Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "К" (часть 2, "КИТ"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КИТ"-"КОМ")

КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

КИТАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (Chinese revolution) Захват власти в Китае Коммунистической партией во главе с Мао Цзедуном (Mao), которая к 1949 г. контролировала весь материковый Китай. (См. также: Китайская политическая мысль, "Большой скачок", "Культурная революция").

КЛАСС

КЛАСС - (class) Оксфордский словарь английского языка дает следующее определение класса: "Разделение общества или порядок в обществе согласно статусу; разряд, категория общества". Но это определение класса столь же разъясняет, сколь и вносит путаницу. Маркс (Мarx) или Вебер (Weber) вкладывали в это понятие другой смысл. Вебер специально разделяет понятия класса и статуса. По Марксу, принадлежность к классу определяется отношением к средствам производства. Тот, кто контролирует средства производства, принадлежит к классу помещиков или капиталистов. Если человеку нечего предложить, кроме своей рабочей силы, он принадлежит пролетариату (proletariat). Маркс и Энгельс (Engels) полагали, что "общество в целом все более раскалывается на два огромных класса, непосредственно противостоящих друг другу: буржуазию (buorgeoisie) и пролетариат" и что "управление современным государством представляет собой комитет по управлению делами буржуазии" ("Коммунистический манифест") (1848). У буржуазии и пролетариата прямо противоположные классовые интересы, Политика и экономика - игра с нулевой суммой (zero-sum game). Маркс уточнил (некоторые скажут: запутал) свою модель двухклассового общества, подчеркнув, что "класс в себе" вовсе не обязательно "класс для себя". Только когда пролетариат начнет осознавать общность своих интересов и необходимость противостоять буржуазии, он может стать революционным классом. Люди с ложным сознанием (false consciousness) порой заблуждаются и не сознают, в чем заключаются их истинные классовые интересы. Однако Маркс не всегда строго придерживался двухклассовой модели общества. Например, в "Коммунистическом манифесте" отмечено, что рабочий класс может "вынудить законодательно признать определенные интересы рабочих, воспользовавшись отсутствием согласия в рядах буржуазии. Так, в Англии был принят закон о десятичасовом рабочем дне". (Этот закон, ограничивающий продолжительность рабочего дня, приняли после ожесточенной полемики и при поддержке большинства тори в противовес вигам.) В статьях и политических комментариях Маркс признавал сложность расстановки классов в обществе. Так, он выделял "финансовую аристократию, промышленную буржуазию, средний класс, мелкую буржуазию, армию, люмпен-пролетариат, интеллектуальную элиту, церковников и сельское население", объединившихся против городского пролетариата, восставшего в Париже в 1848 г. Или, например, писал, что "(Луи) Бонапарт (Bonaparte) представляет класс, и это наиболее многочисленный класс французского общества, класс малоземельных крестьян" ("18 брюмера Луи Бонапарта") (1852). Веберу предстояло уточнить разницу между классом и статусными группами. По его мнению, "положение по статусу не определяется только классовой принадлежностью: обладание деньгами или положение предпринимателя сами по себе не подтверждают наличие статуса, хотя могут стать таковым. Отсутствие собственности само по себе не свидетельствует об утрате статуса, хотя может привести к ней". Отсюда становится понятной суть любой викторианской мелодрамы и современной комедии положений. Некий граф N и мойщик окон, работающий на себя, принадлежат к одному классу (как собственники производства), но находятся в разных социальных группах. Мойщик окон в доме у графа и его дочь, моющая окна на фабрике, где она работает, имеют одинаковый социальный статус, но принадлежат к разным классам. К сожалению, английское слово "класс" используется в обоих значениях, в то время как в родном для Маркса и Вебера немецком языке, эти понятия различаются. Обычно рассуждения о классах и политике на самом деле представляют собой рассуждения о социальных группах и политике. Например, в Великобритании при исследовании электорального поведения население традиционно подразделяется по классификации Общества рыночных исследований: A - руководители, администраторы, профессионалы высшего звена; B - управленцы, администраторы и профессионалы среднего звена; C1 - руководители, служащие, администраторы или профессионалы низшего звена; C2 - квалифицированные рабочие; D - полуквалифицированные и неквалифицированные рабочие, занятые в сфере ручного труда; E - государственные пенсионеры, рабочие, не имеющие постоянной работы. Подобная классификация вполне приемлема для исследований рынка, но не для политических оценок. Рекламодатели должны знать, что нет смысла рекламировать товары, предназначенные для групп A и B, среди групп D и E, и наоборот. Но это не имеет ничего общего с понятием класса. При схожести структуры своего потребления мойщики окон, работающие на себя и по найму, при голосовании ведут себя по-разному. Так же обстоит дело с управляющими, которые получают зарплату, и владельцами предприятий. В настоящее время для изучения поведения электората используется более совершенная классификация социальной принадлежности. Она выделяет владельцев собственности и управляющих, мелкую буржуазию (мелких собственников) (petite-bourgeois) и рабочий класс. Современные марксисты никак не могут решить, следует ли относить управляющих (которые контролируют людей и капитал, не являющийся их собственностью) и мелких торговцев (которые владеют собственностью, но слишком незначительной, чтобы контролировать еще что-то, не говоря уже об управлении другими людьми) к "противоположным классам" (см., например, Пулантцас). В то же время само по себе разделение людей на категории весьма спорно. Существует, однако, и другая точка зрения, склоняющаяся к тому, что формальное разделение людей на категории не имеет значения, если их классовая принадлежность и без того ясна. См. также: middle class, working class, class consciousness).

КЛАССИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

КЛАССИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ - (classical economics) Экономические теории, разработанные ведущими теоретиками конца XVIII - начала XIX в., особенно Адамом Смитом (Smith), Давидом Рикардо и Томасом Мальтусом (Malthus). Классики-экономисты во многом расходились, но были единодушны в том, что источниками богатства являются прежде всего рынки и в меньшей степени - правительства, поэтому и выступали за свободную торговлю и минимальное вмешательство государства в экономику. В конце XIX в. классические экономические теории начали возрождаться, в связи с развитием математических методов, сделавших их более доказательными. (см. также: Неоклассическая экономика).

КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

КЛАССОВОЕ СОЗНАНИЕ - (class consciousness) Осознание социального разделения общества и принадлежности к определенной социальной группе. Однако Гегель (Hegel) различал понятия объективного существования класса (class) и его субъективного осознания. С другой стороны, Маркс (Marx) утверждал, что класс, представители которого не осознают взаимосвязь между собой и средствами производства, не является настоящим четко выраженным классом. Так, на примере крестьян эпохи феодализма он доказывал, что они не стали классом, поскольку общность интересов не связывала их национальными узами и не организовывала политически. Самым ярким примером класса, осознающим свою классовую принадлежность, для Маркса являлся пролетариат (proletariat). Однако Маркс понимал, что рабочий класс не всегда отличался чувством солидарности, которое подразумевает эта характеристика, а некоторые из его последователей были убеждены: пролитариат не в состоянии самостоятельно осознать общность интересов, чтобы оформиться в политическую организацию. И хотя, например, Роза Люксембург (Luxemburg) отрицала подобную точку зрения, об этом говорил Ленин (Lenin), и именно по этой причине он отстаивал необходимость создания "авангардной партии", имевшей столь важное значение для развития социализма в России и за ее пределами. Основой, на которой зиждились надежды Маркса на то, что пролитариат разовьет в себе чувство "общности судеб", была его вера в существование у рабочих единых интересов: они постоянно общаются, страдают от несправедливой оплаты труда все больше относительно нищают и в то же время составляют все увеличивающееся большинство населения. На самом деле сегодня рабочие находятся значительно дальше от осознания своей классовой принадлежности, чем во времена Маркса. Интересы рабочих кажутся все менее и менее совпадающими. По мере развития высоких технологий их все более разъединяют профессиональная специализация и получаемые доходы. Рост благосостояния ведет к тому, что все больше рабочих перестают отождествлять себя с угнетенным классом на частных предприятиях, а производственных рабочих становится все меньше. Во многом то же самое произошло в коммунистических странах. Об этом свидетельствует смятение Мао Цзедуна (Mao Zedong), столкнувшегося с хаосом, порожденным его Великой пролетарской культурной революцией (Сultural Revolution), "Кто бы поверил, что рабочие окажутся такими разобщенными?"

КЛЕРИСИ

КЛЕРИСИ - (интеллектуалы)(clerisy) Идея или предложение о создании содержащегося на общественные средства класса или ордена, воплощающего интеллект и культуру нации. В него входят не только теологи и богословы, но и все, кто способен развивать науку. Идея впервые предложена Колриджем (Сoleridge) в "Конституции церкви и государства" (On the Constitution of the Church and State (1830). Он также предлагал ограничить число ученых в университетах, чтобы обладающие знаниями люди были рассредоточены по всей стране. Эту идею горячо поддержали участники движения "Широкая церквь" (Broad Church) и с энтузиазмом встретили такие либералы, как Джон Стюарт Милль (Mill, John Stuart), последовательно выступавший за усиление в политике роли интеллектуалов.

КНУТ

КНУТ - (whip) парламентский партийный организатор, который следит за партийной дисциплиной в парламентской фракции, обеспечивает присутствие членов своей партии на заседаниях парламента и их участие в голосовании. Обычно назначаются главный организатор и один или несколько младших. Название произошло из английского охотничьего жаргона ("wipperin" обозначает участника охоты, управляющего сворой гончих при преследовании добычи). В палате общин Великобритании о деятельности "кнутов" дают представление еженедельно выпускаемые бюллетени, где детально освещаются важнейшие вопросы, по которым предстоит голосование, причем особо важные пункты партийные организаторы подчеркивают тремя линиями. Во многих законодательных органах на "кнутов" также частично возложена ответственность за соблюдение и обеспечение обмена мнениями между лидерами партий и рядовыми членами. "Кнуты" стали связующим звеном между партиями-оппонентами при согласовании законодательной деятельности, - звеном, обозначаемом термином "обычные каналы". Влияние "кнутов" зависит от того, насколько политическая карьера каждого из законодателей связана с лояльностью по отношению к своей партии. Если она незначительна, как, например, в Конгрессе США, влияние "кнутов" невелико. Там, где эта ответственность перед партией велика (например, в британской палате общин), "кнуты" имеют значительно большее влияние. Крайней мерой против члена парламента, голосующего вопреки линии партии, является выговор "кнута", решительно пресекающего парламентские амбиции. Успешная деятельность в парламенте открывает "кнуту" перспективу работы в руководстве партии и даже дорогу к посту министра.

КОАЛИЦИЯ

КОАЛИЦИЯ - (coalition) Любое объединение (например, политических партий) для победы на выборах. Наиболее часто коалиция возникает тогда, когда - по закону - для победы требуется простое большинство голосов и когда ни одна из партий не имеет половины мест в ассамблее. В странах, где власть традиционно принадлежит однопартийному правительству (например, в Великобритании), политики обычно относятся к коалициям с недоверием. Они считают, что в преддверии выборов, на которых ни одна партия не наберет половину мест, избиратели не в состоянии предвидеть, какая коалиция возникнет в результате распределения их голосов, и, следовательно, не располагают необходимой информацией для определения своих электоральных предпочтений. Вопрос усложняется в связи с существованием нескольких вариантов избирательных систем (electoral system). Так, система, требующая получения большинства голосов (относительное большинство голосов), имеет тенденцию к росту числа голосов за две главные партии и, следовательно, к увеличению вероятности того, что одна из них сформирует правительство самостоятельно. Система же пропорционального представительства (proportional representation) может увеличить число представленных на выборах партий и уменьшить вероятность того, что одна партия получит более половины мест. Однако одно из следствий мажоритарной системы - то, что крупные партии по сути дела уже являются "коалициями" существенно различающихся точек зрения, в связи с чем проблемы коалиционных игр переходят из законодательной сферы в тишину партийных офисов. Теория коалиций занимается изучением их формирования и развития. Один из прогнозов, вытекающих из теории азартных игр (zero-sum games), состоит в том, что из всех возможных коалиций вероятнее всего будет сформирована та, которая образует большинство с наименьшим количеством "запасных" мест. Связано это с тем, что "приз" за создание коалиции - правительство (и, соответственно, "распределение портфелей"), имеющие строго фиксированное количество мест, которые лучше всего распределить между наименьшим числом лиц. Альтернативный прогноз предсказывает наибольшую вероятность создания коалиций идеологически близких участников. Такой прогноз легче подтвердить фактами, хотя здесь возникает проблема измерения степени "идеологической близости".

КОКУС

КОКУС - (caucus) Партийно-фракционные закрытые совещания для решения организационных и/или стратегических вопросов. В США проводятся для выдвижения кандидатов от партии на политические посты. В 16 штатах кокусы членов местных партийных организаций яволяются первым шагом многоступенчатого процесса формирования партийной делегации штата на съезд партии, на котором избираются кандидаты в президенты. Наиболее известные кокусы этого типа проходят в штате Айова. Они избирают депутатов на окружные партийные конференции в соответствии с предпочтениями присутствующих в отношении конкретного кандидата в президенты. Первичные выборы (primary elections) предоставляют рядовым членам партии альтернативные возможности участия в выборах кандидатов на должность президента страны. Понятие "кокус" применяется в США также к партийным организационным структурам в Конгрессе. Партии, представленные в каждой из палат, периодически проводят закрытые собрания для избрания официальных лиц, производства назначений, а также для обсуждения важных политических вопросов. Среди демократов такие собрания называются кокусами, а современные республиканцы предпочитают слово "конференция". Значимость кокусов или конференций членов Конгресса время от времени менялась: обычно они имели большее значение в Палате представителей, чем в Сенате; демократы были склонны относиться к ним серьезнее, чем республиканцы. В первые годы существования республики на созываемых в Конгрессе кокусах выдвигали кандидатов в президенты и вице-президенты. Лидеры партий в Конгрессе периодически пытаются использовать механизм таких собраний для установления партийной дисциплины в законодательном органе. Так было в годы президентства Томаса Джефферсона (Jefferson) и Вудро Вильсона. В последнее время кокусы, созываемые Демократической партией в Палате представителей, занимаются обсуждением законодательных предложений и работают по правилу, в соответствии с которым решение, одобренное двумя третями присутствующих, обязательно для всех членов партии во время окончательного голосования по законопроекту в Палате представителей. В начале XX в. республиканское руководство в Палате представителей использовало кокусы для поддержания партийной дисциплины. Так, в 1925 г. оно избавилось от непокорных членов партии, поддержавших годом ранее кандидатуру Роберта Лафоллета на пост президента от Прогрессивной партии. Демократический кокус в Палате представителей сорок лет спустя предпринял аналогичные действия в отношении двух членов партии, решивших поддержать кандидата в президенты от республиканцев Барри Голдуотера на выборах 1964 г. В 1970-х гг. демократический кокус в Палате представителей внес изменения с далеко идущими последствиями в структуру власти в Конгрессе, отменив порядок назначения на руководящие должности по старшинству (seniority rule) и введя принцип назначения руководителей комитетов при условии их одобрения на кокусе. В 1974 г. были освобождены от своих постов три председателя комитетов. Позднее роль кокусов еще более возросла, поскольку теперь требовалось их одобрение для назначения членов комитета по процедурным вопросам (Rules Committee) и председателя комитета по бюджетным ассигнованиям. Дальнейшие процедурные изменения предоставили основному комитету демократической фракции, руководящему и политическому комитету право назначать членов постоянных комиссий при условии одобрения их кандидатур на кокусе. В национальных законодательных органах США существует также другой тип кокусов. Это неформальные организации, состоящие из связанных общими интересами членов соответствующего органа, которые собираются с целью изменения повестки дня. Участвовать в таких кокусах могут представители различных партий. Один из лучших тому примеров - Черный кокус в Конгрессе США, который является организацией афро-американских законодателей. Существуют также латиноамериканский и ряд других кокусов.

КОЛЕБЛЮЩИЙСЯ ИЗБИРАТЕЛЬ

КОЛЕБЛЮЩИЙСЯ ИЗБИРАТЕЛЬ - (floating voter) Избиратель, который не голосует постоянно за ту или иную политическую партию, а "плавает" между ними. Когда в 1930-х гг. начали исследовать электоральное поведение, обнаружили, что большие группы избирателей постоянно, от одной предвыборной кампании до другой, оставались верными какой-либо одной партии, привлекаемые социальным происхождением ее членов, и лишь немногие изменяли этому правилу. Однако, как считалось, эти "колеблющиеся избиратели" относятся к идеальному, демократическому типу избирателей, поскольку они хорошо информированы и не предубеждены в своем выборе. Политические деятели и аналитики полагали, что такие избиратели поддерживают баланс между "блоками" убежденных сторонников, и видели в этой поддержке основную силу, обеспечивающую обретение политической власти. Последующие исследования, однако, показали, что "колеблющиеся" были на самом деле более аполитичны, менее информированы по части насущных проблем, чем другие, и более склонны голосовать как Бог на душу положит.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ - (quantitative мethods) Набор математических и статистических методов, используемых для анализа данных. Для проверки эмпирических теорий и гипотез политологи прибегают к широкому комплексу источников, включая первичные качественные данные, такие как документы, неструктурированные интервью, наблюдения участников событий, и первичные количественные данные, такие как итоги выборочных опросов или агрегированная статистика, например результаты выборов, материалы переписей или общенациональные статистические серии. Для анализа количественных данных, во-первых, необходимо описать их, т.е. структурировать информацию и определить общие параметры. Во-вторых, когда они определены, важно изучить внутреннюю связь между вариантами, чтобы увидеть, поддаются ли они ассоциации или корреляции и если да, то в какой степени. В-третьих, исходя из того, что исследователь априори имеет основания для установления причинных связей между вариантами, возникает вопрос, насколько изменения в причинах или предсказанных или независимых переменных могут объяснить изменения в следствиях или в предсказанных либо зависимых переменных. Наконец, если данные получены из выборочного опроса, возникает вопрос, насколько верно эти результаты отражают точку зрения всего населения. Для выполнения этих четырех функций: описания, ассоциации и корреляции, объяснения, выводов - политологи используют набор статистических и математических методов. Выбор методов варьируется в зависимости от различных соображений, прежде всего от уровня измерения. На низшем уровне явления разбивают на группы так же, как при опросах, где респонденты классифицируются по социально-экономическим критериям (например, рабочий класс или средний класс, католики или протестанты) или по принципу партийной принадлежности (например, консерваторы или лейбористы, христианские демократы или социал-демократы, республиканцы или демократы). Такие данные именуются данными номинального или категорического уровня. Следующий уровень - это тот, где явления могут быть выстроены в иерархию по принципу "более чем менее тем" по сравнению с базисом. Так, например, страны могут быть выстроены по ранжиру в зависимости от того, являются ли они на основе соответствующего критерия "более или менее" демократическими. Подобные данные называются данными ординального уровня. На третьем, и самом высоком, уровне измерения известны не только порядок распределения явлений, но и величина различий в масштабном выражении. Примерами могут служить данные переписей о социальном составе электората в избирательных округах, численность конкретных групп в процентах или данные о выборах, показывающие распределение голосов между партиями. Эти сведения именуются данными интервального уровня. Для каждого уровня измерения имеется набор статистики, обеспечивающей выполнение изложенных выше функций. Данные номинального уровня могут быть описаны с помощью модального и категорийного распределений. Ассоциация может быть измерена с помощью такой статистики, как число "фи" и коэффициент вероятности. Объяснение может быть достигнуто посредством логолинейного анализа (наглядных схем на основе логарифмических координат). Статистическая значимость обычно единичных переменных вариантов по пропорциям ошибки в выборке (как, например, в прогнозах при опросах) или путем ассоциации с использованием ши-квадратного теста. Данные ординарного уровня обычно описываются путем расчета половинного или четвертичного, восьмиричного или десятичного распределения данных. Наиболее распространенный способ измерения ассоциации - это "ро" Спирмена. Значимость оценивается путем t-теста. Данные интервального уровня обычно описываются с помощью средних или стандартных отклонений, и они проверяются для определения ошибок в выборках. Корреляция измеряется с помощью "r" Пирсона. Объяснение обеспечивается регрессивным анализом (на основе возвращения к исходной точке). Значимость оценивается на основе тестов "ти" и "фи". Помимо этого, конечно, данные могут быть смешанными с точки зрения уровней, и для работы с ними разработана соответствующая методика. Например, может оказаться желательным изучить взаимосвязь между переменными номинального и интервального уровня, используя анализ вариантного теста. Наконец, в тех случаях, когда имеется много вариантов различных типов и исследователи стремятся выделить основные сходства и различия, применяются сложные методики, включая факторный, пучковый дискриминантный анализ. Подобные методы широко применяются политологами применительно к целому спектру контекстов, например для изучения гонки вооружений, политической стабильности, политического насилия и поведения законодателей. Однако в основном они используются при изучении электоральных позиций и поведения избирателей. Здесь данные легко поддаются количественному выражению, и поэтому такая методика применяется наиболее широко. Хотя количественные методы, без сомнения, способствовали углубленному изучению политики, нельзя не подвергнуть критике чрезмерный энтузиазм в отношении их использования (применение количественных методов ради них самих), а также приравнивание полученных результатов к результатам научных экспериментов (некорректное применение методов естественных наук к данным социальной жизни) и преувеличенное внимание к числам за счет объяснения смысла (определение существования статистически значимого коэффициента корреляции или регрессии почти ничего не дает с точки зрения понимания смысла этого процесса). Подобная критика привела к некоторой сдержанности и осторожности в применении количественных методов.

КОЛЛЕГИЯ ВЫБОРЩИКОВ

КОЛЛЕГИЯ ВЫБОРЩИКОВ - (Electoral College) Механизм косвенных выборов государственных служащих. Для избрания президента и вице-президента США формируется коллегия выборщиков, состоящая из 538 специально выбранных лиц. В это число от каждого штата входит столько человек, сколько конгрессменов и сенаторов делегирует этот штат в законодательный орган плюс еще трое от округа Колумбия. Чтобы быть избранным, кандидату необходимо получить абсолютное большинство голосов в коллегии выборщиков (в настоящее время - 270). Если ни один из кандидатов не получает абсолютного большинства голосов, то выборы производятся Палатой представителей, при этом делегация от каждого штата имеет один голос. Работу коллегии выборщиков хорошо иллюстрирует случай, который произошел в Калифорнии в 1992 г. Штат имел в Палате представителей 52 члена и, подобно любому другому штату, - двух сенаторов. Соответственно в день выборов калифорнийцы должны были избрать 54 выборщика по альтернативным спискам, каждый из которых теоретически отражал мнение партий. Большинство отдали предпочтение списку потенциальных сторонников Билла Клинтона и Аллена Гора, и, по существующему правилу "Победитель получает все", 54 голоса выборщиков от этого штата были отданы кандидатам, чья партия составила список. Когда подсчитали результаты голосования по другим штатам, оказалось, что "связка" Клинтон -Гор получила предпочтение в 33 штатах и в столичном округе Колумбия, что дало ей 370 голосов выборщиков, в то время как Буш и Дэн Куэйл получили 168 голосов в 17 штатах, а Росс Перо и Джеймс Стокдейл хотя и добились огромного успеха, получив в национальном масштабе 19% голосов избирателей, не победили ни в одном штате и, следовательно, не получили ни одного голоса ни в одной из коллегий выборщиков. Большинство этих правил были разработаны в Конституционной конвенции 1787 г. и явились компромиссом между сторонниками прямых всенародных выборов президента и теми, кто хотел, чтобы президент избирался законодательным органом. Первоначально предлагалось в коллегию выборщиков избирать только выдающихся граждан штата, не поддающихся быстро меняющимся настроениям общества. Однако вскоре, с появлением политических партий и введением системы прямых выборов, это положение изменилось. Правило "Победитель получает все" или договоренность, согласно которой все голоса коллегии выборщиков какого-либо штата отдаются штату, набравшему самое большое число голосов избирателей, в американской Конституции не зафиксированы. На практике случается, что штаты выбирают неангажированных выборщиков или выборщики нарушают свои обязательства, голосуя не за того кандидата, за которого обещали. Поскольку коллегия - институт конституционный, выборщиков за такое поведение наказать нельзя. Реформаторы регулярно ставят под вопрос достоинства коллегии выборщиков, особенно их беспокоит присущий этой системе фактор случайности, когда ни один из кандидатов не получает большинства голосов ее членов. Так происходило в 1800 и в 1824 гг. и могло случиться в 1960, 1968, 1980 и 1992-м. Если выборы (президента) поручались Конгрессу, то переговоры, необходимые для формирования большинства, порой грозили кризисом законности. Они могли также затянуть принятие решения до начала января, когда до инаугурации остается около двух недель, и тем самым породить опасный период неопределенности. Существуют также опасения по поводу вероятности избрания президентом кандидата, получившего меньшее число голосов граждан, чем его оппонент, и возникающих в связи с этим юридических проблем. Такой результат и на самом деле имел место в 1824 и 1888 гг. и был опасно близок в 1844, 1880, 1884, 1960 и 1968 гг.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ - (collectivization) Процесс отмены частной собственности на землю в пользу государства или (как считается) коллективного землевладения. Вследствие трудностей с заготовками сельскохозяйственной продукции, возникших в СССР в 1927-28 гг., Сталин поставил перед партией цель - к полной коллективизации крестьянского хозяйства в 1929 г. На экспортированных землях были созданы крупные коллективные хозяйства (колхозы), в которых в полной мере использовался крестьянского хозяйства труд, хотя официально крестьянство составляло класс, отличающийся от других государственных наемных работников. В соответствии с духом времени, пропитанного кампанейщиной, коллективизацию осуществили в кратчайшие сроки. Все, в т.ч. скот, передали в коллективную собственность. Многих из лучших и подчас зажиточых крестьян назвали кулаками (kulaks), отправили в ссылку или убили во время проведения кампании по "ликвидации кулака как класса". Впоследствии условия жизни крестьян были смягчены, однако те, кто выжил, не имели права вплоть до 1960-х гг. менять место работы без разрешения властей. Подобная политика нанесла огромный вред сельскохозяйственному производству, уничтожив многолетний опыт крестьян работы на земле и привязанность к ней. Ослабление контроля государства, которое произошло впоследствии не привело к увеличению сельскохозяйственного производства, поскольку к тому времени крестьянам официально разрешили работать на личных подворьях. По иронии судьбы, а отчасти и потому, что из хозяйств ушли самые способные крестьяне, усилия власти по ликвидации колхозов наталкиваются на упорную оппозицию тех, кто боится работать в условиях рыночных отношений.

КОЛЛЕКТИВИЗМ

КОЛЛЕКТИВИЗМ - (collectivism) Первоначально применялся в отношении анархизма (anarchism) Бакунина (Bakunin). В политическом смысле утверждал моральный статус коллектива как свободно образованного и самоуправляемого сообщества, в противовес первичности индивида или государства. Однако, с конца XIX в. коллективизм стал пониматься в контексте определения целей и процедур принятия решений в индустриальном обществе. Во-первых, термин часто употребляют по отношению к любой доктрине, выступающей за приоритет "общественного блага" над интересами индивида. В частности, коллективизм ассоциируется с равенством между гражданами. Во-вторых, достижение целей индустриального общества требует расширения общественной ответственности и государственного вмешательства в форме принятия юридических актов, выделения субсидий и дотаций или создания общественной собственности. В-третьих, замена рыночных отношений системой управления, принимающей административные решения, породила связь между коллективизмом, бюрократией и централизованной властью. Более точную картину дает теория представительства в индустриальном обществе (см.: Бир. С. Современная британская политика, - Beer S. Modern British Politics, 1965). В соответствии с этой теорией, коллективизм приводит к участию в государственном управлении группы организованных производителей. Такие группы часто называют "функциональным представительством" (см. также: Корпоратизм). Таким образом термин "коллективизм" служит не очень точным обозначением ряда особенностей современной политической жизни. В последние годы институты и принципы коллективизма подверглись серьезным нападкам со стороны неолиберальных критиков в разных странах Европы, хотя значение роли государства и организованных групп интересов теперь трудно отрицать.

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - (collective security) Система поддержания мира и безопасности в мировом или региональном масштабе, обеспечиваемая совместными согласованными усилиями всех государств. Центральной идеей коллективной безопасности является постоянное поддержание баланса силы (balance of power), подразумевающее, что все страны, входящие в международное сообщество, договариваются препятствовать вооруженной агрессии со стороны любого из членов сообщества. Логика этой схемы заключается в том, что ни одно государство не может противопоставить себя другим членам и это должно служить постоянному сдерживанию агрессии (подобное допущение весьма затруднительно, если в систему входят ядерные державы). Обеспечение коллективной безопасности предъявляет к странам-участницам серьезные требования. Во-первых, все государства должны безусловно принять существующее status quo и отказаться от применения силы в любых целях, кроме защиты своей территории. Во-вторых, все государства должны договориться о четком определении понятия "агрессия", чтобы при возникновении соответствующей ситуации между ними не возникали разногласия. В-третьих, все государства, особенно крупные державы, должны быть готовы предоставить свои вооруженные силы и/или финансовые средства (либо создать, оплатить международные вооруженные силы и изыскать возможности контроля за ними) с целью предотвращения актов агрессии, даже если они не затрагивают их собственные интересы или даже им противоречат. В-четвертых, все государства должны активно противодействовать любому нарушению введенных санкций (появлению "лазеек" в системе санкций), которое было бы выгодно стране, признанной агрессором. Попытки Лиги Наций (League of Nations) создать систему коллективной безопасности потерпели неудачу из-за ее неспособности выполнить эти условия. Механизмом коллективной безопасности является Совет Безопасности ООН (The United Nations Council). Его операцию в 1991 г. против Ирака, совершившего нападение на Кувейт, можно рассматривать как пример успешного претворения в жизнь идей коллективной безопасности.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - (collective responsibility) Правило работы правительственного кабинета Великобритании, согласно которому решения по важным вопросам не должны приниматься отдельными министрами до созыва кабинета министров, а решения, принятые кабинетом министров, должны активно поддерживаться всеми членами правительства. Важное значение этого правила для Великобритании подтверждается тем, что несоблюдение его как в публичных выступлениях, так и при голосовании в парламенте, как правило, приводит к отставке соответствующих министров. Коллективная ответственность считается необходимой для стабильного управления, и ей строго следует теневой кабинет, желающий выглядеть надежной альтернативой правительству к следующим выборам. Критики этого правила утверждают, что его соблюдение связывает свободу дискуссий и придает политике премьер-министра видимость легитимности, в то время, как в действительности она противоречит мнению большинства членов правительства. Исключение из этого правила допускается в том случае, если речь идет о внесении законопроекта отдельным членом кабинета. Такое исключение имеет место лишь тогда, когда в правительстве отсутствует единство по ключевым политическим вопроса и это может привести к его отставке. Например, в 1974-75 гг. членам правительства было позволено делать собственный выбор во время референдума о вступлении Великобритании в Европейское Экономическое Сообщество (ныне, Европейский Союз).

КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

КОЛЛЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО - (collective leadership) Принцип коллективного руководства обычно применялся в советской партийной иерархической системе сразу же после смерти или отстранения от должности генерального секретаря. Это происходило после смерти Ленина в 1924-м, смерти Сталина в 1953-м и после снятия с поста Хрущева в 1964 г. Однако руководящая роль нового генерального секретаря очень скоро восстанавливалась.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИСК

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИСК - (class action suit) Судебный иск одного лица, представляющий интересы группы людей, поэтому и рассматривается в одном судебном процессе. Практикуется главным образом в США.

КОЛОНИАЛИЗМ

КОЛОНИАЛИЗМ - (colonialism) Политика и практика сильной державы по установлению территориального контроля над слабой страной или народом. Первоначально латинское слово colonia обозначало просто загородное владение. Но уже в классической латыни оно приобрело значение владения, размещенного на территории, принадлежащей другому государству. Такой вид колонизации был обычным в классическом Средиземноморье и средневековой Европе. Английские правительства в средние века и начале новейшего времени колонизировали Уэльс и Ирландию в классическом смысле этого слова с тем, чтобы английские фермеры защищали английское правление от враждебных валлийцев и ирландцев. В наше время это можно увидеть на территории, расположенной к востоку от населенных пунктов Западного Ольстера, где дома протестантских "колонистов" находятся среди жилищ католиков, живших здесь искони. В своей нашумевшей книге (1975) Майкл Хечтер, рассказывая о внутреннем колониализме (Internal Colonialism) на Британских островах, утверждал, что периферийные районы всегда были колонией Англии. Следует отметить, что слово "колониальный" следует брать в кавычки, если колонизация произошла в давние времена, и потомки поселенцев (например, в Южной Африке) ощущают себя так же, как и потомки коренных жителей. Колониализм часто рассматривают в качестве атрибута империализма конца XIX в., установившего господство над обширными территориями. Империалистов Редьярд Киплинг называл "попавшей в капкан хмурой публикой, наполовину дьяволами - наполовину детьми" ("Бремя Белого человека" "TheWnite Man's Burden"). В уничижительном смысле это слово употребляется для обозначения мнимого расового превосходства и совокупности отношений, мыслей и действий, вызываемых этим чувством. Стало местом утверждения о том, что расизм и ксенофобия - это "завезенный в свой дом колониализм".

КОЛРИДЖ СЭМЮЭЛ ТЕЙЛОР

КОЛРИДЖ СЭМЮЭЛ ТЕЙЛОР - (Coleridge, Samuel Taylor) (1772-1834) Родился в Девоне, образование получил в Сrist's Hospital ("Приют Христа") и с перерывами в Jesus Colleg Кембриджского университета, который закончил в 1794 г., не получив ученой степени. В голове Колриджа, пользуясь словами, сказанными им самим о Шекспире, "витали мириады идей". Он внес значительный вклад не только в поэзию, но также inter alia в теологию, философию, психологию, политическую теорию и литературную критику. Первоначально его политические симпатии были на стороне радикального сектантства и анархо-коммунизма. Одновременно он питал сильное пристрастие к "пантисократическим" идеям Роберта Саути о небольших общинах, в которых каждый граждан имел бы возможность участвовать в управлении. Революционные события во Франции и экстремизм якобинцев заставили его изменить отношение к правительству и собственности, а также вызвали сильную антипатию к теориям естественных прав, которые он считал вредными абстракциями, далекими от национальной культуры. Однако главным философским "оппонентом" Колриджа был безбожный материализм - опасная склонность ума, которая ассоциировалась у него с такими радикалами, как Пейн и Годвин, а также с утилитаристами типа Бентама (Bentham). Одно из наиболее стойких убеждений Колриджа заключалось в том, что только великие традиции христианского платонизма могут служить противоядием от материализма и рационализма. Этой теме он уделил особое внимание в "Мирских проповедях" ("The Lay Sermons"). В последнем опубликованном сочинении по вопросам политической философии "О конституции церкви и государства" ("On the Constitulion of the Church and State", 1830) он, всячески избегая приевшихся банальностей англиканства, пропагандировал идею клериси (clerisy) и решительно отстаивал идею развития всех способностей человека как непосредственной цели правительства.

КОМИТЕТ

КОМИТЕТ - (committee) Дословно: небольшая группа людей, которой большая группа предоставила полномочия совершать определенные действия или подготавливать рекомендации. Однако в расхожем понимании этого слова комитет не всегда является частью большей группы. Например, "Комитет ста" был свободной постоянной группой в составе Движения за ядерное разоружение (CND) в 1960 г. Кроме того, комитет может образовать небольшая группа избирателей. См.: Black.

КОМИТЕТ 1992 ГОДА

КОМИТЕТ 1992 ГОДА - (1992 Committee) В Палате общин Комитет заднескамеечников - членов Консервативной партии, служащий связующим звеном между заднескамеечниками и руководством партии.

КОМИТЕТ ВСЕЙ ПАЛАТЫ

КОМИТЕТ ВСЕЙ ПАЛАТЫ - (committee of the whole (house)) Число членов законодательных комитетов, как правило, ограничено. Однако все их члены имеют право участвовать в обсуждении законопроектов в том случае, если весь законодательный орган выступает в качестве комитета. Эта процедура широко используется в Палате представителей США (но не в Сенате) для ускорения законодательной деятельности. Председательствует в комитете всей палаты специально назначенный спикером член палаты; для кворума достаточно 100 человек (вместо 218, необходимых в других случаях). В английском парламенте комитеты всей палаты имеют различные цели. Они используются для дискуссий по особо важным вопросам, к участию в которых, как считается, следует допускать любого члена палаты. Так, в течение столетий - до процедурных изменений 1960-х гг. - все законопроекты по налогообложению или расходам рассматривались сначала в Палате общин, заседавшей как комитет всей палаты. Таким же образом в 1993 г. происходило обсуждение Маастрихтского законопроекта (Maastricht).

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ - (Public Accounts Committee) Учрежден в 1861 г. для проверки отчетов правительственных департаментов и учреждений Соединенного Королевства с целью обеспечить расходование выделенных этим организациям средств по назначению, определенному парламентом. Комитет государственного контроля, поддерживаемый независимым Национальным управлением аудита, является одной из наиболее могущественных организаций. Комитет состоит из 15 членов парламента и возглавляется депутатом от оппозиции.

КОМИТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

КОМИТЕТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ - (political action committee) см.: КПД (США) (PAC (USA)).

Предыдущая страница Следующая страница