Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Ринальди Антонио

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ринальди Антонио

РИНА́ЛЬДИ Антонио (1709-94) - архитектор. Учился и работал в Неаполе, был помощником Л. Ванвителли в стр-ве королевской резиденции в Казерте (1740-52). С 1752 - в России. Работал у гетмана Украины К. Разумовского в Батурине. Из провинц. работ Р. сохранилась ц. св. Екатерины в Ямбурге (ныне Кингисепп, Ленингр. обл.). С 1754 - арх. двора наследника, затем имп. Петра III, работал в его резиденции в Ораниенбауме. Им созданы интерьеры Большого дворца и парадная лестница с его террасы в Нижний сад; дворец в крепости Петерштадт; Китайский дворец и Катальная горка (1756-66). Р. проектировал и сады. Ораниенбаумские постр. Р. - единств. в России крупный ансамбль, целиком выдерж. в формах рококо. Особый интерес представляет виртуозное применение нетрадиционных мат-лов. В 1760-70-е гг. Р. построил для Г. Орлова Мраморный дворец в Петерб. Фасады дворца сохранились, но со временем была нарушена композиция - гл. фасад, по проекту выходивший на Красный канал, оказался дворовым. В интерьерах сохранилась парадная лестница, украш. барельефным портретом Р. работы Ф. Шубина, и нижний ярус Мраморного зала. Здание и интерьеры облицованы цветным камнем и являются редчайшим образцом позднего итал. Ренесс. в С.-Петербурге. В то же время Р. строит для Г. Орлова загородную резиденцию в Гатчине. Здесь он создает с 1766 первый в России англ. парк с романтич. Охотничьим замком. В парке было всего три сооружения: источник, окультуренный изыск. формы рокайльной рамой, "античные" обелиск в честь А. Орлова и "колонна Орла" - своеобразный знак фамилии. Возможно, Р. построил и т. н. "Круглую ригу" - как бы древний замок, обращенный в хоз. постройку. В целом - ностальгия по "золотому веку" и воплощение идеалов Руссо, к-рого Г. Орлов приглашал поселиться в Гатчине. Гатчина, созданная Р., оказалась идеальным культурным пространством для подчеркнуто рыцарственно-романтичного Павла Петровича, получившего ее в 1783. Все дальнейшее стр-во в Гатчине, к-рое вели при Павле I В. Бренна, Н. Львов, А. Захаров, было развитием эстетических и этических идей, заложенных Р. Благодаря Павлу Гатчина стала одним из программных пространств рус. культуры, программа же во многом восходит к Р.

В 1770-е гг. Р. работал в имп. резиденции в Царском Селе. Ему традиционно приписывается пять триумф. памятников, хотя не везде это подтверждено документально. Это: Катульский обелиск в честь победы гр. Н. Румянцева (1772), Морейская колонна победе гр. Ф. Орлова (1770), Чесменская ростр. колонна в честь победы гр. А. Орлова, Крымская колонна и Гатчинские триумф. ворота в честь заслуг гр. Г. Орлова (1771-82). Все они выполнены из мрамора в виде античных пам. и располагались в пейзажных англ. парках. Надписи на них говорят о совр. событиях, и тем самым достигается уникальный эффект: антич. как бы претворяется в совр., а совр. - в антич.; значимость увековеч. лиц и событий возрастает до значимости героев античного мира. Точно найденный масштаб пам. соразмерен человеку и дает возможность каждому ощутить свою сопричастность запечатленному. Найденное Р. худ. решение закрепило за Царским Селом значение сада ист. памяти и оказало огромное воздействие на всю рус. поэзию. Позже, с появлением терм Камерона, эти пам. органически вошли в образ "античного" пространства в России, ставшего одной из программ русской культуры.

В 1780-е гг. Р. работал в Петербурге, где построил Большой т-р, 3-й Исаакиевский собор, Тучков буян и др. В 1784 Р. уезжает в Рим, где умирает спустя 10 лет.

Р. творил в формах итал. Ренесс, часто используя эл-ты итал. барокко и рококо. Изменчивость, неопределенность рококо, игра пространством, стилем, формой - все это в полной мере присуще творчеству Р.

А. Ринальди. Мраморный дворец. Санкт-Петербург

А. Ринальди. Мраморный дворец. Санкт-Петербург

-----------------------------------

РИНА́ЛЬДИ Антонио (? - после 1759) - итал. артист, педагог, балетм. венецианской школы (псевд. - Фоссано). С 1733 выступал на сцене т-ра "Сан-Самуэле" в Венеции. Был известен как виртуозный комич. танцовщик. Ставил комич. балеты, танцы в оп., напр. в "Джиневере" Селлитти. В 1736-38 и с 1742 до кон. 50-х гг. балетм. и танцовщик в СПб. и Ораниенбауме. Приехал в Россию с оп. труппой Ф. Арайи, где выступала и его жена - танцовщица Джулия Р. Принимал участие в постановке и исполнении придворного спектакля "Сила любви и ненависти" (1736). В 1736 конфликт с Бироном, фаворитом имп. Анны Иоанновны, заставил Р. уехать из России вместе с др. танцовщиками труппы. В 1738-41 выступал в Париже и Лондоне вместе со своей ученицей Барбериной (Б. Кампанини). После смерти Анны Иоанновны был снова приглашен в Россию для создания коронац. спектаклей по случаю восшествия на престол Елизаветы Петровны. Поставил танцы в оп. Ф. Арайи "Сципион" (1745), "Евдокия венчанная, или Феодосии Вторый" (1751), "Александр в Индии" (1755). Вместе с Ж. Ланде преподавал в Театр. уч-ще, а в 1848 возглавил придворный балет. С открытием в Ораниенбауме танц. школы и т-ра создавал там свои спектакли. Его деят-ность продолжалась до кон. 1750-х гг.

В начало словаря