Русские поэты "Серебряного века"
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

БАЛТРУШАЙТИС, ЮРГИС КАЗИМИРОВИЧ

Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873-1944, Париж) - из литовской крестьянской семьи («Почему жалеют Блудного сына, что он пас свиней? Гусей пасти труднее!» - говорил он по своему опыту); символист брюсовской группы, друг А. Скрябина; угрюмый, лаконичный, мало писал, много переводил. В 1921-1939 гг. - посол Литвы в СССР.

БАЛЬМOНТ, КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Бальмoнт (наст. фам. - Бaльмонт) Константин Дмитриевич (1867- 1942, Париж) из всех символистов первым получил общечитательское признание и первым его утратил («исписался»), сохранив, однако, славу самого «певучего» поэта эпохи. Его заслуга - разработка сверхдлинных размеров (часто с внутренними рифмами) и удлиненных рифмических цепей.

БЕЛЕНСОН, АЛЕКСАНДР ЭММАНУИЛОВИЧ

Беленсон Александр Эммануилович (1895-1949) - подражатель и вульгаризатор М. Кузмина (как в раннем, «легком», так и в позднем, «гностическом» его стиле), издатель альманахов «Стрелец», объединявших символистов, В. Розанова, Кузмина и «гилейцев»-футуристов. В 1930-1940-х годах - автор массовых советских песен (под псевд. А. Лугин).

БЕЛЫЙ, АНДРЕЙ

Белый Андрей (наст. имя - Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934) годами почти не писал стихов, а потом бросался на них со страстью, скоро переходившей в эмоциональный эксперимент, результаты которого он стремился оценить трезво и объективно, с подсчетами и цифрами; так явились его статьи о ритме 4-ст. ямба («Символизм», 1910), ставшие началом современного стиховедения.

БЛОК, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Блок Александр Александрович (1880-1921) вошел в историю стиха как канонизатор дольника и неточной рифмы; то, что у других звучало резким экспериментом, у него стало выглядеть естественно и органично. Последующие опыты более сложных ритмов и полиметрии («Снежная маска» и др.) нашли свое завершение в «Двенадцати».

БОБРОВ, СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ

Бобров Сергей Павлович (1889-1971) начинал как ученик экспериментаторствующего А. Белого, потом возглавил футуристическую группу «Центрифуга» (Н. Асеев, Б. Пастернак), был известен как злой и хлесткий критик, но как поэт и прозаик ценился невысоко («Замечтавшаяся гиря», - иронизировали полемисты). Автор ценных работ по стиховедению.

БОЖИДАР

Божидар (наст. имя - Богдан Петрович Гордеев, 1894-1914; повесился через полтора месяца после начала первой мировой войны) - участник группы «Центрифуга», юный «воин времени» (выражение В. Хлебникова, перед которым Божидар благоговел), был автором стихотворной книжки «Бубен» (1914) и трактата о стихе «Распевочное единство» (посмертно, 1916, с комментарием С. Боброва), написанного своеобразнейшим славянизированным языком.

БОРОДАЕВСКИЙ, ВАЛЕРИАН ВАЛЕРИАНОВИЧ

Бородаевский Валериан Валерианович (1875-1923) был горным инженером (отсюда «о, разумные колеса!»), потом помещиком, умер на советской службе в Курске. Стихи его, тяжелые и напряженные, ориентировались на традицию философской лирики Ф. Тютчева и Е. Баратынского. К первой из двух его книг написал предисловие Вяч. Иванов.

БРЮСОВ, ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - первый сознательный экспериментатор в поэзии начала XX в.; в его ранних сборниках современников раздражала «намеренность, сознательность, хрестоматийность», а среди его последних сборников были «Сны человечества» (не закончено) и «Опыты» - как бы историческая и теоретическая антологии стихотворных форм.

БУНИН, ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953, Париж), хотя и издал свой «Листопад» в символистском «Скорпионе» (1901), демонстративно чуждался декадентства и его формальных поисков. Собственные формальные поиски Бунина интереснее всего в области имитации народных размеров.

БУРЛЮК, ДАВИД ДАВИДОВИЧ

Бурлюк Давид Давидович (1882-1967, Нью-Йорк) - организатор крайне левой группы футуристов «Гилея» (1911-1914), художник по специальности и антрепренер-скандалист по призванию, уделял поэзии лишь малую часть своей бурной энергии; большинство его стихов - короткие бессвязные наборы фраз, многозначительно пронумерованные как «опусы».

Предыдущая страница Следующая страница