Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СТА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СПЕ"-"СТА")

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ - (select committee) Законодательные комитеты, обсуждающие сложные проблемы и (или) контролирующие исполнительную власть по вопросам, выходящим за рамки законодательства. В Палате общин Великобритании Комитет по исполнению государственного бюджета, в функции которого входит надзор за денежными ассигнованиями парламента, был создан в 1861 г., а система двенадцати (позже четырнадцати) специальных комитетов по делам министерств существует с 1979 г. Палата лордов давно имеет специальные комитеты по процедурным вопросам, в 1974 г. она образовала Комитет по европейским сообществам, в 1977-м - по науке и технологии. Специальным комитетам Палаты общин по делам министерств поручено "рассматривать расходы, деятельность и политику основных министерств? и относящихся к ним государственных органов". Они могут получать письменные и устные показания от свидетелей, обсуждать их и составлять для палаты доклады с рекомендациями. Состав комитетов определяется пропорционально численности партий в Палате общин. Члены комитетов, как правило, выполняют свои функции в течение всего срока работы парламента и пытаются действовать независимо от партийной принадлежности. На посты председателей часто избираются представители оппозиционных партий. Специальные комитеты критикуют за отсутствие информации при подготовке запросов. Лишь Комитет по исполнению государственного бюджета имеет информативную базу, достаточную для работы с Национальным ревизионным управлением. Правила Осмозерли (названные по имени составившего их гражданского служащего), устанавливающие, что могут и чего не могут говорить гражданские служащие на заседании специального комитета, предусматривают сохранение в тайне всего, что происходит в недрах министерско-бюрократической системы. Кроме того, доклады специальных комитетов не обязательны для исполнительной власти. Защитники статус-кво подчеркивают, что комитеты оказывают большое влияние на выработку политического курса и на их легитимирующую роль. Критики обращают внимание на стремление специальных комитетов аккумулировать большую власть, по образцу системы комитетов Конгресса США. В США специальные комитеты (комиссии) создаются временно. Например, комиссия Эрвина, сыгравшая важную роль в отставке президента Ричарда Никсона в связи с Уотергейтским делом (Watergate): официально называлась "Специальная комиссия Сената по практике проведения избирательной кампании".

СПИКЕР

СПИКЕР - (speaker) Должностное лицо Палаты общин Великобритании, избранное парламентариями на непартийной основе из числа самих парламентариев. Спикер руководит палатой, председательствует во время прений, представляет палату на встречах с монархом, во время визитов официальных лиц и в других парламентах. Пост спикера скопирован парламентами многих стран, особенно входящих в Содружество, а также Палатой представителей США (House of Representatives), хотя там выборы спикера и его функции носят ярко выраженный партийный характер.

СПИНОЗА БАРУХ

СПИНОЗА БАРУХ - (Бенедикт) (Spinoza, Baruch (Benedict) (1632-97) Нидерландский философ и теолог испано-португальско-еврейского происхождения. Родился в Амстердаме. Спасаясь от преследований, его семья нашла убежище в Соединенных Провинциях (Испания). Спиноза блестяще учился. Стремление к знаниям привело его к Френсису ван ден Эндену, отличавшемуся вольнодумством. К 1656 г. у Спинозы уже сложились настолько нестандартные взгляды, что его обвинили в атеизме и запретили посещать синагогу. Он зарабатывал на жизнь шлифовкой линз, чему, между прочим, обязан интересом к оптике и математике. Однако он продолжал предаваться размышлениям и написал много философских работ, особенно по вопросам этики. Из интересующих нас трудов отметим "Богословско-политический трактат" ("Tractatus Theologico-Philosophicus", 1670) и "Политический трактат" ("Tractatus Politicus"), который остался незаконченным. Не обращая внимания на нападки кальвинистов, католиков и евреев, Спиноза защищал свободу мышления, особенно религиозного. Подобно Гоббсу (Hobbes), он верил в то, что государство необходимо для предотвращения анархии. Но в отличие от Гоббса он не признавал автократию, свято верил в демократию, в право на несогласие и на противоположное мнение, если оно не ведет к анархии. Конечная цель заключается в мудрости, которая представлялась Спинозе разумной оценкой рассудочного поведения. По его мнению, именно для обеспечения этого и было создано государство.

СПОНСИРУЕМЫЙ КАНДИДАТ

СПОНСИРУЕМЫЙ КАНДИДАТ - (sponsored candidate) Профсоюзы издавна оказывают спонсорскую поддержку кандидатам от Лейбористской партии Великобритании (Labour Party), частично финансируя их предвыборную кампанию и офисные расходы. В прошлом такое спонсорство играло важную роль, т. к. позволяло кандидатам от рабочего класса попадать в парламент. В настоящее время многие спонсируемые кандидаты не имеют реальных связей с профсоюзами-спонсорами, хотя и могут попытаться установить их. Спонсорство, однако, не дает профсоюзу возможности диктовать, как должен вести себя кандидат или член парламента. Некоторые профсоюзы и группы давления, как, например, полиция, профсоюзы фермеров и учителей, оказывают спонсорскую помощь членам парламента от всех основных партий, но не вносят деньги на проведение избирательных кампаний.

СПОРТ

СПОРТ - (sport) Состязания в умении и мастерстве, в первую очередь (хотя и не только) в атлетическом. До последней четверти XIX в. под словом "спорт" в англоговорящих странах понимали в основном состязания на площадках, кроме игр. И многие современные исследователи исключают игры из спорта (например, бильярд, карты, игры на досках, электронные игры). Официальные определения, используемые, например, Спортивным комитетом, также носят ограничительный характер. Таким образом, слово "спорт" имеет меняющийся и неоднозначный смысл. В своем современном виде спорт развился из различных традиционных соревнований, проводившихся в сельской местности. Но если те строго регламентировались правилами и по своей природе и энтузиазму носили местный характер, спорт в современном виде регулируется тщательно разработанными международными правилами и с помощью электронных СМИ приобрел массовую аудиторию. Важной ступенью в развитии спорта оказалась 2-я половина XIX в. в Англии: привилегированные частные школы стали пионерами требующих серьезных тренировок и четких правил спортивных мероприятий и игр, которые вслед за британской торговлей распространились по всему миру. В изначальной концепции современного спорта перед ним ставились моральные и политические цели. Он мыслился такими педагогами, как Томас Арнольд из Рагби, как средство выработки в молодых людях духа преданности, товарищества и дисциплины и одновременно как средство выхода избыточной энергии. Эти качества считались необходимыми и для школ, и для городского индустриального общества. Особое значение им придавалось для управления империей. В США в 1870-х гг. английские баскетбол и регби приняли особые формы, требовавшие большой специальной подготовки и игравшие важную роль как в системе образования, так и в разрастающихся индустриальных центрах. Развитие спорта сопровождалось мифом о том, что он "не имеет с политикой ничего общего". Он был порожден идеализмом и чистотой помыслов, отождествляемых со спортом, и действительно удерживал спорт от вовлечения в политику. Однако реальность такова, что современный спорт оказался прежде всего формой политической социализации и его становление сопровождалось глубокой политической борьбой. Основное соперничество внутри спорта идет между любительско-элитным направлением и профессионально-коммерческим. Для любителей спорт - это отдых и моральная закалка; с развитием профессионализма такие представления неизбежно меняются. Коммерсантам же спорт открыл невиданные возможности для извлечения доходов и прибылей. Борьба между этими направлениями идет давно и сопровождается многочисленными конфликтами и компромиссами. Некоторые спортивные организации, как, например, Союз регбистов и Олимпийский комитет, дольше других сопротивлялись коммерциализации спорта но, благодаря мощи телевещания, поражение любительской концепции в конце XX в. больше походит на разгром. Было бы упрощением полагать, что спорт действует или успешно используется в качестве "опиума для народа", как считал Лев Троцкий ("Куда идет Великобритания", 1926). Многие политики пытаются связать свое имя со спортом и спортивными достижениями, но не всегда преуспевают в этом. Постоянно звучит тема сохранения и развития чувства национальной гордости. Еще на ранних стадиях развития спорта на Британских островах организация отдельных национальных соревнований и команд по наиболее популярным видам спорта (и отдельных соревнований для Ирландии) была важным звеном в отношениях между Соединенным Королевством и входящими в него территориями. После 1945 г. СССР затратил огромные средства на развитие олимпийского спорта, чтобы убедить людей в преимуществах своей общественной системы. Развитие спорта и спортивные успехи стали важной частью стремления постколониальных африканских стран превратить многоплеменные общества в современные государства. В этом они преуспели лишь частично, но нет сомнений: спорт играет немалую роль в современной политике.

СПОСОБНОСТЬ НАНЕСТИ ВТОРОЙ УДАР

СПОСОБНОСТЬ НАНЕСТИ ВТОРОЙ УДАР - (second strike capacity) Способность нанести удар в ответ на первый удар противника по ядерным силам. Имеет важное значение для политики взаимно гарантированного уничтожения (mutual assured destruction).

СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА

СПРАВЕДЛИВАЯ ВОЙНА - (just war) Война, причины которой считаются справедливыми и которая ведется гуманно. Древние греки, и это наиболее отчетливо представлено в "Истории Пелопоннесской войны" Фукидида (Thucydides), считали войну неотъемлемой частью политики. Ранние христиане были пацифистами и практиковали воздержание от политики. Римская империя, после обращения в христианство, должна была согласовывать пацифистское учение Христа с требованиями политики, власти и войны. В трактате "Град Божий" ("City of God") Августин (Augustine) утверждает, что каждодневное приятие политических "реалий" было неизбежным для христиан, живших в падшем мире. Эта тема была развита Фомой Аквинским (Aquinas), который различал справедливые и несправедливые войны на основании двух видов критериев: справедливость основания (ius ad bellum) и справедливость ведения (ius in bello). Этими критериями пользуются до сих пор. В ХХ в. справедливое основание было сужено до самообороны против агрессии и оказания помощи жертвам агрессии. Доктрина справедливого основания сосредоточивала внимание на дискриминации между участниками боевых действий и невоюющими и на соотношении между причиненной несправедливостью и уровнем возмездия. Ведение "тотальной войны" едва ли не поставило доктрину справедливой войны под сомнение. Ядерное сдерживание добавило дополнительное измерение к спорам: если большинство теоретиков справедливой войны клеймили ядерную войну как несправедливую (на основании дискриминации и пропорциональности, а также на основании того, что не существует перспективы успешного исхода), то ряд христианских мыслителей сочли сдерживание - угрозу применения ядерного оружия - позволительным в моральном плане. Некоторые католики, например американские епископы, проводят различие между обладанием ядерными вооружениями, составляющими т.н. экзистенциальное сдерживание, и намерением пустить эти вооружения в ход: первое считается допустимым, в то время как второе отвергается. См. также: Суарес (Suarez).

СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - (distributive justice) Принцип или набор принципов, определяющих требования справедливого распределения между людьми благ (или тягот). В основе справедливого распределения лежит принцип suum cuique ("каждому - положенное"), хотя он отнюдь не объявляет, каким образом установить, что положено человеку, зависит, соответственно, от потребности, прав, привилегий или заслуг человека. Все эти понятия требуют дальнейшей разработки. Наиболее открытым для разных толкований является понятие заслуг. Споры по вопросу справедливого распределения идут по трем направлениям. Первое связано со сферами, в которых мы намерены применить принцип справедливого распределения. Должны ли требования справедливого распределения касаться всех получающих или теряющих какие-то блага или их применение должно быть ограничено? Например, уместно ли справедливое распределение, когда мы стремимся завоевать чье-либо расположение? Второе направление относится к определению меры потребности, заслуг или прав. Например, даже те, кто в принципе согласен с тем, что справедливое распределение должно соответствовать мере потребностей или заслуг, могут не договориться о том, как подобную меру определить. И, наконец, что делать в случае расхождения в интерпретации suum cuique? Например, следует ли признать, что единый принцип распределения должен применяться во всех сферах? Или лучше в различных сферах применять различные принципы? Что делать, если эти принципы относятся к распределению, которое носит противоречивый характер?

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - (justice) Наличие надлежащего равновесия. Справедливость в праве является воплощением идеи надлежащего равновесия: честный суд, которым, среди прочего, достигается надлежащее равновесие между способностью ответчика установить невиновность и способностью обвинения установить вину; справедливый приговор (См. также: наказание), которым уравновешивается предшествующее зло нынешним ответным действием. В теории политики справедливость имеет дело как с условиями принадлежности к какой-либо социальной группе (см.: социальная справедливость - social justice), так и с распределением тягот и выгод внутри такой группы (см.: справедливое распределение - distributive justice). В юридическом контексте распределение иногда противопоставляют компенсации, с помощью которой восстанавливается надлежащее равновесие, существовавшее до причинения зла, и эта точка зрения находит выражение в ряде теорий наказания. Платон (Plato) в "Республике" изображает справедливым такое общество, в котором различные социальные функции надлежащим образом исполнены и уравновешены, тем самым благо справедливости уподобляется стремлению к общему благу. Такое уподобление делает справедливость верховным благом политического порядка, однако против этого выступают те, кто, к примеру, хотел бы рассмотреть проблему справедливости общества с точки зрения только одного из аспектов желательности жизни в нем.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ - (comparative government) Систематическое изучение управления более чем в одной стране; один из основных разделов исследований в области политики, которые, однако, до недавнего времени велись весьма бессистемно. Многое из того, что относили к сравнительной политологии, было просто исследованием управления нескольких крупных стран. В типичном курсе обучения или учебнике, как правило, рассматриваются две -три парламентские демократии и один -два коммунистических режима. Но пока нет сопоставлений, нет и сравнительного исследования политики, хотя, конечно, всем, кто изучает политику, полезно иметь представление об институтах трех или более стран. Какие сопоставления будут полезными? Сравнительное изучение управления начиналось с конституций. Первая из известных работ такого рода - составленный Аристотелем (Aristotle) сборник конституций и обычаев 158 греческих городов-государств, из которых до наших дней дошла только "Конституция Афин" (приписываемая Аристотелю, но, возможно, написанная, выражаясь современным языком, одним из его "аспирантов"). Тем не менее не подлежит сомнению, что сравнение различных полисов лежит в основе некоторых обобщений аристотелевской "Политики" точно так же, как сравнение разных живых организмов лежит в основе его работ по биологии. Со времен Аристотеля биология ушла далеко вперед, чего нельзя сказать о сравнительном изучении управления. Отчасти это объясняется тем, что в политологии трудно достичь нужного уровня абстракции. В некоторых исследованиях проводится сравнение всех стран мира. Благодаря этому можно сделать некоторые полезные статистические обобщения, но в них отсутствует научный анализ такого фундаментального вопроса, как взаимосвязь между экономическим развитием страны и достигнутым ею уровнем демократии. При другом подходе рассматриваются все конкретные случаи некоего общего явления, например революции, тоталитарные государства или пути перехода к демократии. Иногда при этом возникают трудности с определением. Что, например, можно считать революцией? Наиболее распространенной формой сравнительной политологии остается детальное исследование некоторых областей политики в двух или более странах. Опытные исследователи никогда не забывают о том, что имеется "слишком мало устоявшихся данных и слишком много переменных". Рассмотрим программу исследований, популярную в 1980-90-х гг.: влияние корпоратизма (corporatism) на валовый национальный продукт. Очевидно, что оно не будет непосредственным: в одних - корпоративных и некорпоративных - государствах наблюдалось быстрое экономическое развитие, в других оно происходило медленно. Существует много причин, по которым государство может стать корпоративным, и много причин, по которым экономика может развиваться быстро (или медленно). Ни один исследователь или даже научный коллектив не могут рассчитывать на получение достаточных сведений о более чем, скажем, пяти странах, чтобы со знанием дела говорить об их институтах. Поэтому ученые никогда не знают наверняка, являются ли факторы, выявленные ими в качестве причин, таковыми на самом деле. Сравнительное изучение управления всегда было связано с этими трудностями. Но тем не менее оно остается одним из наиболее важных путей исследования политики. Сейчас ученые гораздо лучше понимают проблемы, возникающие при обобщении, и, соответственно, стали менее категоричными в своих выводах.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ - (medieval political theory) Средневековая теория политики в Западной Европе выросла из разногласий между церковью и государством по вопросу о назначении епископов светскими властями. Поскольку священнослужители были чуть ли не единственными образованными, в т.ч. сведущими в математике, людьми, императоры, короли, герцоги и прочие правители опирались на их помощь в управлении своими владениями. Поэтому было важно, чтобы высшие посты занимали представители духовенства, не только обладающие способностью к управлению, но и лояльные суверену. И у правителей вошло в практику не признавать неугодных им избранников папы и назначать кандидатов по своему собственному выбору, наделяя их одновременно и духовной, и мирской властью. Папство стало противодействовать этому, начиная с прихода к власти папы Григория VII (1073-85). При предшественниках Григория, Льве IX и Николае II, папская позиция отличалась сравнительной умеренностью. Григорий стал действовать гораздо решительней. До него папство не слишком активно настаивало на главенстве церкви даже в делах духовных и довольствовалось тем, что контролировало назначение архиепископов. Григорий потребовал верховенства папы даже в делах мирских, включая смещение правителей и освобождение их подданных от вассальной зависимости. Эти требования основывались на некоторых текстах из Священного Писания, главным образом Евангелия от Матфея (16:19) и от Луки (22:38), но прежде всего на поддельном документе VIII в. "Дар Константина" ("The Donation of Constantine"), где утверждалось, что император Константин, крестившись, передал папе Сильвестру I имперскую власть над Западом, в т.ч. над Римом, Италией, всеми провинциями и островами. Эти папские притязания неоднократно повторялись на протяжении последующих веков; наиболее радикально они были выражены в булле Бонифация VIII "Unam Sanctam" (1302), вызвавшей сильное негодование французского короля Филиппа IV, результатом чего стало пленение папы. Среди философов, поддержавших притязания пап, были Жиль Римский, Джон Солсберийский и Фома Аквинский (Aquinas). В число их противников входили Данте (Dante) и занимавший крайнюю позицию Марсилий Падуанский (Marsiglio of Padua). Жиль Римский (1247-1316) преподавал теологию в Париже в 1285-92 гг., написал две важные политические работы: "De regimine principum" и "De potestate ecclesiastica". Первая предназначалась для будущего Филиппа IV. Она в основном была выдержана в духе учения Аристотеля (Aristotle), томизма. Вторая, имевшая папистскую направленность, по иронии судьбы стала источником, который Бонифаций VIII использовал для буллы "Unam Sanctam". Понять это кажущееся противоречие можно лишь в том случае, если принять за основу, что первая обращается к правителю только в его мирской ипостаси, тогда как вторая касается сущности мирской и духовной власти. Первая ничего не добавляет к сказанному Фомой Аквинским. Вторая излагает крайнюю папистскую позицию, основанную на аргументации Августина. Жиль стоит на том, что вся власть дается Богом через Церковь, особенно через наместника Христа - папу. Он вверяет мирскую власть светским правителям и может, если потребуется, отобрать эту власть и освободить подданных от вассальной зависимости. Мирская власть предполагает и власть над человеческой жизнью, а такой властью обладает только Бог, поэтому наделять ею может лишь представитель Бога - Церковь, и прежде всего наместник Христа. Однако, по выражению Жиля, мирская власть принадлежит церкви non ad usum sed ad nusum, т.е. церковь имеет эту власть, но пользоваться ею не станет (не может). Джон Солсберийский (ок. 1115-80), еще более ранний сторонник папства, секретарь Томаса Бекета, придерживался не столь радикальной позиции. В своей Polycraticus он поддерживает точку зрения, согласно которой мирская власть дается Церковью, но Церковь не имеет права смещать правителей - это дело подданных. Подобно многим средневековым мыслителям, он защищает тираноубийство. По его мнению, правитель становится тираном, когда преступает законы естественной морали или естественной справедливости (aequitas). Изречение римского юриста Ульпиана: Quod principi placuit legis habet vigorem ("Решение правителя имеет силу закона"), - он трактовал не в абсолютистском духе (правитель может законно делать все, что ему вздумается), а в правовом смысле: правомочное законодательство правителя имеет силу благодаря власти, данной ему народом. Другими словами, цель его скорее состояла в том, чтобы ограничить пределы мирской власти, чем в том, чтобы усилить власть папства. Однако он не был таким глубоким исследователем теории политики, как Фома Аквинский. Так спор между Церковью и государством в эпоху средневековья привел к возникновению политических теорий, заложивших основы политической мысли времен Реформации и даже более близкого к нам времени.

СРЕДНИЙ КЛАСС

СРЕДНИЙ КЛАСС - (middle class) Класс или социальный слой, стоящий по положению выше рабочего класса и ниже высшего класса. Этим термином чуть ли не ежедневно пользуется практически каждый человек, но едва ли хоть кто-нибудь точно может определить его содержание. Одно из первых употреблений понятия, зафиксированное в "Оксфордском словаре английского языка", относится к 1766 г. и принадлежит датской королеве Каролине (правда, она отрицала существование среднего класса в Дании). Термин более или менее утвердился в своем нынешнем значении к 1843 г., когда Джордж Борроу говорил о "среднем классе, лавочниках и мастерах". От рабочего класса (working class) средний класс отличается родом занятий и образованием. От высшего класса его представителей отличает, по-видимому, серьезность, нравственная целенаправленность и необходимость зарабатывать на жизнь. В наше время большая доля респондентов, отвечая на вопрос, к какому общественному классу они себя причисляют, называет средний класс (при обычных опросах общественного мнения в США такой ответ дают до 80% опрошенных). Очевидно, что данный термин определяет скорее статус, нежели класс (class). Принадлежность людей к среднему или иному классу прежде всего определяется уровнем образования, условиями их труда и(или) потребительскими привычками, а не их отношением к средствам производства. Ниже даны примеры каждого из этих признаков. 1. Образование. В викторианской Британии, когда была введена нынешняя система контроля университетов за выпускными экзаменами в школах, их иногда называли "экзаменами среднего класса". На протяжении столетия, с 1850-х по 1950-е гг., успешная сдача таких экзаменов считалась своего рода пропуском, дающим право на вхождение в средний класс. Это представление можно встретить до сих пор, хотя со временем оно постепенно падает. 2. Условия труда. Образное выражение "белый воротничок" стало почти синонимом среднего класса, как "синий воротничок" - рабочего класса., т.е. если работа выполняется в чистом помещении и не связана с тяжелым физическим трудом, она считается работой "для среднего класса". Работа "для рабочего класса" предполагает наличие "грязных" условий, требующих спецовок или иной защитной одежды. Но и это отличие стирается по мере быстрого изменения характера труда и рабочих условий начиная с 1960-х гг. 3. Потребительские привычки. Самые распространенные критерии для определения класса (class) использует индустрия рекламы, классифицируя тех, кто читает или смотрит конкретные средства массовой информации. Но рекламодателей не интересует определение класса, им важно лишь правильно установить потребительские привычки. Следовательно, типичная точка зрения, в соответствии с которой "мы теперь все средний класс", основана на том, что: 1) многие либо большинство из нас называют себя средним классом и 2) прежние признаки принадлежности к рабочему классу в наши дни перестали быть надежными.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - (mass media) Различные средства массовой коммуникации и развлечения: газеты, журналы и прочие печатные издания, телевидение, радио и кино. Функционирование средств массовой информации (СМИ) стало возможным благодаря широкому распространению грамотности, увеличению свободного времени и наличию у людей доступа к принимающей аппаратуре. Обычно на первое место выдвигаются развлекательные программы СМИ: именно они позволяют привлечь инвестиции, приносят доход и обеспечивают (и сохраняют) аудиторию. Между тем с политической точки зрения куда более важное значение имеют другие функции СМИ, в т.ч. сбор, систематизация и передача новостей и информации, формирование мнения и - в более или менее открытых обществах - известный вклад в обсуждение общественных проблем. Нет такой страны, где деятельность СМИ не подвергалась бы регулированию, контролю, той или иной цензуре. Регулирование обычно осуществляется в отношении собственности, финансирования и организации лицензирования, а также обеспечения надзора за продолжительностью, содержанием и сбалансированностью программ. В результате быстрого развития техники в СМИ концентрируется все больше собственности, особенно в тех mass media, где существует многочисленная аудитория, а производственные затраты высоки. Правительствам становится все труднее осуществлять строгий контроль и надзор, особенно в связи с развитием спутниковой и кабельной связи, появлением международных сетей средств информации и увеличением числа владельцев целого комплекса средств массовой информации (печатных, аудио-, видео- и иных). Поэтому делается все больший упор на отказ от государственного регулирования, приватизацию либо экспериментирование со смешанной государственно-частной собственностью. Между тем, как показывают исследования, воздействия СМИ, за исключением выборов и иных крупных событий, серьезные политические дискуссии и комментарии привлекают лишь незначительную аудиторию, но даже она не слишком восприимчива, и ее не так-то легко удержать. Ни одно воздействие не оказывается непосредственно, и его трудно выявить. Тем не менее доступ к СМИ необходим для крупных партий и групп, к тому же он дает возможность заявить о себе и кандидатам меньшинства с нетрадиционными взглядами. Одни исследователи утверждают, что быстрое развитие информационной техники ведет к кардинальным изменениям в проведении политических кампаний. Другие не без колкости возражают: вы путаете средство передачи с содержанием сообщения.

СССР (СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК)

СССР (СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК) - (Soviet Union) (1922-91) Создан 30 декабря 1922 г., когда был утвержден федеративный договор и принята Конституция; просуществовал до 31 декабря 1991 г. После насильственного присоединения в 1940 г. прибалтийских государств в него входили 15 союзных республик: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, РСФСР, Таджикистан, Туркменистан, Украина и Узбекистан, Эстония. Эта была крупнейшая в мире по территории страна с населением в 293 млн. человек (1991 ), состоящим из множества этнических групп, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. Советский период начался с революции (Russian Revolution) в октябре 1917 г., расколовшей Российскую империю и приведшую к образованию независимых государств в Прибалтике, на Украине и в Грузии. Украина и Грузия были вновь включены в состав России в 1921 г. Во время войны были созданы Советы (Sovet) солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, сыгравшие решающую роль в мобилизации сил, совершивших февральскую революцию 1917 г. Вначале они поддержали меньшевиков (Menshevism), но по мере продолжения войны постепенно попадали под влияние большевиков (см.: большевизм). Хотя Советы постфактум одобрили свержение Временного правительства в октябре, фактически это был большевистский переворот. Для структурной перестройки Советской России требовалось время, и по этому вопросу возникли серьезные противоречия между Советами, Советом Народных Комиссаров (Совнаркомом), профсоюзами, военными и коммунистической партией. Даже на той, начальной стадии можно обнаружить несоответствие между притязаниями режима на законность и реальным способом принятия решений. Советы и профсоюзы были вскоре лишены реального влияния на властные структуры, хотя Советы и сохранили свой статус официального носителя суверенитета. Профсоюзы обвинялись в сектантстве и соответственно в неспособности руководить экономикой. Развернулась серьезная дискуссия относительно целесообразности их дальнейшего существования в социалистическом обществе, где, как полагали, была отменена эксплуатация. Ленин (Lenin) называл профсоюзы "приводными ремнями от политики правительства и партии к народу"; в подчиненном положении они находились до 1989 г. В условиях гражданской войны 1918-20 гг. значительную роль играли военные, однако требованию Троцкого (см.: Trotskyism - Троцкизм) о большей власти над промышленностью путем "милитаризации трудовых отношений" также был дан отпор. Постепенно партия и Совнарком стали главными носителями исполнительной власти. Ленин официально занимал только должность председателя Совнаркома, и с 1918 г. до его болезни в 1922 г. правительство действовало эффективно. Однако даже Ленин жаловался на смещение властных функций в сторону Центрального Комитета партии; иначе и быть не могло, поскольку все комиссары являлись членами ЦК. Несмотря на это, двуединый администратор стал постоянной чертой советской действительности. Большевики пришли к власти с лозунгом защиты прав наций на самоопределение, но многие из них рассматривали национализм как чисто "буржуазное" и локальное явление; утверждалось, что местным интересам лучше всего служит более развитая русская культура. Ленин вновь прибег к уловкам, разработав систему, при которой сохранялись национальные границы и укреплялась этническая культура при условии, что она оставалась "социалистической по форме". Политика в течение многих лет была направлена вначале на "сближение", а затем на "слияние" наций. По иронии судьбы, национальная политика советского государства, включавшая в себя выдвижение представителей номинального большинства во многих нерусских республиках и создание при поддержке государственного аппарата культуры - иногда впервые - кодифицированных национальных языков, имела в итоге глубокие последствия, породив национальные сепаратистские движения, которые дали о себе знать в 1980-х гг. Период 1929-38 гг. был решающим для становления советской системы. Под руководством Сталина (см.: сталинизм), укрепившего основы своей власти в качестве генерального секретаря партии, начались индустриализация и коллективизация страны. Была создана мощная промышленность, и миллионы людей переселились из деревни в город. Одновременно огромные масштабы приобрели репрессии. Точных цифр нет, но миллионы человек были расстреляны, погибли в лагерях или умерли от голода в деревнях. Сама коммунистическая партия подвергалась многочисленным чисткам, которые привели к радикальным изменениям в руководстве. За эти 10 лет значительно увеличился государственный аппарат и возросла численность бюрократии, причем наибольший рост происходил в органах, ответственных за основные отрасли экономики. Смертельной угрозой для СССР явилось вторжение немецких войск в 1941 г., так как в 1940 г. СССР и Германия подписали Договор о ненападении, который содержал секретный протокол, позволявший Советскому Союзу присоединить прибалтийские государства. Сталин был явно обескуражен территориальными и людскими потерями в первые месяцы войны. Немцы подошли почти к самой Москве, но зима помешала их дальнейшему продвижению. В конечном счете СССР сыграл решающую роль в разгроме немецких войск, захватив Берлин и оккупировав большую часть Восточной Европы, попавшую под советское господство. Однако за все это пришлось заплатить огромную цену: погибло не менее 20 млн. советских людей. Казалось, что советская политическая система доказала правомочность своего существования: в период войны ее структуры показали свою жизнеспособность, а после войны экономика страны развивалась более высокими темпами по сравнению с капиталистическим Западом. Многие советские люди с огромным оптимизмом смотрели в будущее, что отразилось в обещании Хрущева (Khrushchev) построить к 1980-м гг. коммунизм и стимулировалось успехами страны в покорении космоса. Однако произошли события, подорвавшие эту уверенность. Во-первых, сам Хрущев вскрыл связь между системой и репрессиями; разоблачение Сталина оказалось роковым: оно подорвало легитимность режима. Во-вторых, система становилась все более консервативной, особенно в сфере экономики. Это привело к снижению экономического роста и одновременно к всплеску коррупции. Начиная с 1970-х гг. экономические показатели западных стран, о которых все больше узнавали в СССР, сначала сравнялись, а затем и превзошли показатели Советского Союза. В этих условиях претензии на превосходство социализма стали явно необоснованными. Растущая тревога в связи с кризисным состоянием страны позволила в 1985 г. Михаилу Горбачеву прийти к власти и предложить программу перестройки (perestroika) с целью оживления экономики и жизни общества в целом. Однако система оказалась неспособной противостоять недовольству различных групп, особенно в связи с издержками реформ, оказавшихся. Наиболее сильными были национальные волнения, и в конце 1991 г., после двух лет "правовой войны" между центром и республиками, последние решили обойтись без Советского Союза, а затем и вовсе предали его забвению, заключив между собой договор об образовании Содружества Независимых Государств (Commonwealth of Independent States).

СТАДИЯ ДОКЛАДА

СТАДИЯ ДОКЛАДА - (report stage) В парламентской процедуре: после того как комитет рассмотрит законопроект, он "докладывает" его в палате парламента, в процессе доклада могут быть предложены дополнительные поправки. См. также: bill (билль).

СТАДИЯ КОМИТЕТА

СТАДИЯ КОМИТЕТА - (committee stage) В английском парламенте любой законопроект, достигший этой стадии, рассматривается постатейно, при этом в него вносятся поправки. Это обычно происходит в постоянном комитете, состоящем примерно из 20 членов парламента, отражающих в миниатюре партийный состав палаты. При принятии исключительно важных законопроектов вся Палата представителей может действовать как комитет (см. также: комитет всей палаты, билль). В США комитеты Конгресса пользуются большей независимостью.

СТАЛИНИЗМ

СТАЛИНИЗМ - (stalinism) Репрессивная советская политическая система при Иосифе Сталине (1879-1953). Началась не позднее 1928 г. и продолжалась до смерти Сталина, хотя многие включают в эту систему и весь последующий период вплоть до перестройки (perestroika). Сталин, обладавший всей полнотой власти деспотичный автократ, считается ответственным за гибель миллионов людей и "отход от социализма" в годы его правления. Однако в последнее время новая историография пытается провести границу между Сталиным и сталинизмом в соответствии с многочисленными соперничающими идеологическими направлениями советской политической жизни. Эти историки полагают, что многие идеологические догмы сталинизма потеряли свое значение еще в 1930-е гг., хотя их сторонники сохраняли влияние и власть на протяжении всего советского периода. Иосиф Виссарионович Джугашвили взял псевдоним Сталин (стальной человек), находясь в большевистском подполье накануне революции. Грузин. Образование получил в духовном училище, а затем в духовной семинарии, где изучил русский язык. После исключения из семинарии в 1899 г. вступил в социал-демократическую организацию. Среди большевиков-интеллектуалов Сталин не считался серьезным теоретиком, хотя и публиковал работы, в т. ч. и по национальному вопросу, причем известно, что, например, Троцкий, смеялся над его произведениями. Но Сталин обладал значительными организаторскими способностями. Был редактором "Правды". Сталин не принимал активного участия в Октябрьской революции 1917 г., хотя впоследствии предпринимались попытки изобразить его правой рукой Ленина. До 1922 г. занимал пост народного комиссара по делам национальностей и народного комиссара государственного контроля, был членом Организационного бюро (Оргбюро) коммунистической партии и Политбюро. В 1922 г., перестав работать в правительстве, стал генеральным секретарем коммунистической партии. В то время эта должность считалась в основном административной, но он сумел использовать даваемые ею возможности и огромные связи для укрепления своих позиций в борьбе за власть, развернувшейся в СССР после смерти Ленина. С 1924 по 1928 г. Сталин придерживался среднего курса. Сначала он выступал против возглавляемой Троцким левой оппозиции, выступавшей против новой экономической политики (НЭП) (NEP), а позднее поддерживал Каменева и Зиновьева. После разгрома этих потенциальных соперников в 1928 г. Сталин использовал целый ряд их позиций в борьбе с Бухариным (Bukharin). Многие ученые видят в постоянно меняющихся взглядах Сталина свидетельство его непримиримой борьбы за власть, носившей только личный характер. Однако другие отмечают последовательность его позиций после 1929-38 гг., когда, не впадая в крайности, как некоторые из его союзников (например, Жданов), он выступал за жесткий централизованный контроль партии над регионами и различными секторами увеличивавшейся экономической бюрократии. Политические трудности в период нэпа заключались в том, что для компартии не было сколь-либо существенного поля деятельности: успех политики зависел от сделки с крестьянством, у которого партия и режим не пользовались особой поддержкой; промышленностью руководили эксперты из центральных органов, например Госплана, а заводами - управляющие и директора (часто буржуазные специалисты и меньшевики - Mensheviks). Сталин сумел направить в нужное русло растущее разочарование партийных чиновников и вызвал недовольство рабочих темпами промышленного развития и заготовки продукции. Сталинской "революцией" против нэпа стала массовая коллективизация сельского хозяйства, включая отправку в деревню 25 тыс. рабочих; интенсивная индустриализация с чрезвычайными плановыми заданиями; культурная революция, в ходе которой буржуазных специалистов сменили "красные директора". Лозунги и мотивировки этого периоды были сугубо политическими - энтузиазм и созидание, как и объяснения провалов - диверсии и саботаж. Главными органами стали коммунистическая партия, Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин), в которой господствовала партия, и ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление). Однако наряду с ними в недрах прежнего Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) формировались новые ведомства по управлению производством. Несмотря на оптимистические заявления о больших успехах первого 5-летнего плана, выполненного за четыре года (1928-32), известны заслуживающие доверия сведения о хаосе и провалах в экономике, обусловленных крайне политизированной сталинской программой. По мере дальнейшей бюрократизации партии идеализированный сталинизм стал больше вступать в конфликт с руководителями промышленности. Ученые много спорили о том, что в этой связи означали убийство Кирова в 1935 г. и развернувшаяся после него братоубийственная внутрипартийная борьба. Одни в смерти Кирова обвиняют Сталина: он расправился с ним как с соперником в борьбе за власть и воспользовался смертью Кирова, чтобы начать чистки, направленные против оппонентов в руководстве, включая Бухарина, Каменева и Зиновьева. Другие исследователи занимают нейтральную позицию в вопросе о том, кто убил Кирова, но настаивают на том, что чистки были политически обоснованы и связаны с борьбой между управленцами аппарата и их союзниками на периферии, с одной стороны, и сторонниками сильного централизованного политического руководства со стороны партии - с другой. Идеологический сталинизм вынужден был отступить в 1938 г., когда оформилась бюрократическая машина, взявшая в свои руки формирование политики, но он продолжал оставаться серьезной политической силой, что подтвердили кампании по борьбе с бюрократией, проводившиеся Ждановым в 1948 г., Хрущевым - в 1957-1964 гг. и Горбачевым - после 1985 г. Если это мнение верно, то ирония заключается в том, что Хрущев в своем секретном докладе ХХ съезду (1956) и в докладе на XXII съезде КПСС (1962) полностью отождествил Сталина со сложившейся советской системой. Очевидно, что, разоблачая сталинские репрессии, Хрущев серьезно рисковал и в политическом плане, и лично. Вместе с тем, возлагая всю вину за "отклонения от социализма" на Сталина, он скрывал действительное положение дел, чтобы уменьшить урон, наносимый легитимности самой системы. Реформирование институтов, сложившихся в сталинский период, оказалось гораздо более трудной задачей и в итоге привело к отстранению Хрущева от власти. Более того, законный гнев репрессированных народов и потеря общественностью веры в "дружелюбие" социализма так и не были преодолены.

СТАРЕЙШИЙ ЧЛЕН КОМИТЕТА

СТАРЕЙШИЙ ЧЛЕН КОМИТЕТА - (ranking member) Член законодательного комитета Конгресса США от каждой из партий, который дольше всех непрерывно работал в данном комитете. По традиции, старший член комитета от партии большинства становится председателем комитета. См. также: seniority (старшинство).

СТАРШИЙ БРАТ

СТАРШИЙ БРАТ - (Big Brother) Воплощение государственной власти в книге Джорджа Оруэлла (Orwell) "1984 год", устрашающий символ государственной власти в художественной литературе. "Старший брат" - мужчина средних лет, портреты которого висят повсюду и который, как полагают, постоянно за всеми следит. Его влияние на умы людей столь велико, что в конце книги диссидент Уинстон Смит полюбил его. В глазах Оруэлла, "старший брат" воплотил в себе черты Гитлера и Сталина, а возможно, и лорда Рейта (первого руководителя Би-Би-Си), Бога и Уинстона Черчилля. Образ "старшего брата" вошел в политический жаргон и пропаганду и используется в качестве символа всевластия государства.

СТАРШИНСТВО, ПРАВИЛО СТАРШИНСТВ

СТАРШИНСТВО, ПРАВИЛО СТАРШИНСТВ - (Seniority) Традиция, неуклонно соблюдаемая в законодательных органах, особенно США. Согласно ей, статус и другие привилегии распределяются в зависимости от продолжительности службы. В прошлом старшинство было чрезвычайно важным организационным принципом в обеих палатах Конгресса США (Congress, US). Старшинством определялись размер и расположение офисов конгрессменов, их назначения в комитеты, возможности выступлений в них и - прежде всего - шансы стать руководителями комитетов. В начале ХХ в. сам принцип старшинства рассматривался в качестве реформы для ослабления деспотической власти спикера Палаты представителей. В последние два десятилетия важность принципа старшинства значительно уменьшилась, но ни в коей мере не ликвидирована полностью. Наибольшее влияние на принцип старшинства оказали перемены в Палате представителей, а поскольку с 1955 по 1994 г. ее контролировали демократы, было бы особенно интересно проследить инициативы этой партии в данном вопросе. В дореформенном Конгрессе председателями постоянных комитетов были только члены партии большинства с наибольшим беспрерывным стажем пребывания в данном комитете. Такой порядок объяснялся двумя мотивами. Во-первых, он позволял избежать интриг, конфликтов и не наносил ущерба личным отношениям, что в ином случае неизбежно. Во-вторых, влияние постоянных комитетов сильно зависит от компетентности их членов. При системе старшинства члены комитета, проработавшие в нем дольше других, становятся, как правило, экспертами, а карьеристские амбиции других заставляют их оставаться в комитетах, где они приобретают специальные знания и компетентность, необходимые для успешной работы комитетов. Реформаторы, в свою очередь, возражали против этой традиции, утверждая, что она благоприятствует однопартийным регионам, особенно Югу, где преобладают демократы, имеющие все возможности для многократного переизбрания, необходимого для продвижения по лестнице старшинства. В результате должности председателей комитетов Палаты представителей превратились в вотчину демократов Юга - консервативно настроенных и не знающих страну в целом. Утверждалось также, что принцип старшинства позволяет занимать чрезвычайно влиятельные должности посредственным в интеллектуальном отношении, а порой и деспотически настроенным законодателям. Более того, принцип старшинства разрушал саму партию, создавая условия для проникновения на должности, контролирующие политическую деятельность, лиц, враждебных воле большинства представленной в Конгрессе партии. В начале 1970-х гг. стало необходимым утверждать кандидатуры председателей комитетов на кокусе (caucus) демократов, заседающих в Палате представителей, и в 1975 г. председатели трех комитетов лишились своих постов. Спустя 10 лет председатель Комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил был освобожден от должности, его сменил конгрессмен, обошедший нескольких коллег, стоявших выше его по старшинству. Принцип старшинства был сохранен при назначении на пост председателей других постоянных комитетов, но сам факт нарушения этой традиции в корне изменил ситуацию: ей практически перестали следовать при назначении председателей подкомитетов.

СТАТУТНОЕ ПРАВО

СТАТУТНОЕ ПРАВО - (statute law) Совокупность правовых норм, принятых законодательной властью. Статуты можно в общих чертах разделить на две группы: 1) акты, принимаемые правительством или подготовленные депутатами, не занимающими правительственных постов (private members bill), получившими место в результате баллотировки; 2) частные законы парламента (законы, действующие в отношении конкретных лиц), подготовленные заинтересованными группами, например местными органами власти, компаниями либо депутатами парламента от имени таких групп. Законами становится сравнительно небольшая часть частных законопроектов (private bill), т.к., согласно процессуальным нормам при возникновении какого-либо возражения по частному законопроекту он подлежит отклонению. Прерогативы (prerogative) - остаточные правомочия английской короны - могут быть отменены посредством ясно выраженного заявления, содержащегося в парламентском акте. Например, Акт 1947 г. о судебном разбирательстве, затрагивающем представителей королевской семьи, отменил их иммунитет от привлечения к суду в качестве ответчика по искам, основанным на деликтах и договорах. Статуты могут быть разной формы. Некоторые из них объединяют предыдущие законодательные акты в исчерпывающий кодекс новейших законов. Другие вносят поправки или дополняют закон и с течением времени таким образом образуют полный свод законов по определенной теме. Точка зрения А.В. Дайси заключалась в том, что парламент не может связывать себя, а следовательно, имеет право принять любой вид какого бы то ни было закона. Но после 1972 г. и вступления Соединенного Королевства в Европейское сообщество (в настоящее время Европейский союз возник вопрос о суверенности парламентских актов Соединенного Королевства. Не так давно Палата лордов в своем решении Factortame (1991) 3 All ER 769 была готова лишить юридической силы акт английского парламента, признанный Европейским судом (European Court of Justice) несовместимым с законами ЕС. Возможно, членство потребует отойти от ортодоксальной точки зрения Дайси в ЕС. Скорее всего, парламентские акты Соединенного Королевства будут толковаться в соответствии с законами ЕС. Полное собрание статутов Соединенного Королевства публикуется в "Statutes at large" ("Все законы"). Современное статутное право является всеобъемлющим, специальным и детальным. Особый упор делается на дополнительных полномочиях для издания подзаконных (вторичных) нормативных актов. Это контрастирует с пространно составленными законами общего характера, которым отдавалось предпочтение в викторианскую эпоху. Число статутных нормативных актов росло, особенно после 1979 г., когда правительство провело радикальные реформы местного самоуправления и приватизацию значительной части промышленности. Существует множество разновидностей статутов различной степени сложности. В 1965 г. парламент поручил Правовой комиссии кодифицировать и упростить законодательство, в т.ч. выявить и пересмотреть устаревшие статуты. Наиболее распространенная критика касается излишней детализации и недостаточно ясного изложения законов, что нередко осложняет понимание их смысла. Комиссия пытается исправить вызывающие критику недостатки.

СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

СТАХАНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - (stakhanovism) Названо по имени советского шахтера, добившегося в середине 1930-х гг. невиданных производственных успехов и разрекламированного властями СССР. Стахановское движение представляло собой попытку максимально увеличить производительность труда путем установления рекордов рабочими, воодушевленными политическими лозунгами. Многие работники с презрением отвергли эту идею, усмотрев в ней административную уловку, направленную на снижение оплаты труда. Администрация сама зачастую противилась этому движению ввиду катастрофического влияния рекордов на общие показатели.

Предыдущая страница Следующая страница