Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОС"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПОС"-"ПРЕ")

ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ

ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМ - (post-industrialism) см.: индустриальное общество (industrial society).

ПОСТКОЛОНИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

ПОСТКОЛОНИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - (post-colonial state) Любое из вновь образованных национальных государств, появившихся в процессе деколонизации в период после 2-й мировой войны. Другое их название - "развивающиеся государства". В политическом устройстве постколониальных государств много черт, присущих колониальным государствам. Модель английского парламента была принята многими бывшими британскими колониями, например Индией. Постколониальное государство характеризуется с двух точек зрения: какие политические и экономические проблемы оно решает и как оно способно управлять? Большинство постколониальных государств сначала стремятся проводить политику вмешательства правительства в экономическую деятельность в стране. Однако возможность осуществить эти программы в решающей степени зависит от сложившейся политической системы. Постколониальные государства характеризуются как "сильные" или "слабые" в зависимости от их способности претворять в жизнь политические решения, т.е. от наличия политической инфраструктуры и того, насколько хорошо она функционирует. В этом заключается отличие "сильного государства" от просто "деспотического". Разумеется, возможности государства ограничены имеющимися в его распоряжении экономическими ресурсами, а также отношениями между политической исполнительной властью и бюрократией, с одной стороны, и государством и гражданским обществом - с другой. Одни считают, что "укорененность" государства в обществе присуща "сильным государствам" - в плане сотрудничества важных государственных и общественных групп интересов, тогда как другие рассматривают ее как свидетельство "слабого государства", поскольку государство пронизано элементами гражданского общества (civil society), а группы интересов настолько сильны, что не поддаются контролю со стороны государства. Слабость постколониального государства связана также с уровнем политического насилия, т.к. способность управлять обществом зависит от политической инфраструктуры государства и при ее отсутствии оно все чаще прибегает к насилию, порождая ответное насилие в обществе. Поэтому способность управлять остается для постколониальных государств непреходящей и все более серьезной проблемой.

ПОСТМАТЕРИАЛИЗМ

ПОСТМАТЕРИАЛИЗМ - (post-materialism) Понятие, возникшее в результате исследований, проведенных Р. Инглхартом в 1970-е гг., на основе опросов общественного мнения. Инглхарт утверждал: полученные им результаты показали, что молодых и обеспеченных людей в западных демократиях все меньше беспокоят проблемы доходов и безопасности и все больше начинают интересовать пост-материальные проблемы гражданских свобод и окружающей среды. Последующие исследования лишь отчасти подтвердили этот вывод.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ - (post-modernism) Школа мысли, отвергающая то, что принято называть модернизмом. Постмодернизм - широкое понятие, родившееся в литературоведении. Этот термин используется авторами, которые так или иначе затрагивают проблемы модернизма, а также применительно к ним самим. Возможно, наиболее прямой путь к пониманию модернизма заключается в рассмотрении его с точки зрения исторической эпохи - "современности" (modernity). Этот период начинается примерно в XVII столетии и заканчивается приблизительно между 1945 г. и настоящим временем. Для него характерно отношение к науке и разуму как главным средствам понимания и объяснения мира. Успех рационального использования достижений науки в отношении природы и последовавший за этим прогресс в данной области привели к убеждению, что рациональный и научный подход к экономике, политике, обществу и морали сможет обеспечить прогресс также и в этих областях. Казалось, что наука и разум способны обеспечить прочную, объективную и универсальную основу, на которой будут строиться общественные и моральные реформы. В этом смысле "модернистами можно считать таких разных мыслителей, как Гоббс (Hobbes), Бентам (Bentham) и Маркс (Marx). В этих условиях многие авторы, считавшиеся или сами считавшие себя постмодернистами, изначально пытались объяснить то, что они называли двойным поражением науки и разума, не сумевших обеспечить прогресс. Адорно (Adorno), например, заметил, что невозможно всерьез поверить в прогресс после массового уничтожения евреев фашистами. Несостоятельность науки и разума, а также заявляемых от их имени претензий на объективность и универсальность подрывает возможность создания в будущем новых "обобщающих" теорий или теорий "великих эпических творений", стремящихся объяснить и предсказать индивидуальное поведение и/или социальное устройство на основе ряда неопровержимых, рационально выведенных положений. Примерами таких теорий могли бы служить марксизм, утилитаризм (utilitarianism) и фрейдизм. Исходя из этого, некоторые постмодернисты утверждают, что знания могут быть лишь частичными и ограниченными. Фуко (Foucault), например, считает, что власть не представляет собой целостный и единообразный феномен, сосредоточенный, скажем, в "государстве" (как могут считать марксисты). Поэтому сопротивление власти само должно быть "децентрализовано" или локализовано. В этом плане постмодернизм можно обвинить как в релятивизме, так и в консерватизме. В релятивизме - потому что если нам доступны лишь ограниченные местными рамками знания, практика и т.д., то мы не имеем законных обоснований судить о других местах и о том, что там делается. В консерватизме - потому что если мы не можем судить даже о наших местных реалиях (учреждениях, практике, обществах и т.д.) с точки зрения внешних по отношению к ним норм или принципов, то неясно, какое у нас может быть право изменять их. С другой стороны, если связывать модернизм с подъемом и распространением капитализма в мировом масштабе, а также согласиться с тем, что постмодернизм есть форма проявления империализма в культурном и экономическом развитии, тогда можно считать, что постмодернизм обладает существенным потенциалом для разработки аргументации в защиту разных мнений.

ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ - (standing committee) В нижней палате парламента Великобритании постоянные комитеты изучают законопроекты (bills) между вторым и третьим чтением в Палате представителей с тем, чтобы сделать их "более приемлемыми в целом" (Эрскин Мэй). Число представителей партий в комитетах пропорционально влиянию этих партий в Палате представителей, хотя состав комитетов формируется для каждого законопроекта отдельно в соответствии с компетенцией и интересами членов парламента. В международных отношениях выражение "постоянный комитет" чаще применяется к организациям, называемым в Англии "специальные комитеты".

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ - (post-structuralism) Утрата веры, главным образом после 1968 г., в объяснения социальных и политических явлений, даваемые разными науками, включая лингвистику Соссюра, диалектический материализм, неоклассическую экономику и неореалистичекую теорию международных отношений, которые, по мнению постструктуралистов, внесли путаницу в представление о реальности, ставя преемственность выше перемен, социальную структуру - выше человеческого фактора и общее правило - выше частностей.

ПОСТФОРДИЗМ

ПОСТФОРДИЗМ - (post-fordism) См.: фордизм (fordism); индустриальное общество (industrial society).

ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ - (needs) То, что требуется для совершения или достижения чего-либо. "Человеческие потребности", например, обозначают нужды, которые необходимо удовлетворить во избежание вреда организму. Так, принято говорить о нужде в питании, питье, убежище и даже любви на том основании, что лишение одного из этих "продуктов" может причинить вред индивиду. Представление о нуждах контрастирует с представлением о желаниях (wants). Потребности универсальны, желания определяются обстоятельствами и вкусами. Удовлетворение потребностей - условие благосостояния: удовлетворение желаний возможно, но менее обязательно, а поэтому потребности обладают нормативным приоритетом над желаниями. Можно не знать чьих-то желаний, но нельзя не знать чьих-то потребностей. Однако к различиям между потребностями и желаниями многие относятся скептически, считая, что представление о потребностях зависит от социальных условий, а "вред" определяется нормами морали. Скептики утверждают, что т.н. потребности могут быть удовлетворены на столь многочисленных и различных уровнях, что определить границу, за которой начинается или заканчивается благосостояние, весьма затруднительно, а признание как потребностей, так и желаний может быть лишь субъективным, поскольку представляет собой чьи-то (спорные) взгляды на необходимые условия человеческого процветания. В целом традиция социалистической политической мысли более других уделяла внимание анализу потребностей, но тем не менее некоторых современных радикалов, в частности тех, кто занимается формированием наших представлений о потребностях, следует отнести к скептикам.

ПРАВА

ПРАВА - (rights) Юридическая или моральная санкция выбора или интересов, которым придается особое значение. Справедливость утверждения, что Х имеет законное право на Y, проверяется тем, признает ли на самом деле закон право Х на Y; притязания на такое право при отсутствии юридических оснований могут являться либо требованиями об изменении закона для признания им заявленных прав, либо способом утвердить осознаваемые требования морали. Существуют две основные теории, пытающиеся объяснить, что значит обладать правами и каковы цели предоставления прав индивидам. С позиций первой теории, обладающее правом лицо имеет преимущественную возможность выбора: если это юридическое право, такая возможность санкционирована, т.к. закон обеспечит ее осуществление; если же это моральное право, то оно определит, чей выбор должен быть реализован. В той мере, в какой другие лица имеют обязанности или обязательства, вытекающие из такого права, именно обладатель прав может освободить их от этих обязанностей или же не требовать выполнения обязательств. Значит, задача прав состоит в том, чтобы обеспечить реальную возможность этих видов выбора, и система прав предполагает некое распределение свободы. Согласно другой точке зрения, права выражают важные интересы, и цель прав заключается в том, чтобы защитить существенные интересы того или иного лица путем возложения обязанностей на других людей. (Только ли отдельные лица способны иметь права, - вопрос дискутируемый, но его решение в какой-то мере зависит то того, считается ли способность к выбору или обладание интересами непременным условием или нет.) Конечно, все еще предстоит определить, какие выборы или интересы являются действительно практически важными и значимыми. По мнению некоторых авторов, интересы - это то, чему могут угрожать утилитарные расчеты (utilitarianism). Периодически вызывает споры вопрос о том, насколько весомыми должны быть права. Являются ли права средством обоснования важных требований, и каких именно: таких, которые могут быть аннулированы или отчуждены? Или же права - это запреты ("козыри", по Дворкину), которые нельзя привести в равновесие? См. также: косвенное сдерживание. С одной стороны, соблюдение права собственности в условиях, когда нарушение этого права может спасти жизнь тысяч людей, равноценно фетишизму; с другой стороны, некоторые считают, что допустить попрание прав из соображений общей пользы - значить пренебречь цельностью и самостоятельностью личности. В любом случае, если права вступают между собой в конфликт, нам придется решать, какие из них поддержать, - возможно, исходя при этом из утилитарных соображений. Две проблемы, связанные со свободой, имеют аналогии в дискуссии о правах. Первая касается различия между формальным правом на Х и реальной способностью осуществить Х. Например, А имеет законное право на Х в случае, когда это значит, что "А не запрещено совершить действие Х". Но это не гарантирует, что А имеет реальную возможность осуществить действие Х, поскольку это может потребовать ресурсов, которыми А не располагает. Аналогичным образом, применительно к вопросу о равенстве (equality), Маркс (Marx) подверг критике права, имевшие столь важное значение для буржуазных революций XVIII в., например: гарантировать всем право частной собственности - еще не значит дать каждому одинаковое количество собственности или вообще какую-нибудь собственность. Короче говоря, равенство прав может сочетаться с большим фактическим неравенством. Еще одна параллель со спорами относительно свободы возникает в связи с мнимым различием между правами, главная цель которых - защитить индивида от внешнего вмешательства, и предоставленными индивиду правами, налагающими обязанности на других людей с целью обеспечить необходимыми ресурсами данного индивида. Высказывается мнение, что последние (права, связанные с благосостоянием) являются необоснованным расширением первых (право требования), поскольку они требуют выполнения обязанностей другого рода. Это мнимое различие отчасти зависит от того, будем ли мы для обоснования прав исходить из выбора/свободы или же из интересов. Отношения между правами и обязанностями в рамках системы позитивного права не могут быть сведены к одной модели. Уэсли Ньюкомб Хохфельд более 70 лет назад писал о том, что "права" включают в себя четыре типа правовых отношений (этот вывод может быть применен не только в правовой сфере). Очень часто заявления относительно прав опираются более чем на одно из четырех указанных отношений. 1) Право есть свобода (утверждение "Лицо обладает свободой на Х" означает, что оно не имеет обязательств перед Х). 2) Право является правом в "строгом смысле" или правом требования: то, что какое-то лицо имеет право на Х, означает, что другие имеют обязанности по отношению к нему в связи с Х. 3) Право является властью, т.е. способностью изменять правовые отношения (при этом другие могут столкнуться с фактом изменения своего положения). 4) Право является иммунитетом, что подразумевает неподверженность изменению правового положения. Отношения между обладателем права и другими лицами во всех четырех случаях различны. Значение анализа Хохфельда состоит не только в том, что он вносит ясность в рассуждения о правах. Понимание механизма действия прав и их точная характеристика являются необходимыми предпосылками выводов относительно их значимости. Скептики высказывали сомнения по поводу той значительности, которую права, по-видимому, придают индивиду, особенно личности, склонной к стяжательству или эгоцентризму. Они считают права отражением дистанции между индивидом и обществом. В то же время сторонники идеи прав утверждают, что права имеют решающее значение для поддержания равновесия между притязаниями отдельных лиц и что, устанавливая границы действий, они обладают потенциальной возможностью объединить общество.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - (human rights) Особый род неотъемлемой моральной нормы, принадлежащий всем людям в равной степени просто по свойству их человеческой природы, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий для человеческого достоинства и сносной жизни. Первый род прав человека - гражданские и политические права - ограничивает, действия других (в т. ч. и государства), к примеру, жизнь, свобода, неприменение пыток. Второй род - социально-экономические права - требует активного обеспечения, такого как наложения обязательств на правительство. Некоторые аналитики предпочитают называть их идеалами, поскольку многие страны неспособны осуществить эти права из-за скудости ресурсов. Третий род требований связан с такими правами, как мир, развитие и помощь на основе гуманизма. Многие из прав относятся к индивидам, но некоторые из них, например право на национальное самоопределение, предназначены коллективным общностям. Права каталогизированы Организацией Объединенных Наций (United Nations) во Всеобщей декларации прав человека (1948) - резолюции Генеральной Ассамблеи, не имеющей юридически обязывающего характера, - и в двух международных конвенциях (1966). Другие перечни следует искать в конституциях многих стран, а также в Европейской конвенции (European Convention), действующей в государствах-членах Европейского Союза. Заявления по поводу прав человека являются нормативными и предписывающими. Критики отвергают идею универсальности или утверждают, что некоторые представления о правах человека являются попросту идеологическими или культурно-специфическими, а также что в любом случае эти права можно нарушать по причинам, чрезвычайным для данного государства или общества. Требования соблюдения прав человека бросают вызов государственному суверенитету и власти, однако государства, выказывая уважение к правам человека, могут усилить свою роль на международной арене и тем самым укрепить собственную внешнеполитическую безопасность.

ПРАВА ШТАТОВ

ПРАВА ШТАТОВ - (states’ rights) Десятая поправка к американской Конституции гласит: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею для штатов, сохраняются соответственно за каждым штатом или за народом". Такова была необходимая часть компромисса, который делал возможным образование Соединенных Штатов. Конституцию должны были ратифицировать не менее девяти из тринадцати существовавших в то время штатов. В их число входили по меньшей мере несколько южных штатов, поэтому основной закон страны не мог содержать положения, осуждавшего рабство. Так - по одной из интерпретаций - права штатов с тех пор всегда оставались предметом спора между Югом и остальной частью страны (см.: Calhoun - Кэлхун; Lincoln - Линкольн). После Гражданской войны федеральное правительство начало все настойчивее вмешиваться в дела штатов. Отчасти это было вызвано желанием навязать принятие законов в защиту гражданских прав (civil rights), содержавшихся в 13-й, 14-й и 15-й поправках к Конституции (ратифицированных между 1865 и 1870 гг.). Однако усиление государственного вмешательства в дела штатов произошло лишь под экономическим давлением "Нового курса" (new deal). 13-я, 14-я и 15-я поправки к Конституции так и не были приняты до 1950-х гг.

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ - (delegated legislation) Также называются вторичным законодательством, (secondary legislation) законодательные акты, принимаемые министрами в рамках полномочий, предоставляемых законами, которые принимает парламент (первичное законодательство; primary legislation). Их цель - обеспечить выполнение законов (парламента) и требований, содержащихся в них. С правовой точки зрения правительственные постановления имеют ту же силу, что и закон, но могут быть оспорены в суде если их части недостаточно точно отражают букву закона. В Соединенном Королевстве правительственные постановления - это обычно указания в виде министерских инструкций, рекомендаций и правил практической деятельности. В результате все возрастающего в парламенте дефицита времени расширились рамки и возросло количество издаваемых правительством постановлений. Сторонники этого явления утверждают, что оно снижает нагрузку на парламент, что в большинстве случаев эти материалы не вызывают споров, и что парламент добровольно отказался от права заниматься такими утомительными делами. Критики же, наоборот, выступают против растущей законотворческой деятельности исполнительной власти, которая все больше становится независимой от парламента, и подчеркивают, что самые яростные дискуссии вызывают постановления, например, о правилах иммиграции.

ПРАВИТЕЛЬСТВО БОЛЬШИНСТВА

ПРАВИТЕЛЬСТВО БОЛЬШИНСТВА - (majority government) Правительство большинства можно определить как правительство, сформированное одной партией, имеющей большинство над всеми остальными партиями в законодательном органе власти. Такая ситуация наиболее вероятна в двухпартийных системах (two-party system). При нормативном использовании термин отражает представление, согласно которому правительство, сформированное таким образом, является наиболее эффективным и ответственным. Сторонники этой точки зрения готовы утверждать, что раз уж партия оказалась у власти, она должна иметь максимальную возможность претворять свою политику в жизнь по двум причинам: во-первых, потому, что это придает значение сделанному избирателями выбору, и, во-вторых, потому, что это позволяет проводить твердую и последовательную политику. Достоинства такого правительства зачастую превозносятся противниками пропорционального представительства, по мнению которых избирательная реформа уменьшает шансы одной партии сформировать правительство, не вступая в соглашения с другими партиями. Считается, что подобные соглашения приводят к непоследовательной партийной политике, ослабляют связку между правительством и избирателями, а меньшая вероятность сохранения многопартийного правительства в течение всего срока его полномочий подрывает политическую стабильность. Между тем зачастую т.н. правительства большинства не располагают поддержкой большинства избирателей и могут проявить меньшую готовность учитывать взгляды групп, представляющих меньшинство, или реагировать на свидетельства того, что их политика коэффективна. Когда-то однопартийное правительство большинства считалось образцом, к которому надо стремиться, но теперь это уже в прошлом.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МЕНЬШИНСТВА

ПРАВИТЕЛЬСТВО МЕНЬШИНСТВА - (minority government) Правительство, которое не пользуется гарантированной поддержкой большинства представителей законодательной власти. Считается, что правительства меньшинства ведут к политической нестабильности и неэффективному управлению, доказательством чему служат Германия времен Веймарской Республики (1919-33), Франция в годы Четвертой республики (Fourth Republic) (1946-58) и Италии с начала 2-й мировой войны. В каждом из этих случаев имела место чехарда быстро сменявших друг друга правительств, что в конечном счете вело к кризису легитимности правительства. Опыт правительств меньшинства в Скандинавии, особенно в Дании, напротив, дает пример сравнительно успешной деятельности таких правительств, вызывая предположение, что ее последствия зависят от лежащей в основе политической культуры общества. Со времен 1-й мировой войны правительства меньшинства находились у власти в Англии в 1924, 1929-1931, 1974 и 1976-1979 г. (во всех случаях они возглавлялись Лейбористской партией (Labour Party).

ПРАВО

ПРАВО - (entitlement) Притязание или право (right), подтверждаемое ссылкой на то, что уже имело место, или на установленный порядок, в частности на ранее санкционированное в рамках этого порядка право. Например, полицейский чин может входить в помещение, имея ордер на обыск. Роберт Ноцик в "Anarchy, State and Utopia" (1974) выдвинул теорию справедливости исторического права, зависящих от генеалогии титулов собственности (property). Согласно ей, индивиды имеют естественные права (natural rights) и эти права обосновывают легитимность первоначальных накоплений (отчего возникают титулы собственности). Эти права главенствуют над притязаниями на собственность других физических и юридических лиц, в т. ч. государства, а перераспределение собственности влечет за собой компенсацию за нарушение прав.

ПРАВО ГОЛОСА

ПРАВО ГОЛОСА - (franchise) Право участия в голосовании. Всеобщее избирательное право - явление XX в. В Британии право голоса мужчин расширялось в 1832, 1867 и 1884 гг., а всеобщим стало в 1918 г.; право голоса женщинам было частично установлено в 1918 г., а полностью - в 1928 (см. также suffrage). До этого почти ни одна демократия не давала права голоса всем женщинам. Афинская демократия (Athenian democracy) лишала права голоса женщин, рабов и некоренных жителей Афин.

ПРАВО ГОЛОСА АКТИВНОЕ

ПРАВО ГОЛОСА АКТИВНОЕ - (активное) избирательное право (suffrage) Первоначально слово означало молитвы, особенно за души усопших; позже - так стали называть чувства, связанные с правом голосования (XVI в.). В древнегреческой демократии условия предоставления права голоса не вызывали особых споров, т.к. там больше опирались на случайный выбор, чем на голосование. С момента появления современной демократической мысли до конца XIX в. почти все авторы, как радикалы, так и консерваторы, были едины в том, что право голоса должно предоставляться только тем, кто имеет определенный минимум собственности. Всеобщее избирательное право стало возможным лишь после отказа от таких взглядов. В Конституцию Франции (для мужчин) оно было включено в 1793 г. и к 1918 г. (год его введения в Англии) действовало в большинстве стран, называвших себя демократическими. Предоставление избирательного права женщинам осуществлялось гораздо медленнее. Всеобщее избирательное право для взрослых было введено в Англии в 1928 г., а в Швейцарии - в 1971. В США теоретически его установили в 1920 г. Однако черные граждане Юга страны получили право голоса только после вмешательства судебной и законодательной власти, вершиной чего стало принятие в 1965 г. Закона об избирательных правах.

ПРАВО ГОСУДАРСТВА НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРАВО ГОСУДАРСТВА НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ - (eminent domain) Право государства от имени народа отчуждать частную собственность без согласия владельца. Термин широко используется в законодательстве США, касающемся собственности и планирования. Это объясняется тем, что указанные права разработаны на основе положений республиканской конституции, сформулированных Джоном Локком (Locke), Гроцием (Grotius), Самуэлем Пуфендорфом (Pufendorf) и др. учеными, считавшими, что государства вправе в некоторых случаях отчуждать собственность, принадлежащую отдельным гражданам, но при условии справедливой компенсации; государству такое право дано, по их мнению, природой. Требование "надлежащей процедуры и справедливого вознаграждения" сформулировано в Пятой поправке Конституции США (Fifth Amendment). Правила принудительной покупки, существующие в Соединенном Королевстве, - это функциональный эквивалент права принудительного отчуждения частной собственности, однако философские обоснования справедливости этих правил и их конституционный статус в корне отличаются от американских. Обоим государствам порой приходится отчуждать землю без согласия ее владельца. Но в Соединенном Королевстве не существует специфического права отчуждения собственности без согласия владельца, нет и выходящего за рамки закона права на компенсацию. Поскольку парламент независим в принятии решений, он может, естественно, inter alia, при желании отобрать землю без компенсации. Однако те, чья земля отчуждалась в государственных интересах, почти всегда получали справедливую компенсацию.

ПРАВО, ЗАКОН

ПРАВО, ЗАКОН - (law) Практически все описания права признают существование позитивного права, которое в самых общих чертах можно определить как свод норм, установленных любым суверенным государством. За рамками этого определения теории права резко расходятся в ответах на вопросы относительно того, что представляют собой право и закон. Например. Должны ли мы признавать законом любую норму, введенную каким-либо государством? Является ли позитивное право единственным существующим видом права? Должна ли норма, чтобы считаться законом, отвечать некоторым всеобщим принципам или предписаниям? Какая связь существует между законами в юридическом смысле и законами научными? По ответам на эти вопросы теоретики и практики делятся в основном на два лагеря: сторонников естественного права и сторонников позитивного права. Позитивизм в области права настаивает на том, что существуют только позитивные, т.е. действующие в данный момент, законы. Следовательно, законы создаются - либо отбираются - законодателями: они не существуют сами по себе, дожидаясь, пока их откроют, а являются результатом законотворческого акта. Различие между законами и не-законами сводится к решению вопроса о том, являются ли источником нормы суверенное государство или нет. Таким образом морализирование на тему, каким должен быть закон и выяснение или определение того, что есть закон, становятся логически обособленными друг от друга. С научными законами законы юридические связаны лишь этимологически: и те, и другие являются совершенно разными видами утверждений. Позитивизм восходит к Иеремии Бентаму (Bentham), слушавшему лекции Уильяма Блэкстоуна (1723-80), в которых тот пытался вывести содержание английского общего права из существования высшего по отношению к нему естественного права ("Комментарии к законам Англии") ("Commentaries on the Laws of England"). Для Бентама было ясно, что подлинные законы создаются законодателями, парламентами и судьями и что критерием отбора должна быть степень их эффективности, а не предполагаемое соответствие какой-либо совокупности правовых норм. В 1776 г. он опубликовал свои критические замечания в работе "Некоторые мысли об управлении" ("Fragment on Government"). Сподвижник Бентама Джон Остин (1790-1859) выработал предельно четкую форму позитивизма в книге "Определение сферы юриспруденции" ("The Province of Jurisprudence Determined", 1832). В его представлении, законы - это просто директивы верховной власти суверена, т.е. отдельного лица или института, чьим главным распоряжениям привычно подчиняется основная часть достаточно многочисленного населения. Остина критиковали за то, что его теория не в состоянии провести различие между правовой системой и властью гангстера, однако на это обвинение сам собой напрашивается ответ в духе Остина: гангстер способен диктовать свои правила на всей своей территории и может подчинить себе либо уничтожить своих соперников, тогда его владения представляют собой государство, а нормы, им устанавливаемые, - суть законы. Позитивизм стал господствующим направлением в правовой мысли ХХ в., по крайней мере в западных и коммунистических государствах. Американские позитивисты в области права утверждают, что "закон есть то, что называют законом судьи". Их мнение поразительно созвучно с точкой зрения Ленина (Lenin), изложенной в работе "Государство и революция" (1916). Право, по Ленину, есть выражение воли господствующего класса, будь то буржуазия до революции или пролетариат после нее. Более сложный вариант позитивизма был предложен г. Л.А. Хартом в работе "Концепция права", ("The Concept of Law", 1961). Харт характеризует право как "систему норм". Главные нормы - это нормы, которые наделяют правами и налагают обязанности; к ним относится и уголовное право. Второстепенные нормы определяют, каким образом происходит "образование, признание, изменение и ликвидация" главных норм. Система характеризуется принципом признания, определяющим ее правовой статус. Принцип признания - это по сути то, что Остин называл сувереном: для США это Конституция, тогда как в Англии (есть все основания так считать) все сводится к единственному принципу парламентского суверенитета (parliamentary sovereignty). Обратимся теперь к доктрине естественного права. Следует отметить, что, если в ХХ в. в "развитом" мире преобладали позитивистские теории права, то на протяжении большинства других периодов в большинстве других обществ преобладали теории естественного права, т.е. теории, основанные на признании существования высшего и непреходящего закона, не зависящего от действий конкретных законодателей. Как правило, такие законы исходили из религиозного откровения или из требований разума: в обобщении Фомы Аквинского (Aquinas), наш разум есть механизм, посредством которого открывается религиозная истина. Разум, например, может дать нам представление о том, какой должна быть структура правовой системы либо ее основная сущность. Он может дать нам знать о необходимости законов против убийства или о том, что все законы, независимо от их содержания, должны предусматривать одинаковое обращение с равными. Таким образом, системы законов в некотором отношении подобны научным законам: и те и другие являются необходимыми истинами, которые наш интеллект способен открыть. В теории естественного права некоторые вопросы нравственной характеристики какого-либо закона непосредственно связаны с вопросом о том, является ли он вообще законом. Скажем, о расистском законе, который противоречит естественным принципам права, адвокат-естественник может сказать: "Это норма, которую стремится узаконить нынешнее государство, но она несовместима с естественным правом и, потому, строго говоря, вообще не является законом". На Западе в последние десятилетия ХХ в. теория естественного права вновь обрела жизнь благодаря усилиям таких авторов, как Рональд Дворкин и Джон Финнис. В исламских культурах эта теория всегда была господствующей. В исламском обществе существуют нормы, соответствующие условиям конкретного общества и регулирующие такие вопросы, как право- или левостороннее движение автотранспорта. Однако позитивная норма, противоречащая священному закону, законом не станет, и, наоборот, не может быть божественных норм, которым бы не была придана сила действующего закона. С позитивистской точки зрения, теория естественного права обременена излишним философским багажом: она должна основываться либо на откровениях религии, либо на идее разума, отличающейся опасной растяжимостью и служащей воплощением нравственных суждений. В итоге эта теория чревата нетерпимостью и должна противоречить принципам полезности и демократии. С другой стороны, позитивисты не могут дать удовлетворительного ответа на ряд практических нравственных проблем. Что делать с людьми, которые совершали злодеяния, не являвшиеся незаконными при аморальном режиме? Как, например, провести различие между грабителями и противниками власти, заключенными в тюрьму при правительстве, чья политика противоречит нормам морали, если действия и тех и других были незаконны во время их совершения? Позитивисты не способны возразить (правильно или нет, - это уже другой вопрос) на заявление Генриха Гиммлера о том, что его нельзя предать суду, поскольку он не совершил никакого преступления. Согласно другим, более тонким определениям, дистанция, разделяющая естественное и позитивное право, не столь велика: законодатели создают закон, а судьи трактуют его, но делают это, основываясь на критериях, которые могут быть общими для всех правовых систем и - в некотором смысле - считаются необходимыми предпосылками правовой системы.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ

ПРАВО НА ЖИЗНЬ - (right to life) Это понятие - скорее лозунг, чем точно сформулированный термин. Гоббс (Hobbes) утверждал, что самосохранение - главная обязанность каждого человеческого существа и, следовательно, его естественное право - делать все, что способствует такому самосохранению. Однако в общественном договоре Гоббса разумные индивиды передают все права на свою личность или тело тому, кого они назначают своим сувереном; тем самым предполагается, что они санкционируют все его действия. В абсолютизме Гоббса есть только одно исключение: поскольку целью подписания такого общественного договора является самосохранение, суверен не может приказать своему подданному убить себя. Локк (Locke) характеризовал гражданское общество как объединение с целью "взаимного сохранения жизней, свобод и собственности". Это утверждение послужило прообразом содержащегося в американской Декларации независимости заявления: "Мы придерживаемся той очевидной истины, что люди созданы равными, что они наделены своим Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью". Однако обоснованное на столь высоком уровне право на жизнь тем не менее не является абсолютным правом. Как в английских, так и в американских законах существовало положение о смертной казни, в Англии - до 1967 г., а во многих штатах США оно существует до сих пор. Попытки признать смертную казнь антиконституционной провалились. Обе страны имеют в своем законодательстве положение о воинской повинности. Гоббс признавал, что его политическая теория предоставляет право на жизнь, которое не может быть гарантировано обсуждением библейской истории об Урии Хетте: царю Давиду приглянулась жена Урии, и он послал Урию на войну, надеясь (справедливо), что тот будет убит. Гоббс утверждал, что Давид не нарушил прав Урии, поэтому трудно определить, какие же права имел Урия. Право на жизнь используется как лозунг в современном споре об абортах (см. также: pro-life - выступающий против абортов) и эйтаназии (умерщвлении безнадежно больных по гуманным соображениям). "Право на жизнь" - это концентрированное выражение взглядов тех, кто активно выступает против абортов, особенно в США, поскольку они утверждают, что зародыш имеет безусловное право на жизнь. Сторонники эйтанезии утверждают, что если человек имеет право на жизнь, то он также имеет право решить положить ей конец. Можно было бы предположить возможность объединения между оппозицией абортам и поддержкой эйтанезии. Однако на самом деле наблюдается тенденция к объединению другого рода - отчасти потому, что воинствующие противники абортов часто являются адептами христианского фундаментализма (Christian fundamentalism), считающими, что убийство нерожденного зародыша и того, кто хотел бы умереть, одинаково запретны.

ПРАВО ПОМАЗАННИКА БОЖЬЕГО

ПРАВО ПОМАЗАННИКА БОЖЬЕГО - (divine right of kings) Догмат, власть имеет Божественное происхождение и монархи несут ответственность только перед Богом. Эта имея родилась в средневековых спорах между церковью и светскими властями об истоках политической власти. Все сходились на том, что в конечном счете власть дарует бог, единственный, кто владеет правом на жизнь и на смерть. Но относительно пути, которым эта власть приходит, было много разногласий. Папство утверждало, что это производит через представителя Бога на земле, т.е. через церковь и ее служителей. Противники папства, подобные Данте (Dante), считали, что светская власть исходит непосредственно от Бога и вручается монарху, избранному или наследному. В XVI-XVII вв. с приходом к власти в Англии и Франции абсолютных монархов спор принял иное направление. В самой крайней форме оно, в частности, выражено в "Basilicon Doron" Якова I: 1) политическая власть передается непосредственно от Бога наследному монарху; 2) монарх имеет абсолютную власть, которая ничем не может быть ограниченаNo 3) любой, кто противится монарху в какой бы то ни было форме, виновен в измене и должен умереть, а возможно, и быть проклятым. Филмер (Flimer) подводил под происхождение светской власти патриархальную базу, (patriarchal base, patriarchy), пытаясь обосновать полномочия помазанника Божьего правами, которыми Бог наделил Адами как прародителя человечества. Против этой догмы выступали иезуиты - Беллармайн и особенно Суарес (Suarez). В самой жестокой форме от нее отказались в Англии - Кромвель, а во Франции - республика 1792-93 гг., Карл II ее возродил, но после "славной революции" 1688 г. она вновь умерла (см. также Lacke - Локк).

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА

ПРАЖСКАЯ ВЕСНА - (Prague spring) Период в политической жизни Чехословакии, начавшийся после того, как в январе 1968 г. Александр Дубчек возглавил партию. Закончился советским вторжением в августе того же года. В течение этого периода реформистские элементы в правящей Коммунистической партии ослабили цензурные ограничения, поощряли создание независимых групп давления и попытались добиться некоторой национальной автономии в вопросах внешней политики.

ПРАЗДНЫЙ КЛАСС

ПРАЗДНЫЙ КЛАСС - (leisure class) Паразитический класс-потребитель, олицетворением которого служит неработающая элита, занятая нескончаемой демонстрацией своего статуса. Это понятие связано прежде всего с именем американского социолога и экономиста Торстейна Веблена, опубликовавшего в 1899 г. книгу "Теория праздного класса" ("Theory of the Leisure Class"). Веблен считал, что основным мотивом человеческой деятельности является не столько ориентация на какой-нибудь денежный показатель, сколько стремление к максимальному повышению статуса. Для подтверждения статуса расходы важнее, чем доходы, поэтому повышенный статус зачастую достигается путем "показного потребления". Так появляется праздный класс, который господствует в сфере досуга и принижает его значение в рамках данной культуры, хотя такой способ потребления, возможно, является неотъемлемой чертой механизма любой экономической системы. Теории Веблена относятся к категории критического анализа общества потребления, объединяющего таких авторов, как Льюис Мэмфорд, Дж.К. Гэлбрейт и Дж.Б. Пристли.

ПРАЙМЕРИЗ

ПРАЙМЕРИЗ - (primary election) (амер. первичные выборы) Внутрипартийные выборы, позволяющие избирателям участвовать в отборе кандидатов. В США существуют две главные формы первичных выборов: первичные президентские выборы и прямые первичные выборы. Первые обеспечивают участие народа в выборе делегатов на национальные съезды партий, где происходит избрание кандидатов на пост президента. Обычно там, где проводятся первичные президентские выборы, избиратели какого-то конкретного штата, принадлежащие к той или иной партии, выбирают из нескольких претендентов, добивающихся выдвижения своих кандидатур от данной партии, затем либо избранные делегаты размещаются в порядке, соответствующем числу полученных голосов, либо победитель получает все голоса. В немногих случаях избиратели непосредственно выбирают делегатов, которые обязуются поддерживать на съезде какого-то конкретного кандидата. Там, где не проводятся первичные президентские выборы, процедура отбора делегатов на съезд начинается со специальных местных собраний по выдвижению делегатов (caucus). Существуют также и ни к чему не обязывающие первичные выборы типа "конкурсов красоты". Некоторые штаты проводят их одновременно с одной из других выборочных процедур. Прямые первичные выборы дают возможность тем, кто причисляет себя к той или иной партии, сделать выбор из числа кандидатов, добивающихся выдвижения своих кандидатур от данной партии на какой-то государственный пост. В настоящее время такие выборы проводятся в каждом штате. Они бывают трех видов: закрытые, открытые и общие. Большинство штатов проводят закрытые первичные выборы. В этом случае от избирателей требуется, чтобы они на каком-то этапе определили, какую партию они поддерживают; это дает им возможность принять участие в первичных выборах этой партии. В тех штатах, где проводятся открытые первичные выборы, избиратели могут решать, в каких именно первичных выборах им принять участие. Они могут участвовать в выборах любой партии, но должны выбрать одну из них. В трех штатах - Аляска, Луизиана и Вашингтон - действует система общих первичных выборов. Она не требует указания партийной принадлежности, и избиратели свободны выбирать из всего избирательного списка, где указаны все кандидаты от всех партий. Это дает избирателям возможность, например, участвовать в первичном выборе кандидата от Республиканской партии на место в Сенате США и первичном выборе кандидата от Демократической партии на пост местного мэра. Как первичные президентские выборы, так и прямые первичные выборы получили широкое распространение в начале XX в. Поддерживавшие их прогрессисты (progressive movement) хотели "очистить" политическую жизнь Америки, уничтожить власть партийных боссов и их аппарата и восстановить право простых людей быть хозяевами своей жизни. Можно предполагать, что эти реформаторы даже излишне преуспели, и в итоге первичные выборы резко ослабили американские политические партии - институты, без которых, несмотря на все их недостатки, невозможно обойтись в демократических политических системах.

ПРАЙС РИЧАРД

ПРАЙС РИЧАРД - (Price, Richard) (1723-91) Уэльский неортодоксальный священник, радикал, математик. Последователь французского Просвещения (Enlightenment French) и сторонник Французской революции (French Revolution), спровоцировавший Бёрка (Burke) на ее критику. Прайс был, возможно, единственным человеком в Англии, понимавшим значение исследований по теории вероятности и ее применению к социальной науке, проводившимся во Франции Лапласом и Кондорсе (Condorcet). Прайсу принадлежит заслуга посмертной публикации в 1761 г. сочинения Томаса Байеса, ставшего одним из источников теории вероятности в ее современном понимании.

ПРЕБИШ РАУЛЬ

ПРЕБИШ РАУЛЬ - (Prebisch Ral) (1901-86) Работая в качестве советника аргентинского правительства по экономическим вопросам, Рауль Пребиш непосредственно наблюдал катастрофическое воздействие великой депрессии 1930-х гг. на страну, имевшую в течение долгого времени процветающую экономику и конституционное государство. Обобщив этот опыт, он пришел к выводу: если промышленно развитые государства способны противодействовать неблагоприятным условиям путем проведения меркантилистской политики (США и европейские страны в 1930-х гг.), то для не таких сильных государств безрассудно проводить курс, направленный на получение прибыли от свободной торговли (free trade), прибыли, которую они могли получать как производители сырья. Вместо этого он настойчиво призывал эти страны к индустриализации, как бы дорого она ни обошлась на первых порах. Пребиш доказывал, что условия торговли в итоге должны будут обернуться против производителей сырья, поскольку спрос на их экспорт должен расти медленнее, чем спрос на готовые товары, которые им надо было импортировать. Более того, любые доходы от повышения производительности в сельскохозяйственном производстве и добывающей промышленности будут перекачиваться в экономику индустриальных стран благодаря более выигрышным экономическим позициям их монополизированных профсоюзов и фирм. Значение Пребиша как политика заключалось не столько в характере его идей, сколько в их восприятии. Когда после работы в Комиссии ООН для Латинской Америки, в 1964 г. он стал генеральным секретарем-основателем Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), предложенные им пути решения проблем производителей сырья получили широкое официальное признание, в результате чего он оказал гораздо более сильное влияние на формирование политики стран Третьего мира (Third World), чем неомарксистская "школа зависимости" (dependency school), с которой часто ошибочно связывают его имя. Во время диалога Север -Юг в 1970-х гг. ЮНКТАД на практике осуществляла его программу, направленную на стабилизацию международных товарных рынков, продолжение индустриализации с целью замены импортных товаров отечественными, региональное сотрудничество в третьем мире и отмену введенного промышленно развитыми странами жесткого регулирования поступления на рынки сельскохозяйственных товаров и текстиля.

ПРЕВЕНТИВНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

ПРЕВЕНТИВНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ - (prior restraint) Общая характеристика применения законных мер до совершения ожидаемого неправомерного действия, в т.ч. использование судебного предписания или запрета и заявления. В английском праве предписание может принимать форму отрицательно либо положительно выраженного требования в зависимости от того, что является оптимальным в отношении данного незаконного действия. Для получения предписания судебный исполнитель должен показать, что у него есть правовое обоснование, которое он может доказать, и что, исходя из пользы дела, следует выдать судебное предписание. Запрещение предотвращает любые дальнейшие действия или правонарушения, фактически приказывая стороне, нарушающей закон, воздержаться от дальнейших действий. Декларация содержит изложение прав и разъяснение сомнений правового характера относительно любого потенциального спора. Будучи принятыми, запрет, заявление или предписание действуют в отношении любого потенциального правонарушителя в пределах данного судебного решения. Как запрещение, так и предписание могут быть получены на основании заявления о рассмотрении в судебном порядке вопроса из области публичного права в отделении Высшего суда. Административное право (administrative law) дает объяснение понятия "публичное право", которое обычно относится к установленным законом организациям, осуществляющим полномочия в области публичного права.

Предыдущая страница Следующая страница