Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Э"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ - (evolution) Одно из ряда слов, означающих такие понятия, как "рост", "развитие", "перемена", т.е. естественное изменение системы или структуры с течением времени. Однако за словом "эволюция" закрепилось вполне определенное значение: "постепенное появление различий между видами через естественный отбор". Но даже Чарлз Дарвин, соавтор Альфреда Рассела Уоллеса в разработке теории естественного отбора, это слово использовал очень неохотно. Большую часть жизни он предпочитал говорить о развитии, так родились знаменитые книги, в которых впервые была изложена теория эволюции через естественный отбор. И до популяризации дарвинизма (Darwinism) люди обычно строго придерживались классических значений слова, происходившего от латинского глагола evolvere - буквально "развертывать, раскрывать", и от существительного evolutio, означавшего "развертывание свитка и чтение". Слово "эволюция" (в английском языке) использовалось мало до дискуссии, возникшей между приверженцами эволюционного развития и сторонниками теории эпигенеза в начале ХVIII в. Как отмечалось, применительно к социальному дарвинизму (social Darwinism), несмотря на огромный авторитет современной теории эволюции и идеи изменчивости видов, биологическая теория естественного отбора так и не дала никаких общих законов ни для разработки социологической методики, ни для выработки специфической политической доктрины. Не существует и ни одной политической доктрины, отвечающей закону естественного отбора, а сама теория эволюции стимулировала появление многочисленных течений и методологий, которые выдвигались не только для сопоставления, но и просто ради полемики.

ЭГАЛИТАРИЗМ

ЭГАЛИТАРИЗМ - (egalitariansm) Политическая практика, имеющая целью достижение всеобщего равенства (equality); философское объяснение и защита ценности этого феномена. Товары, льготы или бремя, равномерное распределение которых считается необходимым, можно определять по-разному. Много споров возникает вокруг эгалитарных принципов, находящихся под влиянием идей современного либерализма (liberalism). Главное внимание уделяется идентификации неравенств, с этической точки зрения имеющих случайный характер. Очевидно имеются в виду те, которые возникают как результат природной одаренности, а не в связи, скажем, с дифференцированным трудом. Вообще, равенство, о котором идет речь, является равенством начального состояния. Активно обсуждались проблемы равенства в правах, доходах, личном состоянии, полезности, жизненных шансах и равном встречном удовлетворении (см. также братство). Многие эгалитаристы с недоверием относятся к идее равенства формальных прав, указывая на существенное неравенство, которое такие права могут либо маскировать, либо усугублять. Критики считают, что эгалитаризм неизбежно приводит к ограничению свободы (liberty). (См. также: equal opportunity - равная возможность; equal protection - равная защита.)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - (existentialism) Концепция, заимствованная европейскими философами ХХ в. у теолога Серена Кьеркегора (1813-55), но лишенная религиозного подтекста. Экзистенциализму очень трудно дать определение, но его можно свести к убеждению в том, что люди есть люди, и ничего более. Это выражение реакции на великие Промыслы в истории человечества, которые виделись Гегелю (Hegel) и его последователям. Экзистенциализм, в частности, отвергает факт существования естественного права (natural law), неизменную природу человека, да и вообще любые объективные законы. Каждый индивид обречен на то, чтобы быть свободным, и должен идти по жизни собственным путем, хотя многие прибегают к разным ухищрениям, чтобы скрыть это от самих себя. Дух экзистенциализма хорошо отражен в стихотворении (1922) А.Е. Хаусмана (1859-1936) о гомосексуалисте в обществе гомофобов: Законы Бога и людей - Иди дорогою своей. Томит меня тоска-тревога, Как совместить свое и Бога? Я здесь чужой и жить устал В миру, что сам не создавал. См. также: Хайдеггер (Heidegger); Сартр (Sartre).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ - (ecological association) В понимании специалистов в области политической статистики связь между двумя характеристиками, замеренными скорее на совокупном, чем на индивидуальном уровне (не имеет ничего общего с экологией (ecology)). Например, известно, что в регионах, где люди работают в основном в горнодобывающей промышленности, "левые" собирают много голосов. Это может породить "ложный экологический аргумент" о том, что шахтеры голосуют за "левых". Однако приведенные факты не дают никакой информации о людях, проживающих в данном районе, и, возможно (хотя в данном случае маловероятно), существуют иные причины таких предпочтений электората.

ЭКОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ

ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ - (welfare economics) раздел экономики, посвященный изучению того, насколько обеспеченно живут или насколько обеспеченными чувствуют себя люди в различных общественно-социальных условиях. Иногда рассматривается как нормативный раздел экономики. Другие разделы ("позитивная экономика") описывают функционирование экономики, а также последствия действий или выбора одного из участников экономической жизни для всех остальных. Как бы там ни было, экономика благосостояния подверглась жесткой критике за то, что она признает за собой меньшее количество оценочных суждений, чем имеет место в действительности. Экономика благосостояния предлагает применение анализа затрат и результатов (cost-benefit analysis), определяющий итоговый объем выигрыша и потерь от реализации определенного проекта (например, строительство аэропорта). Некоторые критики указывают, что в том случае, если при таком подходе требуется определить стоимость как рабочего времени, так и досуга участников проекта, а также стоимость какой-нибудь древней церкви, предназначенной к сносу в ходе строительства аэропорта, то такой анализ всегда будет не только произвольным, но и по сути своей бессмысленным. Сторонники экономики благосостояния утверждают, что для реализации проекта подобные оценки необходимы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЧЕЛОВЕК - (иногда "разумный экономический человек") (sometimes "rational economic man") Индивид, использующий свой труд или свои ресурсы в условиях рынка в собственных интересах. Воображаемый человек, по поводу которого давно ломают копья ученые-социологи. Баталии идут шумные и острые, но они обычно ни к чему не приводят из-за путаницы, которую порождают два значения термина. В узком смысле - это разумный эгоист, в широком - разумный человек, но не обязательно эгоист, всегда действующий в соответствии с общепринятыми принципами конформистской экономической теории. На самом абстрактном уровне выбор экономического человека реализуется тремя путями: транзитивности, последовательности и полноты предпочтений. Транзитивность означает: если я предпочитаю А - В и В - С, то я должен предпочесть В - С.; последовательность - если я предпочитаю А по сравнению с В, то я должен сохранять это предпочтение каждый раз, когда оказываюсь перед аналогичным выбором в аналогичных обстоятельствах; полнота - для любых товаров (услуг, возможностей) А и В я всегда могу сделать один из трех выборов: предпочесть А, предпочесть В или проявить безразличие. На менее абстрактном уровне экономический человек, как считается, предпочтет большее количество товара меньшему, однако при этом предельная полезность будет все время сокращаться (т. е. каждая очередная единица товара станет для него менее ценным приобретением, чем предыдущая). Если рассматривать проблему в более общем плане, то, выбирая из двух разных наборов товара, чем больше индивид уже имеет одного товара, тем больше его хочется иметь, чтобы компенсировать потерю единицы другого. Это называется уменьшающейся предельной заменяемостью. Все эти аксиомы проблематичны. Психологи показали, что индивиды не соблюдают транзитивности или последовательности выбора, когда изменяются его "рамки" (например, люди готовы пойти на риск, когда есть выбор между возможностью выигрыша и пребыванием в прежнем положении, но не рискуют, когда выбирать надо между пребыванием в прежнем положении и потерей). Полнота предпочтений слишком обременительна. Уменьшающаяся предельная заменяемость не всегда соблюдается. Впрочем, критика, которой подвергается разумный экономический человек, в основном относится к его гипотетическому эгоизму, о котором в постулатах традиционной экономической теории ничего не говорится. Экономический человек - в широком смысле этого термина - склонен придавать максимальное значение полезности, однако, если финансовая помощь Сомали делает его более счастливым, чем что-либо другое, он дает деньги Сомали. Экономический человек - в узком смысле - слишком большое внимание уделяет личному благополучию. Обычно экономическую теорию критикуют за ее исходную посылку о том, что большинство людей являются (хуже того, должны быть) экономическими людьми в узком смысле этого термина. Экономисты, в свою очередь, оправдываются, утверждая, что экономный человек фактически всегда экономический в широком смысле термина. Однако в использовании обоих оттенков значения термина нет никакой последовательности.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ - (exploitation) 1. Использование какого-либо ресурса, например хорошей погоды. 2. Несправедливое использование людей, их качеств или положения, в котором те оказались. Трудность заключается в точном определении природы несправедливого использования кого-либо в своих интересах, и в первую очередь ситуаций, порождающих возможность эксплуатации. По этой причине анализ эксплуатации тесным и сложным образом связан с понятиями "власть" (power) и "(не) справедливость" (in justice). До сих пор нет единого мнения в том, что отличает эксплуатацию как частную форму несправедливости и при каких обстоятельствах эксплуатацию можно рассматривать как форму власти, а не как ее возможные последствия. Отдельную проблему составляет идентификация эксплуатационных сделок при согласительных обменах, которые, по мнению теоретиков, маскируют наличие отношений власти, а по мнению других - гарантируют ее отсутствие (см. также Маркс). Вполне возможно, что основная причина недовольства (эксплуатацией) заключается в том, что к тем, кого эксплуатируют, относятся как к вещам. Последнее обстоятельство объединяет оба значения, однако единого мнения по поводу того, как в этом разобраться, нет.

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ

ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ - (electoral geography) Термин, относящийся к географии выборов, избирательных систем и пропорциональному распределению (apportionment). Возникла как самостоятельная вспомогательная дисциплина во Франции благодаря Андре Зигфриду (Siegfried), установившему взаимосвязь между природными особенностями и результатами голосования в западной части страны. Методы экологической ассоциации (ecological association) Зигфрида были взяты на вооружение другими исследователями. Особенно следует выделить В.О. Ки-младшего (Key), применившего их к южным штатам США, и Хенри Пеллинга, исследовавшего периоды правления Виктории и Эдуарда (в Британии). Но в 1960-х гг., когда были разработаны методики, основанные на глубоком анализе обстановки и явившиеся чем-то вроде реакции на вероятность "ложного экологического аргумента" (см. экологическая ассоциация), они потеряли актуальность. Однако сегодня старые, но базирующиеся на более совершенной технологии подходы постепенно возрождаются. География избирательных систем изучается широко, но непоследовательно. Избирательные системы, основанные на принципе простого большинства голосов (plurality electoral systems), благоприятствуют небольшим локальным партиям и крупным партиям, охватывающим большие территории, но не благоприятствуют небольшим партиям, охватывающим большие территории, и крупным локальным партиям. Отнесение партии к категории "небольших" или "крупных" зависит от критического уровня поддержки, в трехпартийной системе этот "порог" составляет примерно треть голосов, в четырехпартийной - одну четверть и т.д. Аналогичные явления можно наблюдать в любой другой избирательной системе, за исключением самой пропорциональной из возможных. География пропорционального распределения изучает распределение мест как между территориальными единицами (штаты, многомандатные округа или графства), так и внутри них. Первое порождает проблему распределения целого числа мест, когда точная пропорция дает дробный результат. Второе - проблему предвыборных махинаций (gerrymandering) и расчетов, препятствующих оптимальной разбивке территории на избирательные округа.

ЭЛИТИЗМ

ЭЛИТИЗМ - (élitism) 1. Убежденность в том, что управление всегда и повсюду должно быть прерогативой представителей элит. Подобная идея редко оформляется в виде детализированной доктрины, чаще выдвигается как оценочное суждение или точка зрения, основанные на более глубоких аргументах политических философов, содержащихся, например, в "Республике" Платона (Plato). 2. Убежденность в том, что управление на практике является достоянием элит, что, согласно афоризму Юма (Hume), "Долженствование подразумевает возможность", нет смысла говорить о контроле над правительством со стороны народа, если на практике народ не может этого сделать, и что нам лучше принять то, на что мы обречены в любом случае. Чаще всего эти взгляды ассоциируются с именами Гаэтано Моска, Вильфреда Парето (Pareto) (начало ХХ в.) и Йозефа Шумпетера (Schumpeter) (середина ХХ в.). Их работы носят оттенок "элитизма", поскольку всячески оправдывают нахождение "во власти" в демократических государствах представителей элит, подтверждая свои доводы аргументами нормативного свойства. Вместе с тем их первоначальная аргументация не подразумевала нежелательности демократического контроля над правительством, если бы его каким-то образом удалось достичь. 3. Убежденность в том, что управление на практике является достоянием элит, что такое положение поддерживается идеями Платона и Шумпетера, но оно нежелательно, поскольку фактически выливается в правление во имя закрепленных законом имущественных прав. См. также: власть в общине.

ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ

ЭНВАЙРОНМЕНТАЛИЗМ - (environmentalism) (социальная экология), Убежденность в том, что окружающая среда играет важную роль в обществе и оказывает на него существенное влияние, а также озабоченность, обусловленная этим обстоятельством. Английское слово environment происходит от французского глагола environner - "окружать". Так что в принципе слово означает всего лишь "то, что нас окружает". Вместе с тем концепция "environment" возникла в середине XIX в. Она набрала силу под воздействием целого ряда новых идей о том, что человеческие существа в значительной степени формируются под влиянием окружающей среды. К этим идеям, в частности, принадлежит и вывод Дарвина о том, что выживание видов зависит от того, насколько они приспособлены к условиям окружающей среды, а также - под влиянием немецких географов - о значении окружающей среды (Umwelt) в определении экономических и культурных различий между народами. За долгую историю существования концепции слово "environmentalist" (приверженец "энвайрон-ментализма") почти всегда относилось к человеку, убежденному в большом значении окружающей среды (в противоположность свободной воле или генетике) для человеческой жизни. Однако во второй половине XX в. "энвайронментализмом" стали считать систему представлений о большом значении и крайней уязвимости окружающей среды вместе с тенденцией к ее охране, а для прежнего понятия оставили выражение "детерминизм окружающей среды". К сожалению, то, что по сути было очень широкой концепцией, свели в дальнейшем к полной бессмыслице. Подобно тому как "исследования окружающей среды" могут включать в себя географию, биологию, химию, право, историю, политику и многие другие дисциплины, так и озабоченность по поводу окружающей среды может простираться от архитектуры до стратосферы и от водоснабжения до разнообразия видов на планете. Приверженцы "энвайронментализма" обычно обосновывают свои аргументы любой известной дисциплиной или философской посылкой, включая те, которые являются сугубо антропоцентрическими (т.е. имеющими отношение только к пользе, извлекаемой человеком), и те, которые заведомо противоположны антропоцентризму, и настаивают на том, что все прочие организмы также ценны сами по себе. К счастью, философы-экологи предложили конструктивную идею ограничения предмета исследования. Это в основном идея Арне Наэсса, неоднократно с 1970-х гг. выражавшего сомнение в полезности "чистого энвайронментализма", который выступает против воздействия на окружающую среду практики и политики только исходя из интересов человека. Это дает основание полагать, что "энвайронментализм" занимает среднее положение между взглядами тех (редких) умов, которые не видят никаких отрицательных сторон современной практики, связанных с ее воздействием на окружающую среду, и тех философов-экологов, которые стремятся в корне изменить наш образ мышления, отвратив его от антропоцентризма. См. также: ecology (экология).

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ

ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ - (Engels, Friedrich) (1820-95) Родился в Бармене, близ Дюссельдорфа (Германия). Старший сын богатого фабриканта. Он с одинаковым усердием отдавался пиетизму и добрым делам и сколачивал состояние. Образование получил в средней классической школе-интернате в соседнем городе Эльберфельд, проявив особую склонность к изучению языков. Вскоре, и надолго, у Энгельса появилось восторженное отношение к древнегреческой цивилизации. Позднее ему пришлось совмещать службу в прусской артиллерии, куда он попал по закону об обязательной воинской повинности, с учебой в Берлинском университете. В Берлине испытал на себе влияние идей материализма и гуманизма младогегельянцев (Young Hegelian), критиковавших религиозные догмы, а в Кельне - коммунистических идей Мозеса Гесса. Ныне он, конечно, больше известен как неизменный друг и соратник Карла Маркса (Marx), оказывавший ему материальную поддержку. Тесное сотрудничество Энгельса с Марксом началось в 1845 г. с совместной работы над "Немецкой идеологией", первом полном изложении идей исторического материализма (historical materialism). Ортодоксальные марксисты до сих пор склонны считать Маркса и Энгельса интеллектуальными близнецами, своего рода "составной личностью". Нет ничего более далекого от истины. Хотя Маркс и Энгельс были абсолютными единомышленниками по широкому кругу проблем, в особенности в том, что касалось политической экономии, истории и промышленности, а также в вопросах организации и тактики пролетарской партии, были и такие области, в которых их взгляды кардинально расходились, особенно, пожалуй, в области естественной науки и философии природы. Энгельс был в некотором роде дарвинистом (Darwinism) и хорошо знал все, что происходит в современной ему эволюционной биологии. Он видел также, что современный материализм был тесно связан с концепцией эволюции через естественный отбор, а его работа "Введение в диалектику природы" ("Introduction to the Dialectics of Nature"), опубликованная лишь в 1925 г., показывает, что он был очень хорошо знаком с историей развития идеи эволюции. Маркс, напротив, критиковал Дарвина, называя его метод грубым, а выводы - неубедительными. Ему больше по душе была идея француза Пьера Тремо, который большое значение придавал влиянию окружающей среды, что даже побудило Маркса утверждать, что в Гражданской войне в Америке победит Конфедерация южных штатов, поскольку они возникли на лучших землях. Вероятно, более важным является то, что Энгельс самостоятельно сформулировал доктрину диалектического материализма (dialectical materialism) и попытался построить марксизм на фундаменте диалектической философии природы. В "Анти-Дюринге" (1876) Энгельс применяет универсальные диалектические законы к геологии, математике, истории, философии, к самому мышлению и даже к зернам ячменя. При этом тремя основными законами диалектики он считает отрицание отрицания, взаимное проникновение противоположностей и переход количества в качество. Свидетельств тому, что Маркс одобрял такой взгляд, нет. Более того, некоторые современные ученые утверждают, что Энгельс в своих работах так представлял диалектику и делал такие выводы, с которыми Маркс никогда не смог бы согласиться. Влияние Энгельса на марксизм во многом объясняется еще и тем, что он стал редактором произведений Маркса, изданных посмертно.

ЭНТРИЗМ

ЭНТРИЗМ - (entryism) Тактика экстремистских партий, стремящихся прийти к власти путем тайного внедрения в партии более умеренные, пользующиеся доверием избирателей. Внутри этих партий они сохраняют собственную организацию, публично отрицая наличие "партии внутри партии". "Энтризм" наиболее актуален для партий, действующих в двухпартийных мажоритарных системах. В мажоритарной системе, подобной британской, левее Лейбористской и правее Консервативной партии настоящей политической жизни нет, что и вызывает у экстремистских партий желание внедриться либо в Лейбористскую, либо в Консервативную партию. В пропорциональных системах цена внедрения в политическую систему ниже. Коммунистическая (сталинистская) и троцкистская партии в течение многих лет практиковали внедрение в Лейбористскую партию (Великобритания), которая формально была создана в 1920-х гг. как антикоммунистическая. Коммунисты пытались попасть в эту партию в 1940-х - начале 1950-х гг., во время "холодной войны" (Cold War). Начиная с 1960-х гг. главная опасность внедрения исходила от различного рода троцкистских группировок, из которых наибольший ущерб причинила т.н. "Воинствующая тенденция" (Militant Tendency). Попытки практиковать "энтризм" возможны также там, где экстремистские партии правого толка (фашистские или расистские), подобным же образом пытаются внедриться в консервативные христианско-демократическое партии. Внедрение фашистов и расистов в Консервативную партию периодически происходило и в Британии. В Германии отмечались попытки неонацистов внедриться в Христианско-демократический союз.

ЭТАТИЗМ

ЭТАТИЗМ - (statism) (участие государства в управлении хозяйством), Государственное руководство экономической и социальной жизнью и контроль над ней. Экономические цели этатизма заключаются в содействии индустриализации и защите национальной экономики от иностранной конкуренции. На практике это означает мобилизацию ресурсов для капиталовложений в государственные предприятия, централизованное экономическое планирование, регулирование состояния и условий занятости, а также иные виды вмешательства в рынок, приводящие к изменению цен. В политическом плане этатизм может привести к усилению законности в стране. Стимулируемый скорее национализмом, чем социализмом, этатизм сочетается с государственным капитализмом. В 1980-х гг. доктрины экономического либерализма и реформы структурной адаптации (structural adjustment) поставили под сомнение некоторые положения этатистской традиции во многих странах Латинской Америки и Африки. Французы часто называют этатизм dirigisme и étatisme, ведь Франция, как и Япония, является классическим примером этатизма среди наиболее развитых стран.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - (ethnicity) Единственное рабочее определение этнической общности подразумевает осознание людьми общности их происхождения и традиций. Греческое слово ethnos переводится и как "племя", и как "нация", и его можно понимать как нечто стоящее между этими двумя понятиями. Ethnicity - это принадлежность к какой-либо этнической группе. Однако на вопросы, что такое этническая группа и чем она отличается от любой другой подобной группы, простых ответов нет. Этнические группы - это не народы, поскольку этническую общность можно определить более точно и обобщенно логически обособить. Сербы такие же славяне, как хорваты, а иудей может быть как черным, так и белым. Да и принадлежность к этнической группе не обязательно соотносит индивида с определенной территорией, как это происходит в случае с национальностью. Тем не менее "этническим конфликтом" можно назвать конфликт и между нациями или расами, и между религиозными группами. Этнические конфликты в Северной Ирландии (между католиками и протестантами), в Ливане (между арабами, христианами и мусульманами) и на Балканах (где православные сербы отличаются от хорватов-католиков и от мусульман в основном по религиозным признакам) в первую очередь идентифицируются по религиозной принадлежности сторон. А вот, например, для басков, валлийцев или грузин более важным признаком "этничности", чем национальность или религия, является язык. И наконец, не имеет значения, считается ли общность происхождения и традиций, упомянутых в начале статьи, объективной реальностью или "надуманными", "подобранными" свойствами. Так что характер осознания людьми своей этнической общности, приводящий к этническому конфликту, всецело зависит от конкретных условий. В Англии или США этническая общность представляется прежде всего как "белые", "кавказские" или "бело-англосаксонские протестантские" группы, отличающиеся от прочих, несмотря на то, что конфликты, носящие наиболее экстремистский характер, в континентальной Европе происходят именно среди "кавказцев". В Австралии принято говорить об "англо-кельтах", поскольку считается, что между австралийцами, выходцами с Британских островов, и "новыми австралийцами", пришельцами из других мест, существует большие различия. Однако на самих Британских островах, например в Белфасте или Глазго, наиболее острые этнические конфликты вспыхивают именно между "англами" и "кельтами". Этническая общность остается одним из наиболее неуловимых и загадочных явлений социальных структур, но в то же время и одним из наиболее фундаментальных и важных.

ЭФФЕКТ ШЛЕЙФА

ЭФФЕКТ ШЛЕЙФА - (coat-tail effect) Способность кандидата, озглавляющего партийный список, обеспечить избрание в руководящий орган менее значительных кандидатов от его партии, также включенных в бюллетень. Эффект "шлейфа" может быть негативным в том случае, если непопулярный кандидат, возглавляющий партийный список, станет помехой для других кандидатов его партии.

Предыдущая страница Следующая страница