Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Толстой Лев Ник

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Толстой Лев Ник

ТОЛСТО́Й Лев Ник. (1828-1910) - писатель. Род. в старин. дворян. семье, в усадьбе Ясная Поляна. В раннем детстве потерял родителей. Получил дом. образование. Учился на вост. и юрид. ф-тах Казанского ун-та (1844-47), затем ушел из него, жил в Ясной Поляне и Москве. С 1847 начал вести дневник, ставший опытом самонаблюдения и анализа, сыгравший большую роль в подготовке писат. деят-ности (с нек-рыми перерывами дневник велся до последних дней жизни Т.). Из дневниковых записей вырастает незаконч. повесть "История вчерашнего дня" (1850), в к-рой уже намечены нек-рые особенности толстовского худож. метода. В 1851 Т. отправляется на Кавказ, поступает на воен. службу, участвует в боевых действиях против горцев. На Кавказе написана первая часть во многом автобиогр. трилогии "Детство" (1852, первоеопубл. произв. Т.), впоследствии продолженная пов. "Отрочество" (1854) и "Юность" (1855-56). Здесь впервые была высказана мысль о нравственном самоусовершенствовании - этический принцип поведения человека, к-рый определяет содержание дух. жизни его героев и к-рый Т. считал важнейшим принципом собст. поведения. Кавказские впечатления легли в основу повестей и рассказов "Набег", "Рубка леса", "Казаки" (1855-56) и др. В 1854 Т. переводится в Севастополь, участвует в Крымской войне, о к-рой рассказывает в цикле очерков "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае" (оба - 1855), "Севастополь в августе 1855 года" (1856). После окончания войны Т. приезжает в СПб., знакомится с писателями из круга "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. Н. Островский и др.), публикует повести и рассказы "Два гусара" (1856), "Утро помещика" (1856), "Три смерти" (1859), "Семейное счастье" (1859) и др. Результатом первой поездки за границу стал выросший из дневниковой записи рассказ "Из записок князя Д. Нехлюдова. Люцерн" (1857), в к-ром предъявляется строгий счет зап. цивилизации, потерявшей нравств. основы. Уже в первое десятилетие творчество Т. характеризуется масштабной и острой постановкой "предельных" проблем индивид. и соц. жизни (жизнь и смерть, война и мир, природа и цивилизация, Россия и Европа, крестьянство и дворянство, современность и история, естественность, органичность поведения и "тщеславие", театральность человеческой жизни), пластич. мощью и свободой воспроизведения предметного мира, особым типом психологизма, "диалектикой души" (Н. Г. Чернышевский), воссоздающей характер персонажа в его текучести, сиюминутности, сложных, противоречивых отношениях слова, мысли и поступка. В нач. 1860-х гг. Т. увлекается педагог. деят-ностью, открывает в Ясной Поляне школу, преподает в ней, издает педагог. ж. "Ясная Поляна", публикует статьи с изложением своей педагог. теории. В нач. 1870-х гг. еще раз возвращается к этим вопросам, составляет "Азбуку" (1877) и "Русские книги для чтения" (1875).

Вершиной и синтезом худож. исканий Т. стал роман "Война и мир" (1863-69), ист. повествование об эпохе наполеоновских войн, размышление о проблемах философии истории и в то же время грандиозная фреска рус. национальной жизни, "Илиада русских" (А. Моруа) - классич. образец романа-эпопеи, нового жанра мировой лит-ры. Созданный в следующее десятилетие роман "Анна Каренина" (1873-77) воссоздает трагически-конфликтную картину "переворотившейся" совр. жизни в ее частно-индивидуальном и соц. аспектах. Изображ. в финале романа нравств. кризис автопси-хологич. героя, Левина, хронологич. совпадает с резким переломом в мировоззрении самого писателя.

С кон. 1870-х гг. Т. отрицает свое предшествующее творчество, резко критикует весь уклад обществ., гос. и религ. жизни с позиций патриархального крестьянского сознания, проповедует идеи "непротивления злу насилием" и обращается к ценностям личного, внецерковного христ-ва. Новая мировоззренч. парадигма ("толстовство") выразилась прежде всего в религ.-филос. сочинениях "Исповедь" (1879-82), "Так что же нам делать?" (1882-86), "В чем моя вера" (1884) и др. Т.-публицист постоянно откликается на острейшие проблемы рус. жизни: голод ("О голоде", 1891), правительств. террор эпохи 1-й рус. рев-ции ("Не могу молчать", 1908), рабочий вопрос ("Рабство нашего времени", 1900). Т.-художник после перелома отказывается от метода "диалектики души" и в назидательно-дидактич. манере, но с поразительной силой раскрывает "ложь" совр. цивилизации и истину "жизни по-божьи" (пов. "Смерть Ивана Ильича", 1886; "Крейцерова соната", 1887-89; "Отец Сергий", 1890-98; драмы "Власть тьмы", 1886; "Живой труп", 1890). Наиболее полно худож. искания позднего Т. отразились в "социально-идеологич." (М. М. Бахтин) романе "Воскресение" (1889-99) с его "трезвым реализмом", гневным пророч. пафосом и в то же время изображением нравств. "воскресения", перерождения центр. героев. Вскоре после публикации романа Т. был отлучен от церкви (1901). Повесть "Хаджи Мурат" (1896-1904) в известной мере была возвращением к старой манере Т.; в гл. герое поэтич. воплощен дух борьбы, героич. "противления" злу и насилию.

28 окт. (10 нояб.) 1910 Т. совершил поступок, о к-ром давно мечтал и к-рый не раз изображал в своих произв. Он тайно покинул Ясную Поляну, решив и биографически навсегда порвать с "барским" образом жизни, поселиться в крестьянской избе где-нибудь на Ю. По пути Т. заболел и 10 (22) нояб. умер на станции Астапово. Уход, смерть и похороны писателя вызвали большой резонанс во всем мире, стали кульминац. точкой его жизненного пути.

Соч.: Полн. собр. соч. в 90 тт. М., 1992.

Лит.: Шкловский В. Б. Лев Толстой, М., 1963 (Серия ЖЗЛ); Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Б. М. Эйхенбаум. О литературе. М., 1987.

Л. Н. Толстой с внучкой Верой. 1907

Л. Н. Толстой с внучкой Верой. 1907

В начало словаря