Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Реактивное топливо

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Реактивное топливо

Реактивное топливо - топливо для авиационных реактивных двигателей (См. Реактивный двигатель). В качестве Р. т. наибольшее применение нашли керосиновые фракции, получаемые прямой перегонкой из малосернистых (например, отечественное топливо марки Т-1) и сернистых (ТС-1) нефтей. Для производства топлив, обладающих повышенной термической стабильностью (например, отечественное топливо РТ, зарубежные А, А-1, В), фракции прямой перегонки подвергают гидроочистке (См. Гидроочистка). В производстве Р. т. используются также компоненты гидрокрекинга и демеркаптанизации.

Основные физико-химические показатели реактивного топлива, выпускаемого в СССР

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Показатель                                               | Сорт топлива                                                                                       |

|                                                                 |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

|                                                                 | Т-1                      | ТС-1                    | термостабильные                       |

|                                                                 |                            |                            |---------------------------------------------------|

|                                                                 |                            |                            | РТ                    | Т-6                  |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Плотность (кг/м3) при 20 °С, не менее       | 800                      | 775                      | 775                   | 840                 |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Фракционный состав:                                |                            |                            |                          |                        |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 10% перегоняется при температуре (°С),  | 175                      | 165                      | 175                   | 195                 |

| не выше                                                   |                            |                            |                          |                        |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| 98% перегоняется при температуре (°С),  | 280                      | 250                      | 280                   | 315                 |

| не выше                                                   |                            |                            |                          |                        |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Теплота сгорания низшая, кдж/кг              | 43050 (10250)      | 43050 (10250)      | 43260 (10300)    | 43260 (10300)  |

|                                                                 |                            |                            |                          |                        |

| (ккал/кг),                                                   |                            |                            |                          |                        |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Температура начала кристаллизации (°С), | -60                    | -60                    | -60                  | -60                |

| не выше                                                   |                            |                            |                          |                        |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Общее содержание серы (%), не более     | 0,10                     | 0,25                     | 0,10                  | 0,05                |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Содержание меркаптановой серы (%), не  | -                        | 0,005                   | 0,001                 | -                   |

| более                                                       |                            |                            |                          |                        |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Важнейшими показателями Р. т. являются плотность и теплота сгорания (см. табл.), определяющие дальность полёта. Р. т. должно иметь высокую термическую стабильность, особенно если оно применяется на сверхзвуковых самолётах, в баках которых топливо может нагреваться до 150-200 °С и выше. Высокая термическая стабильность достигается очисткой топлива от неуглеводородных примесей (сернистых, азотистых, кислородных соединений), например путём обработки водородом (см. Очистка нефтепродуктов). При этом одновременно обеспечивается и низкая коррозионная агрессивность Р. т. К очищенным сортам топлива для повышения их стабильности при хранении добавляются Антиокислители (до 24 мг/л) и деактиваторы металлов (6 мл/л). В Р. т. содержится растворённая вода (до 0,008-0,01% при обычных температурах), которая при изменении условий может выделяться из топлива и вызывать электрохимическую коррозию топливной аппаратуры, а также образовывать кристаллы льда. Поэтому в Р. т. вводятся ингибиторы коррозии (см. Ингибиторы химические) (10-45 мг/л) и антиобледенительные присадки (0,1-0,3 объёмного %); добавляются также Присадки, предотвращающие накопление статического электричества и повышающие противоизносные свойства топлив.

Лит.: Нефтепродукты, под ред. Б. В, Лосикова, М., 1966; Зрелов В. Н., Пискунов В. А., Реактивные двигатели и топливо, М., 1968; Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова, Б. В. Лосикова, М., 1971.

И. В. Рожков.

В начало энциклопедии