Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Лесозаготовительное оборудование

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Лесозаготовительное оборудование

Лесозаготовительное оборудование - машины, механизмы, вспомогательные сооружения и устройства, предназначенные для выполнения производственных операций на лесозаготовках (См. Лесозаготовки). К Л. о. относятся моторные инструменты; транспортные средства; станки, агрегаты и полуавтоматические линии для первичной обработки древесины (обрубки сучьев, раскряжёвки и разделки хлыстов, окорки сортиментов, раскола чураков и др.); подъёмно-транспортные машины и устройства. Различают следующие виды моторных инструментов: бензиномоторные и электромоторные пилы - для валки леса (См. Валка леса), обрезки толстых сучьев, раскряжёвки хлыстов и поперечного пиления брёвен; бензиномоторные и электромоторные ручные сучкорезки; инструменты, созданные на базе пил и сучкорезок, - валочные клинья и домкраты, кусторезы, окорочники, мотосвёрла, снегоочистители, насосы, мотолебёдки и т.д. На лесозаготовках наиболее распространены пилы с бензиновыми двигателями (см. табл. 1), ежегодная потребность в таких пилах для СССР составляет 180-200 тыс. штук.

Табл. 1. - Краткие технические данные некоторых моторных пил, выпускаемых в СССР

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|                                               | Бензиномоторные пилы                                                  | Электромоторные пилы                             |

| Технические данные               |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |

|                                               | «Дружба-60»     | «Дружба-4»    | МП-5 «Урал»                | ЭП-К5                 | ЭП-К6          | ЭПЧ-3    |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Годы выпуска                         | 1960-1962       | с 1963            | с 1969                          | 1949-1957         | с 1958          | с 1970    |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Мощность двигателя, квт        | 2,6                    | 3                    | 4                                  | 1,5                      | 1,7               | 3            |

|----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Масса (для бензиномоторных  |                         |                       |                                     |                            |                     |               |

| пил в незаправленном             | 11,3                  | 12,4                | 11,6                             | 9                         | 9,3               | 9,5         |

| состоянии), кг                         |                         |                       |                                     |                            |                     |               |

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Транспортные средства подразделяются на первичный транспорт, служащий для трелёвки (подвозки) заготовляемой древесины от места повала деревьев (лесосеки (См. Лесосека)) до погрузочных пунктов у лесовозных дорог (См. Лесовозные дороги), и транспорт, применяемый для перевозки леса по лесовозным дорогам. Для первичной транспортировки используют трелёвочные тракторы, оборудованные погрузочными щитами, тяговыми лебёдками и прицепными приспособлениями (чекерами). В СССР первый специальный гусеничный трелёвочный трактор КТ-12 был создан в конце 40-х гг. В последующие годы были созданы более мощные и совершенные трелёвочные тракторы (см. табл. 2).

Табл. 2. - Краткие технические данные трелёвочных тракторов, выпускаемых в СССР

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

| Технические данные        | КТ-12        | ТДТ-40         | ТДТ-40М         | ТДТ-55      | ТДТ-60      | ТДТ-75      | ТТ-4        |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Годы выпуска                   | 1947-       | 1956-1961  | с 1961            | с 1965       | 1958-       | с 1962       | с 1973     |

|                                         | 1956          |                    |                       |                  | 1962          |                  |                |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Мощность, квт                 | 26             | 31,5             | 37,5                | 44,5           | 45             | 56             | 81           |

|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Масса, т                           | 5,6            | 6,5               | 6,5                  | 8,7            | 10,5           | 10,5           | 12,5         |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Колёсные тракторы более манёвренны, скорости передвижения их выше. На базе серийных колёсных тракторов (тягачей) общего назначения созданы их транспортно-трелёвочные модификации К-703 и Т-157. Для устранения ручной прицепки и отцепки при трелёвке тракторы вместо чекеров оснащаются гидромеханическими устройствами. Например, гидроманипуляторами оснащены тракторы ТБ-1 и ЛП-11-1 (на базе тракторов ТДТ-55 и ТТ-4), а гидрозахватами - колёсные тракторы-подборщики Т-157. Для транспорта в горных и заболоченных лесах применяют канатные установки с приводом от трелёвочных лебёдок ЛЛ-12, ЛЛ-14, ЛЛ-8. Для первичного транспорта используют также агрегатные лесозаготовительные машины, например валочно-трелёвочные машины (См. Валочно-трелёвочная машина) ВТМ-4 и валочно-пакетирующие ЛП-2 (см. Лесосечные работы).

Оборудование для первичной обработки древесины подразделяется на передвижное и стационарное. Передвижное оборудование обычно устанавливается на лесосеках или на временных лесных складах (См. Лесной склад). К нему относятся агрегаты ЛО-25 для очистки стволов деревьев от сучьев и передвижные сучкорезные машины СМ-2 и СМ-55. В отдельных случаях применяют раскряжёвочные и окорочные машины, а также оборудование для производства технологической щепы. Стационарное оборудование используют на постоянно действующих лесных складах. Для очистки древесных стволов от сучьев служат полуавтоматические агрегаты ПСЛ-2М и установки для групповой очистки МСГ-2, обрабатывающие соответственно 20-25 и 100-125 м3 древесины в 1 ч. Раскряжёвка и разделка хлыстов осуществляются на полуавтоматических линиях с продольной подачей хлыстов ПЛХ-ЗАС и ЛО-15С производительностью 25-30 м3/ч. Для расколки чураков на 2 части применяют колун КЦ-7, на 2 или 4 - гидроколун ГК-2, на 2, 4 или 6 частей одновременно - гидроколун ЛО-46. Сортировка и транспортировка сортиментов производятся продольными цепными транспортёрами с полуавтоматическими сбрасывающими устройствами. Для окорки брёвен применяются окорочные станки ОК-36, ОК-63, ОК-40Б, ЛО-23.

Лесозаготовительные предприятия оснащаются специализированным оборудованием: лесопильными рамами (См. Лесопильная рама), шпалорезными станками (См. Шпалорезный станок), различными деревообрабатывающими станками (См. Деревообрабатывающий станок), дробилками, оборудованием для производства древесноволокнистых и древесностружечных плит.

Для штабелевки и погрузки древесины в лесозаготовительном процессе используются лесопогрузочные машины (См. Лесопогрузочная машина), Штабелёры.

Для нормальной и эффективной эксплуатации Л. о. строятся вспомогательные сооружения и устройства - эстакады, подкрановые и подъездные пути, площадки и т.д. Для технического обслуживания и ремонта машин в лесных условиях используют передвижные боксы - профилактории, ремонтные мастерские, заправочные и подогревающие установки. Для ремонта машин в стационарных условиях строят ремонтно-механические мастерские с набором типового станочного и др. ремонтного оборудования.

Д. К. Воевода, В. И. Алябьев.

В начало энциклопедии