Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРЕ"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРЕ"-"ПРО")

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ ТОЛЬКО ДЛЯ БЕЛЫХ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ ТОЛЬКО ДЛЯ БЕЛЫХ - (white primary) первичные выборы, в которых не могли участвовать негры. В южных штатах США, где выдвижение на предварительных выборах кандидата от Демократической партии было равносильно победе, такая практика использовалась для того, чтобы исключить цветное население из выборного процесса. В 1944 г. предварительные выборы "только для белых" признаны незаконными.

ПРЕДВЫБОРНЫЕ МАХИНАЦИИ

ПРЕДВЫБОРНЫЕ МАХИНАЦИИ - (gerrymandering) Разбивка территории на избирательные округа, увеличивающая шансы какого-либо кандидата на предстоящих выборах. В 1812 г. губернатор штата Массачусетс Элбридж Джерри провел границы избирательных округов штата таким образом, чтобы они максимально гарантировали победу его партии на выборах. Карикатурист Элкана Тиздейл изобразил на карте, используя длинные, извилистые линии границ избирательных округов Джерри, голову и хвост саламандры и пустил в обращение слово "джерримэндеринг" (от слов "Gerry" и "salamander". - Прим. перев.), которое иногда ошибочно пишут как jerrymandering.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - (marginal utility) См.: экономический человек (economic man).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НА ДНЯХ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ НА ДНЯХ - (Early Day Motion) Предложение, вносимое рядовым членом Палаты общин для обсуждения "на днях", но без указания точных сроков. Поскольку распорядок дня заседаний парламента устанавливает руководство партий, подобные предложения почти никогда не обсуждаются. Их можно рассматривать либо как всплески эмоций, либо как ни к чему не обязывающие словоизлияния, позволяющие депутату обратить на себя внимание, либо как серьезную основу для классификации взглядов членов парламента.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЯ - (supply side) Сфера экономики, определяющая количество товаров, поставляемых по определенной цене. Предложение, взаимодействуя со спросом, приводит к точному установлению цен и объема, при которых достигается оптимальное заполнение ("очищение") рынка, без недостачи или внеплановых излишков товаров. (Нео)классические экономисты считают, что на практике большинство рынков "очищаются", если существуют необходимые экономические институты; другие школы, включая кейнсианцев (Keynes) и марксистов (marxism), не согласны с этим. Название "политика предложения", данное некоторым курсам администраций правого толка в 1980-х гг., обозначает политику, преследующую цель улучшить ситуацию на рынке и сделать его более открытым для "очистки". Неоклассики доказывают, в частности, что рынок труда нередко препятствует совершению сделок, т.к. государственное вмешательство в вопросы заработной платы или предусмотренный законом минимум заработной платы не позволяют заключать некоторые сделки, на которые согласен и рабочий, имеющий небольшой заработок, и предприниматель, которому нужен именно такой рабочий. "Отпустить сферу предложения" означает устранить ограничения подобного рода. Политические противники таких мер отзываются о них в более крепких выражениях.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ ПРАВЛЕНИЕ - (representative government) Как правило, форма правления, при которой законодательный орган, наделенный значительными полномочиями по принятию решений, свободно избирается. Иногда высказывается мнение о том, что представители должны отражать социальный и половой состав избирателей.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - (representation) Одно из центральных понятий в политике, хотя и несколько расплывчатое. Используется в разных контекстах в противоположных значениях. Глагол "представлять" (represent) первоначально относился к искусству. Исполнить пьесу буквально означало "пред-ставить" ее персонажей, изобразить их. Такое употребление этого слова еще сохраняется в выражениях типа: "Благодаря вам я представил себе, что...". Затем, начиная с XVI в., оно стало также означать "действовать по поручению, от чьего-то лица". Обычно при этом подразумевалось, что один человек действует вместо и в интересах другого, как, например, юрист, представляющий своего клиента, или посол, представляющий монарха. Но оно могло относиться и к ситуации, когда одно лицо (юридическое) действует в интересах группы людей, как это представлено в первой и по-прежнему наиболее важной дискуссии по политической теории, содержащейся в гл. XVI "Левиафана" Гоббса (Hobbes). "Суверен" Гоббса не обязательно должен быть в буквальном смысле одним лицом - сувереном может быть любая группа людей (с нечетным числом участников). Гоббс везде говорит о суверене как о едином юридическом лице, представляющем группу подданных, из которых каждые двое заключили между собой договор о передаче своих естественных прав суверену. Отсюда оставался всего лишь шаг (впервые сделанный во время английской гражданской войны) к третьему, в настоящее время чаще всего используемому значению этого слова: "быть официальным полномочным представителем или замещать кого-либо в... законодательном или совещательном собрании; быть членом парламента от какого-либо округа" ("Оксфордский словарь английского языка", слово represent - представлять, значения 1 и 8; слово representation - представительство, значения 1, 7 и 8). "Представление" в значении "изображение", "образ" ведет к понятию "микрокосм". Во времена американской революции Джон Адамс (Adams) высказал такую мысль: законодательный орган "должен быть точным портретом в миниатюре народа в целом, поскольку должен думать, чувствовать, рассуждать и действовать подобно ему". Это понятие лежит в основе выражения "статистически представительный". Технически "выборка" является представительной по отношению к населению, если каждый человек из числа этого населения имеет равные возможности быть отобранным в данную выборку. В обыденном понимании выборка будет представительной, если она включает в себя подгруппы в том же соотношении, что и население, из которого производится выборка (см.: опрос общественного мнения). В политических дискуссиях релевантные подгруппы - это, как правило, группы, принадлежащие к определенной возрастной, половой, классовой и/или национальной категории. Понятие, обозначающее отношение "патрон - доверенное лицо" ("действия от чьего-либо имени"), имеет четко выраженный смысл, когда один человек действует от лица другого. Доверенное лицо действует в интересах патрона - с теми или иными отступлениями, определяемыми ситуацией. Каковы допустимые пределы таких отступлений у политических представителей - излюбленный вопрос в дебатах по политической теории (см.: Burk - Берк, virtual representation - фактическое представительство). Интерпретация представления об отношениях "принципал - доверенное лицо", когда одно доверенное лицо действует в интересах многих принципалов, как это имеет место в случае с представителем законодательной власти, представляется не столь определенной. Избирательный округ имеет свои интересы, выражать их могут отдельные люди. Как может представитель законодательной власти определить, кого представлять, если его избиратели расходятся во мнениях? Один из ответов состоит в том, что он представляет большинство тех, кто голосовал, но это верно при условии, что использовалась мажоритарная избирательная система, такая как альтернативное голосование (alternative vote). При использовании избирательных систем относительного большинства (plurality) это зачастую не соответствует действительности. Концепции микрокосма и отношений "принципал - доверенное лицо" могут вступать между собой в противоречие. Если члены парламента образуют (во всех соответствующих отношениях) микрокосм избирателей, но не выполняют пожеланий избирателей, они представительны в первом смысле, но отнюдь не во втором, и, наоборот, - если они выполняют волю избирателей, не будучи статистически представительными. "Микрокосмические" концепции представительства ассоциируются с пропорциональным представительством (proportional representation), а концепции отношений "принципал - доверенное лицо" - с мажоритарной системой. Школа пропорционального представительства обращает внимание на состав парламента, сторонники мажоритарной системы - на его решения. Другой аспект справедливого представительства касается вопросов установления границ, деления на избирательные округа, а также значения принципа "один человек - один голос". В США после исторического решения по делу "Бейкер против Карра" (1962) суды следят за соблюдением математически точного равенства численности населения в округах по выборам в Конгресс и в то же время безуспешно прилагают усилия, пытаясь установить правильное в пропорциональном отношении количество избирательных округов с разделением населения на "большинство - меньшинство", т.е. округов, где американские негры или испаноговорящие американцы составляли бы большинство населения. В Соединенном Королевстве, напротив, допускается (почти не вызывая общественного обсуждения) колебание числа избирателей в округах от 22 784 до 99 838 (данные за 1992 г.). Таким образом, две системы, обе считающиеся представительными демократиями, могут исходить из весьма различных концепций представительства.

ПРЕЗИДЕНТ

ПРЕЗИДЕНТ - (president) Либо действительный глава исполнительной власти, либо почетная должность, при которой существует пост фактического руководителя исполнительной власти. В общественных организациях президент - чаще всего почетный пост. В политических конституциях президент в одних случаях - глава исполнительной власти ("глава правительства"), в других - почетный пост с отдельными прерогативами по назначению на должности и выходу из критических ситуаций ("глава государства"), а иногда - и то, и другое. Президенты, являющиеся главами правительств, чаще встречаются в недемократических странах и реже - в демократических. Можно привести ряд примеров стран Латинской Америки, но наиболее известными примерами служат США и Франция. Статья II Конституции США начинается словами: "Исполнительная власть возлагается на Президента Соединенных Штатов Америки". В соответствии с этим его особые полномочия сводятся к роли главнокомандующего армией и флотом США, вооруженными силами штатов "в случае их призыва на действительную службу для Соединенных Штатов", а также к "запросу изложенных в письменной форме мнений от глав департаментов исполнительной власти", назначению на высшие должности и заключению договоров при условии "консультации с Сенатом и с его согласия". Действительные полномочия президента США выходят далеко за рамки указанного в данном перечне. В мире, где существует ядерное оружие, главнокомандующий сверхдержавы имеет колоссальную власть. Ограничения в области заключения договоров обходятся путем именования их "исполнительными соглашениями". Конгресс пытается править в условиях "верховной власти президента", но в том, что касается внешней политики, эти попытки нельзя назвать успешными. Во внутренней политике президент имеет гораздо меньше полномочий. Он может по своему усмотрению управлять департаментами исполнительной власти, но и в этом случае Сенат должен утверждать руководителей этих департаментов, что в последние годы является значительным препятствием. Формирование внутренней политики лучше всего рассматривать как игру, в которой президент, обе палаты Конгресса (каждая в отдельности) и федеральные суды обладают целой системой взаимосвязанных прав использования вето. Для проведения в жизнь той или иной политики требуется согласие определенного числа игроков, обладающих правом вето (это число варьируется в зависимости от области политики). Конституция французской Пятой Республики (Fifth Republic) была написана Шарлем де Голлем (de Gaulle) и его соратниками с целью наделить де Голля гораздо более широкими полномочиями, чем были у президентов свергнутой им Четвертой Республики (Fourth Republic). В 1962 г. де Голль укрепил собственную власть, сделав это неконституционным путем, но безнаказанно. Президент Франции обладает правом арбитража для "обеспечения нормальной работы органов государственной власти, а также целостности государства". Это право, дающее очень большие полномочия, чрезвычайно широко применяется, когда президент и правительство принадлежат к одной партии, как это было на протяжении большей части существования Пятой Республики. Обязанности главы государства подразумевают участие в большом количестве протокольных мероприятий - присутствие на обедах, похоронах, вручение наград. В некоторых случаях глава государства может выступать в качестве объединяющего национального символа, однако это зависит скорее от личности президента, чем от способа его избрания и официальных полномочий самой должности, как можно видеть на двух противоположных примерах - Мэри Робинсон (Ирландия) и Курта Вальдхайма (Австрия). Связанные с этой должностью конституционные функции в обоих случаях похожи, но объединяющая всех Робинсон могла бы многого добиться в качестве главы государства, чего нельзя сказать о вызывавшем разногласия Вальдхайме. Глава государства обычно имеет резервные полномочия на случай отставки главы правительства или самого правительства, а также на случай чрезвычайных обстоятельств. Примером необычного использования таких полномочий служит роспуск генерал-губернатором правительства Гофа Уитлэма в Австралии в 1975 г. Генерал-губернатор Австралии действует от имени королевы как глава государства. И хотя полномочия главы государства в Австралии в 1975 г. остались без изменений, данный инцидент привел к длительному спаду промонархических настроений в Австралии. Это свидетельствует о том, что даже номинальные главы государств ограничены в своей деятельности. Президенты могут избираться путем прямых или многоступенчатых выборов либо назначаться. Чем более прямым путем происходит их избрание, тем больше власти они имеют в своем распоряжении, как это характерно для Франции и США.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕНИЙ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕНИЙ - (closure/cloture) Любая процедура, прекращающая или ограничивающая во времени дебаты в законодательном органе, после чего вопрос ставится на голосование, даже если участники прений еще хотят высказаться. Одной из форм прекращения прений в Великобритании является "гильотина" (guillotine), ограничивающая обсуждение оставшихся пунктов правительственного законопроекта. Применяется для экономии времени парламентских заседаний, предотвращает их умышленное затягивание (filibusters) и абструкционитские выступления.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

ПРЕМЬЕР-МИНИСТР - (prime minister) Глава исполнительной власти и кабинета министров в рамках парламентской системы (там, где таковой существует). Однако значение этой должности варьируется в зависимости от институционного устройства, характера партийного правительства и политических обстоятельств, в которых осуществляется руководящая деятельность премьер-министра. Институционные ограничения власти премьер-министра могут быть связаны с территориальным распределением власти в федеративных системах, как, например, в Канаде, или в системах, разделенных на регионы, как в Испании, с наличием влиятельной второй палаты парламента, такой как германский бундесрат, наличием конституционных судов или с политической культурой, предоставляющей власть неправительственным институтам, таким как ассоциации предпринимателей или профсоюзы. Соответственно, может случиться, что премьер-министр должен будет управлять, действуя вместе с другими партнерами. Аналогичным образом многие правительства в парламентских системах представляют собой коалиции различных партий, что делает необходимым уступки в связи с различающимися интересами разных партий для того, чтобы сохранить целостное правительство. В некоторых странах, особенно в Нидерландах, по традиции премьер-министры выступают в основном не как руководители, а как посредники во внутриправительственных разногласиях. В некоторых странах, таких как Швейцария, политическая власть настолько рассредоточена, что фактически роль премьер-министра сведена к положению символической фигуры. Институциональная система, напротив, характеризуется высокой степенью централизации, и избирательная система обычно дает возможность создать однопартийное правительство, поддерживаемое дисциплинированной партийной фракцией в парламенте. Это способствует формированию такого круга полномочий премьер-министра, который, как правило, невозможен в вышеуказанных странах: право назначать и смещать министров, право определять общие направления политики правительства, право решающего голоса при разногласиях между министрами в правительстве, а также право выступать от имени правительства во всех областях политики. С 1960-х гг. вызывает тревогу склонность официальных представителей власти расширять ее и злоупотреблять ею. Анализ сложной системы функционирования британского кабинета и - в более широком масштабе - политической исполнительной власти приводит по меньшей мере к неотчетливо выраженному подтверждению этого тезиса. Действительно, деятельность любого премьер-министра зависит от поддержки со стороны солидного большинства в парламенте, сплоченности партии, предпочтения избирателями сильного руководства в исполнительной власти, а также активности и энергичности официальных представителей власти. При отсутствии в течение продолжительного времени таких политических условий премьер-министр может вынужденно или добровольно оказаться в роли посредника или арбитра, подобно своим коллегам в других системах.

ПРЕРОГАТИВА

ПРЕРОГАТИВА - (prerogative) Прерогативы власти - это исключительные права, которыми независимо ни от кого может распоряжаться глава государства и которые не требуют санкционирования со стороны законодательной власти. Их теоретическим обоснованием служит представление Локка (Locke) о том, что для поддержания порядка необходимо существование правителя, обладающего правом принимать окончательные решения. Писаные конституции либеральных демократий по-разному определяют прерогативы власти глав государств. Конституционные монархи и президенты некоторых стран, например Германии, выполняют главным образом чисто протокольные функции, тогда как в других государствах, к примеру в Испанской монархии при короле Хуане Карлосе, им может принадлежать важная политическая роль. Согласно принятой практике, президенты обладают резервными или чрезвычайными полномочиями, которые могут быть использованы в условиях политического кризиса, хотя, по определению, ими редко пользуются. В США президент как глава государства помимо чрезвычайных полномочий обладает значительными правами, связанными с законодательной инициативой, поддержанием внутреннего порядка, дипломатическими отношениями, а также командованием вооруженными силами. Теоретически президентская власть ограничена Конгрессом, принципом федерализма и независимой судебной системой. Однако предполагается, что на практике президент обладает значительной автономией в использовании этих полномочий. Во Франции Конституция Пятой Республики (Fifth Republic) предоставляет президенту, пожалуй, наиболее широкие властные прерогативы. В дополнение к неограниченным чрезвычайным полномочиям французский президент обычно имеет право председательствовать на заседаниях совета министров с правом назначать, а не просто выдвигать и смещать премьер-министра, вести переговоры с иностранными государствами и созывать референдумы. Это фактически делает президента не только главой государства, но и главой правительства. В Великобритании, при отсутствии писаной конституции, прерогативы власти существуют в виде дискреционных полномочий политической исполнительной власти, осуществляемых от имени монарха. Они относятся к разработке внешней политики, ведению войны и назначению на должности в вооруженных силах и в центральном аппарате правительства. В этих, хотя и открытых для контроля, областях политики исполнительная власть Великобритании пользуется значительно большей автономией от процессов принятия решений в парламенте, чем исполнительная власть других стран, имеющих систему вестминстерского типа.

ПРЕФЕКТ

ПРЕФЕКТ - (prefect) Главный представитель французского государства на местах, член избранного круга управленческой элиты (см.: "Высшие школы". После проведенных социалистами в марте 1982 г. реформ, направленных на децентрализацию, префект больше не является главой исполнительной власти района или департамента: административные и финансовые полномочия были переданы местным собраниям и их выборным председателям. В 1986 г. правое правительство отменило новое наименование этой должности (комиссар Республики), заменив его на прежнее. Префекты по-прежнему отвечают за координацию регионального планирования и надзор за деятельностью общественных служб, поэтому любое сокращение общего объема власти является, по-видимому, скорее кажущимся, чем действительным. Их деятельность всегда была ограничена местными властными структурами, центр и периферия предъявляли к ним зачастую противоречащие друг другу требования. Теперь их полномочия определены более точно, и их должностное положение надежно.

ПРЕФЕРЕНЦИЯ

ПРЕФЕРЕНЦИЯ - (preference) В толковом словаре значение этого слова определяется как "предпочтение или более высокая оценка одной вещи в сравнении с другой". Понятие преференции имеет важное значение в позитивистской социальной науке (positivism). Экономисты рассматривают поведение как "проявление предпочтения" и обычно считают предпочтения человека тождественными его выбору. Политологи и социологи более осторожны в своем подходе, особенно когда люди говорят одно, а делают другое.

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ

ПРИБАВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ - (surplus value) Ключевое понятие марксистской теории. Означает прибавочный труд (S), затрачиваемый рабочим сверх необходимого труда или переменного капитала (V), требуемого для удовлетворения основных жизненных потребностей. Отношение между необходимым и прибавочным трудом Маркс (Marx) называет степенью эксплуатации, или нормой прибавочной стоимости (S/V). Возьмем к примеру рабочего, который должен затратить 4 часа необходимого труда (V), чтобы прокормить себя и свою семью. Капиталист устанавливает 8-часовой рабочий день, что означает, что рабочий трудится 4 часа на себя и 4 часа на капиталиста. Рабочий затратил 4 часа прибавочного труда, а капиталист получил прибавочную стоимость, равную 4 часам рабочего времени. Норма прибавочной стоимости, или эксплуатации, в данном случае составляет 100%. Источник прибавочной стоимости - рабочая сила, способность к труду, затрачиваемому рабочим в процессе производства. Капиталист реализует ее, продав товар на рынке, и прибавочная стоимость принимает форму прибыли. Маркс выделяет два пути получения прибавочной стоимости. Абсолютная прибавочная стоимость получается увеличением продолжительности рабочего дня. Относительная прибавочная стоимость связана с сокращением необходимого рабочего времени при неизменном рабочем дне; достичь этого можно путем увеличения производительности труда либо за счет повышения его интенсивности, либо высвобождая рабочую силу и используя в процессе производства машины.

ПРИВАТИЗАЦИЯ

ПРИВАТИЗАЦИЯ - (privatization) Передача государственной собственности частному сектору путем продажи или на договорной основе. После некоторых нерешительных и мелких экспериментов в годы правления Хита (1970-74 гг.) приватизация в Великобритании в крупных масштабах была предпринята правительством Тэтчер после 1979 г., когда в частные руки были переданы электроэнергетика, газовая и телекоммуникационная отрасли. С точки зрения правительства, преимущества приватизации состояли в получении крупных средств для погашения государственных долгов, ослаблении влияния профсоюзов государственного сектора, увеличении числа держателей акций, предоставлении руководству бывших национализированных отраслей нормальной коммерческой самостоятельности, а также в уменьшении бремени принятия решений, налагаемого на правительство государственной собственностью. Критики английских приватизационных мер утверждали: они проводились таким образом, что максимальное развитие конкуренции было принесено в жертву интересам получения как можно больших доходов от продажи и защиты монополистических позиций существующих предприятий. Внешний успех политики приватизации в Англии привел к тому, что по ее пути пошли многие другие страны. В частности, такие организации, как Всемирный Банк (World Bank), поощряли развивающиеся страны к тому, чтобы расстаться с убыточными государственными отраслями промышленности. Существуют значительные возможности для дальнейшей приватизации во Франции и Италии, но самым большим потенциалом обладают бывшие коммунистические страны. Ваучерные схемы применяются в таких странах, как Чешская Республика; в то же время в бывшем Советском Союзе усиливается успешное политическое сопротивление приватизации со стороны руководителей принадлежащей государству промышленности.

ПРИВИЛЕГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ПРИВИЛЕГИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - (executive privilege) Право исполнительной власти не предоставлять информацию законодательной власти и судам. В США эта привилегия используется президентом и сотрудниками исполнительного органа, с разрешения президента, для отказа от явки на заседания комитетов Конгресса. Привилегия президента имеет конституционную основу, но обычно ее объясняют неотъемлемым правом, вытекающим из разделения властей, и защитой национальных интересов. Это право было урезано постановлением Верховного суда в 1974 г. по делу "Соединенные Штаты против Никсона", на котором рассматривалось заявление Никсона о том, что привилегия президента позволяет не предоставлять Конгрессу магнитофонную запись, относящуюся к уотергейтскому скандалу (Watergate scandal). Суд решил, что привилегия президента не является абсолютной.

ПРИНЦИП МНОГОСТОРОННОСТИ

ПРИНЦИП МНОГОСТОРОННОСТИ - (multilateralism) Подход к проблемам международной торговли, денежной системы, разоружения и безопасности и окружающей среды, основанный на идее, согласно которой режимы международного сотрудничества для урегулирования конфликтующих интересов, чтобы быть эффективными, должны являться выражением широкого и устойчивого согласия между государствами, входящими в международную систему. Поэтому принцип многосторонности применяется в тех случаях, когда налицо коллективные интересы мирового сообщества. Многие признают, что в период между двумя мировыми войнами исключительная природа двусторонних сделок и частое обращение к односторонним действиям способствовали развалу международной экономики и развязыванию войны. Поэтому принцип многосторонности стал неотъемлемым элементом таких послевоенных соглашений, как Бреттон-Вудское (Bretton Woods), ГАТТ (GATT), о создании ООН (United Nations) и - более близких по времени - соглашений по озоновому слою или глобальному потеплению. В вопросах национальной безопасности государства не всегда охотно соглашаются на ограничения, накладываемые многосторонней дипломатией, но известны замечательные примеры многосторонних действий в ООН в послевоенный период. Однако осуществление принципа многосторонности, в глобальном масштабе, сталкивается с проблемами, особенно в сфере торговли, в связи с появлением региональных соглашений, таких как ЕС (EU) или НАФТА (NAFTA), которые тем не менее не являются несовместимыми с более широкими многосторонними договорами. Более серьезная проблема состоит в том, что США, инициатор применения принципа многосторонности в экономических отношениях, в послевоенный период обеспокоенные сложностью достижения всеобщего согласия на многостороннем уровне, обратились к односторонним действиям и двусторонней конфронтации в торговых и других переговорах. В качестве наиболее могущественного члена мирового сообщества США меньше других теряют, отступая от принципа многосторонности, а самые слабые страны - больше всего, однако цена отказа от этого принципа стала бы высокой для всех. В сфере разоружения и контроля над вооружениями в послевоенный период также произошли значительные изменения. Поначалу казалось, что действенный контроль над вооружениями потребует последующего многостороннего форума под эгидой ООН. Между тем с началом гонки ядерных вооружений между США и СССР стало ясно, что две сверхдержавы не расположены сделать проблему политики контроля над вооружениями предметом многостороннего обсуждения. Несмотря на последовательные многосторонние усилия, в т. ч. Договор о частичном запрещении испытаний ядерного оружия (1963), Договор о его нераспространении (1967) и соглашения (1971) по химическому и бактериологическому оружию, решающие меры по контролю над вооружениями в основном были определены в двустороннем соглашении сверхдержав без участия ООН. Даже успехи многостороннего сотрудничества основывались главным образом на сотрудничестве сверхдержав. За советско-американским соглашением ОСВ-1 (SALT) (1972) и Договором по ПРО (противоракетной обороне) (1979) последовало соглашение ОСВ-2. Они проложили путь к последующим многосторонним соглашениям, особенно после перемен в советской внешней политике при Михаиле Горбачеве, которые привели к окончанию "холодной войны" (Cold War). Их результатом стало последовавшее вскоре (1990) соглашение между членами НАТО и странами Варшавского Договора по обычным вооруженным силам в Европе, а также дополнительные двусторонние соглашения о контроле над ядерными вооружениями, такие как Договор о ядерных средствах средней дальности (1987) и Переговоры о сокращении стратегических вооружений (ПСС) (START) (июль 1991). С распадом СССР даже вопросы контроля над ядерными вооружениями по существу приобрели многосторонний характер, поскольку отколовшиеся от бывшего СССР государства (такие как Украина, Казахстан) располагают ядерным оружием, раньше принадлежавшим Советскому Союзу. Эти не столь крупные государства согласились (Украина - в 1994 г.) передать ядерное оружие Российской Федерации. Чаще всего многосторонние соглашения основываются на договоренности великих держав. Так, например, завершение уругвайского раунда ГАТТ (декабрь 1993) зависело от предварительных соглашений между ЕС и США.

ПРИНЦИП ОТ ИДЕАЛА

ПРИНЦИП ОТ ИДЕАЛА - (ideal-regarding principle) Различие, установленное Брайаном Барри и используемое в политических дискуссиях между принципами от идеала и принципами от потребности. Последние подразумевают любые потребности человека. Принцип от идеала избирателен по отношению к потребностям: он, например, может исключать из рассмотрения потребности, удовлетворение которых неблагоприятно сказалось бы на благосостоянии людей. Существует, разумеется, множество "идеалов", допускающих подобную избирательность.

ПРИНЦИП РАЗЛИЧИЯ

ПРИНЦИП РАЗЛИЧИЯ - (difference principle) Принцип, согласно которому неравенство приемлемо только тогда, когда оно сопряжено с занятием должности, доступной для всех - равная возможность (equal opportunity), и приносит благо самым необеспеченным членам общества. Принцип впервые предложен Джоном Ролсом в работе "Теория справедливости" ("A Theory of Justice" в качестве формулировки принципа социальной справедливости. По его мнению, разумно мыслящими индивидам, не знающим (помимо прочего), какое место они занимают в обществе, этот принцип потребуется, когда их попросят обеспечить в этом обществе определенный уровень справедливости. Хотя в более поздней работе Ролс изменил формулировку принципа справедливости, основная идея осталась такой же.

ПРИРОДА

ПРИРОДА - (nature, convention) В целом под "природой" понимают врожденные качества, а под "конвенцией" - то, что предлагается обычаями или практикой. Противоречащие друг другу представления об этих понятиях были важной чертой древнегреческой политической мысли. Пока к этим понятиям не обратились софисты, политические мыслители были склонны считать, что идеи морали естественны в том смысле, что морально развитый индивид приобретает их естественным путем. Софисты же полагали, что идеи морали изобретены человеком для собственного удобства. Об этом ясно заявили Глаукон и Адеимант во Второй книге "Республики" Платона (Plato). Люди, которые были наказаны, и наказаны несправедливо, "начали сами устанавливать свои законы и правила и определять то, что закон делает законным и справедливым... Справедливость... это середина между тем, что лучше (совершить несправедливость и остаться ненаказанным) или что хуже (пострадать справедливо и не иметь возможности отомстить)". Платоновский Сократ посвящает другую половину "Республики" опровержению этих аргументов и доказательству того, что идея справедливости на самом деле естественна. Греческое слово, которое мы переводим как "натура" (природа), на самом деле рhysis и происходит от глагола рhyein. Английское слово "nature" происходит от латинского natus - "рожденный". Таким образом, если говорится, что что-то приходит к нам естественно, то имеется в виду врожденное качество. Но греческое слово рhyein имеет еще одно значение - "растить". Аристотель (Aristotle) согласен с Платоном в том, что моральные качества естественны, а не воспитаны. Но он имел в виду скорее биологический аспект, чем метафизический, заявляя: "Человек по своей природе существо политическое". Смысл этого высказывания заключается в том, что человек достигает полной зрелости, только являясь гражданином греческого полиса (города-государства). Различие, проводившееся греками между естественным (природным) и условным (конвенционным), продолжает сохраняться. Например, последователи органической аналогии (organic analogy) согласны с Платоном и Аристотелем, полагая, что политические институты или идеи являются "естественными". Те, кто отрицают органическую аналогию и считают институты и идеи творениями человека, придерживаются точки зрения софистов.

ПРОБЛЕМА КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОБЛЕМА КОЛЛЕКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ - (collective action problem) Любая ситуация, в которой несогласованные действия ее участников не всегда приводят к тому оптимальному результату, который мог бы быть достигнут. Два известных примера - игра в "цыпленка" (Chicken) и "дилемма заключенных" (Prisoners` Dilemma). Другим видом проблемы коллективных действий являются игры типа "Отгадай, что я думаю". Типичным примером является следующий: мы с тобой условились встретиться завтра в Лондоне, но забыли договориться, где и когда. В этом случае каждый из нас должен догадаться, что на эту тему скорее всего думает другой (т.е. я думаю, что ты думаешь, что я думаю и т.п.). Если каждый предположит, что другой наиболее вероятным местом и временем встречи считает, скажем, вход в Национальную галерею в полдень, то тогда проблема коллективных действий решена наилучшим образом. Игры типа "Отгадай, что я думаю" легко выиграть, если участники имеют возможность переговорить друг с другом. Другие проблемы коллективных действий, в т.ч. игра в "цыпленка" и "дилемма заключенных", могут оказаться значительно сложнее. Они предполагают дилемму свободного выбора, имеющую большое значение в политике (следует ли мне добровольно платить налоги, заниматься охраной окружающей среды, идти на выборы?). Конечно, было бы лучше, если бы каждый стремился отгадать, что думает другой, но люди обычно предпочитают ощущать себя "вольной птицей" и жить по принципу "пусть другие совершают добрые дела". Однако, если все или большинство "пустятся в свободное плавание", то добро так и окажется несотворенным. См. также общественное благо.

ПРОБЛЕМНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ПРОБЛЕМНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - (issue voting) Представление, согласно которому решение голосующих в значительной мере определяется теми проблемами, реализация которых зависит от данных выборов. До использования в исследованиях результатов опросов (suruey research) большинство писавших о демократии исходили из того, что проблемное голосование есть норма демократических выборов (хотя скептики были всегда: от Кондорсе (Condorcet) до Шумпетера (Schumpeter); последний даже отрицал, что дело должно обстоять таким образом. Первоначальный анализ решающих факторов голосования выявил совершенно иную картину - основная роль принадлежала привычке и партийной принадлежности, а проблемное голосование не играло практически никакой роли, поскольку большинство голосующих совершенно ничего не знали о проблемах, обсуждаемых в ходе выборов политиками и журналистами. С конца 1960-х гг. в проблемном голосовании наблюдается некоторое оживление. Частично это объясняется влиянием теории рационального выбора на электоральные исследования, а частично - признанием того, что США в 1950-е гг. (когда проводились самые значительные опросные исследования школы партийной принадлежности США), проводя необычайно согласованную политику, создавали видимость отсутствия проблемы. Когда "проблемы" сводятся к "проблемам, явно выраженным для электората", то появляется возможность продемонстрировать ту весьма заметную роль, какую играет проблемное голосование в типичных выборах. Другим решающим фактором является ретроспективное голосование, или оценка партии (команды), находящейся у власти. Здесь участвовавшие в голосовании могут сравнить деятельность правительства с обещаниями оппозиции, но сравнение это, как хорошо известно большинству голосующих, является односторонним.

ПРОГРЕССИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

ПРОГРЕССИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ - (progressive movement) Аморфное межпартийное движение за экономические и политические реформы, получившее распространение в США в начале ХХ в. В тот период демократы, республиканцы и беспартийные в равной степени были обеспокоены процессами, происходившими в Америке: ростом трестов - монополий в торговле и промышленности - и за временным появлением партийных боссов и их политических машин. Подобная концентрация экономической и политической власти, как тогда утверждалось, вела не только к эксплуатации и коррупции, но и противоречила таким основополагающим ценностям американской жизни, как равенство, индивидуализм и демократия. Вследствие этих настроений и возникли популистское (populism) и - несколько позднее - прогрессистское движение. Оно черпало силы из популистских настроений фермерства, но корнями уходило в город: его основу составляли главным образом белые протестанты англо-саксонского происхождения. Всех прогрессистов весьма тревожило то, что тресты, как они полагали, добились безраздельного господства в экономике. Однако среди них не было согласия относительно путей решения этой проблемы. Одни, как Вудро Вильсон, выступали за восстановление конкуренции путем расширения законодательства, подобного антитрестовскому закону Шермана, который объявил незаконными структуры, "ограничивающие свободу торговли". Теодор Рузвельт, напротив, считал существование трестов неизбежным, но хотел поставить их под контроль комиссий, регулирующих их деятельность. В отношении политических реформ прогрессисты были более единодушны. Они считали необходимым очистить политическую жизнь от одиозных боссов с их политическим аппаратом (machine) и вернуть бразды правления тем, кому оно по праву принадлежит, т.е. народу. Соответственно прогрессисты стали решительными сторонниками различных демократических мер, таких как первичные президентские выборы (primary election), прямые первичные выборы, право законодательной инициативы (initiative) и референдум (referendum), равно как и право отзыва государственных должностных лиц. Прогрессистов трудно отнести, как это принято, к левым или правым. Последовательно выступая за реформы, они в то же время были в некотором смысле глубоко консервативны: любили вспоминать мифический золотой век в американской истории с его маленькими фермами, небольшими городками и мелким бизнесом, когда возможности были открыты для всех, а самоуправление было реальностью. Стремясь исправить некоторые негативные последствия капитализма, прогрессисты вместе с тем были далеки от антикапиталистических настроений. Они выступали против трестов не из-за принципиальных возражений против капитализма как такового, но потому, что эти структуры ограничивали или уничтожали возможности деятельности мелких предпринимателей и тем самым ущемляли равенство возможностей для всех и ограничивали индивидуализм. Прогрессисты с недоверием относились к организованному рабочему движению и питали отвращение к коллективизму, ассоциировавшемуся с социализмом, хотя реформаторские устремления профсоюзов и социалистов создавали некоторую общую основу для взаимодействия с прогрессистами.

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - (progressive taxation) Система налогообложения, устанавливающая пропорционально более высокие налоговые ставки для лиц с более высоким доходом.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - (forces of production) Термин Productivkrafte относится к техническому жаргону теории исторического материализма (historical materialism) в формулировке Маркса (Marx) и Энгельса (Engels), данной в работе "Немецкая идеология" (1845-46). В переводе термин может означать и производительные силы, и производительные возможности. К сожалению, ни Маркс, ни Энгельс нигде не перечисляли эти силы или возможности, так что до сих пор значение и правильное употребление термина не совсем ясно. В широком смысле к производительным силам относятся средства производства и рабочая сила. И термин должен относиться лишь к тому, что материально обеспечивает процесс производства. Само по себе это, конечно же, не дает ответа на более интересный и трудный вопрос: следует ли считать исторический материализм теорией технологического детерминизма? Не дает ли он также исчерпывающего объяснения тому, почему противоречие между производительными силами и производственными отношениями (relations of production) является движущей силой исторического прогресса?

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (relations of production) В целом этот термин (по-немецки - Produktionverhltnisse) относится к отношениям, возникающим в производственном процессе, и к отношениям владения, наиболее важным из которых является собственность. Подобно производительным силам (forces of production), это специальный термин из теории исторического материализма (historical materialism). Согласно Марксу (Marx), основное отношение собственности, по крайней мере при капитализме, это буржуазная собственность на средства производства, которая проявляется также в монополии на политическую власть. Конкретные взаимоотношения между производительными силами и производственными отношениями представляются достаточно неопределенными, и ощущения, что противоречие между ними являются движущей силой истории, кажутся довольно смутными.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ - (factors of production) Основные ресурсы, используемые в сфере производства товаров и предоставления услуг. Первая настоящая попытка дать определение земле и труду как факторам производства обычно приписывается сэру Уильяму Петти (1623-87). Французские физиократы (physiocrats) добавили к этим факторам капитал и предпринимательство. Фактор земли включает в себя имеющиеся в недрах ресурсы, такие, как каменный уголь и железная руда. Фактор труда - это усилия человека, физические и умственные, которые способствуют производству. Капитал обычно представляется в виде машин и инструментов, которые, в сочетании с трудом, используются для производства товаров. Существуют капитал основной и оборотный. К первому относится такая собственность, как здания и машинное оборудование, ко второму - товарные запасы, созданные фирмой для последующего использования. Капитал - это единственный фактор производства, который создается в процессе самого производства. Предпринимательство ассоциируется с такими качествами, как умение управлять производством, новаторство, готовность идти на риск, которые индивид проявляет в процессе сочетания прочих факторов производства продукции. К доходам и расходам, связанным с этими факторами, относятся: земельная рента, оплата труда рабочих, проценты на капитал и прибыль предпринимателя.

Предыдущая страница Следующая страница