Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Радиопромышленность

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Радиопромышленность

Радиопромышленность - отрасль машиностроения, производящая оборудование и аппаратуру для средств телефонной, телеграфной и радиосвязи, средств радиовещания (См. Радиовещание) и телевидения (См. Телевидение), радиолокации (См. Радиолокация), радионавигации (См. Радионавигация), систем радиоуправления летательными аппаратами и др. (см. Радиотехника). Развитие Р. в значительной мере способствует техническому прогрессу во всех областях народного хозяйства, науки и техники, укреплению обороноспособности государства.

В дореволюционной России Р. имела низкий уровень развития; большая часть необходимой радиоаппаратуры покупалась за границей.

В СССР в первые годы Советской власти была разработана программа создания современной отечественной Р. Одним из первых декретов Советского правительства был декрет «О централизации радиотехнического дела». В 1918 в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) создана Нижегородская радиолаборатория - первая советская радиотехническая научно-исследовательская организация, где по инициативе В. И. Ленина была изготовлена радиоаппаратура для первой мощной радиотелефонной станции в Москве.

Наиболее интенсивными темпами Р. развивалась в 30-е гг. в связи с производством и совершенствованием сверхвысоких частот техники (См. Сверхвысоких частот техника) и высокочувствительных фототелеграфных приборов (см. Фототелеграфия). Были построены новые и расширены старые радиотехнические предприятия, освоено серийное производство многих новых видов радиоаппаратуры, в том числе и радиотоваров народного потребления. В послевоенные годы Р. продолжала развиваться опережающими темпами по сравнению с др. отраслями промышленности страны. С 50-х гг. в связи с массовым внедрением полупроводников в производство в Р. осуществлялся переход от «первого поколения» радиоаппаратуры (на основе электровакуумных приборов) ко «второму» (на полупроводниковых приборах), а затем с 60-х гг. и к «третьему поколению» (на интегральных схемах).

Основные особенности современной Р.: развитие большого количества взаимосвязанных научно-технических направлений, ускоренное обновление выпускаемой продукции, переход от производства отдельных изделий к созданию сложных комплексов и систем, объединяющих в одно целое множество разнообразной аппаратуры, приборов и устройств (единой автоматизированной системы связи страны, единой системы спутниковой связи, единой системы управления воздушным движением, автоматизированных систем управления). Р. насчитывает большое число промышленных предприятий и объединений, научно-исследовательских и конструкторских организаций (завод «ВЭФ» в Риге, производственные объединения «Красная заря» и им. Козицкого в Ленинграде, производственные объединения им. Попова в Риге, «Электрон» во Львове и многие др.). Радиоаппаратура широко применяется во всех областях народного хозяйства, науки и техники, культуры и просвещения. С помощью средств радиоэлектроники осуществляется надёжная связь с отдалёнными районами страны, автоматизируются производственно-технологические процессы, управляются космические корабли, исследуются др. планеты. Посредством отечественной радиоаппаратуры проводились корректировка траектории и приём сигналов первых искусственных спутников Земли (См. Искусственные Спутники Земли), получены изображения обратной стороны Луны, велась телевизионная передача первого выхода человека в космос, осуществлялась мягкая посадка космических станций на Луне, Венере и Марсе, передача информации с этих планет. На предприятиях Р. СССР создана аппаратура для спутников связи «Молния» и приёмных телевизионных пунктов системы «Орбита», а также оборудование для телецентров.

Быстрыми темпами растет производство бытовых радиоизделий: радиоприёмников (в т. ч. транзисторных), телевизоров (в т. ч. с цветным изображением), радиол, магнитол и т.д. (см. табл. 1).

Табл. 1. - Производство радиоприёмников и телевизоров в СССР

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|                                                        | 1940             | 1950             | 1960             | 1974              |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Радиоприёмники и радиолы             | 160               | 1072             | 4165             | 8753              |

| широковещательные, тыс. шт.         |                     |                     |                     |                      |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Телевизоры широковещательные,   | 0,3               | 11,9              | 1726             | 6570              |

| тыс. шт.                                          |                     |                     |                     |                      |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В сферу Р. входит разработка технической политики, совершенствование конструкционных схем и др. видов продукции, предназначенной для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (Магнитофоны, электрофоны и др.).

В результате роста производства продукции Р. и увеличения доходов населения расширяется объём продаж радиотоваров и повышается обеспеченность населения радио- и телеаппаратурой (см. табл. 2).

Табл. 2. - Объём продаж важнейших радиотоваров и обеспеченность населения СССР радио- и телеаппаратами

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|                                                               | 1960           | 1965            | 1970            | 1974           |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Общий объём продаж радиотоваров       |                   |                    |                    |                   |

| через государственную и                       |                   |                    |                    |                   |

| кооперативную торговлю (в городской и |                   |                    |                    |                   |

| сельской местности; в целом за год),     |                   |                    |                    |                   |

| тыс. шт.                                                 |                   |                    |                    |                   |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| радиоприёмники и радиолы                    | 4179           | 4980            | 5870            | 6556           |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| телевизоры                                            | 1488           | 3338            | 5580            | 6044           |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Обеспеченность населения радио- и      |                   |                    |                    |                   |

| телеаппаратами (на конец года), шт.       |                   |                    |                    |                   |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| в среднем на 100 семей:                        | 46              | 59               | 72               | 77               |

| радиоприёмники и радиолы                    |                   |                    |                    |                   |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| телевизоры                                            | 8                | 24               | 51               | 71               |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| в среднем на 1000 жителей:                   | 129            | 165              | 199             | 223             |

| радиоприёмники и радиолы                    |                   |                    |                    |                   |

|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| телевизоры                                            | 22              | 68               | 143             | 207             |

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Табл. 3. - Производство радиоприёмников и телевизоров в развитых капиталистических странах (1973), тыс. шт.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

|                                     | США           | Япония      | ФРГ           | Великобритания  | Франция     |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Радиоприёмники*          | 22250         | 28300        | 5750           | 1350                    | 3450           |

|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

| Телевизоры                  | 15000         | 14416        | 3800           | 3280                    | 1630           |

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Включая радиолы и автомобильные радиоприёмники.

Р. успешно развивается в зарубежных социалистических странах (ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР и др.), с которыми СССР осуществляет тесное сотрудничество в этой области в процессе социалистической экономической интеграции. Производство радиоприёмников составило в странах - членах СЭВ (тыс. шт.): в 1973 в НРБ - 71, ВНР - 199, ГДР - 983; в 1974 в ПНР - 1419, СРР - 602, ЧССР - 198; телевизоров (бытовых) (тыс. шт.): в 1973 в НРБ - 74, ГДР - 454; в 1974 в ВНР - 395, ПНР - 896, СРР - 451, ЧССР - 409.

В капиталистических странах Р. отличается высокой степенью монополизации. В США производство радиоаппаратуры контролируется компанией «Рейдио корпорейшен оф Америка» (Radio Corporation of America, RCA), тесно связанной с концернами «Дженерал электрик» (General Electric) и «ИТТ» (International Telephone and Telegraph), в Японии - концернами «Сони», «Нэшонал», «Хитати», в Западной Европе - концернами «Филипс» (Philips, Нидерланды), «АЭГ-Телефункен» (AEG-Telefunken, ФРГ), «Сименс» (Siemens, ФРГ) и др. Созданный на основе монополистических соглашений о разделе мировых рынков и обмене патентами, международный картель охватывает почти всю Р. капиталистических стран. Значительно возрос выпуск радиоаппаратуры в годы 2-й мировой войны 1939-45. В это же время началось серийное производство радиолокационной аппаратуры. В послевоенные годы высокими темпами Р. развивалась в ведущих капиталистических странах, особенно в Японии, которая по общему объёму производства радиоаппаратуры вышла на второе место в мире после США (см. табл. 3).

П. В. Козлов.

В начало энциклопедии