Энциклопедия Кольера
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ИСТОРИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ. ИСТОРИЯ

Традиционные общества. До конца 19 в. фактически повсюду большинством населения являлись крестьяне, которые производили продовольствие, а также изготавливали орудия труда и многие предметы первой необходимости. То, что они не могли произвести сами, покупалось в близлежащих городах в обмен на излишки сельскохозяйственной продукции (обычно небольшие) и некоторые ремесленные изделия. Дальние поездки по торговым делам были большой редкостью, поскольку практически все продукты производились в небольших количествах, а перевозка товаров была сопряжена с опасностями и большими расходами и занимала много времени. Там, где существовала международная торговля, она обычно была монополизирована получившими государственную лицензию частными организациями, вроде британской Ост-Индской компании. За границу имело смысл вывозить лишь товары, обладавшие высокой стоимостью при малом весе: драгоценные камни, благородные металлы, пряности, некоторые виды тканей (особенно шерстяные и шелковые), меха и вино. Зерно также иногда вывозилось за рубеж, но в небольших количествах. Веками международная торговля велась главным образом на побережье Средиземного и Балтийского морей и вдоль азиатских караванных путей, ведущих к этим морям. Главными центрами международного обмена товарами были итальянские города Венеция, Генуя и Флоренция, немецкие города Аугсбург и Нюрнберг, торговые города Фландрии (нынешней Бельгии) и портовые города Ганзейского союза на южном и восточном побережье Балтийского моря. Однако в жизни простых людей торговля не играла заметной роли, и открытие Америки и кругосветные плавания вокруг Африки и Южной Америки мало что в ней изменили. Тем не менее результатом проявленного моряками мужества и мастерства стало смещение европейских морских торговых путей в сторону Атлантического и Индийского океанов.

Промышленная революция. Британские технологические нововведения 17-18 вв. открыли дорогу к повышению производительности труда, сначала в сельском хозяйстве, а затем и в промышленности. Новые машины и оборудование сделали возможным появление более крупных предприятий по производству дешевых тканей, а затем и выплавке стали. Эти первые шаги в направлении массового производства привели к резкому увеличению объема перевозок товаров из страны в страну и сопровождались усовершенствованием средств транспорта и связи. Вскоре на путь промышленного развития по британскому образцу вступили Франция и Бельгия. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в предыдущем столетии, к началу 19 в. объем международной торговли товарами и услугами не превышал 3% от стоимости мирового выпуска продукции. Однако постепенно промышленная революция распространилась на Германию, США и (несколько позднее) Японию. Во второй половине 19 в. появились новые отрасли производства: машиностроение, электротехническая и химическая промышленность. Вскоре на продукцию этих отраслей приходилась уже значительная доля мировой торговли. По железным дорогам и на пароходах перевозились большие партии грузов на дальние расстояния; телеграф существенно упростил распространение информации по всему миру. В результате всех этих изменений объем внешней торговли настолько вырос, что к 1913 около одной трети всей производимой в мире продукции вывозилось за национальные границы. Индустриализация подстегнула спрос на сырье: сначала на хлопок и лес, а затем на металлы и топливо. Около половины сырья добывалось или производилось в европейских странах; значительная часть поступала с плантаций, шахт и прочих предприятий, специально созданных в колониях для снабжения Европы необходимыми товарами. Во многих колониях появились анклавы, имевшие гораздо более тесные связи с зарубежными потребителями, нежели с обществом, в котором они существовали. Несмотря на большое значение первичных продуктов в международном товарном обмене 19 в., центральное место в мировой торговле занимала Европа. Перед началом Первой мировой войны на торговлю между неевропейскими странами приходилось менее 25% общего объема мировой торговли, на торговлю между европейскими странами - ок. 40%, а на торговлю между европейскими странами и остальным миром - 35%. Великобритания оставалась главной торговой страной мира, однако ее доля постепенно уменьшалась в связи со стремительным экономическим развитием континентальной Западной Европы, Северной Америки и Японии.

Эпоха свободной торговли. Основа свободной торговли - устранение ограничений на передвижение товаров и услуг из страны в страну - была заложена экономистами классической школы (главным образом британскими). Великобритания начиная с 18 в. постепенно, шаг за шагом отказывалась от протекционизма, и к началу 1840-х годов в силе в основном оставались лишь тарифы на импортную пшеницу. В 1846 страна в принципе отказалась и от протекционизма в отношении сельского хозяйства. Вопреки ожиданиям, цены на пшеницу падать не спешили, так как ни одна из стран мира не могла экспортировать в Великобританию крупные ее партии. Как бы то ни было, 1850-1860-е годы стали периодом экономического процветания, и - справедливо или ошибочно - это процветание напрямую связывалось со свободой торговли. Другие меры по либерализации торговли, предпринятые Великобританией и другими странами, сделали период с 1850 по 1880 эпохой минимальных торговых барьеров. К 1870, однако, в результате развития океанских перевозок британское сельское хозяйство столкнулось с серьезной конкуренцией. В конце 1870-х годов, после продолжительного экономического кризиса, Европа (прежде всего Великобритания) начала отходить от принципов свободной торговли. Одновременно всплеск национализма, породивший политическую нестабильность, вынудил государства добиваться увеличения поступлений в казну для оплаты вооружений. Кроме того, национализм вызвал у таких стран, как США и Германия, опасения, что их индустриальное развитие натолкнется на большие трудности, если не удастся ограничить конкуренцию со стороны Великобритании - лидера в области промышленного производства. В этих условиях возросла популярность идеи защиты молодых отраслей промышленности.

20 век. В начале века движение в направлении протекционизма продолжалось. Тем не менее в 1914, когда разразилась Первая мировая война, протекционизм достиг сравнительно небольших успехов, хотя мировое хозяйство уже не было столь свободным от контроля над торговлей, как 50 лет назад. Международная торговля, однако, все еще регулировалась золотым стандартом, в соответствии с которым национальные валюты имели фиксированную стоимость в золоте и диспропорции в платежах между странами погашались передачей золота на соответствующую сумму. Ни одна страна не могла поддерживать конкурентоспособность своих товаров на мировом рынке путем девальвации национальной валюты; кроме того, невозможно было сохранять дефицит платежного баланса в течение неопределенно долгого времени. Поэтому все страны-участницы международной торговли стремились обеспечивать конкурентоспособность своих товаров за счет снижения издержек производства.

Депрессия. В ходе Первой мировой войны золотой стандарт был подорван и в 1920-х годах заменен золотодевизным стандартом, в соответствии с которым все международные расчеты производились в английских фунтах стерлингов и американских долларах. Эта система, однако, позволила США, Великобритании и тем странам, которым удавалось получать у них займы, сохранять в течение длительного времени дефицитные платежные балансы. В конце концов эта система рухнула, и ее крах стал одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. Многие государства реагировали на депрессию усилением контроля над внешней торговлей. Одно за другим они официально выходили из системы золотого стандарта, отменяли фиксированные валютные курсы и, девальвируя национальные валюты и вводя тарифы и квоты, старались поднять конкурентоспособность товаров путем девальвации своих валют и введения тарифов и квот. Это одновременно защищало национальное производство от иностранной конкуренции. Подобная цель могла быть достигнута только за счет других стран - проведением политики "разорения соседа". Поскольку многие страны могли играть в эту игру и действительно делали это, результатом стала международная разобщенность, а мировая торговля переживала застой и даже упадок. Объем промышленного производства в большинстве стран сокращался, и, как следствие, снижался промышленный спрос на первичные продукты, что подрывало международную торговлю. Политика национального самообеспечения была доведена до крайности в СССР, в нацистской Германии и фашистской Италии, которые стремились к автаркии, т.е. национальной экономической независимости. Внешняя торговля в СССР находилась в руках государства и централизованно планировалась. В фашистской Италии и нацистской Германии разрабатывались сходные программы автаркии, однако в этих странах государственный контроль был не столь всеобъемлющим, а ограничения на внешнюю торговлю менее жесткими.

Послевоенные годы. Подрыв международной торговли в 1930-х годах, усиленный последствиями Второй мировой войны, оказался столь значительным, что абсолютный объем торговли в 1940-х годах не превысил уровня 1913. Озабоченные негативными последствиями такого застоя, союзники еще до завершения военных действий приступили к разработке планов по улучшению системы мировой торговли. Было решено создать Международный валютный фонд (МВФ), который должен был стоять на страже стабильности валют. Реализация планов, непосредственно касающихся либерализации торговли, проходила не столь гладко. Однако во второй половине 1940-х годов с помощью Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) удалось добиться нормализации и определенной унификации торговой политики почти всех несоциалистических стран мира. Переговоры по ГАТТ велись в надежде на отмену возможно большего числа торговых барьеров - прежде всего квот и субсидий - посредством включения в соглашение оговорки о наибольшем благоприятствовании, гарантирующей, что любая льгота и уступка в торговле между странами автоматически распространяется на всех участников соглашения. Под эгидой ГАТТ прошел ряд многосторонних переговоров по торговле: несколько переговорных циклов в 1950-х годах, в 1961 - раунд Диллона, в 1960-х - раунд Кеннеди, в конце 1970-х - Токийский раунд и в конце 1980-х - начале 1990-х - Уругвайский раунд. По завершении раунда Кеннеди тариф промышленно развитых стран на товары обрабатывающей промышленности был снижен в среднем на 10%. Перед Уругвайским раундом ставилась задача добиться дальнейшего снижения таможенных тарифов во всем мире в среднем на 40%, а также урезать торговые субсидии и ослабить прочие нетарифные барьеры. Относительно менее успешными оказались попытки сделать более свободной торговлю сельскохозяйственными продуктами зоны умеренного климата. Основной поставщик таких продуктов, США, оказывали сильное давление на другие страны с целью заставить их снизить тарифы, однако большинство стран выражало решимость защищать интересы фермеров. Например, Великобритания в годы Второй мировой войны столкнулась с огромными трудностями в снабжении населения импортным продовольствием, поэтому ее правительство приняло решение стимулировать рост национального производства продуктов. Британским фермерам были выделены субсидии, которые позволили населению Великобритании покупать продукты по ценам мирового рынка, а фермерам получать нормальный доход. Эффективность производства у британских фермеров была и остается очень высокой, и они составляют небольшой процент населения страны. Напротив, фермеры некоторых стран континентальной Европы, особенно Франции, действительно нуждались в защите ввиду их многочисленности и невысокой производительности труда. Французы понимали, что в конце концов им придется модернизировать сельское хозяйство, однако в силу социальных и политических причин не стремились к резким переменам и приняли решение защищать национальных производителей протекционистскими мерами. Когда Франция и другие страны Западной Европы создали объединение, позднее превратившееся в Европейский союз, они создали общую сельскохозяйственную политику со сложной системой управляемых цен и пограничных сборов. Со временем такая политика стала вызывать нарекания, породив перепроизводство и накопление "гор масла" и "озер вина". Некоторые, однако, утверждают, что высокий уровень производства сельскохозяйственной продукции служит страховкой в непредсказуемом мире, где регулярно возникает опасность нехватки продовольствия. Несмотря на возрождение аграрного протекционизма в Великобритании и других европейских странах, объем международной торговли после войны стал увеличиваться. В период с 1953 по 1960 он возрастал в среднем на 7% в год, а в 1960-1974 - почти на 8% в год. Кроме того, рост международной торговли происходил быстрее, чем увеличение мирового выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции. Таким образом, наметилась тенденция к более высокой специализации разных стран на производстве различных товаров и услуг, хотя доля пересекающей границы продукции в общемировом выпуске к концу 1970-х не достигла уровня 1913, т.е. примерно 33%.

1970-е годы. Несмотря на оживление торговли сразу после окончания Второй мировой войны, разница в темпах инфляции между странами на протяжении 1950-1960-х годов время от времени приводила к торговым диспропорциям. Великобритания и особенно США не могли ни контролировать рост цен, ни адаптироваться к нему посредством корректировки обменных курсов валют. Когда в 1970-х годах валютные курсы окончательно "поплыли" - стали колебаться на спекулятивных валютных рынках в соответствии с инфляцией и другими экономическими показателями, - профсоюзы потребовали увеличения заработной платы в качестве компенсации роста цен на импортные товары (в частности, на нефть). В результате меры по сокращению импорта за счет повышения курсов иностранных валют часто оказывались недостаточно эффективными, и государствам для ликвидации дефицита торгового баланса время от времени приходилось прибегать к регулируемому, или "грязному", плаванию, при котором гибкий валютный курс сопровождался крупномасштабными заимствованиями. В конце концов кризис, проявившийся в спаде производства и росте безработицы при непрекращающейся инфляции, привел в 1975 (впервые с 1945) к падению объема международной торговли на 4%. Однако в 1976 он снова вырос - на 11% по сравнению с 1975, а стоимость совокупного экспорта достигла примерно 1 трлн. долл.

1980-1990-е годы. В 1980-е годы начался Уругвайский раунд ГАТТ, на котором обсуждались сельскохозяйственные субсидии, а также ограничения в торговле услугами. Однако лишь к 1993, после восьми лет переговоров, участники раунда достигли соглашения о принятии новой масштабной программы развития свободной торговли. 1 января 1995 на смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО), на которую возложена ответственность за практическую реализацию принятых в ходе Уругвайского раунда решений, а также за продолжение либерализации в сферах телекоммуникаций, банковских услуг, страхования, туризма и морских перевозок. 1 января 1994 вступило в силу Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), заключенное между Канадой, США и Мексикой. Намереваясь в течение 15 лет уничтожить все тарифы и прочие торговые барьеры в регионе, государства-участники соглашения рассматривают НАФТА как промежуточный шаг к созданию зоны свободной торговли, охватывающей все Западное полушарие. Из стран Восточной Азии также поступают сообщения о намерении сформировать аналогичный торговый блок.

Перспективы развития. Несмотря на усиливающуюся интеграцию мировых рынков, политические, психологические и технические преграды на пути передвижения товаров и услуг между странами все еще остаются существенными. Устранение этих преград привело бы к весьма значительной трансформации мирового хозяйства, а также национальных хозяйств всех стран мира. По мнению многих экономистов, первые очевидные признаки такой трансформации появились уже в 1970-е годы. В большинстве промышленно развитых стран мира начали осознавать, что такие новые индустриальные державы, как Южная Корея, Гонконг и Бразилия, вполне способны производить многие виды промышленной продукции (например, одежду, электронное оборудование, суда и автомобили) с меньшими издержками, чем в развитых странах. Вероятно, в будущем базовые отрасли обрабатывающей промышленности развитых стран мира будут испытывать большие трудности в конкурентной борьбе с продукцией новых соперников. Ради сохранения нынешних позиций в мировой торговле промышленно развитым государствам придется сосредоточиться на выпуске продукции высокой технологии или на оказании услуг, требующих огромного опыта (например, в финансовом менеджменте), а также (в случае с США) - на производстве продовольственных товаров. Адаптация к новым тенденциям потребует огромных и весьма болезненных перемен. Без этих перемен страны, ныне входящие в группу промышленно развитых, утратят свои преимущества в будущем мире, где способность производить базовую промышленную продукцию, вероятно, станет гораздо более обычной, чем когда-либо в прошлом.

В начало энциклопедии