Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "С" (часть 3, "СОД"-"СПЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СОД"-"СПЕ")

СОДРУЖЕСТВО

СОДРУЖЕСТВО - (Британское) (Commonwealth (British)) Сложилось в результате переговоров между Британией и самоуправлявшимися доминионами: Австралией, Канадой, Южно-Африканской Республикой и Новой Зеландией в ходе 1-й мировой войны и после нее. Вестминстерский статут 1931 г. закрепил статус доминионов как квазисуверенных государств, добровольно объединившихся под властью английской короны. Во время 2-й мировой войны доминионы получили полномочия суверенных государств (войну Германии объявили скорее доминионы, чем Англия, а Ирландия сохраняла нейтралитет). В 1947 г. в Содружество вошли получившие статус доминионов Индия, Пакистан и Цейлон. Бирма, ставшая независимой в 1948 г., решила не входить в Содружество, а в 1949 г. из него вышла Ирландия. В 1949 г. Индия стала республикой, однако предпочла остаться в Содружестве. Количественно в Содружестве преобладают бедные страны Азии, Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, вошедшие в него после получения независимости. Зависимые страны и колонии, такие как Гонконг и Фолклендские острова, не являются членами Содружества. Намибия, в прошлом управлявшаяся Южной Африкой, решила войти в его состав в 1990 г.; Ирландия и Южная Африка вышли из Содружества в 1961 г. (однако последняя вновь присоединилась к нему в 1994 г.), Фиджи - в 1987 г. Пакистан покинул Содружество в 1972 г., но впоследствии снова вернулся в него. Семнадцать членов Содружества предпочли остаться "под английской короной" (представляемой на местах генерал-губернатором). Поэтому английский король выступает в качестве главы Содружества. В 1965 г. был создан небольшой секретариат. Раз в два года проходят встречи глав правительств, обсуждающих широкий круг вопросов; регулярно проводятся и встречи министров. В 1980-х гг. в повестке дня Содружества преобладали проблемы апартеида (apartheid), - и - после принятия санкций против ЮАР - Британия нередко оказывалась в весьма неприятном положении, оставаясь в меньшинстве или в полном одиночестве. Тем не менее члены Содружества предпочитают консенсус и убеждение, а не обязательные для исполнения решения, принимаемые голосованием. Около 70% британской помощи развития, предоставляемой на двусторонней основе, по-прежнему поступает в страны Содружества. Кроме того, для стран-участниц эта организация служит эффективным консультативным механизмом, однако ее значение во внешней и внутренней политике входящих в нее государств, включая Англию, по-видимому, постепенно уменьшается.

СОЖИТЕЛЬСТВО

СОЖИТЕЛЬСТВО - (cohabitation) В политическом смысле: сотрудничество между партиями с определенной целью без создания коалиции, например во Франции в 1986 г., когда левому президенту Франсуа Миттерану противостояло правое правительство во главе с Жаком Шираком. Эта ситуация явилась серьезным испытанием для "гибридной" Пятой республики (Fifth Republic), Конституция которой распределяет власть и ответственность между президентом, премьер-министром и правительством в неопределенной и подчас противоречивой форме. Сожительство (во французском языке слово имеет те же написание и смысл, что и в английском) было по своей сути конфликтным сосуществованием, однако предполагало временное сотрудничество по вопросам, где обязанности президента и правительства совпадали. Правительство занималось внутренней политикой, президенту в этой сфере принадлежали функции консультирования и арбитража. Вопросы иностранной и европейской политики были поделены между правительством и президентом, хотя в качестве главы государства президент сохранял свой традиционно привилегированный статус. Оборона, ядерная стратегия и политика сдерживания потенциального агрессора оставались исключительной привилегией президента. От такого "сожительства" выиграл прежде всего Миттеран, укрепивший свой авторитет благодаря решению правительством внутренних проблем. Вмешиваясь только тогда, когда правительство находилось в проигрышном положении, он заложил основы для своей относительно легкой победы над расколовшейся правой оппозицией на президентских выборах 1988 г. Для предотвращения угрозы повторения ситуации "сожительства" Миттеран принял решение сократить президентский срок с семи до пяти лет, что совпадало со сроком, на который избирались законодательные органы власти. Однако ему не удалось распространить это решение на самого себя, в связи с чем ситуация "сожительства" повторилась в 1993 г.

СОКРАТ

СОКРАТ - (Socrates) (469-399 до н.э.) Греческий философ. В 399 г. до н. э. приговорен к смерти афинской демократией по обвинению в отказе поклоняться городским богам, в создании новых божеств и развращении юношества. Все понимали, что обвинения объяснялись политическими мотивами (в любом случае защита религии была прерогативой государства). Политика - это искусство, в основе которого лежит познание добра, учил Сократ, однако большинство людей, включая современных политиков, не обладают такими познаниями и тем самым не в состоянии овладеть политическим искусством. Такие мысли противоречили афинскому идеалу демократии, в соответствии с которым в общих политических вопросах голоса всех равны. Сократа причислили к олигархической группировке, которая недолго правила Афинами в 411 и 404-403 гг. до н.э., но по-прежнему считалась опасной. В нее входили также несколько бывших сподвижников Сократа. Его смерть наводит на мысль об опасности, которую могут представлять для политической системы интеллектуалы. Тем не менее Сократ считал, что каждый гражданин обязан повиноваться государству во всех вопросах, не противоречащих его совести. После ареста он отверг предложения о побеге, приведя три основных довода: 1) отношения между государством и гражданином не равноценны отношениям между родителями и ребенком: гражданин обязан государству своим воспитанием; 2) решив по доброй воле остаться в Афинах и получить здесь покровительство, он тем самым заключил договор о соблюдении афинских законов; ср.: высказывания Локка (Locke) о согласии (consent); 3) нарушение законов государства, даже ошибочных, приводит к опасному подрыву авторитета закона как такового.

СОЛИДАРНОСТЬ

СОЛИДАРНОСТЬ - (Solidarity) Независимый профсоюз, созданный в 1980 г. в Польше под руководством Леха Валенсы. "Солидарность" использовала широкое недовольство коммунистическим режимом. После массовых забастовок он был вынужден пойти на беспрецедентные уступки. Хотя после введения в 1981 г. чрезвычайного положения профсоюз был запрещен, его наследие привело к падению коммунизма в Польше. В 1986 г. "Солидарности" позволили возобновить деятельность, и она приняла участие в переговорах "круглого стола", которые в начале 1988 г. привели к постепенному отказу от однопартийного правления. Перед проведением первых истинно демократических выборов "Солидарность" раскололась на несколько группировок, представлявших разные интересы.

СОРЕЛЬ ДЖОРДЖ

СОРЕЛЬ ДЖОРДЖ - (Sorel, George) (1847-1922) Французский философ и теоретик синдикализма (syndicalism), выдвинувший в книге "Размышления о насилии" (1906) весьма оригинальную концепцию роли апокалипсического видения ("мифа") в поддержании революционной борьбы. Он утверждал, что всеобщую забастовку следует рассматривать как великий мобилизующий миф, способный объединить пролетариат (proletariat) для свержения капитализма.

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА - (budgeting) Процесс выделения финансовых ресурсов, необходимых для оплаты расходов на проведение государственной политики. Современные формы составления бюджета зародились во Франции во время реорганизации финансовой системы после реставрации монархии в 1815 г. На смену традиционному повышению налогов пришла новая форма - регулярное представление в парламент правительственных оценок финансовых потребностей и путей изыскания необходимых для этого средств. Было решено, что бюджет, включающий все финансовые потребности правительства, должен составляться ежегодно и что после принятия парламентом он получает полномочия по повышению налогов; в конце финансового года отчеты об исполнении бюджета должны быть доступны официальной проверке. Экономическим стержнем бюджета в XIX в. была свободная торговля. Поэтому косвенные налоги, в первую очередь импортные тарифы, постепенно заменили прямые налоги, идущие на оплату общественных расходов. Ежегодный ритуал Британского бюджетного дня, введенный в 1850-х гг. Гладстоном, возник именно из необходимости узаконить новые формы прямого налогообложения и разъяснить преимущества свободной торговли. При составлении бюджета обычно учитывался принцип баланса годовых расходов и доходов. Поэтому правительства, к какой бы партии они ни принадлежали, не могли позволить себе никакого политиканства, когда речь шла о составлении бюджета. В конце XIX - начале XX столетия в Северной Америке и Европе государственные бюджеты увеличивались пропорционально росту внутреннего валового продукта, одновременно росли расходы на социальные нужды. 1-я мировая война не только потребовала дополнительных государственных расходов, но и закрепила их высокий уровень, поскольку граждане победивших стран жаждали "мирного дивиденда". Естественно, "аппетиты" при составлении бюджета возросли, причем упор делался на увеличение прямых налогов, особенно прогрессивных, повышающихся по мере роста доходов. Экономический спад в период между двумя мировыми войнами дал основания для новых подходов к самому процессу составления бюджета. Власти столкнулись с проблемой массовой безработицы как раз тогда, когда произошел количественный рост электората, ожидавшего от правительства решения его проблем. В то же время сторонники кейнсианской теории считали, что бюджет не обязательно должен быть каждый год сбалансированным. Оппозиционные партии, например либералы Ллойд Джорджа в Великобритании, взяли на вооружение новые экономические идеи. Большинство правительств незамедлительно ответили осторожным подходом к бюджетной политике. Тем не менее, начиная с 1940-х гг., кейнсианская экономика, равно как и ожидания общественности стали все больше влиять на составление бюджетов. В большинстве стран бюджет оставался обобщенным планом расходования средств и налогообложения в наступающем году. Однако в Великобритании о планах расходования средств объявлялось осенью, а о планах в области налогообложения - весной следующего года (с такой практикой было покончено в 1993 г.); административное влияние проявлялось в расширении информации о составлении бюджета, причем на смену простым отчетам о правительственных доходах и расходах пришли отчеты о национальных доходах и расходах. Правительства брали на себя все большую ответственность по макроэкономическому управлению и рассматривали бюджетную (фискальную политику) (fiscal polity) политику в качестве основного инструмента достижения своих целей. В частности, бюджет превратился в средство регламентации совокупного спроса: при угрозе инфляции повышение налогов и создание активного сальдо для снижения совокупного спроса или создание бюджетного дефицита при угрозе безработицы. Однако со временем стало ясно: пока внимание общественности было занято макроэкономическими проблемами управления, в экономике западноевропейских и североамериканских стран в результате послевоенного бума создалась ситуация, при которой для борьбы с безработицей далеко не всегда был необходим инструмент бюджетной политики. Более важное значение кейнсианства в том, что оно привело к закату ортодоксального представления о необходимости ежегодного сбалансирования бюджета ради сиюминутных целей финансовой политики, что позволило правительствам более свободно продвигать партийные идеи. Активное бюджетное сальдо могло быть только в первые годы работы правительства, иначе оно не имело возможности пойти на финансовые послабления в бюджете накануне выборов. Таким образом, экономические приоритеты в бюджетной политике, за которые выступал Кейнс, логикой партийного соперничества подменялись политическими целями. Начиная с 1960-х гг. проблемы с бюджетом возникают по трем причинам. Во-первых, продолжающийся рост бюджета ради удовлетворения различных категорий электората происходит одновременно с относительным экономическим спадом или стагнацией во многих странах Запада. Контроль за бюджетом становится иллюзорным из-за не поддающихся регулированию обязательств, как, например индексация пенсий в связи с инфляцией, и из-за желания с помощью бюджета укрепить позиции правящей партии на предстоящих выборах. Во-вторых, постоянные ожидания того, что правительство возьмет на себя обязательства макроэкономического характера, плохо уживаются с новой политэкономией - монетаризмом и прежней ортодоксальной, как, например, сбалансирование бюджетов. В-третьих, искусные манипуляции с бюджетом ради партийных интересов вступают в конфликт с долгосрочным планированием и (или) стабильностью в бюджетной политике. Все страны испытывают трудности, пытаясь разрешить эти противоречия. Лучше всего дела обстоят там, где правительства - в большей или меньшей степени - контролируют доступ крупного бизнеса в бюджетный процесс, или последовательно проводят определенный бюджетный курс, или в наименьшей степени руководствуются соображениями партийного соперничества. Серьезные трудности испытывают выполняющие все эти требования США; в Великобритании легче решают две первые проблемы, однако ее традиционная правительственная однопартийность существенно затрудняет выполнение третьего условия; коалиционное правительства во многих европейских социал-демократиях неплохо справляются с третьей проблемой, но хуже - с первыми двумя. Нынешние бюджетные проблемы далеко не простые, и каждой стране придется решать их по-своему.

СОФИСТЫ

СОФИСТЫ - (sophists) Странствующие учителя и мудрецы в Греции примерно в 450-400 гг. до н.э. Объективно оценить их деятельность трудно: главным источником сведений о них является Платон (Plato), относившийся к ним с предубеждением. Они не создали школы и весьма отличались друг от друга по интересам и философским взглядам. Софисты обучали в основном богатых молодых людей, стремившихся к политической карьере; поэтому почти все они преподавали риторику, необходимую для участия в общественной жизни. Это искусство пользовалось особым спросом в древних Афинах, которые стали неофициальным центром деятельности софистов. Среди предметов, которые преподавали софисты, можно назвать также метафизику, эпистемологию и лингвистику, однако основное внимание они обращали на взаимоотношения личности и общества. По их мнению, главными в них были связи между между "природой" (nature) и "соглашением". Протагор считал, что, хотя общественные добродетели сами по себе не являются врожденными, способность приобретать их врожденна, и всем необходимо развивать эти добродетели, чтобы процветать как личности и как виду. Напротив, Антифонт утверждал, что по своей природе все мы стремимся к собственной выгоде, а большинство созданных человеком законов враждебны такому стремлению, и их следует обходить, чтобы избежать разоблачения. Некоторые софисты углубляли эту точку зрения, заявляя, что диктат природы является "естественной справедливостью", которая подтверждает превосходство сильного над слабым. Другие склонялись к теории общественного договора (social contract), заставляющего человека отказаться от конечного блага, совершения обычной несправедливости, чтобы избежать конечного зла - страдания за совершенную несправедливость.

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ - (social democracy, social democrat) 1. Название большинства марксистских социалистических партий в 1880-1914 гг., прежде всего в Германии и России. В Великобритании Социал-демократическая федерация (СДФ), объединявшая марксистов в конце XIX в., в итоге влилась в коммунистическую партию. 2. Более правые фракции, возникшие после раскола Российской социал-демократической рабочей партии на большевиков (Bolshevism) и меньшевиков (Menshevism). К концу 1960-х гг. в Лейбористской партии Великобритании (Labour Party) существовала ярко выраженная социал-демократическая фракция (во втором значении термина). Ее отличительные черты: приоритет смешанной экономики над социалистической; сомнения в необходимости дальнейшей национализации и - в определенной степени - либеральная социальная политика. После многих лет фракционных разногласий часть социал-демократов вышла из Лейбористской партии и в 1981 г. образовала Социал-демократическую партию (СДП). Партия намеревалась бороться с застоем в политической жизни Великобритании, основанной на давних традициях. Она предложила новое - во всяком случае редко формулируемое - сочетание сильного социального и экономического либерализма под лозунгом "социальной рыночной экономики". Используя общепринятые понятия, она тем самым заняла левые позиции (left) в социальных вопросах и правые (right) в экономических. Однако эта стратегия сталкивалась с двоякого рода проблемами: а) несмотря на расширение контингента избирателей, с удовлетворением воспринимавших такую смешанную идеологию (как правило, образованные люди разных специальностей, но не коммерсанты), их было не так много, чтобы существенно повлиять на итоги выборов; б) некоторые члены СДП предпочитали выдавать себя за лейбористов, в то время как реальную Лейбористскую партию считали перешедшей на крайне левые позиции. Это повлияло на другую часть электората (чем в случае а) и резко усилило поддержку идей корпоратизма (corporatism) и традиционных левых позиций в экономике. Привлекательность СДП для избирателей в случае б достигла апогея на всеобщих выборах 1983 г. Однако почти удавшаяся попытка СДП и либералов потеснить Лейбористскую партию на 3-е место - по числу полученных на выборах голосов - привела к их дроблению. Исключение составили избирательные округа в Южной Англии, где опытный избиратель понимал, что СДП и ее союзники-либералы являлись единственной силой, способной нанести поражение консерваторам. Несмотря на язвительные возражения лидера партии Дэвида Оуэна, большинство членов СДП проголосовали в 1988 г. за слияние с Либеральной партией и образование партии "Социальные и либеральные демократы". Некоторое время сторонники Оуэна продолжали вести оппозиционную борьбу в ущерб обеим сторонам. Однако накануне выборов 1992 г. они свернули деятельность, а либеральные демократы выбросили слово "социальные" из названия партии. От СДП остались лишь небольшое число членов и устав, более централизованный, чем у прежней Либеральной партии. Социал-демократическая партия Германии унаследовала свое название от социал-демократии в первом значении. Однако на партийном съезде в Бад-Годесберге она проголосовала за отказ от марксистской программы и, таким образом, превратилась в социал-демократическую партию во втором значении термина. С 1932 г. наиболее успешно действующей европейской социал-демократической партией является Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ). Шведская модель, т. е. вызывающее всеобщее восхищение корпоративное государство всеобщего благосостояния, с конца 1980-х гг. испытывает серьезные финансовые трудности.

СОЦИАЛИЗМ

СОЦИАЛИЗМ - (socialism) Политическая и экономическая теория или система социальной организации, основанная на коллективной или государственной собственности на средства производства, распределения и обмена. Подобно капитализму, имеет много различных форм и является постоянно развивающейся концепцией. Термин "социализм" был впервые применен в 1830-х гг. последователями Оуэна (Owen) в Англии и Сен-Симона (Saint-Simon) во Франции. К середине XIX в. мировая общественность уже свободно оперировала разнообразными реформистскими и революционными идеями, родившимися в Великобритании, Европе и США. Эти идеи объединяло стремление превратить капиталистическое индустриальное общество в более эгалитарную систему, в которой всеобщее благосостояние станет реальностью, а стремление к личной выгоде будет подчинено таким ценностям, как объединение, сообщество и сотрудничество. Таким образом, делался явный упор на солидарность, взаимозависимость и возможность достижения истинной гармонии, которая придет на смену конфликтам, нестабильности и общественным потрясениям. Критика общественно-классовой основы капитализма сопровождалась провозглашением приоритета интересов рабочего класса (working class) или пролетариата (proletariat); иногда в качестве альтернативы правлению господствующих классов и элиты предлагался принцип прямого социалистического рабочего контроля (workes control). В качестве символа полной отмены в будущем социально-экономических различий была провозглашена идея бесклассового общества, которой марксисты придавали исключительно важное значение. Однако социалисты редко приходили к общему знаменателю относительно стратегии достижения этой цели, поэтому различия и противоречия между мыслителями, движениями и партиями, особенно в контексте деятельности 1-го и 2-го Интернационалов (основанных соответственно в 1864 и 1889 гг.), постоянно росли. По мере приближения нового столетия теории все чаще рисовали социалистическое общество в виде национального государства (несмотря на риторические заявления о социализме как международной и даже глобальной силе) и все больше говорили о необходимости поставить на службу социализму современную науку, технику и промышленность. Но наряду с этой основной тенденцией всегда существовали другие видения социалистического будущего, подчеркивавшие, например, потенциальное значение небольших общин и развитие аграрного комплекса в отличие от всеобщей индустриализации. Кроме того, на основные ценности социализма опирались такие доктрины, как анархизм (anarchism), коммунизм (communism) и социал-демократия (social democracy), и зачастую различить разные направления и движения было трудно. Так, Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) считали себя "научными социалистами" (в отличие от более ранних социалистов-утопистов), но рассматривали социализм как переходный период от капитализма к коммунизму. По мере того как социалистические движения и партии во многих странах стали приходить к власти, интерес к социализму неизбежно из теоретической плоскости перешел в практическую. Основные разногласия между социалистами касались роли государства в контроле над собственностью и организации экономики (см.: state socialism - государственный социализм), взаимоотношений между социализмом и демократической политикой, а также противоречий между эволюционной (парламентской) и революционной стратегией достижения перемен. К 1930-м гг. образовались две весьма отличающиеся друг от друга социалистические системы, представлявшие противоположные крайности (но обе доктринерские) в интерпретации социализма: социализм в СССР под руководством Сталина и гитлеровский национал-социализм (National Socialism) в Германии. Либеральные, консервативные и даже склоняющиеся к анархизму критики подчеркивали тоталитарную тенденцию социалистического мышления как такового. Раскол Европы после 2-й мировой войны на западный плюралистский либерально-демократический блок и восточный блок с господством марксистской идеологии еще более обострил различия между многочисленными концепциями социализма. В Западной Европе социал-демократические и лейбористские партии для выработки отличного от марксистского подхода к регулированию и контролю капитализма использовали идеи Кейнса (Keynes), подчеркивая, что социальная справедливость и равенство будут достигнуты эффективным управлением экономикой, включая частичную, но, разумеется, не полную национализацию (nationalization) промышленности и перераспределением социальных благ (см.: welfare state - Государство всеобщего благоденствия). Социал-демократы взяли на вооружение реалии "смешанной экономики", отвергнув марксистский анализ капитализма, а также идею социализации основных средств производства, распределения и обмена. В 1980-90-х гг., когда государство всеобщего благосостояния оказалось под все возрастающим экономическим прессом, а социал-демократическим методам кейнсианского управления экономикой был брошен вызов со стороны альтернативных теорий неолиберализма и "новых правых" (new right) социализм в западных странах вступил в новую фазу кризиса. Крушение марксистского социализма в СССР и Восточной Европе в конце 1980-х гг., неудачи многих социалистических режимов стран Третьего мира (Third World) подтвердили: в настоящее время социалистическая доктрина ищет новые формы. Попытки модернизировать, переосмыслить и приспособить социализм к новым историческим условиям привели за последние 25 лет к появлению целого ряда идей и теорий "новых левых" (new left). Некоторые из них до сих пор существуют в социалистических движениях и партиях, а иные проводят мобилизацию и ищут поддержки в таких доктринах, как "новая политика", постматериализм (post-materialism), феминизм (feminism) и энвайронментализм (environmentalism). Происходит также достойное внимания пробуждение интереса к радикальной демократии, включая новые взаимоотношения между государством и гражданским обществом (civil society), новые оценки общественного плюрализма, возрастание возможностей для политического участия (participation) и вопрос о правах гражданства (citizenship). Как всегда, социалисты находят множество тем для споров, не в последнюю очередь - друг с другом.

СОЦИАЛИЗМ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ

СОЦИАЛИЗМ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ СТРАНЕ - (socialism in one country) Теория, развитая Бухариным (Bukharin) и Cталиным (см.: Stalinism - сталинизм) в противовес теории перманентной революции (permanent revolution) Троцкого (см.: Trotskyism - троцкизм). Несмотря на неудавшиеся революции в Европе, Россия продолжала под политическим руководством КПСС строить социализм, благодаря установленному контролю над командными высотами экономики.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ - (socialist parties) Социалисты и социалистические предвыборные программы существовали до возникновения социалистических партий. Лейбористская партия (Labour Party) Великобритании была создана в 1900 г. как Комитет рабочего представительства, в состав которого также вошла Независимая рабочая партия, созданная в 1893 г. Среди партий крупных стран старейшей социалистической является Социал-демократическая партия Германии (СПГ), берущая начало от рабочей партии, принявшей в 1875 г. Готскую программу, которую Маркс (Marx) подверг резкой критике. В США первый социалистический кандидат на пост президента баллотировался в 1892 г. (и получил 0,19 % голосов); ни одной социалистической партии так и не удалось завоевать в этой стране прочные позиции (см.: Sombart - Зомбарт). Во Франции социалисты были уже во время Французской революции (French Revolution) (см. также: Babeuf - Бабеф) и восстания 1848 г. (см.: Blanqui - Бланки), но история социалистических партий начинается лишь с 1905 г. Объясняется это тем, что рабочий класс, главная опора социалистов, поздно получил избирательное право. Как только соцпартии получили преимущества от расширения избирательного права, как оказались расколотыми, так как началась 1-я мировая война. Многие социалистические лидеры воюющих стран продолжали проповедовать идеи международного социализма, но сторонники покинули их. Антивоенный социализм возродился лишь в 1916-18 гг., когда развитие военных действий привело к тому, что все ее участники оказались в проигрыше. Но это лишь углубило раскол в движении, т. к. многие социалистические партии уже вошли в правительственные коалиции, иногда - впервые (например, в Англии). Наибольшего успеха в то время добились социалистические партии Австралии и Новой Зеландии, менее всех затронутые войной. Между мировыми войнами успешнее всего действовали соцпартии тех государств, которым удалось избежать глубоких депрессий и фашизма, особенно скандинавских стран (см.: social democracy - социал-демократия). После 1945 г. соцпартии существовали уже во всем мире, т.к. многие антиколониальные партии стран третьего мира интуитивно или осознанно перешли на позиции социалистических. Наиболее глубоко социалистические идеи проникли, очевидно, в Индийский национальный конгресс (Congress in India) и Африканский национальный конгресс (ANC) (Южно-Африканская Республика). В некоторых странах "социализм" стал лишь ширмой для деятельности местных антиколониальных элит. В 80-х -90-х гг. Много дискутировали о том, не находятся ли соцпартии в состоянии перманентного кризиса. Об этом свидетельствуют, в частности, падение удельного веса рабочего класса (working class) по отношению ко всему населению; возрастающие трудности финансирования государства всеобщего благоденствия (welfare state) и (несомненно) все большая непопулярность социалистической идеологии в электорате. Отрицательный ответ на вопрос обосновывается прежде всего тем, что партии и политики крайне заинтересованы в собственном выживании, поэтому рационально мыслящие лидеры-социалисты не менее искусно, чем другие, в состоянии приспособить свои лозунги к изменившимся условиям.

СОЦИАЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ БИОЛОГИЯ - (sociobiology) Объяснение поведения людей в обществе с позиций биологических теорий, в особенности теории естественного отбора. "Новый синтез" биологии и общественных наук, предложенный наряду с другими авторами Е.О. Уилсоном, базируется непосредственно на биологии популяций Дарвина, сравнительной этологии, современной теории эволюции - после очищения ее от ламаркизма (Lamarckism) и, наконец, концепции родственного отбора. В итоге основная мысль социобиологов сводится к тому, что хотя не все биологические явления способны к адаптации в каждый данный отрезок времени, естественный отбор играет важнейшую роль в формировании характерных признаков организмов. По-видимому, социобиологи добились наибольшего успеха в объяснении естественного отбора альтруистического поведения. В принципе, отсюда можно сделать вывод, что всякое сколько-нибудь значимое социальное поведение должно объясняться биологическими причинами. И опять же в принципе в этом случае возможно выявить совместную эволюцию генов и культуры. Какова бы ни была обоснованность таких утверждений, взгляды некоторых социобиологов оставляют впечатление об их принадлежности к генетическим детерминистам или, по крайней мере, к генетическим редукционистам. Следует отметить, что на дискуссии об этом тратится непозволительно много времени и энергии.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - (social mobility) Перемещения из одного класса (class) или, чаще, из группы с определенным статусом в другой класс, в другую группу. Социальная мобильность как между поколениями, так и в рамках профессиональной деятельности отдельных лиц является предметом всестороннего и глубокого изучения. Те, кто изучает изменения статуса людей, обычно отмечают увеличение пропорций в пользу квалифицированного труда, требующего больших физических усилий и выполняемого в относительно благоприятной обстановке. Поэтому вопреки законам арифметики мобильность идет по "восходящей" чаще, чем по "нисходящей". Оппоненты обычно указывают на то, что перемена вида занятия не обязательно означает переход в другой класс и что не существует долгосрочной тенденции роста пропорции населения, выполняющего работу, присущую вышестоящему классу. Действительно, поскольку класс определяется положением, занимаемым в служебной иерархии, можно утверждать, что в чистом виде восходящей мобильности никогда не будет. Соотношение между теми, кто отдает приказы, и теми, кто выполняет их, остается стабильным. Феминистки отмечают, что в течение десятилетий социальная мобильность и сопутствующие ей проблемы изучались на примере занятий лишь глав семей, что оставляло женщин фактически вне поля зрения исследователей. См. также: social stratification (социальная стратификация).

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ - (social justice) Требования справедливости (justice) применительно к условиям социального существования. Термин критикуют за излишнюю расплывчатость, поскольку проблема справедливости возникает в сфере как общественных, так и личных отношений. Не случайно основной труд Джона Ролса озаглавлен "Теория справедливости" ("A Theory of Justice"). Обычно термин употребляют, когда речь идет о благах и трудностях совместного существования, и с этой точки зрения социальная справедливость неизбежно носит дистрибутивный характер (см.: справедливое распределение). Особое значение придается основополагающему характеру концепции в социальной жизни: теоретики призывают отталкиваться от этой концепции при создании конституции, руководствоваться ею при критической оценке экономической структуры, применять ее к осмыслению теорий гражданского неповиновения. Таким образом, социальная справедливость устанавливает границы, в рамках которых и применяется дистрибутивная справедливость. Забота о торжестве справедливости, требования установления справедливых условий осуществления социального сотрудничества в обществе - примечательная черта современного либерализма (liberalism). См. также: justice (справедливость).

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - (social stratification) Изучение классов и слоев в обществе, прежде всего социальной градации профессий. Иногда за основу берутся отношения к средствам производства (См.: class - класс). Однако чаще стратификация проводится на базе сочетания классовых и статусных показателей. Например, Генеральный регистратор Великобритании, ответственный за проведение раз в десять лет переписи населения страны, еще в 1911 г. составил первую стратифицированную таблицу занятий населения. В ней указываются не только занятие того или иного лица (например, "фермер"), но и его принадлежность к определенному классу и его властные позиции (например, "фермер, использующий труд других", "фермер, пользующийся лишь трудом членов семьи" и т.д.). В конечном счете статус по роду занятий означает лишь то, что о нем думают большинство людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ - (Social Charter) Соглашение (декабрь 1989 г.) между странами - членами Европейского Союза (European Union), кроме Великобритании, о минимальных уровнях ассигнований на социальное обеспечение, здравоохранение, охрану труда и мобильность рабочей силы. После принятия Единого европейского акта (Single European Act) профсоюзы и Европейская комиссия выразили опасения, что Программа единого рынка (ПЕР), играя на конкуренции между предприятиями, подорвет финансирование социальных сфер и нарушит договоренности о совместном рынке рабочей силы в Европейском сообществе. Помимо этого, некоторые правительства боялись "социального демпинга" со стороны членов сообщества с низким уровнем заработной платы и социального обеспечения: это грозило отвлечь инвестиции от стран с более высокими социальными льготами. Несмотря на сопротивление европейских работодателей, было принято соглашение, во многом более мягкое, чем первоначально предлагала Комиссия, что рассматривалось в качестве важного шага к созданию "народной Европы", позволяющего сбалансировать выгоды ПЕР для разных участников делового сообщества. Правда, правовой статус соглашения оставался неясным, главным образом из-за отказа Великобритании участвовать в нем. Одиннадцать стран, подписавших документ, согласились воплотить его в программу социального действия, однако это выходило за рамки правовых полномочий ЕС и потому не носило обязательного характера. Была предпринята безуспешная попытка включить соглашение в Маастрихтский договор 1991 г. (Maastricht), но возражения Великобритании означали, что Социальная хартия остается вне ЕС. На карту поставлен вопрос о том, каким социально-экономическим образованием станет ЕС в условиях конкуренции и внутренних экономических корректировок: будет основан на экономических принципах laissez-faire, с низким уровнем трудовых отношений, когда фирмы приспосабливаются к конкуренции в основном за счет снижения расценок (как в Великобритании и США), или же будет использовать традиционно практикуемую в послевоенной Европе социал-демократическую (social democracy) или "высокооплачиваемую" корпоративную (corporatism) модели, инвестирующие значительные средства в новейшие технологии и образование.

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР - (social choice) Итог изучения индивидуальных мнений, в результате которого формируются групповой выбор или внутригрупповой разброс мнений. Теория общественного выбора была недолгое время весьма популярна в средневековой Европе, а затем вновь в 1785-03 и 1873-76 гг. В 1299 г. Рамон Лалл предложил избирать победителя выборов путем попарного сравнения кандидатов. В 1435 г. Николас Кузанус (Cusanus) предложил для выбора императора Священной Римской империи метод, получивший название подсчет Борды (Borda) или подсчет порядка рядов. В 1785 г. Кондорсе (Condorcet) впервые обнаружил, что правило большинства может совершать цикл (cycle), и поэтому возможно одновременно большинство "А" над "В", "В" над "С" и "С" над "А". Когда существует такой цикл правила большинства (Мажоритарный принцип), концепции "воли народа" становятся бессмысленными, т.к. любая вероятность неосуществима из-за большинства голосов, по меньшей мере в отношении одной из нескольких вероятностей. Идеи Кондорсе широко обсуждались в научных кругах Франции до 1803 г., однако признания не нашли и были вновь "открыты" в результате независимых исследований Ч. Л. Доджсона (Льюса Кэрролла) (Dodgson) в 1870-х гг. и Дункана Блэка (Black) в 1950-х гг. Общественный выбор в современном понимании обоснован Блэком и Кеннетом Эрроу. Предложенная ими в 1951 г. теорема невозможности (impossibility theorem) использует циклы правила большинства для доказательства того, что всякая процедура выбора, соответствующая минимальным условиям - честность и рациональность, является потенциально диктаторской. Начиная с 1951 г. теория общественного выбора существенно укрепила свои позиции. Большинство посвященных ей трудов было настолько математически бескомпромиссным, что ни политики, ни политологи не понимали ее, а теоретики не удосуживались разъяснить свою позицию. Однако основные выводы имеют значение как для политической теории, так и для политической практики. Среди них три особенно важных: слабое правило Парето (Pareto) (если все предпочитают "А" по сравнению к "В", общество должно выбрать "А") несовместимо с либертарианством (libertarianism); никакая честная и заранее спланированная процедура голосования не гарантирует от манипуляций (manipulation); если мнение многомерно, существует, видимо, глобальный цикл правила большинства, включающий в себя все возможные варианты, даже такие, когда одни единогласно проигрывают другим. Проблема общественного выбора только сейчас начинает проникать в политические дискуссии о пропорциональном представительстве (proportional representation).

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ - (social Darwinism) Термин, широко распространенный в Европе и Америке после 1880 г. и имеющий бранный оттенок. Относится к учению (возможно, ошибочному) Дарвина, согласно которому естественный отбор приводит к выживанию более сильных особей (людей) и сообществ за счет уничтожения более слабых. Социальный дарвинизм был популярен в безмятежные 1890-е гг., но оказался полностью дискредитированным нацизмом. Некоторые усматривают его возрождение в социобиологии (sociobiology) и по этой причине относятся к ней с подозрением. Но "новый социальный дарвинизм", если он таковым является, опирается на генетику, свидетельствующую, что учение Дарвина не ведет ни к расистским (racist), ни к евгеническим выводам, которые ему приписывались с 1890-х по 1930-е гг. (о расовом превосходстве, о возможности и даже желательности подбора родителей для получения хорошего потомства). Трудность с разумным и обоснованным использованием данного понятия заключается в том, что идеи биологии о естественном отборе и "выживании сильнейших" не влекут за собой никаких единых социологических и политических законов. "Социал-дарвинист" может в такой же степени разделять взгляды laissez-faire (невмешательства государства в экономику), как и государственного социализма, быть империалистом или строгим евгеником. Многие передовые мыслители, на которых обычно приклеивали ярлыки "социальных дарвинистов", разрабатывали свои теории независимо от открытий и методов дарвиновской биологии. Так было, например, с У. Г. Самнером, и Спенсером (Spencer) - ярым приверженцем ламаркизма (lamarckism) и твердым сторонником теории наследования приобретенных свойств. Самнер же полностью разделял учение Мальтуса (Malthus). Учитывая все это, можно с полным основанием считать, что "социальный дарвинизм" используется в полемических и идеологических целях и поэтому представляет лишь временный интерес для истории науки.

СОЦИАЛЬНЫЙ КРЕДИТ

СОЦИАЛЬНЫЙ КРЕДИТ - (Social Credit) Политическое движение, пользовавшееся определенным успехом в различных странах, но часто рассматриваемое как популистское, выдвигавшее нетрадиционные идеи. Основоположник движения - инженер Королевской авиации сухопутных войск майор С.Х. Дуглас (1879-1952) - в конце 1-й мировой войны он исследовал то, что сам называл проблемой недопотребления. С помощью собственного метода анализа себестоимости доказал: в мирное время существует "непомерный" разрыв между совокупной покупательной способностью людей и совокупной ценой готовых к продаже товаров. По мнению Дугласа, покупательную способность можно стимулировать продажей товаров ниже себестоимости, а возникающую разницу в ценах покрывать путем предоставления эмиссионного денежного кредита. Каждый гражданин таким образом получит причитающийся ему национальный дивиденд; об инфляционных последствиях такого мероприятия он не задумывался. Кейнс (Keynes), хотя и относился критически к "мистификациям" инженера, в книге "Общая теория занятости, процента и денег" ("General Theory") отметил, что, "в отличие от своих ортодоксальных критиков, майор Дуглас имеет право утверждать, что он, по крайней мере, не предает забвению важнейшую проблему нашей экономической системы". Самый большой успех Социальному кредиту принесли выборы в Канаде. Под руководством харизматического Уильяма ("Библейского Билла") движение установило контроль над правительством провинции Альберта, одержав крупную победу в 1935 г. и возглавляя правительство провинции вплоть до 1970 г., а также в провинции Британская Колумбия, оставаясь правительственной партией вплоть до 1991 г. (за исключением трех лет). В Квебеке Социальный кредит стал популярен в 1962 г. В 1970-х гг. его влияние на политическую жизнь страны упало, но в конце 80-х -начале 90-х гг. в Западной Канаде Реформистская партия черпала поддержку у тех же сторонников Социального кредита. В Новой Зеландии на всеобщих выборах 1981 г. Социальный кредит поддержали 20,7% избирателей, но три года спустя их число сократилось до 7,6%. Основу активистов движения, как и в Канаде, составляли мелкие бизнесмены и фермеры. В 1985 г. Социальный кредит стал называться Демократической партией. Но успеха в национальном масштабе движению, для которого политическое просвещение столь же важно, как и популярность, достичь так и не удалось.

СПАРТА

СПАРТА - (Sparta) Древний город-государство на юге Греции. Ни у одного государства никогда не было такой Конституции, как у Спарты. Говорят, что она узаконила обычаи воинских племен, а ее авторство приписывается Ликургу, о котором достоверно почти ничего не известно. К VIII в. до н.э. Лакедемон (так тогда называлась Спарта), возникший из нескольких деревень, заявил о себе как о сильном государстве на западе Пелопоннеса. Его расцвет пришелся на греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.). Спарта нанесла поражение Афинам в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э. (см. также: Thucydides - Фукидид) и стала самым мощным греческим государством. Однако она потерпела поражение в войне с Фивами при Левкарах (371 г. до н.э.), была подчинена царем Македонии Филиппом II и в III в. до н.э. пришла в упадок. Спарта была организована по общинно-военному принципу. Это была наследственная монархия, управляемая двумя царями и олигархией, состоящей из судей (ephors), совета из двадцати восьми старейшин (gerousia) (достигших 60 лет и назначаемых пожизненно) и высшей консультативной ассамблеи (в нее избирались люди старше 30 лет), обладающей лишь правом утверждать объявление войны. Остальное население принадлежало либо к perioikoi (неполноправным гражданам), либо к helots (рабам). В экономическом плане Спарта примечательна имущественным равенством и отсутствием денежного богатства. Этими двумя принципами достигался "хороший порядок" (eunomia). Все граждане должны были проходить военную службу, а дети с 7 лет готовились к войне. Позднее их приучали с безразличием относиться к боли и смерти. Некоторые считают, что эта модель в определенной степени повлияла на английские государственные школы XIX в. и была использована при воспитании создателей империй.

СПАРТАКОВЦЫ

СПАРТАКОВЦЫ - (Spartacists) Революционная группа интернационалистов в германской социал-демократической партии. Названа по имени руководителя восстания рабов в древнем Риме (а позднее в Голливуде). Исключенные из СДП в 1917 г. "спартаковцы" вступили в Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ). Вышли из нее, создав "Союз Спартака", и в начале 1919 г. сформировали Коммунистическую партию Германии (КПГ). Имели отношения к восстанию против социал-демократического правительства, во время которого их лидеры Роза Люксембург (Luxemburg) и Карл Либкнехт были убиты.

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ - (Spencer, Herbert) (1820-1903) Английский философ-эволюционист. Родился в Дерби в семье респектабельного частного учителя; единственный из девяти детей оставшийся в живых. Отец и дядя воспитали его в суровом унитарианском духе. Работал инженером на железной дороге, затем, в возрасте 28 лет, стал помощником редактора в лондонском еженедельном журнале "Экономист", который отстаивал идеи свободы торговли и laissez-faire (см. также: Bagehot - Бейджгот). Спенсер в наше время - один из самых неизвестных нам авторов из всех знаменитых викторианцев. Вряд ли кто захочет прочитать или даже взглянуть на 14 огромных томов его сочинения "Система синтетической философии" ("The Synthetic Philosophy"), над которым он прилежно работал более 36 лет. А законченная им в 1889 г. "Автобиография" содержит более 400 тыс. слов. Спенсер старался рассматривать все явления с позиции своей философии эволюции, целиком основанной на ламаркизме (Lamarckism). На протяжении всей жизни он пытался подвести под эволюцию все явления - и небулярную космогоническую гипотезу, и сохранение энергии и развитие общества, и свободную от государственного вмешательства экономику, и политический индивидуализм, и основанную на гедонизме утилитарную этику. Спенсер перестал заниматься творческим трудом примерно в 1860 г., постепенно погружаясь в отчаяние и одиночество; его прежний радикальный индивидуализм все более уступал раздраженному пессимистическому консерватизму. Долгая жизнь оказалась худшим врагом Спенсера.

Предыдущая страница Следующая страница