Энциклопедия Кольера
МЕКСИКА. НАСЕЛЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕКСИКА. НАСЕЛЕНИЕ

Демография. По оценке на 1998, численность населения Мексики составляла 97 млн. человек (в 1980 - 69 979 тыс. человек). Прирост населения в течение последних десятилетий был одним из самых высоких в мире, в среднем 3% ежегодно. Прирост населения стал заметно сокращаться в начале 1970-х годов и в конце 1990-х годов составлял 1,8% в год. Это снижение произошло в значительной степени благодаря усилиям правительства по реализации всеобщего закона о населении, принятого в 1973. Этот закон учредил национальный демографический совет для проведения государственной кампании по планированию семьи, целью которой являлось уменьшение прироста населения к 2000 до 1% ежегодно. В начале 1990-х годов одна из пяти беременностей в Мексике прерывалась путем нелегального аборта. В 1995 уровень рождаемости был менее 24,6 новорожденных детей на 1000 человек населения, уровень смертности составлял 5,1 умерших на 1000 жителей. Эмиграция в США также способствовала уменьшению роста населения в Мексике. Крайне быстрый рост населения с 1920 по 1998 явился новым феноменом в новейшей истории Мексики. Численность населения страны, когда она была завоевана испанцами, составляла не менее 4,5 млн. человек, а возможно и доходила до 25 млн. человек, но завоевание и последующая колониальная эксплуатация настолько разрушили мексиканское общество, что к 1605 в Мексике остался едва ли один миллион человек. Понадобилось не менее двух столетий, чтобы восстановить численность населения. В 1821 численность населения Мексики составляла порядка 6-7 млн. человек. Число мексиканцев более чем удвоилось в течение следующих 90 лет до 15 млн. человек в 1910, но десятилетие гражданской войны сократило его почти до 14 млн. человек в 1921. Бурный рост населения Мексики начался после Второй мировой войны.

Этническое происхождение и язык. Для доколумбовой Мексики было характерно большое этническое разнообразие. Один из ученых выделял на момент начала конкисты более 700 племенных групп. Эти народы разговаривали почти на 100 различных языках и диалектах двенадцати лингвистических семей. В 1990 почти один миллион индейцев разговаривали только на 52 туземных языках и диалектах. Кроме того, более двух миллионов индейцев говорили как на родном, так и на испанском языках. К главным языкам индейцев, на которых все еще говорят в Мексике, относятся науатль (язык ацтеков, различные диалекты которого представляют самый большой лингвистический массив), миштекский, майя, сапотекский, отоми, тотонакский, масатекский, цоцильский, цендильский, масауа, михе, уастекский, чинантекский и тараско. По оценкам в течение трех столетий колониального правления в Мексику мигрировали 300 тыс. испанцев. Они заключали браки с индейцами, и сегодня метисы преобладают в составе населения Мексики. Большинство негров, число которых по оценкам составляет менее 200 тыс. человек, завезенных в колониальный период для работы на шахтах и плантациях, было ассимилировано местным населением. После достижения независимости крупномасштабной иммиграции в Мексику не наблюдалось. Однако имели место два основных периода притока - во время правления Диаса, когда в страну прибыло ок. 11 тыс. итальянских иммигрантов, и непосредственно после Гражданской войны в Испании (1936-1939), когда сюда в поисках политического убежища приехало ок. 25 тыс. беженцев-лоялистов. Небольшое число китайцев, японцев, немцев, англичан, французов и других европейцев также иммигрировали в Мексику. С середины 20 в. самые крупные перемещения людей происходили между Мексикой и США.

Размещение населения. В 1990, как это было и с доколумбовых времен, более половины населения (56%) концентрировалось в центральном регионе, который занимает менее 1/7 всей территории. Этот регион всегда был политическим, экономическим и культурным ядром Мексики. Остальное население распределялось в 1990 по четырем регионам в следующей пропорции: 1) Север - 20%; 2) Нижняя Калифорния -2%; 3) южная часть Тихоокеанского побережья - 10%; и 4) район Мексиканского залива - 12%. В 1990 ок. 1/4 населения проживало в общинах с численностью населения менее 2500 человек и считалось сельским, и ок. 75% жили в более крупных общинах и считалось городским. Хотя городские агломерации Мехико, Гвадалахары и Монттерея занимают лишь 2% территории страны, в них проживает 25% ее населения. Имеется более 100 тыс. сел и деревень, в большинстве из которых живет менее 400 жителей. Хотя Мексика в основном страна мелких общин, имеются сильные тенденции к урбанизации и индустриализации, которые выражаются в форме роста населения и развития промышленности. Рост городов был особенно быстрым в районе Мехико, вдоль северной границы и в районах, испытавших нефтяной бум, на побережье Мексиканского залива. Самая высокая концентрация населения и промышленности отмечается в столице, городе Мехико, численность населения которого в 1997 составила 8489 тыс. человек. Городская агломерация Мехико составляла 18,8 млн. жителей. Главными региональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалахара на западе, с населением 1650 тыс. в 1990 и 3 млн. человек в городской агломерации; Монтеррей на севере, с населением 1068 тыс. и в городской агломерации 2,7 млн. человек; и Пуэбла, к юго-востоку от столицы, с населением в 1017 тыс. человек в городе и 1054 тыс. в городской агломерации. К остальным крупным городам Мексики с населением более 400 тыс. человек в 1990 относятся столицы штатов, порты и пограничные общины: Сьюдад-Хуарес (789 тыс. человека), Тихуана (698 тыс.), Чиуауа (516 тыс.), Акапулько (515 тыс.), Сан-Луис-Потоси (489 тыс.), Веракрус (438 тыс.), Мехикали (438 тыс.), Кульякан (415 тыс.) и Эрмосильо (406 тыс. человек).

Религия. Со времен насильственного обращения в христианство испанскими конкистадорами подавляющее большинство мексиканцев - в 1990 почти 90% - были, по крайней мере формально, римскими католиками. Тем не менее для Мексики характерна крайне активная антиклерикальная традиция. Мексиканские революционеры вели очень длительную и часто ожесточенную борьбу с церковной иерархией, которая до 1850-х годов владела почти половиной земель Мексики, контролировала почти все школы и больницы и функционировала фактически как государство в государстве. По положениям мексиканской конституции, религиозным организациям запрещено владеть землей или управлять школами; монашеские ордена запрещены; религиозная служба может вестись только внутри церковных зданий, принадлежащих государству; а духовенству запрещено голосовать и публично комментировать политические проблемы. Однако с 1940-х годов католические иерархи отказались от резких форм выступления против мексиканской революции, а правительство приостановило проведение в жизнь антиклерикальных законов. Более 3% мексиканцев придерживаются различных форм протестантизма, и имеются небольшие, но процветающие иудаистские и бехаистские общины.

В начало энциклопедии