Энциклопедия Кольера
ТОННЕЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТОННЕЛЬ

ТОННЕЛЬ (туннель), подземный проход. Тоннели обычно прокладывают горным или щитовым способом через одну или несколько точек доступа без нарушения верхнего слоя пород. Многие подземные коммуникационные сооружения, построенные открытым способом, т.е. путем прокладки открытой траншеи с последующим ее покрытием, тоже называют тоннелями.

Классификация. Тоннели классифицируются по назначению: железнодорожные, метрополитена, автодорожные, водоснабжения, канализационные, пешеходные, дренажные, строительные (для пропуска речного потока на время строительства), напорные туннели ГЭС и др. С точки зрения строительства важно, в какой породе закладывается тоннель, - крепкой или слабой. В зависимости от этого выбирается способ проходки тоннеля.

Размеры. Форма поперечного сечения тоннеля может быть круглой, овальной или подковообразной. Прямоугольная и квадратная формы встречаются редко, поскольку при таких формах меньше прочность тоннеля. Строить тоннели диаметром 1-1,5 м нецелесообразно, т.к. рабочим при их проходке пришлось бы работать в согнутом положении. Самый длинный туннель в мире - это Делавэрский водовод Нью-Йорка, тянущийся на 137 км от гор Катскилл до водохранилища Хилл-Вью в Йонкерсе. Выдающимся достижением современной техники явилось сооружение открытого в 1994 тоннеля под проливом Ла-Манш, соединившего железные дороги Великобритании и Франции. Его длина - 52,5 км, глубина заложения - 38,6 м.

ЩИТОВАЯ ПРОХОДКА ТОННЕЛЯ. При сооружении тоннеля им. Линкольна, соединяющего Нью-Йорк с Уихокеном в шт. Нью-Джерси, применялся щитовой способ проходки. Проходческий щит длиной 5,5 м со стальным ножом проталкивали шагами по 80 см сквозь илистый донный грунт р.Гудзон 28 гигантских гидравлических домкратов с усилием подачи каждого, равным 200 т. Домкраты упирались в смонтированное ранее переднее чугунное кольцо обделки тоннеля. Всего в тоннеле было установлено 2031 такое кольцо из 14 тюбингов длиной около 2 м каждое.

Монолитная бетонная перегородка удерживала сжатый воздух в головной рабочей камере, что позволяло комфортно дышать рабочим, удалявшим грунт и монтировавшим тюбинги. 1 - вагонетки с материалами; 2 - водопроводные, воздушные и гидравлические коммуникации; 3 - пожарный рукав; 4 - монтажная стрела; 5 - гидравлические домкраты; 6 - нож щита; 7 - отвал; 8 - обрушение; 9 - домкрат; 10 - платформа; 11 - стойка; 12 - нож щита; 13 - щит; 14 - замешивание раствора; 15 - чугунные тюбинги обделки тоннеля; 16 - защитное ограждение; 17 - раствор; 18 - бетонная перегородка; 19 - бетонная перегородка; 20 - воздушный шлюз для людей; 21 - контроль; 22 - шлюз для материалов.">

ЩИТОВАЯ ПРОХОДКА ТОННЕЛЯ. При сооружении тоннеля им. Линкольна, соединяющего Нью-Йорк с Уихокеном в шт. Нью-Джерси, применялся щитовой способ проходки. Проходческий щит длиной 5,5 м со стальным ножом проталкивали шагами по 80 см сквозь илистый донный грунт р.Гудзон 28 гигантских гидравлических домкратов с усилием подачи каждого, равным 200 т. Домкраты упирались в смонтированное ранее переднее чугунное кольцо обделки тоннеля. Всего в тоннеле было установлено 2031 такое кольцо из 14 тюбингов длиной около 2 м каждое. Монолитная бетонная перегородка удерживала сжатый воздух в головной рабочей камере, что позволяло комфортно дышать рабочим, удалявшим грунт и монтировавшим тюбинги. 1 - вагонетки с материалами; 2 - водопроводные, воздушные и гидравлические коммуникации; 3 - пожарный рукав; 4 - монтажная стрела; 5 - гидравлические домкраты; 6 - нож щита; 7 - отвал; 8 - обрушение; 9 - домкрат; 10 - платформа; 11 - стойка; 12 - нож щита; 13 - щит; 14 - замешивание раствора; 15 - чугунные тюбинги обделки тоннеля; 16 - защитное ограждение; 17 - раствор; 18 - бетонная перегородка; 19 - бетонная перегородка; 20 - воздушный шлюз для людей; 21 - контроль; 22 - шлюз для материалов.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ под проливом Ла-Манш.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ под проливом Ла-Манш.

ЛИТЕРАТУРА Маковский Л.В. Сооружение городских транспортных и пешеходных тоннелей. М., 1974 Тоннели и метрополитены. М., 1975

В начало энциклопедии