Политология. Словарь (краткий)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНОСТЬ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОРПОРАТИВНОСТЬ (от лат. corporatio - объединение) - термин, характеризующий сущность политической системы через господство политических корпораций, - совокупности лиц, объединившихся для достижения цели - реализации государственной власти (см: "Элита политическая"). Корпоративность свойственна средневековому обществу и означает строение его через наличие корпораций (цехов, сословий, коммун и т. п.), выполняющих хозяйственно-профессиональные, политические, социальные (воспроизводства, воспитания, трансляции опыта и пр.) функции.

Взаимодействие политических корпораций позволяет им поделить рынок государственной власти, не допуская к нему представителей широких слоев населения. К. п. наиболее характерна для условий авторитарного режима, хотя фрагментарно возможна и при демократии (политический клан, семья, элита). Корпорации строятся по социально-классовому, родственному, профессиональному и др. признакам, при этом они более открыты, текучи, изменчивы, нежели средневековые корпорации; однако в основе и тех, и других лежит интерес. Между корпорациями действует механизм "увязки", согласования интересов их членов. Наличие к. п. означает внутреннюю неоднородность политической системы. Политические корпорации, чтобы быть действенными, должны обладать монополией на представительство интересов. Это необходимо с т.з. влияния на принимаемые политические решения, поскольку государственная власть, формируя цели и задачи своей деятельности (особенно в переходный период, когда из множественности интересов оформляются соответствующие группы интересов), неизбежно принимает в расчет лишь те группы интересов и корпорации, которые располагают соответствующими ресурсами, т.е. в состоянии мобилизовать и контролировать значительные группы населения. Тем самым складываются определенные корпоративистские представительства, а государство становится "корпоративистским государством". В основании его политики в этом случае лежит не "общественный интерес", а интерес той политической корпорации, чьи представители в данный момент находятся у руля государственной власти или обладают на нее наибольшим влиянием. В итоге государственная власть может оказаться заложником группы политических и экономических монополистов и подвергаться целенаправленному давлению со стороны представителей "частных интересов", что ведет к олигархизации политического режима и усилению социально-политической напряженности в стране.

Доманов В.Г.

В начало словаря