Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАМ"-"ЛИГ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛАМ"-"ЛИГ")

ЛАМАРКИЗМ

ЛАМАРКИЗМ - (lamarckism) Термин, применяемый ко всем эволюционным теориям, которые (несмотря на различия в деталях) в основе своей исходят из наследования приобретенных признаков - эволюционного механизма, первым популяризатором и пропагандистом которого был французский мыслитель Жан Батист де Ламарк, особенно в книге "Философия зоологии" ("Philosophie Zoologique", 1809). Полная несостоятельность такого представления доказана. В настоящее время фактически считается общепризнанным, что ламаркизм несовместим с учением молекулярной биологии, отрицающим передачу информации от сомы (т.е. тела, взятого в общем и целом) к химической азбуке ДНК. Нет молекулярного механизма, который осуществлял бы подобную передачу.

ЛАСКИ ГАРОЛЬД

ЛАСКИ ГАРОЛЬД - (Laski, Harold) (1893-1950) Британский политолог. Один из влиятельнейших среди ученых-марксистов исследователей британских политических институтов. Когда в 1945 г. Ласки указал, что парламентская фракция Лейбористской партии подчиняется - согласно партийному Уставу - внепарламентскому большинству партии, председателем которого он являлся, Уинстон Черчилль заявил, что в таком случае голосовать за лейбористов - значит передавать власть невыборному органу. Тем не менее Клемент Эттли, лидер Лейбористской партии, выиграл всеобщие выборы 1945 г., обратившись к Ласки с письменной просьбой: "Был бы признателен Вам за непродолжительный период молчания".

ЛАССАЛЬ ФЕРДИНАНД

ЛАССАЛЬ ФЕРДИНАНД - (Lassalle, Ferdinand) (1825-64) Мыслитель-социалист, демократ, агитатор. Родился в Бреслау в семье зажиточного торговца-еврея, в школе был весьма ленивым учеником, постоянно хитрил, прогуливал уроки. Заносчивость и властность характера служили причиной враждебного отношения к нему. В наши дни Лассаля помнят из-за его попытки совместить социализм и частную собственность, а также из-за того внимания, которое он уделял железному закону заработной платы (iron law of wages). Он всегда считал, что в результате действия сил, стремящихся снизить заработную плату, она низводится до уровня простого средства к существованию. К сожалению, юношеская враждебность Лассаля к иудаизму к зрелому возрасту развилась почти до антисемитизма.

ЛЕВАЧЕСТВО

ЛЕВАЧЕСТВО - (leftism) Левизну можно определить как приверженность взглядам либо пропаганду политики, которые - в общей массе политических настроений конкретной организации или системы - тяготеют к достижению перемен более быстрых, решительных или радикальных, чем те, за которые выступает большинство членов данной организации или ее руководители, либо те, которые допускаются теорией, взятой на вооружение организацией в данное время. В марксистской теории (Marxism) считается нежелательным и нецелесообразным форсировать революционные перемены, выходя за рамки допустимого в соответствии с общим состоянием экономики (которое находит выражение в ее производительных силах) и уровнем классового сознания, определяемым производственными отношениями. Поэтому чаще всего в левизне обвиняют сторонников быстрых перемен в производственных отношениях, не учитывающих состояния производительных сил. Примерами могут служить несвоевременная коллективизация сельского хозяйства или попытки перехода к коммунистическому принципу "каждому по потребностям" в то время, когда обществу все еще необходимы материальные стимулы. Вместе с тем, поскольку определение левизны зачастую является прерогативой партийного руководства, это вполне разумное представление часто недобросовестно использовалось для осуждения оппонентов, чьи взгляды никоим образом не были явно левацкими в том смысле, как определено в настоящей статье. Самый разительный пример: Сталин обвинил Бухарина (Bukharin) в левизне, хотя тот выступал против проведения в то время коллективизации советского сельского хозяйства, и его позицию вернее было бы назвать "правой". Однако нежелание Бухарина принять коллективизацию было связано с тем, что он выступал за демократизацию всех видов общественной деятельности, а ее Сталин счел необходимым осудить как преждевременную и, следовательно, как проявление левизны.

ЛЕВЕЛЛЕРЫ

ЛЕВЕЛЛЕРЫ - (уравнители)(Levellers) Группа радикалов во время Гражданской войны в Англии. В ходе пужнейских парламентских дебатов выступили за более решительную программу в отношении парламентской армии, чем та, которую готовы были принять генералы Кромвель и Айртон. Левеллеры выступали за широкое распространение избирательного права и другие "демократические" реформы, но в отличие от диггеров, если и не соглашались с существующим распределением собственности, то признавали сам принцип частной собственности. Они фактически соединили утверждение: "каждый владеет собственностью в своем лице" - с доводами в пользу более широкого избирательного права, поскольку признавали, что право голоса основывается на имущественном цензе.

ЛЕВИЗНА, ЛЕВЫЕ ВЗГЛЯДЫ

ЛЕВИЗНА, ЛЕВЫЕ ВЗГЛЯДЫ - (leftism) Левизну можно определить как приверженность взглядам либо пропаганду политики, которые - в общей массе политических настроений конкретной организации или системы - тяготеют к достижению перемен более быстрых, решительных или радикальных, чем те, за которые выступает большинство членов данной организации или ее руководители, либо те, которые допускаются теорией, взятой на вооружение организацией в данное время. В марксистской теории (Marxism) считается нежелательным и нецелесообразным форсировать революционные перемены, выходя за рамки допустимого в соответствии с общим состоянием экономики (которое находит выражение в ее производительных силах) и уровнем классового сознания, определяемым производственными отношениями. Поэтому чаще всего в левизне обвиняют сторонников быстрых перемен в производственных отношениях, не учитывающих состояния производительных сил. Примерами могут служить несвоевременная коллективизация сельского хозяйства или попытки перехода к коммунистическому принципу "каждому по потребностям" в то время, когда обществу все еще необходимы материальные стимулы. Вместе с тем, поскольку определение левизны зачастую является прерогативой партийного руководства, это вполне разумное представление часто недобросовестно использовалось для осуждения оппонентов, чьи взгляды никоим образом не были явно левацкими в том смысле, как определено в настоящей статье. Самый разительный пример: Сталин обвинил Бухарина (Bukharin) в левизне, хотя тот выступал против проведения в то время коллективизации советского сельского хозяйства, и его позицию вернее было бы назвать "правой". Однако нежелание Бухарина принять коллективизацию было связано с тем, что он выступал за демократизацию всех видов общественной деятельности, а ее Сталин счел необходимым осудить как преждевременную и, следовательно, как проявление левизны.

ЛЕВЫЕ

ЛЕВЫЕ - (left) В современном политическом лексиконе термином "левые" обозначают сторонников радикального либо прогрессивного социалистического направления, но изначально слово имело буквальный - пространственный смысл. В Генеральных штатах (estates general), созванных во Франции в 1789 г., простолюдины сидели слева от короля, поскольку дворяне занимали более почетные места справа. Такова связь этого термина с основным значением слова "левый", т.е. относящийся к "руке, которая обычно бывает слабее другой" (значение 1а по "Оксфордскому словарю английского языка" - OED), аналогичный смысл слова с уничижительным оттенком можно найти также во французском gauche (левый; нескладный, неуклюжий), латинском sinister и в производных от них. На заседаниях Национального собрания времен Французской революции (French Revolution) стало обычаем, что депутаты, радикалы и сторонники равенства, занимали левую сторону зала, если смотреть с места председательствующего (и верхние скамьи, отчего некоторые из них получили название "Гора"). Реальное содержание понятия "левый" ("левое крыло") существенно меняется в зависимости от места или времени, в результате его очень трудно определить, но, как правило, это понятие включает следующие установки: приверженность равенству (эгалитаризм), поддержка (организованного) рабочего класса, поддержка национализации промышленности, антагонизм по отношению к иерархии, неприятие националистической внешней или военной политики. Определение "левые" используется при обозначении различных позиций как внутри партий, так и между ними. К левому крылу относятся социалисты, занимающие крайние позиции по (некоторым) вышеперечисленным вопросам. Коммунизмом левого толка (который назван Лениным (Lenin) "детской болезнью" (в 1920 г.), можно с известной долей цинизма окрестить все формы коммунизма, не пользующиеся поддержкой со стороны находящегося у власти руководства Коммунистической партии. Тем не менее в 1920-30-е гг. отдельные направления получили название левого либо правого уклона. Левый уклон означал подстрекательство народа к революции без должного внимания к вопросу о руководящей роли партии; правый - слишком ревностную поддержку нэпа и рынка.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЛЕГИТИМНОСТЬ - (legitimacy) Заключается в том, что применяемый той или иной системой правления порядок создания и обеспечения соблюдения законов является приемлемым для ее граждан. Термин взят из веберовской социологии. Как подчеркивал Вебер (Weber), легитимность составляет основу весьма реальных различий в способе, каким осуществляется власть. Общеизвестно, что любая власть стремится обосновать свое существование. Имеются три очевидных основания для осуществления власти, зиждущихся на традиции, харизме и рациональной законной (легальной) власти, основанной на вере в законность существующих норм и в право тех, кто находится у власти, отдавать распоряжения. При этом предписывается повиновение не лицу, определяемому традицией, не харизматическому лидеру, а законно установленному обезличенному порядку. Повиноваться следует и лицам, занимающим государственные посты, поскольку их распоряжения являются законными, но такая власть ограничена рамками занимаемого поста и не может быть использована для удовлетворения какого-либо каприза или в корыстных интересах. В своем классическом исследовании "Политический человек" ("Political Man") С.М. Липсет утверждал: "Легитимность подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества". Липсет считает, что западным нациям пришлось иметь дело с тремя сложными и чреватыми дестабилизацией вопросами: 1) место церкви или разных религий в государстве; 2) распространение на рабочий класс всех экономических и политических прав и 3) продолжающаяся борьба вокруг распределения национального дохода. Некоторые из серьезнейших испытаний, которым подверглись в 1980-90-е гг. национальные государства, были порождены группами людей, не признающими законность территориальных границ национального государства (например, многие жители Квебека в Канаде). В крайних проявлениях это привело к распаду бывших национальных государств (Чехословакия, Югославия, бывший Советский Союз). Насколько трудно осуществлять власть в условиях протеста со стороны меньшинства населения, не признающего законности существующих территориальных границ, можно видеть на примере Северной Ирландии. Будучи ключевой проблемой в разделенных обществах, вопрос о законности возникает и в отношении вновь появляющихся политических образований, таких как Европейский Союз. В связи с осознанием проблемы дефицита демократии считается, что Европейский Союз не имеет достаточных средств легитимации со стороны граждан Союза, однако передача более широких полномочий Европейскому парламенту явилась бы вызовом правам входящих в него государств. Способность отдавать распоряжения, считающиеся обязательными в силу их законности, является одним из столпов стабильного политического порядка.

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ - (Leibnitz, Gottfried Wilhelm) (1646-1716) Немецкий философ-рационалист и математик. Родился в Лейпциге в конце Тридцатилетней войны. Получил степень по юриспруденции. В 1666 г. вступил на политическое и дипломатическое поприще, что дало ему возможность побывать при основных дворах Европы - от Парижа до Санкт-Петербурга. Там он встречался с ученейшими людьми своего времени. Был избран членом Королевского общества. Лейбниц и Ньютон, независимо друг от друга, разработали дифференциальное исчисление. Переписываясь с Самюэлем Кларком, Лейбниц спорил с ним относительно понятия пространства у Ньютона. Он занимался как научной, так и общественной деятельностью, - им написаны "Теодицея" ("Theodicy") для королевы Пруссии и "Монология" ("Monodology") для Евгения Савойского. Основал Берлинскую академию наук. В Ганновере стал распорядителем герцогской библиотеки, откуда впоследствии с трудом удалось извлечь его научные и философские труды. (От предложения стать распорядителем Ватиканской библиотеки он отказался). Лейбниц был тайным советником по вопросам юстиции курфюрстов Ганноверского и Бранденбургского, а также Петра Великого; имел чин имперского тайного советника и титул барона священной Римской империи. В области философии политики Лейбниц был скорее практиком, чем теоретиком. Лишь немногое в его сочинениях может быть отнесено к теории политики. Зато он обладал редким даром политического предвидения. Он глубоко понимал европейскую стратегию и на три века предвосхитил ее современное понимание. Европа того времени страдала от разрушительных последствий Тридцатилетней войны. Во имя интересов объединенной Европы приходилось останавливать французов, без чего нельзя было удержать турок от похода на запад. Достижению единства мешали религиозные разногласия. Лейбниц считал своей задачей примирить соперничавшие группировки. С этой целью он написал множество трактатов и писем по вопросам, вызывавшим разногласия, - о природе, о милости Господней, о таинстве евхаристии и т. п. В них он пытался найти рациональную основу для дискуссии и, как он надеялся, для соглашения. Можно сказать, что этой же цели служит вся философия Лейбница - от его представления о комбинаторных искусствах и до идеи предначертанной гармонии, хотя мысль о том, что этим сложным для понимания метафизическим понятиям все же суждено сгладить противоречия, свидетельствует скорее об оптимизме Лейбница, нежели о том, что он нашел путь к религиозной и политической гармонии.

ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ

ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ - (Labour Party) Одна из двух партий, которые со времен 2-й мировой войны играют ведущую роль в правительстве Великобритании. Правда, на выборах она добивалась гораздо более скромных успехов, чем Консервативная партия: лейбористы лишь дважды (1945, 1966) получали безусловное правительственное большинство. В 1950 г. партия завоевала незначительное большинство, которое она утратила уже в следующем году, в 1964 г. - также получила небольшое большинство, которое укрепила в 1966 г., а в феврале 1974 г. стала самой крупной партией, не имея, однако, подавляющего большинства. В октябре 1974 г. добилась перевеса в три места, хотя к апрелю 1976 г. поражения на дополнительных выборах свели на нет и это преимущество. В 1977 г. в течение девяти месяцев Лейбористская партия оставалась правящей на основе парламентского соглашения с Либеральной партией. Лейбористская партия традиционно представляет свою политику как "социалистическую", подчеркивая важность наличия в экономике обширного сектора, контролируемого государством, относительно высокого уровня налогообложения и всеобъемлющей, организованной государством системы социального обеспечения. С конца 1980-х гг. в партии наблюдается сдвиг в сторону социал-демократической политики, придающей гораздо большее значение роли рыночных механизмов в экономике и отводящей государству меньшую роль, сводя ее в основном к регулированию, а не к прямому владению или управлению хозяйством. Символично, что Тони Блэр, избранный руководителем партии в 1994 г., не замедлил объявить о намерении отказаться от партийной приверженности ("Параграф IV") к национализации. Находясь у власти, правительства лейбористов действовали осторожно и часто занимались решением внешних финансовых проблем. Тем не менее очень многие приписывают первому лейбористскому правительству Клемента Эттли (1945-50) заслуги в успешном проведении радикальной экономической реформы, в переходе от экономики военного времени к хозяйствованию в условиях мира, в создании государства всеобщего благоденствия, в выработке основ внешней и оборонной политики, сотрудничества с США и создания ядерного оружия. Со времени своего основания (1900 г. - Комитет рабочего представительства, 1906 г. - Лейбористская партия) партия проводила стратегию, основанную на принципах демократии и работы с избирателями, избегая открытых выступлений как средства достижения политической власти. Согласно принципам построения партии ответственность за проводимую политику лежит на ежегодной партийной конференции, хотя на практике парламентское руководство пользуется значительной автономией - особенно в периоды, когда партия находится у власти. До 1993 г. Устав Лейбористской партии предоставлял исключительные возможности профсоюзам, которые, используя практику присоединения, имели преобладающее число голосов на партийной конференции, играли значительную роль в отборе кандидатов в парламент и, входя в состав партии, располагали наибольшей долей голосов при выборе лидера партии и его заместителя. Однако влияние профсоюзов внутри партии падает; об этом свидетельствует тот факт, что руководство профсоюзов не играло никакой существенной роли в избрании Тони Блэра лидером Лейбористской партии в 1994 г.

ЛЕНИНИЗМ

ЛЕНИНИЗМ - (Leninism) Термин, введенный в оборот Сталиным после смерти Ленина и использованный им для оправдания культа личности Ленина (1870-1924) (а впоследствии и собственного), а также для придания законности своей политической борьбе с Троцким. Следует делать различие между созданным Сталиным идеальным образом, окруженным ореолом непогрешимости (например, в работе "Ленинизм", 1933), и реальной исторической личностью. Ленин, несомненно, не одобрил бы такое определение, однако именно ленинизму суждено было представить основной вклад в.И. Ленина в теорию марксизма - по вопросам о партии (party), государстве (state), империализме (imperialism) и революции (revolution). В работе "Что делать?" (1902) Ленин обратился к вопросу о партийной организации. Конкретная задача книги состояла в критике "экономистов", делавших упор на легальные формы борьбы: по мнению Ленина, "экономисты" упускали из виду программу-максимум социал-демократии, ставившую целью борьбу за государственную власть. Позже Ленин признал, что в своей аргументации против минимальных требований он "зашел слишком далеко в противоположном направлении", и после 1917 г. "Что делать?" не переиздавалась (при жизни Ленина. - Ред.). Ленин различал тред-юнионистскую и социалистическую сознательность. Осуществление идеи стихийной революционной деятельности пролетариата на деле означало отказ от политического руководства. Предоставленный самому себе рабочий класс неизбежно должен был воспринять буржуазную идеологию, хотя в 1905 г. Ленин писал, что "рабочий класс инстинктивно, стихийно социал-демократичен" ("О реорганизации партии"). Нужна была авангардная партия профессиональных революционеров. Стратегия и тактика партии не могла не учитывать основополагающей роли рабочего класса, и ее задача заключалась в том, чтобы развивать в нем социалистическую сознательность. Ленин выступал за создание параллельных организаций - тайной и массовой. Разрыв между большевиками и меньшевиками в 1903 г. выявил противоположность их взглядов на природу революции и показал, как далеко отошел Ленин от традиционного марксизма. В работе "Развитие капитализма в России" (1899) Ленин вслед за Плехановым (Plekhanov) утверждал, что Россия уже стала капиталистической, но, ввиду слабости буржуазии, пролетариату предстояло взять на себя решение задач демократической революции. Социализм был отдаленной перспективой. Однако революция 1905 г. привела к радикальным изменениям во взглядах Ленина. В книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции" он отказался от любого союза с либералами, вставшими на сторону царизма против революционного движения. Революция по-прежнему должна была носить буржуазный характер, но руководить ею следовало "революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства". Марксисты традиционно считали крестьянство консервативным и даже реакционным классом. Ленин на протяжении всей жизни относился к нему противоречиво, но был убежден, что социальный вес крестьян определит непосредственный исход революции. Когда после февраля 1917 г. Временное правительство отказалось проводить земельную реформу, Ленин пообещал крестьянам, требовавшим землю, твердую поддержку со стороны большевиков. В работах 1905 г. Ленин указал на возможность "перерастания" демократической революции в социалистическую. В книге "Империализм, как высшая стадия капитализма" (1916) рассматривалась возможность непосредственного осуществления социалистической революции, основанная на ленинском анализе коренных изменений в природе капитализма (capitalism) - перехода от конкуренции к монополии. Банковские картели получали огромные прибыли, экспортируя капитал в отсталые страны; часть возвращавшейся назад прибыли шла на создание рабочей аристократии в Западной Европе, что препятствовало развитию революционного сознания. Между тем, мировой капитализм и сверхэксплуатация вели к возникновению движений за национальное самоопределение и обострению противоречий неравномерного развития в окраинных странах (таких как Россия), которые Ленин называл "слабыми звеньями". К тому же экономическое соперничество между империалистическими державами должно было привести к войне и международной революции. К 1917 г. Ленин пришел к тому же выводу, что и Троцкий, - к идее перманентного перехода от демократической революции к революции социалистической. В "Апрельских тезисах" он отказался поддержать Временное правительство и потребовал, чтобы большевики проводили агитацию под лозунгом "Вся власть Советам!" После июльских правительственных репрессий в отношении большевиков он понял, что мирное развитие революции невозможно, и предложил партии взять курс на вооруженное восстание. Находясь до октября 1917 г. в подполье, Ленин написал книгу "Государство и революция", в которой с позиций борьбы за свободу переосмыслил взгляды Маркса (Marx) и Энгельса (Engels), считавших, что государство должно отмереть (отмирание государства) (withering away of the state), что коммуна как организационная форма перехода к социализму имеет большее значение, чем диктатура пролетариата (dictatorship of the proletariat), и почти не упоминавших о роли партии. Ленин отвергал как парламентаризм (предвосхитив разгон советским правительством Учредительного Собрания в январе 1918 г.), так и реформизм, проводя различие между буржуазной и социалистической демократией ("демократией для народа, а не демократией для денежных мешков"). Однако после 1917 г. революционный оптимизм "Государства и революции" быстро угас. В гуще иностранной интервенции и гражданской войны, по мере образования монолитной системы (с централизованным руководством партии, подавлением оппозиции и пресечением самостоятельных действий рабочего класса) "отмирание" делалось все более проблематичным. Обвиненный критиками-социалистами в государственном терроризме, Ленин ответил такими работами, как "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920) и "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), в которых пытался оправдать революционное насилие. В последние годы жизни, особенно после того, как болезнь лишила его возможности работать, Ленин сосредоточил внимание на проблемах культурной отсталости, разделения города и деревни, а также бюрократизации государства и партии. В ставшем его завещанием "Письме к съезду" (декабрь 1922 г.) Ленин призывал усилить политический контроль над бюрократией (bureaucracy) и предостерегал относительно Сталина, однако хода письму Ленин не дал. (Обращение В. И. Ленина было отправлено, с ним ознакомились все делегаты XI съезда РКП/б/. - Прим. перев.). Наверное, самой характерной чертой "ленинизма" являлось то, что Дьёрдь Лукач в очерке "Ленин" (1924) назвал его "революционной реалистичностью в политике.., конкретной, нешаблонной, незаезженной, ориентированной исключительно на практику мыслью". Ленин продемонстрировал мастерское владение революционной стратегией, требующей понимания сути проблемы и умения правильно выбрать момент для действия. Его борьбу против догматизма как в теории, так и на практике называют оппортунизмом, но ее можно рассматривать и как творческое применение марксистской методологии к изменяющимся историческим условиям.

ЛИБЕРАЛИЗМ

ЛИБЕРАЛИЗМ - (liberalism) В общем смысле, - это представление, согласно которому цель политики состоит в защите прав личности и в максимальном расширении свободы выбора. Подобно социализму (socialism) и консерватизму (conservatism), либерализм возник в результате взаимодействия Просвещения (Enligthtement), промышленной революции и политических революций XVII-XVIII вв. Либерализм сохраняет веру в возможность улучшения существующих социальных условий, что связано с идеей прогресса (progress), широко распространенной в конце XVIII-XIX вв. Идея эта включает в себя перспективы развития в сфере познания, благосостояния и нравственности. Хотя ныне вера в возможности прогресса в некоторых из этих областей не так сильна, как прежде (см.: постмодернизм), либерализм сохраняет надежду на лучшее будущее. К тому же Просвещение сформировало характерное для либерализма представление о человеческой деятельности как о чем-то разумном и ответственном (хотя бы потенциально). Политические революции во Франции и Америке оставили после себя весьма неоднозначное наследие. Равным правам по-прежнему придается особое значение, и большинство либералов хотели бы достичь именно этой основополагающей формы равенства. С другой стороны, критики либерализма считают, что он заражен буржуазными ценностями (bourgeois values), свойственными классу капиталистов, складывающемуся в современном индустриальном обществе. Кроме заботы о равноправии и улучшении существующего положения вещей либерализм уделяет пристальное внимание вопросу о пространстве, в котором индивиды могут жить по собственному разумению или в соответствии с собственными представлениями о благе. Представление, будто непосредственная угроза этому "пространству", исходит от деспотичной воли монарха, заставило либералов задуматься о допустимых пределах политической власти. Они исследовали взаимоотношения между законной властью и общим согласием, а также основные характеристики власти закона. Другую угрозу либералы видели в религиозной нетерпимости и власти общественного мнения или общественной нетерпимости. В общем плане либерализм попытался определить черту, отделяющую государственное от частного; такой подход содержит ряд ключевых компонентов. Первый - это особенности политической власти в противоположность власти, которая могла бы существовать либо применяться в частных сферах жизни. Локк (Locke), к примеру, уделял большое внимание различиям между властью господина над слугой, хозяина над рабом, родителями над детьми и мужа над женой, с одной стороны, и политической властью - с другой. Ни один из этих видов "домашней" власти не проливает свет на природу власти политической, которая является законной тогда (и только тогда), когда подданные согласны с нею. Эта власть должна быть направлена на общественное благо, ограничена его целями и регулироваться установленным и известным законом. Такое представление об ограниченной государственной власти неизменно занимает центральное место во всем, что делают либералы: например, власть закона (the rule of law), разделение властей (division of powers), конституционность, придание особого значения гражданским свободам - все это вытекает из стремления ограничить политическую власть рамками того, что считается сферой ее действия. Второй аспект ограничения государственной власти - акцент на автономии экономической жизни и защите частной собственности. К этой характеристике, однако, следует относиться с осторожностью. Либералы не всегда были горячими сторонниками политики невмешательства государства в экономику (laissez-faire), что в немалой степени было связано с их признанием неспособности рыночной системы обеспечить условия собственного существования. И вновь при общей поддержке частной собственности как защиты от государственной власти, дающей некоторую надежду на независимость, многие либералы были озабочены последствиями концентрации частной собственности. Либералов обычно, хотя и не совсем оправданно, упрекают за то, что они, будучи озабоченными тем, как ограничить государственную власть, уделяют недостаточно внимания последствиям неофициальной власти. Утверждение демократии (democracy) поставило перед либерализмом, который до этого весьма сдержанно относился к правлению народа, особые проблемы: демократию можно приветствовать как противовес стремлению власть имущих использовать ее в собственных интересах, но вместе с тем она может таить в себе новые опасности, угрожающие свободе личности. (см.: tyranny of the majority - тирания большинства.) В более общем плане либералов тревожило то, что уравнительные тенденции массового общества способны подавить личную инициативу и уничтожить пространство, где могут существовать разные образы жизни. Насколько неопределенны отношения либерализма с неограниченной демократией, настолько же сложны и его отношения с утилитаризмом (utilitarianism). В некоторых трактовках либерализма во внимание принимаются взгляды только тех авторов, которые выступают в защиту естественных прав (natural rights), исключая тем самым все, что было сделано утилитаристами. Даже когда приверженность естественным правам не считается критерием принадлежности к либерализму, некоторые рассматривают утилитаризм в том виде, как он представлен Бентамом (Bentham) и Дж. С. Миллем (Mill), как отклонение от основной традиции либеральной мысли: Бентам, похоже, допускает более активную, чем того хотелось бы, деятельность государства, а Дж. С. Милль сочувствует социалистическому эксперименту и без должного почтения относится к святая святых - частной собственности. Полемика между теоретиками - сторонниками прав и утилитаристами не затихает, но вовсе не бесспорно, что только первые имеют право считаться либералами. Речь идет о равновесии между стремлением утилитаризма к всеобщему благосостоянию, аналогичным заботе либералов об улучшении условий жизни, и тем значением, какое либералы придают защите личности от власти государства, что может оказаться несовместимым с неограниченным утилитаризмом. Все политические идеологии можно рассматривать как динамические процессы в том смысле, что постоянно приходится отстаивать или переоценивать в свете меняющихся условий присущие этим идеологиям конкретные ценности. Это служит одной из причин того, что в рамках самого либерализма не существует общепринятой концепции свободы (freedom). Так называемые новые либералы выдвинули под влиянием условий, сложившихся в конце XIX - начале XX вв., более позитивную концепцию, чем многие из их предшественников, возродив концепцию особого значения благосостояния, что было свойственно утилитаристам, с которыми во всем остальном у новых либералов мало общего. Много проблем поставило перед современным либерализмом понятие "справедливост". Ролз (Rawls), Дворкин (Dworkin), Нозик (Nozick) и Аккерман (Ackerman) являются, вероятно, наиболее авторитетными участниками полемиками по этому поводу. Упор на идее справедливости связан с еще одной характеристикой современного либерализма - пристальным вниманием к проблеме нейтральности. Нейтральность можно понимать по-разному, но это понятие обязательно включает в себя нейтральное отношение к представлениям граждан о благе и добре. Критики-коммунитаристы (communitarian critics) сомневаются в том, что можно доказать приоритет права (понятия, основанного на принципе справедливости) над благом, но очевидно, что во многих областях либералы стремятся к созданию нейтральных процедур, допускающих выбор гражданами разных понятий блага или разных способов жизни безо всякой дискриминации. Это нейтральное отношение предполагает, что государственная власть служит всего лишь средством создания необходимого пространства для пользования личной свободой и обеспечивает разрешение конфликтов. Такой подход оспаривается сторонниками не только коммунитаризма, но и либерального перфекционизма (perfectionism).

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ - (Соединенное Королевство) (Liberal Party (UK)) Фракция партии вигов, члены которой называли себя "либералами" или "радикалами", образовалась примерно в то время, когда был принят Закон о реформе (1832 г.). Некоторые из этих депутатов парламента попали под влияние экономистов-классиков и (или) утилитаристов ("философских радикалов") Бентама (Bentham) и Джеймса Милля (Mill). Доля либералов среди вигов постепенно увеличивалась в период путаницы с названиями партии - между 1846 (партия тори раскололась из-за отмены хлебных законов, и многие ратовавшие за нее тори, в т.ч. и У.Ю. Гладстон, стали либералами) и 1868 гг., когда было сформировано либеральное правительство большинства. Раскол Либеральной партии произошел в 1886 г., тогда большая часть оставшихся вигов (понемногу склонявшихся на сторону тори) и некоторые другие отказались поддержать предложение Гладстона о гомруле для Ирландии. Тем не менее "чередование" либералов и консерваторов в двухпартийной системе продолжалось до 1915 г. Оживленные споры вызывает вопрос о том, явилось ли вытеснение в 1918-29 гг. либералов лейбористами (в качестве оппозиции консерваторам) неизбежным следствием социальных перемен и расширения избирательного права или, если бы не случай и не конкретные личности, могло бы случиться так, что не лейбористы, а либералы вышли бы окрепшими из 1-й мировой войны, и тогда мажоритарная избирательная система сокрушила бы лейбористов так же, как она сокрушила либералов. Либеральная партия находилась в упадке до начала 1960-х гг., неизменно получая незначительное число парламентских мест в периферийных районах Соединенного Королевства. Начавшееся затем медленное и нестабильное оживление партии можно объяснить разными причинами: обострением конфликта между центром и периферией; распространением имеющего обратную силу голосования, которым избиратели при желании наказывали правящую партию, не желая в то же время голосовать за ее традиционного соперника; некоторым возрождением либеральной идеологии XIX в., а также союзом с Социал-демократической партией (1981-87). Тем не менее либералы (ныне либеральные демократы) по-прежнему страдают от действующей избирательной системы. Они вытеснили лейбористов в качестве оппозиции консерваторам в части периферийных районов и на значительной территории Южной Англии, но им едва ли удастся прийти к власти без пропорционального представительства, соглашаться на которое невыгодно для других партий. Немало элементов традиционного либерализма можно обнаружить у других партий. К примеру, лейбористы унаследовали имидж партии нонконформизма, идеалистически относящейся к внешней политике и занимающейся (по большей части) критикой по второстепенным вопросам, тогда как "тэтчерсистское" (Thatcherism) крыло консерваторов позаимствовало экономические, - но не социальные - взгляды либерализма XIX в.

ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - ЛДП

ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - ЛДП - (Японии) (Liberal Democratic Party (Japan)) Возникнув в 1954 г. в результате слияния Либеральной и Демократической партий, ЛДП вплоть до поражения в 1993 г. выигрывала все выборы в Японии. Партия была разделена на большое количество фракций, а японская избирательная система поощряет фракции вести борьбу как друг против друга, так и против других партий. Впрочем, деление на фракции всегда основывалось скорее на личностных, чем на идеологических мотивах. ЛДП - партия правого крыла, но без четко выраженной идеологии.

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПАРТИИ - (Liberal parties) Столь же различны, сколь широка и расплывчата сама идея либерализма. Все либералы верят в свободу личности, но эта вера принимает самые разные формы: от "классической" либеральной уверенности в существование естественных прав, препятствовать которым государство не имеет права, до "нового" либерализма, господствующего в Либеральной партии Великобритании уже больше века. С его точки зрения, важная задача государства заключается в освобождении людей от бедности, невежества и дискриминации. Есть либеральные партии, которые кое-кто из либералов счел бы не очень либеральными, и такие партии, в названиях которых либерализм не упоминается, но которые многие либералы признали бы по существу либеральными, судя по их целям. Природа либеральной партии в конкретном государстве очень часто определяется типом партии, в оппозиции к которой находятся либералы: партии, считающие своим главным соперником социалистическую партию, более благосклонно относятся к свободным рынкам, чем те, которые выступают против консервативной партии. Чаще всего у либеральных партий нет ни такой социальной основы, как у социалистических, коммунистических, консервативных и аграрных партий, ни такой и территориальной базы, как у региональных и националистических партий. В большей части политических ситуаций ХХ в. либералы стремились и стремятся занять умеренную, центристскую позицию, как правило, между социалистами и консерваторами. Поэтому значение их в целом уменьшилось. Ныне в большинстве стран нет влиятельных либеральных партий, и только в некоторых они находятся у власти либо являются основной оппозиционной правительству силой. Правда, страны эти на редкость неоднородны. Это Австралия, Канада, Колумбия, Гондурас и Япония. Либеральные партии в Австралии и в Японии находятся правее центра, в Гондурасе и Канаде - левее центра, а в Колумбии занимают позицию в центре.

ЛИБЕРТАРИЗМ

ЛИБЕРТАРИЗМ - (libertarianism) Относится прежде всего к тем теориям и взглядам, общей чертой которых является стремление повернуть вспять развитие коллективизма и авторитаризма и "сузить границы государства". В традиционном понимании термин "либертарист" означал "сторонник свободы воли" и использовался как антоним "детерминиста" ("necessitarian"). В дальнейшем либертаристом стали называть тип принципиального вольнодумца, человека, выступающего за отказ от любых запретов и ограничений естественного или инстинктивного поведения, будь то религиозные верования, семейные узы или принуждение к исполнению законов со стороны государства. В настоящее время эти значения являются устаревшими. В современном понимании либертаризм можно разделить на две основные формы. Наиболее определенная форма основана на вере в то, что индивиды обладают (независимо от того, являются ли они частью общества и подвластны законам государства или нет) рядом неотъемлемых прав, прежде всего правом приобретать собственность и сохранять ее. Отрицание государством этих прав нельзя оправдать; в то же время люди должны считать себя обязанными подчиняться государству лишь в той мере, в какой оно обеспечивает их права либо строится на началах добровольности. В наши дни эта теория наиболее четко была изложена в книге Роберта Нозика (Nozick) "Анархия, государство и утопия", ("Anarchy, State, and Utopia", 1974). Считается, что в ней блестяще представлены выводы (например, о том, что налогообложение это - "принудительный труд") из предпосылок (существование прав a priori), которые просто провозглашаются и для принятия которых у нас нет никаких веских оснований. В этом смысле либертаризм в корне противоположен утилитаризму, - он настаивает на том, что ни в коем случае нельзя отказываться от прав личности в угоду общему благу. Как это ни парадоксально, многие его сторонники основывают свои планы наступления на позиции государства на доводах, вполне совместимых с утилитаризмом, и даже явно утилитарных. Экономистов "австрийской школы", пик развития которой олицетворяет авторитет Людвига фон Мизеса и Фридриха фон Хайека (Hayek), больше интересуют основные выгоды, получаемые в конечном итоге от свободных рынков, и необходимость противодействия присущим государству тенденциям к разрастанию и неэффективности. Некоторые авторы, такие как Сэмюель Бриттан, делали попытки примирить утилитаризм и либертаризм. Они утверждали, что, хотя единственным конечным оправданием политики является общая польза для всего населения, это лучше всего трактовать как максимальное расширение автономии личности и сведение к минимуму зависимости от государства. Некоторые либертаристы называют себя "минархистами", подчеркивая свою приверженность идее "минимального" государства (чьи функции ограничиваются ролью "ночного сторожа"), деятельность которого сводится к защите своих границ, а также к обеспечению исполнения договоров и соблюдения (минимального) основ уголовного права. Этим они существенно отличаются от анархистов (anarchists), стремящихся упразднить как государство в целом, так и институт собственности. Либертаристам можно поставить в вину слишком серьезное отношение к государству и недостаточно серьезное - к идее свободы. Господствующее ныне направление этого течения видит только в государстве силу, ограничивающую свободу, тогда как в более широком плане свободу ограничивают как социальные нормы, так и религиозные верования, семейные установления и рыночные силы. Самый убедительный ответ либертаристов на эту критику состоит в том, что волевой человек может преодолеть эти ограничения, но не способен отринуть принудительную власть государства.

ЛИГА НАЦИЙ

ЛИГА НАЦИЙ - (League of Nations) Была учреждена в конце 1-й мировой войны на Парижской мирной конференции держав-победительниц. Самым активным сторонником ее создания был президент США Вудро Вильсон. Но, по иронии судьбы, американский Сенат отказался утвердить участие США в Лиге, и самое сильное государство в мире оказалось в своего рода "изоляции". Из других великих держав только Великобритания и Франция оставались членами Лиги в течение всего времени ее существования. Германия, Советский Союз, Япония и Италия либо вступили позже, либо вышли из Лиги, либо сделали и то и другое. По настоянию Вильсона на Лигу была возложена задача предотвращения международной вооруженной агрессии посредством системы т.н. коллективной безопасности (collective security). Это породило во многих кругах ложные надежды на то, что ведущие страны, входящие в Лигу, отныне будут сдерживать или эффективно наказывать всех агрессоров. В 1930-е гг. эти иллюзии были безжалостно развеяны. С тех пор аналитики расходятся во мнениях относительно того, была бы такая система коллективной безопасности недейственной при любых обстоятельствах или ее провал в каждом конкретном случае был вызван тем, что слишком мало великих держав оставались верными Лиге. Как бы то ни было, когда в 1931 г. Япония вторглась в Маньчжурию, Англия и Франция, в то время единственные члены Лиги, имевшие достаточно большое влияние в этом регионе, не захотели (а возможно, и не смогли бы) применить к агрессору действенные санкции. Затем, в 1935 г., Италия вторглась в Абиссинию, прямой заинтересованности в судьбе которой не было ни у одной из других великих держав. Это, как было широко признано, стало решающим испытанием для Лиги, поскольку на сей раз Великобритания и Франция явно были в состоянии разгромить Италию, если бы дело дошло до глобальной войны. Однако ни в Лондоне, ни в Париже не нашлось достаточной поддержки для мер более решительных, чем частичные экономические санкции (да и те были отменены в 1936 г.). Британский кабинет министров был доволен тем, что можно не рисковать потерей хотя бы части флота в войне с Италией в то время, когда британским владениям на Дальнем Востоке, как считалось, угрожала Япония, а администрация США оказалась парализована принятым Конгрессом законом о нейтралитете. Точно так же французы полагали, что война с Италией из-за Абиссинии явилась бы донкихотством в тот момент, когда все силы Франции были нужны для - возможно - предстоящего в скором времени выяснения отношений с нацистской Германией. В результате в 1936 г. Абиссиния была присоединена к Итальянской империи. Это означало, что Лига Наций как орган противодействия международной агрессии фактически перестала существовать. Формально она существовала до конца 2-й мировой войны, когда была официально заменена Организацией Объединенных Наций.

Предыдущая страница Следующая страница