Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Расин

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Расин

I Раси́н (Racine)

Жан (21.12.1639, Ферте-Милон, графство Валуа, ныне департамент Эн, - 21.4.1699, Париж), французский драматург, член Французской академии (1673). Сын чиновника. Отойдя от янсенистов (см. Янсенизм), в школах которых получил образование, сочинил оды, был приближен ко двору. Ранняя трагедия «Фиваида, или Братья-враги» (пост. и изд. в 1664). Единственная комедия Р. «Сутяги» (пост. 1668, изд. 1669) высмеивает французский суд. Новую страницу в историю французской драматургии и театра вписала трагедия «Андромаха» (пост. 1667, изд. 1668). Выступив после П. Корнеля, Р. создал классицистскую трагедию любовных страстей, выдвинувшую на первый план нравственную проблематику и отличавшуюся проникновенным изображением страдающего человека.

Тонкий и точный психологизм раскрывает драму внутренне раздвоенной личности, мятущейся между долгом и страстью, любовью и ненавистью. Наиболее глубоко и поэтично рисует Р. душевный мир женщин - ведущих персонажей его произведений.

Трагедии поэта строятся естественно и просто, подчиняясь внутренней логике чувств героев. Поэтому характеры и слово приобретают у Р. особенно большое значение, тогда как внешнее действие сводится почти на нет и легко укладывается в рамки трёх единств. В то же время эта строго организованная форма предельно насыщена бушующими в её рамках страстями, ослепляющими человека, превращающими его, вопреки собственной воле и разуму, в преступника и тирана, в жертву своей необузданности. Идеальные героини Р., напротив, стойко противостоят слепым страстям и произволу, готовы пожертвовать собой, чтобы сохранить верность нравственному долгу и спасти свою душевную чистоту.

Государство обычно предстаёт у Р. как начало деспотическое, близкое к восточной тирании, под игом которого гибнет всё светлое и добродетельное. Яркая политическая трагедия поэта «Британник» (пост. 1669, изд. 1670) изображает рождение тирана. Дворянская природа абсолютной монархии обнаруживается здесь особенно ясно.

Расиновский идеал самоотречения, выражавший веру поэта в нравственную и общественную необходимость ограничения человеком своих личных стремлений, наиболее явно воплощён в трагедии «Береника» (пост. 1670, изд. 1671), воспевающей отречение всех её героев от страсти. Но и здесь в центре оказываются страдания, которые влечёт за собой исполнение требований государства, а последующие трагедии Р. снова строятся на конфликте между монархическим деспотизмом и его жертвами («Баязет», пост. и изд. 1672; «Митридат», пост. и изд. 1673; «Ифигения в Авлиде», пост. 1674, изд. 1675). В «Федре» (пост. и изд. 1677) Р. с большой силой раскрыл трагедию высоконравственной женщины, ведущей тяжкую борьбу с одолевающей её преступной страстью. Величайшая трагедия поэта свидетельствовала о кризисе расиновского идеала самоотречения и таила в себе предощущение кризиса всего старого миропорядка.

Жизненная правда и сила изображенных Р. страстей и раньше шокировала придворные круги. Особенно возмутила их «Федра». Р. обвинили в безнравственности и провалили первые постановки пьесы. Он прекратил писать для театра. Это было связано и с новым обращением поэта к янсенизму. К драматургии Р. вернулся после 12-летнего перерыва, сочинив трагедию «Эсфирь» (пост. и изд. 1689) для воспитанниц Сен-Сирского монастыря. Поэт взывал к религиозной терпимости. Новый жанр религиозно-политической драмы четко определился в трагедии на библейский сюжет «Гофолия» (пост. 1690, изд. 1691), завершающейся вооруженным восстанием народа против властителя-деспота. Здесь любовная тема полностью вытеснена актуальным общественным содержанием. Предвосхитив просветительскую трагедию 18 в., Р. и в библейских драмах остался верен основным принципам своей поэтики: правдоподобие, экономия художественных средств и др. Благородной простотой отличается и язык Р. Завершают литературную деятельность Р. «Духовные песни» (1694) и «Краткая история Пор-Рояля» (изд. 1742). Крупнейший поэт классицизма, Р. оказал огромное влияние на всех представителей этого направления у себя на родине и за её пределами. Его творчество сохраняло всё своё значение и в годы Великой французской революции.

В конце 18 - начале 19 вв. на русский язык было переведено большинство трагедий Р. Роль Федры стала одной из коронных ролей Е. С. Семеновой. Высоко оценили трагедии Расина А. С. Пушкин и А. И. Герцен. В 1921 в новом переводе В. Я. Брюсова «Федра» была поставлена московским Камерным театром с А. Г. Коонен в главной роли.

Соч.: CEuvres, t. 1-5, Р., 1931; CEuvres complètes. Préface de P. Clarac, P., [1969]; Théâtre complet [Texte établi, avec préf., notices et notes, par M. Rat]. P., 1963; в рус. пер. - Соч., т. 1-2, М. - П., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, предисл. Г. Бояджиева, М. - Л., 1940; Сутяги, Л. - М., 1959.

Лит.: Мокульский С., Расин, Л., 1940; Гриб В. P., Расин, в его книга: Избр. работы, М., 1956; Шафаренко И., Ж. Расин, в книга : Писатели Франции, М. , 1964; Lemaître J., Jean Racine, P., [1908]; Vossler K., J. Racine, Münch., 1926; Momet D., J. Racine, P., 1944; Bonzon A., La nouvelle critique et Racine, P., 1970; Eigeldinger M., La mythologie solaire dans l'oeuvre de Racine, Gen., 1970; Roubine J. J., Lectures de Racine, P., [1971]; Turnell M., J. Racine-dramatist, L., [1972] (лит.); Pocock G., Corneille and Racine. Problems of tragic form, L. - N. Y., 1973 (лит.).

И. Л. Финкельштейн.

Ж. Расин.

Ж. Расин.

Ж. Расин. «Сочинения». Фронтиспис. Амстердам. 1709.

Ж. Расин. «Сочинения». Фронтиспис. Амстердам. 1709.

Ж. Расин. Сцена из спектакля «Митридат». Театр «Комеди Франсез». 1952.

Ж. Расин. Сцена из спектакля «Митридат». Театр «Комеди Франсез». 1952.

II Раси́н (Racine)

город на С. США, в штате Висконсин. 94 тыс. жителей (1974), с пригородами 175 тыс. жителей. Порт на западном берегу озера Мичиган. В промышленности занято 27 тыс. чел. (1973). С.-х. машиностроение, обработка чёрных и цветных металлов, производство частей для автомобилей, бытовых приборов. Пищевая, обувная промышленность.

В начало энциклопедии