Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АВЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "ААЛ"-"АВЕ")

ААЛТО АЛВАР

Дворец Финляндия в Хельсинки

Дворец "Финляндия" в Хельсинки

Дворец Финляндия в Хельсинки

Дворец "Финляндия" в Хельсинки

Дворец Финляндия в Хельсинки

Дворец "Финляндия" в Хельсинки

Аалто3

Ратуша в Сяйнятсало Аалто (Aalto) Алвар Хуго Хенрик (р. 3.2.1898, Куортане), финский архитектор. Работал в Финляндии, Швеции, США и других странах. Создатель общественных зданий (Городская библиотека в Выборге, 1927-35, санаторий в Паймио, 1929-33, Дом культуры рабочих в Хельсинки, 1955-58), промышленных сооружений (в Топпиле, 1930-31, Суниле, 1936-39, Оулу, 1951-57), жилых домов (в Бремене, 1958-63), вилл, церквей, выставочных павильонов; выступает и как градостроитель (Рованиеми, 1946-48; Сяйнятсало, 1949-52). От строго геометрических форм ранних построек А. пришел к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объемно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках А. богато используется дерево.

ААРОН

Моисей и Аарон

Моисей и Аарон

в Ветхом Завете, брат Моисея и первый верховный жрец (первосвященник) Израиля, родился в Египте и умер на горе Ор на границе Едома в возрасте 123 лет. Аарон был сыном Амрама и Иохаведы, происходивших из колена Левия, и взял в жены Елисавету, от которой у него было четверо сыновей: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. После Моисея Аарон - наиболее важная фигура в Пятикнижии. Аарон говорил от имени Моисея с фараоном, старейшинами и народом Израиля в Египте. После исхода из Египта, когда колено Левия было избрано на священство, стал первосвященником. В отсутствие Моисея Аарона убедили принять участие в изготовлении золотого тельца, призванного изображать божество. Аарона не упоминает никто из пророков, кроме Михея (6:4), хотя его имя часто встречается в Псалтири.

АБАК

Абак (арх.)

Абак (арх.)

Абак (устройство для вычислений).

Абак (устройство для вычислений).

(греч. abax, abakion, латинский abacus - доска, счетная доска),

1) счетная доска, применявшаяся для арифметических вычислений в Древней Греции, Риме, затем в Западной Европе до 18 в. Доска разделялась на полосы, счет осуществлялся передвижением находящихся в полосах счетных марок (костяшек, камней и т.п.). В странах Дальнего Востока распространен китайский аналог А. - суан-пан, в России - счеты.

2) В номографии особый чертеж (т. н. сетчатая номограмма).

3) В архитектуре верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры. В классических архитектурных ордерах А. обычно имеет квадратные очертания с прямыми (дорический, ионический ордера) или вогнутыми (коринфский ордер) краями. Иллюстрации см. при статье Капитель.

АБАЛКИН ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

Абашевская игрушка

Русский художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Беднодемьяновском районе Пензенской области.

Возникновение промысла. Производство игрушки возникло в 19 в. на базе местного гончарного промысла. Вытеснение в начале 20 в. кустарных изделий заводской посудой обусловило постепенное угасание гончарства и выделение игрушки в самостоятельный промысел. В отличие от большинства игрушечных центров здесь работали преимущественно мужчины. Мастер Ларион ЗоткинИзвестность, которую приобретает промысел в конце 1920-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево, автора многих интересных игрушек: сказочных львов, причудливых собак, забавных медведей. В это время складываются характерные для абашевских мастеров скульптурные приемы и особенности росписи.

Особенности абашевской игрушки. Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих фантасмагорический сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф.

Роспись игрушек. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ. Современные мастера Ремесло абашевской игрушки продолжают современные мастера - Т. Н. Зоткин, И. Л. Зюзенков, А. И. Еськин. Некоторые художники стали покрывать свои свистульки бесцветной поливой, что делает фигурки более обтекаемыми и менее яркими.

Литература: Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. М.; Л.: АН СССР, 1936.Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М.: Искусство, 1975.Основы художественного ремесла. Под ред. В. А. Барадулина. М.: Просвещение, 1979. Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. М.: Легкая промышленность, 1981. Н. В. Гаевская А. Л. Иорданский

АББАС I

АББАС I (1813-1854), также Аббас-паша, египетский паша, внук Мухаммеда Али. Воевал в Сирии под командованием своего дяди Ибрахима-паши. После смерти последнего в 1848 стал регентом, а в августе 1849, после смерти Мухаммеда Али, - пашой. Аббас-паша был консерватором и вел замкнутый образ жизни. Отменил монополии на определенные виды торговли, которые поощрял его дед, закрыл мануфактуры и школы, сократил регулярную армию. Аббас противодействовал наплыву в Египет европейских концессионеров, однако предоставил британцам концессию на строительство железной дороги Каир - Александрия, которая была введена в действие в период его правления. Во время Крымской войны предоставил в распоряжение турецкого султана 15 тыс. солдат и флот. Аббас был убит в своем дворце двумя рабами 13 июля 1854.

АББАС II

АББАС II (1874-1944), также Хильми-паша, праправнук Мухаммеда Али, хедив Египта, родился 16 июля 1874 в Каире, хедивом стал после смерти своего отца Тевфика-паши 7 января 1892. Получил образование в Лозанне и Вене, говорил на турецком, английском, французском и немецком языках. Окруженный интриганами и поначалу с подозрением относившийся к британской политике в Египте, Аббас изгонял пробритански настроенных чиновников без консультаций с британским генеральным консулом Кромером, вмешиваясь в сложившуюся систему управления государством. Выступал за создание местной судебной системы, проведение налоговой реформы и мер по улучшению сферы образования и развитию сельского хозяйства, поощрял расширение ирригационных работ в Асуане. Одобрил повторное завоевание Судана. 24 июля 1913 была обнародована конституция, которая предусматривала создание парламента в составе 81 депутата, из которых 66 избирались, а 17 назначались правительством. Когда началась Первая мировая война, хедив гостил у турецкого султана в Константинополе, оправляясь от ран, полученных во время покушения на его жизнь, совершенного несколькими месяцами ранее. 5 ноября 1914 Великобритания объявила войну Турции. Поскольку Аббас II не вернулся в Каир, он был обвинен в дезертирстве. Вдобавок его подозревали в подготовке заговора. 18 декабря 1914 Великобритания объявила Египет британским протекторатом. 19 декабря Аббас был смещен, и султаном стал Хусейн Камиль (ок. 1850-1917), его дядя и старший из потомков Мухаммеда Али. Титул хедива был упразднен и заменен титулом султана, а тот, в свою очередь, был заменен на титул короля. Когда Хусейн Камиль умер 5 октября 1917, ему наследовал принц Ахмед Фуад. Рескриптом от 13 апреля 1922, после объявления независимости Египта, бывший хедив Аббас II был исключен из списка наследников престола, хотя это не лишало прав на престол его прямых потомков по мужской линии.

Умер Аббас II в Женеве 20 декабря 1944.

АББАСИДЫ

АББАСИДЫ - вторая великая династия арабских халифов, обосновывавшая свое право на престол происхождением от Аббаса, дяди Мухаммеда. В 750 Аббасидам удалось свергнуть омейядских халифов. Аль-Мансур перенес столицу халифата из Дамаска в Багдад, новый город, который он построил на р.Тигр. При Аббасидах многие неарабы заняли высокие посты в государстве, началось возрождение и расцвет национальных культур. Своего расцвета династия достигла при Харуне ар-Рашиде (786-809) и аль-Мамуне (813-833), чьи дворы стали центрами исламской культуры. Вскоре государство поразила коррупция, наступил застой, что привело к упадку империи. Рабы-мамлюки, которых халиф Мутасим, правивший с 833 по 842, сделал своими телохранителями, к середине 10 в. низвели халифов до положения марионеток. Провинции одна за другой начали отпадать от государства. После разрушения Багдада монголами в 1258 Аббасиды сохраняли за собой лишь религиозную власть в Египте, где правили мамлюки. В 1517 султан Селим I принял титул халифа, отправив Мутаваккиля III в заточение в Константинополь.

АББАТ

АББАТ (сир. авва - "отец", "папа"), титул настоятеля католического аббатства (монастыря). Аббат, как правило избиравшийся пожизненно, руководил в соответствии с правилами своего ордена и предписаниями канонического права. В течение трех месяцев после избрания аббат должен был получить благословение от епископа, в диоцезе которого находился монастырь. Получив благословение, аббат, будучи священником, а не епископом, тем не менее мог в соответствии со своей привилегией осуществлять постриг и посвящать в низшие церковные чины подчиненных, мог служить епископскую мессу или исполнять священные функции с троном и балдахином, а также пользоваться митрой, епископским посохом, наперсным крестом и епископским кольцом. Если юрисдикция аббата не ограничивалась монастырем, а распространялась на всех (клириков и мирян), кто жил на определенной территории, не подвластной ни одному из диоцезальных епископов, он назывался abbas nullius, "ничьим аббатом" (т.е. не входящим ни в одну епархию). Поскольку власть его на этой территории (хотя он и не являлся епископом) ничем не отличалась от власти епископа над своей епархией, назначение такого аббата было прерогативой папы. Когда несколько аббатств образовывали содружество для преследования общих интересов, они избирали главу - аббата-президента или аббата-генерала. С 1893 все черные монахи бенедиктинского ордена объединены в союз, во главе которого стоит аббат-примас. За настоятелями некоторых древних или выдающихся аббатств (например, Монте-Кассино в Италии, св. Винцента в штате Пенсильвания) закреплен почетный титул архиаббата. Титулярный аббат по рангу равен титулярному епископу. См. также МОНАШЕСТВО.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АББАТИСА

АББАТИСА (лат. abbatissa), титул настоятельницы женского аббатства (монастыря) в ряде монашеских орденов. Аббатиса, хотя и наделяется аббатскими знаками отличия (нагрудный крест, кольцо, посох), тем не менее обладает не духовной, а только административной властью над своими подчиненными. В настоящее время в Римско-католической церкви имеется ок. 200 аббатис.

АББАТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДАЛЛАХ ИБН ХУСЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДЕРЫ

АБДЕРЫ - внутри которого была обнаружена мозаика, изображающая дельфинов

(совр. Авдира, ном Ксанти),

древнегреческий город во Фракии, при впадении реки Нест в Эгейское море, основанный ок. середины 7 в. до н.э. выходцами из города Клазомены в Ионии. Был впоследствии уничтожен фракийцами, но ок. 545 до н.э. восстановлен жителями соседнего с Клазоменами Теоса (среди них был поэт Анакреонт), которые переселились сюда всем городом, не желая оказаться под властью персов. Абдеры стали видным членом Афинского морского союза. Их благосостояние основывалось главным образом на экспорте зерна и торговле с фракийцами. После утраты Афинами их ведущей роли жителям Абдер пришлось самостоятельно отражать нападения соседей, и в 376 до н. э. они потерпели поражение от фракийского племени трибаллов. 25 лет спустя город был захвачен Македонией, утратил независимость и перестал чеканить монету. Однако город продолжал существовать в римскую и византийскую эпохи, и его руины удалось идентифицировать. Хотя в античности местных жителей считали недалекими и "абдеритом" называли всякого глупца, Абдеры знамениты как родина трех философов, живших в период наивысшего расцвета города, в 5 в. до н.э. Это Левкипп и Демокрит, основатели атомистической философии, и великий софист Протагор, центральный персонаж названного по его имени диалога Платона. В середине 4 в. до н. э. с южной стороны к городу был пристроен новый район по системе Гипподамия с крепкими фортификационными стенами, акрополем, двумя гаванями и мастерскими. Город процветал во времена Римской империи, в те времена защитные стены были разрушены. В византийский период место использовалось под кладбище.

Раскопки Абдер были начаты в 1950 году Д. Лазаридисом и продолжались до 1966 года. Были раскопаны крепостные стены и здания южной крепости (поздний город). Этот же район и древнее кладбище были раскопаны 19 эфоратом доисторической и классической античности. В районах древнего города, северных крепостных стен и кладбища до 1981 велись систематические раскопки. Проект по охране исторических памятников Абдер был предпринят в 1985 году. Все здания, обнаруженные во время раскопок были реставрированы, место было открыто для посетителей.

АБДУЛ БАХА

АБДУЛ БАХА

АБДУЛ БАХА

(1844-1921), иранский религиозный лидер, один из основателей бехаизма. Старший сын Мирзы Хусейна Али, известного под именем Бахаулла (араб. "Баха' Аллах" - блеск, великолепие Бога), основателя этой веры, Абдул Баха родился 23 мая 1844 в Иране и получил при рождении имя Аббас. Когда Бахаулла осознал свою миссию универсального пророка, чье появление было предсказано предшественником бехаизма, основателем бабизма Али Мухаммедом Ширази, или Бабом (араб. "баб" - врата), его сын принял имя Абдул Баха ("слуга Баха") и посвятил свою дальнейшую жизнь распространению учения отца. Большую часть жизни он провел вместе со своим отцом в изгнании - вплоть до 1908, когда в Османской империи к власти пришли младотурки. По завещанию Бахауллы, скончавшегося в 1892, Абдул Баха стал лидером бехаитов. После его освобождения из тюрьмы бехаизм начинает приобретать интернациональный характер, чему способствовали визиты Абдулбаха в Европу и Америку в 1911 и 1912. Абдул Баха отмечал, что все формы религии имеют общую основу - явление Святого Духа, и подчеркивал важность совместного труда во имя всеобщего мира и братства. Многочисленные сочинения Абдул Баха написаны, как правило, в форме посланий к верующим и ответов на вопросы. Записано также множество его бесед и обращений. В них он дает детальное истолкование и объясняет конкретное применение общих принципов, установленных Бахауллой. Годы Первой мировой войны Абдул Баха провел в Хайфе (ныне Израиль), оказывая духовную и материальную поддержку окружавшим его людям. Он лично организовал широкомасштабные сельскохозяйственные работы, благодаря чему удалось избежать голода в Хайфе и Акре. В 1920 за заслуги по достижению мира и согласия ему был пожалован титул рыцаря Британской империи. Умер Абдул Баха в Хайфе 28 ноября 1921.

АБДУЛ-АЗИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДУЛОВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

АБДУЛОВ Александр Гаврилович (р. 29.5.1953), актер. С 1975, по окончании ГИТИСа, в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне театр "Ленком"). Наделен взрывным темпераментом, пластичностью, сценическим обаянием: Плужников ("В списках не значился" по Б.Л. Васильеву, 1975), Менахем-Мендл ("Поминальная молитва" по Шолому-Алейхему, 1989) и др.

В кино с 1974 (десантник в фильме "Про Витю, про Машу и морскую пехоту"). Среди ролей: Рогов ("Золотая речка", 1977), Сергей ("Двое в новом доме", 1979), Митя ("С любимыми не расставайтесь", 1980), Григорий ("Факты минувшего дня", 1981), Хартрайт ("Женщина в белом", 1982), Грегор ("Рецепт ее молодости", 1984); в телефильмах - Медведь и Принц ("Обыкновенное чудо", 1978), Генрих Рамкопф ("Тот самый Мюнхгаузен", 1979), Робер ("Ищите женщину", 1982), Лобытко ("Поцелуй", 1983).

Снимался также в фильмах: "Убить дракона" (1989), телефильме "Обыкновенное чудо" (1988) и др. Заслуженный артист РСФСР (1986).

АБДУЛ-ХАМИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДУРРАХМАН

АБДУРРАХМАН (Abder-Rahman Khan)

(ок. 1844-1901), основатель современного Афганистана. Родился ок. 1844 в Кабуле. Сын Афзал-хана и внук Дост Мухаммада, основателя династии. Незадолго до смерти в 1863 Дост Мухаммад назначил наследником своего третьего сына Шер Али. Против него выступил Афзал-хан, что привело к гражданской войне. Абдуррахман принимал в ней самое активное участие, но после пяти лет военных действий был вынужден бежать в Самарканд (1868). Приход Абдуррахмана к власти был связан со 2-й англо-афганской войной 1879, вскоре по окончании которой победившие англичане признали Абдуррахмана эмиром Кабула. В 1881 он распространил свою власть на Кандагар и Герат, а к концу десятилетия завоевал Хазараджат, Афганский Туркестан и Кафиристан. Абдуррахман создал сильную армию, ввел эффективную систему сбора налогов и централизованное бюрократическое управление. Несмотря на то, что английская сторона требовала контроля над внешними сношениями Афганистана, эмир проводил независимую внешнюю политику. Умер Абдуррахман в Кабуле 1 октября 1901. Преемником Абдуррахмана стал его сын Хабибулла.

АБЕЛЬ НИЛЬС ХЕНРИК

АБЕЛЬ Нильс Хенрик (Abel, Niels Henrik)

Скульптор Г. Вигеллан.

(1802-1829), норвежский математик. Родился 5 августа 1802 близ Ставангера, в семье пастора. В 1821 по окончании Кафедральной школы в Кристиании (Осло) поступил в университет. Получил степень кандидата философии. Зимой 1822-1823 выполнил большую научную работу, посвященную интегрируемости дифференциальных уравнений, и в качестве премии ему была назначена государственная стипендия. В 1825-1927, по окончании университета, Абель совершил путешествие по Европе, познакомился со многими известными математиками (А.Лежандром, О.Коши и др.). За этот период было напечатано около десятка его статей в математических журналах, а осенью 1826 он представил доклад на заседании Французской Академии наук, посвященный трансцендентным функциям. Вернувшись в Осло весной 1828, Абель получил временно освободившееся место преподавателя в университете и Военной академии. В том же году был избран в Королевское научное общество Норвегии; это было единственное официальное признание его заслуг, которого он удостоился при жизни. Потребность много работать, отказывая себе в еде и отдыхе, привела к обострению туберкулеза. Умер Абель во Фреланде близ Арендаля 6 апреля 1829. Абель, по словам Ш.Эрмита, "оставил математикам столь богатое наследие, что им будет чем заниматься в ближайшие 500 лет". Самое известное его открытие относится к области алгебры: в 1824 он доказал, что алгебраические уравнения 5-й степени и выше в общем случае неразрешимы в радикалах, а также привел частные типы уравнений, которые имеют такие решения; связанные с ними группы называют теперь абелевыми. Над этой проблемой трудились лучшие математики на протяжении трех веков. Абелю принадлежат фундаментальные результаты в области интегрального исчисления - он изучал интегралы от алгебраических функций (абелевы интегралы), открыл основные их свойства. Частный случай абелевых интегралов - эллиптические интегралы. Абель - один из создателей теории эллиптических функций, ему принадлежат исследования области сходимости биномиального ряда для комплексных переменных, он изучал также свойства функций, представимых степенными рядами, и написал первую работу по интегральным уравнениям.

ЛИТЕРАТУРА

Оре О. Замечательный математик Нильс Хенрик Абель. М., 1961

АБЕЛЯР ПЬЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБИДЖАН

АБИДЖАН - город в государстве Кот-д'Ивуар. Свыше 2 млн. жителей. Порт в Гвинейском заливе; международный аэропорт. Крупнейший в Западной Африке нефтеперерабатывающий завод. Судоверфь. Университет. Национальный музей. Основан французами в 1880 - 90-х гг. С 1934 административный центр французской колонии Берег Слоновой Кости (БСК). В 1960 - 83 столица государства БСК.

АБИССИНСКАЯ КОШКА

Красно-коричневая

Абиссинская кошка, порода короткошерстных кошек. Родина - Эфиопия (Абиссиния). В 1860-е гг. несколько А. к. были завезены в Великобританию, где они размножились. Стандарт породы принят в 1929. Разводят в основном в африканских странах, в небольшом количестве имеются в Европе и США, в России крайне редки.

По внешнему виду А. к. напоминают древнего предка домашней кошки - египетскую священную кошку (так же грациозны и элегантны). Несмотря на мускулистость, корпус не кажется крупным и тяжелым. Голова длинная, мордочка клиновидная. Уши довольно крупные, острые, у основания широкие. Глаза большие, светящиеся, выразительные, азиатского типа (слегка раскосые). Конечности длинные и стройные, лапки маленькие, овальные. Хвост длинный, остроконечный. Шерсть нежная на ощупь, очень густая, хорошо прилегающая. Окрас шерстного покрова оригинален: каждый волосок имеет 2-3 цветные зоны (двойной или тройной тикинг). Каждая из 4 цветовых вариаций А. к. (нормальная, или дикая, красная, или рыжая, голубая и бежево-желтая) на выставках оценивается самостоятельно.

Стандартом не допускается наличие у А. к. четких полос, колец и белых отметин на теле, конечностях, хвосте. Допустимы только темная полоска по хребту и белое пятно на подбородке. Цвет шерсти на животе и внутренней поверхности ног должен соответствовать цвету кожи, подушечек лап - окрасу шерстного покрова. Если на голове, хвосте, морде или груди есть рисунок, желательно, чтобы он был бледным.

А. к. - дружелюбная, нежная, спокойная и чрезвычайно смышленая кошка. Очень активна, стремится участвовать во всех семейных делах. Поклонница солнца: в квартире передвигается от окна к окну, чтобы дольше на нем погреться. Отличается стремительностью движений и свободолюбием. Не терпит замкнутого пространства (двери комнат в квартире, где живет А. к., лучше держать открытыми). Особых правил ухода за А. к. нет.

АБЛЕСИМОВ АЛЕКСАНДР ОНИСИМОВИЧ

АБЛЕСИМОВ Александр Онисимович [[27.8(7.9).1742, Галичский уезд Костромской губернии, - 1783, Москва]], русский писатель. Род. в мелкопоместной семье. Лучшее произведение А. - комическая опера "Мельник, колдун, обманщик и сват" (поставлена и издана 1779), в которой изображен крестьянский быт, передан колорит народной речи. Музыка оперы составлена М. М. Соколовским из русских песен (с 1792 шла с музыкой Е. И. Фомина). А. писал также басни, комедии, сатирические стихи. Сотрудничал в сатирических журналах. Издавал журнал "Разкащик забавных басень..." (ч. 1-2, 1781).

Соч., СПБ. 1849; [[Соч.]], в кн.: Русская комедия и комическая опера XVIII в., М.-Л., 1950.

Лит.: История русской литературы XVIII в. Библиографический указатель. Под ред. П. Н. Беркова, Л., 1968.

АБРАЗИВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБРАКСАС

АБРАКСАС - слово, составленное из греческих букв, суммарное числовое значение которых составляет 365. Его писали на камнях, используемых как талисманы. Гностики-василидиане употребляли его в качестве имени собственного для обозначения высшего божества, в число эманаций которого входило 365 небес.

АБРАМЦЕВО

АБРАМЦЕВО - усадьба близ города Загорска Московской области; с 1843 - имение Аксаковых, с 1870 - С. И. Мамонтова, с 1918 - музей. В парке, прилегающем к деревянному усадебному дому середины 18 в. (расширен в 1870-78), - постройки в "русском стиле" В. А. Гартмана ("Студия", 1872), И. П. Ропета ("Терем", 1873), В. М. Васнецова (церковь, 1881-82; "Избушка на курьих ножках", 1883). В А. у С. Т. Аксакова гостили Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин. В 70-90-е гг. 19 в. А. - важный центр художественной жизни, где процветал интерес к русской истории и культуре и где стремились возродить народное творчество. Здесь бывали и работали художники В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров и многие др.; были созданы мастерские резьбы по дереву (1882, см. Абрамцево-кудринская резьба) и майолики, изделия которых отмечены порой чертами стиля "модерн". В любительских спектаклях А. (послуживших основой Московской частной русской оперы) участвовали К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин и др. Экспозиция музея включает личный кабинет С. Т. Аксакова, материалы о жизни семьи Аксаковых, Гоголя, Тургенева, произведения художников, связанных с абрамцевским кружком.

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА - художественный промысел резьбы по дереву. Ведет начало от мастерской, организованной в 1882 Е. Д. Поленовой в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из сел Кудрино, Ахтырка и др. Бытовые вещи и сувениры (ларцы, блюда и т. д.) с преимущественно плоскорельефной А. р. (растительный и геометрический орнамент, фигурки птиц, животных) и с полированной поверхностью ныне выпускает Хотьковская фабрика резных художественных изделий (г. Хотьково Загорского района Московской области; там же - Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое готовит специалистов А. р.). Среди лучших мастеров А. р. - В. П. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и др.

АБРАХАМ А САНТА-КЛАРА

АБРАХАМ А САНТА-КЛАРА (Abraham a Sancta Clara, настоящее имя Иоганн Ульрих Мегерле) (1644-1709), немецкий священник, вероятно, наиболее влиятельный проповедник в Южной Германии и Австрии конца 17 и начала 18 вв., один из популярнейших прозаиков и сатириков эпохи барокко. Родился в 1644 в Креенхайнштеттене (Швабия) в крестьянской семье. Вступил в орден августинцев и стал священником в 1666. Прослужив несколько лет в качестве приходского священника, Абрахам обосновался в монастыре св. Августина в Вене, где находился до своей смерти в 1709. К важным этапам его карьеры следует отнести его назначение придворным проповедником при императоре Леопольде I (1677), избрание приором монастыря, где он был монахом (1680), и назначение провинциалом ордена августинцев (главой одной из орденских провинций). В течение более чем 40-летней церковной деятельности в Вене Абрахам подготовил свыше 20 томов проповедей и назидательных произведений. Широкой популярностью пользовались трактаты Не забывай, Вена (Mercks Wien, 1679) и Вставайте, христиане (Auf, auf Ihr Christen, 1683), первый был написан в связи с эпидемией чумы, поразившей Вену, второй - в связи с осадой Вены турками. Главная цель Абрахама заключалась воспитании общины и приведении ее к большей праведности. Этой цели служили такие выдающиеся произведения проповедника, как Иуда, архиплут (Judas der Erzschelm, 1686-1695) и Духовная мелочная лавка (Geistlicher Kramladen, 1709).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АБРИКОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБРИЛЬ ВИКТОРИЯ

АБРИЛЬ Виктория - и его любимая актриса Виктория Абриль.

АБСОЛЮТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТНО ЧЕРНОЕ ТЕЛО

АБСОЛЮТНО ЧЕРНОЕ ТЕЛО - попадающее на отверстие в полости, полностью ею поглощается.

тело, которое при любой температуре полностью поглощает весь падающий на него поток излучения, независимо от длины волны. Коэффициент поглощения А. ч. т. (отношение поглощаемой энергии к энергии падающего потока) равен 1. В природе А. ч. т. нет. Близким к 1 коэффициентом поглощения обладают сажа и платиновая чернь. Наилучшим приближением к А. ч. т. является почти замкнутый сосуд с малым отверстием и непрозрачными стенками, имеющими одинаковую температуру во всех точках. Луч, попавший в полость через отверстие, многократно отражается (см. рис.) и при каждом отражении частично поглощается стенками полости. В результате через некоторое время он поглотится почти полностью. Например, лучи света, попавшие через окно в комнату, поглощаются в ней и на улицу выходит лишь небольшая часть светового потока, поэтому раскрытое окно, рассматриваемое издали с улицы, кажется черным.

А. ч. т., как и все нагретые тела, испускает электромагнитное излучение. Основной особенностью А. ч. т. является то, что его спектр излучения определяется только температурой и не зависит от свойств вещества, из которого оно состоит. Яркость А. ч. т. чрезвычайно быстро возрастает с температурой. Зависимость яркости и цвета А. ч. т. от температуры определяется Стефана - Больцмана законом излучения, Вина законом излучения и Планка законом излучения. Эти законы позволяют определять температуру А. ч. т. по характеру их излучения; такие измерения производятся пирометрами. Яркость А. ч. т. для данной температуры - величина постоянная, большая, чем яркость любого другого тела (серого тела) при той же температуре, поэтому А. ч. т. применяют в качестве светового эталона (при температуре затвердевания платины). См. также Тепловое излучение.

АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ

АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ - начало отсчета абсолютной температуры. Соответствует -273,16° С. В настоящее время в физических лабораториях удалось получить температуру, превышающую абсолютный нуль всего на несколько миллионных долей градуса, достичь же его, согласно законам термодинамики, невозможно. При абсолютном нуле система находилась бы в состоянии с наименьшей возможной энергией (в этом состоянии атомы и молекулы совершали бы "нулевые" колебания) и обладала нулевой энтропией (нулевой неупорядоченностью). Объем идеального газа в точке абсолютного нуля должен быть равен нулю, и чтобы определить эту точку, измеряют объем реального газа гелия при последовательном понижении температуры вплоть до его ожижения при низком давлении (-268,9° С) и проводят экстраполяцию к температуре, при которой объем газа в отсутствие ожижения обратился бы в нуль. Температура по абсолютной термодинамической шкале измеряется в кельвинах, обозначаемых символом К. Абсолютная термодинамическая шкала и шкала Цельсия просто смещены одна относительно другой и связаны соотношением К = °C + 273,16°.

См. также

ТЕПЛОТА;

ФИЗИКА НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУР;

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН.

ЛИТЕРАТУРА

Мендельсон К. На пути к абсолютному нулю. М., 1971 Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика. М., 1973

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ

АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ (слуховая память), термин для обозначения способности человека к тональному восприятию, а конкретнее - способности распознавать высоту каждого тона, т.е. частоту данных звуковых колебаний. Часто абсолютный или квази-абсолютный слух являются результатом специального обучения и практики. Некоторые люди, однако, имеют врожденную способность узнавания и воспроизведения музыкальных звуков точной высоты: именно это качество в наибольшей мере заслуживает наименования "абсолютного". С точки зрения физики говорить об абсолютном слухе нет смысла, поскольку восприятие звука зависит от многих акустических факторов, например, музыкальные интервалы при пении без сопровождения могут слегка отличаться от интервалов темперированного строя инструмента (например, фортепиано).

ЛИТЕРАТУРА

Назайкинский Е. В., О психологии музыкального восприятия. М., 1972

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

Национальный музей современного искусства. Париж.

АБСТРАКТНЫЕ ПРОСТРАНСТВА

В первоначальном значении слово "пространство", как оно используется в геометрии, означало трехмерное пространство в отличие от двух измерений, изучением которых занимается планиметрия. Так как положение любой точки в пространстве можно указать, задав три ее координаты, естественно было рассмотреть сходные математические объекты, обладающие более чем тремя координатами. Следующий шаг привел к изучению объектов с бесконечным числом координат, т.е. к объектам, имеющим бесконечно большое число измерений. Пространство определяют как множество каких-либо объектов, называемых его точками. Точками таких пространств могут быть бесконечные последовательности чисел, функций или других объектов. В отличие от конкретных пространств обычной геометрии, такие пространства часто называют абстрактными. Одна из причин, по которой эти объекты называют пространствами, заключается в том, что эффективным средством их анализа является язык геометрии. Множество точек, определяющих пространство, должно удовлетворять аксиомам, опирающимся на достаточное число геометрических понятий, без которых нельзя было бы воспользоваться языком геометрии. Наиболее общие пространства, допускающие описание на языке геометрии, называются топологическими пространствами. Пространства, в которых над точками можно производить "сложение", как над векторами, называются линейными, или векторными, пространствами. (Изучением бесконечномерных пространств занимается функциональный анализ.) Метрическими называются такие пространства, в которых определено расстояние между точками. Частным случаем линейных метрических пространств являются банаховы пространства, получившие название в честь польского математика С. Банаха (1892-1945). Частным случаем банаховых пространств служат гильбертовы пространства, названные в честь немецкого математика Д. Гильберта (1862-1943). Гильбертово пространство является обобщением понятия евклидова пространства на бесконечномерный случай. В физике гильбертово пространство служит основой квантовой механики. Многие физические задачи можно решить, воспользовавшись фактами из теорий дифференциальных и интегральных уравнений, которые устанавливаются особенно просто, если использовать абстрактные пространства.

АБСЦЕСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУ БАКР

АБУ БАКР (573-634), первый халиф, преемник Мухаммеда. Родился в Мекке. Очень богатый торговец, он пользовался уважением как знаток законов и традиций своего народа, а также как толкователь снов. Мухаммед женился на его дочери Айше, и Абу Бакр сопровождал зятя во время бегства из Мекки в 622. Был преданным последователем пророка, который в последние дни своей жизни передал Абу Бакру руководство общей молитвой. После смерти Мухаммеда в 632 стихийно собравшиеся мусульмане избрали Абу Бакра халифом. Свою деятельность в сане халифа Абу Бакр начал с успешного покорения мятежных племен в Аравии. Его войсками командовал талантливый военачальник Халид ибн аль-Валид. Окончательно утвердив свою власть дома, Абу Бакр начал расширять владения халифата за счет соседей. В 633 Халид совершил победоносный поход в Персию, но главной его целью была Сирия. В следующем году в битве при Аджнадайне было разбито войско византийского императора Ираклия. Вскоре после этого Абу Бакр умер, дело его продолжил Омар (Умар) I, великий халиф-завоеватель.

АБУ БЕКР

АБУ БЕКР (573-634), первый халиф, преемник Мухаммеда. Родился в Мекке. Очень богатый торговец, он пользовался уважением как знаток законов и традиций своего народа, а также как толкователь снов. Мухаммед женился на его дочери Айше, и Абу Бакр сопровождал зятя во время бегства из Мекки в 622. Был преданным последователем пророка, который в последние дни своей жизни передал Абу Бакру руководство общей молитвой. После смерти Мухаммеда в 632 стихийно собравшиеся мусульмане избрали Абу Бакра халифом. Свою деятельность в сане халифа Абу Бакр начал с успешного покорения мятежных племен в Аравии. Его войсками командовал талантливый военачальник Халид ибн аль-Валид. Окончательно утвердив свою власть дома, Абу Бакр начал расширять владения халифата за счет соседей. В 633 Халид совершил победоносный поход в Персию, но главной его целью была Сирия. В следующем году в битве при Аджнадайне было разбито войско византийского императора Ираклия. Вскоре после этого Абу Бакр умер, дело его продолжил Омар (Умар) I, великий халиф-завоеватель.

АБУ-ДАБИ

АБУ-ДАБИ (Абу-Заби), столица (временная) Объединенных Арабских Эмиратов. 722 тыс. жителей. Порт в Персидском заливе; международный аэропорт. Добыча и переработка нефти. Рыболовство.

АБУЛАДЗЕ ТЕНГИЗ ЕВГЕНЬЕВИЧ

АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич - в фильме Тенгиза Абуладзе "Чужие дети". 1958 год.

(р. 31.1.1924), советский режиссер. Народный артист СССР (1980). Член КПСС с 1978. Учился в Театральном институте имени Руставели (1943-46), окончил ВГИК (1953, мастерская С. И. Юткевича). Работать в кино начал в содружестве с режиссером Р. Д. Чхеидзе (документальные очерки "Государственный ансамбль народного танца Грузии" и "Наш дворец", 1954). Художественный короткометражный фильм "Лурджа Магданы" (по Е. Габиашвили, 1955, с Чхеидзе, главная премия Каннского кинофестиваля, 1956, и другие премии) глубоко раскрывал национальный характер, противостоявший несправедливости и произволу. В полнометражном художественном фильме "Чужие дети" (по мотивам газетного очерка Н. Александровой, 1958, сценарий Абуладзе и Р. Джапаридзе) Абуладзе предстает как мастер тонкого психологического рисунка, открывающий мир чувств своих героев. В 1963 вышел фильм "Я, бабушка, Илико и Илларион" (по Н. В. Думбадзе). По жанру - это трагикомедия, где юмор соседствует с драмой. Одна из главных тем фильма - нравственная ответственность человека перед своим народом, родиной, собственной совестью. В фильме раскрывается пластичное мышление режиссера, умение лаконично и убедительно показать образ времени. Фильм "Мольба" (по произведению Важа Пшавелы, 1968, премия Всесоюзного кинофестиваля) трактуется как философская притча о добре и зле, любви и ненависти, жизни и смерти. Фильм отличает высокая изобразительная культура (оператор А. И. Антипенко). Лирическая комедия "Ожерелье для моей любимой" (1973), снятая по повести дагестанского писателя А. Абу-Бакара, близка по жанру к плутовскому роману. Это красочный, веселый мир приключений. Для Абуладзе жанр фильма определяет не только манеру поведения персонажей, но и пластичное решение картины. Фильм "Древо желания" (по Г. Н. Леонидзе, 1977, главная премия Всесоюзного кинофестиваля; премия кинофестиваля в Карлови-Вари, 1978; Государственная премия Грузинской ССР, премия ""Давид" Донателло" имени Висконти за лучший иностранный фильм, 1979, и другие премии) - эпический рассказ о народной жизни, поднимающий темы общечеловеческие. Абуладзе - автор или соавтор сценариев большинства своих фильмов. С 1974 преподает в Театральном институте имени Руставели.

Другие фильмы: "Сванские зарисовки" (1965), "Музей под открытым небом" ("Дагестан", 1972, телефильм).

АБУЛАФИЯ АВРААМ

АБУЛАФИЯ Авраам (1240 - после 1291), каббалист, родился в Сарагосе (Испания). Не удовлетворившись ни рационалистическими объяснениями божественного бытия, ни тем, что предлагала теософская каббала, он создал свое каббалистическое учение, основанное на использовании священного языка, в надежде достичь общения с Богом. Суровый аскет, он полагал, что контакт с Божеством можно осуществить с помощью постоянной молитвы. Абулафия ввел учение о мистическом значении букв еврейского алфавита и разработал технику т.н. гематрии, позволяющей извлечь новый смысл из самих букв Писания, придавая буквам числовое значение. Считая себя пророком и Мессией, он распространял свое учение в Испании, Италии и Греции. В 1280 предпринял попытку встретиться с папой Николаем III, чтобы убедить его отпустить еврейский народ в Святую землю. Абулафия чудом избежал смерти и, проведя несколько недель в тюрьме, покинул Апеннинский полуостров. Он отправился на Сицилию, а позднее поселился на острове Камино. Абулафия исчезает с исторической сцены в 1291, и нет никаких сведений ни об обстоятельствах, ни о дате его смерти. Среди его трудов - Сефер ха-От (Книга знака, 1285-1288) и Имре Шефер (Прекрасные слова, 1291).

АБУ-ЛЬ-ФИДА

АБУ-ЛЬ-ФИДА (1273-1331), сирийский принц, историк и географ, родился в Дамаске в 1273. Его дядя был правителем Хамы и Сирии. Находясь у него на службе, Абу аль-Фида принимал участие в военных кампаниях против крестоносцев при осаде Триполи и Акки. В 1298 он поступил на службу к мамлюкскому султану Ан-Насиру, а в 1310 стал правителем Хамы. В знак признания заслуг получил титул принца в 1312 и титул султана в 1320. Абу аль-Фида обеспечил рост благосостояния в своих владениях и построил роскошные резиденции в Хаме. Прославился прежде всего как автор двух монументальных трудов: об истории мусульманского мира с 622 по 1329, в котором уделил большое внимание арабской литературе и культуре; и о географии основных регионов мусульманского мира с описанием земель и городов. Умер Абу аль-Фида в Хаме в 1331.

АБУ-СИМБЕЛ

1-ая половина 13 в. до н. э. Абу-Симбел.

местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1-й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного храма - 4 величественно сидящих колосса Рамсеса II; при строительстве Асуанской плотины перенесены на плато над старым руслом реки. Комплекс Абу-Симбел включен в список Всемирного наследия.

АБХАЗИЯ

АБХАЗИЯ (Абхазская Автономная Республика) (самоназвание Апсны - "Страна души"), в Грузии. Площадь 8,6 тыс. км2. Население 533,8 тыс. человек, городское 48%; абхазы (17,8%), грузины (45,7%), армяне (14,6%), русские (14,3%) и др. Столица - Сухуми. 5 районов, 7 городов, 4 поселка городского типа. Расположена в северо-западной части Закавказья, на побережье Черного моря, на склонах Большого Кавказа (высота до 4046 м, гора Домбай-Ульген); на юго-востоке - Колхидская низменность. Карстовые пещеры (Новоафонская, Снежная и др.). Климат на большей части территории субтропический, влажный. Средние температуры января на побережье 4-7°С, в горах от 2 до -2°С, июля от 16 до 24°С; осадков 1300-2400 мм в год. Реки: Кодори, Бзыбь и др.; озера - Рица и др. Свыше 55% территории занимают леса (дуб, бук, граб, пихта, ель); на побережье - субтропическая растительность. Заповедники: Рицинский, Пицунда-Мюссерский, Псху-Гумистинский. Основные отрасли промышленности - пищевкусовая (табачная, чайная, винодельческая, эфирно-масличная, консервная и др.); развиты: легкая (кожевенно-обувная, производство шелковых тканей), машиностроительная, деревообрабатывающая промышленность; производство стройматериалов; добыча каменного угля. Ткварчельская ГРЭС, Сухумская ГЭС. Абхазия специализируется на выращивании чая, табака, цитрусовых, эфирно-масличных культур, тунга. Виноградарство, овощеводство, плодоводство. Молочное и молочно-мясное животноводство. Главный морской порт - Сухуми. Курорты: Гагра, Пицунда, Гудаута, Новый Афон, Сухуми. Туризм. В 1992 - 94 в результате вооруженного конфликта на территории Абхазии, связанного с ее статусом, народному хозяйству был нанесен значительный урон.

АБХАЗЫ

АБХАЗЫ - и танца Абхазии

(самоназвание апсуа; абжуйцы, гудаутцы, самурзаканцы) - народность общей численностью 115 тыс. чел. Основные страны расселения: Грузия - 96 тыс. чел., в т.ч. Абхазия - 93 тыс. чел. Другие страны расселения: Российская Федерация - 6 тыс. чел., Турция - 6 тыс. чел., Сирия - 2 тыс. чел., Иордания - 2 тыс. чел. Язык - абхазский абхазо-адыгской группы северо-кавказской семьи языков. Религиозная принадлежность верующих: в основном мусульмане-сунниты, есть православные.

АБЭ КОБО

АБЭ Кобо (1924 - 93), японский писатель. В романах-притчах, близких к философии экзистенциализма, рационалистических по поэтике, исследовал проблематику личностной подлинности и социальной маски, выразил безысходный трагизм одиночества и незащищенности человека перед непредсказуемой жестокостью бытия ("Женщина в песках", 1962; "Чужое лицо", 1964; "Сожженная карта", 1967; "Человек-ящик", 1973; "Тайное свидание", 1977; "Ковчег "Сакура"", 1984).

АВАНТЮРИН

АВАНТЮРИН - или авантюриновый кварц, минерал, разновидность кварца SiO2. Название происходит от итал. a ventura - случай (искусственное стекло с авантюриновым эффектом было получено случайно в Венеции, позже название закрепилось за похожим на него минералом). Кварц с мелкими включениями пластинчатых или чешуйчатых минералов (зеленой слюдки-фуксита, вишнево-красного гематита и др.), которые вызывают мерцание камня при его повороте. Цвет зеленый, красно- или золотисто-коричневый, просвечивает. Твердость 7, плотность 2,65. Обрабатывается кабошоном. Лучшие авантюрины встречаются в Австрии, России (на Урале), Бразилии и Индии (зеленый).

АВАНТЮРИНОВЫЙ ПОЛЕВОЙ ШПАТ

АВАНТЮРИНОВЫЙ ПОЛЕВОЙ ШПАТ (солнечный камень), ювелирно-поделочный камень, полевой шпат (ортоклаз, микроклин, реже - плагиоклаз-альбит или олигоклаз) с мелкими включениями пластинок гематита. Для него характерен своеобразный оптический эффект - золотистый или оранжево-красный отлив с яркими точечными бликами. Особенно четко проявляется при обработке кабошоном. "Игра" камня обусловлена отражением света от коричнево-красных пластинчатых включений оксида железа - гематита, имеющих различную ориентировку. Эти минералы кристаллизуются в триклинной сингонии, умеренно твердые (6-6,5), плотность 2,55-2,65. Стеклянный блеск авантюрина обусловлен довольно низким показателем преломления - 1,53-1,54. Такой же эффект наблюдается у авантюринового кварца. Наиболее известные месторождения авантюринового полевого шпата - в Норвегии, России (Урал и Сибирь), Швейцарии. См. также ПОЛЕВЫЕ ШПАТЫ.

АВАРИЯ

Авария на нефтепроводе - разлив нефти недалеко от Усинска в 1994 г.

АВАРЦЫ

АВАРЦЫ (самоназвание маарулал) - народность, проживающая в Российской Федерации - 544, в т.ч. Дагестане - 496 тыс. чел. Другие страны расселения: Азербайджан - 44 Грузия - 4 Казахстан - 3 Украина - 3 тыс. чел. Язык - аварский нахско-дагестанской группы северо-кавказской семьи языков. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане-сунниты.

АВАРЫ

АВАРЫ - восточноевропейский народ периода раннего Средневековья. Первоначально азиатские кочевники тюркского происхождения, вскоре после середины 6 в. они обосновались в бывших провинциях Римской империи, Дакии и Паннонии. Под властью безжалостного аварского хана Баяна возникла огромная простиравшаяся от Балтики до Черного моря империя, которая объединила подвластные аварам и вынужденные платить им дань народы, в том числе славян и булгар. Относительно немногочисленные, они жили грабежами и завоеваниями. Авары многократно опустошали Балканы, дважды подходили к Константинополю и проникали в Грецию, расселяя здесь славян. К концу 8 в. авары утратили былое могущество и были покорены Карлом Великим, который овладел их "хрингами", огромными (были такие, что насчитывали в периметре много километров) кольцевыми оборонительными сооружениями, внутри которых авары хранили награбленные по всей Центральной Европе сокровища. Через сто лет авары как отдельный народ исчезли, слившись с мадьярами.

АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-14.4.1682), протопоп, один из основателей русского старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сельского священника. В 1646-1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия" и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церковной реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьей был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: "Книгу бесед", "Книгу толкований", "Житие" (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе.

Отстаивая старую веру, А. в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону "старой веры", они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.

А. был выдающимся писателем своего времени. Его "Житие" является одним из замечательных произведений древнерусской литературы. Он сумел превратить традиционный жанр "Жития" в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого русского языка захватывают читателя.

Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и др. его соч., М., 1960.

Лит.: История СССР. С древнейших времён до наших дней, т. 3, М., 1967; Гудзий Н. К., История древней русской литературы, 7 изд., М., 1966; Малышев В. И., Библиография сочинений протопопа Аввакума и литературы о нём. 1917-1953 гг., в сб.: Труды Отдела древнерусской литературы, т. 10, М.-Л., 1954; Гусев В. Е., "Житие" протопопа Аввакума - произведение демократической литературы XVII в., там же, т. 14, М.-Л., 1958; Робинсон А. Н., Жизнеописания Аввакума и Епифания, М., 1963.

АВГУСТ ОКТАВИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУСТА ВИКТОРИЯ

АВГУСТА ВИКТОРИЯ (Auguste Viktoria)

(1858-1921), последняя германская императрица и прусская королева, дочь Фридриха VIII, герцога Шлезвиг-Гольштейн-Сондербург-Августенбургского. В 1881 вышла замуж за князя, ставшего в 1888 германским императором Вильгельмом II.

АВГУСТИН

СВ. (ум. 604), первый архиепископ Кентерберийский. Августин был приором монастыря св. Андрея в Риме, и в 595 ему было поручено возглавить группу приблизительно из 40 миссионеров, которых папа Григорий Великий направил в Англию. Король Этельберт позволил им обосноваться в Кентербери, а впоследствии и сам был крещен. На Рождество 597 "первым архиепископом англов" было крещено около 10 000 человек. В конце жизни Августин занимался созданием церковной иерархии у саксов и безуспешно пытался сохранить католическое единство с кельтскими епископами. Умер Августин 26 мая 604, и в этот день его память чтут в Англии и Уэльсе.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУСТИНЦЫ

АВГУСТИНЦЫ - неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов Римско-католической церкви, руководствующихся уставом, который приписывается св. Августину. Благодаря постановлениям IV Латеранского собора (1215) и в силу гибкости самого устава он стал весьма популярен и использовался основателями новых монашеских орденов. В настоящее время существует множество монашеских конгрегаций, следующих этому уставу, однако обычно августинцами называют каноников-обсервантов св. Августина (августинцы-каноники) и орден отшельников св. Августина (августинские братья). Августинцы-каноники имеют священнический сан и исполняют пастырские обязанности, однако их жизни свойственны некоторые монастырские особенности, в частности - общежитийный уклад и совместное пение на богослужениях. В настоящее время существует несколько таких общин; самая крупная из них конгрегаций - латеранские каноники-августинцы. Фома Кемпийский принадлежал к конгрегации августинцев-каноников в Виндерсхейме (Нидерланды). Знаменитый Сен-Викторский монастырь в Париже был главным центром августинства в Средние века. Августинские братья, обычно называемые просто августинцами, - это нищенствующий орден, созданный в 1256 папой Александром IV, объединившим в единую конгрегацию несколько небольших отшельнических общин в Италии. Августинцы быстро распространились по всей Европе, и в 15 в. их насчитывалось ок. 30 тыс. человек. Репутация ордена была подорвана отступничеством Мартина Лютера, а число его членов сократилось в результате притеснений 19 в. К ордену августинцев принадлежали святые Томас из Виллановы, Николай Толентинский, Рита Каскийская и Клара Монтефалькская, ученые и богословы, как Жиль Римский, Иаков из Витербо и Агостино Трионфо, несколько писателей, самым выдающимся из которых был Луис де Леон, и ученые-естествоиспытатели, среди них Грегор Мендель. В настоящее время орден, с резиденцией в Риме, насчитывает примерно 4000 членов, во главе которого стоит генерал-приор. Августинцы работают в приходах, школах, колледжах, миссиях. Их главные цели - пастырская работа и распространение знаний. Еще одна августинская конгрегация, известная под названием ассумпционистов, была основана во Франции в 1843 и официально признана в 1864. Около 2000 ее членов заняты преимущественно научными исследованиями, особенно в области богословия Восточной церкви, распространением христианского учения (ими издается известная ежедневная газета "Ла Круа"), а также миссионерской деятельностью на Ближнем Востоке и в Восточной Европе. Существует также ряд женских монашеских конгрегаций августинок и множество конгрегаций августинцев-терциариев в странах Европы и Америки.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

АВДЕЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Герой Российской Федерации, Летчик-космонавт Российской Федерации, Космонавт-испытатель отряда космонавтов ГКБ РКК "Энергия", 74-й космонавт России 274-й космонавт мира. Родился 1 января 1956 в городе Чапаевске Куйбышевской области. Россия. Русский. После окончания в 1979 МИФИ работает в НПО "Энергия". В 1986 окончил заочную аспирантуру МИФИ. В 1987 зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". В 1989 закончил общекосмическую подготовку в ЦПК. В 1990-91 годах готовился к космическим полетам в группе. В 1991-92гг проходил подготовку в качестве бортинженера второго экипажа ЭО-11. 17 марта 1992 был дублером бортинженера КК "Союз ТМ-14" А.Калери. В 1992 проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа ЭО-12. Первый космический полет совершил с 27 июня 1992 по 1 февраля 1993 на КК "Союз ТМ-15" и ОК "Мир" в качестве бортинженера ЭО-12 вместе с А.Соловьевым и М.Тонини (Франция). Длительность полета: 188 сут 21 час 41 мин 15 сек. В 1994 готовился к полету на ОК "Мир" по программе ЭО-17 и "Евромир-94" в качестве бортинженера второго экипажа вместе с Ю.Гидзенко и П.Дуке (ЕКА). 4 октября 1994 был дублером бортинженера КК "Союз ТМ-20" Е. В. Кондаковой. Первый космический полет совершил вместе с Юрием Гидзенко и Томасом Райтером (ФРГ) 3 сентября 1995 - 29 февраля 1996 года в составе двадцатой основной экспедиции на ОК "МИР". С.В.Авдеев имеет 30 часов налета на учебном самолете Л-39, совершил 35 прыжков с парашютом. Является кандидатом в мастера спорта по легкой атлетике. Сергей женат на Марии Аврамиевне. В семье Авдеевых две дочери: Мария и Клементина. "Новости космонавтики", N 21 за 1994 год.

АВДОТКА

АВДОТКА (Burhinus oedicnemus), птица отряда журавлеобразных. Оперение серо-песочное с чёрным продольным рисунком, снизу беловатое. Длина около 45 см. А. распространена в Европе, Средней и Южной Азии, Северной Африке; в СССР - в Калининградской области, на Ю. Европейской части, в Закавказье, в Казахстане, Средней Азии. Населяет пустынные и степные местности близ воды. Ночная птица. Питается насекомыми, ящерицами, мелкими грызунами. Откладывает 2, реже 3 желтовато-бурых с тёмными крапинками яйца на почву или в неглубокую ямку. Насиживают оба родителя 26 дней. Перелётная птица.

АВЕ МАРИЯ

АВЕ МАРИЯ (лат. Ave Maria - здравствуй, или привет тебе, Мария), первые слова наиболее употребительной из христианских молитв Богоматери (в русской православной традиции - "Богородице, Дево, радуйся"). Ее полный текст: "Радуйся, благодатная Мария, Господь с тобой, благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего, Иисус. Пресвятая Мария, матерь Божья, молись за нас, грешных, и ныне, и в час смерти нашей. Аминь". Первая часть заключает в себе приветствие Марии от архангела Гавриила (Лк 1,28), вторая взята из приветствия Елисаветы (Лк 1,42), третья представляет собой просьбу, добавляемую общиной молящихся, и используется в Римско-католической церкви. Широкое распространение молитва получила с 11 в. Прибавление имени Иисуса обычно приписывается папе Урбану IV (1261). В католических странах молитву "Аве Мария" читают в составе молитвы "Ангелюс", сопровождаемой колокольным звоном (утром, днем и вечером).

АВЕЛЬ

АВЕЛЬ (Быт. 4:2), на Еврейском: Хибель - дуновение, пар, и отсюда - суета, ничтожество, или нечто скоропреходящее, был второй сын Адама и Евы. "И был Авель пастырь овец, говорит бытописатель, а Каина звмледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земных дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своею и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его (быть может ниспосланием огня с неба), а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его... и вот, когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его" (Быт. 4:2-8). Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. Величие и превосходство жертвы Авеля пред жертвою Каина приписывается апостолом Павлом его вере (Евр. 11:4): "верою Авель принес Богу жертву лучшую, говорит он, нежели Каин". В Новом Завете сам Спаситель говорит об Авеле, как о первомученике, и отличает его названием праведного (Мф. 22:35). В послании ап. Павла к Евреям (11 гл.), Авель, вместе с прочими, причисляется к сонму древних ветхозаветных праведников, свидетельствованных в вере. Гностики сделали из Авеля эон, а секта Авеллитов, утверждая, что Авель, хотя и женатый, умер девственником, подражала ему, уклоняясь от исполнения супружеских обязанностей.

АВЕРКАМП ХЕНДРИК

Национальная галлерея. Лондон.

Музей изобразительных искусств им. Пушкина. Москва.

Следующая страница