Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Хольбейн

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Хольбейн

Гольбейн (Holbein), семья немецких живописцев и графиков 15-16 вв.

Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, - 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге; св. Екатерины, 1512, Городская галерея, Аугсбург) преобладает стилистика позднеготической живописи; им свойственны экспрессивные динамичные композиционные построения, чаще всего - резкие цветовые соотношения. С конца 1500-х гг. в его произведениях (алтарь св. Себастьяна, 1515-16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо).

Ханс Х. Младший (около 1497-1498, Аугсбург, - между 7.10 и 29.11.1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Учился у отца. В 1515-26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина «Мёртвый Христос», 1521, Публичное художественное собрание, Базель; классически уравновешенный образ «Мадонна бургомистра Мейера», 1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов - черты сдержанной духовной силы («Эразм Роттердамский», 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). В 1524-26 исполнил серию рисунков «Образы смерти» (известна под название «Пляска смерти», изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах («Астроном Николас Кратцер» и др.) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке («Т. Мор», серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др.). В 1528-32 - снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера, см. илл.). В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.; выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи «Стального двора» в Лондоне, 1541-43, не сохранились, и др.). В историю искусства Ханс Х. Младший вошёл главным образом как автор портретов, знаменующих одну из вершин художественной культуры Возрождения.

Лит.: [Немилов А.], Г. Гольбейн Младший. [Альбом], М. - Л.. 1962; Либман М. Я., Дюрер и его эпоха, М., 1972, с. 173-87; Schmid H. A., Hans Holbein der Jüngere..., Bd 1-3, Basel, 1945-48; Pinder W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 - Holbein der Jüngere und das Ende der altdeutschen Kunst, Köln, [1951]; Lieb N., Stange A., Hans Holbein der Altere, [B.], 1960.

Хольбейн. «Французские послы Ж. Де Динтевиль и Ж. Де Сельв». 1533. Национальная галерея. Лондон.

Хольбейн. «Французские послы Ж. Де Динтевиль и Ж. Де Сельв». 1533. Национальная галерея. Лондон.

Хольбейн. «Уорем, архиепископ Кентерберийский». 1527. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Уорем, архиепископ Кентерберийский». 1527. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Г. Паркер». Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Г. Паркер». Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Фитцуильям, граф Саутхемптонский» Ок. 1542. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Фитцуильям, граф Саутхемптонский» Ок. 1542. Рисунки черным и цветными мелками, Королевская библиотека, Виндзор.

Хольбейн. «Землепашец». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Землепашец». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Старик». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Старик». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Епископ». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Епископ». Из серии рисунков «Пляски смерти», 1524-26; изданы как гравюры на дереве в 1538.

Хольбейн. «Мертвый Христос». 1521. Публичное художественное собрание. Базель. Фрагмент.

Хольбейн. «Мертвый Христос». 1521. Публичное художественное собрание. Базель. Фрагмент.

Хольбейн. «Анна Клеве». 1539. Лувр. Париж.

Хольбейн. «Анна Клеве». 1539. Лувр. Париж.

Хольбейн. «Жена и дети художника». Темпера. 1528-29. Публичное художественное собрание. Базель.

Хольбейн. «Жена и дети художника». Темпера. 1528-29. Публичное художественное собрание. Базель.

Хольбейн. «Мадонна бургомистра Мейера». 1525-26. Дворцовый музей. Дармштадт.

Хольбейн. «Мадонна бургомистра Мейера». 1525-26. Дворцовый музей. Дармштадт.

Х. Хольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур. 1536. Художественно-исторический музей. Вена.

Х. Хольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур. 1536. Художественно-исторический музей. Вена.

Титульный лист к «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рис. Х. Хольбейна Младшего. 1528-32.

Титульный лист к «Библии». Ксилография Х. Лютцельбургера по рис. Х. Хольбейна Младшего. 1528-32.

Х. Хольбейн Младший. Автопортрет. Рисунок (серебряный карандаш, уголь, сангина). 1543. Галерея Уффици. Флоренция.

Х. Хольбейн Младший. Автопортрет. Рисунок (серебряный карандаш, уголь, сангина). 1543. Галерея Уффици. Флоренция.

В начало энциклопедии