Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КИТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КИТ")

КАБИНЕТ

КАБИНЕТ - (cabinet) 1. Регулярные заседания министров под председательством главы правительства, уполномоченных принимать решения от имени правительства в целом. Такой кабинет характерен для парламентской формы правления, в т.ч. и для существующей ныне в Великобритании. 2. Регулярные заседания министров, консультирующих главу правительства, но не разделяющих ответственности за окончательное решение. Этот тип кабинета представлен в американской президентской системе. 3. Группа политических советников при министре (в этом значении часто пишется в кавычках и произносится по-французски, чтобы указать на его происхождение и на отличие от первых двух значений. Министерские cabinets существуют в ряде правительств европейских стран. Термин "кабинетная система" относится к первому значению и объясняется в данной статье. Кабинетные системы объединяют два общих принципа. Во-первых, принцип коллективной ответственности (collective responsibility), министры кабинета участвуют в процессе принятия решений кабинета и обязаны публично отстаивать их независимо от собственного мнения. Во-вторых, они подчиняются принципу отчетности перед парламентом (accountability). Однако если принципы работы кабинетов универсальны, их структура, состав и деятельность на практике весьма различны. Число членов кабинета колеблется от 10 до 40 и зависит главным образом от абсолютного уровня государственных расходов и обусловленного этим объема управленческих задач. Кроме этого, численность определяется решениями о пропорции. В Канаде фактически все министры являются членами кабинета (от 30 до 40 человек). Это объясняется необходимостью обеспечивать представительство и от территорий, и от отраслевых министерств. В Великобритании в кабинет входит только пятая часть министров (всего их более ста). Кабинеты различаются практикой создания. В правительстве социал-демократов в Люксембурге, Исландии и Швеции кабинетов нет. В первых двух случаях масштаб деятельности правительства достаточно ограничен и все вопросы решаются на совещаниях кабинета в полном составе. В других случаях отдельные функции кабинета делегируются его комитетам. Обычно имеются постоянные комитеты по иностранным делам, обороне, экономической и бюджетной политике. Работа постоянных и временных комитетов существенно различается. Количество членов кабинета и комитетов кабинета формально определяет премьер-министр. На практике же многие премьер-министры сталкиваются с различного рода ограничениями. В наибольшей степени это проявляется, например, в работе лейбористских правительств Австралии и Новой Зеландии, где членство в кабинете определяется по итогам парламентских выборов, а власть премьер-министра ограничивается распределением министерских портфелей. В странах с федеральным устройством и сильными региональными правительствами премьер-министрам приходится обеспечивать соответствующее представительство территорий, а в коалиционных правительствах - представительство партнеров по коалиции. Небольшие, но влиятельные партии могут сохранять длительный контроль за определенным портфелем в кабинете (пример "свободных демократов" в Германии). В условиях длительного контроля партией большинства над правительством назначения в кабинет отражают расстановку сил внутрипартийных фракций (например, либерально-демократические правительства в Японии). Особенности деятельности кабинетного правительства соответствуют его структуре, членству и роли премьер-министра. В многопартийных коалиционных правительствах возможности премьер-министр имеет ограниченную возможность определять повестку дня, выступать арбитром между министрами во время дебатов в кабинете. Даже в кабинетах, где существует относительное согласие, но сформированных из членов более чем одной партии или представляющих различные территории, процесс принятия решений может быть медленным и хаотичным. Поэтому их часто обвиняют в неэффективности управленческой деятельности. В Соединенном Королевстве кабинет обычно формируется из членов партии большинства, поэтому его деятельность отличается единством целей. К тому же, ведущая роль премьер-министра как "первого среди равных" ("primus inter pares") здесь неоспорима. С момента образования во время 1-й мировой войны современной кабинетной системы, когда официальные заседания кабинета обслуживались секретариатом, проводились по заранее согласованной повестке дня и по завершению оформлялись протоколом, премьер-министр получил полный контроль за исполнением повестки дня. Премьер-министр имеет также право создавать при кабинете министров комитеты, определять их компетенцию и реализовать их рекомендации в политике правительства. Кабинетное правительство Великобритании, как утверждают его критики, страдает не столько от неразберихи и неэффективности, сколько от всевластия премьер-министра. Такие представления утвердились после публикации дневников Кроссмана, в деталях рассказавшего о работе правительств Вильсона в 1964-70 гг., и в результате получившего известность вопиющего пренебрежения к коллективным решениям, которое демонстрировала М. Тэтчер, будучи премьер-министром в 1979-90 гг. За длительное время накопились многочисленные свидетельства того, как премьер-министры в обход кабинета, где он мог встретиться с оппозицией по проблемам экономики и обороны, проводили свою линию с помощью тщательно подобранных комитетов кабинета. Так поступал Эттли в послевоенный период при выработке политики независимого сдерживания ядерной угрозы; так действовала Тэтчер в начале 1980-х гг., решив сконцентрировать экономическую политику в ведении министров-монетаристов. Однако в остальном премьер обычно предпочитает коллективные решения или, при несогласии с ними, по крайней мере делает вид, что считается с ними. Эттли делегировал министрам, работавшим в комитетах кабинета, значительную власть; Черчилль и Макмиллан гордились своим аристократическим подходом в решению ключевых вопросов, не допускающим длительных обсуждений; известно, что Калаган проявлял полное уважение ко всему, что предпринимал кабинет для ликвидации финансового кризиса в 1976 г.; даже Tэтчер по ряду политических вопросов уступала оппозиции в кабинете, вызывая нарекания своих сторонников по Консервативной партии. Более того, была развеяна окружавшая работу кабинета атмосфера секретности. В мае 1992 г. правительство Мейджера впервые опубликовало "Вопросы процедуры для министров" ("Questions of Procedure for Ministers") - регламент работы кабинета, что в Великобритании было почти равносильно Конституции правительства, и обнародовало имена министров, состав и назначение 16 постоянных комитетов и 10 подкомитетов кабинета. При этом министр по делам кабинета разъяснил: несмотря на то, только министру финансов официально предоставлено право оспаривать решения комитета в присутствии всего кабинета, тех же полномочий может с успехом добиться любая коалиция из пяти или более министров. При Мейджере тезис о "правительстве премьер-министра" утратил свое прежнее значение.

КАДРЫ

КАДРЫ - (cadre) Первоначально термин обозначал "постоянный костяк воинского подразделения, офицеров и сержантов, вокруг которых могут быстро сплотиться рядовые" (Словарь Чемберса). По аналогии в России стал употребляться в значении "ячейка подготовленных коммунистических руководителей или члены такой ячейки". Использование военного термина в сфере политики свидетельствовало о желании ленинского руководства создать дисциплинированную, иерархически структурированную и быстро действующую систему командования революционным движением. Кадровая система явилась также воплощением идеи "авангардной роли партии", которая, как полагал Ленин (Lenin), была необходима вследствие неспособности рабочего класса самостоятельно выработать классовое сознание. Партийные ячейки создавались по месту жительства, во всех общественных организациях и на рабочих местах. При этом руководство партячеек отвечало не перед рядовыми членами организации, а перед вышестоящими партийными кадрами. Наличие системы контроля сверху за назначением и расстановкой кадров обеспечило приход к власти Сталина.

КАЗЕННАЯ КОРМУШКА

КАЗЕННАЯ КОРМУШКА - (pork barrel legislation) Pork barrel (амер. полит. жарг.) - "бочка с салом", т.е. "кормушка", выгодное предприятие, дающее деньги и всякого рода привилегии, получаемые от правительства. Законодательный акт, в соответствии с которым правительство выделяет средства на проекты в конкретных избирательных округах. Особенно типичны для политической жизни США, где законодатели стремятся размещать военные объекты, транспортные системы или правительственные учреждения в своих избирательных округах. Перспективы на выборах, особенно для конгрессменов, часто зависят от того, сколько "сальца" они смогут "подбросить в свои округа. Члены Конгресса не склонны ставить преграды проектам своих коллег даже в том случае, если их собственные проекты провалились.

КАЛХУН ДЖОН КОЛДУЭЛЛ

КАЛХУН ДЖОН КОЛДУЭЛЛ - (Calhoun, John C.) (1782-1850) Калхун получил известность в трех сферах деятельности. Во-первых, это известный американский политик 1811-50 гг.: влиятельный член Палаты представителей (1811-17), военный министр (1817-25), вице-президент (1825-32), сенатор от Южной Каролины (1832-44, 1845-50), государственный секретарь (1844-45). О Калхуне как политическом деятеле отзывались по-разному. Его называли то патриотом, то националистом, то апологетом рабовладельческого Юга, то "первым среди посредственностей", оппортунистом и разрушителем Союза. Не вызывает сомнений одно - последние 20 лет жизни он был одним из лидеров Старого Юга, пытавшихся отстаивать его интересы в Союзе. Во-вторых, он известен как теоретик политического устройства государства. Его основные труды в этой области: "Записка Собранию Южной Каролины" ("South Carolina Exposition and Protest", (1828); "Исследование о правительстве" ("Disquisition on Government") и "Трактат о Конституции и Правительстве Соединенных Штатов" (A Discourse on the Constitution and Government of the Unitd States). Два последних были опубликованы уже после смерти Калхуна в 1850 г. В "Записке" отстаивается право штата на несоблюдение федерального закона в случае его неконституционности. "Трактат о конституционности..." посвящен правам штатов и идеям плюрализма исполнительной власти. В "Исследовании о правительстве" Калхун ставит вопрос о согласованных действиях правящего большинства, основанных не на численном превосходстве, а на интересах, каждый из которых представляет собой "взаимное отрицание". Все эти исследования имели научное обоснование и преследовали одну цель - не допустить выхода южных штатов из Союза. Однако общественно-политическое значение исследований зависело от того, согласятся с ними политические деятели Севера или нет. Для теоретика, одержимого мыслью о власти, это была по меньшей мере весьма существенная недоработка. И третье, в чем Калхун может претендовать на всеобщее признание, - это аналитические проблемы, завещанные им политикам и политологам будущего. Одна из них - "группы давления" (pressure groups); другая, более серьезная, - возможность защиты интересов территориальных меньшинств в рамках сохранения Союза. Но Калхун, как и никто после его смерти, так и не смогли решить эти проблемы. Короче говоря, имя Калхуна употребляется чаще всего в связи с проблемами, которые ему не удалось решить.

КАЛЬВИН ЖАН

КАЛЬВИН ЖАН - (Calvin, Jean) (1509-64) Швейцарский богослов и религиозный лидер. Родился в Нуайоне, изучал искусство в Париже и право в Орлеане. В 1536 г. бежал из Франции от преследований. В Базеле опубликовал сочинение "Наставление в христианской вере" ("Christianae Religionis Institutio"), в котором изложил доктрину Реформации, центральной идеей которой являлась идея "предопределения". С 1537 г. жил в Женеве. В 1541 г. (впервые в христианстве) обосновал идею теократии, согласно которой вопросы государства, общественной и личной жизни регулировались Реформаторской церковью. Провозглашенное Кальвином превосходство церкви над государством шло намного дальше любых папских притязаний. Оно близко к позиции современных иудаистских и исламских фундаменталистов. Но его теократическое государство было демократическим, а не иерархическим; церковь управлялась советом старейшин (пресвитерами, отсюда пресвитерианство), обладающих одинаковым стажем, и выполняла исключительно надзирающую роль. Церковь и государство должны были быть независимыми друг от друга, причем каждому следовало выполнять свою функцию. Духовенство не могло состоять на государственной службе, равно как и государственные служащие не могли принадлежать к духовенству. В соответствии с его "Церковными установлениями" ("Ecciesiastical Ordinances"), написанными в 1541 г., церковь через консисторский суд, состоящий из духовных пасторов и старейшин, должна была надзирать за гражданами и поддерживать дисциплину. Политическая теория Кальвина схоластична. Он рассматривал церковь и государство как естественные сообщества, поскольку человеку свойственно тяготение к сообществу. Он требовал, чтобы судьи руководствовались как естественным, так и позитивным божественным правом. Считал, что целью государства является обеспечение справедливости не только в действиях карающей или выраженной в естественном праве равенства, но и в справедливом распределении благ. Допускал ли он насилие во имя справедливости, остается неясным.

КАНТ ИММАНУИЛ

КАНТ ИММАНУИЛ - (Kant, Immanuel) (1724-1804) Немецкий философ-идеалист. Прожил спокойную жизнь ученого в восточнопрусском городе Кенигсберге (ныне Калининград). Пример Канта - одного из величайших европейских мыслителей - служит большим утешением для философов, поскольку наиболее значительные труды он опубликовал после 57 лет. Канта обычно не причисляют к теоретикам политики. Но его философия этики и права настолько глубоко проникает в природу долга, закона и свободы, что исключить ее из теории политики означало бы ограничить эту теорию. Зачастую Канта провозглашают теоретиком Просвещения (Englishtenment). Между тем его взгляды часто противоположны взглядам многих его современников. Гольбах (Holbach) во Франции и Бентам (Bentham) в Англии выдвинули этические теории, по сути гедонистичные и консеквенциалистичные (consequentalism), оценивающие действия и поступки по их последствиям для благосостояния людей, а не по их соответствию какому-либо естественному либо божественному закону. Кант же, напротив, пытался воссоздать традиционные учения на новых, разумных основаниях. Главный его аргумент заключается в выведении формы и содержания наших обязанностей из природы нашего существования как разумных, независимых личностей. Природа этого аргумента сходна с той, что Кант использовал для обоснования универсальности причинности в своей философии науки "априорных синтетических суждениях". Иными словами, утверждения, которые должны нами приниматься не потому, что являются логически неизбежными или наглядно истинны в этом мире, а потому, что они служат предпосылками, которые необходимо делать, если мы хотим предаться какому-либо определенному разумному рассуждению. Так, мы должны исходить из того, что причинность существует, если хотим иметь науку, и из того, что существуют всеобщие нормы, если мы - как существа разумные - хотим опираться на моральные доводы. Таков "категорический императив", требующий действия только на основе норм, которые необходимо осознать в качестве всеобщих законов. Самая общая из вытекающих отсюда норм состоит в том, что всякая личность должна рассматриваться как сама цель, а не как средство осуществления задач. Долг, порожденный категорическим императивом, есть для Канта "возвышенное и могущественное имя", а добродетель является выражением долга, потому что она и есть долг. (Эта точка зрения вызвала сатирическое замечание поэта Фридриха Шиллера, назвавшего ее учением, которое не позволяет исполненному сочувствия человеку быть добродетельным, поскольку такой человек извлекает удовольствие из благополучия окружающих.) В "Философии права" - Кант доводит свои взгляды на долг до полной завершенности, воображая общественный договор в обратном виде: где все решили покончить с обществом и слиться с природой. Расторжения, распада нельзя допускать, говорит Кант, до тех пор, пока все преступники не отбудут наказание до конца. Подобный взгляд не имел бы, разумеется, никакого смысла в рамках консеквенциалистских допущений, поскольку, исходя из них, цель права и наказания - в том, чтобы добиться порядка и тем максимизировать благополучие в обществе. Если с обществом предстоит покончить, наказание не служит никакой цели. Политически наиболее заостренные труды Канта имеют отношение к всеобщности его теорий этики и права. В "Вечном мире" (1795), предвидя упадок власти отдельных государств, он отстаивает право "Лиги Наций" создать и применять естественное, разумно выводимое и (следовательно) международное право, когда настанет время утвердить всеобщую властную структуру. Многих современных мыслителей можно назвать неокантианцами в той мере, в какой они стремятся объяснить моральные нормы всеобщей ценности, которые должны соблюдаться невзирая на последствия в каком-либо насущном свойстве человеческого состояния.

КАНЦЛЕР ГЕРЦОГСТВА ЛАНКАСТЕРСКОГО

КАНЦЛЕР ГЕРЦОГСТВА ЛАНКАСТЕРСКОГО - (Chancellor of the Duchy of Lancaster) Исполняет особые обязанности по поручению премьер-министра, входит в состав кабинета министров. Например, в 1970 г. на этом посту находился Энтони Барбер, которому было поручено наблюдение за вхождением Великобритании в Европейский Общий рынок.

КАПИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРИБСКИЙ КРИЗИС

КАРИБСКИЙ КРИЗИС - (Cuban Missile Crisis) Международный кризис в октябре 1962 г.; обычно считается самым опасным моментом "холодной войны" (Cold War), т. к. мир находился на грани ядерного конфликта между сверхдержавами. После революции на Кубе (1959) американцы рассматривали различные планы восстановления там антикоммунистического режима. В результате в апреле 1961 г. было совершено неудавшееся нападение в заливе Кочинас, санкционирование и поддержанное американским правительством. За этим последовало наращивание на Кубе советских вооруженных сил. На протяжении всего 1962 г. кубинский вопрос значительно осложнял отношения между сверхдержавами, бывшие и без того напряженными в результате кризиса, связанного с Берлинской стеной (1961). Американцы официально дали понять, что не потерпят размещения советских "наступательных" ядерных ракет на Кубе, находящейся на расстоянии всего лишь около ста миль от побережья Флориды. Казалось, что советский лидер Никита Хрущев согласился с этими требованиями. Тринадцатого сентября президент США Кеннеди заявил, что, если Куба станет наступательной военной базой, он предпримет любые меры, необходимые для защиты американской безопасности. В течение сентября на Кубу были доставлены первые ракеты и оборудование для строительства пусковых установок. Четырнадцатого октября фотографии, сделанные с самолета У-2, показали, что проводится установка ракет среднего радиуса действия, а 16 октября Исполнительный комитет Национального Совета Безопасности провел первое заседание для выработки решения по вопросу о том, что американское правительство считало прямой угрозой национальной безопасности. Президент Кеннеди объявил по телевидению об обнаружении ракет и потребовал их удаления, а Исполком собрался для обсуждения следующих шагов США. Был рассмотрен ряд стратегических мер, в т.ч.: не предпринимать никаких мер (что быстро отвергли), разные формы дипломатических действий, направленные на вывод ракет (что могло привести к переговорам и, следовательно, встречным уступкам со стороны американцев), нападение, воздушная противоракетная атака и блокада. Кеннеди сначала склонялся к военным действиям и вторжению (возможность воздушной атаки держалась про запас в течение всего кризиса). Однако предпочтение отдали блокаде, препятствующей дальнейшей доставке ракет, сопровождаемой требованиями вывода уже имеющихся. Блокада давала ряд преимуществ: она демонстрировала решимость Америки и ее готовность применить военную силу, позволяла извлечь выгоду из американского морского превосходства в этом регионе, давала Хрущеву время для отступления и перекладывала на него ответственность за следующий шаг в эскалации кризиса, если он не пойдет на уступки. Короче говоря, предпринятые меры давали последний шанс избежать неконтролируемой конфронтации, которая грозила ядерной войной. Сначала Хрущев не желал идти на уступки, используя как угрозу - со стороны США - кубинской целостности, так и развертывание в Турции американских ракет среднего радиуса действия. Кеннеди не хотел идти на обмен турецких ракет на кубинские, хотя несколькими месяцами раньше приказал вывести ракеты из Турции на том основании, что они не нужны для американской безопасности и лишь провоцируют Советский Союз. Американская блокада, началась, и можно было ожидать инцидентов между военно-морскими силами обеих стран. В дни, последовавшие за 16 октября, напряжение нарастало, и, казалось, оба государства шли к войне, т.к. СССР не проявлял желания пойти на уступки. Двадцать шестого октября американцам в руки попало то, что ими было расценено как секретное личное послание Хрущева, в котором предлагалось вывести ракеты в ответ на снятие блокады и выражалось согласие не вторгаться на Кубу. На следующий день Хрущев направил официальное послание, выдержанное в более воинственном тоне и содержащее требование вывода ракет из Турции в обмен на вывод советских ракет из Кубы. Американцы непоколебимо стояли на том, что такая сделка неприемлема; более того, по тону письма они могли предполагать, что Хрущев утратил влияние на наиболее милитаристски настроенных членов Президиума Верховного Совета СССР. В тот же день советские ракеты "земля -воздух" сбили американский самолет. Военные действия с американской стороны казались неизбежными. Но брат президента Роберт Кеннеди предложил согласиться на первое (секретное) послание Хрущева, объявить в прессе о своем "согласии" и таким образом заставить Хрущева принять это согласие, дав ему ясно понять, что в случае отказа на него лягут бремя неудачи и ответственность за войну. На следующий день на этих условиях кризису был разрешен. Американцы, хотя и ценой огромного риска, добились колоссальной дипломатической победы. Престиж Кеннеди поднялся еще выше. СССР получил от выхода из кризиса гораздо меньше, но и ему досталась доля общественного признания. Кроме того, он заручился обещанием США не вторгаться на Кубу, а позднее стал свидетелем вывода американских ракет среднего радиуса действия не только из Турции, но и со всей территории Европы. Вывод советских ракет, по-видимому, роковым образом подорвал престиж Хрущева в Президиуме и привел через два года к его отстранению от власти. Американцы укрепили свое руководящее положение в НАТО, позиции которого чуть ослабли из-за неспособности помешать Советскому Союзу одержать верх в Берлинском вопросе в 1961 г. Мотивы, побудившие Хрущева разместить на Кубе ракеты, несмотря на недвусмысленное предупреждение США, остаются предметом многочисленных споров. Некоторые авторы утверждают, что позиция США на самом деле не было ясно выраженной, почему Хрущев и мог пренебречь им и составить на этом политический капитал. С этой точки зрения, Кубинский вопрос был частью широкой стратегии ведения "холодной войны" (Cold War). Победа СССР на Кубе подорвала бы престиж Америки во всем мире, особенно в странах Западной Европы и Латинской Америки. Существуют и другие объяснения. Возможно, Хрущев хотел договориться о выводе советских ракет в обмен на вывод американских ракет из Турции и Европы. Начальным мотивом могла служить сама Куба, т.к. ракеты находились там для ее защиты от вторжения. С этой точки зрения, которую сами Советы неоднократно озвучивали после октября 1962 г., кризис окончился к их удовлетворению. Последняя, и наиболее вероятная, причина заключалась в том, что к тому времени Советы начали осознавать, как далеко вперед американцы ушли в гонке стратегических вооружений, и особенно в разработке ракет и бомбардировщиков дальнего радиуса действия. Развертывание на Кубе ракет среднего радиуса давало технологически дешевое средство хотя бы частично покрыть дефицит до тех пор, пока СССР не приступит к поточному производству оружия дальнего действия. Успешное разрешение кризиса привело к улучшению отношений между сверхдержавами. Была проложена "горячая линия" прямой связи между руководством Вашингтона и Москвы, а в 1963 г. обе державы вместе с Англией, игравшей значительно менее важную роль, подошли к заключению Договора о частичном запрещении испытаний, испытания ядерного оружия в атмосфере, поставившего эти испытания вне закона. Помимо всего прочего, осознание того, насколько близко мир подошел к войне, заставило обе сверхдержавы по-новому взглянуть на доктрину ядерного устрашения. На Западе Кубинский кризис был воспринят как модель науки (или искусства) "урегулирования кризисов". Процесс принятия решений в Исполкоме Национального Совета Безопасности был тщательно проанализирован, чтобы выявить "правила" или обычаи новой науки урегулирования кризисов. В частности, значение управляемого риска или балансирования на грани войны (используя возможность военного конфликта, вынудить противника к отступлению, предоставив ему последний, ясно выраженный шанс избежать неконтролируемой эскалации напряженности) стало ключевым элементом дипломатии с позиции силы. Сам Кеннеди придавал очень важное значение поиску условий, предлагаемых Хрущеву: они не должны были быть настолько унизительными, чтобы он отказался принять их.

КАРЛЕЙЛЬ ТОМАС

КАРЛЕЙЛЬ ТОМАС - (Carlyle, Thomas) (1795-1881) Шотландский писатель, историк и политолог. Родился в Эклефехане (Юго-Западная Шотландия) недалеко от границы с Англией в семье мастера-каменщика, исповедующей кальвинизм. Учился в Аннанской академии и Эдинбургском университете. Преподавал математику в Аннане и Кирккалди, самостоятельно изучил немецкий и французский языки. Был ведущим критиком механистического материализма викторианской эпохи. Мировоззрение Карлейла отчасти сложилось под влиянием общих философских взглядов немецкого романтизма, а также глубокого преклонения перед Гёте, Шиллером и Колриджем (Coleridge). Временами его презрение к материализму принимало болезненные формы пренебрежения к науке и научным исследованиям. Это чувство породило неприятие учения Бентама (Bentham) и всей "механистическо-корпускулярной" философии утилитаризма. Вне сомнения, Карлейлю принадлежит заслуга в утверждении мысли о необходимости исторической перспективы в литературной критике, хотя его знаменитая история Французской революции (1837) преследовала в первую очередь дидактическую цель: предупредить Великобританию о необходимости проведения общественных реформ. Действительно, основываясь на идеях чартизма (1839), он пытался объяснить тори суть нового незнакомого класса промышленных рабочих, единственной собственностью которых была рабочая сила. Остается только сожалеть, что по мере того, как к нему приходили успех и богатство, он все больше впадал в апологетику викторианской эпохи, на смену которой пришли другие социально-экономические процессы, промышленные магнаты стали занимать место прежней помещичьей аристократии, а новомодное увлечение спиритуализмом поощрялось творческой и научной интеллигенцией (clerisy).

КАСТА

КАСТА - (caste) Группа людей, связанных между собой индуистскими религиозными верованиями и традициями. В целом кастовая система, первые описания которой мы находим в "Манавадхармашастре" (книге "Ману законы") (200 г. до н.э. - 200 г. н. э.), была связана с общественным разделением труда. Четыре главные кастовые группы, варны (varnas) сложились в соответствии с общественными функциями: брахманы (brahmins) были учителями, кшатрии (kshatriyas) - производителями товаров и воинами, вайшьи (vaishyas) - торговцами, шудры (shudras) - мусорщиками. Позже касты разделились на подкасты, джати (jatis), имеющие более важное значение для повседневной жизни. Члены одной подкасты образуют бирадари (biradari), т.е. особую общественно-культурную единицу, имеющую собственные кастовые законы. Каста стала важным фактором политической системы Индии, в первую очередь вследствие проводимой в постколониальный период политики "позитивной дискриминации". Так, согласно девятому дополнению к Конституции Индии, 22,5% мест в государственных учреждениях и учебных заведениях, а также выборных должностей зарезервировано для низших каст, получивших название "конституционных". Попытки увеличить эту квоту до 49,5%, предпринимавшиеся в 1990 г. в соответствии с рекомендациями комиссии Мандала (1971), привели к массовым протестам и способствовали падению правительства в. Сингха.

КАСТРОИЗМ

КАСТРОИЗМ - (castroism) Теория и практика, связанная с именем Фиделя Кастро (род. в 1926 г.), лидера Кубинской революции с 1959 г. Впервые публично Кастро выступил с речью "История меня оправдает" ("History Will Absolve me", 1953), в которой говорилось о национализме, демократии и социальной справедливости, но не о социализме. В этой связи до сих пор продолжаются споры, был ли Кастро марксистом всегда или стал им в 1961 г., чтобы обеспечить себе поддержку СССР против США. Вторая Гаванская декларация (1962) призвала все прогрессивные силы принять участие в антифеодальной, антиимпериалистической революции. Революции обусловлены сочетанием объективных и субъективных условий в каждой отдельной стране. Субъективные условия (пропаганда, организация и руководство) созревают в соответствии с объективными (эксплуатация, развитие массового революционного сознания, общий кризис империализма и постоянная боеготовность национально-освободительных сил). Необходимости создания идеализированной авангардной партии не существует; пролетариат не является единственным революционным классом; крестьяне, студенты и радикально настроенные христиане также могут стать членами революционного движения. Кастроизм оказал сильное влияние на движение "новых левых" (New Left). На деле революция под руководством Коммунистической партии Кубы породила неустойчивую смесь из бюрократии, выборочных репрессий, конформизма в искусстве, социального обеспечения, массовой мобилизации, поддержки революций в других странах (Ангола) и единства стран Латинской Америки (например, в период долгового кризиса), но прежде всего харизматический тип руководителя.

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

КАТОЛИЧЕСКИЕ ПАРТИИ - (catholic parties) Партии, ставящие целью поддерживать программу или политику Римской Католической Церкви. Имеются в большинстве стран, где сильные позиции католической церкви (США представляют заметное исключение, но там церковь отделена от государства) (см. также Пятая поправка). Поскольку наибольшим влиянием католическая церковь пользуется среди бедных слоев населения, программы католических партий консервативны в социальных вопросах, однако занимают умеренно левую позицию в вопросах экономики, поддерживая идею перераспределения благ.

КАУТСКИЙ КАРЛ

КАУТСКИЙ КАРЛ - (Kautsky, Karl) (1854-1938) Ведущий теоретик (до 1914) германской Социал-демократической партии. Автор, вместе с Бернштейном (Bernstein), Эрфуртской программы (1891), принявшей марксизм (marxism) в качестве официальной идеологии партии. Прозванный "(Его Святейшество) Папа социализма", Каутский после смерти Энгельса (Engels) стал ведущим истолкователем Маркса (Marx). Его самый новаторский труд посвящен империализму (imperialism). Противоречие между ростом производства и недопотреблением, утверждал Каутский, ведет к колониальной экспансии, конкуренции и войне между промышленно развитыми державами (позже он задумался об "ультраимпериализме", который поделит земной шар на сферы влияния и тем обеспечит мир); Каутский отвергал ревизионизм (revisionism), настаивая на неизбежности классовой борьбы. Взгляд на марксизм как на пророческую науку привел его к недооценке революционной стратегии: тому, что нидерландский марксист Паннекук назвал "теорией пассивного радикализма". Так, в споре с Р. Люксембург(Luxemburg) он расценивал массовые стачки как оборонительную позицию, а не как инструмент захвата власти. В работе "Дорога к власти" (1909) Каутский подчеркивал демократическую природу диктатуры пролетариата (dictatorship of the proletariat), трактуя ее не как средство ведения классовой войны, а скорее как опирающееся на большинство правление пролетариата (proletariat) в демократических условиях. Его критика Октябрьской революции (которая побудила Ленина (Lenin) написать работу "Ренегат Каутский и пролетарская революция") сводилась к утверждению о невозможности построения социализма в недостаточно развитом обществе. Большевики установили диктатуру над пролетариатом, что выразилось в бюрократизации государства и появлении нового правящего класса.

КВАКЕРЫ

КВАКЕРЫ - (quakers) "Общество друзей" было основано Джорджем Фоксом в 1650 г. и получило в просторечии название "квакеры" из-за того, что Фокс сказал судье: "Трепещите (Quake) во имя Господа Бога" (другие считают: потому, что квакеры сами "трепетали"). В религии их отличают молчаливые богослужения и отказ от священнослужителей, а также иных таинств, а в политике главным образом: 1) пацифизм. Фокс отвергал военную службу потому, что "жил добродетелью такой жизни и такой власти, которые устраняли причину для всех войн". Это и другие его основополагающие высказывания составляют кредо "Общества друзей" в вопросе о мире; 2) принятие решений на собраниях консенсусом, а не голосованием. Это может быть названо правлением на основе единогласия. Поскольку квакеры управляли штатом Пенсильвания до 1750 г., их доктрины оказались намного влиятельнее, чем это можно было бы предположить, если учесть небольшие размеры самого "Общества Друзей".

КВАНГО

КВАНГО - (quango) Квазинеправительственная организация, созданная и финансируемая правительством, а поэтому подотчетная ему в финансовом отношении, но независимая в своей деятельности. Этот термин был изобретен Аланом Пайфером, президентом корпорации Карнеги, для характеристики подобных организаций в Соединенных Штатах. Впоследствии политологи, выявляя в деятельности некоторых кванго близость к правительству, предпочитали употреблять этот термин в значении скорее "квазиправительственные", нежели "неправительственные" организации. В Соединенном Королевстве этим термином пользовались для обозначения публичных организаций, формально независимых от правительства, вроде Би -Би -Си, Агентства по развитию Уэльса, Комиссии по расовому равенству. В последнее время все чаще высказывается озабоченность по поводу тенденции к "перетеканию" власти от выборных государственных органов к невыборным кванго - тенденции, получившей ироничное название "квангократия".

КВОРУМ

КВОРУМ - (quorum) Минимальное число присутствующих, необходимое для того, чтобы решения политического органа (законодательное собрание или комитет) были признаны действительными. В британской Палате общин кворум составляет 40 членов Палаты, в Палате лордов - 3 (хотя голосование может проводиться, только если присутствует 30 членов палаты). В Конгрессе США кворум для Сената и Палаты представителей - большинство членов этих палат.

КГБ (КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

КГБ (КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ) - (Комитет государственной безопасности) (KGB (Committee for State Security)) Создан в 1953 г., отвечал за внеш. разведку, контрразведку и борьбе с внутр. "преступлениями против государства". Самый известный председатель КГБ - Юрий Андропов (1967-82), ставший позже Генеральным секретарем КПСС (1982-84). При нем действия КГБ, особенно против диссидентов внутри страны, приобрели особую изощренность. В 1992 г. КГБ был расформирован, и его функции переданы неск. новым федер. службам, в т.ч. ФСБ, СВР, ФАПСИ.

КЕЙНС ДЖОН МЕЙНАРД

КЕЙНС ДЖОН МЕЙНАРД - (Keynes, John Maynard) (1883-1946) Британский экономист, внесший решающий вклад в теорию экономики. Особое значение имеет труд "Общая теория занятости, интереса и денег" ("The General Theory of Employment, Interest, and Money", 1936), в экономическую политику и в международные экономические переговоры. Интеллектуально обосновал формы правительственного вмешательства в экономику, которым суждено спасти капитализм и либеральную демократию - задача, представлявшаяся в 1930-е гг. насущной, но неодолимой. С тех пор термин "кейнсианский" обозначает особый вид смешения экономической и социальной политики. В разделе "Заключительные замечания по поводу социальной философии, к которой может привести общая теория" Кейнс признает, что в смысловом плане его теория опирается на умеренный консерватизм. Государству следует вмешиваться в ряд отраслей, в т.ч. и используя налоговую систему, для стимулирования потребления, однако обширные сферы деятельности должны остаться вне его воздействия. Для достижения полной занятости необходима всеобщая социализация капиталовложений; достичь этого можно лишь с помощью того, что позже получит название государственно-частного партнерства. Речь не шла о создании всеобъемлющей системы государственного социализма, большинство необходимых мер предстояло вводить постепенно и не ломая устои общества. По сути, Кейнс был продуктом викторианских настроений. Он оставлял в стороне вопросы религии, веры, но выказывал сильную заинтересованность в моральных нормах, которая поддерживалась скорее рациональным обоснованием, нежели верой в существование какого-либо божества. Его отец был администратором в Кембридже, университете, с которым оказалась связана вся жизнь Кейнса. Из Итона он перешел в Королевский колледж, который окончил по курсу математики, еще год изучал в нем экономику, в которой в те времена царил Альфред Маршалл и его "Принципы экономики" ("Principles of Economics"). В Кембридже Кейнс написал получившую высокую оценку работу о Берке (Burke), дающую представление о развитии политических убеждений самого автора. Кейнс особо выделял идею Берка о целесообразности в противовес абстрактным правам и, подобно Берку, выразил сомнение в ценности абсолютных принципов как основы деятельности. Кейнс вывел на первый план немедленные выгоды в сравнении с менее очевидными обретениями в будущем. Как и Берк, он считал, что к войне следует относиться благоразумно, и во время 1-й мировой войны обратился с просьбой причислить себя к сознательно уклоняющимся от службы в армии. Впрочем, просьба была отвергнута на том основании, что он и так не подлежал мобилизации, будучи служащим Казначейства. В 1919 г. Кейнс опубликовал критические заметки, озаглавленные "Экономические последствия мира" ("The Economic Consequences of the Peace"), в которых утверждал, что Версальскийй мирный договор (Versailles) разорит Европу. Заметки разошлись по всему миру и оказали существенное влияние на политические умонастроения. Некоторые обозреватели, особенно в США, критиковали Кейнса за подрыв мирного урегулирования. В начале 1920-х гг. Кейнс начал сотрудничать с Либеральной партией. В 1926 г. он участвует в Либеральном промышленном исследовании. Именно он является автором значительной части доклада "Индустриальное будущее Британии" ("Britain's Industrial Future"), более известного под названием "Желтая книга" ("Yellow Book"). Одна из содержавшихся в докладе рекомендаций предлагала передать инвестиционные фонды, имеющие отношение ко всем сферам государственных интересов, в отдельный бюджет капиталовложений под управлением национального инвестиционного совета. Кейнс также выступил в поддержку того, что позже получило название государственной корпорации, как средства удовлетворения государственных интересов. Огорчительная тактика либералов на выборах 1929 г., их реакция на депрессию охладили пылкую привязанность Кейнса к партии. В 1930-е гг. он оказывал финансовую поддержку отдельным кандидатам лейбористов, несколько раз одобрительно отозвался о политике Лейбористской партии. Став в 1942 г. пэром, заявил о себе как о независимом, хотя продолжал симпатизировать либералам, а в 1945 г. сделал в их фонд небольшой взнос. По словам одного из биографов ученого, Роберта Скиделски, Кейнс был политическим экономистом, а не политическим "троглодитом": влияние на общественную политику было вне его интересов, ибо он верил, что доводы интеллекта должны перевешивать доводы политики. Хотя в зрелые годы Кейнс много писал для массового читателя, он принадлежал к поколению, убежденному, что рациональные решения должна принимать хорошо осведомленная элита, сосредоточенная в Лондоне и старейших университетах. У Кейнса была типичная для экономистов привычка относиться к политическим затруднениям как к чему-то второстепенному, что никоим образом не обязывает экономистов искать выходы из возникших трудных ситуаций. Он сознавал, что полная занятость приведет к подталкиванию роста заработной платы - проблема, которая в конечном счете заставила экономистов, следовавших кейнсианской традиции, выступить в защиту политики доходов (incomes policies). Кейнс утверждал, что задача держать заработную плату в разумно стабильном состоянии является "скорее политической, чем экономической проблемой" и что сочетание коллективных договоров с полной занятостью есть "прежде всего проблема политическая", для решения которой аналитические методы малопригодны. Деятельное участие Кейнса в важных экономических переговорах с американцами по окончании 2-й мировой войны подтверждает его мастерство как участника переговорного процесса и его хорошее знание политических реалий и потребности взаимного удовлетворения. Смерть застала Кейнса, когда он работал над памятной запиской для министра финансов, в которой он обсуждал проблему инфляции, но не давал ее решения. Отстаиваемые Кейнсом принципы экономического управления экономикой не решали трудных проблем поддержания полной занятости, в еще меньшей степени - сдерживания инфляции, и тем не менее ни одно обсуждение политики экономического управления во 2-й половине ХХ в. не продвинется далеко без обращения к Кейнсу и его авторитетным, пусть зачастую и неясным, идеям.

КЕМАЛИЗМ

КЕМАЛИЗМ - (Kemalism) Идеология, выдвинутая Мустафой Кемалем (известным как Ататюрк) (1881-1938) и его сподвижниками после создания Турецкой республики (1923). Кемализм основан на идеалах прагматизма и необходимости. Реформы, начатые в Османской империи в 1839 г. и получившие название "Танзимат" (реорганизация), привели к появлению "молодых османцев", вслед за которыми появились "младотурки". Они и определили основные черты кемализма. Реформы создали класс государственных служащих, гражданских и военных технократов, обладающих знаниями и организаторскими способностями, умением и возможностью контактировать с коллегами в Европе. "Танзимат" привел к принятию светского кодекса законов и реорганизации государственного управления на европейский лад, однако сохранил традиционные институты шариата (исламского права) вместе с его судами и исламскими школами. Позже реформаторы, в т.ч. и Кемаль, считали, что это существенно ослабило реформы XIX в. Основатель Турецкой республики сформулировал шесть принципов кемализма. 1. Республиканизм, охвативший Европу на волне крушения империй и провозгласивший идеи народного суверенитета, свободы и равенства перед законом. 2. Секуляризм - краеугольный камень реформ и необходимый компонент модернизации и социальных перемен. Это означало отделение государства от религии и установление светского контроля над правовой системой и образованием. В 1924 г. был ликвидирован халифат, позже - шариатские суды, на смену которым пришли швейцарский гражданский (1925) и итальянский уголовный (1926) кодексы. Одновременно ликвидировались монастыри и религиозные школы, был принят латинский алфавит, насильственно внедрялся европейский стиль в одежде, проведена эмансипация женщин. Коран приведен в соответствие с новой нормой турецкого языка. 3. Национальное единство крепилось на принципе лингвистического сообщества, на том, что турецкий язык, свободный от расовых, религиозных или этнических различий, объединяет всех живущих в пределах Турции. 4. Усилия народа стремились направить на цели реформ и перемен, поэтому много и расплывчато говорили о народном суверенитете, обоюдной ответственности государства и гражданина, а также об отсутствии социальных классов. 5. Революционный настрой сопровождался упорядоченным преобразованием общества, с тем чтобы ввести его в семью развитых наций. Для этого требовалось изменить взгляды людей, принять западный стиль, преодолеть сопротивление невежества и суеверия, привлечь в страну новую технику и новые технологии, одновременно способствуя развитию отечественной экономики и науки. 6. Проводимая политика этатизма (активного государственного регулирования) предполагала, что государство должно играть активную роль в экономическом, социальном и культурном развитии страны.

КИББУТЦ

КИББУТЦ - (kibbutz) В переводе с иврита означает "собрание". Коллективное сельское хозяйство в Израиле, члены которого работают на кооперативных началах и не располагают частной собственностью. Киббутцы учредили еврейские поселенцы в Палестине до создания государства Израиль. В 1960-70-х гг. идея киббутцев пользовалась популярностью среди идеалистически настроенных не-евреев на Западе, но в дальнейшем потеряла свою привлекательность.

КИ В. О., МЛАДШИЙ

КИ В. О., МЛАДШИЙ - (Key, V. O., Jr.) (1908-63) Американский ученый-политолог. Известность принесла книга "Южная политика" ("Southern Politics", 1949) - работа, выполненная в электорально-географической традиции Андре Зигфрида (Siegfried). Первым подверг сомнению приложимость принципа партийного отождествления (party identification) к американскому избирателю и поддержал принципы проблемного (issue voting) и ретроспективного голосования. Известны также работы о группах интереса (interest groups).

КИНГ МАРТИН ЛЮТЕР-МЛАДШИЙ

КИНГ МАРТИН ЛЮТЕР-МЛАДШИЙ - (King, Martin Luther, Jr.) (1929-1968) Баптистский пастор, получивший известность как лидер американского Движения за гражданские права. Кинг, изучавший теологию в Крозьерской семинарии и Бостонском университете, в 1955 г. стал пастором в Монтгомери, штат Алабама, и вскоре получил предложение возглавить Монтгомерскую ассоциацию "За совершенствование", развернувшую кампанию за десегрегацию проезда в городских автобусах. Год спустя Кинг основал и возглавил "Южную конференцию христианского руководства" (ЮКХР) и проехал по всей стране, призывая создать Движение за гражданские права. Известность Кинга, его недюжинные ораторские способности помогали как объединять, так и наращивать местные движения против практики дискриминации (поездка закончилась для него самого арестом и заключением в тюрьму). 28 августа 1968 г. Кинг возглавил марш на Вашингтон, к которому присоединились 200 тыс. человек, и произнес с Капитолийского холма свою знаменитую речь "Есть у меня мечта". Поддержка Движения стала ключевым фактором принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах и в 1965 г. Закона о правах участия в голосовании. 4 апреля 1968 г. Кинг был убит в Мемфисе. Вклад Кинга в активизацию гражданского движения состоит в его широко известной доктрине "активной ненасильственности" (вдохновленной учением и жизнью Ганди (Gandhi). Непоколебимый пацифизм движения, несомненно, помогал привлекать на его сторону белых из т.н. "средней Америки", точно так же как и его сосредоточенность на таких гражданских правах, как право голоса, который большинству было трудно оспорить. С 1963 г. Кинг за свою умеренность все чаще и чаще подвергался критике со стороны более радикальных группировок негритянских активистов. В последние годы жизни обратился к более сложным вопросам, затрагивающим жизнь чернокожих американцев (например, вьетнамская война), и предпринял попытку создать надрасовую коалицию против бедности, однако непреходящим достижением Кинга остается его вклад в ликвидацию сегрегации на Юге.

КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница