Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИД"-"ЛЮТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛИД"-"ЛЮТ")

ЛИДЕР БОЛЬШИНСТВА/МЕНЬШИНСТВА

ЛИДЕР БОЛЬШИНСТВА/МЕНЬШИНСТВА - (majority/minority leader) В Конгрессе США лидером большинства становится конгрессмен или сенатор, выбираемый партией большинства для организации прохождения законопроектов. Лидер большинства в Сенате контролирует законотворческую программу, определяет партийную стратегию и является главным выразителем мнений этой партии. Лидер большинства в Палате представителей, хотя по рангу и подчиняется спикеру (Speaker), все же играет важную роль в организации прохождения законопроектов. Лидеры меньшинства организуют стратегию партии меньшинства и являются главными выразителями мнения партии в Конгрессе.

ЛИНКОЛЬН АВРААМ

ЛИНКОЛЬН АВРААМ - (Lincoln, Abraham) (1809-65) Американский политический деятель. Наиболее ясное изложение его демократических идеалов содержится в известной речи на церемонии освящения кладбища в Геттисбурге, штат Пенсильвания, где во время Гражданской войны произошло сражение, в результате которого началось отступление армии конфедератов на юг от самой северной точки их расположения. Сказав, что "мир едва заметит и недолго будет помнить то, что мы говорим здесь", Линкольн выразил надежду, что "правление народа, осуществляемое самим народом и для народа, не исчезнет с лица земли". В словах Линкольна, возможно, скрыто больше, чем открыто. В частности, он не был принципиальным противником рабства, а скорее был принципиальным защитником Соединенных Штатов. Владея искусством манипулирования, он успешнее многих других восстанавливал друг против друга демократов Юга и Севера, что привело к расколу демократов в ходе президентских выборов 1860 г. и избранию Линкольна, набравшего менее 40% общего числа голосов.

ЛИЧНОЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ

ЛИЧНОЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКОЕ - (personal as political) Выражение "личное есть политическое" часто является лозунгом идеи освобождения женщин. Принято думать, что анализ представлений женщин о самих себе и их личного опыта способствует их освобождению. Считается, что нет особых различий между личной жизнью индивида, его убеждениями и представлениями и занятием политической деятельностью и что чем больше женщины изменяют свою жизнь и сознание, тем больше они осознают свои потенциальные возможности к изменению; они не могут рассчитывать на революцию, которая бы освободила их. Однако политическая деятельность, основанная на личных переживаниях и стремлении человека быть самим собой, рискует приобрести слишком личностный характер. Кроме того, она чревата опасностью придать забвению вопросы, затрагивающие интересы различных женщин.

ЛИЧНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ, ВНЕСЕННЫЙ РЯДОВЫМ ЧЛЕНОМ ПАРЛАМЕНТА

ЛИЧНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ, ВНЕСЕННЫЙ РЯДОВЫМ ЧЛЕНОМ ПАРЛАМЕНТА - (private member's bill) Личный законопроект, внесенный рядовыми членами парламента (не следует путать их с частными законопроектами, представляет собой публичный законопроект, вносимый в британский парламент рядовыми членами парламента "заднескамеечниками" или пэрами. Они могут касаться любого вопроса, если при этом не нарушается единственная королевская прерогатива (prerogative) предлагать законопроекты по государственным расходам. В Палате общин они могут вноситься теми, кому повезло получить в результате жеребьевки право выступить с биллем в течение 13 дней парламентского времени, выделяемых в начале каждой сессии парламента, или, согласно "правилу десяти минут", в специально выделенное время в период обычных парламентских заседаний. Из числа последних немногие бывают приняты, хотя успех чаще определяется тем, насколько удалось привлечь внимание парламента и общественности к предмету законопроекта. Законопроекты, внесенные членами парламента, получившими право выступить в результате жеребьевки, имеют больше шансов на принятие, хотя многие все-таки проваливаются из-за нехватки парламентского времени. Крайне важно, чтобы члены парламента, вносящие эти законопроекты, не вызывали противодействия со стороны правительства, с тем чтобы обеспечить помощь правительственных департаментов в их подготовке и уберечься от губительной парламентской оппозиции. Они также должны лоббировать с целью получить поддержку в обеих палатах, чтобы по крайней мере обеспечить присутствие и поддержку со стороны как минимум сотни членов Палаты общин при втором чтении. Личные законопроекты рядовых членов парламента часто вызывают разногласия; в частности, это имело место в 1960-е гг., когда на их основе были приняты законы о контрацепции, гомосексуализме, абортах и разводах. Противники этой практики утверждают: члены парламента не имеют мандата от избирателей на внесение законопроектов, а дебаты вынужденно проводятся слишком поспешно, чтобы можно было принимать решения по важным нравственным вопросам. Ее сторонники подчеркивают: именно благодаря личным законопроектам рядовых депутатов парламент действует как суверенный и независимый от исполнительной власти законодательный орган. С практической точки зрения личные законопроекты парламентариев можно рассматривать как средство выдвигать законопроекты по тем вопросам, на которые у правительства не хватает времени или по которым в обществе существует широкое согласие, тогда как в правящей партии имеются разногласия.

ЛИШНЕЕ РЕБРО

ЛИШНЕЕ РЕБРО - ("Spare Rib") Английский феминистский (см.: feminism - феминизм) журнал, издаваемый женщинами. Основан в 1972 г. Журнал не только публикует статьи по различным вопросам, но и поощряет женщин браться за перо. Tемы статей и целенаправленное создание в них определенного имиджа бросили вызыв унизительным стереотипам изображения женщин. Статьи журнала отражают реальный опыт женщин.

ЛОББИСТЫ

ЛОББИСТЫ - (lobbyists) Термин "лоббист" происходит от слова "лобби", одно из значений которого в английском языке - кулуары, где депутаты могут общаться с посторонними. Лоббист - это человек, профессиональными услугами которого пользуются для воздействия на членов законодательного органа (лоббирования) в своих интересах, или человек, рекомендующий клиентам, как им следует это делать самим. Лоббированием называются попытки воздействовать на формирование либо осуществление государственной политики. Субъекты лоббирования могут быть самые разнообразные: от групп интересов (interest groups), отделов по взаимодействию с правительством в крупных компаний до иностранных посольств. Лоббистов, действующих в качестве профессиональных посредников (работающие в области политики консалтинговые компании или адвокаты, специализирующиеся на рекомендациях по политическим вопросам), иногда называют лоббистами на договорной основе в отличие от собственных, "домашних" лоббистов, являющихся сотрудниками фирм либо групп интересов. В Соединенных Штатах много лоббистов как на уровне федерального правительства, так и на уровне штатов, однако местом наибольшей концентрации их деятельности является Конгресс. В настоящее время лоббирование старого типа, представляющее собой механизмы воздействия на законодателей, вытеснено более современной формой лоббирования, при которой фирмы - организаторы политических кампаний - готовят пакеты вопросов, мобилизуют избирателей и обеспечивают финансирование кампаний. В США значительно увеличилось количество (и расходы) Комитетов политических действий (КПД) (Political action committees) (PACs), создаваемых корпорациями, профсоюзами и другими организациями в качестве каналов финансирования кандидатов, отстаивающих определенные политические позиции. В 1988 г. насчитывалось около 5 тыс. таких комитетов, а их расходы составляли 364 млн. долл. Существующее в Англии, правда в гораздо более скромных размерах, чем в США, профессиональное лоббирование в 1980-е гг. также развивалось. По оценкам Ассоциации консультантов по общественным связям, ежегодные темпы его роста в тот период составляли 20-25%. В этой связи встал вопрос о нормах лоббирования, возможностях влияния и о создании формы регистрации и кодекса поведения для лоббистов. Это нашло отражение на уровне Европейского Союза, где произошел быстрый рост профессиональной лоббистской деятельности, что заставило Европарламент поднять вопрос о необходимости создания кодекса поведения лоббистов. По Закону о лоббировании 1946 г., в Соединенных Штатах лоббисты обязаны предоставлять сведения о себе, своих клиентах и лицах - объектах лоббирования, а также подробный перечень полученных взносов и произведенных расходов. Действие этого закона было значительно сужено в 1954 г. решением Верховного суда по делу "США против Харриса", ограничившим область его применения прямыми контактами с членами Конгресса отдельных лиц либо организаций, чьей основной целью является лоббирование. Считается, что этот закон не может служить основанием для иска и практически малоэффективен, несмотря на успешные судебные процессы против лоббистов по обвинению во взяточничестве и коррупции. Вносились разные предложения по реформе законодательства США о лоббировании, но они плохо сочетались с требованиями конфиденциальности и свободы самовыражения. Регистрация лоббистов также может использоваться ими в качестве рыночного инструмента, подчеркивающего официальное признание их деятельности. В Канаде регистрация была введена в 1989 г. с целью фиксировать любое задание по лоббированию. Лоббисты делятся на две группы: профессиональные лоббисты и служащие, занимающиеся лоббированием в интересах работодателя. Профессиональные лоббисты Канады считают, что регистрация сделала их работу более "наглядной, прозрачной", благодаря чему она стала вызывать меньше подозрений. Развитие профессионального лоббизма можно рассматривать как часть общей тенденции превращения политики в профессию. При этом карьера политика считается делом всей жизни, а после работы в органах законодательной власти он вполне может заняться профессиональной лоббистской деятельностью.

ЛОЖНОЕ СОЗНАНИЕ

ЛОЖНОЕ СОЗНАНИЕ - (false consciousness) В своей самой элементарной форме ложное сознание подразумевает неправильное восприятие индивидом действительности или своей связи с миром, частью которого он является. При таком толковании миф Платона (Plato) о пещере, Республика. Кн. 7 можно рассматривать как рассказ о ложном сознании. То же самое относится и к печально прославившемуся положению Руссо (Rousseau) в его "Общественном договоре" о том, что людей, противящихся общей воле, можно "силой заставить быть свободными". Хотя сам Маркс (Marx) этот термин не использовал, он обычно ассоциируется с его именем и, соответственно, с марксизмом вообще, особенно с его разновидностью, представленной Франкфуртской школой (Frankfurt School). Маркс, как правило, сосредотачивает внимание на связи между действительностью, сознанием и опосредованным господствующим способом производства (т.е. капитализмом). Из этого следует, что ложное сознание можно преодолеть, лишь обратясь к его экономическим истокам. Вопрос заключается в том, как можно получить знание о сознании, которое является ложным. Опасность концепции ложного сознания состоит в возможностях, предоставляемых тем, кто хочет и способен навязать "правильное" понимание тем, кто, как считается, пребывают в этом состоянии. Опасности можно избежать лишь в том случае, если "истинное" и "ложное" очевидны. Одним из решений этой проблемы является выбор надлежащего метода анализа. При этом предполагается, что избранный метод, будучи объективным, не имеет никакой идеологической подоплеки. Этим отчасти объясняется тот факт, почему марксисты с такой настойчивостью говорят о своем методе как о научном, хотя вероятность того, что сами научные исследования свободны от идеологических влияний, всегда подвергалась сомнению, особенно Томасом Кюном. См.: также falsifiability (фальсифицируемость, опровергаемость).

ЛОКК ДЖОН

ЛОКК ДЖОН - (Locke, John) (1632-1704) Английский философ, признаваемый всеми одним из основоположников Просвещения (Enlightenment) и главной фигурой в развитии либерализма (liberalism). В 1658 г. Локк стал стипендиатом (занимающимся исследовательской работой) в оксфордском колледже Церкви Христовой; его преподавательская деятельность завершилась в 1667 г., семь лет спустя после реставрации, когда Локк поступил на службу к лорду Эшли (первоначально - сэр Антони Эшли Купер, впоследствии - граф Шефтсбери). Локк приобрел известность как теоретик в области политики благодаря своей работе "Два трактата о государственном правлении" ("Two Treatises of Government", 1690), а как философ и основатель эмпиризма - благодаря труду "Опыт о человеческом разуме" ("Essay Concerning Human Understanding", 1693). Основу рукописи этой книги составили письма, написанные Локком во время пребывания в Голландии (куда он отправился после провала политических планов графа Шефтсбери и его смерти в 1683 г.). "Письмо о веротерпимости" ("Letter Concerning Toleration", 1693) содержит рассуждения о должной степени свободы религиозного сознания. Его главная мысль заключается в том, что правители не могут точно знать, истинна ли исповедуемая ими религия; в то же время правительству позволено вмешиваться, если религия угрожает порядку. Нельзя распространять терпимость на атеистов, не связанных общепринятыми клятвами, и на приверженцев римско-католической церкви, преданных чему-то иному. Серьезные споры вызвала книга Локка "Разумность христианства" ("The Reasonableness of Christianity", 1695), в которой он доказывал, что разум и откровение совпадают в своем определении естественного права (natural law) естественное право. По всей видимости, "Два трактата о государственном правлении" были написаны с елью опровергнуть идеи Филмера (Filmer), утверждавшего в своей книге "Патриархи или естественное право короле" ("Patriarcha, or the Natural Right of Kings" что либеральные правоведы Гроций (Grotius) и Пуфендорф (Pufendorf) исходили из неверных посылок. Они считали, что мир изначально был дан всем, а собственность и правящая власть возникли позднее на основе соглашения, а Филмер доказал, что частная собственность и право повелевать были дарованы Адаму при Сотворении мира. Политическая власть, стало быт, от Бога, а не результат личного выбора ранее свободных людей. Локк хотел объяснить происхождение собственности и политической власти, толкуя библейское предание как историю возникновения естественного равенства, не опускаясь при этом до ответа на критические инсинуации Филмера по поводу непоследовательности более ранних теорий естественных прав (natural right). По мнению Локка, политическая власть есть результат соглашения, имеющего целью обеспечить необходимую защиту собственности, которая в его понимании включает "жизнь, свободу и имущество". Правительство наделяется властью для ограниченных целей и должно быть смещено, если превысит полномочия или злоупотребит ими. Объяснение частной собственности исходило не из соглашения, а из трудовой деятельности. В своих рассуждениях о правомочном присвоении части общего достояния Локк ссылался как на право работника на то, во что он вложил свой труд, так и на способность труда сообщать стоимость объекту своего воздействия. Впоследствии многие авторы прибегали к трудовой теории собственности или трудовой теории стоимости (labour theory of value); отношения же между этими двумя теориями в истории общественной мысли - вопрос сложный. Рассуждения Локка о происхождении частной собственности позволили одним авторам увидеть в нем апологета зарождающейся буржуазии (bourgeoisie), другим - подчеркнуть то, что они считают проявлением в нем кальвинизма (Calvinism), а третьим - усмотреть его приверженность интересам класса помещиков. Локк стремился показать политическую власть как нечто совершенно отличное от власти родителя или от власти, связанной с собственностью. Он отстаивал не только ограниченную власть, но и разделение властей (separation of powers), власть закона, а при определенных условиях и правомочность мятежа. Возможная связь между этими доводами и ролью, которую Локк играл на службе у графа Шефтсбери, побудила внимательно изучить обстоятельства, при которых были написаны "Два трактата". Шефтсбери намеревался устранить от наследования трона католика герцога Йоркского (позже Яков II) и потому поддержал (неудавшийся) Билль об отрешении. Высказывалось предположение, что кризис отрешения - это именно та обстановка (context), в которой создавался второй трактат (он, как некоторые утверждают, был написан раньше первого, но помещен после него при издании книги в 1690 г.). Однако, потерпев неудачу, Шефтсбери подумывал о вооруженном мятеже, и, по другому предположению, именно это определило построение книги. Эти разные мнения относительно условий создания "Трактатов" учитываются при оценке того, насколько Локк был привержен радикально-демократическим принципам: хотел ли он доказать законность вооруженного восстания народа против Якова, если бы последний стал королем? Или право политической элиты на основании закона отвергнуть его притязания на престол? Поэтому, хотя либеральные взгляды Локка едва ли подлежат сомнению, до сих пор нет единого мнения относительного того, какого рода либералом он был.

ЛОМСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

ЛОМСКАЯ КОНВЕНЦИЯ - (Lome Convention) См.: European Union (Европейский Союз).

ЛОРД-КАНЦЛЕР, СПИКЕР ПАЛАТЫ ЛОРДОВ

ЛОРД-КАНЦЛЕР, СПИКЕР ПАЛАТЫ ЛОРДОВ - (Lord Chancellor) Лорд-канцлер наделен важными функциями в судебной, законодательной и исполнительной ветвях власти Англии. Как глава судебного ведомства верховных судья лорд-канцлер председательствует на слушаниях лордов-судей, производит отбор судей, королевских адвокатов (QC - Queen's Counsler) - старших адвокатов и руководителей судебных органов. В Палате лордов лорд-канцлер выступает в роли спикера, председательствуя во время дебатов. В правительстве является членом кабинета и главой юридической службы.

ЛОРД-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТАЙНОГО СОВЕТА

ЛОРД-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ТАЙНОГО СОВЕТА - (Lord President of the Council) Политический пост в Соединенном Королевстве. Хотя официально роль лорда-председателя сводится к представлению дел монарху и членам совета на официальных заседаниях Тайного совета, премьер-министр обычно назначает на этот пост члена кабинета для решения ad hoc (возникающих при этом) задач.

ЛОЯЛЬНОСТЬ

ЛОЯЛЬНОСТЬ - (Loyalty) (благонадежность), См.: exit (Выходить); voice (Высказывание).

ЛУКАЧ ДЬЁРДЬ

ЛУКАЧ ДЬЁРДЬ - (Lukacs, Georg) (1885-1971) Философ-марксист, коммунист. Родился в Будапеште, образование получил в Берлинском университете. Его ранние работы, в т.ч. "Теория романа" ("The Theory of the Novel", 1916), посвящены применению разновидностей неокантианства в исследовании проблем эстетики. После знакомства с Гегелем (Hegel) и Марксом (Marx) Лукач занялся проблемой отношений между теорией и практикой в свете диалектического метода. Эта проблематика подробно рассмотрена в работе "История и классовое сознание" ("History and Class Consciousness", 1923). Лукач подчеркивает важное значение пролетариата в качестве классово сознательного "субъекта" внутри такого "объекта", как капиталистическое общество. Только пролетариат, благодаря преимуществам своего классового положения, способен осознать общество в всей его целостности, в единстве теории и практики. Именно в этом смысле Лукач мог считать пролетариат носителем исторического развития в капиталистической системе, которая как раз это и пытается отрицать. Для этого надо было с позиций диалектики подвергнуть радикальной критике фетишизируемые внешние признаки капитала. Даже категории, использовавшиеся традиционной теорией для объяснения социальной действительности, следует понимать как присущие данному историческому контексту. Они, следовательно, оказались пропитаны той самой буржуазной идеологией, которую призван постичь диалектический метод, чтобы выявить "истину". В более поздней работе "Молодой Гегель" ("The Young Hegel", 1948) Лукач дал дальнейшее обоснование особой роли прямого воздействия гегелевского мышления на Маркса. Впоследствии Лукач считался одним из ведущих теоретиков (если не основателем) гегельянского марксизма в русле западной марксистской традиции.

ЛУЛЛИЙ РАЙМУНД

ЛУЛЛИЙ РАЙМУНД - (Lull, Ramon) (ок. 1235-1315) См.: social choice (общественный выбор).

ЛЮБИМЫЙ СЫН

ЛЮБИМЫЙ СЫН - (favourite son) Так в США называют кандидата в президенты: которого в основном поддерживают выборщики от какого-то одного штата. Выдвижение такого кандидата, как правило, является всего лишь жестом уважения к нему или тактическим приемом, цель которого - сохранить за делегацией штата на некоторое время свободу выбора для того, например, чтобы приглядеться, не побеждает ли какой-нибудь другой кандидат. В связи с широким распространением предварительных выборов (primary elections), которые понизили значение съездов в выдвижении кандидатур (nominating conventions), число "любимых сыновей" сократилось.

ЛЮКСЕМБУРГ РОЗА

ЛЮКСЕМБУРГ РОЗА - (Luxemburg, Rosa) (1871-1919) Теоретик социализма и политик, активный деятель польского, германского и российского социалистического движения. В 1917 г. вывела "Спартака союз" из ГСП (Германской социалистической партии). В январе 1919 г. зверски убита во время неудавшегося Берлинского восстания. Ее книга "Социальная реформа или революция?" (1899) стала выдающимся образцом критики ревизионизма (revisionism). В работе "Массовая забастовка, партия и профсоюзы" (1906) выступила против ленинского принципа демократического централизма (democratic centralism), доказывая, что партия должна осуществлять политическое руководство, но вместе с тем поддерживать связь со стихийными выступлениями масс. Под влиянием революции 1905 г. в России Люксембург сосредоточила внимание на массовой стачке как воплощении стихийности, поскольку во время революционной ситуации она служила выражением целого ряда действий, совмещая в себе экономические и политические требования. В ее главной работе "Накопление капитала" (1913) дано описание того, как промышленно развитые страны решали проблему прибавочного продукта, экспортируя его в некапиталистические страны, включая их тем самым в мировую систему эксплуатации. Когда в нее будет включены все страны и сбывать излишки станет некуда, произойдет крах капитализма. Данное Люксембург описание отношений между центром и периферией, хотя и подвергалось критике за неверное толкование Маркса (Marx), оказало влияние на теорию зависимости (dependency theory). Самая резкая критика, которой Люксембург подвергла большевиков в работах "Русская революция" и "Ленинизм или марксизм" заключалась в том, что те установили диктатуру партии и это "сделало общественную жизнь грубой и жестокой". Люксембург считала, что не должно быть разграничений между революционным методом и революционной целью, хотя ее можно было бы упрекнуть в нежелании заниматься проблемами власти.

ЛЮМПЕН-ПРОЛЕТАРИАТ

ЛЮМПЕН-ПРОЛЕТАРИАТ - (lumpenproletariat) См.: communism (коммунизм); Bonapartism (бонапартизм).

ЛЮТЕР МАРТИН

ЛЮТЕР МАРТИН - (Luther, Martin) (1483-1546) Немецкий религиозный реформатор. В области политики Лютера интересовали отношения церкви и государства; он внес ряд новых идей в затянувшуюся полемику по этому вопросу. Родился в Эйслебене в Саксонии, изучал классические науки и философию в Эрфурте. В 1505 г. вступил в одрен монахов-августинцев и в 1507 г., изучив теологию, был посвящен в духовный сан. Лютер читал в Виттенберге (1508-46) лекции по философии и Священному Писанию (в основном по Новому Завету). Основываясь на взглядах Павла и Августина (Augustine), он создал свое учение, согласно которому только вера может привести к спасению. Как часто случалось в то время, он стал критически относиться к деятельности Рима. В 1517 г., когда в Виттенберге проповедник-доминиканец Джон Тетцель принялся продавать индульгенции (освобождение от наказания за грехи в обмен на денежную компенсацию), Лютер вывесил на двери церкви 95 тезисов против этой практики и всего, что с нею связано. Это ознаменовало начало разрыва Лютера с Римом и в результате целого ряда событий привело к тому, что получило название лютеранства, Реформации, протестантизма. Сами эти события, имевшие чисто теологическую природу и относившиеся к внутрицерковной жизни, в данном случае для нас интереса не представляют. Важно"то, что они вызвали смятение во всей Северной Европе. Лютеру пришлось пересмотреть свои взгляда на отношения между церковью и государством, чтобы привести их в соответствие со своими новыми теологическими идеями. Оно попытался это сделать, но справиться с этой задачей успешно ему так и не удалось. К 1523 г. он разъяснил свои представления об отношениях церкви и государства, выдержанные в духе Августина, в книге "О светской власти" ("On Secular Authority"). Подобно Августину, Лютер различал два царства: Reichen, Царство Бога, и Царство Мира или Сатаны. Первое, лютерово Царство Бога, свободно следовать велениям собственной совести. Это община, сплоченная скорее любовью, а не принуждением (в отличие от римской церкви). Единственной властью является слово Бога, которому подчиняются свободно. Нет никаких внешних образований, таких как церковь, как нет и никакого различия между священниками и мирянами, есть лишь "духовенство всех верующих". Второе царство является мирским и преходящим. Это божественное учреждение, но в нем царит своя собственная воля и разум, и, по замыслу, порядок в нем поддерживается посредством принуждения. Христиане могут свободно участвовать и занимать в нем посты, если его законы не противоречат божественному закону, записанному в Священном писании. Правители могут вести войны друг с другом как равные и даже воевать против императора, если тот поступает как тиран, - это дело мирское. Однако мирское царство не должно вмешиваться в дела духовные. Впрочем, на практике Лютер позволял мирским властям назначать священнослужителей, платить им и даже вмешиваться в вопросы доктрины и богослужения.

Предыдущая страница Следующая страница