Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Налбандян Микаэл

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Налбандян Микаэл

Налбандян Микаэл (Налбандов Михаил Лазаревич) [2(14).11.1829, Н. Нахичевань, ныне район Ростова-на-Дону, ‒ 31.3(12.4).1866, г. Камышин], армянский писатель, философ, революционный демократ, утопический социалист. Сын ремесленника-кустаря. В 1855‒58 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858‒60 сотрудничал в московском арм. журнале «Юсисапайл» («Северное сияние»). В годы революционной ситуации в России 1859‒61 Н. под влиянием пропаганды «Колокола» и «Современника» первым из арм. писателей перешёл на позиции революционного демократизма. В 1860‒62 совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Зап. Европы. В Константинополе создал вокруг арм. журнала «Мегу» («Пчела») тайное революционное общество «Партия молодых». В Лондоне сблизился с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, М. А. Бакуниным, а также с Н. А. Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания «Что нужно народу?» (программа будущей «Земли и воли»). В памфлете «Две строки» (1861) провозгласил своё политическое кредо ‒ посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде «Земледелие как верный путь» (1862) Н. подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформ. России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию арестован и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862), судился по «процессу 32-х», в ноябре 1865, больной туберкулёзом, выслан в Камышин.

Н. был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Н. ‒ важный этап в истории арм. общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы арм. народа в России и за рубежом с рус. освободительным движением.

Н. ‒ зачинатель критического реализма в арм. литературе, автор романов «Одному ‒ слово, другому ‒ невесту» (1858), «Вопрошение мёртвых» (1859, неокончен), «Дневник» (1858‒60). В крепости создал антирелигиозную поэму «Похождение праотца» (1864, опубликована 1903). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Н., проникнутая пафосом борьбы за свободу. Н. заложил основы арм. реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах: «Слово об армянской письменности» (1854‒55, опубликовано 1895), «Критика» (1858), «Национальный театр в Константинополе» (1861) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового арм. литературного языка (ашхарабар) взамен мёртвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и мракобесов. Переводил стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Г. Гейне и др.

Соч. в рус. пер.: Избр. соч., Ер., 1941; Избр. философские и общественно-политические произведения, М., 1954; Стихотворения, М., 1967; Соч., т. 1‒2, Ер., 1968‒70.

Лит.: Мясникян А. Ф., Избр. произведения, Ер., 1965; Шаумян С., Литературно-критические статьи, 2 изд., М., 1955; Хачатрян А. Б., Мировоззрение М. Л. Налбандяна, «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1962, № 171, с. 3‒328; Гуланян Х. Г., Микаэл Налбандян, М., 1955; Даронян С., М. Налбандян, М., 1963; его же, М. Налбандян и русские революционные демократы, М., 1967.

С. К. Даронян.

В начало энциклопедии