Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАБЛУЖДЕНИЕ КОНКОРДА

ЗАБЛУЖДЕНИЕ КОНКОРДА - (Concorde fallacy) Название, данное биологами-дарвинистами разновидности субоптимальному поведению, ос и людей, определяющих политику. Наблюдения показали, что определенные виды ос, защищая свои гнезда, расходуют количество энергии, пропорциональное потраченному на строительство гнезда, хотя было бы целесообразнее защищаться с энергией, пропорциональной ее затратам на альтернативный вариант и силе противника. Аналогичным образом расточительное расходование государственных средств на сверхзвуковой самолет "Конкорд" оправдывалось тем, что на него уже много потрачено. Но этот довод ошибочен. Что потрачено - потрачено, независимо от последствий. Если вы пролили молоко, оно не может быть непролитым. Расходы на "Конкорд" следовало оценивать, исходя из ожидаемой полезности планируемых дополнительных затрат, и только из этого. Заблуждение Конкорда встречается едва ли не на каждом шагу в обыденной жизни, в результате чего политики, действующие по принципу "заблуждение Конкорда", редко несут ответственность за свои действия.

ЗАВИСИМОСТЬ

ЗАВИСИМОСТЬ - (dependency) Характеристика взаимоотношений между развитыми и слаборазвитыми странами. В концепции зависимых стран, в основе которой лежит классическое определение империализма (imperialism), данное Ленином (Lenin), Бухариным (Bukharin), Люксембург (Luxemburg) и Гильфердингом, основное внимание сосредоточено на экономической экспансии крупных капиталистических стран в страны третьего мира (Third World), особенно в Латинскую Америку. О проблеме зависимости заговорили в 1960-е гг., когда концепция структурного развития (structural developmentalism), связанная с именем Рауля Пребиша (Prebisch) и с деятельностью Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА), которая была создана в 1948 году в Сантьяго, Чили, подверглась критике. ЭКЛА исходила из представлений о центре (развитый промышленный Север) и периферии (слаборазвитый сельскохозяйственный Юг), отношения между которыми определяются структурой мировой экономики. Основу экономики Латинской Америки всегда составляли экспортные сырьевые отрасли. Во время Великой депрессии, когда их продукция выпала из рыночного оборота им был нанесен сокрушительный удар. Вместо классической теории взаимовыгодного сотрудничества центра и периферии Пребиш выдвинул имею неравноценного обмена, из-за которого латиноамериканские страны испытывают постоянное ухудшение условий торговли. Отсюда хронический дефицит платежного баланса, причем периферия пытаясь удержать на прежнем уровне импорт промышленных товаров, вынуждена экспортировать все больше и больше сырья. ЭКЛА предложила свою программу: форсировать индустриализацию через протекционизм и компенсацию импортной продукции, государственное руководство экономикой и развитие инфраструктуры, надеясь, что это ослабит зависимость Латинской Америки от резких колебаний мировых цен на товары повседневного спроса. Модель ЭКЛА пытались применить на практике в различных странах, но больших успехов достичь не удалось, и Пребиш был вынужден признать ее ошибочной. Индустриализация сделала латиноамериканские страны фактически более, а не менее, зависимыми от превратностей мирового рынка. Она разрушила сбалансированное развитие не только промышленности и сельского хозяйства, но и самих промышленных отраслей. В частности расширение производства потребительских товаров длительного пользования способствовало более активному внедрению в экономику транснациональных компаний. Правительства не смогли перестроить структуру производства (провести реформу формы собственности и осуществить перераспределение доходов), что возможно, способствовало бы расширению внутреннего рынка и совершенствованию общественных систем. В 1970-х гг., когда военные режимы обратились к монетаристской политике (monetarism), отвергающей протекционизм и сделавшей национальную экономику более открытой, ЭКЛА отказалась от своей концепции развития структуры экономики. Возникновение концепции зависимости было обусловлено интеллектуальной традицией ЭКЛА. Ее первый и наиболее известный сторонник Андре Гюнтер Франк в книге "Капитализм и слабое развитие в Латинской Америке" ("Capitalism and Underdevelopment in Latin America"), 1967 сосредотачивает внимание на внешних механизмах воздействия центра (или метрополии) на периферию (или сателлит). Центр удерживает периферию в состоянии экономической отсталости ради ее "суперэксплуатации". Экономическая отсталость - ни исконное, ни унаследованное состояние, скорее это результат исторических связей между государством-господином и государством, занимающим подчиненное положение. Поскольку она является производным от капиталистического развития, преодолеть ее можно лишь уничтожив капиталистическую систему. Франк предлагает единственное решение - социалистическую революцию. Наверное, было бы правильнее считать Франка теоретиком мировых систем (World systems), а не специалистом по проблемам зависимости. Пожалуй, более плодотворной можно считать книгу Фернандо Энрике Кардозо и Энцо Фалетто "Зависимость и развитие в Латинской Америке" ("Dependency and Development in Latin America"), написанную в 1969 г., но переведенную лишь в 1979-м. Авторы исследуют проблему зависимости на национальном материале, в т.ч. анализируя различные типы экспортных секторов экономики (главным при этом было уяснить, какому капиталу этот сектор принадлежит - иностранному или национальному) и их влияние на классовые отношения и формы государственного устройства. В отличие от Франка, Кардозо и Фалетто не придают теории зависимости детерминистской окраски. Они считают, что лица, действующие на политической арене, имеют реальный выбор, а различные политические результаты объявляются различиями в структуре господствующего класса. Это привело их к выводу о том, что независимое развитие не невозможно, а революция не неизбежна. Тезис зависимости породил огромный по ток эклектической литературы. "Смерть независимости" объявили критики, недовольные небрежностью терминологии, упрощенным подходом к анализу классов, отсутствием концептуальной строгости и излишней полемикой. Концепцию зависимости следует рассматривать как инструмент интерпретации, как методологию критики, а не как разработанную теорию. Как таковая она не привела к решению проблем Латинской Америки, но стимулировала продолжающиеся до сих пор дискуссии.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЛИНИИ ПОВЕДЕНИЯ

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЛИНИИ ПОВЕДЕНИЯ - (path dependence) В теории игр (game theory) и теории социального выбора (social choice) это свойство, согласно которому одна и та же исходная ситуация различными путями может привести к различным последствиям. Любая хорошая методика выбора должна быть независимой от избираемого способа действий. Чтобы понять, что значит "линия поведения", представьте себе четырех конькобежцев A, B, C и D и семерых судей. Судьи оценивают кандидатов по их выступлениям и располагают их по нисходящей следующим образом: трое судей - ABCD; двое судей - BCDА; еще двое судей - CDАВ. Заметьте, что каждый судья в отдельности считает, что С лучше D. Теперь рассмотрим два варианта подсчета Борда (Borda). Вариант 1 гласит: "Дайте оценку каждому кандидату". В варианте 2 говорится: "Исключите любого кандидата, который по всеобщему мнению потерпел поражение, а затем дайте оценку каждому из оставшихся кандидатов". По варианту 1, А получает 11, В - 12, С - 13 баллов. Таким образом, С одерживает победу, В занимает второе место, А - третье. По варианту 2, А получает 8, В - 7, С - 6 баллов, т.е. кандидаты расположились в обратном порядке! Это свидетельствует о том, что такая версия подсчета Борда нарушает принцип независимости от избранного пути. Обратите внимание на сходство (но не тождество) с независимостью от нерелевантных альтернатив (independence of irrelevant alternatives).

ЗАДНЕСКАМЕЕЧНИК

ЗАДНЕСКАМЕЕЧНИК - (back-bencher) Законодатель, не входящий ни в правительственное, ни в оппозиционное руководство. По традиции, особенно в Великобритании, партийные лидеры располагаются на передних рядах законодательного собрания, а их сторонники сидят позади них.

ЗАКОН ДЮВЕРЖЕ

ЗАКОН ДЮВЕРЖЕ - (Duveger`s law) В работе "Политические партии" ("Political Parties", англ. Издание, 1954 г.) французский ученый-политик Морис Дюверже предложил закон и гипотезу о связи между числом партий в стране и ее избирательной системой. Закон сводится к следующему: "Принцип простого большинства и выборы, предусматривающие только одну баллотировку, ведут к возникновению двухпартийной системы". Гипотеза предполагает, что "система простого большинства, выборы, предусматривающие вторую баллотировку и пропорциональное представительство, ведут к многопартийности". Разделение этих двух положений на закон и гипотезу принадлежит Рикеру (Riker). Он утверждает, что 1-е положение является обобщением, которое может быть подкреплено формальной аргументацией, в то время как 20-е представляет собой легко фальсифицируемое случайное обобщение конкретных случаев, которые исследовал Дюверже. В основе закона лежит мысль о том, что разумные политики и избиратели в конце концов поймут бесперспективность ситуации, когда на национальном уровне соревнуется более двух партий. Хотя в соревновании в течение нескольких лет могут принимать участие три партии, та из них, которая начинает терять голоса, исчезнет быстро. Это произойдет, когда всем станет ясно, что она не получит места в представительном органе, пока голоса в ее пользу равномерно распределены по всей стране. И наоборот, число партий в пропорциональной избирательной системе будет определяться скорее общественными силами, чем системой, допускающей голосование одновременно за несколько партий. Австрия и Германия - хорошо известные примеры стран с системами пропорционального представительства (proportional representation), но всего с тремя-четырьмя партиями. Аргументация закона Дюверже представляется основательной. Так почему же тогда соперничество трех партий в Британии оказалось столь продолжительным? Либералы боролись с лейбористами за право быть в оппозиции к консерваторам с 1918 г.; закончившись победой лейбористов в 1929 г., борьба возобновилась в 1981 г. Поскольку либералы (теперь либеральные демократы) располагают несколькими мощными региональными бастионами, они так и не сошли окончательно с политической арены, и голоса, отданные им, не всегда "входят в пустоту". На необходимость внесения изменений в закон Дюверже, позволяющих различить региональные формы соперничества двух партий, указал Дуглас Рэ (Rae) в работе "Политические последствия избирательных законов" ("The Political Consequences of Electorial Laws" 1967). Британскую партийную систему можно рассматривать как соперничество консерваторов и лейбористов в городах и на севера страны и консерваторов и либерал-демократов на окраинах городов, в сельской местности и на юге страны. Аналогичная модель - соперничество двух партий, обладающих модной региональной поддержкой в определенной местности (причем в разных регионах это могут быть разные партии), - наблюдалась в течение многих лет в Канаде до тех пор, пока в 1993 г. не ушла с политической арены Прогрессивная консервативная партия. Дж.Таллок считает, что "закон Дюверже справедлив, но, возможно, потребуется 200 лет для того, чтобы отшлифовать его окончательно".

ЗАКОН КУБА (ПРАВИЛО КУБА)

ЗАКОН КУБА (ПРАВИЛО КУБА) - (cube law, better as cube rule) В избирательной системе Англии правило, открытое М.Г. Кендаллом и А. Стюартом в 1950 г.: в результате выборов, на основе принципа: "первый на финише" (first-past-the-post) между местами, полученными (двумя) партиями, возникает пропорция, равная кубу от соотношения полученных ими голосов. Например, партия, победившая на всеобщих выборах в Англии, получив 55 против 45% голосов избирателей, должна получить количество мест в пропорции 64,6 к 35,6% (55 в кубе к 45 в кубе). Последующие исследования показали, что кубическая пропорция определялась географическим распределением избирателей, голосующих за каждую партию, и что в Англии наблюдается тенденция к уменьшению действия избирательной системы, преувеличивающего результаты. Следует обратить внимание на то, что правило куба относится только к соотношению голосов, полученных двумя ведущими партиями. Третьи партии, такие как английская Либеральная партия, теряют гораздо больше от низкого уровня представительства, если их избиратели распределены равномерно, если они сосредоточены в определенных местах (например Ольстерская Юнионистская партия), то процент мест по сравнению с собранными голосами может быть такой же или более высокий.

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ - (Official Secrets Act) Британский закон о государственной тайне 1989 г. обьявил незаконным раскрытие информации, относящейся к вопросам обороны, безопасности и разведки, к международным отношениям; информации, полученной от различных правительственных учреждений или международных организаций; информации, которой могут воспользоваться преступники (в т.ч. перехват различных сообщений). Этот закон заменил всеобъемлющий Закон о государственной тайне 1911 г. из-за того, что тот не давал возможности выносить обвинительное решение по некоторым уголовным делам. Так, в 1985 г. служащий министерства обороны Клайв Понтинг, который передал информацию, касавшуюся войны на Фолклендских островах, члену парламента лейбористу Тэму Дэлиэллу, был оправдан по суду на основании раздела 2(1)(а) Закона о государственной тайне, поскольку раскрытие им информации, согласно суждению присяжных, отвечало интересам государства. Затем, в 1988 г. правоведы постановили, что "Spycatcher" ("Охотник за шпионами") - книга, написанная бывшим сотрудником службы безопасности Питером Райтом и опубликованная за границей, не может быть запрещена правительством. Таким образом, конкретизация категорий секретности в Законе 1989 г. была направлена на то, чтобы определяющим моментом сделать содержание раскрываемой информации, оставляя без внимания мотивы ее раскрытия. Заявления о том, что конкретизация категорий информации, не подлежащей раскрытию, может означать большую открытость правительства по тем вопросам, которые не включены в эти категории, обычно отвергаются на том основании, что сами эти категории достаточно широки.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно переросла в органы, заседавшие более или менее постоянно (или по крайней мере претендовавшие на это право, как это было с английскими парламентами XVII в.). Современную форму законодательная власть приобрела в трудах Локка (Locke) и в тех парламентах, которые он имел в виду. Об отдельных органах законодательной власти см.: parliament, Congress. (US). О функциональном разделении полномочий см.: parliamentary sovereignty (парламентский суверенитет), separation of powers (разделение властей). О территориальном разделении власти см.: отношения между центром и территориями. О количестве палат см.: двухпалатная система.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - (initiative) Особая форма референдума (referendum), используемая прежде всего в Швейцарии и штате Калифорния (США). Чтобы законодательную инициативу вынести на голосование в Калифорнии, необходимо получить количество подписей, равное 5% голосов, поданных за губернатора во время последних выборов, или 8% голосов, если речь идет о конституционной поправке. В 1970-80-х гг. частота использования законодательной инициативы возросла. Тринадцатое предложение (1978) жестко ограничило налоги на собственность и рассматривалось как предвестник бурных выступлений налогоплательщиков по всему миру. Сто девяносто четвертое предложение (1994) установило, что иммигранты, прибывшие в Калифорнию нелегально, не могут быть приняты на государственную службу.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН - (legislature) Законотворческое собрание избранных депутатов, формально равных между собой. Законодательная власть, возникнув из средневековых институтов, периодически созывавшихся королями для согласования размеров налогообложения, постепенно переросла в органы, заседавшие более или менее постоянно (или по крайней мере претендовавшие на это право, как это было с английскими парламентами XVII в.). Современную форму законодательная власть приобрела в трудах Локка (Locke) и в тех парламентах, которые он имел в виду. Об отдельных органах законодательной власти см.: parliament, Congress. (US). О функциональном разделении полномочий см.: parliamentary sovereignty (парламентский суверенитет), separation of powers (разделение властей). О территориальном разделении власти см.: отношения между центром и территориями. О количестве палат см.: двухпалатная система.

ЗАКОНОПРОЕКТ, БИЛЛЬ

ЗАКОНОПРОЕКТ, БИЛЛЬ - (bill) Предлагаемый, но еще не принятый законопроект. В Великобритании существует два вида законопроектов - общественные (public bills) и частные (private bills). Общественные законопроекты, на обсуждение которых уходит большая часть времени парламентариев, выносятся в палату общин министрами и рассматриваются согласно заведенной процедуре. Та же процедура, с некоторыми отступлениями, предусмотрена и для частных законопроектов. В первоначальном виде законопроект имеет лишь краткое название с пояснениями, написанными на обратной стороне соответствующим министром. Его зачитывают в первый раз в палате общин. После одобрения составляют полный черновой вариант частей и глав, разделов и добавлений и представляют в палату на второе чтение. На этом этапе законодатели обсуждают общие принципы и цели законопроекта. Если законопроект во втором чтении удается принять, его направляют в один из постоянных комитетов для детального обсуждения. Сложные законопроекты могут первоначально поступать в один из специальных комитетов, который затем передает свои рекомендации постоянному комитету. Некоторые законопроекты, главным образом финансовые, детально обсуждаются в комитете всей палаты и (или) постоянном комитете. Затем законопроект с предложенными комитетами поправками на стадии доклада рассматривается всем составом палаты общин и уже в окончательном виде, с согласованными изменениями, вносится на третье чтение. Если палата общин его принимает, он передается в палату лордов. Как правило, члены палаты лордов соглашаются с внесенными изменениями, после чего законопроект возвращается в палату общин, где обсуждают мнения и поправки лордов. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнуто согласие. Затем палата лордов передает окончательный вариант законопроекта на высочайшее одобрение монарху. После того как одобрение получено, законопроект становится законом и устанавливается дата его вступления в силу. Законопроект может быть отклонен во время любого из трех чтений в палате общин, а также палатой лордов, он может "застрять" в палате общин или в комитете. Если правительство не желает такого поворота событий, оно прибегает к "гильотине" (guillotine procedure) - процедуре свертывания прений, вводя временные ограничения на дебаты на каждой стадии прохождения законопроекта. Наконец, палате общин согласно парламентским законам 1911 и 1949 гг. принадлежит право преодолеть вето палаты лордов, приняв законопроект на двух сессиях подряд. Такой же порядок прохождения законов существует и в Конгрессе США, процедурные правила которого заимствованы у британских парламентариев образца XVIII в. Исключение составляет принцип разделения властей (separation of power), не предусматривающий в США правительственных законопроектов. Кроме того, как истинно двухпалатный орган (bicameral legislatues), американский Конгресс нуждается в согласительных процедурах для примирения разных вариантов законопроекта, предложенных каждой палатой.

ЗАКОНЫ ДЖИМА КРОУ

ЗАКОНЫ ДЖИМА КРОУ - (Jim Crow laws) Законы или действия правительства, направленные на сегрегацию белых и черных при пользовании государственными и частными услугами. Применялись в южных штатах Соединенных Штатов для сохранения сегрегированных школ, транспортных услуг и жилья, пока в 1954 г. доктрина "разделенные, но равные" не была объявлена неконституционной.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ - (entrenchment) Дословно "окапывание". Качество рамочного документа, такого, как Конституция (constitution), сформулированного таким образом, который затрудняет внесение поправок.

ЗАКРЫТИЕ

ЗАКРЫТИЕ - (заседания) (adjournment (debate)) Процедура, сопровождающая окончание заседания законодательного органа. В Палате общин ежедневное заседание закрывается предложением прервать его ("That this House do now adjourn"), после чего в течение получаса любой депутат имеет право задать вопрос, тем самым инициировав дебаты. Заседание прекращается в случае нарушения регламента или при отсутствии кворума (quorum). В ходе дебатов предложением о закрытии заседания могут воспользоваться как средством блокирования какого-либо решения. Если решение к тому же не поддерживается правительством, это обычно означает, что оно будет провалено.

ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

ЗАКРЫТОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - (closed shop) Предприятия, принимавшие на работу только членов определенного профсоюза. Были запрещены законом в Великобритании в 1988-м, в США - в 1947 г. (закон Тафта -Хартли).

ЗАКРЫТЫЕ/ОТКРЫТЫЕ ПРАВИЛА

ЗАКРЫТЫЕ/ОТКРЫТЫЕ ПРАВИЛА - (closed/open rules) Закрытые правила устанавливают временные ограничения дебатов и прохождения поправок. Открытые - разрешают принимать поправки, предложенные во время обсуждения документа. В Конгрессе США прохождение законопроекта в Палате представителей подчиняется этим правилам, которые устанавливает Процедурный комитет Палаты.

ЗАПАД

ЗАПАД - (West) термин, обозначающий Западную Европу, США и другие заселенные европейцами страны. Ассоциируется с идеалом светского и демократического либерализма, и экономическим ростом. К этому идеалу на всем протяжении истории 20 в. поочередно стремились народы России, Турции, Китая и других стран, впоследствии отказавшиеся от него. Со 2-й половины 1940-х гг., идеологическое и военное противоборство времен холодной войны (cold war) привело к появлению откровенно коммунистического Востока, во главе с СССР и Китаем, и Запада, центром которого с тех пор стали США, где такие ценности, как ориентация на потребление, экономический рост и свобода личности, выражены наиболее ярко. Именно от этой якобы разлагающейся цивилизации, явившейся следствием холодной войны, по-прежнему стараются оградить себя такие непохожие друг на друга исламские государства, как Иран и Саудовская Аравия, не отвергавшие тем не менее ни высокого уровня развития технологии и вооружений, а также материального благосостояния, достигнутых на Западе.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - (ЗЕС) (Western European Union (WEU)), насчитывает в настоящее время 9 членов (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания и Великобритания). Может рассматриваться как хранитель специфически европейской концепции сотрудничества в целях обороны. Тесно связан с движением более широкой европейской интеграции. Однако его развитие было исторически замедлено холодной войной (Cold War), потребностью в американских военных ресурсах, а также внутренними противоречиями. После того, как в 1954 г. французский парламент не ратифицировал договор о Европейском Оборонительном сообществе (ЕОС), будущее европейской интеграции представлялось сомнительным. Интеграция национальных оборонительных сил (включая вызывавшее тревогу перевооружение Германии всего через девять лет после окончания войны) согласно договору о ЕОС, представляла собой полный отказ от суверенного контроля, с чем готовы были примириться лишь немногие страны. В той ситуации ЗЕС стал в 1955 г. преемником ЕОС. Тогда ЗЕС представлял собой организацию с небольшим секретариатом в Лондоне и намного более свободной формой объединения. На всем протяжении периода холодной войны он оставался в тени более союза НATO (NATO) (созданной в 1949 г.) во главе с США. Значение Западноевропейского союза возросло в 1980-х гг., т.к. члены Европейского Союза (European Union) стремились к развитию более тесного сотрудничества в области обороны и внешней политики, особенно после окончания холодной войны. Франция и Германия создали под эгидой ЗЕС объединенную армейскую бригаду, а сам союз стал центром сосредоточения усилий, направленных на развитие европейского сотрудничества по вопросам обороны. ЗЕС получил новый импульс развития в связи с Маастрихтским договором (Maastricht, Treaty of), подписанным в 1992 г. и введенным в действие в 1993-м.

ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (Green Revolution) В начале 1960-х гг. совершенствование сельскохозяйственного производства стран третьего мира, финансировавшееся международными фондами, привело к тому, что стали именовать "зеленой революцией". Совершенствование шло в первую очередь по линии использования гибридных семян, механизации и борьбы с вредителями. Странам оказывали содействие в распространении высокоурожайных сортов, выведенных международной группой специалистов в Мексике. То же самое относится к пестицидам и к системе экономии ресурсов на базе крупного производства, которое можно организовать только через механизацию сельского хозяйства. Эта инициатива на самом деле привела к значительному росту показателей сельскохозяйственного производства в странах третьего мира. Однако против "зеленой революции" выступили "энвайронменталисты" (environmentalism), и др., поскольку она привела к экологическим катастрофам именно в тех странах, где имела наибольший успех. Успешная механизация сельского хозяйства повлекла изменение структуры рабочей силы и общества в целом, усиление классовых различий, равно как отстранение от сельскохозяйственного производства некоторых национальных меньшинств и таких политически маргинальных групп, как женщины. К тому же новые сорта растений были неустойчивы к местным болезням и требовали широкого применения пестицидов, загрязняющих водоемы и почву и повышающих зависимость многих стран третьего мира от импорта (поскольку пестициды производили на Западе). Более того, коммерциализация сельского хозяйства повлекла за собой экспорт продовольствия из этих стран, увеличивая зависимость производителей от рынка, который не всегда действует в интересах большинства производителей.

ЗИГФРИД АНДРЕ

ЗИГФРИД АНДРЕ - (Siegfried, Andr) (1875-1959) Французский основоположник электоральной географии. Известен своими исключительно подробными трудами по экологии (ecological studies), посвященными взаимосвязи географии и политики. В частности, Зигфрид рассматривал вопрос о том, как различные типы почв и фермерских хозяйств влияют на те или иные модели голосования. Гигантский объем проделанной работы и невозможность избежать "экологических заблуждений" привели к тому, что у него оказалось мало англоязычных последователей, за исключением В.О. Кия (Key) и Генри Пеллинга. Однако появление более сложных статистических методов и мощных компьютеров возродили интерес к электоральной географии и экологическому взаимодействию, что при тщательно разработанном подходе может дать ценную информацию о временах и регионах, по которым нет фактических и экспериментальных данных.

ЗИМА НЕДОВОЛЬСТВА

ЗИМА НЕДОВОЛЬСТВА - (winter of discontent), название, данное событиям зимы 1978-79 г. в Великобритании. В результате действий профсоюзов, протестовавших против централизованной политики доходов, некоторым важным общественным службам был нанесен удар, после которого они не смогли оправиться, а многие (больницы, уборка мусора) пришли в упадок. Термин заимствован из драмы Шекспира "Ричард III".

ЗИММЕЛЬ ГЕОРГ

ЗИММЕЛЬ ГЕОРГ - (Simmel, Georg) (1858-1918) Известный представитель германской общественной мысли. Родился, получил образование и большую часть жизни проработал в Берлине. В 1885 г. был назначен приват-доцентом (не получающим плату за лекции), а спустя 15 лет стал почетным профессором. Ему неоднократно отказывали в повышении, несмотря на поддержку со стороны Вебера (Weber) и других ученых, что объяснялось реакцией на его труды и антисемитскими предрассудками. Лишь в 1914 г. он получил полноправное профессорское звание в Страсбурге. Труды Зиммеля многообразны и трудно классифицируемы. Его исследования групп, конфликтов, сверхзависимости и зависимости являются вкладом в политологию. Он писал о Канте (Kant), Гете, Шопенгауэре и Ницше (Nietzche), о философии истории, основах социологии, об общественных науках и деньгах. Подобно многим немецким ученым, Зиммель верил в отличие социальных наук от естественных. Интерес к его трудам не только не падает, но даже растет среди тех, кто считает современную культуру фрагментарной и отчуждающей (alienation).

ЗОМБАРТ ВЕРНЕР

ЗОМБАРТ ВЕРНЕР - (Sombart, Werner) (1863-1941) Немецкий социолог. Противник марксизма. Отрицал универсальность исторического материализма Маркса (Marx). Известен своей книгой "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?", в которой утверждалось: если бы постулаты исторического материализма (по крайней мере, его первоначальная версия) были верны, Соединенные Штаты как самая развитая капиталистическая страна должны были иметь самое передовое социалистическое движение.

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ - (free trade area) Группа стран, договорившихся устранить препятствия для взаимной торговли, за исключением свободного передвижения рабочей силы и капиталов, например Североамериканская зона свободной торговли (Канада, Мексика и США). Каждая страна при этом сохраняет за собой право самой определять условия торговли со странами, не входящими в зону. Поэтому, в отличие от таможенного союза (customs union), в зоне свободной торговли необходимо контролировать, чтобы наиболее либеральный из ее участников не держал двери открытыми для импорта. Это достигается договоренностью между участниками соглашения относительно исходных правил, регламентирующих передвижение товаров, произведенных вне пределов зоны.

Предыдущая страница Следующая страница