Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Иллюзионизм

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Иллюзионизм

I Иллюзиони́зм (франц. illusionisme, от лат. illusio - обман, насмешка)

имитация видимого мира в произведениях изобразительного искусства, создание впечатления реально существующих предметов и пространства. И. предполагает зрительное стирание грани между условным миром изображения и реальной действительностью, их перетекание, активное взаимодействие, зрительную подмену или кажущееся уничтожение вещественного материала (из которого состоит само произведение), плоскости стены или картины. И. появляется в античной живописи, играет заметную роль в искусстве Возрождения, становится одним из главных принципов монументально-декоративного искусства Барокко (в интерьере стиля барокко конкретное архитектурное пространство сливается с устремляющимся в бесконечность иллюзорным живописным пространством); И. встречается и в станковом искусстве (например, живописные, реже - графические натюрморты-«обманки» 18 в., акварели Ф. П. Толстого в России).

П. Г. Богомолов. «Книги». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

П. Г. Богомолов. «Книги». 1737. Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва.

II Иллюзиони́зм

вид циркового и эстрадного искусства. Основывается на использовании специальных аппаратов - ящиков с двойным дном, оптических приборов и др., а также на манипуляции, т. е. ловкости рук (прежде всего кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается появления и исчезновения предметов, людей, «чудесных превращений». В И. широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения.

Начало И. относится к древности, когда иллюзионные приёмы использовались жрецами. В 17-18 вв. на ярмарках появились механики, показывавшие «чудеса», основанные на применении различных механизмов. В 19 в. в Париже выступал Г. Гудини, разработавший принципы многих применяющихся и ныне иллюзионных аппаратов. В 20 в. иллюзионисты стремятся создавать большие ревю, построенные на сложных трюках и эффектах, театрализуют выступления, вводят в них комические элементы. Среди наиболее известных зарубежных иллюзионистов: Ж. Ж. Пинетти, Дж. Б. Боско (Италия), Р. Кефало, Данте, Тафт (США), А. и К. Герман (Германия), П. Ч. Соркар (Индия), Ж. Э. Робер-Уден (Франция), Каланг (ФРГ) и др. Советские иллюзионисты: Э. Т. Кио (Ренард) и его сыновья Э. Э. и И. Э. Кио, Алли-Вад (А. А. Вадимов-Маркелов), Клео Доротти (К. Г. Карасик), М. А. Марчес, А. С. Шаг, Ван Тентау, А. Г. и Р.М. Сокол и др.

Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; его же. Иллюзионисты и «волшебники», М., 1959; Вадимов А., Искусство фокуса, М., 1959; Вадимов А. А. и Тривас А. А., От магов древности до иллюзионистов наших дней. Очерки истории иллюзионного искусства, [М., 1966].

Ю. А. Дмитриев.

В начало энциклопедии