Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Змей воздушный

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Змей воздушный

Змей воздушный - привязной летательный аппарат, который поддерживается в воздухе давлением ветра на его поверхность, поставленную под некоторым углом к направлению движения ветра и удерживаемую леером с земли. Основные конструктивные элементы З. в. (рис. 1): натянутая на жёсткий каркас поддерживающая (аэродинамическая) поверхность из материи или бумаги; наматываемый на лебёдку или катушку леер (пеньковая верёвка, стальной трос, прочная нить); уздечка для крепления к З. в. леера и органы устойчивости. Продольная устойчивость обеспечивается хвостом или формой аэродинамической поверхности, поперечная - килевыми плоскостями, устанавливаемыми параллельно привязному канату, или изогнутостью и симметричностью аэродинамической поверхности. Устойчивость полёта З. в. зависит также от положения центра тяжести змея.

В полёте на З. в. действуют сила его тяжести Р, сила давления ветра на его поверхность R, векторная сумма которых составляет силу тяги T̅', и сила натяжения нити T̅ (см. рис. 1). В положении равновесия сила тяги T̅' уравновешивается силой натяжения нити T̅, и сумма моментов сил Змей воздушныйи Большая советская энциклопедия (БСЭ) Змей воздушный (относительно узла Е З. в.) равна нулю.

По форме и устройству аэродинамических поверхностей различают З. в. одноплоскостные (рис. 2), многоплоскостные - этажерочные, коробчатые и многоячеечные из отдельных ячеек в форме тетраэдров или параллелепипедов - и составные, или групповые, состоящие из группы З. в. (т. н. змейковый поезд), соединённых в одну гибкую систему. В конце 19 - начале 20 вв. З. в. применяли для метеорологических исследований верхних слоев атмосферы, фотографирования местности, в спортивных целях и т.д. С развитием воздухоплавательных и авиационных летательных аппаратов З. в. стали применять исключительно в спортивных целях.

Н. Ф. Логинов.

Рис. 1. Схема устройства воздушного змея и действующих на него сил: AB - аэродинамическая поверхность; α - угол атаки; Е - узел, или точка привязи леера к уздечке; EA и ED - путы, образующие уздечку; g - центр тяжести; С - центр парусности; О - полюс (центр приложения сил); V - скорость ветра.

Рис. 1. Схема устройства воздушного змея и действующих на него сил: AB - аэродинамическая поверхность; α - угол атаки; Е - узел, или точка привязи леера к уздечке; EA и ED - путы, образующие уздечку; g - центр тяжести; С - центр парусности; О - полюс (центр приложения сил); V - скорость ветра.

Рис. 2. Одноплоскостной прямоугольный воздушный змей: 1 - аэродинамическая поверхность; 2 - леер; 4 - крестообразный каркас; 5 - хвост; 6 - нить, придающая изогнутость поверхности.

Рис. 2. Одноплоскостной прямоугольный воздушный змей: 1 - аэродинамическая поверхность; 2 - леер; 4 - крестообразный каркас; 5 - хвост; 6 - нить, придающая изогнутость поверхности.

В начало энциклопедии