Большая советская энциклопедия (БСЭ)
О'Нил Юджин

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

О'Нил Юджин

О▓Нил (O▓Neill) Юджин (16.10.1888, Нью-Йорк, ‒ 27.11.1953, Бостон), американский драматург. Обучался в католической школе и колледже, в 1906 поступил в Принстонский университет (не закончил). Работал матросом, был репортёром в провинциальной газете. В 1914 изучал драматическое искусство в Гарвардском университете. Литературную деятельность начал стихами. Первые драматургические опыты O▓H. (сборник «Жажда и другие одноактные пьесы», 1914) были поставлены на сцене экспериментального театра в Провинстауне. Психологическая пьеса «За горизонтом» (1920, пост. 1920; Пулицеровская премия) ставит проблему трагического разлада мечты и действительности. Написал экспрессионистичные по манере пьесы: «Косматая обезьяна» (1922, рус. пер. 1925) ‒ об обесчеловечивании личности в капиталистическом обществе; «Крылья даны всем детям человеческим» (1924, пост. 1924, рус. пер. под названием «Негр», 1930) психологическая драма, одна из первых в США ставящая расовые проблемы; «Страсти под вязами» (1925, пост. 1925; рус. пер. 1927) ‒ вариант классической трагедии собственности; «Марко-миллионщик» (1927, пост. 1928) ‒ критика буржуазной цивилизации, и др. В эти годы пьесы O▓H. ставились в СССР. К конце 20-х гг. в творчестве O▓H. наметился кризис (пьеса «Странная интерлюдия», 1928, отмеченная интересом O▓H. к психоанализу З. Фрейда). К поздним пьесам O▓H. относятся: «Динамо» (1929), «Дни без конца» (1934), «Разносчик льда грядет» (1939, опубликована в 1946). С 1934 O▓H. работал над драматической сагой ‒ «Сказание о собственниках, обокравших самих себя» (по замыслу ‒ 11 пьес), которая должна была охватить жизнь Америки в 1775‒1932. За несколько месяцев до смерти O▓H. уничтожил рукописи 6 пьес из «Сказания...». Из автобиографических пьес особенно важны «Луна для пасынков судьбы» (1942, опубликована в 1945, пост. 1957), «Долгий день уходит в полночь» (1941, пост. 1956). Для драматургической манеры O▓H. характерно сочетание реализма с натурализмом и экспрессионизмом. Нобелевская премия (1936).

Соч.: The plays, v. 1‒3, N. Y., 1934; Ah, Wilderness!..., [Harmondsworth, 1966]; в рус. пер. ‒ Золото, М., 1928; Пьесы, т. 1‒2, [М., 1971].

Лит.: Старцев А., Неизвестная пьеса Ю. О▓Нила, «Иностранная литература», 1956, № 11; Злобин Г., Люди, обокравшие самих себя, там же, 1965, № 7; Gelb A. and Gelb В., O▓Neill, N. Y., [1962]; Sheaffer L., O▓Neill, son and playwright, Boston ‒ Toronto, [1968]: Törnqvist E., A drama of souls, New Haven ‒ L., 1969.

Е. Ю. Гениева.

В начало энциклопедии