Политологический словарь-справочник
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

САКАЙЯ ТАИЧИ

САКАЙЯ Таичи (1935) - японский ученый, футуролог, доктор экономики Токийского университета, один их авторов «внешнеориентированной» модели экономического роста. Автор 30 книг по экономике, футурологии, политологии и социологии, среди которых - «Поколение тупиц», «Великий план», «Концепции истории», «Критерии размышлений о будущем» и др. Президент Азиатского клуба - влиятельной неправительственной организации Японии, объединяющей известных предпринимателей, политиков, ученых. Главная работа - «Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего» (1985).

САМОУПРАВЛЕНИЕ МЕСТНОЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ МЕСТНОЕ - решение вопросов местного значения в рамках административно-территориальных единиц с помощью организации представительных органов, не зависящих от государственной власти.

САРТОРИ ДЖОВАННИ

САРТОРИ Джованни (1924) - итальянский политолог, один из лидеров «флорентийской школы» политических исследований, с 1976 г. - зав. кафедрой социологии политики Стенфордского университета (США), специалист по теоретическим проблемам политологии, автор ряда сравнительных исследований политических систем, политических институтов и политического поведения в демократических странах. Основные работы: «Искажение концептов в сравнительной политологии» (1970); «Пересматривая теорию демократии» (1987).

СЕНАТОР

СЕНАТОР (лат. senator - член сената) - член верхней палаты парламента.

СЕПАРАТИЗМ

СЕПАРАТИЗМ (лат. separatus - отдельный) - стремление к отделению части государства и превращение ее в новое независимое государство или автономное образование. Сепаратизм может представлять опасность для государства, так как связан с нарушением его суверенитета и территориальной целостности (опираясь на естественное право каждой нации на самоопределение, сепаратисты стремятся реализовать его за счет других наций путем раскола целостных многонациональных государств). Сепаратизм зачастую приводит к националистическому экстремизму (баски в Испании, североирландцы - в Великобритании и др.).

СЕССИЯ

СЕССИЯ (лат. sessio - заседание) - форма работы представительного органа власти или местного самоуправления, представляющая собой периодические совместные заседания депутатов. Выделяют сессии очередные и внеочередные (чрезвычайные).

СИМВОЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ

СИМВОЛ ПОЛИТИЧЕСКИЙ (гр. symbolon - знак) - знак, выполняющий функцию коммуникации между субъектами политических отношений. Является элементом политической культуры. Политическая символика может быть представлена как совокупность государственных символов и атрибутов власти, национально-государственных и культурно-исторических форм политической культуры общества, а также символов, которые образуют знаковую систему определенных политических течений. К основным видам политической символики относят государственную (флаг, герб, гимн), процессуальную (коронация, инаугурация, присяга), агитационную (плакаты, листовки), графическую (цветовая символика, эмблемы, ордена, медали, грамоты), скульптурно-архитектурную (памятники, скульптуры) и пр. Особым политическим символом, служащим для сохранения, преобразования и передачи информации, выступает язык. Структура языка и существующие в нем понятия в значительной мере отражают характер социально-политических связей и структуру конкретного типа политической системы, а также саму систему распределения политической власти. Язык может выступать средством манипулирования общественным сознанием с целью формирования определенных политических установок и ориентаций. Являясь способом сохранения и передачи политических знаний, опыта и моделей поведения, он также способствует формированию групповой политической идентичности. Современные государства уделяют большое внимание языковому единству, так как наличие различных языковых групп внутри общества может быть причиной политических конфликтов (Квебек - в Канаде, Калифорния - в США, Крым - в Украине). Цитата: «Единство всякой культуры опирается на единство языка её символики». Шпенглер О. «Закат Европы»

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (греч. symbolon - знак) - установленные законодательством отличительные знаки государства, выражающие его суверенность и независимость. Представляют собой совокупность конституционно закрепленных элементов, юридически олицетворяющих данное государство. Учитывая то большое политическое, юридическое и социально-психологическое значение, которое имеет государственная символика, ее, как правило, создают на основе символов исторического прошлого народа с учетом его национальных традиций и особенностей психологического склада. К основным государственным символам относят флаг, герб, гимн, девиз, печать и пр. Цитата «Флаги имеют значение, как и другие символы культурной идентификации, включая кресты, полумесяцы и даже головные уборы, потому что имеет значение культура, а для большинства людей культурная идентификация - самая важная вещь. Люди открывают новые, но зачастую старые символы идентификации, и выходят на улицы под новыми, но часто старыми флагами, что приводит к войнам с новыми, но зачастую старыми врагами». Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций»

СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ

СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ (греч. systema - целое, состоящее из частей) - совокупность норм и процедур, регулирующих избирательный процесс; порядок формирования представительных органов власти и избрания должностных лиц путем голосования. К основным видам избирательных систем относятся мажоритарная (система большинства) и пропорциональная (система представительства политических партий).

СИСТЕМА ПАРТИЙНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ"

СИСТЕМА "СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ" (греч. systema - целое, состоящее из частей) - один из существующих в современном конституционном праве механизмов реализации принципа разделения властей, предполагающий наличие определенных возможностей взаимного контроля и влияния независимых и равноправных ветвей государственной власти, что препятствует концентрации власти.

СИТУАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА

СИТУАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИДЕРСТВА (лат. situatio - положение) - одна из современных западных теорий, характеризующая лидерство как производную от конкретной ситуации, требующей наличие лидера с определенным набором качеств. С точки зрения создателя данной теории А. Дженингса, изменение стоящих перед социальной группой или обществом задач требует изменения подходов к их решению, а следовательно, и новых стилей и методов лидерства.

СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ

СОЗНАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ (греч.- политика) - система политических знаний, ценностей и убеждений, на основе которых вырабатываются устойчивые ориентации и установки людей по отношению к политической системе и их месту в данной системе, формируются определенные модели политического поведения. В структуре политического сознания можно выделить статичные элементы - политические знания (знания о политической системе, институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие людей в политическом процессе); политические ценности (определенные суждения о политической жизни, о политических целях и соответствующих преимуществах - законности, порядке и т. п.); политические убеждения, которые формируются на основе имеющихся знаний и принятых ценностей как совокупность представлений, характеризующих определенный политический идеал (демократия, анархия, авторитаризм и пр.); политические ориентации (установки на определенную политическую систему и соответствующую модель поведения в политических отношениях) и динамические элементы (общественное мнение, массовые настроения и пр.).

СОКРАТ

СОКРАТ (469-399 до н. э.) - выдающийся античный философ. С именем Сократа связано зарождение интереса к этико-политическим темам, главная из которых - воспитание добродетельного человека и гражданина. Учение Сократа было устным; все свободное время он проводил в беседах, о содержании которых известно, в основном, благодаря ученикам Сократа - Ксенофонту и Платону. К Сократу восходит ставшее традиционным в работах политических мыслителей античности, Средневековья и Нового времени противопоставление «правильных» (монархия, аристократия, демократия) и «неправильных» (тирания, олигархия, охлократия) форм государственного правления.

СОЛОВЬЕВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский религиозный философ, поэт, автор концепции «всеединства». Отстаивал неразрывную связь права и государства с религиозно-нравственными ценностями. Видел в государстве и праве необходимые средство и форму для осуществления «абсолютной идеи». В религиозно-нравственной системе Соловьева не государство создает право, а само государство является воплощенным правом. Для того, чтобы быть деятельно нравственным, государство должно иметь нравственное начало, быть свободной теократией. Политико-правовые взгляды Соловьева сформулированы в работах «Оправдание добра» (1897) и «Право и нравственность» (1897).

СОРЕЛЬ ЖОРЖ

СОРЕЛЬ Жорж (1847-1922) - французский философ, теоретик анархо-синдикализма, автор ряда работ по политическим и экономическим проблемам, истории, этике, философии науки. Вначале - сторонник так называемой новой школы марксизма, затем - критик так называемого научного понимания истории, автор учения о мифе как мировосприятии любой социальной группы. В работах Сореля впервые появляется термин «элита», который применяется не только для характеристики высших показателей, но и для обозначения наиболее ценной, лучшей группы людей, которые управляют обществом в силу присущих им исключительным качествам. Трактовал насилие как движущую силу истории; социалистическую революцию рассматривал как иррациональный порыв народа. Идеи Сореля оказали влияние на идеологов левых и правых экстремистских групп.

СОРОКИН ПИТИРИМ АЛЕКСАНДРОВИЧ

СОРОКИН Питирим Александрович (1889-1968) - русский и американский ученый, классик социологической мысли XX столетия, создатель теории социальной мобильности и социальной стратификации, ученик Л. И. Петражицкого. С 1922 г. - в эмиграции. С 1930 г. - профессор Гарвардского университета. Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры. В работе «Социальная и культурная динамика» разработал теорию циклической смены социокультурных типов (идеационального, чувственного и идеалистического - смешанного) в процессе развития общества. Основные работы: «Система социологии» (1920); «Социология революций» (1925); «Социальная мобильность» (1927); «Современные социологические теории» (1928); «Кризис нашего времени» (1941); «Человек и общество в бедствии» (1942); «Власть и нравственность» (1959); «Современные социологические теории» (1966).

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ (лат. socialis - общественный, греч. demos - народ и kratos - власть) - разновидность социалистической идеологии, формируется в конце XIX в., в XX в. отделяется от революционного марксизма, провозглашая основной задачей построение демократического социализма. На современном этапе представляет собой левоцентристское политическое течение, выступающее за объединение идеалов социализма и либерализма и провозглашающее основными ценностями свободу, социальную справедливость и равноправие.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЦИАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ (лат. socialis - общественный) - 1) идеология, утверждающая систему общественного устройства, основанную на общественной собственности, отсутствии эксплуатации, социальной справедливости, свободе и равенстве. Социалистическая идеология формируется в XIX в. Выделяют такие ее формы: марксизм, социал-демократия, утопический социализм, коммунизм, неомарксизм и др.; 2) в классической теории научного социализма (К. Маркс, Ф. Энгельс) - первая фаза коммунистической общественноэкономической формации.

СПИКЕР

СПИКЕР (англ. speaker - оратор) - председатель нижней палаты парламента (или однопалатного парламента).

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. stabilis - постоянный, устойчивый, греч. роlitike - политика) - состояние политической системы, характеризующееся устойчивостью ее основных элементов, стабильностью в выполнении своих функций и во взаимоотношениях с другими политическими системами. алъное

СТЕРЕОТИП ПОЛИТИЧЕСКИЙ

СТЕРЕОТИП ПОЛИТИЧЕСКИЙ (гр. stereos - твердый и typos - отражение, греч. роlitike - политика) - упрощенное, схематическое представление о политическом объекте. Термин «стереотип» впервые был введен У. Липпманом в 1922 г. для обозначения распространенных в общественном мнении предвзятых представлений о разных национальноэтнических, социально-политических и профессиональных группах. Признаками стереотипа являются эмоциональная окрашенность (помимо информации, стереотип несет в себе позитивное или негативное отношение к чему-либо или кому-либо) и большая устойчивость, так как стереотип напрямую не связан с реальной действительностью и базируется на ограниченном политическом опыте. Политические стереотипы значительно упрощают процессы ориентации и принятия решений, способствуют формированию политической идентичности. Искажая представление о политических объектах, они достаточно часто являются средством политического манипулирования.

СТИЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

СТИЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА (реч. stylos - палочка с острым концом для писания, англ. leader - ведущий, руководитель) - совокупность приемов и методов деятельности политического лидера, а также характер его взаимодействия с конституентами (последователями). Традиционно выделяются два основных стиля лидерства: авторитарный (с четким распределением ролей, использованием принуждения, санкций в качестве мер воздействия на подчиненных) и демократический (лидер в качестве координатора общих действий, основные меры воздействия - поощрения и вознаграждения). М. Херманн подразделяет политических лидеров согласно имиджу на «лидеров-знаменосцев» (стремящихся к радикальным преобразованиям, умеющих увлечь за собой массы), «лидеров-служителей» (выражающих интересы своих приверженцев, избирателей), «лидеров-торговцев» (способных «продать» свои идеи за поддержку избирателей) и «лидеров-пожарных» (способных быстро реагировать на требования общества). Р. Такер разделяет политических лидеров в соответствии с их отношением к существующему политическому порядку на консерваторов (выступающих за сохранение существующего положения), реформаторов (стремящихся к радикальным преобразованиям) и революционеров (ставящих своей целью переход к принципиально другой политической системе). Р. Барбер выделяет четыре типа стилей политического лидерства по степени активности лидера при исполнении своих функций и отношения к своим обязанностям: активнопозитивный (ориентирующийся в своей деятельности на достижения); активно-негативный (направленный на удовлетворение личного самолюбия); пассивно-позитивный (характеризующийся привязанностью к занимаемой должности); пассивно-негативный (отличающийся минимальным исполнением долга).

СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

СУБКУЛЬТУРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ (лат. sub - под и cultura - возделывание, воспитание, греч. роlitike - политика) - совокупность политических ориентаций и моделей поведения, значительно отличающихся от доминирующих в данном обществе. Наличие субкультурных образований наиболее характерно для полиэтнических, федеративных и многоконфессиональных государств.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (франц. souverainete - верховная власть) - политико-правовое свойство государственной власти, определяющее ее верховенство (полноту и неделимость власти внутри территории страны, исключительное право на установление правовых норм, регулирующих всю систему общественных отношений, определение правового статуса органов государственной власти и местного самоуправления, применение насилия, определение прав и свобод граждан и пр.) и независимостъ (самостоятельность и равноправие в международных отношениях).

СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДНЫЙ

СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДНЫЙ (франц. souverainete - верховная власть) - полновластие народа, который выступает носителем суверенитета и единственным источником власти в государстве. Народ осуществляет власть непосредственно (на выборах и референдумах) и через органы государственной власти и местного самоуправления. Цитата: «Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными». Боден Ж. «Шесть книг о государстве»

СУВЕРЕНИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СУВЕРЕНИТЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ (франц. souverainete - верховная власть) - полновластие нации, возможность самостоятельного политического самоопределения, а также исключительное право определять и изменять установленный конституционный строй.

СУД

СУД - орган государственной власти, осуществляющей правосудие (путем рассмотрения административных, гражданских, уголовных и пр. дел в установленном законодательством порядке). Выделяют суды общей и специальной юрисдикции.

Предыдущая страница Следующая страница