Энциклопедия Кольера
ТУНИС. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТУНИС. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИКА

После почти 75 лет французского колониального правления в конце 1950-х годов Тунис превратился в демократическое государство, власть в котором находилась в руках первого президента страны Хабиба Бургибы и подчиненной ему политической силы - Социалистической дустуровской партии (СДП), которая в 1988 была переименована в Демократическое конституционное объединение (ДКО). С 1975 Хабиб Бургиба - пожизненный президент Туниса. В 1987 новым президентом страны стал Зин аль-Абидин бен Али.

Президент, парламент и правительство. В соответствии с принятой в 1959 и пересмотренной в 1988 конституцией основополагающее значение имеет принцип разделения власти. Президентом страны может быть только мусульманин; в 1988 была внесена конституционная поправка, ограничивающая пребывание на высшем государственном посту тремя сроками подряд. Законодательная ветвь власти представлена Палатой представителей в составе 163 парламентариев, 144 места оспариваются на выборах, а остальные 19 оставлены для кандидатов от оппозиционных партий, при этом число мест каждой из них определяется количеством поданных за них голосов. И президент, и члены парламента избираются одновременно всеобщим голосованием на пятилетний срок. Каждый тунисец, достигший 20 лет, наделяется избирательными правами. Премьер-министр и возглавляемый им кабинет министров в большей степени подотчетны президенту, чем Палате представителей. Таким образом, парламент лишь формально утверждает все инициативы президента. Президент обладает конституционным правом назначать и смещать высших государственных чиновников.

Местные органы власти. Территория Туниса в административном отношении разделена на 23 вилайета. Во главе каждого из них стоит губернатор, который подчиняется непосредственно президенту. Губернаторы вилайетов возглавляют местный партийный аппарат и контролируют деятельность остальных представителей центрального правительства, таких, например, как районные комиссары. Система административной децентрализации сделала губернаторов не менее влиятельными, чем членов правительственного кабинета, и предоставила в их распоряжение финансовые средства для координации и стимулирования экономического развития провинций.

Внутренняя политика. Действуя в союзе с Всеобщим тунисским объединением труда (ВТОТ), правящее Демократическое конституционное объединение (ДКО) нейтрализовало политическую оппозицию и ныне доминирует на политической сцене страны. В Тунисе функционирует однопартийная система. Правда, после выборов 1994 оппозиционные партии получили незначительное, но гарантированное число депутатских мест в Палате представителей (19). В 1993 Бен Али инициировал внесение в избирательный закон поправки, гарантирующей наличие в парламенте демократической оппозиции. Данная поправка не внесла изменений в ту часть избирательной системы, которая предусматривает, что все депутатские вакансии переходят к партии, набравшей в данном избирательном округе наибольшее количество голосов. После утверждения этой поправки число депутатских мест в палате представителей было увеличено до 163, 19 мест предназначались для распределения среди оппозиционных партий. По результатам проведенных в марте 1994 парламентских выборов правящая партия Бен Али одержала победу, набрав 97,3% голосов избирателей. В результате кандидаты от ДКО заняли все 144 места в Палате представителей. Места, выделенные представителям оппозиционных партий, были распределены между ними в соответствии с полученными ими голосами. Так, Движение демократов-социалистов (ДДС) получило 10 мест, Ат-Тадждид (Партия обновления) - 4, Демократическо-юнионистский союз (ДЮС) - 3 и Движение народного единства (ДНЕ) - 2 места. В 1996 произошло объединение ДНЕ и ДЮС. Оставшаяся часть легальной оппозиции представлена немногочисленными группировками: Прогрессивным социалистическим объединением и Либерально-социальной партией. Под запретом находится деятельность Национального арабского собрания и фундаменталистского Движения исламского направления. Получив на проведенных 21 мая 1995 выборах в местные органы власти поддержку 99,86% избирателей, ДКО получило контроль над всеми муниципальными советами. Кандидаты от пяти легальных оппозиционных партий и независимые кандидаты получили 6 из 4090 мест. Это означало, что впервые с 1956 оппозиция получила представительство на уровне муниципальных советов. В 1996 в закон о выборах была внесена поправка, в соответствии с которой, по сравнению с положением о выборах 1994, с 5% до 3% было снижено количество голосов, необходимых, чтобы иметь право на парламентские места. После того как представительство одной партии в муниципальных советах было сокращено до 80%, оппозиционные партии получили гарантии проведения своих кандидатов в местные органы власти. Более того, Бен Али обещал увеличить размеры государственных субсидий для оппозиционных партий, а в 1997 объявил, что на следующих выборах за кандидатами оппозиции будет зарезервировано 20% мест в Палате представителей. Тунис - арабское государство, придерживающееся умеренных политических взглядов, которое стремится держать под контролем развитие исламского фундаментализма, столь влиятельного в регионе. Бен Али пытался умиротворить исламское оппозиционное движение тем, что подчеркивал свою приверженность исламу. В частности, он совершил хадж в Мекку и издал указ о строгом соблюдении в Тунисе мусульманского поста - рамадана. Кроме того, из-под ареста были освобождены несколько политических заключенных. Тем не менее политические права населения ограничены, а исламские фундаменталистские организации находятся под запретом. На выборах 1994 потенциальный соперник Бен Али известный правозащитник Монсеф Марзуки, не сумев заручиться поддержкой 30 депутатов парламента, был вынужден снять свою кандидатуру.

В начало энциклопедии