Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СЕА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СЕА")

САМООБЛАДАНИЕ

САМООБЛАДАНИЕ - (self-ownership) Претензии человека на контроль над собственной личностью, относящиеся, как правило, не только к его телу (и, возможно, к эмбриону внутри него - см.: right to life - право на жизнь), но и к трудовой деятельности, способностям и "моральной сфере". "Обладание" включает в себя широкий спектр прав (и, видимо, моральных обязательств) по отношению к объекту, поэтому претензии на самообладание - это обычно претензии на право располагать собой и распоряжаться собственной личностью по своему усмотрению. Хотя данная идея более привлекательна по сравнению с рабством, позволяющим одному человеку владеть другим, и хотя понятие "обладание собой", или "владение собой", исторически использовалось для утверждения свободы, отождествление субъекта и объекта по отношению к собственности представляется нелогичным и вызывает возражения.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - (self-determination) Философская идея самоопределения возникла в XVIII в. в связи с интересом к свободе и примату воли личности. Понятие употреблялось применительно к любой группе, которая, как полагали, обладала коллективной волей. В ХХ в. стало применяться в основном к нациям. О принципе национального самоопределения говорилось в "Четырнадцати пунктах" президента Вудро Вильсона после 1-й мировой войны в связи с распадом Австрийской, Германской и Османской империй. Этот принцип воплощен также в Уставе ООН, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. и Декларации принципов международного права 1970 г. Несмотря на то что эта идея пользуется столь широким признанием, можно с сожалением констатировать, что принцип национального самоопределения столь же несовершенен, сколь туманен. Оправдание репрессивных национальных режимов, их предпочтение либеральным империям - не что иное, как пародия на первоначальную идею самоопределения личности. Что означает понятие "само" для нации и кто может выражать ее волю? Даже если бы народы четко поделились на благоразумные нации с точно определенными территориями, принцип все равно вызывал бы сомнения. Но дело обстоит совсем не так. Самоопределение, доведенное до зловещих крайностей, чревато такими явлениями, как "этнические чистки", проводившиеся сербами в 1990-е гг.

САМОУПРАВЛЕНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ - (self-government) Термин относится как к отдельному человеку, так и к группе лиц или к организации. Самостоятельная личность - это в сущности тот, кто в состоянии действовать по собственному усмотрению. Самостоятельная организация - та, которая в состоянии управлять собственными делами. Отношение между самоуправлением группы и самоуправлением отдельной личности вывести сложно, поскольку, как показал Руссо (Rousseau), между коллективным решением и решением отдельного члена этого коллектива неизбежно возникают различия. Идеи самостоятельной личности неразрывно связаны с концепциями свободы (freedom). Например, чтобы идти самостоятельно выбранным путем, мне может понадобиться (согласно некоторым понятиям о свободе) доступ к ресурсам, которыми я в настоящее время не располагаю. В случае предоставления мне этих ресурсов и моя свобода, и моя самостоятельность укрепятся. Эта проблема, помимо всего прочего, связана с представлениями о складе характера личности. Например, справедливым является утверждение о том, что меня нельзя считать "самоуправляющейся" личностью, если моими действиями движут мощные фобии, которые я могу контролировать не больше, чем если бы мои действия определялись внешними обстоятельствами, лежащими за пределами моего контроля.

САНДИНИЗМ

САНДИНИЗМ - (sandinism) Сандинистский фронт национального освобождения (СФНО) основан в 1961 г. никарагуанскими последователями кубинской революции 1951 г. Назван по имени национального героя - генерала Аугусто Сесара Сандино, который вел партизанскую войну против оккупационных сил США в конце 1920-х гг. Попытки следовать стратегическим советам кубинцев привели вначале к неудачам, но постепенно СФНО выработал собственную стратегию в борьбе с диктатурой Анастасио Сомосы Дебайле и в 1970-х гг. стал опираться больше на народные восстания в городах, чем на партизанскую войну в сельских районах. Внутренние стратегические и тактические разногласия не помешали сандинистам в 1979 г. объединенными усилиями свергнуть Сомосу, однако Фронт разделился на три фракции. Окончательного раскола удалось избежать решением о коллективном руководстве: Руководящего совета (9 членов) - влиятельного органа даже после избрания в 1984 г. Даниэля Ортеги президентом Никарагуа. Сандинизм стал неким идеологическим гибридом, впитавшим идеи марксизма, национализма, теории зависимости и освободительной теологии католической церкви. Находясь у власти в 1979-90 гг., сандинисты проводили политику под лозунгами политического плюрализма, смешанной экономики, социальных реформ и неприсоединения в международных отношениях. В начале 1980-х гг. сандинистское правительство приняло Закон о земельной реформе, и, кроме того, оно значительно преуспело в здравоохранении, образовании и повышении общественного благосостояния. Его радикальная политика вызвала противодействие со стороны США, которые организовали выступления "контрас" и бойкотировали никарагуанскую экономику. Популярность сандинистов упала после введения в стране обязательной воинской службы, раскручивания гиперинфляции и опустевших магазинных полок. Победив на выборах 1984 г., СФНО потерпел поражение в 1990-м. После этого он перешел на позиции социал-демократии.

САНКЦИИ

САНКЦИИ - (sanctions) Карательные дипломатические, экономические и общественные действия по отношению к государству, нарушившему международное право. Tермин может также относиться и к военным действиям, предпринятым с той же целью. Санкции - основной элемент политики коллективной безопасности (collective security). Они включают как приостановку дипломатических контактов, прекращение связей путем частичного или полного запрета на торговлю, так и военные действия. Лига Наций (League of Nations) не имела достаточных полномочий на введение санкций, и англо-американские ограничения на поставки стали и нефти Японии из-за ее вторжения в Китай явились причиной вступления Японии во 2-ю мировую войну. Совет Безопасности (Security Council) ООН имеет юридическое право вводить принудительные санкции, однако в период "холодной войны" (Cold War) к этой процедуре прибегали редко из-за практической неспособности СБ что-либо предпринять, так как его любой постоянный член имел право вето. Санкции были применены в отношении Родезии в 1966 г. и - в более слабой форме - к Южно-Африканской Республике. После окончания "холодной войны" их применяли против Ирака в связи с его вторжением в Кувейт и против Сербии, развязавшей войну после распада Югославии. Продолжаются ожесточенные споры по поводу того, являются ли экономические санкции действенной формой политического давления или они несут народам лишь невзгоды, укрепляя позиции виновного. Режим санкций привлекает постоянное внимание контрабандистов, а пример Ирака свидетельствует о том, что даже весьма жесткие экономические меры, подкрепленные военными действиями, не гарантируют перемен в политическом курсе и изменений в правительстве.

САНКЮЛОТЫ

САНКЮЛОТЫ - (sans-culottes) (в буквальном переводе с французского означает "без коротких штанов") Сторонники крайних фракций в городах во времена Французской революции (French Revolution), носившие в отличие от аристократов не короткие, а длинные штаны.

САРТР, ЖАН-ПОЛЬ

САРТР, ЖАН-ПОЛЬ - (Sartre, Jean-Paul) (1905-80) Французский политический деятель и писатель, самый известный в ХХ в. представитель экзистенциализма (existentialism). Его идеи наиболее полно отражены в книгах "Бытие и ничто" ("L'Etre et le nant", 1943) и "Экзистенциализм и гуманизм" ("Existentialism and Humanism"). Представления Сартра о существовании ("Человек обречен быть свободным") легче понять его философским и литературным трудам, особенно по книге "За запертой дверью" ("Huis Clos", 1943), чем его политическим сочинениям. После 2-й мировой войны Сартр пришел к выводу, что экзистенциализм означает особый вид интеллектуальной деятельности и (по крайней мере, в принципе) неистовый марксизм (Marxism), утверждая, что никаких объективных моральных норм не существует. Некоторые считают его более поздние труды (особенно "Критику диалектического разума") своего рода примирением экзистенциализма и марксизма, другие усматривают в них отказ от первого и переход на позиции второго.

СБСЕ (СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ)

СБСЕ (СОВЕЩАНИЕ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ) - (Conference on Security and Cooperation in Europe (CSCE)) СБСЕ состоялось в Хельсинки в 1975 г. В нем участвовали государства-члены НАТО, страны Варшавского Договора и нейтральные европейские государства. Хельсинкское соглашение явилось результатом длившихся несколько лет переговоров между двумя блоками, противостоявшими друг другу в "холодной войне" (Colar War), и представляло собой одно из выдающихся достижений политики разрядки (détente), в т.ч. и потому, что решения в Совещании принимались не большинством голосов, а путем согласия. Соглашение включало Декларацию о принципах (в т.ч. неприкосновенности границ, невмешательстве, территориальной целостности государств) и три "корзины" по трем группам вопросов, в т.ч. меры по созданию доверия, например предварительное оповещение о военных маневрах (первая корзина), экономическое и иное сотрудничество (вторая корзина), а также сотрудничество в гуманитарной области и в вопросах по правам человека (третья корзина). СССР придавал большее значение Декларации о принципах и второй корзине, в то время как НАТО делало особый упор на третьей корзине. Окончание "холодной войны" изменило ситуацию с СБСЕ, и на Парижской встрече 1990 г. была подписана Парижская хартия для новой Европы, нормализовавшая отношения между европейскими государствами. Количество участников СБСЕ увеличилось, в настоящее время их насчитывается более пятидесяти, в т.ч. республики бывшего СССР. Две основные функции СБСЕ состоят в поддержке либеральных демократий в Восточной Европе и в развитии Пражского центра по урегулированию кризисов. СБСЕ является частью новой системы европейской безопасности, но консенсуальный характер Соглашения не позволяет ему играть центральную роль в разработке мер безопасности в Восточной Европе.

СВЕРЖЕНИЕ, ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЕРЖЕНИЕ, ПОДРЫВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (subversion) Буквально - переворот, подрыв. Это слово имеется во всех языках латинского происхождения. Сначала оно обозначало такие разные явления, как сдача города и острое желудочное расстройство. Но уже в XIV в. стало использоваться в английском языке применительно к законам, а в XV в. - к государству, оттуда и пошло его современное значение - попытка свержения властных структур, включая государство. В этом отношении оно близко слову sedition (мятеж, бунт), обозначающему восстание, хотя его смысловой оттенок совершенно иной: мятеж предполагает открытое нападение, а подрывная деятельность - нечто более скрытое, тайное, например подрыв веры в status quo (существующее положение вещей) или сталкивание людей между собой. Авторы, придерживающиеся традиций постмодернизма (post-modernism) и постструктурализма (post-structuralism) и исповедующие идеи феминизма (feminism), предвосхитили множество разнообразных форм подрывной деятельности. С их точки зрения, подрывная деятельность должна быть направлена не непосредственно против государства, а против таких господствующих элементов культуры, как патриархат (patriarchy), индивидуализм и научный рационализм. Такой широкий диапазон объектов подрывной деятельности во многом обязан идеям Грамши (Gramsci), который подчеркивал, что коммунистическая революция в любом обществе требует разрушения особой формы "культурной гегемонии".

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ

СВЕТЛЫЙ ПУТЬ - (Shining Path) Коммунистическая партия Перу "Сендеро луминосо" ("Светлый путь") после многих лет тщательной подготовки близ города Аякучо развязала в 1980 г. "длительную народную войну" маоистского характера. Название партии происходит от названия памфлета "Светлый путь Хосе Карлоса Мариатеги", повествующего об отце-основателе перуанского коммунизма. К концу 1980-х гг. "Сендеро" была самым успешным партизанским движением в Латинской Америке и отличалась приверженностью к терроризму. Лидер "Сендеро" Абимаель Гусман Рейносо был взят в плен в 1992 г.

СВИНГ

СВИНГ - (swing) Это мера изменения результата выборов по сравнению с предыдущими. Согласно Д.Е. Батлеру, впервые давшему определение этому понятию и применившему его на практике, свинг является средней величиной между выигрышем победившей партией в отношении к общему числу голосов и проигрышем партии, потерпевшей поражение. Эта формула, являясь ценным оперативным средством, все еще часто используемым, страдает двумя недостатками, полностью устранить которые пока не удается: 1) ее трудно применять, если в борьбе участвуют более двух партий. Возможно, по этой причине метод мало используют за пределами Великобритании, США и Австралии; 2) она дает среднюю величину между процентными характеристиками двух явлений (распределение голосов на первых и на вторых выборах). Процентным содержанием чего в итоге станет полученная цифра? Для решения первой проблемы были выдвинуты остроумные, но громоздкие идеи "треугольного" свинга (но как вы подведете итоги, например, четырехпартийного движения в Шотландии?). Наличие второй проблемы ведет к тому, что приверженцы пуризма в статистике вообще избегают использовать свинг. Матричные методы измерения изменений в результатах выборов можно заменить в тех (редких) случаях, когда известны малейшие детали в изменении поведения от первых выборов до вторых. В противном случае можно сказать, что не было предложено никакого удобного, быстрого средства измерения.

СВОБОДА

СВОБОДА - (freedom) Отсутствие вмешательства или помех. К сожалению, практически любая характеристика свободы противоречива. Это обусловлено тем значением, которое ей придается. Джеральд Маккаллум высказал мнение, что все взгляды на свободу можно свести к единой формуле - A свободен от B, чтобы p (p здесь заменяет любой глагол) - и что все споры о свободе ведутся вокруг трех перечисленных субъектов суждения, а именно агента, помех и действия или состояния, которое должно быть достигнуто. Это позволяет определить пункт, по которому возникает расхождение взглядов и который создает основу для построения любой концепции, хотя сам по себе убедительного ответа на вопрос не дает. Возможно, существует общее представление о свободе (в том формальном смысле, который обозначен выше), но вместе с тем существует и множество ее концепций (т.е. путей заполнения приведенной формулы реальным содержанием). Сэр Исайя Берлин в своей знаменитой лекции предложил различать два вида свободы: отрицательную, главной характерной чертой которой является отсутствие вмешательства со стороны других, и положительную, основной характеристикой которой является способность агента "p". Особый акцент Берлин сделал на связь между положительной концепцией и готовностью принять "внутриличностное" понятие свободы, поскольку у него вызывает подозрение сама идея субъекта - носителя этих "внутриличностных" понятий, ибо можно подумать, что эти понятия находятся в прямой зависимости от "высокого" или "низкого" статуса субъекта или от аналогичной бифуркации. Вот три примера того, как могут быть выдвинуты существенно различные концепции свободы. Первый: известны попытки отделить понятие свободы от способности. В большинстве социальных контекстов людей беспокоят проблемы вмешательства и помех, исходящих от других людей, отчего отдельные исследователи считают нужным разграничить понятие "способность человека совершить какое-то действие" и наличие у него свободы для совершения этого действия. Так, я свободен летать, как птица (никто в это действие не будет ни вмешиваться, ни ставить мне помех), но я не способен это сделать. Я могу совершить многое, что по закону мне делать запрещено. Если я случайно сломаю руку, то я лишусь способности писать; если вы наденете на меня наручники, то я лишусь свободы писать. Однако в двух последних примерах различие между способностью и свободой представляется менее очевидной, чем в первых двух, поскольку в обоих случаях безусловным препятствием является физическая невозможность. Наиболее очевидные толкования ситуации с наручниками: "Я не свободен писать, потому что вы сделали меня неспособным сделать это", - приводят к выводу о том, что способность является условием свободы. Если, однако, способность есть условие свободы, то из этого следует, что если я не способен летать, как птица, то я, следовательно, и не свободен летать, как птица. Ясно, что как агент, так и другие могут отрицательно воздействовать на физическую способность, причем разными путями (наручники - временная помеха, но некоторые условия неспособности необратимы), случайно и преднамеренно. (Предположим, что я преднамеренно сломал руку. Будет ли в этом случае связь между моей способностью писать и моей свободой такой же, какая возникает, когда вы надеваете на меня наручники?) В концепции свободы, выдвинутой Хиллелем Штайнером, человек не свободен в том и только в том случае, если его действию мешает другой человек. Отсюда индивид несвободен "p" только тогда, когда он неспособен "p" из-за кого-то еще, - концепция, ставящая свободу в зависимость от способности, но только в "межличностных" случаях. Вторая основная трудность возникает главным образом при сравнении "межличностных" и "внутриличностных" случаев. Некоторые исследователи, такие как Штайнер, рассматривают свободу только в смысле "межличностных" отношений. Другие, однако, желают расширить диапазон ограничивающих свободу помех или препятствий, добавив к ним и те, которые возникают на основе "внутренних" характеристик или склонностей. Предположим, что мне крепко не повезло, и я страдаю агорафобией. Никто не несет ответственности за мое состояние - оно не было навязано мне никем другим, даже если эти другие в принципе способны помочь мне избавиться от него. Если мы говорим, что моя свобода расширится в случае ликвидации этого навязчивого страха, то, следовательно, мы признаем возможность существования "внутриличностной" свободы. И наоборот, если мы ограничим понятие свободы только "межличностными" случаями, мы можем констатировать, что я свободен находиться в открытом пространстве, но, по-видимому, психологически не способен заставить себя делать это. Третья проблема - это связь между свободой и ресурсами. Для того чтобы быть способным достичь некоторых целей или даже произвести какие-то действия, человеку необходимо иметь доступ к компонентам этого действия, в первую очередь к пространству и часто к деньгам. Говорить о ком-то, кто не имеет ресурсов, чтобы "p", как о человеке, свободном произвести действие, - значит полагать, что если данный индивид получит необходимые ресурсы сейчас, то его свобода от этого не возрастет, возрастут лишь ресурсы, и многие ученые согласны с такой трактовкой ситуации. Другие ученые считают необходимым различать формальную свободу и свободу реальную. В приведенном выше случае в формальной свободе индивида не произошло бы никаких изменений, расширилась бы лишь его реальная свобода. Подобная же аргументация применяется и в случае с правами (rights). Людей заботят проблемы реальной свободы. Такой вывод влечет за собой еще одну проблему: есть ли смысл искать определение свободы в отрыве от причин, заставивших нас ценить ее? Некоторые ученые разделяют проблему на два отдельных вопроса: что такое свобода и почему мы ценим ее? Если, конечно, на самом деле ценим. Другие считают подобное разделение несостоятельным. Например, во многих дискуссиях по поводу свободы говорится о ценности индивидуального выбора или автономии. Заключается ли смысл обладания свободой в расширении возможности выбора и автономии и не является ли наличие выбора и автономии самой свободой? Одно из решений данной проблемы состоит в том, чтобы обнаружить разницу между свободой в общем смысле и свободами частными, конкретными (хотя далеко не ясно, как следует собирать в единое целое различные "свободы"). Целая категория явно бесполезных свобод (например, свобода делать то, что я делать не хочу, или то, что я свободен делать, но у меня нет для этого ресурсов), возможно, окажется полезной для понимания ценности свободы. Мои желания могут меняться, я могу обретать необходимые ресурсы, а понятие ценности свободы вообще (того, что делает возможным выбор и не противоречит автономии) можно с полным правом отнести и к свободам, которые условно считаются не имеющими никакой ценности. Вышеупомянутые и неупомянутые реакции на противоречивые аспекты свободы породили много концепций свободы. Попытки разобраться в них, в свою очередь, порождают недовольство тем, что философский поиск различий маскирует идеологические предпочтения.

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ - (freedom of religion) Право исповедывать религию по своему выбору или быть неверующим. Преследование людей за их религиозные верования имеет долгую историю и продолжает практиковаться в отдельных странах и ныне. В Соединенном Королевстве худшие формы дискриминации на религиозной основе давно исчезли, хотя отсутствие признаков отделения церкви от государства продолжает оскорблять чувства многих граждан, не разделяющих взгляды англиканской церкви. В США к этому принципу относятся значительно серьезнее. Многие первые поселенцы, основавшие нацию, бежали от религиозных преследований в Европе, и в современной Америке существует чрезвычайно много религий. Первой поправкой (First Amendment) к Конституции особо оговаривается запрет на введение государственной религии, а также на любые ограничения свободы вероисповедания. О том, что этим вопросам в США продолжают уделять серьезное внимание, можно судить по постановлениям Верховного суда за последние 30 лет, которые касаются школьных молитв. Так, по делу "Энгель против Витале" (1962) суд определил как противоречащую Конституции разработку неким агентством штата Нью-Йорк текста молитвы для учащихся бесплатной средней школы. Хотя молитва была явно нейтральной с точки зрения конфессий, Верховный суд твердо заявил, что официально поддерживаемые мероприятия религиозного характера равноценны введению государственной религии и, следовательно, противоречат Конституции. Год спустя Верховный суд отменил закон штата Пенсильвания, которым предписывалось читать Библию и молитву "Отче наш" в бесплатных средних школах штата. Позднее, в 1992 г., Суд объявил неконституционным предложение читать молитвы нейтрального с точки зрения конфессий характера на выпускных церемониях в бесплатных средних школах. Эти и другие аналогичные решения подняли бурю яростных споров и призывов к внесению соответствующей поправки в Конституцию. Тем не менее эти решения свидетельствуют о том, что принцип свободы вероисповедания по-прежнему играет важную роль в жизни США.

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ - (freedom of information) Свободный доступ граждан к информации, содержащейся в официальных документах правительства. В Соединенном Королевстве он крайне ограничен. Документы органов местного самоуправления становятся доступными в течение короткого периода в соответствии с принятым в 1986 г. "Законом о местном самоуправлении" (раздел "Доступ к информации"). Согласно закону о государственной учетно-отчетной документации, массовому представлению подлежат лишь специально отобранные документы центрального правительства, и то лишь по истечении 30-летнего срока. Принцип административной тайны был введен в действие во время абсолютной монархии и, в отсутствие писаной Конституции, остается в силе по сей день. Более того, правительство установило еще более строгий контроль за доступом к информации, ссылаясь на принципы суверенности парламента и парламентские привилегии. Режим секретности усилился с принятием в 1989 г. "Закона о государственной тайне" и других законодательных актов. Государственным служащим запрещено вести дневники, а их деятельность, согласно служебным инструкциям, отнесена к категории конфиденциальной. В других странах свобода информации считается признаком открытости управления. В связи с принятием законов о свободе информации в США и в странах континентальной Европы, в Соединенном Королевстве стали раздаваться голоса в пользу такой же реформы, однако успеха эти призывы не имели. Причины провала, по крайней мере некоторых из них, следует искать в различном понимании концепций либеральной демократии и целей свободы информации.

СВОБОДА СЛОВА

СВОБОДА СЛОВА - (freedom of speach) Право выражать мнения и идеи беспрепятственно и, главное, не боясь быть наказанным за это. Несмотря на конституционные гарантии свободы слова в США, их правовые системы никогда не считали свободу слова абсолютной. Естественными ограничениями права человека говорить то, что он хочет и где хочет, являются законы, относящиеся к различного рода подстрекательствам, диффамации, клевете, богохульству, выражению расовой ненависти и заговорщической деятельности. Либералы традиционно выступают в защиту такой свободы слова, которая не нарушает прав других граждан и не влечет за собой предсказуемого ущерба, которого можно было бы избежать, но эта защита носит жесткий и активный характер, поскольку свободный обмен мнениями рассматривается как важнейшая составная часть демократии и сопротивления тирании, равно как и важное средство совершенствования общества. Различие между действием, попадающим под определение "слово", и тем, которое под это определение не попадает, не совсем ясно, поскольку многие действия без слов могут восприниматься как заявления, например сжигание флага или разрушение символа. И еще одно: свобода слова ценна, если она сопровождается публикацией - письменными сообщениями, широковещательными передачами радио и телевидения, распространением звукозаписей, а также устным высказыванием идей.

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ - (free trade) Отсутствие препятствий международной торговле. Вплоть до XIX в. в условиях системы меркантилизма (mercantilism) европейцы сталкивались с двумя главными препятствиями торговле: наличием пошлин, квот и запретов, ограничивающих ввоз товаров в каждую из таможенных зон, и контролем за участием в отдельных видах торговли со стороны британской и голландской Ост-Индских компаний. В 1813 г. британская Ост-Индская компания была лишена монопольного права на торговлю между Британией и Индией. А в 1846 г., после продолжительной общественной кампании протеста, были отменены "хлебные законы", что открыло британский рынок для дешевого заграничного зерна. Поучительность этих событий еще более возросла благодаря тому, что они воспринимались как непосредственная реализация убедительных и привлекательных либеральных экономических теорий Адама Смита (Smith) и Давида Рикардо. Более того, быстрое развитие международной торговли, совпавшее по времени с накоплением богатства и длительным периодом мира в Европе, поначалу, казалось, подтверждало справедливость этих теорий. Рикардо в теории сравнительного преимущества доказывал, что свободная торговля между народами принесет пользу обеим сторонам, даже в том случае, если у кого-то из производителей налажено более эффективное производство всех товаров, участвующих в обмене. Это связано с тем, что торговля обязывала даже менее продуктивную национальную экономику привлекать ресурсы в те отрасли производства, где они будут употреблены наиболее эффективно. Однако доходы от свободной торговли распределялись неравномерно, впрочем, Рикардо этого отнюдь не обещал, что к концу века привело ко все более нараставшей ее критике с позиций национальных интересов - Александр Гамильтон (Hamilton) в США и Фридрих Лист в Германии. Свободную торговлю критиковали даже традиционно либеральные английские деловые люди, столкнувшись с проблемой торгово-промышленного цикла и ощутив нарастающую угрозу со стороны новых центров обрабатывающей промышленности в континентальной Европе и в Северной Америке. Развернувшаяся кампания за реформу тарифов явилась лишь одним из путей общего отхода от идеи свободной торговли. К 1930-м гг. пришлось во многом отказаться не только от практики свободной торговли, но и от самой ее идеи, поскольку считалось, что она способствует несоразмерному получению доходов промышленно развитыми странами и что у нее нет механизмов удовлетворительной реализации потенциальных сравнительных преимуществ новыми развивающимися экономиками. На смену свободной торговле пришли двусторонние системы торгового обмена в пределах валютных зон. Одним из таких являлась британская система имперских преференций (imperial preference). В связи с тем, что двусторонние торговые связи совпали по времени с резким сокращением объема международной торговли и, как считали некоторые весьма влиятельные члены администрации Рузвельта, косвенно содействовали развязыванию 2-й мировой войны, союзные державы в конце 1940-х гг. частично восстановили свободную торговлю в пределах долларовой зоны. В соответствии с Генеральным соглашением о торговле и тарифах, ГАТТ (GATT) (1947), в ходе последующих многосторонних торговых переговоров (МТП) были запрещены количественные ограничения на торговлю, в частности квоты, и введены значительно более низкие тарифы на основные виды промышленных товаров, участвующих в торговом обмене между ведущими промышленно развитыми странами. Но, хотя это и способствовало резкому увеличению объема международной торговли и процветанию экономики различных стран в 1950-60-х гг., постепенно становилось все более и более очевидным, что многие барьеры нетарифного характера, включая сложные бюрократические процедуры, хитро сформулированные санитарные правила и правила техники безопасности, равно как и националистическая подоплека государственных заказов, продолжают препятствовать свободному обмену товарами и услугами. Более того, уже с самого начала в ГАТТ были оговорены многочисленные исключения из провозглашаемых общих правил. Исключались, в частности, торговля сельскохозяйственной продукцией умеренных климатических зон, а также текстилем и одеждой, на ввоз которых были введены чрезвычайно строгие ограничения США, Японией и Европейским сообществом, стремившимися защитить собственных производителей. ГАТТ также допускало дискриминационные меры, выгодные каждой из сторон, обязавшихся учредить зону свободной торговли (free trade area) или таможенный союз типа Европейского сообщества (European Community). Прибавьте к этому возросший объем международной торговли такими товарами, как автозапчасти, нефть или алюминий, которая происходит внутри многонациональных корпораций по корпоративным, а не рыночным ценам, возобновившуюся массовую контрабандную торговлю (особенно драгоценными металлами и наркотиками), и будет трудно с достоверностью выявить какую-либо причинно-следственную связь между экономическим процветанием и непунктуальным соблюдением в современных условиях канонов либеральной теории свободной торговли. Как бы там ни было, наиболее впечатляющие темпы экономического роста достигнуты такими ориентированными на экспорт странами, как Япония, Тайвань и Южная Корея, которые находились в большой зависимости от доступности рынков сбыта, обеспечиваемой указанной системой управляемого либерализма. Все это еще раз подтверждает, что свободная торговля - это тот идеал международной торговли, которому так никто и не мог предложить эффективной замены.

СВОБОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

СВОБОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - (free vote) Разделение голосов в парламенте, когда формальная политическая линия партий не учитывается и члены парламента могут голосовать так, как считают нужным. Обычно к "свободному голосованию" прибегают в тех случаях, когда решаются проблемы морально-этического порядка, например абортов или смертной казни.

СВОБОДНЫЙ НАЕЗДНИК

СВОБОДНЫЙ НАЕЗДНИК - " (free rider): Человек, пользующийся чем-либо незаслуженно, "халявщик", извлекающий пользу из коллективной деятельности, не принимая в ней участия. По классической формуле Манкура Олсона, ("Логика коллективного действия") ("The Logic of Collective Action") (1965), желание "бесплатно прокатиться" свойственно каждому разумному, движимому личными интересами члену любой организации, в которой получение общего блага требует совместных действий. Тот факт, что цель является общей, означает, что "никому из членов группы не должно быть отказано в получении блага или удовлетворения, которые возникают в результате деятельности этой группы". У каждого члена поэтому появляется побудительный мотив не нести своей доли расходов. Более того, если организация достаточно велика, индивид знает, что его "бесплатное" удовлетворение потребностей не вызовет желания других членов изменить свое отношение, поскольку его неучастие в совместных действиях "не приведет к сколько-нибудь заметному увеличению нагрузки на кого бы то ни было из других участников". Получение благ будет, однако, поставлено под угрозу, если каждый член коллектива будет думать так же. Поэтому у организаций есть мощный стимул разработать правила (регулирующие членство и допустимую деятельность), исключающие "бесплатные поездки" как на основании материальных причин, так и на основании принципа справедливости. Обложение государством своих граждан налогами ради предоставления общественных благ (public goods) и профсоюзные монополии (предприятия, принимающие на работу только членов данного профсоюза) - вот два хорошо известных примера такого механизма.

СВОЕКОРЫСТИЕ, ЭГОИЗМ

СВОЕКОРЫСТИЕ, ЭГОИЗМ - (self-interest) Забота исключительно о собственной выгоде. Ошибочное представление о том, что рационализм и своекорыстие - одно и то же, выхолащивает рациональный подход к политике. Поскольку мы во всех сферах сталкиваемся с проявлениями альтруизма, многие "с порога" отвергают рациональный выбор. Некоторые безответственные и провокационные заявления ведущих теоретиков рационального выбора, таких, как Антони Даунс и Гордон Таллок, поддерживают эти ошибочные представления. Более правильно было бы считать - пока не получено доказательств противного, - что люди эгоистичны в политике не более и не менее, чем в других областях общественной жизни.

СДЕРЖИВАНИЕ ПУТЕМ УСТРАШЕНИЯ

СДЕРЖИВАНИЕ ПУТЕМ УСТРАШЕНИЯ - (deterrence) Политика, подразумевающая контроль над поведением оппонентов путем угроз. "Сдерживающая" сторона стремится убедить "сдерживаемую" в том, что цена действий, которые "сдерживающая" сторона намерена предотвратить, значительно выше той выгоды, которую, возможно, ожидает получит от своих действий "сдерживаемая" сторона. "Сдерживание путем устрашения" - общий принцип поведения человека. Однако с появлением у ряда государств после 2-й мировой войны ядерного оружия этот принцип становится теоретической базой прежде всего американской концепции стратегических исследований. Угрожать суровыми санкциями, имея в своем распоряжении ядерное оружие, проще и дешевле. Создание ядерного орудия способного поразить намеченные цели, заставило принять доктрину сдерживания в области, касающейся угрозы военного нападения. Так, угроза ответного ядерного удара стала стержнем военной политики сверхдержав в период холодной войны (Cold War). Отсюда непредсказуемые последствия "стратегической оборонной инициативы" (СОИ или звездные войны). Термин "сдерживание" часто ассоциируется с ответным ядерным ударом и порой используется как противопоставление "обороне". Основное различие лежит между стратегией действий, направленных на воспрещение (попытки воспрепятствовать нанесению удара напрямую, т.е. через противодействие силам, которые этот удар наносят) и стратегией возмездия (включая такие формы, как воздействие на объекты, не связанные с силами, наносящими удар). Термин "сдерживание путем устрашения" ограничен понятием возмездия в случае обмена ядерными ударами между географически удаленными державами, такими как США и Россия. В таких случаях боевые действия на воспрещение неосуществимы из-за технической невозможности сбивать или подавлять ядерные боевые части. Однако некоторые сторонники СОИ считают, что технологию действий на воспрещение при использовании ядерного оружия можно было бы разработать. В случаях географической сопряженности, как между государствами - членами НАТО (NATO) и государствами - членами Варшавского договора (Warsaw Pact) подобные действия, т.е. угроза нанести поражение нападающей стороне и/или уничтожить ее боевые средства) становятся частью политики сдерживания. Стратегия НАТО предусматривала противопоставление советским вооруженными силам "лестницы эскалации", начиная с обычных вооружений и кончая нанесением полномасштабного ядерного удара. Несмотря на простоту концепции, сдерживание путем устрашения на практике может оказаться крайне трудным делом. Если две ядерные державы противостоят друг другу, то каждая из них испытывает опасения, что другая получит преимущество от нанесения первого удара, особенно если такой удар выведет из строя ее собственные силы возмездия. В подобных условиях каждая сторона будет стремиться обрести хорошо защищенную вторую ударную силу, способную оказать сопротивление первому удару и сохранить способность нанести ответный удар. Боязнь сторон оказаться незащищенными от первого удара (и/или желание обрести способность самим нанести первый удар) приводит к тому, что главную роль в сдерживании начинает играть технология, а это, в свою очередь приводит к чрезвычайно активной гонке вооружений (armies race). Идея сдерживания путем устрашения серьезно критиковалась в многочисленных дискуссиях по таким проблемам, как рациональность (rationality), опасность случайного возникновения войны или неконтролируемой эскалации периферийных конфликтов. Поскольку эта идея возникла в основном в контексте "холодной войны" между двумя сторонами, она очень мало внимания уделяла отношениям в многополярной сфере. В более широком значении о на стала главным пунктом политики НАТО благодаря усилиям США и их союзников. Это потребовало от США предоставления своим союзникам гарантии от ядерных ударов, причем гарантии реальной, поскольку СССР разработал технологии нанесения ядерных ударов по объектам на территории Северной Америки. Поддержание доверия союзников было главной проблемой американской политики сдерживания в течение всего периода "холодной войны". Вообще теоретиков сдерживания путем устрашения можно разделить на две группы. Одну составляют сторонники ядерного оружия как инструмента сдерживания. Логика такого подхода видится им в том, что эффективность сдерживания обусловлена ужасающими последствиями ядерного удара даже небольшой модности. Другую составляют те, кто считает сдерживание задачей трудной. Они апеллируют к сложностям "лестницы эскалации" и к необходимости в самых разных ситуациях сдерживать чрезвычайно агрессивных готовых на риск противников. Им представляется более целесообразным развивать структуру массовых ядерных сил, способных действовать в любых, даже самых неблагоприятных ситуациях. Сторонникам идеи расширенного сдерживания ближе логика "трудностей сдерживания", и с окончанием "холодной войны" в ядерных державах наметилось движение в сторону "минимального сдерживания". Концепция ядерного сдерживания путем устрашения связана с феноменом распространения ядерного оружия (nuclear proliferation). Поскольку крупные державы строят свою безопасность на угрозе применения ядерного оружия, им трудно убедить другие государства в том, что те должны отказаться от права владеть собственным ядерным оружием.

СДЕРЖИВАНИЯ ПОЛИТИКА

СДЕРЖИВАНИЯ ПОЛИТИКА - (containment) Впервые сформулирована президентом Трумэном в 1947 г. Предполагала сохранение американского военного присутствия в мире, а также экономическую и военную поддержку "дружественных" режимов. В период "холодной войны" (Cold War) определяла внешнеполитический курс США, стремящихся, воспрепятствовать советской экспансии. См. также доктрина Трумэна.

СЕАТО (ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ)

СЕАТО (ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ) - (SEATO (Southeast Asia Treaty Organization)) Подписана в 1954 г. Австралией, Великобританией, Францией, Новой Зеландией, Пакистаном, Филиппинами, Таиландом и США с целью предотвращения коммунистической экспансии в Юго-Восточной Азии. Разногласия среди членов СЕАТО в связи с войной во Вьетнаме ослабили роль этой организации, не сумевшей сдержать коммунистические выступления во Вьетнаме и Камбодже. В 1977 г. она была официально распущена.

Предыдущая страница Следующая страница