Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Рогожское кладбище

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Рогожское кладбище

РОГО́ЖСКОЕ КЛА́ДБИЩЕ - духовный центр Рус. Правосл. Старообрядческой Церкви. Появилось в 1771 во время эпидемии чумы в Москве, когда старообрядцам-поповцам было отведено место за Покровской заст. на земле Андроновской слободы для погребения умерших и позволено было построить там часовню (в 1776 эта дерев часовня была заменена кам. во имя Николая Чудотворца). В 1790 была построена огромная часовня Покрова Пресвятая Богородицы, фактически самая большая из всех моск. церквей, за исключ. только соборов. В 1804 была построена 3-я часовня - во имя Рождества Христова. На Р. К. собирались старообрядч. соборы, решавшие вопр., касавшиеся не только дел кладбища, но и правосл. религии в целом, а также старообрядч. обычаев и обрядов службы. Не имея своего духовенства, Р. К. довольствовалось беглыми попами, но после утверждения в нач. 19 столетия единоверия приглашать для проведения церк. служб "беглых попов" стало невозможно. После разделения прихожан на последователей единоверия ("церковных") и твердых староверов ("часовенных") Р. К. стало приходить в упадок. Эпоха Николая I была в этом отношении наиб. сложна для старообрядцев. С присоединением к единоверию последнего старообрядч. попа (Петра Русанова) богослужение в часовнях прекратилось полностью.

Ситуация изменилась после присоединения к рус. старообрядч. православию греч. митр. Амвросия в 1846, когда была восстановлена полнота старообрядч. церк. иерархии (т. н. Белокриницкая иерархия): с 21 янв. 1856 богослужение на Р. К. совершалось уже полным чином. По получении пр-вом информации об этом событии алтари в часовнях были опечатаны. В ограде кладбища с течением времени был построен приют для призреваемых, сиротский дом, дом умалишенных, приют для приезжающих, здания кладбищенской конторы, архива, б-ки. Существовали также и женские обители. Кроме перечне л. заведений, на Р. К. было более 30 "частнособственнических домов". В 1854 рогожский Богадельный дом был взят под правительств. управл.; тогда же у лиц, имевших внутри кладбищенской ограды дома, потребовали документы на право владения ими. И ввиду того, что ни у кого таких документов не оказалось, в янв. 1857 все строения Р. К. были признаны собственностью Богадельного дома. Рождественская и Никольская часовни были обращены в единоверческие церкви.

В царствование Александра III в течение недолгого времени были открыты т. н. походные алтари, где богослужение совершали представители Белокриницкой иерархии; однако вскоре они были закрыты, чем была сведена на нет последняя возможность совершения старообрядцами нормального богослужения. Ситуация изменилась в 1905-16 апр. вышел царский указ: "В сегодняшний день наступающего Светлого Праздника распечатать алтари старообрядческих часовен и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы". Период с 1905 по 1917 был временем нормального функционирования Р. К.

В 1920-30 Р. К. стало одним из объектов антицерковных кампаний: ок. 1928 по распоряжению сов. властей были сняты колокола; в 1929 зимняя церковь во имя Рождества Христова была закрыта, снесены ее крест и главы, уничтожена настенная роспись. Однако Покровский (летний) храм удалось отстоять. Все годы гонений на церковь Р. К. оставалось центром Московской архиепископии. Ныне Покровский собор Р. К. - кафедральный собор; в нем проходят службы Митрополита (с 1988) Московского и всея Руси Алимпия - рус. старообрядч. первоиерарха. Нек-рые ранее изъятые властями церк. предметы возвращаются Р. К. (напр., в авг. 1990 Московской Покровской общине был возвращен колокол, специально отлитый в 1910 для Покровского собора).

Покровский собор Рогожского кладбища

Покровский собор Рогожского кладбища

В начало словаря