Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАК"-"ПАР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАК"-"ПАР")

ПАК (ПАНАФРИКАНСКИЙ КОНГРЕСС)

ПАК (ПАНАФРИКАНСКИЙ КОНГРЕСС) - (PAC) (Pan-Africanist Congress) Образован в 1959 г. с выходом из АНК (Африканского национального конгресса) (ANC) воинствующей Африканистской фракции, возглавлявшейся Робертом Собукве. ПАК отвергал межрасовое сотрудничество и не одобрял мультирасовую, либеральную направленность Хартии свободы 1955 г. Был запрещен в 1960 г., но до 1963 г. действовало его военное крыло - Поко. После снятия запрета в 1990 г. ПАК продолжал поддерживать вооруженную борьбу, используя свою вооруженную группировку (АНОА). Его радикальный социалистический курс пользовался поддержкой в городах и бедных сельских районах, однако на выборах 1994 г. он набрал всего 1,25% голосов, получив пять мест в парламенте.

ПАЛАТА ЛОРДОВ

ПАЛАТА ЛОРДОВ - (House of Lords) Верхняя палата парламента Соединенного Королевства. Состоит из наследственных пэров, пожизненных пэров (появившихся после принятия в 1958 г. Закона о пожизненном пэрстве), верховных судей, епископов англиканской церкви и иных духовных лиц, назначенных церковью. В 1985-86 гг. списочный состав палаты включал 1171 пэра. Ее политический авторитет зиждется на исторической роли в государственном устройстве. Впрочем, законодательная власть верхней палаты, лишенная общественного мандата, уже давно играет второстепенную роль по сравнению с Палатой общин. Хотя Палата лордов и инициирует некоторые личные законопроекты , касающиеся физических или юридических лиц (private member's bill), и некоторые государственные законопроекты; основной массив правительственных и все наиболее важные законы вносятся и принимаются в Палате общин. Палата лордов наделена контрольной властью, ограниченной Парламентским Актом 1949 г., по которому она имеет право лишь задержать государственный законопроект на срок до 13 месяцев (Парламентским Актом 1911 г. предусматривались два года). С увеличением числа лейбористов среди пожизненных пэров Палата все больше действует на партийной основе, хотя в ней и сохраняется неорганизованное консервативное большинство. В 1945-51 гг., во времена лейбористских правительств, пэры-консерваторы приняли принцип "доктрины мандата", в соответствии с которым они согласились не блокировать положения лейбористской программы, получившие электоральный мандат. Этой доктрины в большей ее части придерживались до 1970-х гг. В то же время проводимая пэрами неспешная и скрупулезная проверка правительственных законопроектов, которая не может быть доведена до конца из-за недостатка времени в Палате общин, зачастую приводила к пересмотру отдельных деталей законопроектов, привлечению к работе в избранных комитетах Палаты лордов министров и правительственных учреждений. Тем не менее возникали и серьезные конфликты. В 1948-49 и 1968-69 гг. правительства лейбористов безуспешно пытались реформировать Палату лордов. В 1979-90 гг. многие считали Палату лордов, несмотря на ее консервативность, единственной подлинной парламентской оппозицией правительствам Тэтчер. Впрочем, многие поражения, нанесенные правительствам Тэтчер в Палате лордов, были либо сведены на нет Палатой общин, либо проигнорированы ею. Несмотря на это, находившиеся в оппозиции партии, похоже, проявляли поразительно мало рвения к реформированию верхней палаты.

ПАЛАТА ОБЩИН

ПАЛАТА ОБЩИН - (House of Commons) Избираемая палата парламента Соединенного Королевства. Состоит из 651 члена (659 членов после 1996 г.), которые представляют одномандатные избирательные округа. Конституционная власть Палаты общин проистекает из особенностей исторического развития. Изначально основу парламента Соединенного Королевства составляла духовная и светская знать, но в 1295 г. Эдуард I формально расширил спектр сословий, представленных в парламенте: по два рыцаря от каждого графства (shire), по два горожанина - от каждого крупного города и постольку же - от каждого небольшого города (borough), пользующегося правами самоуправления. В 30-х гг. XIV в. рыцарей и горожан стали именовать третьим сословием, а их представительство - Палатой общин. Лорды и духовенство заседали отдельно в Палате лордов. Отношения Палаты общин с Короной в XIV-XVII вв. отмечены скорее количественными, нежели качественными революционными переменами. Номинально господствовала Корона. Палата общин собиралась на заседания только по повелению Короны и представляла ограниченно определяемую политическую нацию, т.е. население, пользующееся политическими правами. Состав Палаты в основном отражал пожелания Короны, которая привычно добивалась согласия палаты общин на увеличение налогообложения и легко получала еще большую поддержку тем или иным направлениям своей политики, создавая тем самым основы для требований палатой большей власти. Обложение налогами, например, было поставлено в зависимость от признания Короной права Палаты общин на удовлетворение жалоб. В этом контексте деспотическое правление Якова I и Карла I вызвало жесткое сопротивление Палаты общин, и Английская гражданская война (1642-46) гг. была битвой за верховную власть между парламентом во главе с Палатой общин и Короной. Победа парламента, впрочем, не привела к окончательной перемене. Реставрация 1660 г. в значительной степени восстановила существовавшие до 1642 г. отношения, где превосходство было на стороне Короны. Более существенной оказалась "славная революция" 1688 г., в результате которой парламент решительно сместил Якова II (на его месте был возведен Вильгельм Оранский). Корона сохранила право формировать, назначать и распускать правительство. Однако тот факт, что Вильгельм был обязан своим положением парламенту, утвердил - как никогда ранее прочно - основополагающее конституционное соглашение: монарх не может контролировать правительство и повышать налоги без согласия парламента, особенно Палаты общин. В 1689 г. Билль о правах (Bill of Right) наделил Палату общин исключительным правом менять налогообложение и определять уровень финансового содержания Короны. Трехлетний Закон 1694 г. установил принцип обязательных выборов в течение определенного периода времени для продолжения исполнения обязанностей в Палате общин, покончив тем самым с прерогативой Короны бесконечно продлевать срок деятельности парламентов, доказавших свою лояльность. Это способствовало парламентской независимости от Короны. На протяжении почти всего XVIII в. отношения между Короной и Палатой общин были отмечены согласием, поскольку их объединяла общая заинтересованность в политической и социальной стабильности, в правлении закона и сохранении собственности. Основу британской политической жизни составила уравновешенная конституционная монархия. "За конституционными усовершенствованиями XVII и XVIII вв. последовали постепенные, но существенные перемены XIX в. Законы о парламентской реформе 1832, 1867 и 1884 гг. постепенно расширили круг избирателей, включив в политический состав нации, представленный в Палате общин, выходцев из трудящихся классов. Это имело два основных последствия. Во-первых, члены парламента стали гораздо осмотрительнее в выборе партийной основы и, соответственно, в формировании партийных правительства во имя приобретения голосов простых избирателей. Во-вторых, расширившаяся демократическая база обеспечила Палате общин превосходство над Палатой лордов и монархом в парламенте. В последний раз монарх сменил правительство по своему усмотрению в 1834 г. Парламентский суверенитет (Parliamentary sovereignty) обеспечивает Палате общин значительную конституционную значимость, оберегает ее главенство в процессах налогооблажения и законодательства. Господствует в Палате общин обычно правительственная партия. В зале заседаний она сидит лицом к официальной оппозиции и иным оппозиционным партиям, и все они вовлечены в дебаты, которые порой отдельные парламентарии, как правило голосующие на основе партийных решений, превращают в фарс. Палата общин - это скорее то место, где принимаются, а не откуда исходят ключевые решения. С конца XIX в. нагрузка на парламентариев, возросшая вслед за расширением обязанностей и аппаратов правительства, а также фискальных и законодательных занятий Палаты, подорвала ее значение как форума, на котором вырабатываются взвешенные рекомендации. Высказываются предположения, что система враждующих партий препятствует появлению новых идей и совместной выработке решений, зато способствует тому, что большинство решений принимается за пределами Палаты общин - внутри правительственной партии. С 20-х гг. нашего века периодически раздаются призывы создать альтернативные, более представительные форумы - особые экономические парламенты или советы экспертов. Многие считают, что политические структуры, включающие группы давления, либо корпоративные учреждения, объединяющие капитанов индустрии и профсоюзных лидеров, могли бы, более удачно вырабатывать и принимать совместные решения. Что касается современной задачи - требовать от исполнительной власти регулярной подотчетности (от имени всех слоев общества), - то и здесь Палате общин многого недостает. Такие возможности, как парламентские запросы, постоянные комитеты и парламентские избираемые комитеты, возникшие в 1979 г., позволяют правительственной партии осуществлять контроль и, разумеется, господство над парламентом, пропорционально числу своих членов. Как бы то ни было, считается, что в конце XX в. Палата общин будет все меньше призывать исполнительную власть к отчету. Парламентарии слишком явно срослись с исполнительной властью, и у них нет таких механизмов надзора, какими располагает, например, Конгресс США. Причем это усугубляется очевидной перегруженностью малозначимыми процедурами, корни которых уходят в XVIII в. После 1-й мировой войны предлагалось множество разнообразных рецептов реформирования Палаты общин - от чисто процедурных реформ и расширения полномочий комитетов до системного реформирования, включающего писаную конституцию, избирательную реформу и территориальную децентрализацию власти нижней палаты. Но, как ни печально, по-прежнему правящая партия, во имя расширения собственной автономии, продолжает раздувать миф о парламентском суверенитете, сохраняя при этом многие недостатки парламента. Очевидно, что победа, которую одержала Палата общин над неизбранной исполнительной властью, сменилась поражением от руки избранной исполнительной власти.

ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ - (House of Representatives) Нижняя палата Конгресса США. Состоит из 435 членов, избранных от равнонаселенных округов, и по одному делегату с совещательным голосом от округа Колумбия, Пуэрто-Рико и Гуама. Обладает равным статусом с Сенатом (Senate) по большинству вопросов, но преимущественным статусом в вопросах налогов и расходов.

ПАНАРАБИЗМ

ПАНАРАБИЗМ - (Pan-Arabism) Доктрина, согласно которой арабы - это отдельный народ со своим языком, историей и культурой. Панарабизм возник в бывших арабских провинциях Оттоманской империи. До ее распада интерес к идеям панарабизма и агитация за него были незначительными, исключение составляли только арабы -христиане. В целом в конце XIX-XX в., вплоть до 1-й мировой войны, арабы не выступали против Оттоманской империи и не объединялись против нее. В действительности панарабское движение возникло как реакция на попытки преобразования Оттоманской империи путем применения европейского права и институционных форм, а также в качестве сопротивления усиливавшимуся давлению со стороны европейских стран. Турецкий султан поддерживал панарабское движение как средство дальнейшей интеграции и мобилизации своих подданных для противодействия центробежным силам, подрывавшим внутреннее единство самой империи. Когда у арабов прошел шок, вызванный распадом Оттоманской империи, за которым последовало введение мандатов за счет Арабского королевства эмира Фейсала в 1920 г., некоторые доказывали, что панарабизм, сосредотачивающий внимание больше на арабах, чем на мусульманах, появился как замена панисламизма. С точки зрения других, панарабизм был своего рода сопротивлением британскому и французскому колониализму, навязавшему территориальное разделение этого региона. Для третьих панарабизм являлся проявлением противодействия стремлению вновь образованных государств и правительств поддерживать отдельные национальные образования. Об арабском национализме обычно говорят как о панарабистской идеологии, включающей все вышеуказанные идеи, но с добавлением конечной политической цели - достижения арабского единства. В понимании баасистов (Ba'athism) это единство означает образование единого независимого арабского государства, объединяющего все арабские народы. Согласно другому мнению, связанному с именем Гамаля Абделя Насера, арабское единство - это солидарность правительств арабских стран, объединяющихся друг с другом, а не с аутсайдерами. Арабизм, являющийся этнической основой арабского национализма, не отказывался от исламского "Halema", а эволюционировавший панарабистский национализм носил светский характер. Вплоть до унизительного поражения арабов в войне с Израилем в июне 1967 г. панарабизм вызывал надежды у народов Ближнего Востока и Северной Африки и пользовался их поддержкой. Губительным результатом поражения стал подрыв веры в и без того уже слабеющую идеологию, которая служила руководством, стратегией и движущей силой в этом регионе и конкурировала с другими развивавшимися местными националистическими движениями. Стало очевидно, что правительства арабских стран не только не склонны к интеграции, но и не способны ни объединиться на основе солидарности, ни сотрудничать для победы над израильским сионистским государством. С этого времени панарабистский национализм начинает уступать место политическому исламу.

ПАНАФРИКАНИЗМ

ПАНАФРИКАНИЗМ - (Pan-Africanism) Движение, возникшее в конце XIX - начале XX в. с целью обеспечить равноправие, самоуправление, независимость и единство африканских народов. Вдохновляемое Маркусом Гарви, это движение стимулировало развитие самосознания африканцев, поощряя изучение их истории и культуры. Руководство осуществлялось из Америки вплоть до 6-го панафриканского конгресса, состоявшегося в 1945 г. в Манчестере (Англия), на котором африканские националистические деятели, особенно Кваме Нкрума и Джомо Кениата, выступили с программой африканской "автономии и независимости". Однако после обретения независимости концепция политически единой Африки вскоре уступила место утверждению - в пределах колониальных границ - конкуренции национальных интересов.

ПАНАФРИКАНСКИЙ КОНГРЕСС

ПАНАФРИКАНСКИЙ КОНГРЕСС - (Pan-Africanist Congress), см.: ПАК (Южная Африка).

ПАНАШАЖ

ПАНАШАЖ - (panachage) В списочной системе пропорционального представительства (proportional representation), процедура, позволяющая избирателям выбирать кандидатов более чем от одной партии; практика такого выбора.

ПАНКХЁРСТ, СЕМЬЯ

ПАНКХЁРСТ, СЕМЬЯ - (Pankhurst, family) Эммелин Пэнкхёрст (1858-1928) и ее дочери Кристабель (1880-1958) и Сильвия (1882-1960). Мать и дочери возглавляли английское движение за равноправие женщин - суфражисток (suffragette). В 1903 г. они создали Общественный и политический союз женщин и выдвинули лозунг "Избирательное право для женщин". В качестве аргументации избрали тактику беспорядков, поджогов и битья стекол.

ПАНТУФЛЯЖ

ПАНТУФЛЯЖ - (pantouflage) Быстрое перемещение при выходе на пенсию (в отставку) с одного места - в государственном секторе - на другое (обычно прибыльное) - в частном секторе; произошло от французского pantoufles - домашние шлепанцы. Такая практика распространена в Англии (и вызывает нарекания); к самому слову это относится в меньшей степени.

ПАНЧАШИЛА

ПАНЧАШИЛА - (pancashila) Официальная идеология индонезийского государства. Термин означает "пять принципов": демократия, гуманитаризм, справедливость, монотеизм и единство.

ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ

ПАРАДОКС ГОЛОСОВАНИЯ - (paradox of voting) 1) цикл (cycle) мажоритарного правила, при котором при наличии минимум трех голосующих и минимум трех предметов выбора в одно и то же время X может получить больше голосов, чем Y, Y - больше, чем Z, а Z - больше, чем X. Для этого по меньшей мере нужно, чтобы у одного избирателя было X > Y > Z, у другого - Y > Z > X, у третьего - Z > X > Y, где знак > означает: "Я предпочитаю предшествующего (кандидата) последующему". Возражают, что это не парадоксально, а всего лишь удивительно. Чаще употребляется термин "цикл" (иногда "цикл или круговорот Кондорсе (Condorcet)" - по имени его открывателя). В своей имевшей большое влияние работе ("Экономическая теория демократии") ("An Economic Theory of Democracy", 1957) Энтони Даунс популяризировал идею такого же отношения к политическим деятелям, как и к деятелям в области экономики, и анализа их действий с помощью экономического инструментария. Тогда рассудительный избиратель будет голосовать за свою любимую партию в том, и только в том случае, если значение, которое имеет для этого избирателя правительство, возглавляемое предпочитаемой им партией, помноженное на возможность того, что именно его или ее голос сыграет при этом решающую роль, будет превосходить цену, заплаченную им при голосовании. Однако на обычных выборах возможность оказать решающее в этом плане воздействие бесконечно мала. Но тогда почему же люди голосуют? Этому явлению было дано альтернативное название "парадокс разумного отказа от голосования" на том основании, что, хотя представляется разумным отказаться от голосования, делают это, как ни странно, лишь немногие.

ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО

ПАРЕТО ВИЛЬФРЕДО - (Pareto, Vilfredo) (1848-1923) Итальянский социолог и экономист. Его основной труд по социологии "Ум и общество" (1935) пользовался в свое время большим влиянием, однако сейчас сохраняют значение только его доводы, доказывающие, что господство элит(lites) в политической структуре неизбежно. И, напротив, его труд по экономике имеет в наши дни гораздо большее значение, чем при жизни автора. Парето дал свое имя ряду связанных друг с другом понятий, которые следует различать. 1) Условие Парето. Если при переходе из ситуации А к другой ситуации (В) никому не становится хуже, чем раньше, и хотя бы одному человеку становится лучше, такой переход удовлетворяет условию Парето (или критерию, или принципу), а сам переход называется улучшением Парето или просто паретианским. В при этом является парето-превосходящим А, которое, в свою очередь, оказывается парето-уступающим В. 2) Оптимальность Парето. Если существует положение дел С, при котором уже невозможно произвести никаких парето-улучшений, оно является парето-оптимальным. Т.е. это такая ситуация, когда никому не может стать лучше, кроме как ценой ухудшения положения по меньшей мере одного человека. Совокупность парето-оптимальностей называется пределом Парето. Различные понятия, предложенные Парето, стали центральными для экономики благосостояния и социального выбора (social choice) как по техническим, так и по идеологическим причинам. Любая методика выбора, которая ставит некоего А выше некоего В, несмотря на то, что все оказывают предпочтение В, нарушает принцип Парето даже в его возможно более мягкой формулировке и потому представляется неправильной; тем не менее именно так происходит при некоторых, казалось бы, вполне обоснованных методиках голосования. Этот странный факт используется в доказательстве теоремы невозможности (impossibility theorem) Эрроу. В идеологическом плане экономисты, занимающиеся проблемами благоденствия, взяли принцип Парето на вооружение, т.к. он казался ценностно свободным. Доводы относительно перераспределения доходов и богатства неизбежно несут ценностную нагрузку, поэтому считается, что принятие всех парето-улучшений, и только их, в качестве улучшений в области благосостояния не вызовет противоречий. Это связано с защитой свободной торговли, свободных рынков и доктриной свободной воли. Торговая сделка, при которой P предлагает Q деньги в обмен на R, является паретианской: P предпочитает иметь товар, а не деньги, а Q хотел бы иметь деньги, а не товар. После сделки они оба чувствуют себя лучше независимо от того, что представляет собой R: яблоко, пакет акций или временную аренду собственности Q. Противники утверждения, что понятия Парето не несут ценностной нагрузки, выдвигают различные возражения, как-то: 1) рыночные сделки могут вызывать посторонние расходы третьих лиц и/или развращать нравственные устои их участников; 2) сторонники Парето слишком легко переходят от высказывания: "У границы Парето могут совершаться только те сделки, в результате которых по меньшей мере одному человеку становится хуже" - к другому: "У границы Парето неприемлем никакой больше обмен", что исключает любую форму перераспределения и рассматривает все точки на границе Парето как в равной степени допустимые; 3) в действительности теория Парето и либерализм несовместимы на самом глубинном уровне (Sen А. The impossibility of a Paretian liberal // Journal of Political Economy 1970).

ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ - (parliament) Выборный орган, ответственный за принятие законов и предоставление правительству права налогообложения. Как правило, выполняет законодательную функцию и вместе с тем предоставляет правительству кадры, объединяя таким образом законодательную и исполнительную власти в системе парламентского правления. Глава правительства и кабинет министров, избираемые из группы большинства в парламенте, должны быть подотчетными парламенту, признавая принципы коллективной и личной ответственности, применяемые соответственно к кабинету и отдельным министрам. В случае, если они перестают пользоваться поддержкой большинства в парламенте и им выносится вотум недоверия, они обязаны уйти в отставку и дать возможность сформировать другое правительство. Системы парламентского правления существенно отличаются от систем, основанных на принципе разделения властей, как, например, в Соединенных Штатах. В США президент и члены Конгресса выбираются отдельно, а штат исполнительной власти назначается президентом из числа лиц, не являющихся членами Конгресса. Министры подотчетны только президенту, который в свою очередь несет ответственность непосредственно и исключительно перед избирателями. Системы парламентского правления различаются в зависимости от отводимой парламенту конституционной роли, а также от выборной и партийной систем, которые определяют состав и политическую организацию этих систем. В Англии парламент обладает неограниченными полномочиями издавать, изменять или отменять любой закон, и ни один другой орган власти, включая суды, не может не считаться с его законодательной деятельностью. Парламенты других стран, напротив, сталкиваются с ограничениями. В Германии, например, полномочия национального парламента ограничены федеральной Конституцией, которая предоставляет автономную законодательную власть отдельным землям. Конституционный суд существует для того, чтобы гарантировать, что парламент не примет ни одного закона, противоречащего писаной конституции. Различия между парламентами разных стран можно объяснить, проанализировав развитие английского парламента и его международное влияние, а также различные исторические условия, в которых разные страны создавали свои парламенты. Английский парламент - один из старейших, он берет начало от Витенагемота периода англосаксонского завоевания, великого совета норманнов и государственного совета, впервые созванного Симоном де Монфором в 1264 г. Можно видеть, как в ХIХ и начале ХХ в. развившаяся парламентская система обеспечивала политическую стабильность и эффективное управление, тогда как в других странах происходили политические революции и перевороты. Историческая роль этой парламентской системы как "матери парламентов" и ее очевидные достоинства привели к тому, что континентальная Европа захотела последовать ее примеру, а в странах, входящих в Британскую империю, оказалось возможным непосредственно применить эту систему. Британское Содружество (Commonwealth) по-прежнему остается одной из наиболее процветающих обителей парламентаризма. Уже сам исторический характер развития английского парламента подразумевает, что его основные черты предшествовали появлению выборной демократии. Доктрина парламентского суверенитета возникла в борьбе за свержение монархического абсолютизма: ее выборная система, первоначально строившаяся на созыве представителей графств, небольших городков и деревень и крупных городов, предвосхитила тем самым более поздние доводы в пользу пропорционального представительства партийных выборщиков на государственной основе; ее партийная система развивалась скорее изнутри парламента, чем среди населения, и становилась все более отработанной, приобщая вновь прибывающих, как, например, Лейбористскую партию (Labour Party), к таким общепринятым постулатам, как парламентский суверенитет. Большие проблемы для национальных парламентов создал рост международной экономической и политической взаимозависимости, что ориентирует правящие элиты на принятие решений, имеющих наднациональный характер. Особенно явно это проявилось в случае с Европейским Союзом (EU), где наряду с совместной выработкой решений государственными руководителями идет законодательный процесс, предполагающий, что законодательство ЕС является высшим по отношению к законодательству каждой из стран-участниц. Помимо прочего, это бросает вызов и доктрине парламентского суверенитета. Однако в то же время беспокойство по поводу недостаточной демократической подотчетности процесса законотворчества в ЕС может привести к дальнейшему расширению полномочий Европейского парламента, а это означало бы, что центр тяжести изучения парламентов может просто переместиться из национального в наднациональный контекст. В этом случае, исходя из исторических условий развития Европейского парламента, можно предположить, что его конституционная, избирательная и партийная основы будут развиваться скорее по пути парламентских систем континентальной Европы, чем по английскому образцу. Представляется маловероятным, что будет создана развитая парламентская система правления ЕС, соединяющая законодательную и исполнительную власти.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ

ПАРЛАМЕНТСКАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСУ О ГРАНИЦАХ - (Parliamentary Boundary Commission), см.: Комиссия Бондари (Boundary Commission).

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПАРА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ ПАРА - (pair) Парламентская практика, при которой члены парламента, голосующие противоположно по вопросам законодательства, по договоренности кооперируются для голосования по определенным пунктам повестки дня. Объединившиеся парами члены парламента могут отсутствовать в зале заседаний, когда идет голосование, не влияя при этом на его исход.

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ - (parliamentary privilege) Законодательно закрепленные привилегии, которыми обладают представители законодательной власти в отношении действий, которые они могут выполнять в органах законодательной власти или от имени последних. Главной парламентской привилегией в британском парламенте является свобода слова во время его работы, которая была законодательно оформлена статьей 9 Билля о правах 1689 г. Это ознаменовало собой победу парламента над королевской исполнительной властью в борьбе, продолжавшейся большую часть ХVII столетия и прекратившейся после бегства Якова II и выбора парламентом Вильгельма III в качестве его преемника. Ни один представитель законодательной власти не может быть привлечен к ответственности посторонней организацией или частным лицом за сказанное им в парламенте. Аналогичные принципы существуют и в большинстве демократических законодательств. Все еще сохранились, хотя и не имеют уже прежнего значения, такие привилегии, как недопустимость ареста по гражданскому процессу, свободный доступ к монарху, а также права наказания тех, кто злоупотребляет парламентскими привилегиями или проявляет неуважение к парламенту.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС - (parliamentary question) Вопрос, адресованный представителями законодательной власти министрам правительства. В английском парламенте устные вопросы с предварительным уведомлением за 48 часов задаются в специально отведенное для этого время - т.н. "час запросов"; каждый член парламента имеет также право задать один дополнительный вопрос без предварительного уведомления. К "часу запросов", задаваемых премьер-министру, применяются особые традиционно сложившиеся правила, в частности правило, позволяющее лидеру оппозиции задавать до трех или четырех вопросов без уведомления. Вопросы с личным уведомлением, также задаваемые устно, - это вопросы, разрешенные спикером после краткосрочного уведомления в связи с их неотложностью. Письменные запросы могут быть поданы министрам в любое время. Формально парламентские запросы служат одним из главных средств, с помощью которых представители законодательной власти могут потребовать у министров отчета и проверить их работу. На практике регулирование вопросов путем предварительного уведомления и ограничение их числа приводят только к сокращению дебатов и/или политическим спектаклям, разыгрываемым партиями. Длительный процесс все большего ограничения возможности задавать вопросы премьер-министру в Палате общин свидетельствует о том, насколько уменьшилось значение парламентских запросов для эффективного управления и как возросла их способность с помощью партийной политической риторики ставить министров, особенно премьер-министра, в затруднительное положение.

ПАРЛАМЕНТСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ

ПАРЛАМЕНТСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ - (parliamentary sovereignty) Доктрина, согласно которой "парламент может делать все, что угодно, только не связывать обязательствами своего преемника", является официальной идеологией британской Конституции. Законы не подлежат судебному пересмотру, а конституционное или иное законодательство не "забронировано", т.е. для его изменения не требуется квалифицированного большинства или особой процедуры (затрудняющей изменение законодательства), т.к. в противном случае это связало бы суверенитет будущих парламентов. Курьезным, но логичным следствием такого положения является тот факт, что гарантии, занесенные в издаваемые парламентом законы, не имеют особой ценности. В законе 1949 г. об Ирландии, ст. 1(2) записано: "Настоящим провозглашается, что Северная Ирландия остается частью... Соединенного Королевства и... ни при каких обстоятельствах... ни одна ее часть не перестанет быть частью Соединенного Королевства без согласия на то парламента Северной Ирландии". Но поскольку это положение никак не "забронировано", его легко можно было бы отменить в случае, если бы будущее английское правительство захотело бы передать Северную Ирландию Ирландской Республике. Сторонники парламентского суверенитета утверждают, что принципиально важно ясно понимать, в чем заключается суверенитет; они доказывают, что суверенитет существует там, где политических деятелей избирают, а не там, где судьи и чиновники исполнительной власти не являются выборными. Противники парламентского суверенитета выдвигают различные контрдоводы: 1) парламентский суверенитет стал ширмой для прикрытия деспотизма исполнительной власти, поскольку парламент не может и не хочет подвергать тщательной проверке действия исполнительных властей, намеренно совершаемые от его имени; 2) от парламентского суверенитета отступились, когда Соединенное Королевство вошло в Европейский Союз (см. также: statute law - статутное право); 3) права должны быть "забронированы", и/или нельзя отдавать в руки (якобы мягкие) политиков решение таких конституционных вопросов, как максимально допустимый срок полномочий парламента.

ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА

ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА - (guerrilla warfare) Боевые действия, как правило в сельской местности, нерегулярных формирований, поддерживаемых населением. Они бросают вызов государственной власти и преследуют цель общественно-политических трансформаций. В ХХ в. эта стратегия борьбы ассоциировалась с революциями в странах третьего мира, особенно в Китае, Вьетнаме и на Кубе.

ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ

ПАРТИИ ЗЕЛЕНЫХ - (green parties) Появление партий зеленых обусловлено тревогой мировой общественности, заметно усилившейся в 1970-х гг., по поводу экологической стабильности (см.: экология) планеты и качества жизни людей в индустриальных обществах. Немецкие "зеленые" (Die Grnen) действовали наиболее успешно и пользовались наибольшим влиянием; их движение выросло из множества стихийно возникших неофициальных организаций. Эти организации составляли "списки" своих кандидатов на выборах в местные органы власти, а в 1980 г. создали собственную партию. Некоторое время партия действовала чрезвычайно успешно. В 1983 г. она преодолела 5%-ный барьер на выборах в бундестаг и получила в нем 27 мест; а в период расцвета своей деятельности (1987) собрала 8,2% голосов и получила 46 мест. Самой известной деятельницей партии была Петра Келли (1947-92). В 1980-х гг. партии "зеленых" появились во многих странах, в т.ч. в большинстве стран Западной Европы. Это название присваивали себе даже уже существующие партии. Так, в частности, поступили Экологическая партия в Британии и Партия ценностей в Новой Зеландии. С одной стороны, это было своеобразным проявлением уважения к немецким Die Grnen, а с другой - пониманием того, что зеленый цвет, ассоциируясь со свежестью и природой, являет собой очень притягательный образ. В качестве такого образа он обладал еще одним преимуществом: свидетельствовал о некой идеологической свежести партии. И хотя зеленый цвет являлся также символом ислама и других националистических движений, он не имел оттенка ни левых, ни правых в противоположность голубому, красному, черному, белому и др. Ядерная катастрофа 1986 г. в Чернобыле активизировала деятельность зеленых во многих странах, и их партии в конце 1980-х гг. добились на выборах больших успехов. На выборах в Европейский парламент в 1989 г. большинство партий "зеленых" достигли рекордных результатов, в т.ч. получив удивительно большой процент голосов (14,9%) в Британии. Но это оказалось пиком. В 1990-х гг. в активности всех партий "зеленых" наступил резкий спад, и даже наиболее сильные из них стали терять места в парламентах - в Германии в 1990 г. и в Швеции в 1991 г. (хотя в Швеции они вернули свои места в 1994 г.). Первая волна успеха "зеленых" сошла на нет. Партии зеленых, и это важно понимать, с самого начала несли в себе ростки собственной гибели. Подобно некоторым видам национализма, они вовлекали в движение представителей самых разных идеологий, способных привлекать голоса избирателей к кандидатам, не имевшим шансов быть избранными в иных условиях или оказывать определенное влияние на политику. Но эти идеологические различия не могли не выйти на поверхность, как только "зеленые" оказывались в органах власти. Большинство голосовавших за них были "простыми энвайронменталистами" (environmentalism), желавшими, чтобы правительство больше заботилось о красоте ландшафта и охране природы (в Британии в период наивысшего успеха зеленых большинство из тех, кто отдавал им голоса, раньше голосовали за консерваторов). Однако активные сторонники зеленых придерживались значительно более радикальных взглядов и призывали к смене основ общества. В этом радикализме смешались самые противоречивые идеи: либерализма, феминизма, неомарксизма, язычества и реакционного антииндустриализма. В среде Die Grnen различия между этими идеями проявились в сравнительно простом расхождении по тактическим вопросам между "realos" и "fundis", реалистами и фундаменталистами. Первым хотелось реально влиять на политику, особенно на политику в отношении окружающей среды, и они были готовы идти на компромисс ради достижения этих целей, в то время как вторые не были склонны к компромиссам с обществом, основанным на принципах, коренным образом отличающихся от их собственных. В большинстве случаев зеленым удалось сохранить движение в качестве радикальной культурной и общественной силы, которая, однако, потеряла свою роль влиятельного политического движения. См. также: экология (ecology).

ПАРТИЙНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

ПАРТИЙНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - (party identification) Ответ респондента на вопрос анкеты: "Кем Вы себя считаете - республиканцем, демократом, независимым или кем -то еще?" и аналогичные ему вопросы в других странах. В 1950-х гг. Мичиганская школа исследований опросов общественного мнения (Michigan school) утверждала, что вопросы о партийной идентификации выявляют лежащую в основе стабильную ориентацию, которая может быть поколеблена текущими событиями, но ненадолго: так, демократы, проголосовавшие за республиканского президента Эйзенхауэра в 1952 г., скорее всего в другое время и на других выборах снова голосовали за демократов. Английские исследователи остались равнодушными к этой идее, доказывая различными способами, что приведенный выше вопрос воспринимается так же, как если бы человека спросили: "За кого бы Вы голосовали, если бы завтра состоялись всеобщие выборы?", и что подход Мичиганской школы недооценивает рациональность выбора избирателей. Однако в современных исследованиях общественного мнения оба подхода совмещаются, т.е. отдается должное как партийной идентификации, так и рациональному выбору.

ПАРТИЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПАРТИЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - (party conference) см.: рarty сonvention (партийный съезд).

ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ПАРТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - (party organization) Организационная структура, дающая возможность политическим партиям в либерально-демократических странах вести борьбу за голоса избирателей. Даже в однопартийных государствах (one-party states) и системах, возглавляемых одной-единственной партией, эта партия также мобилизует народную поддержку своей политики. Потерпевшие поражение коммунистические партии Советского Союза и стран Восточной Европы были построены на ленинском принципе демократического централизма (democratic centralism). В системах свободной конкуренции "рационально эффективная" или "кадровая" партия допускает плюралистский взгляд на общество, в котором партия является всего лишь одной из форм организации. Она выполняет роль посредника между большим количеством различных групп, избегая спорных вопросов внутрипартийной демократии, идеологии и даже партийной программы. Ее задача - обеспечить партии максимальное число поданных за нее голосов. Победа на выборах служит единственным критерием успеха. Модель "партийной демократии" или "массового членства", напротив, предполагает мажоритарный взгляд на общество, где партия стремится четко сформулировать и свести воедино свои цели и принципы в ясно изложенной программе, а затем добиться электоральной поддержки этой программы. Победа на выборах имеет важное значение, но не менее важны вопросы внутрипартийной демократии и то, в какой мере, войдя в правительство, партия выполняет свою программу. "Рационально эффективная" партия выполняет немногие функции (главная - борьба за избрание в парламент) и может опираться на профессиональных организаторов, не создавая многочисленных ячеек, тогда как партия "партийной демократии", напротив, осуществляет многообразную деятельность и старается пополнять свои ряды. В "рационально эффективной" партии понятие членства носит расплывчатый характер, такая партия может действовать, опираясь на неофициальные группировки или кадры, не заботясь о внутренних процессах и соображениях внутрипартийной демократии, в то время как партия "партийной демократии" хорошо организована и подчиняется внутрипартийной демократии. Американскую Республиканскую и английскую Консервативную партии можно было бы традиционно отнести к "рационально эффективному" флангу партийного спектра. Однако у консерваторов с 1880-х гг. существует массовое членство, первоначально организованное в виде отдельной "Лиги подснежника". В последние годы обе партии стали более идеологизированными и "программатичными" (т.е. в них усилилась роль программы), в результате чего перед ними встали вопросы внутрипартийной организации и подотчетности. Социал-демократические партии, напротив, можно поместить ближе к флангу "партийной демократии", хотя они, безусловно, приспосабливаются к необходимости бороться за успех на выборах. Христианско-демократические партии Западной Европы и французская голлистская партия подчеркивают важность прихода к власти и мало заботятся о программном элементе, однако, с другой стороны, они разработали более определенные понятия членства и партийной демократии, чем Республиканская и Консервативная партии. Характер партийной организации определяется условиями, в которых эта партия действует, - другими словами, политической системой и особенно характером партийной системы.

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА - (party system) По определению, совокупность всех значительных партий в стране, их взаимодействие, а также (в некоторых случаях) порождающие ее избирательная система и постоянство избирательских симпатий. Некоторые подразделяют партийные системы на "однопартийные", "двухпартийные" и "многопартийные" (см. также: Duverger's law - закон Дюверже); другие ставят под сомнение целесообразность такого деления. В введении к своему труду "Партийные системы и предпочтения избирателя" ("Party Systems and Voter Alignments", 1967) С. М. Липсет и С. Роккен доказывали, что партийные системы в западных демократиях, как правило, "замораживали" тот тип расслоения общества (cleavages), который существовал во времена предоставления рабочему классу гражданских прав, поэтому современная расстановка партий служит отражением политических споров и объединений по интересам предыдущих десятилетий. Хотя замечания Липсета -Роккена относительно влияния избирательных систем на партийные системы были опровергнуты, их типология до сих пор оказывает сильное влияние на изучение партий в Европе.

ПАРТИЙНЫЙ СПИСОК

ПАРТИЙНЫЙ СПИСОК - (party list) Любая система пропорционального представительства (proportional representation), в которой избиратели делают выбор скорее между партиями, чем между кандидатами, а мандаты распределяются между партиями пропорционально числу полученных ими голосов. Во многих системах, использующих партийные списки, существуют дополнительные положения, позволяющие избирателям повышать или понижать уровень их оценки того или иного кандидата (см.: panachage - панашаж), однако такие механизмы, как правило, редко используются; исключение составляла Италия до введения там ограничений референдумом 1991 г. Итальянский вариант использовался партийными боссами для проверки того, как проголосовали избиратели, которым были обещаны привилегии в обмен на голосование за определенный список кандидатов.

ПАРТИЙНЫЙ СЪЕЗД

ПАРТИЙНЫЙ СЪЕЗД - (party convention) Собрание политической партии, периодически созываемое с целью определения политики и/или выдвижения кандидатов. Съезды, определяющие политику, особенно характерны для европейских социалистических партий. Некоторые из них, в т.ч. английская Лейбористская партия (Labour Party), вели долгие споры относительно того, кто в итоге несет ответственность за определение партийной политики: партийный съезд, парламентская фракция или партийный лидер. Какова бы ни была официальная позиция, на практике ни одно партийное руководство не позволяет съезду принимать окончательное решение. В партиях правого крыла партийные съезды, как правило, организуются так, что являются скорее собранием ортодоксальных сторонников партии, чем органом, формирующим политику. Съезды по выдвижению кандидатов характерны для политической жизни Соединенных Штатов. Обе партии - Демократическая и Республиканская - проводят свои съезды летом, накануне очередных президентских выборов (т.е. раз в четыре года). Цель съезда - выдвинуть кандидата партии на пост президента. Число голосов каждого штата примерно пропорционально количеству контролируемых им голосов в Коллегии выборщиков. В последние годы решения съездов по назначению кандидатов были заранее предрешены, поскольку всякий раз один из кандидатов заручался поддержкой более чем половины делегатов еще до начала съезда. Но так было не всегда. На съезде Демократической партии в 1880 г. Джеймс А. Гарфилд был избран после 36-кратного голосования (Гарфилд победил на президентских выборах, но вскоре был убит). Партии штатов могут отдавать предварительные голоса кандидатам своего штата, на победу которых не приходится рассчитывать, но которые, возможно, сумеют использовать свой голос как средство поторговаться. Поэтому не исключено, что будущие съезды будут действительно работать. Сентиментальные и драматические истории съездов по выдвижению кандидатов нередко служили источником вдохновения для кинорежиссеров ("Маньчжурский кандидат", "Боб Робертс") и писателей, таких как Норман Мейлер и Хантер С. Томпсон.

Предыдущая страница Следующая страница