Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАТ"-"МИЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАТ"-"МИЛ")

МАТРИАРХАТ

МАТРИАРХАТ - (matriarchy) В широком смысле слова - власть женщин. В более узком - общество или группа связанных кровным родством людей, где власть наследуется по женской линии. Матриархат был распространен в странах Азии и Африки. Определение матриархата вызывает столько же споров, сколько и определение патриархата (patriarchy). Матриархат предполагает определенное перераспределение власти между полами в противоположность патриархальной традиции, где все важные решения принимают мужчины. Матриархат принимает формы культуры, особенно в семье и в делах религиозных. Женщина нередко могла выбрать несколько мужей, причем дети от того или иного брака носили имя матери и наследование осуществлялось по материнской линии. Дети принадлежали к семье матери, и мать могла потребовать, чтобы семья их содержала. Вместе с тем старший из мужчин в семье исполнял роль главы дома, что можно отнести к области переуступки власти. В таких районах Южной Индии, как Керала, Кочин и Траванкур, трон по наследству переходил не к сыну короля, а к старшей из его сестер. В ряде мест Южной Индии была более распространена система Марумаккатаям, где семейное имущество было общей собственностью и могло быть поделено только с согласия всех членов семьи.

МВФ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД)

МВФ (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД) - (IMF (International Monetary Fund)) Был центральным пунктом Бреттон-Вудского соглашения (Bretton Woods), подписанного в июле 1944 г. Согласно этому соглашению, основная ответственность за регулирование валютных отношений между национальными экономическими системами, за потоки частного финансирования и сведение платежного баланса передавалась в руки государственных многонациональных структур (multilaterali) и национальных правительств для поддержания международного экономического порядка, основанного на сотрудничестве. МВФ, наряду с родственной ему структурой - Международным Банком Реконструкции и Развития (МБРР) (World Bank) - предстояло стать основным рабочим инструментом для достижения этих целей. МВФ контролирует механизм обменных валютных курсов, систему международных расчетов, действует как основной источник ликвидности для развития торговли, следит за экономической политикой в разных странах во избежание ситуации, при которой политика одной страны может нанести ущерб другим странам. Страны -члены МВФ обеспечивают Фонд ресурсами через систему квот, более или менее пропорциональных размеру хозяйственной системы соответствующей страны, и соответственно своим квотным взносам получают голоса в Фонде, что упрочило властные позиции в богатейших государствах, особенно США, которые и ныне распоряжаются пятой частью всех голосов. Поскольку фиксация валютных курсов необходима (хотя и регулируемая, если позволяют обстоятельства), странам с дефицитными платежными балансами порой трудно защитить свой валютный паритет, равно как и недостаток иностранной валюты. В этом случае, чтобы избежать девальвации и нехватки иностранной валюты хотя бы на короткий период, правительства прибегают к кредитам Фонда, покрывая дефицит без излишних потрясений для продолжения внутренней макроэкономической политики или для международной финансовой стабильности. По мере развития системы определились (по большей части под американским давлением) условия ее действия. Если заимствования превосходили первоначальную квоту страны, любые последующие кредиты обусловливались обременительными требованиями (обусловленность), осуществление которых поручалось сотрудникам Фонда (поддерживаемым самыми богатыми членами). Эти требования, относящиеся к внутренней экономической политике, страна-должник обязана исполнять, теоретически стремясь изменить внутренние условия для преодоления платежного дефицита, тем самым поддерживая систему фиксированных валютных курсов, равновесие мировых платежей и кооперативную природу международных торгово-экономических отношений. Первоначально Фонду крайне не хватало финансов, и он мало чего мог добиться до тех пор, пока большинство стран не одолели свободную конвертацию к доллару США. Фонд никогда не играл той роли, которую ему предписывал Бреттон-Вуд, - служить основным поставщиком ликвидности для международной валютной системы. Он действительно предоставлял займы для поддержания платежного баланса, однако зачастую его ресурсы оказывались перенасыщенными краткосрочными потоками капитала, тогда для разрешения кризисной ситуации приходилось прибегать к кооперации центральных банков. В 1976 г. на Ямайской конференции МВФ были внесены изменения в статьи Соглашения, возвестившие о вступлении в эру плавающих валютных курсов, de facto ставшую реальностью с 1973 г. Между тем в 1980-е гг. значение МВФ намного возросло: он превратился в ключевую структуру, помогающую менее развитым странам (МРС) преодолевать долговые кризисы. МВФ утвердили координатором кредитов, содействующих непрерывной выплате долга, и он зачастую принуждал страны-должники осуществлять болезненные реформы для поддержания стабильности международной финансовой системы и поощрения дополнительного (пусть и ограниченного) кредитования из других источников менее развитых стран, переживающих экономические трудности. С крахом советского блока и переходом стран, входящих в блок, к свободному рынку, сопровождаемым экономическими трудностями, Фонд вновь усилил свою роль координатора международной кредитной деятельности. МВФ не удалось реализовать ожидания, вытекающие из Бреттон-Вудского соглашения, тем не менее его официальные учреждения и представители на протяжении многих лет служат катализатором для международной валютной и политической кооперации и способствуют кооперативному урегулированию валютных кризисов. Фонд остается важным символом международного сотрудничества, хотя и - в значительной степени - в пользу интересов экономически развитых рыночных систем.

МЕДИСОН ДЖЕЙМС

МЕДИСОН ДЖЕЙМС - (Madison, James) (1751-1836) Американский политический деятель и теоретик политики. Медисон начал политическую карьеру в Виргинии в 1776 г., а уже в 1780 г. занялся политикой общегосударственной. Участвовал в организации Учредительного конвента 1787 г. и играл большую роль как в составлении Конституции, так и в ее защите на страницах "Федералиста" ("Federalist Papers"), над которыми он работал совместно с Александером Гамильтоном (Hamilton) и Джоном Джеем. Проводя успешную кампанию за ратификацию Конституции в Виргинии, Медисон обещал добиться таких поправок к ней, которые защищали бы права личности перед лицом государства: эти поправки составили Билль о правах (первые десять поправок к Конституции США, принятые в 1791). С образованием партийной системы Медисон присоединился к аграрной и (относительно) демократической коалиции Джефферсона (Jefferson). Во время его президентства был государственным секретарем (1801-09), затем сам стал президентом (1809-17). Медисон до сего времени остается самым низкорослым из президентов Соединенных Штатов (самым высоким был Линкольн - Lincoln). Публикации Медисона в "Записках федералиста" ставили вопрос о непреходящем значении теории политики. Большинство противников ратификации считали, что федеральное правительство получит слишком большую власть. В выпусках No 10 и 45-51 Медисон утверждал, что горизонтальное деление между штатами и федеральным правительством и вертикальное деление между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти обеспечивают взаимозависимость и взаимоограничение этих властей, необходимые (и достаточные) для поддержания равновесия демократии и свободы. Медисон полагал, что неконтролируемое принятие решений большинством голосов (так ему представлялось положение в некоторых законодательных органах штатов того времени) может привести к экспроприации богатых бедняками (или кредиторов должниками), например, в результате "безумного стремления к бумажным деньгам, к отмене долгов, к равному разделу собственности или какому-либо другому ошибочному или преступному предприятию". Медисон как никто другой ясно заявил о "тирании большинства" (tyranny of the majority), однако он ошибался, считая Конституцию США необходимой и достаточной для обуздания такой тирании. В частности, она ничем не могла помочь группам, которые не составляли большинство ни на местном, ни на национальном уровне: например, чернокожим американцам.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ - (international political economy) Более известная напористостью, нежели основательностью, международная политическая экономия (МПЭ) заявила о себе в качестве неортодоксального подхода к международным исследованиям в 1970-е гг., когда подскочившие цены на нефть и крушение Бреттон-Вудской международной валютной системы заставили англосаксонские академические круги забеспокоиться и обратить внимание на ограниченность и слабость экономических основ мирового порядка. Считалось, что традиционное изучение международных отношений слишком много внимания уделяло праву, политике и истории дипломатии. Современные же экономические учения, напротив, обвинялись в абстрактности и недоступности. Заимствуя многое из социологии истории и экономической истории, МПЭ предложила соединение экономического и политического анализов. Вдобавок многие приверженцы МПЭ (как марксисты, так и либералы) возражали против принятия общественными науками Запада в качестве основной единицы изучения территориального государства, предпочитая холистический подход к международной системе. К 1990-м гг. МПЭ частично преуспела в преодолении ортодоксии, и все же, обзаведясь собственными канонами, учебниками, разногласиями и журналом, она стоит перед лицом опасности стать жертвой респектабельности в качестве терпимой и допустимой исследовательской субдисциплины международных отношений (international relation). См. также: political economy (политическая экономия), politics and economics (политика и экономика).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО - (international society) Основная концепция т.н. английской школы международных отношений (international relations). Главная идея состоит в том, что государства способны образовать сообщество, установив общие нормы и центральные институты и признав взаимную заинтересованность в поддержании этих установлений. Идея восходит к Гроцию (Grotius). Она тесно связана с современной американской концепцией режимов, также подчеркивающей необходимость развития общих норм, правил и институтов как способа регулирования межгосударственных отношений. Однако если "режимы" относятся к конкретным проявлениям кооперации либо координации, то понятие "международное сообщество" более широкое и относится ко всей совокупности международных отношений в системе государств. Международное общество состоит из отдельных ячеек - государств, в отличие от мирового сообщества, основанного на представлении о разделяемой индивидами идентичности. В определенной степени, на уровне массы населения, международное общество может функционировать без элементов мирового общества. Однако по мере развития стабильность международного общества все больше будет зависеть от параллельного развития мирового сообщества. Порой утверждают, что идеи международного и мирового сообществ противоречат друг другу, причем становление последнего сдерживается государственным и национальным самосознанием. Однако их вполне можно представить дополняющими друг друга, причем мировое сообщество обеспечивает политический консенсус во имя достижения большей открытости и взаимозависимости развитого международного общества, которое, в свою очередь, создает политический остов мирового сообщества, уберегая его тем самым от возможности либо вовсе не иметь политической структуры, либо оказаться в зависимости от эфемерного мирового правительства. Чаще всего в качестве примера международного общества приводят классическую Грецию и современную Европу. В обоих случаях международное общество поддерживается культурным наследием, общим для всех вовлеченных государств. Международное общество вовсе не обязательно охватывает всю международную систему, и большинство исторических примеров можно отыскать в рамках региональных подсистем. В связи с этим встает вопрос: возможно ли глобальное международное сообщество при отсутствии глобальной культуры? В пору высшего имперского расцвета европейские державы навязывали собственную форму политической организации - территориальное государство - всей остальной планете. Это наследие заложило основы постколониального глобального международного общества, утвердив взаимное признание суверенитетов. Это представляет государства юридически равноправными и создает основу для их идентичности как членов международного общества. Существование международного общества означает, что у государств больше нет необходимости в использовании военной силы для поддержания баланса сил (balance of power) и оно движется в сторону более управляемой формы отношений. Европейский союз (European Union) дает хороший пример высокоорганизованного международного общества. Современное глобальное международное общество развито неравномерно: одни государства разделяют куда больше общих норм, правил и институтов, чем другие. Сердцевину общества составляют западные страны, окруженные другими государствами: в каждом из них действует тем меньше общих норм, правил и институтов, чем более удалено оно от центра. Есть и государства-парии, находящиеся вне международного общества. Идея международного общества с ее акцентом на взаимном сотрудничестве как естественный результат отношений в анархической международной системе смягчает конфликтные по своей природе международные отношения (international relations), которые склонны ассоциировать с реализмом (realism). Таков способ синтезировать множество ключевых элементов реалистического и либерального мышления, и он жизненно важен для любого понимания прав и обязанностей, связанных с вмешательством государств в дела друг друга.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - (international law) Совокупность юридических норм, признаваемых цивилизованными государствами в качестве руководящего принципа, регулирующего отношения друг с другом и с другими участниками международного права. Представление о том, насколько международное право может совпадать либо отличаться от права муниципального (национального), зависит от точки зрения аналитика - позитивистской либо натуралистской. Для позитивистов право - это распоряжение верховного властителя, подкрепленное силой. Поскольку международная система анархична (anarchy) и не имеет высшей власти, международное право, естественно, оказывается несовершенным. Натуралисты придерживаются иной точки зрения, считая, что позитивное право основано на кодификациях обычаев, которым для подтверждения их полномочий не требуется опора на суверенитет. Безусловно, обычаи и общие принципы в качестве источников международного права являются отголоском средневекового естественного права. Фома Аквинский (Aquinas), выражая позицию европейских натуралистов III в., утверждал, что мир, каким его создал Бог, упорядочен и в нем правит закон. Это дает возможность постигать физический мир посредством математики и сугубо дедуктивных методов теоретизирования. Однако вследствие несовершенства человека после грехопадения его дела страдают от случайности и неопределенности. Практический разум, руководивший человеческим поведением, оказывался, таким образом, куда менее четким и ясным, нежели разум теоретический. И все же оба они были в итоге сходными. Так, право находит опору в квазидедуктивном процессе рассуждений, исходящих из основополагающих принципов, таких как: "Поступай по отношению к другим так же, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе". Такой практический вывод требует навыка и знаний, в которых опытные юристы могут превосходить суверенов и политиков, а законы и обычаи, принятые едва ли не всеми народами, т.е. международное право (jus gentium), несомненно подтверждают тот успех, с каким человеческий практический разум раскрывает естественное право. К началу современной эпохи обычаи, общие принципы и взгляды авторитетных правоведов подвигли международное право на применение силы там, где (назовем всего одну область) государства обычно были склонны уступать друг другу. В христианском мире достигли согласия (о котором Шекспир в "Генрихе V" выказал значительную осведомленность) относительно как поводов, позволяющих государю объявить войну (jus ad bellum), так и правил ведения войны, раз уж она началась (jus in bello). Впоследствии общая тенденция к замещению статутных и иных писаных форм национального права привела к тому, что в качестве источника международного права явное предпочтение стали отдавать договору. Союзные договоры по сути создали международное право, однако обязывали они только те государства, которые подписывали их. Термин "конвенция" чаще применяется для обозначения многосторонних договоров. Стоит отметить, что даже в наше "богатое на конвенции" время источником права зачастую оказывается не то, что кажется поначалу. Когда субъекты международных отношений, не подписавшие договор или конвенцию, признают его положения, они могут считаться нормой обычного международного права, обязательной для всех государства. Ныне подобные конвенции регулируют широкий спектр отношений, в т.ч. территориальные споры, морское пространство, обязанности государств, права человека, договорные обязательства, разрешение споров и допустимость применения силы. К международному территориальному праву относятся не только вопросы демаркации границ, но и воздушное и космическое пространства. Конвенция 1982 г. по морскому праву хотя и не получила необходимого числа ратификаций, все же дает правовые основы регулирования вопросов судоходства, береговых линий, территориальных вод, особых экономических зон и прав на полезные ископаемые, залегающие на дне глубоководных морей и под ним. Право, трактующее обязанности государств по отношению к гражданам, включает, в частности, заботу о беженцах и ищущих убежища и наложение конфискаций и компенсаций на многонациональные корпорации. До недавнего времени субъектами международного права являлись только государства, теперь же особыми правоотношениями наделены индивиды. Типичен для перехода от обычного к конвенционному международному праву тот факт, что запрет рабства, установленный обычным международным правом к 1815 г., в конвенциях был закреплен только в XX в. Опять-таки после 1945 г. Европейская конвенция по правам человека и Всеобщая декларация прав человека ООН (которая конвенцией не является) прошли немалый путь, прежде чем государства согласились с требованием расширить спектр прав человека. Устав ООН, обладающий силой закона, предполагает соответствующие права без наделения ими индивидов; Заключительный акт хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, не наделенный силой закона, более конкретизирован. Пути присоединения государств к договорам, условия их расторжения и трактовка закреплены в Венской конвенции по договорному праву 1969 г., вступившей в силу в 1980 г. Юридические процедуры разрешения межгосударственных споров включают меры, такие как использование добровольных услуг третьих сторон и посредничество с согласительными усилиями до формального третейского суда. В соответствии с Конвенцией по мирному разрешению международных споров 1899 г. и последующими конвенциями государства получили возможность выносить споры на урегулирование, однако сам процесс зависит от согласия обеих сторон. Только с созданием в 1922 г. постоянно действующего международного суда, а в 1946 г. его преемника Международного Суда ООН появился орган, в который государство в одностороннем порядке может обратиться с жалобой на другое государство. Применение силы - это та область, на которую чаще всего указывают те, кто скептически настроен по отношению к международному праву; возможно, они забывают при этом, что национальный закон не останавливает правонарушений, хотя и предлагает общепринятые способы борьбы с ними. В соответствии с Уставом ООН 1945 г. применение государствами силы друг против друга незаконно, за исключением самообороны. Это не покончило с войнами, хотя, возможно, некоторые и предотвратило. Другие конвенции определяют, какие вооружения государства могут применять, правила обращения с неучаствующими в военных действиях (некомбатантами) и военнопленными, а также поведения миротворческих сил ООН.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - (international relations) Научная дисциплина, изучающая взаимодействия между государствами, а в более широком смысле - деятельность международной системы как единого целого. Может рассматриваться либо как многодисциплинарное исследовательское поле, сводящее воедино международные аспекты политики, экономики, истории, права и социологии, либо как метадисциплина, сосредоточенная на системных структурах и моделях взаимодействия человеческих особей как единого целого. Эта дисциплина обрела самостоятельность после 1-й мировой войны. Основные ее отрасли в дополнение к теории включают в себя международную политическую экономию (international political economy), международную организацию, разработку внешней политики, стратегические исследования и, что более спорно, исследования в области поддержания мира. Если к этому добавить изучение отдельных регионов, то название "международные отношения" станет более адекватным. Если же брать исключительно второе значение дисциплины, то термин обозначает всеобщность взаимодействий в рамках международной системы. Зачастую упор делается на отношения между государствами, хотя существенную роль играют и такие коллективные участники, как многонациональные корпорации, транснациональные группы давления и международные организации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН - (International Court of Justice) Судебный орган Организации Объединенных Наций, созданный в 1946 г. Состоит из пятнадцати судей, назначаемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Действует на основе международного права как арбитражный орган в урегулировании межгосударственных конфликтов, с согласия этих государств. Оказывает юридическую помощь другим учреждениям ООН.

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ - (petite bourgeoisie) Термин, использованный Марксом (Marx) для характеристики класса, занимающего промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией. В эту категорию он включал ремесленников, лавочников и крестьян - те их группы, которые жили за счет собственного труда и владели малыми средствами производства (используя свои собственные орудия труда и возделывая собственные участки земли). Они не были капиталистами, поскольку не участвовали в эксплуатации путем использования прибавочного труда наемных рабочих. Будучи промежуточным классом, мелкая буржуазия была не защищена от опасности обнищания и риска пролетаризации, как и порождаемого ими страха, но тем не менее считала себя "буржуа" и стремилась к образу жизни высшего класса. Маркс утверждал, что мелкая буржуазия способна пойти на кратковременные союзы с пролетариатом для агитации за демократические права, но неизбежно будет поддерживать буржуазию при подавлении ею революционных движений (классическим примером этого служит Французская революция 1848 г.). Мелкобуржуазные партии играли важную роль в общественной и политической мобилизации, но в основе своей были реакционными. В работе "Классовая борьба во Франции" (1850) Маркс предупреждал об опасности мелкобуржуазного социализма, который, несмотря на радикальный "фасад" был реформистским по своей сути и имел целью сохранить контроль над пролетариатом. Маркс считал, что в конечном счете мелкая буржуазия прекратит свое существование в результате классовой поляризации между буржуазией и пролетариатом, будучи вынужденной сделать политический выбор между ними. Он предвидел, что при этом некоторые представители мелкобуржуазной интеллигенции откажутся от своего классового происхождения и встанут на сторону пролетариата. Мелкая буржуазия не исчезла и прочно занимает правые позиции. В некоторых странах, включая Англию, мелкая буржуазия поддерживает партию правого крыла намного энергичнее, чем менеджеры и квалифицированные рабочие.

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ

МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ - (exchange value) Количественное соотношение, выражающее стоимость одного товара через стоимость другого. Например, если пару ботинок можно обменять на два стула, то это значит, что меновая стоимость пары ботинок составляет два стула, а меновая стоимость двух стульев - пару ботинок. Когда эти меновые отношения выражаются в денежной форме (2 стула = 40 фунтам стерлингов), меновая стоимость превращается в цену товара. Начиная с Аристотеля (Aristotle), первым выдвинувшим эту концепцию, и до классических экономистов Адама Смита (Smith) и Давида Рикардо главная трудность заключалась в поиске факторов, определяющих меновую стоимость товара. В качестве решений предлагались полезность, редкость, стоимость трудовых затрат и капитальных издержек. Споры достигли кульминации с появлением работ Маркса (Marx), который заявил, что меновая стоимость не является выражением рабочего времени, воплощенного в изделии, как это утверждал Рикардо. Это скорее "форма", обретенная "стоимость" в процессе обмена. "Стоимость" сама по себе является общественно необходимым рабочим временем, затраченным на товар, т.е. той частью рабочего времени общества в целом, которая не может быть обнаружена, пока товар не попадет на рынок. Это подразумевало, что обмен одного товара на другой есть вид общественных отношений между людьми, который "похож" на количественные отношения между вещами, т.е. товарами. Ортодоксальные теоретики, не придерживающиеся марксистских взглядов, игнорируют социальный базис обмена и видят в меновой стоимости простое выражение цены, определяемой спросом и предложением.

МЕНЬШЕВИКИ

МЕНЬШЕВИКИ - (mensheviks) Возглавлявшаяся Мартовым, Даном и Аксельродом более умеренная фракция в Российской социал-демократической рабочей партии, выступавшая за построение социализма путем постепенных реформ. Представляя "меньшинство" (на самом деле, данное название неверно, т.к. в то время эта группа была в партии более многочисленной, чем другие), она образовалась в результате раскола, произошедшего в ходе II съезда в 1903 г., когда за Лениным пошли более радикально и революционно настроенные большевики (окончательный разрыв произошел в 1912 г.). Главной причиной разногласий стал вопрос о природе партийной организации. Ленин настаивал на том, что партия должна быть авангардом, состоящим из профессиональных революционеров, а Мартов призывал к массовой партии. Эту полемику усугубляли три важных вопроса: был ли капитализм господствующим способом производства в России? Надо ли РСДРП идти на союз с буржуазными партиями? Каковы отношения между партией и пролетариатом? После Февральской революции 1917 г. меньшевики и социалисты-революционеры (эсеры) контролировали Петроградский Совет и предлагали на определенных условиях поддержку Временному правительству. Образовался период "двоевластия", когда и Совет, и правительство оказались не готовы взять на себя всю полноту власти в государстве. И хотя в мае некоторые меньшевики вошли в коалиционное правительство Керенского, партия оказалась разделенной и все меньше пользовалась поддержкой населения, склонявшегося на сторону большевиков, которые уже к сентябрю обладали большинством и в Петроградском, и в Московском Советах. После Октябрьской революции меньшевики подвергались все более усиливавшимся систематическим преследованиям и к 1920 г. прекратили политическую деятельность.

МЕРИТОКРАТИЯ

МЕРИТОКРАТИЯ - (meritocracy) Элита, принадлежность к которой определяется скорее способностями и компетентностью, чем социальным происхождением. Майкл Янг в романе "Возвышение меритократии. 1870-2033" ("The Rise of the Meritocracy 1870-2033", 1958) подчеркнул необходимость подумать о тех, кто не удостоился членства в элите даже на новой основе отбора, предвосхитив современные споры вокруг "низшего класса".

МЕРКАНТИЛИЗМ

МЕРКАНТИЛИЗМ - (mercantilism) Преобладавшая во всех государствах Западной Европы и зависимых от них странах вплоть до XIX в. система отношений между государством и экономикой, при которой поощрялись прежде всего те виды торговли и отрасли промышленности, которые обеспечивали накопление золотого запаса, содержание национального флота и профессиональных моряков, приобретение и сохранение источников стратегических материалов и производство современных вооружений. С XVIII в. против меркантилизма стали выступать либералы, такие как Адам Смит (Smith), считавшие, что нельзя делать упор на предоставлении исключительных привилегий корпорациям (corporation), наподобие английской и голландской Ост-Индских компаний, в ущерб свободной торговле (free trade) и рациональному разделению труда в метрополии. Впоследствии слово меркантилизм стало употребляться исключительно в уничижительном смысле, а в 1930-е и 1970-е гг. получил хождение термин неомеркантилизм, употреблявшийся с целью очернить экономических националистов.

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ - (local government) Административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны; в федеральных системах - на определенную территорию в пределах субъекта федерации (штата или области, например). Власть местной администрации основывается на выборности - этот фактор также способствует значительным колебаниям ее позиции по вопросам как международной, так и внутренней политики. В Европе структура местной власти, как правило, многоуровневая. В Федеративной Германии ниже уровня земель (соответствующих штатам) обычно существует местная власть двух уровней: высшего округа (Kreise) и нижнего - муниципалитетов. Страны с делением на административные районы, такие как Италия, Испания, Португалия, Бельгия и Франция, имеют аналогичное устройство - с тремя уровнями местной власти: область провинции либо графства и - как основная власть нижнего уровня - община. Напротив, многие скандинавские страны, Англия и ряд ее бывших колоний предпочли трехуровневой системе местной власти двухуровневую. В Великобритании после 1888 г. сложилась система, в которой нижний уровень образуют окружные власти, а высший - власти графства (в Англии и Уэльсе) либо области (в Шотландии с 1972 г.). Развернувшаяся в 1990-е гг. в Великобритании полемика о преобразовании этой системы возродила идею одного уровня местной власти. Города и сельские районы с развитым сознанием общности, такие как Ратленд или остров Уайт, будут иметь один уровень местной власти, а в других местах сохранится двухуровневая структура. С 1996 г. вся Шотландия и весь Уэльс делятся на административные образования с одним уровнем управления. В США ниже уровня штата обычно имеется один уровень местной власти - администрация графства; второй уровень власти - муниципалитеты - существует не везде, т.к. создается исключительно по просьбе местных жителей. Часто штат имеет два уровня местной власти в одних районах, преимущественно в городах, и всего один уровень в других - главным образом в сельских местностях. Более того, некоторые сферы деятельности, такие как, например, образование, которые в Европе находятся в ведении местной власти разных уровней, в американских штатах обычно являются прерогативой специально для этого избранных местных органов. Организация выборной исполнительной власти на местах варьируется главным образом между системой власти, возглавляемой мэром, и системой комитетов. В первом случае (Франция и США) мэр чаще всего избирается отдельно как политический руководитель совета (в некоторых небольших городах США мэр лишь номинально является городским головой, а руководит всем неизбираемый "управляющий городом" ("city manager"). При системе комитетов (Великобритания и Швеция) избираются члены совета, которые принимают решения коллегиально. В Великобритании члены совета обычно являются одновременно членами партийных групп; лидер от партии, имеющей большинство, в таких случаях становится председателем комитета по основным вопросам политики и ресурсам и - фактически - руководителем совета. Основу организации невыборного персонала составляют крупные отделы по направлениям деятельности, в которых работают постоянные сотрудники. Однако начиная с 80-х гг., численность аппарата чиновников местного самоуправления стала сокращаться, т.к. выполняемая ими работа все чаще передается частным подрядчикам. Расходы местной власти обычно составляют немалую долю ВВП: от 11% в Великобритании до 30% в Дании (1988) (см. также: финансы местной власти). Крупные размеры этих расходов в скандинавских странах объясняются тем, что дорогостоящие социальные услуги, включая социальное обеспечение, среднее образование и здравоохранение, вменены в обязанность местным властям на уровне графства/провинции, а коммунальные услуги, такие как водо-, газо- и электроснабжение, - на уровне общины/муниципалитета. В других странах этого нет, но, например, в Англии местные власти по-прежнему в значительной мере отвечают за образование, планировку и состояние дорог, охрану окружающей среды, предоставление услуг в сфере досуга; все более значительной становится их роль в экономическом развитии. Роль местных властей в политической системе рассматривается прежде всего в свете их отношений с центральным правительством. Анализ либерально-демократических взглядов позволяет выделить две основы формирования таких отношений, начиная с XIX в. Во-первых, местная власть считается важным фактором, способствующим росту политической образованности и активности, а также базой для предоставления услуг согласно местным потребностям. Вследствие этого, отношения с центром строятся на принципах партнерства свободных демократических институтов. Во-вторых, наличие местной власти считается целесообразным с административной точки зрения, т.к. позволяет по указанию центра эффективно предоставлять коммунальные услуги там, где это необходимо. Соответственно местная власть рассматривается как представитель центрального правительства. Франция может служить типичным примером такого института местной власти, когда внимание уделяется обеим указанным основам. Участие в политической деятельности обеспечивается благодаря развитому общинному самосознанию, служащему поддержкой местного самоуправления общины, а прочная увязка действий местной власти с интересами государства осуществляется через службу главы соответствующего департамента. В Великобритании перед местной властью стоит более утилитарная задача - обеспечить эффективное управление, поэтому там местные власти, даже низшего уровня, могут управлять территорией с большим населением, чем в других странах власти графства/провинции. Начиная с 1970-х гг. финансовые трудности и изменившийся подход к вопросам управления вынуждают пересматривать сложившиеся отношения с центральной властью. Центральная власть стремится контролировать бюджет и расходы местных властей, а там, где общинная основа местной власти недостаточно сильна (как в Великобритании), контроль распространяется и на сферу услуг. В то же время в большинстве стран местным властям все чаще отводится роль выступающего от имени общественности покупателя услуг (что лучше всего может быть обеспечено частным сектором на конкурсной основе), а также роль местного института управления, чьи обязанности следовало бы сократить ввиду его перегруженности. В Великобритании местные власти также уступили многие из своих обязанностей неизбираемым местным кванго (quangos), создаваемым либо поддерживаемым центральным правительством, так что местная политическая жизнь все чаще видится как управление, при котором местная власть низведена до положения одного из многих действующих лиц. Прогнозируют, что роль местной власти в Англии сведется к роли "подрядчика" услуг, зажатого в тисках правил, установленных центральным правительством. В континентальной Европе, где местная власть строится строго по территориальному принципу, в Северной Америке и Скандинавии, где больше озабочены тем, как вдохнуть в управление новую жизнь нежели тем, как его приватизировать, автономия местной власти сохранится. Возможно, роль ее будет состоять не в непосредственной поставке услуг, а в определении местных потребностей, удовлетворить которые должны будут другие "поставщики".

МЕСТНАЯ ПОЛИТИКА

МЕСТНАЯ ПОЛИТИКА - (local politics) Политика субгосударственных образований. Либеральные теоретики основное внимание уделяют выборам, политическому участию в местных органах власти, конкуренции между партиями, политическому руководству и осуществлению власти на местах, оценивая каждый из этих пунктов прежде всего с точки зрения таких ценностей, как общественный интерес, доступность и подотчетность, а также эффективность исполнительной и административной деятельности. Оценивая британскую демократию на местах по этим критериям, можно сказать, что она весьма неоднородна. Некоторые изменения к лучшему наметились начиная с 1960-х гг. После принятия в 1972 г. Закона о местной власти, уменьшившего число окружных властей и придавшего всем городским властям городскую основу, заметно сократилось число случаев, когда выборы проходили на безальтернативной основе, а также выросло количество избирателей, принимающих участие в выборах. Наказы граждан местным властям (практика, зародившаяся в начале 1990-х гг.) явились попыткой повысить подотчетность местной власти потребителям услуг и местным налогоплательщикам. Такое развитие событий привело к обострению партийной конкуренции. Показ формально все еще доминирует децентрализованная система комитетов, многие местные администрации, руководство в которых принадлежит одной партии, разработали способы проведения своей политики с помощью неофициального кабинета и партийных собраний. В осуществлении административного управления местные власти также оказались на передовом рубеже новой революции в общественном управлении конца 1980-х - начала 90-х гг. Эти усовершенствования и изменения следует рассматривать в неразрывной связи с сопутствующими обстоятельствами. Участие избирателей в местных выборах по-прежнему значительно ниже, чем на всеобщих выборах. Применяемая избирательная система, при которой побеждает тот, кто набрал большее число голосов (first-past-the-post), не обеспечивает справедливого представительства, к тому же неспособна обеспечить во многих районах реализацию мер, которые, как предполагается, должны восстановить равновесие, нарушаемое существованием сплоченной однопартийной администрации. Более того, в Англии местные власти обычно обслуживают больший контингент населения и располагают меньшим числом советников на одного жителя, чем их европейские коллеги. По-прежнему сохраняется определенная дистанция между местной властью и населением, и в процессе выработки политики элиты местной власти располагают, значительно большими ресурсами, чем группы давления. Голосование на местном уровне определяется прежде всего бытующими представлениями о партийной конкуренции в общенациональном масштабе. Местные политики по большей части по-прежнему являются совместителями, которым оплачивают только расходы, понесенные за время работы в совете. При таких условиях трудно добиться последовательности в отправлении исполнительских функций служащими органов местной администрации или эффективно руководить ими. Реформаторы выступают за проведение реформы избирательной системы на местах с тем, чтобы добиться большей представительности, уменьшить территории, на которых действует местное самоуправление, стимулировать местный патриотизм, создать на местах действующие средства массовой информации (с целью поддержания интереса общественности к местным проблемам) и, наконец, перевести местных политиков на постоянное жалованье. Новые права (New Right) создали концепцию местной политики, рассматривая ее с точки зрения местного рынка предоставления услуг. Они выступают за рыночное решение проблем, связанных с предоставлением услуг, и сокращение местных органов власти в пользу всевозможных частных, добровольных полугосударственных организаций, действующих на местном уровне. Возник целый ряд организаций, именуемых местным управлением, которые должны заменить собой монопольный контроль выборных органов местной власти над предоставлением услуг со стороны. Друзья видят в этих организациях деятельных и распорядительных поставщиков услуг, а противники считают их неподотчетными кванго (quangos), посредством которых Консервативная партия, лишившаяся в 1994 г. контроля почти над всеми органами местной власти в Великобритании, может бесконечно долго проводить свою политику и сохранять своих ставленников. Один из доводов в пользу подушного налога (poll tax) состоял в том, что он должен способствовать осознанию населением истинных затрат на местное самоуправление; таким образом можно убедить граждан голосовать только за то, за что они готовы платить. В конечном счете это дало обратный результат, поскольку для того чтобы попытаться (безуспешно) смягчить непопулярность подушного налога, пришлось переводить центральные налоги на оплату местных услуг. Закончилось это тем, что местная власть ослабла еще больше. Радикально настроенные авторы рассматривают выборные органы местной власти скорее с точки зрения более широкой системы местного управления, зачастую представляемой в виде местного государства. при этом они придерживаются разных взглядов на развитие местной политики. К примеру, тезис, выдвинутый Питером Сондерсом в работе "Дуальное государство" ("The Dual State"), гласит, что капиталистическое государство отмежевалось от функций социальных инвестиций и социального потребления, причем последнее стало функцией местного государства и осуществляется прежде всего выборной местной администрацией, а также Национальной службой здравоохранения и другими добровольными и квази-государственными организациями, т.е. они лучше приспособлены для решения задач по улучшению положения пролетариата, ибо стоят к нему ближе. Следовательно, можно утверждать, что местная политика перестала быть фордистской (fordist), и стала пост-фордистской. Однако до тех пор, пока центр местной политики остается перемещенным с выборных органов местной власти к невыборным организациям, где бизнесу легче осуществлять сове господство, может случиться, что решать проблемы, вызывающие озабоченность критиков, будет все труднее. В других странах характер местной власти в изрядной степени определяется уровнем федерализма (federalism). В унитарных государствах, таких как Франция, местная власть чаще всего бывает слабой (хотя во Франции это компенсируется традицией, в соответствии с которой национальные политики одновременно становятся мэрами в своих местных общинах). Для федеральных государств характерна сильная местная власть. Обособленность местной власти в США от давления со стороны групп интересов давно уже вызывает сомнения. См. также: community power, (власть общины).

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - (local government) Административное учреждение, власть которого распространяется на определенную территорию внутри страны; в федеральных системах - на определенную территорию в пределах субъекта федерации (штата или области, например). Власть местной администрации основывается на выборности - этот фактор также способствует значительным колебаниям ее позиции по вопросам как международной, так и внутренней политики. В Европе структура местной власти, как правило, многоуровневая. В Федеративной Германии ниже уровня земель (соответствующих штатам) обычно существует местная власть двух уровней: высшего округа (Kreise) и нижнего - муниципалитетов. Страны с делением на административные районы, такие как Италия, Испания, Португалия, Бельгия и Франция, имеют аналогичное устройство - с тремя уровнями местной власти: область провинции либо графства и - как основная власть нижнего уровня - община. Напротив, многие скандинавские страны, Англия и ряд ее бывших колоний предпочли трехуровневой системе местной власти двухуровневую. В Великобритании после 1888 г. сложилась система, в которой нижний уровень образуют окружные власти, а высший - власти графства (в Англии и Уэльсе) либо области (в Шотландии с 1972 г.). Развернувшаяся в 1990-е гг. в Великобритании полемика о преобразовании этой системы возродила идею одного уровня местной власти. Города и сельские районы с развитым сознанием общности, такие как Ратленд или остров Уайт, будут иметь один уровень местной власти, а в других местах сохранится двухуровневая структура. С 1996 г. вся Шотландия и весь Уэльс делятся на административные образования с одним уровнем управления. В США ниже уровня штата обычно имеется один уровень местной власти - администрация графства; второй уровень власти - муниципалитеты - существует не везде, т.к. создается исключительно по просьбе местных жителей. Часто штат имеет два уровня местной власти в одних районах, преимущественно в городах, и всего один уровень в других - главным образом в сельских местностях. Более того, некоторые сферы деятельности, такие как, например, образование, которые в Европе находятся в ведении местной власти разных уровней, в американских штатах обычно являются прерогативой специально для этого избранных местных органов. Организация выборной исполнительной власти на местах варьируется главным образом между системой власти, возглавляемой мэром, и системой комитетов. В первом случае (Франция и США) мэр чаще всего избирается отдельно как политический руководитель совета (в некоторых небольших городах США мэр лишь номинально является городским головой, а руководит всем неизбираемый "управляющий городом" ("city manager"). При системе комитетов (Великобритания и Швеция) избираются члены совета, которые принимают решения коллегиально. В Великобритании члены совета обычно являются одновременно членами партийных групп; лидер от партии, имеющей большинство, в таких случаях становится председателем комитета по основным вопросам политики и ресурсам и - фактически - руководителем совета. Основу организации невыборного персонала составляют крупные отделы по направлениям деятельности, в которых работают постоянные сотрудники. Однако начиная с 80-х гг., численность аппарата чиновников местного самоуправления стала сокращаться, т.к. выполняемая ими работа все чаще передается частным подрядчикам. Расходы местной власти обычно составляют немалую долю ВВП: от 11% в Великобритании до 30% в Дании (1988) (см. также: финансы местной власти). Крупные размеры этих расходов в скандинавских странах объясняются тем, что дорогостоящие социальные услуги, включая социальное обеспечение, среднее образование и здравоохранение, вменены в обязанность местным властям на уровне графства/провинции, а коммунальные услуги, такие как водо-, газо- и электроснабжение, - на уровне общины/муниципалитета. В других странах этого нет, но, например, в Англии местные власти по-прежнему в значительной мере отвечают за образование, планировку и состояние дорог, охрану окружающей среды, предоставление услуг в сфере досуга; все более значительной становится их роль в экономическом развитии. Роль местных властей в политической системе рассматривается прежде всего в свете их отношений с центральным правительством. Анализ либерально-демократических взглядов позволяет выделить две основы формирования таких отношений, начиная с XIX в. Во-первых, местная власть считается важным фактором, способствующим росту политической образованности и активности, а также базой для предоставления услуг согласно местным потребностям. Вследствие этого, отношения с центром строятся на принципах партнерства свободных демократических институтов. Во-вторых, наличие местной власти считается целесообразным с административной точки зрения, т.к. позволяет по указанию центра эффективно предоставлять коммунальные услуги там, где это необходимо. Соответственно местная власть рассматривается как представитель центрального правительства. Франция может служить типичным примером такого института местной власти, когда внимание уделяется обеим указанным основам. Участие в политической деятельности обеспечивается благодаря развитому общинному самосознанию, служащему поддержкой местного самоуправления общины, а прочная увязка действий местной власти с интересами государства осуществляется через службу главы соответствующего департамента. В Великобритании перед местной властью стоит более утилитарная задача - обеспечить эффективное управление, поэтому там местные власти, даже низшего уровня, могут управлять территорией с большим населением, чем в других странах власти графства/провинции. Начиная с 1970-х гг. финансовые трудности и изменившийся подход к вопросам управления вынуждают пересматривать сложившиеся отношения с центральной властью. Центральная власть стремится контролировать бюджет и расходы местных властей, а там, где общинная основа местной власти недостаточно сильна (как в Великобритании), контроль распространяется и на сферу услуг. В то же время в большинстве стран местным властям все чаще отводится роль выступающего от имени общественности покупателя услуг (что лучше всего может быть обеспечено частным сектором на конкурсной основе), а также роль местного института управления, чьи обязанности следовало бы сократить ввиду его перегруженности. В Великобритании местные власти также уступили многие из своих обязанностей неизбираемым местным кванго (quangos), создаваемым либо поддерживаемым центральным правительством, так что местная политическая жизнь все чаще видится как управление, при котором местная власть низведена до положения одного из многих действующих лиц. Прогнозируют, что роль местной власти в Англии сведется к роли "подрядчика" услуг, зажатого в тисках правил, установленных центральным правительством. В континентальной Европе, где местная власть строится строго по территориальному принципу, в Северной Америке и Скандинавии, где больше озабочены тем, как вдохнуть в управление новую жизнь нежели тем, как его приватизировать, автономия местной власти сохранится. Возможно, роль ее будет состоять не в непосредственной поставке услуг, а в определении местных потребностей, удовлетворить которые должны будут другие "поставщики".

МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ

МЕСТР ЖОЗЕФ ДЕ - (Maistre, Joseph de) (1753-1821) Политический философ. Родился в Савойе. Будучи искренне верующим католиком, тем не менее пятнадцать лет состоял в братстве франкмасонов и некоторое время поддерживал Французскую революцию (French Revolution). Местр изменил свои взгляды перед 1793 г., когда вторжение французов в Сардинию вынудило его отправиться в изгнание сначала в Швейцарию, затем - в качестве посланника короля Савойского - в Россию, где он прожил без семьи до 1817 г. Все произведения Местра были пропитаны ненавистью к Революции, однако, вместо того чтобы критиковать конкретные события, он начал с критики формы мышления, которая, с его точки зрения, их объясняла и сводилась к идее гордыни. Это было отрицанием познания конечных причин, существовавших до грехопадения Адама и Евы, а после присутствовавших лишь в неосознанном виде в традициях различных обществ или - в индивидуальной форме - в сознании людей добродетельных. Мыслители, вдохновлявшие революционеров, считали, что они могли добиться большего, прибегнув к помощи абстрактного рассудка, - история Революции показала нелепость такого представления. После поражения Наполеона Местр вернулся в Турин и установил контакты с пророялистскими кругами во Франции, но вскоре разочаровался в Реставрации и в послереволюционном устройстве. В 1819 г. Местр опубликовал сочинение "О Папе" ("Du pape"), где провозгласил церковь единственным возможным сувереном. Впрочем, по-видимому, это было скорее результатом его разочарования положением дел в Европе, чем заключением, вытекавшим из его социальной философии.

МЕТОДОЛОГИЯ

МЕТОДОЛОГИЯ - (methodology) Изучение методов, используемых в любом виде исследований. Методы, применяемые в изучении политики, включают в себя научно-исследовательскую работу в архивах; изучение ранее опубликованных материалов; социологические опросы и интервью; текстуальный и контекстуальный (context) анализ аргументации представителей политической мысли прошлого; сравнительный анализ (comparative); правительственные исследования, базирующиеся на изучении конкретных случаев, а также количественное исследование, часто основанное на проведении собственных изысканий или анализе работ других авторов. Все эти методы поднимают вопросы методологии, хотя ее порой ошибочно связывают исключительно с количественным анализом.

МЕШОК С ШЕРСТЬЮ

МЕШОК С ШЕРСТЬЮ - (Woolsack) место лорда-канцлера в палате лордов, откуда он сам или его помощник руководит дебатами. "Мешок с шерстью" представляет собой большую красную подушку, набитую шерстью. Обычно сохранился со времен короля Эдуарда III (1312-77), когда шерсть была важнейшей ссм.татьей английского экспорта.

МИ-5

МИ-5 - (MI-5) см.: разведывательные службы (intelligence services).

МИ-6

МИ-6 - (MI-6) см.: разведывательные службы (intelligence services).

МИГРАЦИЯ

МИГРАЦИЯ - (migration) Постоянное перемещение отдельных лиц либо групп из одного места в другое. Миграция, конечно же, одно из важнейших явлений в истории человечества. Недавно проведенное исследование "митохондрической гипотезы Евы" использовало разнообразие митохондрических ДНК для того, чтобы проследить происхождение по материнской линии различных этнических групп и таким образом составить представление о моделях миграции населения. Митохондрии - это генераторы энергии в клетке, являющиеся носителями собственной генетической информации ДНК, отличной от информации, содержащейся в ядре клетки. Митохондрические ДНК можно считать часами эволюции. Чем больше сходства между митохондрическими ДНК у двух человек, тем ближе по времени их последний общий предок. Старейшие ответвления митохондрического дерева разделили изучавшуюся группу на две подгруппы: одна из них состояла только из африканцев, другая - из людей со всех пяти континентов, при этом многообразие среди африканцев оказалось намного большим, чем в любой другой этнической группе. Тем самым это исследование дает основание предположить, что у всех нас есть общий митохондрический предок, живший в Африке, вероятно, 200 000 лет назад. Миграционная и расовая политика может стать взрывоопасной. К эмиграции людей толкают война или голод. Иммигрантов привлекают свобода и рабочие места. Emigres - политические эмигранты (буквально - покинувшие страну); так называли тех, кто бежал от Французской революции (French Revolution) и поддержал контрреволюционные армии, выступившие против Французской Республики). Они недовольны всем, что заставило их покинуть родной дом, а потому могут начать борьбу - мирными или иными средствами - против тех, кто "подчинил" себе их родину. Да и в ходе 2-й мировой войны эмиграционная политика обеспечивала Гитлеру широкую народную поддержку его похода на Восток, поскольку многие немцы проживали к востоку от границ Германии, установленных в период между двумя мировыми войнами. Ирландская эмиграционная политика обеспечила широчайшую поддержку, особенно в Северной Америке, ирландского национализма - как мирного его крыла, так и сторонников насилия. В то же время иммигранты обычно вызывают враждебное отношение к себе со стороны коренного населения, обвиняющего "чужаков" в том, что те отнимают у них рабочие места и разрушают их культуру. Легко распознаваемые иммигранты становятся "козлами отпущения" - на них легко выместить все свои беды и невзгоды, независимо от их подлинных причин. В демократических обществах используются разные способы для ликвидации подобной напряженности. Во многих государствах установлены жесткие ограничения на въезд, хотя попытки переложить на других свои трудности никак не могут стать общеприемлемым решением проблем, связанных с причинами, побуждающими людей эмигрировать и искать счастья в других странах. Одни государства, как, например, США, основывают гражданство на факте рождения в стране. В других странах, например в Ирландии, основанием гражданства является наличие прямых предков, которые родились в стране. В третьих, как, например в Германии и Израиле, гражданство основано на принципе национальной принадлежности, независимо от места рождения. Если учесть, что в государствах -участниках Европейского Союза (European Union) существует общая для всех проблема враждебного отношения местного населения к иммиграции, а вблизи их внешних границ сосредоточены огромные массы потенциальных переселенцев, что в этих государствах существует разный подход к проблеме гражданства, нетрудно предвидеть, что в 1990-х гг. и позже миграционная политика будет одним из самых острых и напряженных вопросов ЕС. См. также: irredentism (ирредентизм).

МИКРОЭКОНОМИКА

МИКРОЭКОНОМИКА - (microeconomics) Раздел экономической науки, изучающий отдельные хозяйственные единицы, такие как домашние хозяйства и фирмы. Микроэкономисты являются маргиналистами и широко используют дифференциальные исчисления для построения формальных моделей взаимодействия многочисленных участников рынка (market) в условиях равновесия (equilibrium) (и при его отсутствии). Микроэкономические модели привнесены в политику авторами, принадлежащими к направлению рационального выбора (rational choice).

МИЛИТАРИЗМ

МИЛИТАРИЗМ - (militarism) Положение, при котором государство, борясь за достижение политических целей, придает первостепенное значение таким средствам, как война, применение военной силы или угроза ее применения. Или, как альтернативный вариант, положение, когда армейские ценности (патриотизм, единство, иерархия, дисциплина) распространяются на гражданское общество. На практике оба варианта имеют много общего. Сам термин появился в XIX в.; в нем отразилась обеспокоенность среднего класса (middle class) исходившей от военных кругов угрозой гражданскому правлению и опасности разрушения светских либеральных ценностей. До сих пор продолжается полемика о том, как лучше всего удержать военных в подчинении гражданской власти: то ли сознательно идти на сближение позиций гражданских и военных лидеров, то ли использовать профессиональные и карьерные интересы последних. В странах "Третьего мира" милитаризм, по-видимому, больше связан с внутренними, нежели с внешними, кризисами: политическая нестабильность, социальные беспорядки, неразвитая экономика и в ряде случаев угроза революции используются как предлог для вмешательства военных не только с целью смещения гражданских правительств, но - все чаще - с целью установления своего собственного авторитарного общественного порядка.

Предыдущая страница Следующая страница