Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

ЕВРОКОММУНИЗМ

ЕВРОКОММУНИЗМ - (Eurocommunism) Идейное течение, появившееся в итальянской, испанской и французской коммунистических партиях в 1975 г. и оказавшее глубокое влияние на коммунистическое движение. Для еврокоммунизма характерны три основных тезиса. 1. СССР - не единственная модель социалистических преобразований. Каждая партия действует в специфических национальных условиях и должна разрабатывать программы в соответствии с этими условиями. 2. Необходимо объединение всех прогрессивных сил (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчество, женщины, служители церкви, представители средних классов) "во имя демократического и социалистического обновления общества", для изоляции реакционных групп и для противостояния "неспособности капитализма удовлетворить общие потребности развития общества" (Легорнское заявление итальянской и испанской коммунистических партий, июль 1975 г.). 3. Коммунистические партии должны перестроиться, демократизировать оргструктуры и ввести в обиход внутрипартийные дискуссии. Им следует признать влияние изменившихся экономических отношений на структуру классов (сокращение численности традиционного рабочего класса и появление новых групп) и трансформироваться, иначе есть риск потерять как свой законный статус, так и избирателей. Компартия Италии, руководимая Энрике Берлингуэром, пыталась пойти на "исторический компромисс" с христианскими демократами, что, возможно, позволило бы ей войти в правительство. Однако эта попытка была блокирована убийством Альдо Моро в 1978 г.

ЕВРОПА

ЕВРОПА - (Europe) Остается мощным, но нечетко определенным феноменом. Некоторые европейские государства выходят за пределы общепринятых географических границ: Россия, Турция, возможно, Британия. Единство, которым она характеризовалась в начале ХХ в., ошибочно объясняли христианством, хотя и неоднородным, рационалистической философией, научными традициями (заимствованными, правда, главным образом у арабов), общей историей междоусобных войн, фикцией расовой однородности, а также инициированием индустриализации и современного образа жизни. Европейские государства всячески поддерживали это тесное единство перед другими континентами. Впервые оно упрочилось в XVI в., а своего максимума достигло в начале нашего столетия, после чего развалилось в великих европейских войнах 1914-1945 гг. Самые большие слабости Европы - ностальгия и расизм. См. также: European Union (Европейский союз).

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ - (European Commission) Комиссия Европейского Союза (European Union), бывшего Европейского Сообщества, больше напоминает исполнительную ветвь государственной власти или службы: она вырабатывает политику и проводит ее в жизнь, но не издает законов. Чтобы лучше понять роль Комиссии, достаточно обратить внимание на растущую связь между этим органом и Советом министров (Council of Ministers). Обычно говорят: "Комиссия предлагает, а Совет располагает". В соответствии с Римским договором (Treaty of Rome), Совет (представляющий правительства государств-членов) превращает законодательные инициативы Европейского Союза в законы, но сделать это он может только по предложению Комиссии. На практике работа Комиссии и Совета настолько взаимосвязана, что зачастую разница между ними практически исчезает. Прежде всего следует отметить, что Комиссия в составе двадцати четырех человек назначается правительствами государств - членов ЕС на 4-летний возобновляемый срок. Существует неформальная система квот, согласно которой пять наиболее крупных государств имеют по два члена, а остальные - по одному. Председатель Комиссии назначается на 2-летний возобновляемый срок и утверждается Советом. Он может в определенной степени формировать свою "команду" и влиять на распределение ключевых постов по двадцати трем "генеральным директоратам" (чем-то похожим на министерские управления), в т.ч. таким, как генеральные директораты сельского хозяйства, промышленности, конкуренции и внешних сношений. Однако желание государств продвинуть своих представителей на ключевые посты выливается в сложные политические игры. Члены Комиссии обязаны отстаивать интересы Союза в целом, а не правительств, которые их делегировали. До сих пор это правило работало сравнительно хорошо, а члены Комиссии и чиновники ЕС, откомандированные национальными правительствами, "приживались" в Брюсселе, где располагается штаб-квартира Комиссии. Государства-члены относятся с известной долей скептицизма, а часто и с подозрением к предложениям передать ЕС некоторые полномочия, традиционно относящиеся к национальной "компетенции" или юрисдикции. Если законы ЕС противоречат национальным, признается главенство первых. Отсюда возникает необходимость предварительных переговоров с национальными правительствами, которые осуществляются через их представителей в Комитете постоянных представителей (COREPER), расположенном в Брюсселе. Также проводятся консультации с чиновниками национальных министерств, с секретариатом Совета, Европейским парламентом, с представителями групп интересов национального уровня Европы в целом и крупными корпорациями, чьи интересы затрагиваются выдвигаемыми предложениями. Они могут циркулировать в брюссельской бюрократической машине довольно долго, прежде чем удастся достичь согласованного мнения и можно будет надеяться на положительное решение Совета. Многие предложения так и остаются непринятыми или забытыми на долгие годы - до возникновения благоприятных условий. Бывает и так, что предложения, особенно ценные для определенного состава Комиссии, передаются в Совет, не получив открытой поддержки. В таком случае Комиссия пытается их лоббировать и мобилизует соответствующие силы поддержки. Европейский парламент может отклонить бюджет, предложенный Комиссией и утвержденный Советом. И наконец, Комиссия наблюдает за ходом исполнения или применения законов, но, поскольку брюссельские штаты весьма ограничены, применение законов обычно возлагается на национальные министерства, за которыми наблюдает Брюссель и которых, в случае необходимости, подстегивает Европейский Суд (European Court of Justice). Возможности Комиссии по успешному "проталкиванию" своих решений по всем инстанциям зависят от многих факторов, в т.ч. от преобладающего среди европейской общественности взгляда на интеграцию в рамках ЕС, от экономической конъюнктуры, оперативности членов комиссии (в особенности ее председателя), позиции правящих партий ведущих государств, уровня консенсуса среди национальных правительств и, конечно же, от прав, предоставленных ей различными договорами. Прерогативы Комиссии в этом отношении со временем увеличивались, однако дорога была негладкой, а движение по ней не всегда приводило к цели. Примерно до 1964 г. Комиссия на удивление успешно способствовала процессу интеграции и даже ускоряла его, опираясь на мощную поддержку Европейского Суда. Потом Комиссии бросило вызов французское правительство, и тогдашнее Европейское сообщество превратилось в нечто подобное "Европе в составе отдельных государств". Такое положение существовало от первого увеличения численности состава (1973) и до начала 1980-х гг., когда члены ЕС ощутили потребность в преодолении общих экономических трудностей и деблокировании механизма принятия решений. В итоге был принят Единый европейский закон (Single European Act). Он лишь немного расширил полномочия Комиссии, но набранный темп привел к Маастрихту (Maastricht), который еще больше укрепил ее позиции. С течением времени Комиссия набирала силу, число политических решений, принимаемых ЕС, увеличивалось, а он сам постепенно превращался в наднациональную организацию. В постмаастрихтский период ЕС занимается в основном проблемами единой валюты и полного экономического и валютного альянса, усиливаемого интеграцией внешней и оборонной политики. Важную роль в этом сыграл председатель Жак Делор, но сейчас, похоже, начался период национальной интроспекции. Совет все еще испытывает трудности в получении согласий национальных правительств, и пока неясно, какова будет политическая поддержка долговременной программы работы Комиссии со стороны некоторых государств-членов.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД - (European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) Конвенция, подписанию которой отчасти способствовало появление на свет в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. Ее проект, касающийся в основном гражданских и политических прав, был написан под эгидой Совета Европы, а сама Конвенция вступила в силу в 1953 г. Наверное, наиболее радикальными и новаторскими чертами Конвенции являются процессуальные возможности, предоставляемые жертвам нарушений прав человека, и механизм приведения в исполнение принимаемых решений. Истцы могут подавать жалобы на нарушения государством Конвенции в Европейскую Комиссию по правам человека, если государство подписало Конвенцию и признало право на индивидуальную жалобу (Art. 25(1)). Протокол No 9, еще не вошедший в силу, предусматривает: отдельные лица, неправительственные организации или группы лиц имеют право обращаться в Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) после рассмотрения жалобы Комиссией. Механизм приведения в исполнение решения суда в настоящее время включает в себя Европейскую Комиссию и Суд по правам человека. Оба органа созданы в рамках Конвенции. В задачу Комиссии входит: рассматривать жалобы в плане их соответствия полномочиям суда, проверка фактов нарушений, попытка урегулировать дела к взаимному удовлетворению, составление доклада (Art. 28-31 с исправлениями по протоколу No 8). Суд в случае, если его юрисдикция признается соответствующим государством (государствами), имеет право выносить обязательные к исполнению решения, равные по силе решениям национального суда (Art. 53), и "по справедливости удовлетворять потерпевшую сторону" (Art. 50). Суд оказал существенное влияние на признание и защиту гражданских свобод в Европе, особенно в таких государствах, как Соединенное Королевство, в котором отсутствует писаный кодекс основных прав. В соответствии с решениями, принятыми на 1-м совещании глав государств Европейского Совета, состоящего из 32 членов, для повышения оперативности прохождения жалоб, подаваемых в рамках Конвенции, к октябрю 1993 г. планировалось подготовить проект протокола о слиянии нынешней Комиссии и Суда в единый Европейский суд по правам человека. Важно не путать Европейский суд по правам человека (European Court of Human Rights) с Европейским Судом (European Court of Justice).

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ - (European Parliament) Демократическая законность (Democratic legitimacy) в Европейском Союзе (European Union), бывшем Европейском Сообществе, косвенно реализуется через встречи национальных министров в Совете, однако Европейский парламент (ЕП) в этом отношении вот уже многие годы играет все более важную роль. Сначала, согласно договорам ЕС, была создана ассамблея, в состав которой вошли делегаты из числа парламентариев отдельных стран. Парламентом ассамблея назвала себя в 1962 г., чем продемонстрировала желание делегатов превратить ее в настоящий законодательный орган на уровне ЕС. Вместе с тем аналогия с национальными законодательными органами сомнительна, ЕП не принимает законов, ни Комиссия, ни Совет ему неподотчетны (хотя он и имеет право в некоторых случаях распускать Комиссию). Его роль в законотворчестве сводится лишь к надзору и дискуссиям; кроме того, ЕП имеет ограниченное влияние на бюджетные дела ЕС. В 1979 г., когда в Европейском Союзе были проведены первые прямые выборы в ЕП были установлены прямые связи парламентариев с избирателями, его демократическая легитимность существенно возросла. Кроме того, в поправках к договорам были пересмотрены и закреплены его полномочия и функции. Единый европейский закон (Single European Act) расширил возможности ЕП влиять на бюджетную политику ЕС и контролировать работу Комиссии; в законотворческом процессе ЕП стал младшим партнером Совета (процедура взаимодействия). Маастрихтский договор (Maastricht Treaty) еще больше расширил эти полномочия, добавив процедуру консультаций. Таким образом ЕП медленно, но верно развивается в законодательный орган (legislature) в традиционном значении этого слова. Этот процесс идет параллельно с эволюцией ЕС в сторону некоего подобия многонационального государства, по мере того как снижается роль государств-членов.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ - (European Council) Европейский Совет возник в форме совещаний на высшем уровне, начало которым положило совещание глав государств и правительств Европейского сообщества, проходившее в Гааге в 1969 г. В 1974 г. политические руководители решили встречаться три раза в год. Эти встречи и стали называть Европейским Советом. И только после принятия Единого европейского закона в 1986 г. (Single European Act) Европейский Совет получил договорную основу. В его задачу входит координация различных направлений, "опор" ЕС, установленных Договором о Европейском Союзе 1992 г. Однако Европейский Совет остается за пределами юрисдикции Европейского Суда (European Court of Justice), а поэтому, в принципе, и за рамками ЕС в узком смысле этого слова. Первоначальная модель Сообщества предусматривала технократическую интеграцию государств Европы, оставляя в стороне высокую политику. В результате получилось, что главы правительств и государств перестали играть какую бы то ни было роль в Европейском сообществе. Европейский Совет возник как ответная реакция на кризис законодательной системы Европейского сообщества, начавшийся в середине 1960-х гг., что привело к замедлению роста членов в Сообществе. Он дал толчок развитию новых направлений в политике, относящихся к проблемам потребления, окружающей среды и социальной сферы, а также инициировал попытки создания валютного союза и сотрудничества в области внешней политики. Парадоксально, но факт - Европейский Совет сыграл ведущую роль в возрождении Сообщества в 1970-х гг. и в то же время лишил наднациональную Комиссию права на инициативы, передав его руководителям государств-членов.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ - (European Union) В ноябре 1993 г. Европейское Сообщество в соответствии с Маастрихтским договором (Maastricht Treaty) было официально переименовано в Европейский Союз. Более точным было бы название "Европейские Сообщества", поскольку начало объединению положили три различные, но связанные между собой организации: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), иногда называемое Общим рынком. Институты и политика этих организаций со временем становились все более расплывчатыми, что подтверждается внесением множества поправок в подписанные ранее договоры. ЕС - наиболее яркий пример региональной экономической и политической интеграции. Как организация международная он выходит за рамки традиционных межправительственных альянсов и обретает явные признаки наднациональной структуры. В различных договорах по линии Союза (а ранее Сообщества) имеются положения, не до конца сформулированные, если не сказать - неопределенные, о стремлении к "еще более тесному союзу" нынешних 15 членов Союза. В конце 2-й мировой войны европейское экономическое и политическое единство рассматривалось как важный фактор послевоенного восстановления экономики, а посему поддерживалось США. Поскольку полная отмена национального суверенитета представлялась перспективой далекой, усилия были сосредоточены, согласно плану Шумана, разработанному Жаном Монне (Monnet), на функционалистском подходе (functionalist approach). Основная идея Монне состояла в том, что война между Францией и Германией больше никогда не должна подрывать экономическую и политическую стабильность на континенте. К последовавшим затем переговорам присоединились Италия и страны Бенилюкс (Benelux). В результате возникло Европейское объединение угля и стали - ЕОУС (Парижский договор, подписанный 1 апреля 1951 г. и вступивший в силу в июле 1952 г.), сообщество шести государств, которые решили интегрировать отрасли промышленности, более других связанные с военным производством (уголь и сталь), чтобы ни одна из сторон не имела собственной, не зависимой от других возможности воевать против другой стороны. Экономический успех этой организации содействовал дальнейшей более широкой интеграции, несмотря на провал Европейского оборонительного сообщества в 1954 г. Члены ЕОУС подписали 25 марта 1957 г. Римский договор (Treaty of Rome) о создании ЕЭС и Евратом, который должен был войти в силу с 1 января 1958 г. В соответствии с договором учреждались также общие для трех сообществ ассамблея и суд, а также Комиссия (Commission) и Совет министров (Council of Ministers) для двух новых сообществ. Соединенное Королевство отказалось от участия в этих организациях, решив основать конкурирующее сообщество - Европейскую ассоциацию свободной торговли (European Free Trade Area - EFTA). ЕС вскоре превратилось в главный орган европейской интеграции. Расписание политических мероприятий, направленных на интеграцию, было разработано по пунктам, единогласно одобренным всеми шестью членами: так довольно быстро был учрежден Таможенный союз, введены общие внешние тарифы и начала вырабатываться единая торговая политика. Пункты же Договора, по которым достичь согласия не удалось, были сформулированы лишь в самых общих чертах. Это страховало от дальнейшего развития интеграции в случае ее противоречия национальным интересам. В договоре также были обозначены вопросы, требующие обсуждения членами ЕС. Возникла надежда на то, что реальные экономические выгоды общей политики обеспечат дальнейшее развитие процесса интеграции. На Комиссию возлагалась ответственность за разработку законодательных предложений, определяющих общую политику ЕС. Французское правительство было обеспокоено проблемами развития сельского хозяйства. Эту тему специально оговорили в Договоре как приобретенную, и в 1966 г. была принята Единая сельскохозяйственная политика (английская аббревиатура - САР), и по сей день остающаяся генеральной линией политики ЕС. ЕС также повысил свою роль во внешних сношениях, благодаря соглашениям о помощи бывшим французским колониям (Яундским соглашениям) 1963 г., которым пришла на смену Ломейская конвенция, подписанная в 1975 г. Комиссия вносила законодательные предложения и добивалась их одобрения Советом министров, который представлял государства, входящие в состав ЕС. Европейский Суд вынес постановление о приоритете законов ЕС над национальными, что положило начало многим наднациональным полномочиям Союза. В результате договаривающиеся стороны, принимая политические решения, могут столкнуться с большими трудностями, поскольку зачастую при этом на карту ставятся коренные интересы нации. Со временем различия между тремя сообществами все более стирались. Объединительный договор 1965 г. установил единые Комиссию и Совет. Значительно увеличился и количественный состав членов ЕС. В 1973 г. в него вошли Соединенное Королевство, Ирландия и Дания, в 1981 - Греция, в 1986-м - Испания и Португалия, в 1994 г. - Швеция, Австрия и Финляндия. Подала заявку на вступление Турция, в качестве возможных членов рассматриваются Польша, Венгрия, Чехия и Словакия. Если число членов ЕС росло, то его политическая юрисдикция "углублялась" и теперь объемлет Европейскую валютную систему (European Monetary Sistem), монументальную Программу единого рынка, введенную Единым европейским законом (Single European Act - SEA), региональную и социальную политику, а также важные направления сотрудничества в области внешних сношений и обороны. Процессу углубления способствовали поправки к Договорам, а также Единый европейский закон 1986 г. и Маастрихтский договор (Maastricht), подписанный в 1991 г. и вступивший в силу в ноябре 1993-го. Еще одна "межправительственная конференция", на которой предполагалось обсудить вопросы дальнейшего "углубления", планировалась на 1996 г. Как "евроэнтузиастам", так и ярым сторонникам национальной автономии, избегающим точной формулировки конечной цели, до сих пор удавалось достигать компромиссов, которые вроде бы соответствуют интересам всех. Несмотря на часто возникающие дискуссии и расхождения во мнениях, это двигает вперед процесс интеграции и превращает ЕС в организацию, которая все больше приобретает черты государственного образования, субъекта международного права. В этом качестве ЕС в скором времени изменит традиционные концепции суверенитета (sovereignty) и международных организаций.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД - (European Court of Justice) Один из институтов Европейского Союза, расположен в Люксембурге. Не следует путать с Европейским судом по правам человека (European Court of Human Rights). Европейский Суд (английская аббревиатура ECJ) сыграл важную роль в процессе европейской интеграции, особенно в толковании договорной базы Сообщества, формально одного из видов международного права как внутреннего законодательства, общего для государств-членов. В ряде постановлений (начиная с Van Gend en Loos 26/62, 1963, ECR 1 и Costa v. ENEL 6/64 (1964) ECR 585) Римский договор толковался как европейская конституция, основанная на "прямом влиянии" и "приоритете" законов Сообщества. Это позволяет индивидам полагаться на законы Сообщества, обращаясь в национальные суды. Принцип "прямого влияния" породил возможность коллизии между законами Сообщества и национальными. ECJ решил эту проблему, разработав принцип "приоритета" законов Сообщества. Другая его особенность, отличающая от прочих международных организаций, заключается в праве принимать "вторичные законы" (т.е. имеющие силу закона правовые нормы, которые не принимаются непосредственно одним или несколькими национальными законодательными органами, а утверждаются ими). ECJ усилил это право, применив к некоторым из "вторичных законов" принцип "прямого влияния" (Van Duyn v. Home Office 41/74 (1974) ECR 1337). Хотя это законотворчество совпало по времени с политическим кризисом, который привел к усилению контроля за законодательной деятельностью Сообщества, результаты этой работы критиковались очень мало и касались сугубо юридических тонкостей. К середине 1980-х гг. даже самые "неподдающиеся" страны (Германия, Италия и Франция) в той или иной степени признали конституционную роль ECJ.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА - (European Court of Human Rights) См.: Европейская конвенция по защите прав человека и основных свобод (European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms).

ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО

ЕВРОПЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО - (European Community) См.: Европейский Союз (European Union).

ЕВС, ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА

ЕВС, ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - (EMS (European Monetary System)) Система Европейского Союза (European Union), имеющая целью стабилизацию обменных курсов валют государств-членов через механизм курса валют (МКВ) (Exchange Rate Mechanism, ERM) и систему поддержки платежного баланса. Специального раздела, который был бы посвящен валютному сотрудничеству Европейского Союза, в Римском договоре (Treaty of Rome) нет, однако в нем признавалось, что для избежания конкурентных извращений на внутренних рынках, обусловленных непостоянством обменного курса, необходимо решить вопрос о валютном сотрудничестве. Это привело в 1969 г. к появлению доклада Барра, в 1970 г. - к появлению проекта Вернера о создании валютного союза, а в 1971 г. - к введению системы изменения валютных курсов в рамках установленных лимитов (валютной "змеи") в качестве первого этапа процесса, который завершился к 1980 г. "Змею" постигла преждевременная смерть в результате краха Бреттонвудской валютной системы (Bretton Woods), привязанной к золотому доллару. В 1977 г. Комиссия предприняла новые шаги с целью восстановления валютного сотрудничества, которые неожиданно для всех поддержали Германия и Франция, что привело к подписанию в марте 1979 г. соглашения по ЕВС. Британия к этому соглашению не присоединилась. ЕВС вначале сводилась только к МВК, который фиксировал валютные паритеты на уровне 2,25% по отношению к европейской валютной единице (курсы более слабых валют, например лиры, могли либо иметь плавающий курс, либо паритет, фиксированный в пределах 6%). Было также признано необходимым более активно проводить политику экономической конвергенции, подписано соглашение о сотрудничестве между центральными банками в интересах поддержки валютных паритетов, а также соглашение об учреждении не позднее 1985 г. Европейского фонда общих валютных резервов, ЕВФ (European Monetary Fund, EMF). Последний так и не был основан, а МВК и сотрудничество центральных банков оказались вполне жизнеспособными. Как только курсы валют достигали 75% от дозволенного им предела колебания, соответствующие центральные банки были обязаны совершить интервенцию в поддержку паритета на рынках. Допускалась перестройка валютных паритетов, но лишь с согласия всех членов системы. Перестройка валютных паритетов была частой только в начале 1980-х гг., но к 1985 г. их стабильность восстановилась, а когда программа Единого рынка стала реальностью, государства пришли к соглашению относительно необходимости дальнейшей интеграции валют. Доклад Делора об экономическом и валютном союзе (1989) (Monetary Union) в конечном счете лег в основу Маастрихтского договора (Maastricht treaty), а ЕВС стала рассматриваться как важный строительный блок указанного союза. Несмотря на безусловно успешное функционирование ЕВС (настолько успешное, что в 1991 г. к ней подключилось даже Соединенное Королевство), экономический спад начала 1990-х гг. и бурные события воссоединения Германии расстроили функционирование МВК. В сентябре 1992 г. Британия и Италия были вынуждены отказаться от МВК, а Испания и Португалия девальвировали свои валюты. К июлю 1993 г. паритеты МВК могли уже колебаться в пределах 15%, что по сути своей уже являлось свободно плавающим курсом. Это окончательно застопорило систему до лучших времен.

ЕДИНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ГОЛОСОВ

ЕДИНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ С ПЕРЕДАЧЕЙ ГОЛОСОВ - (single transferable vote (STV)) Система пропорционального представительства (proportional representation), используемая в Ирландии, на Мальте и на некоторых выборах в Австралии; распространена также на выборах в клубах и обществах. Определенное число вакансий (обычно от трех до семи) заполняется одновременно. Каждый избиратель записывает кандидатов в порядке предпочтения. Затем подсчитывается количество первых голосов в поданных бюллетенях. Те из кандидатов, которые получили число голосов не менее квоты Друпа (Droop quota) (V (n+1), округленное до целого), считаются избранными, а их "лишние" голоса переходят к следующему кандидату, если таковой имеется в избирательных списках. "Лишние" голоса распределяются так: если квота Друпа - 1200, а кандидат получил 1400 голосов в списке первых преференций, то лишние голоса (200) переходят ко второму в списке преференций. Если голосов не хватило для избрания следующего кандидата, то кандидат, оказавшийся последним по числу первых преференций, исключается из списка, а его вторые преференции переходят ко второму кандидату с прибавлением одного голоса. Процесс повторяется путем распределения излишков, где это возможно, и вывода из игры отстающих до тех пор, пока не будет избрано нужное число кандидатов. Главное преимущество этой системы голосования состоит в том, что каждой фракции или партии гарантировано столько мест, сколько кандидатов преодолели квоту Друпа там, где они были указаны первыми. Второе преимущество (на примере Ирландии) заключается в том, что система способствует конкуренции между кандидатами от одной партии; обычно они придерживаются одних идеологических взглядов и поэтому соперничают друг с другом в вопросах обслуживания местных интересов. Эта система гораздо популярнее среди реформаторов избирательного права, чем среди теоретиков социального выбора (social choice). Последние жалуются, что концепция "потерянных голосов", лежащая в основе голосования с передачей голосов, порочна, а процесс вывода кандидатов из голосования произволен и не единообразен (non-monotonic).

ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ АКТ

ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ АКТ - (Single European Act) Подписан в феврале 1986 г. всеми членами Европейского сообщества - ныне Европейский Союз (ЕС) (European Union, EU) и вступил в силу в 1987 г. Единый европейский акт (ЕЕА) внес поправки в Римский договор (Rome, Treaty of) и другие соответствующие договоры и структурно оформил Программу единого рынка Союза (ПЕР) и реформу процессов принятия решения. Хотя более амбициозные интеграционные проекты встретили возражения со стороны ключевых государств -членов договора, удалось добиться согласия по отношению к идее возврата к изначальным функциональным понятиям поэтапной интеграции с помощью общего рынка и общей экономической политики. В итоге в Акте особо оговаривалось, что проведение в жизнь ПЕР (крайний срок - 31 декабря 1992 г.) является целью Сообщества. Во-первых, ЕЕА упростил процедуры принятия решений Европейским Советом: решения по всем вопросам, связанным с проведением огромного числа законов, направленных на устранение всех барьеров на пути обмена рабочей силой, товарами и услугами в рамках Европейского сообщества, принимались большинством голосов. Во-вторых, была усилена роль Европейского парламента (European Parliament) путем принятия процедур "сотрудничества" и "согласительных" процедур. В-третьих, Совет был официально признан частью структурного механизма ЕС. И наконец, был реорганизован механизм внешнеполитического сотрудничества входящих в Союз национальных правительств (хотя внешняя политика оставалась тем не менее вне правовых рамок Союза до принятия в 1993 г. Маастрихтского договора (Maastricht)).

ЕДИНЫЙ ФРОНТ

ЕДИНЫЙ ФРОНТ - (united front) Ленинская стратегия союза коммунистов с другими радикальными группами, главным образом в странах Третьего мира (Third World), но также в течение некоторого времени и в Европе. В ее основу положена исходная посылка, суть которой сводится к следующему: буржуазия колониальных стран, особенно азиатских, настроена достаточно враждебно по отношению к тому, что Ленин называл экономическим империализмом, чтобы пойти на борьбу за единое дело вместе с коммунистической партией, и вместе с тем она достаточно слаба, чтобы противостоять руководящей роли коммунистов. В споре с М.Н. Роем отрицавшим наличие подобной посылки, Ленин победил, однако дальнейшие события подтвердили правоту Роя. Индийский Конгресс (Congress India) особых симпатий к коммунистической партии не проявил. Альянс в Индонезии закончился массовым истреблением коммунистов. То же самое, но в еще большем масштабе произошло в Китае в 1927 г., когда национальный лидер Чан Кайши, захватив Шанхай и успокоив капиталистические страны, одну часть своих союзников-коммунистов уничтожил физически, а другую загнал в горы. Позднее японская угроза Китаю вновь объединила стороны во "Второй единый фронт", но ему едва ли удалось достичь более ощутимых результатов, чем первому. Даже военное взаимодействие против оккупантов оказалось малоэффективным. Значительные силы как националистов, так и коммунистов отвлекались на охрану занимаемых ими территорий от собственных союзников. После того, как в 1941 г. националисты уничтожили новую коммунистическую Четвертую армию в Центральном Китае, единый фронт с гоминьдановцами практически прекратил свое существование. Позднее возник новый, существующий до сих пор "Единый фронт", в который вошли коммунисты и несколько мелких партий, не обладающих ни силой, ни влиянием.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - (natural law) Правила поведения, определяемые соображениями человеческой природы, естественными условиями существования человека или потребностями человеческого процветания. "Природа" в истории идей имеет много значений. Пять из них (взаимопересекающихся) особенно важны в нашем контексте: 1) то, что необходимо для развития и для достижения целей; 2) то, что является всеобщим для людей или для позитивной системы законов; 3) то, что представляли собой первоначальные условия существования человека; 4) то, каким могло быть существование, если бы не произошли определенные некоторые события или не возникли такие институты, как частная собственность или правительство; 5) то, что Бог замыслил для человека, и то, что требуется от человека. Применение естественного права проблематично: оно ассоциируется с Божьей волей, а его санкции могут приписываться иному миру. В секулярной версии, согласно которой естественное право есть рациональное обязательное, пользоваться им могут все индивиды, а потребность в этом праве приводится как доказательство необходимости правительственных органов. Естественное право, таким образом, фигурирует в качестве разъяснения позитивного права и является критическим путеводителем к своему собственному содержанию. Указывая на всеобщие стандарты, оно дает образец более высокого права, чем конкретные правовые системы, и содержит внешний стандарт, на основе которого можно судить о них. Либерализм (liberalism), в частности, сложился на основе традиции естественного права, наиболее подробно рассмотренной в трудах Гроция (Grotius), Самуэля Пуфендорфа (Pufendorf), Барбейрака, Джона Локка (Locke) и Адама Смита (Smith). Современная политическая философия, исследующая политические последствия условий человеческого бытия, может отвергать некоторые понятия "естества", но едва ли ей удастся избежать некоторых, даже самых гибких описаний, материальных условий политической жизни. См. также: perfectionism (перфекционизм).

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - (state of nature) Состояние человечества до какого-то (определенного) события, вторжения или искусственности. "Естественное состояние" (независимо от того, понималось ли оно как историческая реальность или как результат мысленного экспериментирования) использовалось различными исследователями, чтобы подчеркнуть важные противопоставления. У Гоббса (Hobbes) естественное состояние означает условия отсутствия политической силы или власти - при отсутствии искусственности государства. Руссо (Rousseau) связывает естественное состояние с человеком до-социального мира, еще не знавшим языка. Христианская мысль рассматривает естественное состояние в первую очередь как библейскую участь человека, а предание из Книги Бытия противопоставляет естественное состояние греховности после грехопадения. Многозначность понятия "естественный" в этом контексте означает сложность человеческой природы: например, православное христианство считает природу человека после грехопадения неизбежно испорченной. См. также: contract (договор); social contract (общественный договор).

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА - (natural rights) Права (rights), которыми люди обладают от природы, т.е. без каких-либо договоренностей, или при отсутствии каких-либо политических или юридических институтов. Естественные права, таким образом, принадлежат индивидам вне зависимости от времени и места. Их нужно отличать от позитивных прав, которыми наделяет или которые гарантирует конкретная правовая система. Естественные права высмеивались (см.: Bentham - Брентхэм) на том основании, что бессмысленно говорить о правах, если нет возможности ими воспользоваться, т.к. воспользоваться можно лишь тогда, когда существует правовая система, способная добиваться этой возможности, в т.ч. и с помощью принуждения. Более того, даже среди тех, кто признает естественные права, нет единства в отношении их содержания. Естественные права рассматривались как Божий дар, как "поправки" к обязанностям человека, возложенным Богом, как составные части, независимые от человеческой природы и разума. Различают права: естественные, моральные и юридические. Естественные права считаются универсальными и таким образом служат путеводителем к содержанию любой правовой системы. Моральные - не являются универсальными и должны признаваться конкретной правовой системой при существующих обстоятельствах. Юридические - признаются позитивным правом. Классификация прав отчасти зависит от понимания их цели и последствий применения.

Предыдущая страница Следующая страница