Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Врубель Мих. Ал-др.

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Врубель Мих. Ал-др.

ВРУ́БЕЛЬ Мих. Ал-др. (1856-1910) - живописец, график, художн. т-ра, скульптор. В 1864 и 1868-69 посещал Рисовальную школу Об-ва поощрения художеств, в 1874-79 - натурные классы П. П. Чистякова. Учился на юрид. ф-те Петерб. ун-та и одноврем. в АХ (1880-84, не окончил). Брал уроки акварели у И. Е. Репина. К годам учебы в АХ относится знакомство с В. А. Серовым, переросшее в многолетнюю дружбу. В 1884-89 работает в Киеве над восстановлением и созданием росписей Кирилловской ц. 12 в., Владимирского и Софийского соборов. С 1889 - участник Абрамцевского кружка С. И. Мамонтова, с 1891 - рук. абрамцевских керамич. мастерских. На Всемирной выставке в Париже (1900) получил зол. медаль по отд. прикладного иск-ва. В те же годы начинается его активная театр. деят-ность. В. занимает особое место среди художников младшего поколения Рус. частной оп. С. И. Мамонтова. Здесь состоялся его сценич. дебют "Виндзорские кумушки" О. Николаи, (совм. с К. А. Коровиным, 1888, не осущ.). Первая самостоят. работа - эскизы оформления и костюмов к оп.-сказке Э. Гумпердинка "Гензель и Гретель" (1896). Роль Гретель исполняла изв. певица Н. И. Забела, ставшая впоследствии женой художника и гл. персонажем его театр. портретов ("Сирень", "Царевна-лебедь" и др.). Осн. место в декорац. творчестве В. занимают оперы Н. А. Римского-Корсакова "Садко" (1897), "Царская невеста" (1899), "Моцарт и Сальери" (1898), "Сказка о царе Салтане" (1900). В 1889 В. создал эскизы костюмов к трагедии А. С. Пушкина "Каменный гость", поставл. К. С. Алексеевым (Станиславским) в Об-ве иск-ва и лит-ры. В. участвовал в любит. спектаклях в домах П. П. Кончаловского и С. И. Мамонтова не только как художник, но и как актер, постановщик "живых картин". В станковой и монумент. живописи, в своих скульпт. и прикладных работах В. оставался по преимуществу "театральным" художником.

Обратившись к поэме М. Ю. Лермонтова "Демон", В. создал один из самых значит. своих образов, символизирующий борьбу добра и зла в человеч. душе, трагич. ощущение одиночества, - "Демон сидящий", 1890; "Демон поверженный", 1902. Работа над декорациями к операм Н. А. Римского-Корсакова повлияла затем на станковую живопись В. ("Портрет С. И. Мамонтова", 1897 и др.). Обращение к мистич. образам (в т. ч. к рус. сказкам) сближает В. с символизмом, декор. сложность, орнаментальность позволяют сопоставить творчество В. со стилем модерн. Произв. В. подчинены единому цветовому замыслу; ломающийся штрих, "мозаичная" фактура полотна создают необычное пластич. решение образа, придают произведению необычайную эмоц. силу. Символика образов связана с восприятием живых натурных впечатлений и филос. размышлениями о духовном мире человека. Трагич. мотивы усиливаются в последний период творчества (с 1902 В. страдал душевной болезнью, в 1906 ослеп), но рисунки и графич. портреты сохраняют ясность, строгость, обостр. эмоциональность ("В. Я. Брюсов", уголь, сангина, мел, 1906).

Лит.: Врубель: Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976; Коган Д. З. М. А. Врубель. М., 1980; Мих. Врубель: Альбом / Сост. М. Ю. Герман. Л., 1989; Суздалев П. К. Врубель. М., 1991.

М. А. Врубель. Царевна Волхова. 1898

М. А. Врубель. Царевна Волхова. 1898

М. А. Врубель. Автопортрет. 1904

М. А. Врубель. Автопортрет. 1904

В начало словаря