Энциклопедия Кольера
ТОРМОЗ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТОРМОЗ

ТОРМОЗ - устройство для замедления или остановки движения. Тормоз действует, поглощая механическую энергию и затем рассеивая ее (обычно в форме теплоты). Тормоз может быть механическим или электрическим. Все механические тормоза - фрикционные; электрические могут быть гистерезисными, индукционными и феррожидкостными.

Механические тормоза. В механическом тормозе энергия движения поглощается и преобразуется в теплоту в результате трения между двумя поверхностями, одна из которых движется, а другая неподвижна. Привод механического тормоза может быть рычажным, тросовым, электромагнитным, гидравлическим или пневматическим. Основной тип механического тормоза - колодочный; в нем тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану. Колодки могут воздействовать на барабан не снаружи, а изнутри, как в автомобильных тормозах, в том числе и с гидроусилением.

КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ. Тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану, и силы трения замедляют его вращение, энергия которого при этом преобразуется в теплоту. 1 - тормозные колодки; 2 - тормозной барабан; 3 - пружина.

КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ. Тормозные колодки прижимаются к тормозному барабану, и силы трения замедляют его вращение, энергия которого при этом преобразуется в теплоту. 1 - тормозные колодки; 2 - тормозной барабан; 3 - пружина.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТОРМОЗ с внутренним расположением колодок. При срабатывании гидроцилиндра его поршни прижимают тормозные колодки с накладками из фрикционного материала к поверхности тормозного барабана. 1 -тормозные колодки; 2 - тормозной барабан; 3 - фрикционная накладка; 4 - гидроцилиндр с двумя поршнями.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТОРМОЗ с внутренним расположением колодок. При срабатывании гидроцилиндра его поршни прижимают тормозные колодки с накладками из фрикционного материала к поверхности тормозного барабана. 1 -тормозные колодки; 2 - тормозной барабан; 3 - фрикционная накладка; 4 - гидроцилиндр с двумя поршнями.

В колодочном тормозе с наружным или внутренним расположением колодок тормозящее действие обеспечивается силами трения, приложенными к поверхности тормозного барабана. В дисковом же тормозе, заменившем барабанный колодочный в самолетах и во многих автомобилях, силы трения прилагаются к поверхности тормозного диска. Дисковый тормоз обычно имеет гидравлический привод.

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ. Под действием двух поршней тормозные колодки с обеих сторон прижимаются к тормозному диску. 1 - тормозной диск; 2 - вал; 3 - поршни; 4 - тормозные колодки; 5 - шпонка.

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ. Под действием двух поршней тормозные колодки с обеих сторон прижимаются к тормозному диску. 1 - тормозной диск; 2 - вал; 3 - поршни; 4 - тормозные колодки; 5 - шпонка.

Электрические тормоза. В отличие от механического (фрикционного) тормоза в электрическом для торможения не используется механическое трение. В гистерезисном и индукционном тормозах тормозное действие является результатом взаимодействия электрических полей. Особенностью таких тормозных систем является то, что тормозное действие полностью отсутствует при нулевой скорости подвижной части тормоза - ротора - относительно статора. Торможение происходит только при наличии относительного движения - "скольжения". Поэтому такие тормоза применяются чаще всего не для полной остановки, а для замедления движения. В феррожидкостной тормозной системе зазор между ротором и статором заполнен вязкой суспензией порошка железа в масле. Для торможения через тормоз пропускают электрический ток, который создает в зазоре магнитное поле. Частицы железа выстраиваются вдоль магнитных силовых линий и удерживаются в таком положении магнитными силами. Суспензия как бы сгущается и затвердевает, что и вызывает торможение ротора. Как и механические, электрические тормоза в процессе работы нагреваются. Теплоту необходимо отводить во избежание повреждения или отказа тормозной системы.

См. также

АВТОМОБИЛЬ ЛЕГКОВОЙ;

ДИНАМОМЕТР;

АВТОТРАНСПОРТ;

ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.

ЛИТЕРАТУРА

Албегов Н.А. и др. Электропневматические тормоза. М., 1982 Александров М.П. и др. Тормозные устройства (справочник). М., 1985

В начало энциклопедии