Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Богородица

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Богородица

БОГОРО́ДИЦА (Θεότόκός) - почетное и догматически обоснованное именование Девы Марии как истинной Матери Богочеловека Иисуса Христа, окончательно утвержденное в 5 в., когда под влиянием христологич. споров был поставлен конкретный вопрос об участии Св. Девы в деле спасения человечества. Если для Кирилла Александрийского (412-444), выражавшего мнение большинства, данный термин был единственно возможным, то константинопольский патр. Несторий (428-431) употреблял термины "Богоприемница" и "Христородица", точнее выражающие, по его мнению, догмат о том, что Христос и в самом зачатии от Девы был и есть истинный Бог. Еще дальше шел синкелл Нестория Анастасий, предложивший вульгарный термин "Человекородица" и бросивший вызов столичному населению своей проповедью в храме Св. Софии против имени "Б.". "Пусть никто не называет Марию Богородицею, ибо Мария была человек, а от человека Богу родиться невозможно" (Сократ Схоластик. Церк. история, VII, 32). Эти слова вызвали смущение среди слушателей и во всем христ. мире. Римский папа Целестин (Келестин), один из гл. защитников православного учения о Богоматери, писал Несторию, примирительно указывая на пагубность попыток исследовать вопросы, превышающие возможности человека: "Откуда пришло тебе желание направлять свои речи на такие предметы, решение к-рых по началам разума есть нечестие? Зачем епископу проповедовать народу такое, чем оскорбляется в нем благоговение к рождению Девы?" (Деяния Вселенских Соборов, I, 155). Учение Нестория ("несторианство") осуждено в 431 на III Вс. Соборе. Догматич. правомочность термина "Б." сводится в христианском богословии к следующему. Так как человеческая природа Иисуса Христа, воспринятая от Девы, получила свое бытие в Ипостаси Логоса (Слова), то "сама Ипостась Слова стала ипостасью плоти", и так как в самый момент зачатия совершается ее обожение, то Рождающая должна именоваться в истинном смысле Матерью Бога. Это значит, что "Святая Дева родила не простого человека, но Бога истинного, и не просто Бога, но Бога во плоти, не с небес принесшего тело и прошедшего через Нее, как через канал, но принявшего от Нее плоть единосущную нам, которая в Нем Самом получила Ипостась". Поэтому "наименование Богородица содержит всю историю Божеств. домостроительства в мире" (Иоанн Дамаскин. Точное изложение правосл. веры. III, 7, 12). См.: Богочеловек, Воплощение, Иисус Христос, Мария и др.

Лит.: Болотов В. В. Лекции по истории Др. Церкви. Пг., 1918. Т. 4. С. 175-231; Поснов М. История Христ. Церкви. Брюссель, 1964. С. 374-397; Булгаков С. Купина неопалимая: Опыт догматического истолкования нек-рых черт в православном почитании Богоматери. Париж, 1927 (репринт: Вильнюс, 1991).

Богоматерь Одигитрия. Икона 15 в.

Богоматерь Одигитрия. Икона 15 в.

Богоматерь Великая Панагия. Икона. Перв. треть 13 в.

Богоматерь Великая Панагия. Икона. Перв. треть 13 в.

В начало словаря