Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "С" (часть 5, "СТО"-"СЪЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СТО"-"СЪЕ")

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ - (Stoicism) Написанное с заглавной буквы, это слово обозначает философию Зенона (около 300 г. до н.э.) и его последователей. Стоики считали, что все в мире предопределено необходимостью и ко всему поэтому надо относиться спокойно. Это последнее положение связывает стоицизм как философское понятие с общепринятым значением этого слова.

СТОП-ГОУ ПОЛИТИКА

СТОП-ГОУ ПОЛИТИКА - (stop-go), см.: Цикл "подъем-спад".

СТОРОННИКИ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

СТОРОННИКИ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ - (Militant Tendency) Политическая партия троцкистской направленности. Начиная с 1950-х гг., когда она была известна под названием "Революционная социалистическая лига", неотступно следовала по пути внедрения (entryism) в британскую Лейбористскую партию (Labour Party) с целью влияния на ее политику. К 1970-м гг. ей удалось проникнуть в ряд местных организаций Лейбористской партии (особенно в районе Мерси), а также в национальную молодежную организацию Лейбористской партии и установить контроль над их деятельностью. "Сторонники" отрицали, что являются организацией и утверждали, что они являются всего лишь просто неформальной группировкой близких им по взглядам марксистов и борются за социализм внутри Лейбористской партии. Пик деятельности "Сторонников активных действий" пришелся на 1980-е гг., когда организация насчитывала около 50 000 членов. Ее деятельность сосредоточилась на узком спектре проблем экономики и "рабочего класса" (к примеру, проблема национализации "200 крупнейших монополий"). Суть ее тактики состояла в том, чтобы побудить партию к прямым выступлениям в поддержку целого ряда промежуточных требований, которые заранее были обречены на провал и могли привести лишь к усилению откровенно антидемократической деятельности. В Ливерпуле, например, где под контроль организации попал городской совет, ее программа состояла из следующих пунктов: нет - повышению арендной платы для арендаторов - членов совета; нет - повышению платы за услуги и нет - сокращениям списка предоставляемых городом услуг, а это неизбежно ставило город на грань хаоса и de facto банкротства. До 1981 г. Лейбористская партия не предпринимала никаких мер против организации "Сторонники активных действий". Лишь после выборов 1983 г. редакционный совет "сторонников" был исключен из партии, однако сами они продолжали господствовать в партийной организации Ливерпуля и по-прежнему имели три места в парламенте. В 1986 г. исключения прокатились более широкой волной, и лидер Лейбористской партии Нейл Киннок выступил на партийной конференции с открытой критикой ливерпульского городского совета. К выборам 1992 г. "Сторонники активных действий" лишились мест в парламенте и их влияние в партии сошло на нет.

СТОЯТЬ НА РЕШЕННОМ

СТОЯТЬ НА РЕШЕННОМ - (stare decisis) Латинское выражение, означающее: "(неукоснительно) придерживаться прошлых решений". Служит основанием для применения прецедента в области права, когда судебная практика рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОННАЯ ИНИЦИАТИВА

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОБОРОННАЯ ИНИЦИАТИВА - (Strategic Defense Initiative) См.: "холодная война" (Cold War).

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ - (strategic weapons) В военной терминологии слово "стратегический" относится к генеральному плану сражения, "тактический" - к более мелким вопросам ведения боя. В период "холодной войны" (Cold War) выражение "стратегическое оружие" на языке Америки и НАТО (NATO) означало межконтинентальное ядерное оружие, способное преодолеть расстояние между США и СССР. Ему противопоставлялось тактическое ядерное оружие (или оружие театра военных действий), средняя дальность действия которого ограничивалась территорией Европы, а также ядерное оружие с ближним радиусом действия. Эти различия отражали главным образом позицию американцев, которые хотели знать, какое оружие способно поразить США, а какое действует в пределах Европы. Вне этого контекста различие в значениях "стратегический" и "тактический" теряет смысл, что даже привело к возникновению проблем на переговорах по контролю над вооружениями, когда СССР рассматривал ядерное оружие среднего радиуса действия, размещенное в Европе и способное достичь его территории, как "стратегическое".

СТРАТЕГИЯ

СТРАТЕГИЯ - (strategy) От греческого strategos - военное искусство. В теории игр "стратегический" и "тактический" имеют разные значения (см.: стратегическое оружие). Стратегия - это план ведения игры при любом возможном ходе другого игрока (других игроков). В игре любой степени сложности количество возможных стратегий определяется астрономическим числом. Даже в самой обычной игре типа "крестики -нолики" в распоряжении первого игрока находятся девять начальных ходов, отвечающих правилам игры. На каждый из восьми возможных ответных ходов второго игрока первый имеет семь возможных вариантов; таким образом, только для первых двух ходов насчитываются 504 стратегии, а для законченной игры их общее число 20 160 (9 - 8 - 7 - 6 - 5 - 4 - 3). Большинство этих стратегий будут, конечно же, предельно глупыми, а многие из них окажутся в итоге одинаковыми вследствие ротационной симметрии игры. Однако данный пример показывает, что при анализе стратегий необходимо безжалостно исключать все кроме мизерного числа. Обычно это достигается с помощью вопроса: какая стратегия будет лучшей против лучшей из возможных стратегий противника (противников)? Если стратегия каждого из игроков такова, что никто из них не может улучшить свои шансы путем одностороннего отказа от своей стратегии, считается, что игра находится в состоянии равновесия (еquilibrium), а стратегии игроков называются стратегиями равновесия.

СТРУКТУРАЛИЗМ

СТРУКТУРАЛИЗМ - (structuralism) Теория, в соответствии с которой структура системы или организации более важна, чем индивидуальное поведение ее элементов. Структурное исследование имеет глубокие корни в западной философской мысли и может быть прослежено до трудов Платона (Plato) и Аристотеля (Aristot). Начало современному структурализму, объединяющему различные движения, в т.ч. эпистемологию (теорию познания), было положено швейцарским лингвистом Фердинаном де Соссюром (Saussure). В социальной и политической теории структурализмом называется попытка применить к социальным и политическим явлениям методы структурной лингвистики. Его характерной особенностью является методологическое утверждение, что отдельные элементы любой системы имеют значение только в плане их отношений друг с другом. Соссюра, не пользовавшийся термином "структура" и предпочитавший понятие "система", рассматривал язык как систему знаков, которую следует анализировать синхронно, т.е. изучать как самодостаточную систему в определенный момент времени (а не в историческом развитии). Французский антрополог и социолог Клод Леви-Строс применил эпистемологию Соссюра к социологии. Он утверждал, что анализ должен приводить к разработке модели, выявляющей основополагающие структурные механизмы, управляющие поверхностными явлениями общественной жизни. Открытые им "бессознательные психические структуры", как считал он сам, лежат в основе всех человеческих институтов. Структурализм оказал большое влияние на политическую науку и исследования в области международных отношений. Особенно заметно он проявился в структуралистском марксизме (Marxism) и в критических реалистических философских течениях социологии, которые нередко утверждают, что теория эксплуатации Маркса (Marx) является примером действия в обществе, лежащего в основе (явлений) причинного механизма. В международных отношениях термин "структурализм" имеет два значения. Под латиноамериканским структурализмом понимают пользующиеся большим влиянием доктрины, разработанные Пребишем (Prebissh) и Экономической комиссией ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). Пребиш не только предлагал меры в защиту национальных стратегий индустриализации с целью замены импортных товаров отечественными, но и выступал за региональную интеграцию и международную кооперацию экспортеров первичной продукции. Эта политическая установка и лежащий в ее основе анализ стали официальной доктриной Третьего мира (Third World) благодаря работе Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), созданной в 1964 г. во главе с Пребишем в качестве председателя-учредителя. Эту политику надо отличать от гораздо менее благотворных неомарксистских идей латиноамериканской школы зависимости (dependency school). Термин "структурализм" может также относиться к новому направлению в реалистической теории международных отношений, сложившихся под влиянием Кеннета Уолтца. Война и нестабильность не столько следствие испорченной человеческой природы или плохого государственного устройства, сколько результат меняющегося соотношения сил между государствами в анархической международной системе. Более ранние реалистические оценки отдельных государств и их лидеров были объявлены редукционистскими и отвергнуты. Полемика между структуралистами, нередко прибегающими к заимствованиям из микроэкономических теорий, ведется вокруг того, что, по всей вероятности, должно было оказаться более стабильным, - вокруг биполярной и мультиполярной систем.

СТРУКТУРАЦИЯ

СТРУКТУРАЦИЯ - (structuration) Социальная теория, ставящая цель осмыслить значение понятия действия в общественных науках, учитывая при этом важность структурных элементов социальных институтов. В общих чертах подход был разработан социологом Антони Гидденсом и оказал большое влияние на все общественные науки. Опираясь на традиции герменевтики (hermeneutics), функционализма (functionalism) и структурализма (structuralism) - и вместе с тем пытаясь выйти за их границы, - теория структурации старается восстановить в правах значение понятий времени и пространства в социальном и политическом анализах. Центральное понятие теории структурации - дуальность (двоичность) структуры. Все социальные действия происходят в определенной точке времени-пространства и представляют собой умелые, познаваемые достижения людей. Однако эта "познаваемость" всегда "связана" неизвестными условиями и непреднамеренными последствиями действия. Поэтому понятием "дуальность структуры" пытаются выразить идею структуры как средства и одновременно результата практической деятельности, образующей социальные системы. Теория структурации стоит последней в длинном ряду попыток разрешить одну из центральных проблем социального анализа - дилемму между действием и структурой.

СТРУКТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ

СТРУКТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ - (structural adjustment) Перестройка промышленности как результат ослабления протекционистской политики. Программы структурной и секторной адаптации как часть политики Всемирного банка (World Bank), предоставляющего кредиты на определенных условиях, в сочетании с консультациями Международного Валютного Фонда, требуют от правительств согласия на проведение экономических реформ, направленных на развитие сферы предложения и оптимизацию платежного баланса, главным образом путем либерализации и уменьшения государственного вмешательства.

СТРУКТУРНО-ИНДУЦИРОВАННОЕ РАВНОВЕСИЕ

СТРУКТУРНО-ИНДУЦИРОВАННОЕ РАВНОВЕСИЕ - (structure-induced equilibrium) Понятие, подразумевающее, что, поскольку в сложном по составу обществе мажоритарное правило может быть непостоянным (см.: cycle - цикл, spatial competition - теория пространственной конкуренции), стабильность руководства во многих системах объясняется действием институтов, подавляющих постоянно пробивающуюся на поверхность нестабильность. К институтам, способным оказывать такое воздействие, относятся партийная дисциплина в Великобритании и процессуальные нормы Конгресса в США.

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ

СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ - (structural functionalism) Разновидность функционализма (functionalism). Возник на основе исследований социального антрополога Рэдклифф-Брауна. Методически был сформулирован американским социологом Толкоттом Парсонсом. Структурно-функциональный анализ изучает состав и взаимодействие "структур" социальной системы. В данном контексте понятие "структура" прежде всего относится к нормативным образцам поведения (упорядоченным образцам действия в соответствии с нормами), а "функция" объясняет, как эти образцы действуют в качестве систем. Структурный функционализм периодически подвергается критике из-за того, что не учитывает взаимовлияния функции и структур, в результате невозможно последовательно вывести структуру из функции. Это привело к возрождению интереса к соперничающей со структурным функционализмом структурализм (structuralism).

СУАРЕС ФРАНСИСКО

СУАРЕС ФРАНСИСКО - (Suarez, Francis) (1548-1617) Теолог и философ, иезуит. Иногда его называют последним из великих схоластов. Для политической теории интерес представляет вклад Суареса в философию права, и особенно международного. Понятие ius gentium ("право народов"), т.е. право, признанное и одобренное всеми народами, известное также под названием естественного права или, проще, морали, существовало с давних пор. Новым является понятие международного права. Оно возникло в результате расширения границ западного мира благодаря открытиям Колумба, Васко да Гама и др. Теория права Суареса содержится в его "Tractatus de Legibus ac Deo Legislatore". В основном он следует томистской традиции, хотя содержит уточнения, касающиеся закона и прав, естественного права и ius gentium (по Суаресу, неписаный закон или обычай), соотношения между позитивным и естественным правом, уголовным правом и совестью и др. В области международного права Суаресом разработаны условия, при которых война может считаться справедливой и которые ни в чем не уступали другим условиям такого типа, главным образом потому, как он считал, что естественное право определяется конкретными условиями и временем.

СУБСИДИАРНОСТЬ

СУБСИДИАРНОСТЬ - (subsidiarity) В широком смысле - наделение властью самого нижнего звена институциональной иерархии. Принцип субсидиарности сложился в католической социальной теории (КСТ), но похожие принципы можно найти и в кальвинизме (см.: Calvin - Кальвин). Субсидиарность в КСТ предназначалась, с одной стороны, для ограничения влияния правительства и поддержки и защиты частных институтов, в т.ч. и самой церкви, а с другой стороны, для подтверждения правомерности роли самого правительства. Эти представления составляли часть представления об обществе в целом как организме с присущей ему иерархией органов. Позднее субсидиарность использовалась в некоторых федеральных или близких к ним политических системах как полуконституционное понятие, логически обосновывающее распределение полномочий между различными уровнями управления. Там, где это возможно, полномочия вначале предоставляются самым низшим звеньям управления; и только в том случае, если задача не может быть ими должным образом решена, она передается "выше". Именно такая концепция наиболее подходит для политических систем Германии, Швейцарии и Европейского Союза, дающих эмпирический материал для большинства дискуссий по проблемам субсидиарности. Полемика в ЕС показала, что субсидиарность представляет собой спорное по своей сути понятие: то, что одному кажется всего лишь вопросом местного значения, для другого - дело, касающееся всего Союза. Примерами могут служить условия труда или транспортировки животных. Не будучи несовместимым с определением, даваемым КСТ, понятие субсидиарности, используемое при обсуждении проблем федерализма, не обязательно базируется на органической концепции общества, поскольку все внимание сосредоточивается исключительно на институтах управления.

СУВЕРЕНИТЕТ

СУВЕРЕНИТЕТ - (sovereignty) Право на полное политическое верховенство, не подчиненное какой-либо более высокой власти, при принятии и проведении в жизнь политических решений. В системе международных отношений суверенитет - это право государства (state) на полное самоуправление, а взаимное признание прав на суверенитет является основой международных отношений (international society). Суверенитет - это обратная сторона международной анархии: если государства претендуют на суверенитет, то система международных отношений по определению становится анархичной. Суверенитет не следует путать со свободой действия: суверенные действующие лица могут быть вынуждены осуществлять свободу принятия решений в рамках обстоятельств, резко ограниченных неравенством сил. Доктрина суверенитета возникла в период трансформации средневековых государств Европы в современную систему государств, - период, достигший кульминации в Вестфальском договоре 1648 г. В какой-то степени появление концепции суверенитета шло параллельно с появлением идеи частной собственности (property); в обоих случаях акцент делался на исключительных правах одного субъекта в отличие от средневековой системы расплывчатых и многоступенчатых политических и экономических прав. В рамках государства суверенитет означал восхождение монарха на вершину абсолютной власти, в отличие от соперничающих феодальных претендентов, таких, как аристократия, папство и Священная Римская империя. В международном плане суверенитет служил основой для признания правового равенства и тем самым основой для дипломатии и международного права.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - (judiciary) Совокупность судей в стране. Политические дискуссии о них обычно затрагивают четыре основные темы. 1. Независимость суда. Обычно для власти закона существенно, чтобы судей не могли сменять по минутной прихоти исполнительной либо законодательной власти. Как правило, это гарантировано в Конституции. К примеру, в ст. III Конституции США говорится, что "судьи судов как высшей, так и низшей инстанции исполняют свои обязанности при хорошем поведении и в установленное время получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено в течение всего времени их пребывания в должности". Сходный порядок определен и в Великобритании, где жалованье судьям выплачивается из фонда, неподконтрольного парламенту. Политики имеют право в значительной степени контролировать судей. Известны попытки американских президентов назначить членами Верховного суда тех, кто, по их мнению, будет поддерживать их политику: в равной степени известно и то, как часто их ожидало разочарование. Президент Эйзенхауэр, говорят, назвал назначение Эрла Уоррена Верховным судьей "самой идиотской из всех мною сделанных ошибок". См. также: гражданские права, судебный активизм. 2. Судебный надзор за законодательством. Писаные конституции дают право определять конституционность законов обычным судам, особым Конституционным судам или (во Франции) Конституционному Совету (Conseil Constitutionnel). По контрасту, английский принцип парламентского суверенитета (parliamentary sovereignity) не дает судьям права надзирать за конституционностью законов, а позволяет им всего лишь провозглашать, чтó законы в действительности означают. В некоторых случаях, как в постановлении Арбитражного суда о правах и обязанностях Пограничной комиссии (Boundary Commission) 1983 г., это может привести к тому, что законам будет придаваться смысл, отличный от того, какой стремился придать им парламент. 3. Судебный надзор за действиями исполнительной власти. Конституция США наделила Конгресс правом "регулировать торговлю с зарубежными странами, между несколькими штатами и с индейскими племенами", вследствие этого суды были вовлечены в регулирование актов исполнительной власти и деятельности ведомств, занятых торговлей между штатами. Большинство судебных систем (в данном случае включая и британскую) наделены сходным правом. (См. также: административное право (administrative law)). В настоящее время в Великобритании пострадавшая сторона, как правило, требует судебного надзора за действиями исполнительных властей. Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) тоже может вынести решение против действий исполнительных властей в Соединенном Королевстве. 4. Ее социальные истоки. Доводы против предоставления большей независимости судебной власти - особенно в Великобритании - обосновываются тем, что судьями становятся представители определенного социального слоя, от которого трудно ожидать справедливого рассмотрения дел в отношении бедных и этнических меньшинств и (или) симпатии которого лежат на стороне индивидуализма в ущерб коллективизму. То, что судьи составляют узкий социальный слой, отрицать невозможно, особенно в Великобритании, где они отбираются только из рядов барристеров (адвокатов) и где комплектование барристеров дело весьма своеобразное, даже по британским меркам. Однако до сих пор не удавалось достаточно убедительно доказать, что судебная власть систематически оказывается предубежденной в этом отношении.

СУДЕБНЫЙ АКТИВИЗМ/ СУДЕБНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

СУДЕБНЫЙ АКТИВИЗМ/ СУДЕБНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ - (judicial activism/judicial restraint) Противоположные течения судебной мысли в Соединенных Штатах. Придерживающиеся идеи судебного ограничения утверждают, что роль судей должна быть строго ограниченной: их дело "озвучивать" только то, что гласит закон, оставляя все связанное с созданием закона тем, кому его создавать надлежит: законодательный и исполнительной властям. Более того, судьи ни при каких обстоятельствах не должны позволять, чтобы на их решения влияли их политические убеждения и предпочтения. Данное направление исходит из того, что "изначальное намерение" авторов Конституции и поправок к ней познаваемо и суды должны руководствоваться им. Для тех, кто придерживается типичных в последнее время для консервативных республиканцев взглядов, судебный активизм Верховного суда США, возглавлявшегося в 1953-69 гг. Эрлом Уорреном, был возмутительным нарушением закона. Целая серия вызвавших ожесточенную полемику решений Уоррена, касавшихся таких вопросов, как сегрегация в образовании, законодательное перераспределение (мест в законодательных собраниях и т.п.), права подозреваемых в совершении преступлений, способствовала эффективному формированию политики в важных сферах общественной жизни. Поступая так, утверждали его критики, суд нарушал и принцип разделения властей, и принцип федерализма, а также осознанно привносил в судебные решения собственные политические пристрастия. Президенты, отдававшие предпочтение судебному ограничению (например, Ричард Никсон, Рональд Рейган и Джордж Буш), стремились не допускать подобных ситуаций и добиваться назначения на федеральные должности "жестких конструктивистов", хотя сами не всегда достаточно ясно отличали судебное ограничение от политического консерватизма. "Жесткие конструктивисты" полагали, что судьи, трактуя Конституцию, должны придерживаться рамок "изначального намерения". В крайнем своем выражении данная позиция вызывает ряд затруднений. Отнюдь не легко установить, каковы были намерения законодателей-составителей, и во всяком случае Конституция может предложить лишь общие рамки, намеченные более двух веков назад для существенно иного общества. Не отступать от намерений творцов Конституции - значит отрицать возможность конституционного развития с учетом реалий современного мира, что требуется любому старинному акту, любой старинной норме. И все же, сделайся судебный активизм неограниченным, сама Конституция потеряла бы всякий смысл.

СУДЕБНЫЙ НАДЗОР

СУДЕБНЫЙ НАДЗОР - (judicial review) Право осуществлять проверку законодательных и исполнительных актов и аннулировать те из них, которые противоречат Конституции. Применяется в ряде стран, в т.ч. в Австралии, Пакистане, Японии, Индии, Германии, Италии и Соединенных Штатах. Судебный надзор даже не упомянут в Конституции США, не обсуждался он и на Конституционном Конвенте в 1787 г. Между тем высказывалась мысль, что данная практика восходит к колониальному периоду, когда Тайный совет в Лондоне, по существу действуя как апелляционный суд последней инстанции, принял на себя право отменять колониальное законодательство, не соответствовавшее английской Конституции. Право на осуществление судебного надзора федеральной судебной властью напрямую утверждалось Александром Гамильтоном (Hamilton) в 78-м выпуске "Листка" (см. "Federalist Papers"), где сказано: "Толкование законов является надлежащей и специфической сферой деятельности судов. Конституция на деле рассматривается и должна рассматриваться судьями как основной закон. Следовательно, это их дело - устанавливать ее смысл, равно как и смысл любого частного закона, выработанного законодательным органом". Принцип судебного надзора был уточнен и утвержден в одном из самых известных решений Верховного суда - "Марбери против Медисона" (1803), когда часть Закона о федеральном судоустройстве 1789 г. была признана неконституционной. Верховный судья Джон Маршалл от имени суда заметил: "Конституция организует власть и наделяет различные ведомства соответствующими полномочиями? Полномочия законодательной власти определены и ограничены, Конституция затем и пишется, чтобы ограничения эти не становились поводом для ошибок и чтобы они не забывались. Для чего же ограничиваются полномочия, для чего же ограничение закрепляется в письменном виде, если границы эти в любое время могут быть нарушены как раз теми, кого должны ограничивать?.. Слишком очевидное предположение, чтобы его оспаривать: Конституция берет под контроль любой законодательный акт, который ей противоречит? Особо важная сфера деятельности и долг судебного ведомства в том, чтобы говорить, что есть закон". Теоретически во всем этом много здравого смысла. Основатели американской политической системы стремились создать властную структуру из размежеванных, ограниченных властей, и вообще можно сказать, что цель Конституции состояла в том, чтобы обеспечить соблюдение должным образом этих размежеваний и ограничений. Верховенство Конституции над законодательными актами при такой системе не может отрицаться, а потому внушает доверие довод, что в спорных случаях решения о конституционности законодательства должны выносить федеральные суды. На практике, между тем, подобные меры порождают существенные затруднения. Судей зачастую отбирают по политическим мотивам и многие из них незамедлительно привносят свои собственные политические предпочтения в процесс принятия (ими же) судебных решений. Беда не была бы столь велика, не будь Конституция таким кратким, неопределенным документом, вызывающим множество толкований и глубокие разногласия. Некоторых наблюдателей беспокоит и то, что судебный надзор позволяет не избранным, а назначенным пожизненно судьям становиться верховными арбитрами процесса выработки государственной политики, способными не считаться даже с желаниями большинства, что нарушает основной принцип либеральной демократии. На подобные сетования можно возразить, что федеральные суды не свободны от волеизъявления народа. Процесс назначения, например, дает выборным официальным лицам возможность оказывать воздействие на судебную власть: президент назначает федеральных судей по представлению и с согласия Сената. Более того, как заметил Гамильтон в 78-м выпуске "Листка федералиста", включенные в Конституцию сдержки и противовесы обеспечивают такое положение, при котором суды составляют "наименее опасную" ветвь власти. Так, рамки применения права Верховного суда на пересмотр решений нижестоящих судов зависят от воли Конгресса, и так как последний обладает властью кошелька, а исполнительная власть - силой меча, у суда нет средств принудить к исполнению своих решений. Имеет значение и то, что Верховный суд демонстрировал способность пересматривать и отменять прежние решения, которые больше не пользовались поддержкой общества. К тому же судей можно отрешать от должности или сводить на нет их решения в процессе принятия поправок к Конституции.

СУННИЗМ

СУННИЗМ - (Sunnism) Одно из двух основных направлений ислама. Сунниты, как и шииты (Shiism) признают истинность содержащегося в Коране пророческого откровения и считают, что именно они придерживаются сунны (sunna) и традиции пророка Мухаммеда, изложенной в хадисах (hаdiths - изречения и деяния Мухаммеда). У шиитов есть свои собственные сунны и хадисы Мухаммеда. Суннизм и шиизм раннего периода расходились по вопросу о преемственности и способе выбора носителя власти - имама-халифа. Сунниты признают законными первых четырех халифов (преемников Мухаммеда). Что касается преемственности власти в Иmma (мусульманской общине), - тема, наложившая большой отпечаток на более позднюю теологию, - первоначально сунниты признавали имамом любого человека из рода Мухаммеда, единогласно одобренного общиной или ее представителями. Впоследствии они стали признавать главой общины любого человека, кто бы он ни был и каким путем ни становился имамом. Исконные верования мусульман основаны на Коране и суннах пророка Мухаммеда и главным образом относятся к Богу, Мухаммеду и умма. К XIII в. было достигнуто согласие относительно этих верований. Помимо этих коренных верований суннизм содержит самые разные толкования и точки зрения. Рассуждая об этом, следует помнить, что ислам строго монотеистичен. Коран ясно говорит о Боге и Его единстве. О том, что касается отношений между Богом и человеком, в Коране сказано неопределенно. При исследовании единства Бога и Его отношений с человеком в центре внимания суннитов находятся имманентность и трансцендентальность Бога. Одной из попыток прояснить это стала суфистская (мистическая) традиция, выражающая страстное стремление человека к общению с Богом и к любви к Нему. Иной ответ на этот (и менее важные вопросы, не освещенные в Коране) находят в хадисах - основном источнике детальной разработки тех вопросов, о которых в Коране умалчивается, либо говорится слишком туманно. В результате сунна Мухаммеда стала источником права. Этот ответ, суть которого - строгая приверженность закону, возник в результате поиска истины или просвещения на основе священных источников, что породило разнообразие религиозно-правовых школ. В итоге их число сократилось до четырех, и все они в равной мере признаются суннитами. Эти школы разработали мусульманское право - шариат (Shari'a - прямой путь) и дали его толкование. Школа ханафитского права придерживается мотивировок логического заключения и суждения по аналогии, разрешает использовать обычное и светское право, что делает ее более гибкой и соответствующей мирским потребностям (ханафитское право официально признавали османский и могольский султаны, а также многие другие мусульманские государства). Школа права Малики отвергает умозрительное толкование Корана, допускает, хотя и в более ограниченных пределах, нежели ханафиты, применение логики и суждение по аналогии; распространена главным образом в Африке. Школа права Шафи'и использует методологию усуль аль-фикх (usul al-fiqh - "корни юриспруденции"), позволяющую спокойно применять иджтихад (ijtihad) - способность и право выносить собственные решения по важным вопросам религиозной и общественной жизни на основе Корана и сунны. Оно также допускает суждения по аналогии, основанные на методологии фикха; распространено на арабском побережье Африки, в Южной Индии и Индонезии. Школа права Ханбали отличается строгим соблюдением терминологии Корана и хадисов, ограниченным применением иджтихада и рассуждения по аналогии; преобладает в Саудовской Аравии. Таким образом, в суннизме существует несколько толкований, образующих его ядро, от которого отходит ряд разнообразных, противоречащих друг другу ответов и институтов, указывающих не только на неоднородность религии, но и на ее гибкость и терпимость. См. также: shiism (шиизм), islamic politics (исламская политика), islamic fundamentalism (исламский фундаментализм), fatwa (фетва).

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН - (Sun Yatsen) (1866-1925) Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун. В 13 лет уехал к своему старшему брату на Гавайи, учился в западных школах, оттуда отправился в Гонконг, где получил ученую степень по медицине. Переживая из-за упадка в Китае, организовал небольшое общество - "Синчжунхой" ("Xing Zhong Hui" - "Союз возрождения Китая"), носившее умеренно реформистский характер. Однако разгром в 1898 г. Движения за реформу и казнь некоторых его руководителей по приказу вдовствующей маньчжурской императрицы побудили Сунь Ятсена, как и многих других, встать на революционный путь. Он организовал новую группу - "Тунмэнхой" ("Tongmeng Hui" - "Общество Союза"), которая пользовалась поддержкой китайских эмигрантов (через южные тайные общества) и молодых китайских интеллигентов, особенно тех, кто учился в Японии. Реформы, предпринятые маньчжурскими властями усилили оппозицию китайцев как противостоящую маньчжурам силу, что вызвало рост недовольства среди китайской мелкопоместной аристократии. В 1911 г. после десяти неудачных попыток, организованных Сунь Ятсеном и его соратниками, произошло восстание, завершившееся успехом. Маньчжуры отреклись от власти, была провозглашена Китайская республика и Сунь Ятсен был избран временным президентом. Вскоре его сменил Юань Шикай - личность гораздо более известная и достаточно консервативная. С ликвидацией центрального значения, придававшегося имперской властью проблеме лояльности, Китай распался на части. Задача Сунь Ятсена состояла в воссоединении страны, что он полагал сделать путем создания националистической демократии. В 1923 г., отчаявшись получить помощь от западных держав, обратился к СССР. Он заключил союз с недавно созданной Коммунистической партией Китая (в то время очень малочисленной, но пользовавшейся поддержкой России), на ленинских принципах перестроил свою партию и принял радикальную программу. Когда он умер (1925), Китай еще не стал единым, однако он жил в созданной Сунь Ятсеном атмосфере новых политических целей и ожиданий. На его наследие претендовали как националисты, так и коммунисты. Политические идеи и программа Сунь Ятсена были преданы гласности в серии лекций под названием "Три принципа народа" - национализм, демократия и жизнеспособность. Сунь Ятсен не создал последовательную философскую систему, его взгляды отличались противоречивостью. Он был убежден, что западные идеи свободы и равенства в тот момент неприемлемы для Китая. Раз Китай, полагал он, не пострадал от крайностей самодержавия, значит, там необходимости в свободе. Проблема заключается скорее в избытке свободы, ведь китайский народ волен игнорировать призывы к национальной солидарности: "Мы ни в коем случае не должны давать индивиду больше свободы; давайте вместо этого обеспечим свободу нации". Сунь-Ятсен доказывал также, что Китаю не нужно равноправие - число помещиков и капиталистов невелико, а аристократии нет вовсе. По его словам, в Китае нет богатых и бедных, есть только бедные и беднейшие. Тем не менее он открыто заявлял о приверженности демократии и даже провозгласил права отзыва или отмены (путем референдума) законодательной инициативы и созыва референдума. Он выдвинул программу "опекаемого" развития демократии, начиная с уровня деревни и завершая созданием национального парламента. Сунь Ятсен считал коммунизм делом бесперспективным, поскольку тот выражал "патологию конкретного общества", и в то же время утверждал, что разработанный им "принцип жизнеспособности" представляет "коммунизм на практике", при этом его планы экономической реконструкции Китая носили весьма радикальный характер. Прибыль, получаемая за счет роста стоимости городских земель, должна была инвестироваться в финансируемую государством промышленность, тогда как более низкая арендная плата за сельскохозяйственные земли и большие гарантии землевладельцам прокладывали путь к перераспределению земли. Говоря о китайской культуре, он заявлял, что мораль в Китае находится на более высоком уровне, чем на Западе, но признавал, что "в плане действия китайцы менее активны", чем иностранцы. Преемник Сунь Ятсена, Чан Кайши, обычный солдат, поощрявший китайских фашистов ("голубые рубашки"), не пытался всерьез использовать идеологию Сунь Ятсена до тех пор, пока поражение не отрезвило его и его власть не оказалась ограниченной территорией Тайваня. Проведенная там земельная реформа с выплатой компенсаций землевладельцам, государственный контроль над развивающейся промышленностью и поддержка частного предпринимательства в сочетании с однопартийной системой, деспотичной по отношению к индивиду, но живо откликавшейся на интересы крестьян, породило экономическое чудо, тем более загадочное, что быстрый рост сопровождался резким сокращением неравенства доходов. Идеи Сунь Ятсена, по всей видимости, получили подтверждение, и это не прошло бесследно для китайцев, считавших, что модернизация традиционного уклада лучше, чем отказ от него во имя коммунизма или западной демократии.

СУПЕРИГРА

СУПЕРИГРА - (supergame) Серия повторов одной и той же игры теми же игроками. Имеет особенно важное значение в дилемме заключенных (prisoners' dilemma) и детских играх на проверку смелости "Цыпленок" (chicken games), где она может (хотя и необязательно) привести к равновесию взаимодействия, которого благоразумным игрокам не удается достичь в одноразовой игре. Хорошо известно использование суперигры "дилемма заключенных" Р. Аксельродом в "Evolution of Cooperation" (1984). Аксельрод предполагает, что такие явления, как негласное соглашение между союзными и немецкими войсками ("Живи сам и дай жить другим") на Западном фронте во время 1-й мировой войны и некоторые формы взаимодействия среди животных, могут рассматриваться как случаи равновесия в суперигре.

СУФРАЖИСТКА

СУФРАЖИСТКА - (suffragette) Участница движения за равноправие женщин (в Англии), особенно за предоставление им избирательных прав. После попытки Дж. С. Милля (Mill) ходатайствовать о внесении положения о всеобщем избирательном праве во Второй Билль о реформе в 1867 г. стали создаваться общества, агитировавшие за распространение избирательного права на женщин, однако суфражистки мало преуспели в своих попытках убедить в этом членов парламента. В 1903 г. Эмилия Пэнкхорст основала Общественный и политический союз женщин, допускавший, в отличие от суфражисток, ратовавших за мирные методы, применение насильственных средств, включая демонстрации, срыв дебатов в Палате представителей и публичных собраний, а также уничтожение имущества. После неудачной попытки принять в 1911 г. закон о предоставлении женщинам избирательных прав суфражистки все чаще стали прибегать к насильственным методам, а оказавшись в тюрьмах, устраивали голодные забастовки. В 1913 г. Эмилия Дэвисон покончила жизнь самоубийством, бросившись на скачках Дерби под королевскую лошадь. Удалось ли движению суфражисток способствовать борьбе за предоставление женщинам избирательных прав - вопрос спорный, но очевидно, что практикуемое ими насилие оттолкнуло от них умеренных сторонников. Гораздо более важную роль в борьбе за равноправие женщин сыграла 1-я мировая война, доказавшая, что женщины способны выполнять ту же работу, что и мужчины. Вскоре после войны (1918) состоялось представление Закона об избирателях, предоставившего право голоса женщинам старше 30 лет.

СУЭЦКИЙ КРИЗИС

СУЭЦКИЙ КРИЗИС - (Suez crisis) Двадцать шестого июля 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер, в ответ на отказ Великобритании и США финансировать строительство Асуанской плотины, заявил, что его правительство собирается национализировать Суэцкий канал. Это привело к совместному вооруженному нападению на Египет Великобритании, Франции и Израиля. Премьер-министр Великобритании Энтони Иден опасался известной всем приверженности Насера арабскому национализму и испытывал к нему глубокую личную неприязнь, видя в нем нового Гитлера. Желая свержения Насера, он считал, что это станет возможным в результате военной операции, которая установит контроль над каналом военным путем. Франция, также встревоженная ростом арабского национализма, согласилась на совместную военную операцию. Однако действия египетского правительства не противоречили международному праву, поэтому англичанам и французам надо было найти casus belli (повод к войне). Это привело к секретному сговору с Израилем, который решил вторгнуться на Синайский полуостров и продвигаться в направлении Суэца, тем самым давая Англии и Франции возможность оправдать свои действия угрозой судоходству по каналу. 30 ноября израильтяне напали на Египет, а 4 ноября на его территории высадились английские вооруженные силы. В военном отношении операция прошла успешно, а в политическом - привела к катастрофическим последствиям. Стало совершенно очевидно, что объявленные причины вторжения вымышленны и служили лишь для оправдания военных действий. Это повлекло за собой раскол между Великобританией и США, т.к. президент Соединенных Штатов Эйзенхауэр был против любых военных действий. США прибегли к сильному дипломатическому давлению и, когда перед Англией встала проблема продолжения артиллерийского обстрела, угрожавшего ее главным силам, США прекратили оказание помощи вплоть до полного вывода войск с египетской территории. Унизительная ситуация, возникшая в связи с провалом Суэцкой кампании, заставила Энтони Идена уйти в отставку. Во Франции причиной провала считали двуличную политику Великобритании и США. Эти события стали одной из причин краха Четвертой республики в 1958 г. Израиль вынужден был уйти с Синайского полуострова. А. Насер стал героем арабской оппозиции Западу (West). Преемнику Идена Гарольду Макмиллану удалось восстановить англо-американские отношения, а Суэцкий кризис стал символом ослабления позиций Англии в послевоенном мире и возросшей экономической мощи Америки.

СЪЕЗД

СЪЕЗД - (convention) 1. Собрание людей, объединенных общим интересом или целью, например намерением создать конституцию. См. также партийный съезд. 2. Общепринятая или широко применяемая практика, обычно без каких-либо письменных предписаний, а иногда и без (официальных) санкций. Обычаи, регулирующие вопросы собственности и управления, занимают особо важное место в трудах Юма (Hume), поскольку они позволили ему объяснить политические институты, не прибегая к дискредитированной (с его точки зрения) теории общественного договора (social contract). Обычаи имели также важное значение для авторов анархистского (anarchist) толка как примеры социального взаимодействия при отсутствии принуждения. Неписаную конституцию Соединенного Королевства часто характеризуют как основанную на обычае, допускающем или не допускающем определенные действия. Это означает не столько то, что такая практика широко распространена (тому может быть немного примеров), сколько то, что существует общая тенденция следовать прецедентам. Динамика развития обычаев привлекает внимание социологов и философов, т.к. обычаи представляют социальное взаимодействие на добровольной основе. См. также природа.

Предыдущая страница Следующая страница