Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Спенсер

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Спенсер

I Спе́нсер (Spencer)

Герберт (27.4.1820, Дерби, - 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников Позитивизма. Работал инженером на железной дороге (1837-41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist») (1848-53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля (См. Милль), кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и Шотландская школа.

Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое - «мир явлений», Непознаваемое - «Вещь в себе»). Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения «...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82-103).

В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий («иероглифизм»). С. пытался соединить Эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.

Специфическая особенность позитивизма С. - его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля (См. Лайель), физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции С. пытался подвести все явления - от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции - к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании С. биологической эволюции - как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования (см. «Основания биологии», т. 1-3, СПБ, 1899).

С. является основоположником органической школы (См. Органическая школа) в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность «дифференцированного» (т. е. разделённого на классы) общества. С. - противник социализма, считавший революцию «болезнью» общественного организма.

В этике С. стоял на позициях Утилитаризма и Гедонизма; нравственность, по С., связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизического параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогические идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. С. внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.

Философия С. была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на Эмпириокритицизм и Неопозитивизм.

Соч.: Works, v. 1-18, L. - N. Y., 1910; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-7, СПБ, 1866-69; Соч., т. 1-7, СПБ, 1898-1900: Автобиография, ч. 1-2, СПБ, 1914.

Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 2; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Haberlin P., H. Spencer's Grundlagen der Philosophic, Lpz., 1908; Duncan D., The life and letters of H. Spencer, N. Y., 1908; Schwarze K., H. Spencer, Lpz., 1909; Taylor A. E., Herbert Spencer, N. Y., 1928: Runmey J., H. Spencer's sociology, L., 1934; Peel J., H. Spencer. The evolution of a sociologist, N. Y., 1971.

И. С. Нарский.

II Спе́нсер (Spenser)

Эдмунд (около 1552, Лондон, - 13 или 16.1.1599, там же), английский поэт. Учился в Кембриджском университете; магистр. «Календарь цастуха» С. (1579) - Пастораль из 12 эклог, каждая из которых связана с одним из месяцев года. Традиционная аллегория служит у С. и целям сатиры - «Возвращение Колина Клаута» (1591, опубл. 1595), басня «Сказка матушки Хабард» (1591). Лирика С. представлена гимнами (1596), циклом сонетов «Аморетти» (1591-95).

Самое крупное произведение С. - незаконченная аллегорическая поэма «Королева фей» (1590-96), проникнутая гуманистическими устремлениями. С. обращается к Артуровским легендам (См. Артуровские легенды), развивает традиции античного эпоса и поэм итал. Возрождения. Аллегории С. охватывают придворную жизнь, политику. Создавая волшебный мир, он наделяет своих персонажей чертами живых людей, его поэзия по-своему реалистична. Английское стихосложение С. обогатил т. н. спенсеровой строфой (См. Спенсерова строфа).

Соч.: Works, v. 1-8, Bait., 1932-47; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Эпоха Возрождения, сост. Б. И. Пуришев, 3 изд., М., 1947.

Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 1, М. - Л., 1943; Renwick W. L., E. Spenser, L., [1964]; Spenser. The critical heritage. Ed. by R. М. Cummings, L.,[1971]; Atkinson D. F., E. Spenser. A bibliography supplement, N. Y., 1967.

М. А. Нерсесова.

Э. Спенсер.

Э. Спенсер.

Э. Спенсер. «Королева фей». Иллюстрация Т. Робинсона.

Э. Спенсер. «Королева фей». Иллюстрация Т. Робинсона.

III Спе́нсер (Spencer)

залив Индийского океана у южного берега Австралии, между полуостровами Эйр и Йорк. Берега преимущественно низкие, слабо изрезанные. Вдаётся в сушу на 339 км, ширина у входа около 80 км. глубиной до 64 м. Приливы неправильные суточные, их величина до 3,6 м. Основной порт - Порт-Пири. Назван по имени английского морского министра Дж. Дж. Спенсера (G. J. Spencer).

В начало энциклопедии