Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Риторика

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Риторика

РИТО́РИКА (от греч. ῥητορική, τέχνη - ораторское иск-во) - в древности и в эпоху средневековья - наука об ораторском иск-ве и шире - о структуре худ. прозаич. текстов. Классич. Р. определяла три задачи красноречия: убедить, усладить и взволновать; сами же речи подразделялись на полит., судебные и торжеств. В риторич. разработке речи насчитывалось 5 частей: нахождение материала; расположение; словесное выражение (учение о трех стилях - высоком, ср. и низком и о средствах возвышения стиля); запоминание; произнесение. Учение о словесном выражении составляло центр. часть Р.: последнее должно было быть правильным, ясным, красивым и уместным. Р. подробно описывает средства, необходимые для достижения такого результата.

До нач. 17 в. обучение риторическому иск-ву в России происходит с помощью освоения "образцовых" текстов (Свящ. Писание, богослужебные тексты) и подражания ораторам и писателям. Известен переводной риторич. трактат "О образех" Георгия Хировска (Хиробоска). Р. Макария, соседствовавшая в сборниках с Грамматикой Мелетия Смотрицкого и Диалектикой Иоанна Дамаскина, долгое время считалась первой рус. Р.; однако при более внимательном изучении она оказалась перев. Р. Филиппа Меланхтона. Тем не менее именно эта Р. положила начало освоению механизма создания текста на новой основе. В 17 в. обучение Р. в основном ведется на лат. яз., хотя существуют и опыты перевода риторик на рус. яз. - напр., переводы текстов Иоанникия Галятовского (Голятовского) "Наука албо способ сложеня казаня" и "Ключ розумения" (обе 1659). В кон. 17 - нач. 18 в. Россия переживает своеобразный "риторический" бум: создаются новые Р.: Яна (Андрея) Белобоцкого, 1690(?); Михаила Усачева, 1699; Софрония Лихуда, 1698(?); Козьмы, 1710; "Риторическая рука" Стефана Яворского, 1705; Р. Георгия Даниловского (Данииловского), 1720. Свидетельством активного изучения Р. в это время служат многочисл. сб. упражнений по составлению текстов, выполненных обучающимися в школах и академиях. Анализ этого мат-ла еще не завершен. Первым печатным учебником Р. стало "Краткое руководство к красноречию" М. В. Ломоносова; однако, несмотря на авторитетность этого текста, видимо, степень его самостоятельности можно будет оценить только после изучения предшествующей риторической традиции текстологами, лингвистами, лит.-ведами.

Интерес к риторикам начинает угасать в посл. четв. 18 в., в связи с переосмыслением роли автора в процессе создания худож. произв. и ростом индивидуального начала в лит-ре. В это время она уже утрачивает и былые функции, схожие с функциями лит. критики в последующий период.

В 19 в. формируется отношение к Р. как к занятию "пошлому" и "бездарному" (не без влияния В. Г. Белинского). Р. приобретает репутацию предмета, достойного внимания школяров, однако в ряду примечательных работ в области ораторского иск-ва следует назвать работы И. И. Давыдова, Н. И. Греча, К. П. Зеленецкого и др. Интерес к древним риторикам, как и к Р. вообще, возрождается в России в 1980-е гг.

Лит.: Дружинин В. Г. Словесные науки в Выговской Поморской пустыни. СПб., 1911; Буланина Т. В. Риторика в Древней Руси: Сведения о теории красноречия в русской письменности 11-17 веков. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1985; Елеонская А. С. Русская ораторская проза 17 в. М., 1990; Аннушкин В. И. Опыт периодизации истории русской риторики // Риторика. 1995. № 2. С. 129-134; Аверинцев О. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

В начало словаря