Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НЕЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 1, "НАД"-"НЕЗ")

НАДЛЕЖАЩАЯ ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА

НАДЛЕЖАЩАЯ ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА - (due process) Отправление правосудия с соблюдением установленных правил и принципов. Этот старейший и кардинальный принцип ограниченной власти записан в статье 39 Великой хартии вольностей (1215), "Ни один свободный человек не может быть захвачен, или взят под стражу, или лишен имущества, или объявлен вне закона, или изгнан, или каким-либо иным путем погублен... кроме как по законному суждению равных себе по положению или по закону страны". Позднее это право было распространено на всех подданных, а "закон страны" стал синонимом "соблюдения надлежащей правовой процедуры". Именно этой терминологией пользовались авторы основных поправок к американской Конституции. Пятая поправка (Fifth Amendment) (1791), одна из поправок, составляющих так называемый Билль о правах (Bill of Rights), была внесена для того, чтобы федеральное правительство не могло лишить своих граждан "жизни, свободы или собственности, без соблюдения надлежащей правовой процедуры". Аналогичная формулировка содержится в Четырнадцатой поправке (Fourteenth Amendment) (1868), обеспечивающей американцам такую же защиту от посягательств правительств штатов. Эта статья сыграла важную роль в судебном "активизме" (judicial activism) Верховного суда (Supreme Court) начиная с 1950-х гг., особенно при рассмотрении дел о гражданских правах (civil rights).

НАДСТРОЙКА

НАДСТРОЙКА - (superstructure) См.: базис/надстройка (base/superstructure).

НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЕМАЯ НАЦИЯ (НБН)

НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЕМАЯ НАЦИЯ (НБН) - (Most Favoured Nation (MFN)) Принцип наиболее благоприятствуемой нации содержится в ст. I Устава ГАТТ (GATT) и ее преемницы - Всемирной Торговой Организации (World Trade Organization). Название может ввести в заблуждение. Принцип НБН запрещает дискриминацию в международной торговле, устанавливая, что предоставляемые торговые уступки либо условия соглашений с одним из участников ГАТТ должны безоговорочно распространяться на всех остальных. Таким образом, любая двусторонняя уступка сразу же становится многосторонней. В качестве исключения при определенных условиях разрешается заключать таможенные союзы; кроме того, принцип НБН также может быть нарушен в случае, когда это становится частью "антидемпинговых мер" возмездия.

НАКАЗАНИЕ

НАКАЗАНИЕ - (punishment) Преднамеренное нанесение ущерба субъекту уполномоченными на то лицами, являющееся результатом нарушения им правил, соблюдение которых от него требуют и за нарушение которых он считается ответственным. Поскольку принудительная власть сосредоточена в руках государства, для политической теории и теории права в первую очередь представляет интерес государственная система наказания. Здесь в роли правил выступают государственные законы; законность правовой системы в целом может быть оспорена, равно как и само моральное обязательство соблюдать конкретные законы; цели наказания также могут пониматься по-разному. Эти цели обычно определяются как удержание от совершения действия посредством устрашения, а также воздаяния (кара). Иногда к ним относятся также осуждение, предупреждение и исправление, однако многие специалисты не признают их в качестве целей наказания, считая скорее побочными результатами либо возможностями, открывающимися вследствие такого наказания. Некоторые авторы определяют наказание, применяемое государством, как преднамеренное нанесение ущерба лицу, виновному в нарушении закона, исключая возможность того, что может быть несправедливо наказан невиновный. И хотя это может звучать резонерски, но, чтобы наказание было правомерным, необходимы неоспоримые основания для того, чтобы считать наказуемого действительно виновным. Здравый смысл, однако, должен допускать возможность ошибки, даже если есть надежда, что такая возможность сведена к минимуму. Связь, возникающая между нарушением правил и лицом, подвергающимся наказанию, зависит от концепции ответственности, которая в свою очередь может быть противоречивой - либо из-за различного понимания "причин" поведения конкретного индивида, либо из-за разногласий относительно того, справедливо ли считать X (например, родителя или армейского офицера) ответственным за то, что сделал Y (например, ребенок или солдат).

НАЛОГ С ИЗБИРАТЕЛЕЙ

НАЛОГ С ИЗБИРАТЕЛЕЙ - (poll tax), См.: Подушный налог.

НАПОЛЕОНОВСКИЙ КОДЕКС

НАПОЛЕОНОВСКИЙ КОДЕКС - (Napoleonic Law) Общее понятие, подчеркивающее роль Наполеона Бонапарта (1769-1821) в создании и развития французского права. В 1799 г., будучи первым консулом, Наполеон составил новую конституцию, четко разграничившую три ветви власти - исполнительную, законодательную и судебную. Гражданские суды были отстранены от разбирательств административных решений органов исполнительной власти. Эти функции, по настоянию Наполеона, передали Государственному Совету. С этого времени происходит становление во Франции административного права, превратившегося в образец, которому начали следовать другие страны. В Государственный Совет входила основная часть административной элиты Франции. Он состоял из четырех подразделений; юридическая функции были возложены на отдел по урегулированию споров, надзирающий за законностью решений исполнительных властей. Наполеоновский кодекс до сих пор остается фундаментом французской правовой системы.

НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ

НАРОДНАЯ ДЕМОКРАТИЯ - (people's democracy) Выражение, придуманное для обозначения стран "социалистической ориентации", которые пока еще не могли претендовать на построение социализма как такового. Использовалось в отношении "братских союзников" Советского Союза в Восточной Европе после 2-й мировой войны, а затем в отношении стран, после освобождения от колониальной зависимости принявших советскую модель.

НАРОДНИК

НАРОДНИК - (narodnik) Сторонник организации "Народная воля", созданной в 1879 г. для борьбы за социализм, основанной на союзе крестьянства и интеллигенции. Народники использовали террористические методы (особо следует упомянуть убийство царя Александра II в 1881 г.). Соперничали с социал-демократами марксистского толка за влияние на рабочее движение. В 1902 г. "Народная воля" преобразована в партию социал-революционеров.

НАРОДНЫЙ ФРОНТ

НАРОДНЫЙ ФРОНТ - (popular front) Сотрудничество между левыми и буржуазными партиями на широкой основе. В рамках коммунистического движения наиболее известным выражением этой политики стало выступление Димитрова на VII конгрессе Коминтерна в 1935 г., посвященное антифашистской борьбе. Другими выдающимися примерами могут служить правительства Народного фронта во Франции и Испании (1936-38).

НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ

НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ - (heritage) Первоначально наследством являлась собственность, которую кто-либо унаследовал или имел право наследовать. Со временем термин приобрел широкое значение. К примеру, ходовое выражение XVII-XVIII вв. звучало так: работа дана в наследство сынам Адамовым. С последующим расширением значения слово стало толковаться как культурные традиции и человеческие ценности, унаследованные в силу приобщенности к семье, местности, классу, нации и чему угодно другому. Обращение к наследию в данной форме предполагает долг перед нашими предками сохранять ими созданное и перед нашими потомками поддерживать традиционные ценности, которые придадут смысл и самобытность их жизни. Подобные обязательства не принимают во внимание такие обычные, каждодневные, соображения, как утилитарная расчетливость. Таким образом, проблемы наследия имеют отношение к политике, особенно в области образования, искусства и защиты окружающей среды. Чаще всего к наследию обращаются и на национальном уровне: ведомство, ответственное в Англии за охрану зданий и городского облика, называется Английским наследием (English Heritage), а министр, в чьем ведении находятся спорт и искусство, называется министром по делам наследия (Minister For Heritage). Однако пробила себе дорогу идея глобального наследия, и ЮНЕСКО взялась за классификацию "Памятников наследия мировой цивилизации" (World Heritage Sites).

НАТО

НАТО - (NATO) Организация Североатлантического договора (НАТО). Создана в 1949 г., представляла собой кульминацию реакции Запада (West) на растущую опасность со стороны СССР после окончания 2-й мировой войны. Созданию НАТО предшествовали: активизация в Европе США, действовавших согласно плану Маршалла и доктрине Трумэна, выдвинутой в 1947 г., заключение Брюссельского договора в 1948 г. между Британией, Францией и странами Бенелюкса (Benelux), а также реакция союзников на блокаду Берлина в 1948-49 гг. В НАТО первоначально входили 12 государств: США, Британия, Франция, Канада, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Дания, Исландия, Норвегия и Португалия. Греция и Турция присоединились к Союзу в 1952 г., Федеративная Республика Германия - в 1955-м, а Испания - в 1982-м. В 1966 г. генерал де Голль вывел Францию из объединенной военной структуры НАТО, сохранив членство страны в Союзе. Государства-члены НАТО договорились рассматривать нападение на одно из них как нападение на всех и оказывать помощь стране, подвергшейся нападению, предпринимая необходимые действия, в т.ч. и военную силу. Они также договорились улаживать возникающие между ними споры мирным путем, избегать экономических конфликтов и развивать экономическое сотрудничество. Основной политический орган союза - Североатлантический Совет, а военное командование расположено в Верховной штаб-квартире союзных держав в Европе. НАТО была главным оплотом обороны Запада (и американской политики сдерживания и передовой обороны) против СССР в период холодной войны (Cold War). Несмотря на почти постоянные внутренние разногласия по вопросам военной политики и распределения обязательств, Союз выступал единым фронтом, противостоящим советскому политическому и военному давлению. Она пережила кризис, связанный с выходом Франции из военной организации, и смогла сдержать, хотя и не урегулировала, антагонизм между Грецией и Турцией. По мере того, как европейские союзники восстанавливались после войны, все более часто возникал вопрос о распределении финансового бремени, поскольку недовольство США, несущих большую часть расходов по сравнению с уже разбогатевшими европейскими государствами-членами НАТО, постоянно росло. НАТО пережила два серьезных кризиса по вопросам ядерных вооружений. Первый - в начале-середине 1960-х гг., когда СССР получил возможность наносить ядерные удары по Соединенным Штатам, ослабив тем самым надежность американских военных гарантий Европе. Этот кризис не только содействовал выходу Франции из военной структуры, но и привел к появлению политики гибкого реагирования, сочетающей оборону с помощью обычного оружия с угрозой применения ядерных ударов в случае эскалации. Второй кризис произошел в конце 1970-х - начале 1980 гг. и был вызван решением развернуть крылатые ракеты, ракеты Першинг-II и ядерные ракеты среднего радиуса действия в ответ на размещение Советским Союзом современных средних баллистических ракет СС-20. Несмотря на массовые протесты общественности, это развертывание было успешно осуществлено и знаменовало собой неудачу последней попытки СССР расколоть Союз. Роль НАТО в период "холодной войны" можно кратко охарактеризовать так: она заключалась в том, чтобы держать американцев внутри, немцев внизу, а русских снаружи, и до 1989 г. союз успешно этого добивался. Но после окончания "холодной войны" наступил кризис целей. Советская угроза отныне вряд ли существует как краткосрочная или среднесрочная перспектива. Германия объединилась, и ее невозможно удержать внизу. Европейский Союз (European Union) пребывает на грани учреждения своей собственной системы обороны и безопасности, возможно через Западно-Европейский Союз (расширенную версию Брюссельского договора, сохранившуюся с 1955 г.). Однако, несмотря на утрату первоначальной цели и сокращение численности американских войск в Европе, НАТО по-прежнему необходима. Зная о потенциальной нестабильности в Европе после окончания "холодной войны", большинство западноевропейских государств продолжают считать целесообразным присутствие Америки "внутри". Их поддерживают почти все государства-наследники советской империи. НАТО создала консультативный орган - Совет Североатлантического сотрудничества, который помогает экс-коммунистическим странам войти в рамки западного форума. США благожелательно воспринимают сокращение своего присутствия, но другие члены НАТО не хотели бы расстаться с широкой инфраструктурой военного сотрудничества и интеграции, которую они построили.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - (nationalization) Переход частной собственности в общественную, в Британии обычно в форме публичных корпораций. Главная волна национализации в Британии пришлась на время правления лейбористов (1945-51). Тогда в общественную собственность передали электроэнергетику, газоснабжение, железные дороги, угольную промышленность. Сталелитейная промышленность также была национализирована, затем частично денационализирована пришедшим к власти консервативным правительством, а после этого вновь национализирована лейбористами, находившимися у власти в 1966-70 гг. Аэрокосмическую промышленность и судостроение национализировали лейбористы, правившие в 1974-79 гг. К этому времени обанкротившиеся компании, такие как "Бритиш Лейланд", переходили в общественную собственность, но с передачей правительственных акций в управление Национального предпринимательского комитета, а не в качестве публичных корпораций. Политические, конституционные и административные проблемы, связанные с национализацией, привели к активному развитию британской политической науки, обратившейся к поиску наиболее благоприятных форм отношений между правительством и публичными корпорациями, и путей, позволяющих парламенту обеспечивать отчетность национализированных отраслей промышленности.

НАЦИОНАЛИЗМ

НАЦИОНАЛИЗМ - (nationalism) Национализм возводит принадлежность к своей нации в политический принцип или программу. Таким образом он имеет иное измерение, чем патриотизм, который подразумевает чувство привязанности к своей стране или нации, не связанное с какой-либо программой политических действий. Важно отличать конкретные виды национализма, имеющие собственные подходы к политике, от универсальных принципов национализма. Большинство "националистов" руководствуются программой, предназначенной для своей нации, но далеко не всегда задумываются о значении других национальностей. Именно в этом смысле национализм сравнивают с пустой бутылкой: форма есть, а содержания нет. Так, в Индии перед получением ею независимости партия Индийский национальный конгресс (Congress, India) благодаря идеям национализма смогла объединить таких разных личностей, как Джавахарлал Неру (Nehru) (реформатор, веривший в разумное планирование), Кришна Менон (марксист) и М. К. Ганди (Gandhi) (индуистский аскет, выступавший против индустриализации). Общим для принципов разных видов национализма является утверждение приоритета национальной принадлежности над принадлежностью к классу, религии или человеческому роду в целом. Одно из его направлений можно в общих чертах определить как "романтический" национализм. Он, в частности, ассоциируется с германской реакцией на универсализм и рационализм эпохи Просвещения (Enlightenment). С точки зрения "романтиков", людей понять, учитывая языковые, культурные и исторические факторы, связывающие их с определенной территорией, легче, чем в контексте общечеловеческих свойств. Таким образом, основополагающие ценности, формирующие общества и среду их обитания, являются локальными, а не всеобщими. Видным теоретиком романтического национализма был Д. Г. Хердер (1744-1803), который писал о важности для каждого народа Volksgeist (народного духа). Экономическая сторона подобного национализма заключается в вере в то, что собственность и контроль над важнейшими ресурсами должны принадлежать только национальным структурам. Его политическим выражением является принцип самоопределения, направленный на устройство политической жизни в форме национального государства (nation-state) - суверенной общности, в которой преобладает одна нация. Одно из преимуществ национального государства состоит в том, что его власть, как естественное воплощение единства и воли граждан, способна создать прочную основу для законного правительства. Второе преимущество, говоря словами американского поэта Роберта Фроста, сводится к тому, что "добрая изгородь делает добрых соседей". Народы, которые в пределах своих границ в экономическом и культурном отношении чувствуют себя в безопасности, могут вести переговоры с другими народами в благожелательном и дружественном духе. Огромный же недостаток национального государства состоит в том, что оно не соответствует реальности. Народы мира не распределены по четко обозначенным национальным территориям, и в национальном государстве всегда имеются меньшинства, создающие трудности и таящие в себе разрушительные силы. Даже такие массовые демографические миграции, как "обмен" населением между Грецией и Турцией после войны 1914-18 гг. или выселение немцев из Польши после войны 1939-45 гг., едва ли сделали проблему менее болезненной. В частности, германский, русский и турецкий народы так расселены по евразийскому континенту, что это бросает вызов любым попыткам провести границы с целью самоопределения. Применение принципа самоопределения в Версальском договоре 1919 г. привело к созданию слишком маленьких для успешной обороны или экономического развития государств, к появлению репрессивных и антидемократических режимов и стойких межэтнических противоречий. Тот же аргумент может привести к выводу, что такие многонациональные общности, как Австро-Венгерская империя или (позднее) СССР, обладали большими преимуществами, чем национальные государства. Цели, к которым стремится национализм в различных своих формах, различаются весьма значительно. В классических случаях, в Германии и Италии XIX в., суть националистических устремлений состояла в достижении политического единства и независимости. Но во главу может быть также поставлена идея сохранения культурного единства (как утверждают почти все приверженцы валлийского (уэльского) национализма, сохранение валлийского языка и культуры - определяющее направление их движения), или расширение территории, или защита людей своей национальности, проживающих в "чужих" странах. Равным образом, проблема может заключаться в сохранении культурной или политической автономии. Например, "английский национализм" редко упоминается как таковой, а упоминания о "британском национализме" почти неизвестны, но когда Англии или Британии угрожает интеграция в более крупную европейскую общность или дезинтеграция, голоса не только об английском, но и о британском национализме слышатся все отчетливее. Варианты национализма определяются широким и недостаточно определенным понятием "нация". Это слово, существующее в английском и во всех романских языках, имеет латинское происхождение: ср. слова "натальный" (рожденный) или "нэйтив" (местный уроженец). Но в латинском языке слово Nationem относилось скорее к таким понятиям, как "племя", "клан" или "семья", а не к таким крупным, территориально привязанным группам, о которых мы говорим как о нациях сегодня. В Англии XVIII в. можно было услышать упоминания о нациях "смитов", "иудеев", "цыган" или о "королевской нации" (королевская семья или династия). Термин "нация" применительно - прежде всего или в основном - к таким странам, как Англия или Франция, стал использоваться сравнительно недавно. На вопрос о том, каковы общие характеристики нации и, следовательно, критерии принадлежности к ней, даются различные и часто противоречащие друг другу ответы. Представление о том, что критерием нации служит место рождения, поскольку индивид именно таким образом получает национальность (гражданство), в настоящее время неприемлемо. Действительно, некоторые современные национальности, такие как американская или израильская, состоят преимущественно из людей, которые сами сменили национальность или это сделали их предки. Некоторые классические аргументы в пользу национализма, принадлежащие, в частности, германским националистам Ю. Г. Фихте, братьям Якобу и Вильгельму Гримму, а также валлийским националистам, свидетельствуют о том, что ключом к национальности является общий язык (language), поскольку именно он связывает людей с историей, мифологией и территорией. Эта тройственная связь (язык, территория и мифология/совместный исторический опыт) представляет собой, возможно, наиболее логичную и развитую теорию национальности, однако она неспособна объяснить феномен таких многоязычных национальностей, как швейцарцы, индийцы или бельгийцы, и совсем не соответствует реальности, в которой различные нации считают родным языком испанский или английский. Таким образом, современная национальность состоит из сочетания в различных комбинациях этнической и языковой идентичности, общего осознания совместного исторического опыта, единой культуры и религии. Нельзя понять политику буров Южной Африки (африканеров) или квебекцев, не приняв во внимание того, что их групповое единство перешагнуло через некий решающий порог и приобрело качество национальности; этот порог не перешагнули "черноногие" (французские) поселенцы в Алжире и так и не достигли афроамериканцы (американские негры). Понятие "эпоха национализма" часто употреблялось по отношению к посленаполеоновской Европе и к движениям, которые привели к объединению Германии и Италии. Особая важность этого периода заключалась в том, что именно тогда утвердились влиятельные парадигмы и подходы в понимании национальности. Однако отчетливые националистические чувства проявлялись за несколько веков до этого в Англии и Франции, и Шекспир вложил их в уста многих своих героев, включая короля Иоанна, Генри V и ( что парадоксально) Джона Гонта. Завершающееся XX столетие тоже можно рассматривать как век национализма. Действительно, к чему иному, как не к национализму, относятся некоторые формы утверждения национальности среди "сотни наций", проявившиеся после

распада СССР в 1991 г. ad absurdum (национализмом абсурда).

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ - (National Socialism) Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) пришла к власти под руководством своего вождя Адольфа Гитлера (1889-1945), ставшего в 1933 г. канцлером Германии. Пыталась осуществить полное преобразование государства и общества, проводя беспощадную диктаторскую политику и создав однопартийную монополию на власть. Этот режим весь мир рассматривает как одну из форм тоталитаризма (totalitarianism). Идеологически национал-социализм сочетал крайние формы национализма (nationalism) (включая четко выраженные расистские и антисемитские взгляды, убежденность в превосходстве германо-арийцев над всеми остальными народами и культурами) с концепцией государственного социализма (socialism), далекой как от "революционного" марксизма (Marxism), так и от социал-демократии (social democracy). Основная цель партии заключалась в открытии новой исторической эпохи, воплощенной в "третьем рейхе", или империи, которая стала бы доминирующей силой в мировой политике. Доминирующий милитаристский уклон привел национал-социалистскую Германию к развязыванию войны как необходимого средства реализации национальных устремлений, в т.ч. увеличения "жизненного пространства" для германского народа. Только после военного поражения в 1945 г. и целенаправленной политики денацификации, последовательно проводившейся оккупировавшими Германию державами, национал-социалистское движение было окончательно уничтожено. С момента создания Федеративной Республики Германии в 1949 г. возникло несколько крайне правых националистических движений, некоторые из них разделяли неонацистские идеи. Тревога по поводу возможности появления новых форм национал-социализма не только в Германии, но и в других европейских странах продолжает сохраняться. См. также: фашизм, национализм.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - (nation state) В буквальном смысле: суверенная общность, в которой преобладает одна нация. Мифологическая и интеллектуальная конструкция, обладающая высокой степенью убедительности и большой политической силой; основная единица при изучении международных отношений. Хотя это понятие имеет специфическое значение, его очень часто применяют неправильно, особенно в отношении "реального" мира. Суть значения кроется в совпадении двух исходных понятий: нация и государство. Государство относится к политической организации, обладающей суверенитетом (sovereignty) как в пределах собственных географических границ, так и в отношениях с другими суверенными государствами. Мир национальных государств подразумевает международную систему суверенных и в юридическом смысле равноправных общностей. Нацией скорее можно назвать людей, имеющих общую культуру, язык, этническое происхождение и глубокие исторические традиции. У многих членов нации это проявляется в чувстве коллективной, общинной идентичности. Когда концепции "нация" и "государство" совпадают, правящие элиты получают дополнительную, чрезвычайно действенную легитимность, позволяющую им более уверенно проводить свою политику. К сожалению, не существует - и никогда не существовало - национальных государств в подлинном смысле этого слова. Тем не менее, когда власти пытались добиться легитимности и политической стабильности, связанной с утверждением суверенитета, идея национального государства приобретала много сторонников. Она искусно использовалась при создании государств-наций в XIX в. и еще сравнительно недавно была целью правительств многих стран Третьего мира (Third World), надеявшихся на то, что нация послужит опорой социально-экономическому развитию страны. Для сплочения народа власти обычно создают образ врага - внутреннего или внешнего. Однако эта стратегия очень часто приводит к нестабильному положению национальных государств в мировой системе. Во второй половине XX в. роль национальных государств в международных отношениях уменьшается по мере того, как набирают силу другие структуры: огромные транснациональные корпорации, международные организации и т.п. Становление "над-национальности", особенно ясно выраженное в случае с Европейским Союзом (European Union), может превратить простую модель одномерного суверенитета в форме национального государства в еще более несоответствующую современному развитию. То же самое относится к проблемам меньшинств, проживающих вне пределов своих национальных границ (например, немцы вне Германии или венгры вне Венгрии). Для сравнения см.: nationalism (национализм).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ - (national interest) Интересы государства, обычно определяемые его правительством. Можно выделить два наиболее распространенных случая использования термина. 1. Политики, желающие получить поддержку своим действиям. Обычно люди бывают привержены национальной идее как социальной и политической общности, поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки. Понятие "национальные интересы" особенно действенно в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства - nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе. Во внутриполитических ситуациях это понятие звучит менее убедительно, и здесь политики обычно используют другие подходы. 2. Средство анализа внешней политики, в частности политическими реалистами (realism) вроде Ганса Моргентау. В этом случае термин аналогичен внешнеполитическому варианту "общественных интересов", т.к. подразумевает наиболее благоприятную для нации систему отношений с другими государствами. Термин по своей сути не только подчеркивает возможность угрозы для нации со стороны внешней анархии, но и указывает на то, что ограничивает свободу действий государства (договора, различные интересы, мощь других государств и иные факторы вне пределов национального контроля, например, географическое положение или зависимость от внешней торговли). Реалисты пользуются термином при оценке национальной безопасности как сердцевины национальных интересов. "Государственные интересы" и "интересы национальной безопасности" - это взаимосвязанные понятия. Аналитическое использование понятия "национальные интересы" подчеркивает роль государства как воплощения национальных интересов. Однако пока не существует единой методики, позволяющей определить интересы нации. Некоторые исследователи утверждают, что они объективно определяются положением государства в международной системе и могут быть выведены на основе изучения его истории, успехов и неудач в политике. Другие полагают, что национальные интересы субъективно интерпретируются правительством. В этой версии термин подобен риторической фразе, приводимой некоторыми политиками: национальный интерес - это то, что сами политики считают национальным интересом.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - (national treatment) Принцип "национального режима" наряду с принципом "наиболее благоприятствуемой нации" (Most Favoured Nation) лежит в основе Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле (ГАТТ) (GATT). Он означает, что правительство не должно использовать более жесткие механизмы регулирования и ограничения импорта, чем те, которые применяются в отношении собственных товаропроизводителей.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФРОНТ - (National Front (UK)) Политическая партия, созданная в 1967 г. в результате слияния нескольких мелких групп, лидеры которых стремились таким образом утвердить присутствие крайне правых в политической системе страны. "Эзотерическая" или "внутренняя" идеология партии была неонацистской, ориентированной на национализм (nationalism), антисемитизм (anti-Semitism) и империализм, а ее "экзотерическое", или внешнее, обращение к массам эксплуатировало популярное среди населения неприятие иммигрантов из новых стран Содружества. В тех случаях, когда традиционные партии воспринимались как пренебрегающие общественным мнением, поскольку допустили неожиданный приток иммигрантов, Национальный фронт (НФ) получал дополнительные голоса на выборах. Значительной поддержки избирателей он добился в 1972-73-м и в 1976-77 гг., что стало шоком для очень многих, и левые ответили созданием Антинацистской лиги, а правые пообещали ввести более жесткий миграционный контроль. Эти меры оказались эффективными, и на всеобщих выборах 1979 г. НФ пришлось убедиться в падении своей популярности. В результате партия раскололась на несколько небольших групп. Одна из них, Британская национальная партия, получила в 1993-94 гг. некоторое число голосов в традиционном бастионе крайне правых - лондонском Ист-Энде.

(National Front (France)) Экстремистское движение правого толка, созданное в 1972 г. Жаном-Мари Ле Пеном, бывшим пужадистом (Poujadism) и активным сторонником "Французского Алжира". Движение не имело успеха до тех пор, пока в 1981 г. социалисты не сформировали правительство. Воспользовавшись сдвигом общественного мнения вправо на местных выборах в 1983-м, на европейских парламентских выборах в 1984-м, движение особенно преуспело на выборах в 1986 г., когда введение пропорционального представительства (proportional representation) и получение 10% голосов обеспечили избрание большой группы его депутатов в парламент. В 1988 г. на президентских выборах Ле Пена поддержали свыше 14% избирателей, в основном в крупных промышленных центрах с высоким уровнем безработицы и в средиземноморских департаментах, приютивших много иммигрантов из Северной Африки. Рост популярности Фронта приписывают энергичному стилю Ле Пена и кажущейся простоте предлагаемых им решений задач, стоящих перед страной. Фронт искусно использовал такие острые проблемы, как межрасовые отношения, безопасность и безработица, возлагая за них вину на иммигрантов. К тому же Ле Пен постарался придать себе более "умеренный" облик, сознавая, что большая часть его электората - это молодежь и люди, разочаровавшиеся в традиционных левых или правых, а также те, кто потерял ориентиры в результате внезапного коллапса коммунизма. Фронт продолжает влиять на баланс сил в ряде районов страны, но вряд ли способен добиться избрания своего президента или войти в правительство страны. Его основная роль заключается в воздействии на политику других партий, заставляя их отдавать приоритет тем вопросам, постановки которых они хотели бы избежать.

НЕВИДИМАЯ РУКА

НЕВИДИМАЯ РУКА - (invisible hand) Термин ввел в обращение Адам Смит (Smith) как метафорическое обозначение неорганизованного рынка: "Каждый индивидуум преследует лишь собственную цель, и в этом он, как и во множестве других случаев, ведом невидимой рукой, заставляющей его добиваться результата, который никак не входил в его намерения" ("Богатство наций", 1776). Смит, в отличие от некоторых своих последователей, не верил, что реальные рынки обязательно координируются только невидимой рукой ничем не сдерживаемой конкуренции.

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО

НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО - (в экономике - принцип неограниченной свободы предпринимательства; невмешательство государства в экономику) (laissez-faire) "Невмешательство" значит "не мешать делать что-либо", "предоставить события их естественному ходу", или - в разговорной форме - "пусть себе делают". С конца XVIII в. мы встречаем такие выражения, как "политика невмешательства" и "невмешательство в экономику"; они предполагают понимание преимуществ политики, позволяющей индивидам проводить в своих интересах рыночные операции при минимальном вмешательстве правительства. Между тем, невмешательство в широком смысле слова (в отличие от использования этого выражения в определенном контексте в отношении конкретных областей производства) имеет расплывчатый смысл, и определить время его возникновения не так-то просто. Политика невмешательства в экономику, как правило, основывается на принципе свободы воли, а скорее - на практическом расчете: отсутствие вмешательства более эффективно, чем вмешательство. Но почти все рыночные теории являются в то же время теориями несрабатывания рынка, и трудно назвать кого-нибудь из выдающихся экономистов, кто считал бы невмешательство лучшим способом решения всех проблем. Адам Смит (Smith), к примеру, не верил, что нерегулируемые рынки способны создать такую систему образования, которая нужна коммерческому обществу. Альфред Маршалл, давший классическое описание механизма идеальной конкуренции, не верил в нерегулируемый земельный рынок и советовал создать "зеленый пояс" для Лондона лет за шестьдесят до того, как лейбористское правительство одобрило политику создания "зеленого пояса". Викторианскую Англию нередко считают родным домом политики невмешательства, однако встречающееся в ряде исторических исследований представление, будто в ту пору идея невмешательства была преобладающей, является сильным преувеличением. Утилитаристы резко разделились в вопросе о вмешательстве правительства в экономику. Одни, такие как Эдвин Чедвик, активно участвовали в кампаниях за решительные действия правительства; другие, такие как авторы редакционных статей "Экономиста", горячо выступали против подобных действий. Подвергаясь критике со стороны экономистов - сторонников невмешательства и вместе с тем понимая настоятельную необходимость что-то предпринять для изменения жизни в городах, викторианские политики обеих главных партий, как правило, отдавали предпочтение вмешательству.

НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

НЕДОБРОСОВЕСТНОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ - (maladminisration) (плохое управление), Определение плохому управлению государственными делами Соединенного Королевства дал Ричард Кроссман, министр, отвечавший в 1967 г. за принятие закона о парламентских омбудсменах (уполномоченных по рассмотрению жалоб частных лиц на госучреждения), "предвзятое, небрежное, невнимательное отношение, проволочки, некомпетентность, неумение, своенравие, недостойное поведение, самоуправство" и т. п., ведущие к явной несправедливости. Все это относится скорее к плохому администрированию, чем к плохой политике. Вместе с тем на практике бывает трудно разделить административное управление и политику, поэтому с течением времени подход омбудсменов, принимающих к рассмотрению жалобы, становился все более гибким. К 1987 г. уполномоченные расследовали свыше 5000 жалоб на недобросовестное управление, причем доля жалоб, которые были удовлетворены, выросла с 10% в конце 1960-х гг. до более чем 30% в 1980-х гг. Омбудсмен по здравоохранению обычно расследует немногим более 100 жалоб в год. Гораздо более тяжелый груз ложится на плечи местных уполномоченных, рассматривающих жалобы на управление. Уполномоченный по Уэльсу получает свыше 200 жалоб в год, уполномоченный по Шотландии - 600, а уполномоченный по Англии - больше 4000. По их свидетельству, ежегодно примерно в 200 случаях плохое управление приводит к нарушению справедливости. Относительное значение этих цифр как показателя компетентности в государственном управлении определить невозможно, но сама практика расследования случаев плохого управления дает законное основание для принятия мер предосторожности, которые становятся необходимыми из-за недостатков в принятых мерах и формах ответственности государственных служащих из-за проблем с иными формами удовлетворения жалоб.

НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПРИВХОДЯЩИХ АЛЬТЕРНАТИВ

НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПРИВХОДЯЩИХ АЛЬТЕРНАТИВ - (independence of irrelevant alternatives) Свойство, согласно которому выбор группы между любыми a и b должен быть функцией только выбора члена группы между a и b. Тем более он не должен меняться, если некоторые члены группы изменят свое мнение о достоинствах c и(или) d. Для большинства (но не для всех) специалистов по избирательным технологиям независимость представляется крайне желательным свойством, а потому несовместимость независимости с другими желательными свойствами, доказываемая теория теоремой невозможности Эрроу (impossibility theorem), кажется обескураживающей. Других, несогласных с желательностью независимости, теорема Эрроу беспокоит меньше, их больше радуют такие системы голосования, как подсчет Борда (Borda count), нарушающие независимость привходящих альтернатив. Чтобы понять, в чем суть, представим себе четырех фигуристов: A, B, C и D - и трех судей: X, Y и Z. Все четверо участвуют в открытом чемпионате по фигурному катанию, а A, B и D - еще и в соревновании фигуристов до 25 лет. Судейство обоих соревнований ведется одновременно. Судьи определяют места, занятые кандидатами, по их результатам. И распределились они, в убывающем порядке, так: Судья X: ABCD Судья Y: BCDA Судья Z; CDAB По правилу Борды, С выигрывает открытый чемпионат, а В - соревнование возрастной группы. В таком случае возникает сомнение в действительно высоком уровне результатов С. Судьи снова смотрят соревнования в видеозаписи, после чего дают такое распределение мест: Судья X: ACBD Судья Y: BDAC Судья Z: DACB Ни один из судей не изменил своего решения по относительным результатам трех спортсменов, соревновавшихся в группе до 25 лет: отведенные им места остались неизменными, но победителем соревнований стал теперь A, а B оказался всего лишь на третьем месте. Таким образом, подсчет Борды нарушает независимость привходящих альтернатив.

Предыдущая страница Следующая страница