure Object of Desire, 1977). Умер Бунюэль в Мехико 20 июля 1983.

ЛИТЕРАТУРА

Божович В.И. Луис Бунюэль. - В кн.: Божович В.И. Современные западные кинорежиссеры. М., 1972 Бунюэль Л. Скромное обаяние буржуазии. М., 1975 Луис Бунюэль. (Сборник). М., 1979

БУРБАКИ НИКОЛА

БУРБАКИ Никола (Bourbaki, Nicolas)

псевдоним группы математиков, в основном французских. Группа сложилась в середине 1930; состав ее с годами менялся, при этом имена участников не разглашались. Их общая цель состояла в написании обзора всей математики, построенном на современном уровне научной строгости и опирающемся на самые общие принципы. Первый том многотомного сочинения Никола Бурбаки Элементы математики (lments des mathematique) вышел в свет в 1939. Тома издаются вне логической последовательности, по мере их написания. Каждый содержит упражнения и исторические заметки. Последние в 1960 были изданы в виде отдельной книги Очерки по истории математики (lments d'histoire des mathmatiques). Изложение материала в Элементах носит сугубо абстрактный и формализованный характер. Его основу составляют так называемые "структуры", базирующиеся на определенных аксиомах. Так, вводятся структура поля, структуры порядка, группы, топологические структуры и т.д. Такая классификация значительно отличается от традиционной. Своеобразным является и язык сочинения: используются новые термины и обозначения (так, на тонкое место в рассуждениях указывает дорожный знак "Опасный поворот").

ЛИТЕРАТУРА

Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963 Очерки о математике. М., 1973

БУРБОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУРГИБА ХАБИБ

БУРГИБА, ХАБИБ БЕН АЛИ (Bourguiba, Habib Ben)

(р. 1903), первый президент Туниса, родился 3 августа 1903 в Монастире. Учился в Тунисе и Сорбонне, где получил ученые степени по психологии и праву. Вернувшись в Тунис в 1927, занялся адвокатской практикой и, вступив в партию Дустур, стал активным участником движения за независимость. Съезд партии в Ксар-Хеллале в 1933 привел к расколу и образованию более радикальной партии Новый Дустур (Новая конституция), которую возглавил Бургиба. В период между 1934 и 1955 он провел более десяти лет в тюрьме и ссылке, включая двухгодичное одиночное заключение. 1 июня 1955 вернулся в Тунис и через два дня подписал соглашение с Францией о введении в Тунисе режима самоуправления. 20 марта 1956 Тунис обрел независимость. 10 апреля 1956 Бургиба стал первым премьер-министром независимого Туниса. В июле 1957 Национальное учредительное собрание упразднило монархию, и Бургиба стал президентом республики. В 1959, после вступления в силу конституции, он был избран президентом и переизбирался в 1964 и 1969. В течение 1960-1970-х годов Бургиба настойчиво укреплял систему государственной власти. В 1963 были запрещены все политические партии, кроме проправительственной партии Дустур, в начале 1970 прошла чистка в правительстве. В 1975 Бургиба был провозглашен пожизненным президентом. В начале 1980-х годов Бургиба вновь легализовал оппозиционные политические партии, однако этим воспользовались набиравшие силу исламские фундаменталисты проиранского толка. Президент жестоко расправился с заговорщиками, однако репрессии коснулись и светской оппозиции. В ноябре 1987 Бургиба был смещен со своего поста и посажен под домашний арест, где и находится вплоть до настоящего времени (1998).

БУРГКМАЙР ХАНС СТАРШИЙ

Центральная часть алтаря Иоанна. 1518.

БУРГУНДСКАЯ ДИНАСТИЯ

БУРГУНДСКАЯ ДИНАСТИЯ - генеалогическое древо

БУРДЕЛЬ ЭМИЛЬ АНТУАН

БУРДЕЛЬ Эмиль Антуан (Bourdelle, Emile Antoine)

(1861-1929), французский скульптор. Родился в Монтобане 30 октября 1861. Учился в Школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884) и Париже (1884-1886). Работал в мастерских Ж.Фальгьера и Ж.Далу, затем стал любимым учеником и помощником Огюста Родена. Его первая работа - Памятник павшим в Монтобане (1893-1902). Наделенный огромной творческой энергией, Бурдель иногда в своих работах прибегал к казавшимся уже устаревшими формам и идеям (например, статуя Эльзасской Мадонны (1922) выполнена им в псевдоготическом стиле) или к нарочитому искажению пропорций с целью усиления образного эффекта, как в Умирающем кентавре (1914). Он увлекался искусством Древней Греции, особенно эпохи архаики и ранней классики. Образы древнегреческой пластики вдохновили его на создание таких произведений, как Геракл, стреляющий из лука (1909), Пенелопа (1909-1912), Сафо (1924-1925). Бурделю принадлежат памятники К.Альвеару в Буэнос-Айресе (1915-1923) и А.Мицкевичу в Париже (1909-1929); ему удалось с поразительной чуткостью уловить наиболее существенные черты личности каждого из них. Бурдель является также автором портретов О.Родена (1909), О.Пере (1910-е годы), А.Франса (1919). Умер Бурдель в Ле-Везине 1 октября 1929.

ЛИТЕРАТУРА

Стародубова В. В. Бурдель. М., 1979

БУРДЕНКО НИКОЛАЙ НИЛОВИЧ

Н. Н. Бурденко.

БУРЖЕ ПОЛЬ ШАРЛЬ ЖОЗЕФ

БУРЖЕ Поль Шарль Жозеф (Bourget, Charles Joseph Paul)

(1852-1935), французский писатель. Родился 2 сентября 1852 в Амьене. Впервые привлек к себе внимание Очерками современной психологии (Essais de psychologie contemporaine, 1893) и Новыми очерками современной психологии (Nouveaux essais de psychologie contemporaine, 1895), в которых возлагал на Стендаля, Тэна и Ренана ответственность за моральное падение и пессимизм своего поколения. Впрочем, первые его романы, в том числе Мучительная загадка (Cruelle nigme, 1885) и Андре Корнелис (Andr Cornlis, 1887), написаны именно под влиянием Тэна. Бурже порвал с Тэном уже в романе Ученик (Le Disciple, 1889) - предостережении об опасности материалистических и детерминистских воззрений. Все последующие книги Бурже обличали те или иные социальные недуги: космополитизм в Космополисе (Cosmopolis, 1893), перескакивание через несколько ступенек социальной лестницы в Этапе (L'tape, 1902), разрушение семьи в Разводе (Un Divorce, 1904). Бурже неизменно отстаивал католические взгляды на общество; более непосредственно его религиозные воззрения выразились в романах Бес в ребро (Le Dmon du Midi, 1914) и Смысл смерти (Le Sens de la mort, 1915).

Умер Бурже в Париже 9 декабря 1935.

ЛИТЕРАТУРА

Бурже П. Ученик. М., 1958

Предыдущая страница Следующая страница