Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЖЕ"-"ДЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЖЕ"-"ДЮР")

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС - (Jefferson, Thomas) (1743-1826) Американский политик, ученый, просветитель, библиограф, архитектор, посол, винодел и писатель. Родился и вырос в Виргинии, образование получил в колледже Уильяма и Марии в Уильямсберге, бывшем тогда столицей штата. Там он приобщился как к предреволюционной политике, так и к идеям Шотландского просвещения (Enligtenment Scottish). В качестве делегата от Виргинии в 1776 г. был избран на Континентальный конгресс. Джефферсон составил проект Декларации независимости, провозглашавшей заимствованные у Локка (Locke) требования равного права на самоуправление для всех людей. Среди "всех людей" не нашлось места индейцам и рабам, и Джефферсон так никогда и не смог примирить заявленные в Декларации идеи со своими практическими взглядами как на отношения колонистов с индейцами, так и на рабство. (Без рабов было бы крайне трудно содержать его замечательный красивый дом в Монтичелло.) Джефферсон разочаровался в законодательной власти независимой Виргинии: "Все властные полномочия правительства... оказываются у законодательного органа. Их сосредоточение в одних и тех же руках как раз и является образцом деспотического правления... 173 деспота, несомненно, станут угнетать точно так же, как и один". Некоторые его идеи об ограничениях полномочий правительства, как, например, Виргинская Декларация о религиозной свободе, нашли отражение в Первой поправке к Конституции США. Джефферсон очень переживал смерть жены (1782 г.), поэтому с готовностью принял предложенный ему пост американского посланника в Париже (1785-89 гг.), где выступил в качестве "мостика" между Американской и Французской (French Revolution) революциями. Джефферсон помог маркизу Лафайету написать Декларацию прав человека (1789 г.), которую сам считал чем-то вроде "бледной" копии Декларации 1776 г., вызванной необходимостью сохранения феодализма в Европе. Джефферсон близко сошелся с Кондорсе (Conderсet), чьи взгляды (вера в способность человечества к совершенству и возможность использования научных методов к решению политических задач) он разделял. Джефферсон достиг успеха в претворении некоторых из вдохновленных Просвещением планов для Соединенных Штатов (к примеру, в Ордонате в Северо-Западе 1787 г., который наметил основы будущего расселения белого населения с выделением одной части земли в каждом поселении на содержание образования); другие планы, в т. ч. введение метрической системы, так и не были реализованы. С 1789 по 1793 г. состоял в администрации Джорджа Вашингтона, в 1801-09 гг. был президентом. При нем в Палате представителей была введена система пропорционального разделения мест (apportionment) между штатами после каждой переписи населения, она применялась до переписи 1830 г. и математически представляет собой то же, что и система пропорционального представительства Хондта (Hondt). В первой партийной системе США Джефферсон был лидером Республиканско-демократической партии, отстаивавшей сельскую самообеспеченность и (относительное) доверие к обычному избирателю в противовес городской и про-промышленной политике федералистов. (см. Adams, Hamilton). Считался (наряду с Эндрю Джексоном, президентом в 1829-37 гг.) одним из основателей популистской Демократической коалиции (Democratic parti), охватывавшей до 1860 г. сельские районы и Севера, и Юга. После ухода в отставку Джефферсон вел исключительно активный образ жизни. Следы его деятельности остались в архитектуре, разбивке садов и парков, в университетах и в библиотечном деле: он курировал строительство Виргинского университета, занимался каталогизацией книг, составивших ядро библиотеки Конгресса США. Эпитафия, подобранная самим Джефферсоном, говорит о нем как об "авторе Декларации Американской Независимости, статута религиозной свободы в Виргинии и отца Виргинского университета".

ДЖИНГОИЗМ

ДЖИНГОИЗМ - (jingoism) В британских мюзик-холлах в 1878 г. была популярна песня: "Мы не хотим сражаться, но - богом поклянемся! (by jingo!), - когда придется, найдем и корабли, и храбрецов, и денежек отыщется до черта". Ее немедленно подхватили те, кому хотелось, чтобы Британия пошла войной на Россию, те, кого социалист Дж. Дж. Холиок обозвал "джинго". Таким образом, под джингоизмом понимается агрессивный, воинственный патриотизм.

ДЖИННА МУХАММЕД АЛИ

ДЖИННА МУХАММЕД АЛИ - (Jinnah, M.A.) (1876-1948) Первый генерал-губернатор Пакистана. Боролся за отделение от Индии с целью создания мусульманами собственного государства. Лозунг об образовании Пакистана был выдвинут в 1940 г. партией Мусульманская Лига, которую возглавлял Джинна. Лига заявила, что результаты выборов 1937 г. (проводились по Закону об управлении Индией от 1935 г.), когда партия Конгресса (Congress) нашла слабую поддержку в районах, отведенных для меньшинств, ясно свидетельствуют: мусульмане не хотят, чтобы ими правила партия Конгресса, где всем заправляют индуисты. В 1940-45 гг. Мусульманская Лига во главе с Джинной предпринимала настойчивые усилия, чтобы сплотить мусульманское общественное мнение вокруг идеи о независимом Пакистане. Усилия принесли плоды, и 14 августа 1947 г. Пакистан стал независимым национальным государством. Вскоре, в 1948 г., Джинна умер. Он был адвокатом, получил образование в Британии, и его наследием, имеющим непреходящее значение, остается скорее осуществление идеи о мусульманском государстве в Пакистане, нежели более широкие представления о постколониальном обществе.

ДЖОРДЖ ГЕНРИ

ДЖОРДЖ ГЕНРИ - (George, Henry) (1839-97) Американский экономист и социальный реформатор, известный прежде всего по книге "Прогресс и бедность" ("Progress and Poverty", 1879). В этой книге Джордж исследует причины продолжающегося обнищания в промышленно развитых капиталистических странах (несмотря на постоянно растущий уровень производства), а также проблемы резких экономических спадов и перманентных застоев. По мнению Джорджа, основной их причиной являются колебания стоимости земли (в виде земельной ренты), вызывающие активную спекуляцию со стороны привилегированных землевладельцев. Предложенный им выход сводился к системе "единого налога", согласно которой стоимость земли должна была облагаться налогом, что фактически означало общую собственность на землю (без изменения правового статуса владельца). Одновременно следовало ликвидировать налоги на доходы от производственной деятельности, придав тем самым мощный импульс свободному предпринимательству и производительному труду. В некоторых аспектах предложение Джорджа напоминало "единое обложение налогом", предлагавшееся физиократами (physiocrats). Законы о едином налоге хотя и в ограниченных (обычно местных) масштабах, с тех пор вводились во многих странах, включая США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. В Британии идеи Джорджа оказали влияние на формирование экономических взглядов социалистов-фабианцев (Fabianum). Заслуживает также внимания тот факт, что в проекте бюджета правительства либералов на 1909-10 финансовый год содержалось предложение оценить всю землю в Англии с тем, чтобы обложить ее налогом в интересах всего общества.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - (dialectical materialism) Теория развития природы, формализованная главным образом советскими идеологами на основе трудов Энгельса (Engels); диалектический материализм исходит из того, что все явления суть движения материи. Само движение является результатом внутренних противоречий любого объекта или явления. Более того, заявляя, что они подводят материальную базу под теорию Гегеля (Hegel) материалисты-диалектики утверждают, будто сама естественная история развивается по определенным законам. Основные из них: переход количества в качество, единство и борьба противоположностей и отрицание отрицания. Материя трансформируется и развивается, количественные изменения переходят в качественные. Высшую ступень развития материи - человечество. Его развитие подчинено тем же законам диалектики, что и развитие природы. Движение любой ступени развития общества должно рассматриваться в свете его внутренних противоречий. На определенных ступенях в определенном порядке происходят неизбежные количественные изменения, сопровождающиеся мощными социальными противоречиями, проводящими к возникновению качественно новой, более высокой ступени развития общества. Советские материалисты-диалектики высшей ступенью развития общества полагали коммунизм.

ДИДРО ДЕНИ

ДИДРО ДЕНИ - (Diderot, Denis) (1713-84) Французский философ, издавший (совместно с Жаном Д`Аламбером) первую 17-томную "Энциклопедию" ("Encyclopedia", 1751-65) - один из наиболее выдающихся литературных трудов Французского Просвещения (French Enlightenment). Интеллектуальный подъем того времени был вызван поворотом к светскому рационализму и социально прогрессивным идеям. "Encyclopedia" фактически бросил вызов королевскому абсолютизму (absolutism) и господствующему положению католической церкви во Франции и Европе в целом. Политические идеалы Дидро определялись его материалистическими и атеистическими взглядами, а также осознанием связи политических институтов с культурными и социально-экономическими характеристиками общества, в чем он сходился с Монтескье (Montesquieu) и Руссо (Rousseau). Ведущие политические принципы Дидро сводились к расширению возможностей обретения человеческих свобод. Достичь этой цели, по его мнению, можно лишь в открытом обществе, где права человека позволяют каждому идти по избранному пути к счастью. Право собственности имеет особое значение и составляет единственную разумную основу гражданства. "Просвещенной государь" должен действовать как гарант этого права в национальных интересах. К концу жизни, под влиянием событий Американской революции (American Revolution), Дидро стал сторонником принципа народного суверенитета и выступил в защиту права народа на революцию против власти тирана. Умер в 1784 г., но его радикальные идеи продолжали жить и составили интеллектуальную базу Французской революции (French Revolution).

ДИКТАТУРА

ДИКТАТУРА - (dictatorship) В современном понимании - безраздельное, не ограниченное ни законами, ни конституцией, ни какими другими политическими или социальными факторами государственное правление. В Древнем Риме "диктаторами" называли магистратов древних итальянских городов, которым в чрезвычайных обстоятельствах давались неограниченные полномочия. Их власть не была деспотичной, они отчитывались в своих действиях и подчинялись закону. Однако к началу II в. н.э. такие диктаторы исчезли, а к правителям более позднего периода, таким как Сулла и римские императоры, больше подходит современное понимание слова "диктатор". В XX в. диктаторское правление было необходимым, а порой и определяющим компонентом тоталитарных режимов. Так, сталинскую Россию, гитлеровскую Германию и Италию Муссолини обычно называли диктатурами. В СССР само слово и сама идея диктатуры были узаконены марксовой имей исторической необходимости "диктатуры пролетариата", которая должна установиться после революции и покончить с буржуазией.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА - (dictatorship of proletariat) В понимании Маркса (Marx), переходный период от капиталистического к коммунистическому обществу, "в котором государство не может быть иным, как революционной диктатурой пролетариата" ("Критика Готской программы") ("Critique of the Gotha Programme", 1875). Пролетариат должен взять государственную власть, ликвидировать старые производственные отношения, основанные на классовом антагонизме и защищаемые соответствующими инструментами государства. Он заменит эти отношения диктатурой класса, которая установит над производительными силами контроль пролетариата, проложит путь к ликвидации классовых различий и в итоге приведет к построению бесклассового общества. В "Коммунистическом манифесте" ("Communist Manifesto", 1848) сказано, что в результате возникнет "ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Маркс использовал этот термин крайне редко, а когда использовал, то чувствовалось, что в его понимании диктатура означает сосредоточение власти или сил, а не подавление. В работе "Гражданская война во Франции" (The civil War in France" 1871), написанной, по следам Парижской коммуны он предлагает иную модель перехода: немедленное разрушение государственного аппарата, децентрализация власти, установление демократического контроля народа над гражданским обществом и его руководством. Несовместимость коммуны и диктатуры - одно из многих противоречий в трудах Маркса. Ленин (Lenin) рассмотрел обе модели в работе "Государство и революция" (1917). Можно утверждать, что введение военного коммунизма, последовавшее вслед за революцией, было попыткой применить на практике идею диктатуры.

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННЫХ

ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННЫХ - (prisoners' dilemma) Наиболее известная игра с ненулевым итогом (non zero-sum game). Два заключенных содержатся в отдельных камерах. Окружной прокурор знает, что они вместе совершили вооруженное ограбление, но получить доказательство, гарантирующее обвинительный приговор в суде, может только в том случае, если хотя бы один из заключенных признается в содеянном. Если ни один из них не признается, они будут приговорены к двум годам тюремного заключения за незаконное владение огнестрельным оружием. Приговор за вооруженное ограбление - двадцать лет тюремного заключения. Однако, если оба признают свою вину, срок будет сокращен до 10 лет. Если один признается, а другой нет, то того, кто признался, отпустят на свободу, а другого приговорят к полным двадцати годам. Прокурор встречается с каждым заключенным, уговаривая их признаться. А надо ли? "Дилемма заключенных" может быть выражена следующей матрицей, где в каждой ячейке число перед запятой это исход для данной строки, а число после запятой - исход для данного столбца. Числа означают количество лет тюремного заключения; перед ними стоит знак минус, указывающий на отрицательный характер данной величины: большее число лет в тюрьме хуже, чем меньшее. Заключенный B не знает, что сделает А. Но он знает, что, если А не признается, он получит -2, если он не признается сам, и 0 - если признается. Если А признается, он получит -20, если сам не признается, и -10 - если признается. Следовательно, независимо от того, что сделает А, B, безусловно, окажется в лучшем положении, если признается. Аналогичное рассуждение справедливо и для А. Поэтому рационально мыслящие заключенные признаются, даже если они оба знают, что для каждого из них было бы лучше, чтобы ни один из них не признался. По "дилемме заключенных были сделаны обобщающие выводы для повторяющихся взаимодействий (суперигр) (supergame) и для игры с числом игроков больше двух. При повторяющемся взаимодействии каждый игрок совсем необязательно будет каждый раз нарушать верность своему товарищу. Например, игроки могут договориться играть по принципу баш на баш или подавать один другому знаки с помощью своих ответов при повторении игры. Игра баш на баш означает: "Я буду сотрудничать с тобой при нашей первой встрече. После этого все, что ты будешь делать в каждом раунде, я буду делать в следующем". Путем той или иной стратегии на определенных условиях сотрудничества игроки могут прийти к "прогрессирующе стабильному" образцу обусловленного сотрудничества. Модели "дилеммы заключенных" применяются почти к любой форме взаимоотношений людей и животных. Среди хорошо известных примеров из сферы политики - гонка вооружений (arms races), политика доходов, заключение соглашений по торговле в таких организациях, как ГАТТ (GATT), и переговоры по уменьшению загрязнения окружающей среды. Существует опасность злоупотребления ею. Необходимо точно определять характер ситуации, и тогда выяснится, что не все, воспринимаемое как "дилемма заключенных", является таковой на самом деле. Имеются многочисленные экспериментальные тесты дилеммы заключенных, осуществленные в лабораториях. Один из наиболее точно установленных моментов - вывод о том, что студенты-экономисты последовательно проявляют большую склонность стремиться к эгоистическим, рациональным и субоптимальным результатам, чем студенты других специальностей.

ДИПЛОМАТИЯ

ДИПЛОМАТИЯ - (diplomacy) Зародилась в системе отношений между государствами Древней Греции, возродилась в средневековой Европе. Особое значение дипломатии придавали в отношениях между городами-государствами Италии в эпоху Возрождения и вновь появляющимися государствами в период после Реформации. Венский конгресс 1815 г. упорядочил систему постоянных дипломатических отношений как форму необходимой и важной связи между странами. Крупные державы обменялись посольствами и послами, а отношения с малыми странами поддерживались через миссии и посланников. Так развивалась получившая признание профессиональная дипломатия, действующие лица которой обычно принадлежали к аристократии, а ведение дел - секретностью. После 1-й мировой войны некоторое время процветала более открытая, "демократическая" дипломатия. После 2-й мировой войны различим между посольствами и миссиями были отменены, появилось множество новых послов, особенно после обретения независимости европейскими колониями. Некоторые специалисты выделяют разные стили дипломатии: европейский. При котором дипломатия рассматривается как инструмент; американский, революционный, и Третьего мира (Third War), которые, хотя и по-разному, но больше внимание уделяют моральному аспекту признания государств и поддержания с ними отношений. На практике, однако, на дипломатию сильно влияет европейская традиция. Дипломаты информируют правительства стран пребывания и свои собственные о мнениях и интересах тех и других и стремятся согласовать эти интересы путем переговоров. Таким образом, дипломат всегда может быть ошибочно понят - популярность дома может означать непопулярность в стране пребывания или (что случается чаще, например британские дипломаты эпохи Тэтчер). Наоборот. Утверждают, что развитие средств связи привело к тому, что дипломатия устарела. Однако она процветает, а в столицах пребывают многочисленные дипломатические представительства.

ДИРИЖИЗМ

ДИРИЖИЗМ - (dirigisme) Термин произошел от французского слова "diriger" (управлять) и относится к деятельности государства в области экономики. Государственное регулирование может принимать форму требований, обусловленных законом, финансовых инициатив, штрафов, национализации или комплексного экономического планирования при соблюдении уважения к частной собственности. Чаще всего термин используется, когда речь идет о практике французских правительств, как имперских, так и республиканских.

ДИСКРИМИНАЦИЯ

ДИСКРИМИНАЦИЯ - (discrimination) Изначально слово в английском языке означало "улавливание разницы", теперь - "установление различий" между людьми по половым, расовым и классовым признакам. Дискриминация в политической системе может быть явной или скрытой. Южная Африка в период апартеида (apartheid) подала пример институционализации исключения чернокожего населения из общественно-политической жизни. То же актуально для женщин во многих странах Ближнего и Среднего Востока. Вместе с тем дискриминация по расовому и половому признакам может проявляться и на менее формальном уровне. Мерилом дискриминации и индикатором того, как она осуществляется на неформальном уровне в различных сообществах, могут служить данные об уровне образования, занятости, представительстве в политических структурах, а также количественные показатели преступности и бедности.

ДОБРОВОЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭКСПОРТА (ДОЭ)

ДОБРОВОЛЬНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭКСПОРТА (ДОЭ) - (voluntary export restraint (VER)) Согласие страны-экспортера ограничить экспорт товара в какую-либо страну, импортирующую этот товар за некую цену. ГАТТ (GATT) запрещает дискриминационные договоренности в сфере международной торговли, что существенно сокращает тарифные барьеры. Усиливающаяся в связи с этим конкуренция между поставщиками-производителями часто приводит к кризисным явлениям в промышленном производстве, порождающим такую политическую динамику, противостоять которой многим правительствам трудно. Один из обходных путей решения этой проблемы - достижение договоренности о добровольном ограничении экспорта со странами-импортерами. Такой преуспевающий экспортер, как Япония, "добровольно" соглашается ограничить экспорт в страну, товары которой в результате вытесняются. Японские и другие преуспевающие экспортеры мирятся с ДОЭ, поскольку, хотя и продают меньше, чем в условиях свободной торговли, прибыли от каждой торговой сделки получают больше. Это последнее остается не замеченным гражданами страны, принимающей протекционистские меры, а следовательно, и не вызывает возражений, хотя перелив капитала при этом может быть действительно колоссальным. Так, перелив капитала из Британии в Японию в результате соглашения о ДОЭ между японскими и британскими производителями автомобилей в 1970-80-х гг. составлял 50 фунтов в год в расчете на одного человека. Поскольку договоры о добровольном ограничении экспорта формально не"противоречат положениям ГАТТ, она смягчают напряженность в режиме международной торговли. Вместе с тем нельзя отрицать дискриминационного характера ДОЭ. Попытки запретить подобную практику содержатся в соглашении, подписанном в декабре 1993 г. на Уругвайском раунде и имевшем некоторый успех.

ДОГОВОР, КОНТРАКТ

ДОГОВОР, КОНТРАКТ - (contract) Соглашение, заключенное между двумя или более лицами и подразумевающее получение выгоды каждым из участников. Хотя каждый участник рассчитывает на выигрыш, из этого не следует, что все его получат в равной мере. На самом деле, кто-то может оказаться в проигрыше. В сферу исследований правоведов входят и такие вопросы: какие договоры требуют правовой санкции? Как должно обеспечиваться соблюдение договоров: требованием их выполнения или установлением компенсации, причитающейся стороне, понесшей ущерб в случае их невыполнения? Как надлежит анализировать договор - как парные обязательства, как предложение в совокупности с его принятием или как обещание, данное за разумное возмещение? Договоры имеют важное значение, поскольку иллюстрируют взаимосвязь прав и обязанностей ("симметричных" в случае консенсуального договора). Каждая из договаривающихся сторон приобретает права и обязанности, и право одного лица очевидно связано с обязанностями другого. Важным политическим применением этого понятия стал общественный договор (social contract). Его критиковали за историческую несостоятельность и неправильное представление о взаимоотношениях отдельных людей и общества или государства, тем не менее в политической теории договорная традиция процветает. Например, Джон Ролз ("Теория справедливости") (A Theory of Justice) (1971) задает гипотетический вопрос: на что согласились бы индивиды в определенных условиях, какого рода договор они бы приняли, если бы попытались договориться относительно критических стандартов правосудия? Хотя вносит ли такой подход ясность в данную проблему, весьма спорно.

ДОГОВОР ПРИ УСЛОВИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ДОГОВОР ПРИ УСЛОВИИ ДОГОВОРА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ - (covenant) Обязательство относительно будущей деятельности или выполнения какого-либо действия; связывает лицо, дающее его. Обязательство имеет некоторые общие черты с обещанием, однако они различаются. Соглашения, обязательства обеспечиваются правовой санкцией, а обычные обещания - нет. Томас Гоббс (Hobbes) отрицал, то, что простое обещание подразумевает (моральное) обязательство, но утверждал, что обязательство (в определенных случаях) подразумевает таковое. По мнению Гоббса, обязательство включает в себя обещание выполнения действия в обмен на полученную или ожидаемую выгоду, тогда как обещание служит простым заявлением, выражающим волю дающего его лица. В трудах Гоббса (и в более широком плане) особо важное значение имеет обещание повиновения или лояльности, достаточное для политического обязательства (obligation), его вариант, общественный договор (social contract), представлял собой соглашение каждого человека с каждым из всех других людей об отказе от права на самоуправление в пользу верховной власти. Это было больше, нежели просто обещание, потому что каждый получал выгоду от обязательств, данных другими людьми.

ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО

ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО - (stateless society) Одно из понятий социальной антропологии. Из него ясно, что государство (state) существовало не всегда. Политическая организация древних обществ охотников-собирателей строилась на кровно-родственных отношениях, не было ни официального, политически оформленного разделения труда, ни институтов принуждения, наделенных правом применять силу по отношению к людям (и - чисто риторически - от их имени). Ведутся жаркие споры о том, был ли импульс, давший толчок развитию пребывавших в состоянии "первозданной чистоты" древних ближневосточных государств (от которых произошли современные "второстепенные" государства) эндогенным, т.е. результатом классового расслоения, или эндогенным, т.е. результатом военного завоевания. Существование в наши дни обществ, не имеющих ни государственности, ни письменности, вызывает вопрос: как без государственного принуждения или государственной власти им удалось выжить? На этот вопрос даются разные ответы. Некоторые объясняют это силой традиционной власти и принимаемых всеми норм жизни. Один из ответов носит эволюционный характер: ученые, естественно, могут изучать только те догосударственные общества, которые сохранились до наших дней; поэтому выявить причины распада догосударственных обществ древности невозможно, разве что какой-нибудь антрополог случайно натолкнется на вымирающее общество, как это случилось с Колином Торнбаллом ("The Mountain People") (1972), нашедшим в Уганде племя иков в состоянии, выражаясь словами Гоббса (Hobbes), "войны всех против всех".

ДОДЖСОН ЧАРЛЬЗ Л.

ДОДЖСОН ЧАРЛЬЗ Л. - (Dodgson, Charles L.) (1832-98) Английский математик и логик, автор классических детских повестей-сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье". Псевдоним - Льюис Кэрролл. В начале 1870-х гг. Доджсон случайно вышел на проблему цикличности (cycle) независимо от Борда (Borda) и Кондорсе (Condorcet) (их труды до сих пор лежат неразрезанными в библиотеках, которыми пользовался Доджсон). Он предложил несколько процедур голосования, включая и такую, которая прерывает цикл, если нет победителя по Кондоре (см. Кондорсе). В 1880-х гг. он сосредоточил внимание на пропорциональном представительстве (proportional representation). Из-за эксцентричности автора все эти работы до самого последнего времени.

ДОМИНИОН

ДОМИНИОН - (dominion) Этот термин был синонимом власти в период становления современного английского языка. Позднее термин стал обозначать любое государство, подвластное суверену. Начиная со 2-й половины XX в. так называют, в частности, самоуправляющиеся государства, входящие в состав Британской империи (такие как Канада) в отличие от других владений британской короны, обладающих меньшей автономией.

ДОПОЛНЕНИЕ

ДОПОЛНЕНИЕ - (поправка к документу) (rider) Американский термин, означающий пункт или условие, внесенные в дополнение к важному законопроекту, но не имеющие прямой связи с его содержанием. В большинстве случаев такие дополнительные пункты не вошли бы в законодательство, если бы их принимали, исходя из их собственных достоинств. Однако включение их в законопроекты, которые другие законодатели не хотели бы задерживать, вынося поправки на обсуждение, или в отношении которых президенту невыгодно применять вето, может оказаться успешным. В законодательных собраниях многих штатов губернаторы обладают правом постатейного вето (item-veto), чтобы не допустить появления в законодательстве такого рода поправок.

ДРОБЛЕНИЕ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ

ДРОБЛЕНИЕ СПИСКОВ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ - (ticket splitting) Широко распространенная практика, при которой одновременно голосуют за кандидатов разных партий (прямой ее противоположностью является straight-ticket voting - голосование по бюллетеню с кандидатами от одной партии). Признак слабости политических партий и большого авторитета личности кандидата в американской избирательной системе, а также результатом влияния федерализма (federalism). Этим объясняются такие ситуации, когда одна партия контролирует исполнительную власть, а другая - законодательную.

ДРУГ СУДА

ДРУГ СУДА - (amicus curiae) Дословно "друг суда". Дает показания в суде, действуя как незаинтересованный советник или как представитель точки зрения лиц или организаций, которые, не будучи участниками процесса, могут испытать на себе последствия принимаемых решений. Этот термин используется преимущественно в американском праве.

ДРУП Х.Р.

ДРУП Х.Р. - (Droop, H. R.) (ок. 1831-84) Английский адвокат и сторонник пропорционального представительства (proportional representation). Внес изменения в правила определения квоты, дающей партии право на одно место в многомандатном округе. Если в округе с числом членов n подается сило голосов v, квота, по Друпу, должна подсчитываться по формуле v/(n+1), при этом результат обычно округляется до ближайшего целого числа. Формула применяется в системе голосования, при которой один голос может быть передан другому кандидату. (см. Single transferable vote - Единое голосование с передачей голосов).

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ

ДЮРКГЕЙМ ЭМИЛЬ - (Durkheim, Emile) (1857-1917) Французский социолог. С 1906 по 1917 г., во время заведования кафедрой образования в Сорбоне (переименованной в кафедру социологии в 1913 г.), был ведущей фигурой во французской системе образования. В работе "Права социологического метода" (1895) обосновал идею социологии как науки, которая имеет свои методы и рассматривает общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов и определяющую рамки их поведения. Наиболее известное методологическое положение Дюркгейма заключается в том, что факты общественной жизни должны рассматриваться как вещи. Это положение он применял, исследую проблемы социальной интеграции, которой посвящены его основные труды. В работе "Разделение общественного труда" (1893) Дюркгейм предложил теорию, объявляющую эволюцию обществ от примитивных, сплоченных механической солидарностью (основанной на схожести различных индивидов, до современных, сплоченных органической солидарностью (основанной на дополнительных различиях между индивидами). В отличие от экономистов, которых он обвинял в тавтологии, Дюркгейм обосновал эту эволюцию, сопровождаемую все увеличивающимся разделением труда, социальным фактором роста плотности населения, который приводит к сокращению степени механической солидарности, а тем самым и к осознанию перемен. Следуя методике, заимствованной у философов, экономисты постулировали преднамеренное обращение к разделению труда в качестве причины, хотя оно являлось одновременно и следствием. В сочинении "Самоубийство" (1897), постепенно освобождаясь от влияния Конта (Conte) Дюркгейм пытался дать социологические объяснения тому, что, по-видимому. Можно считать самым изолированным действием, какое только можно себе представить. Дюркгейм различает три (возможно, даже четыре) основных типа самоубийства. Один из них, обусловленный аномией, м.е. разрушением связи индивида с обществом, наиболее важен для проводимого им анализа. Автор отбросил то, что считал упрощенным позитивистским объявлением, в частности идею о самоубийстве как следствие сезонного изменения погоды. Социальные явления можно объяснить только другими социальными явлениями, а не внешними условиями. Причину аномии он видел в стремительной индустриализации, разрушающей сложившейся уклад жизни. В своей последней важной работе "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) Дюркгейм вновь обращается к частной проблеме, чтобы выявить ее. На примере примитивной религии австралийских аборигенов он показал, что общая форма религии, повторенная у разных народов, представляет собой систему коллективных поверий, отделяющих божественное отмирского. В какие бы частные формы ни выливались различные религии, божественным всегда было общество вообще, внешняя сила, которая руководила большинством поступков индивидов. Дюркгейм пытался превратить мораль в науку и не переставал верить в то, что социологию следует использовать скорее для совершенствования общества, чем для его объяснения. Самым прямым путем достижения этой цели является образование. (Этого же взгляда придерживались и основатели Третьей республики). В политическом смысле Люркгейм был либералом, но не такого индивидуалистского толка, как Бентам (Bantham). В 1893 г., изучая социализм, Дюркгейм пришел к выводу, что хотя он и представляет собой абсолютно нормальную реакцию на то зло, которое несет индустриальное общество, но предлагаемые им решения не улучшат жизни людей. Дюркгейм был одним из главных сторонников доктрины солидаризма, который, как утверждал один из его последователей в 1907 г. стал "чем-то вроде официальной философии Третьей республики". Эта философия легла в основу идеологии Радикальной партии, созданной в 1905 г. и ставшей наиболее важной политической организацией Франции.

Предыдущая страница Следующая страница