Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "В" (часть 2, "ВНЕ"-"ВЬЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 2, "ВНЕ"-"ВЬЕ")

ВНЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ВНЕ КОМПЕТЕНЦИИ - (ultra vires) в буквальном переводе означает "за пределами полномочий". Имеет два значения. 1. Реальное превышение полномочий (substentive ultra vires) принимающим решение. 2. Процедурное превышение полномочий (procedural ultra vires), при котором решение принимается без должного соблюдения предписанных процедур. Концепция ultra vires дает судам значительные полномочия по надзору за порядком принятия решений. Диапазон и разнообразие физических и юридических лиц, по отношению к которым эта концепция применима, велики. К ним могут быть отнесены министры и любые государственные учреждения, наделенные законной властью, компании и корпорации, попадающие под правила подачи исковых заявлений и судебных запретов. Об органах местного самоуправления, подписывающих соглашения или контракты, выходящие за рамки из законных полномочий, можно сказать, что они действуют ultra vires. Палата лордов по делу "Хейзел против Хаммерсмит (1991) 1 All ER 545" постановила, что спекулятивные вложения капиталов местных органов власти превышают их законные права и являются недействительными с самыми тяжелыми последствиями для тех, кто способствовал незаконным - согласно определению суда - действиям указанных властей. Основания для обвинения в превышении полномочий многочисленны - от злоупотребления властью и необоснованных действий (дело "Пэдфильд против министра сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия (1968) АС 997") до действий, несовместимых с правами естественной справедливости. Ultra vires дает судам бесспорное основание, на которое они могут опираться, ставя под сомнение законность тех или иных решений. Превышение полномочий органом с четко определенными законом полномочиями может привести к серьезным последствиям. Вероятно, во многих случаях решение, которое по закону могло быть квалифицировано как ultra vires, не принималось только из-за опасений крайне серьезных последствий.

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ - (externalities) Издержки и польза, выпадающие на долю людей, не участвующих в принятии решений, которые эти издержки или пользу порождают. Они возникают в результате как производственной деятельности, так и потребления. Типичный пример производства с высоким внешним эффектом - фабрика, производящая клей. В выигрыше от этого производства могут считать себя три группы людей: рабочие, владельцы и покупатели. Однако клей вряд ли доставляет удовольствие соседям, которые ощущают его запах. Внешний эффект потребления может воздействовать на моего соседа, когда я слушаю громкую музыку по радио. Экономические последствия деловой активности свидетельствуют о том, что рынки не всегда обеспечивают максимизацию коллективного благосостояния. Конечно же, найдется много доводов в пользу этого тезиса, но аргумент внешнего эффекта наиболее показателен, и его любят приводить ортодоксальные экономисты. Одним из альтернативных решений является модель "полной приватизации", в которой все, что наносит кому-то ущерб, следует оплачивать. Так, я должен откупиться от моих соседей за собственное увлечение радиовещанием. Однако большинство экономистов эту модель отвергают, полагая более целесообразным интернализовать внешний ущерб через налогообложение. Многие проявления внешнего эффекта носят публичный характер в том смысле, что они либо досаждают неопределенному числу людей, либо воздействуют на общественные блага, например на чистый воздух. Способ борьбы с последствиями экономической деятельности, принятый рядом правительств и международных организаций в 1970-х гг., сводится к принципу "Платит тот, кто загрязняет", в частности те, кто загрязняют окружающую среду, оплачивают все общественные издержки, вызываемые их производством, через налоги и сборы. Существуют как умеренные, так и радикальные сторонники принципа "проект для зеленой экономики". Дэвид Пирс в своей книге "Blueprint for а Green Economy" предлагает ввести налоги только на загрязнение углеродом и упаковками. В отличие от него Е. Дж. Мишан в работе "Издержки экономического роста" ("The Costs of Economic Growth"), считает, что разрыв между понесенными убытками и скрытыми издержками приводит к искаженным представлениям о "благосостоянии". Он обращает внимание на то, что если бы мы по-настоящему понимали, о каких издержках идет речь, то назначили бы такую цену за загрязнение окружающей среды, что в небе перестали бы летать самолеты, а по дорогам бегать автомобили.

ВНП

ВНП - (GNP) Валовой национальный продукт. ВВП (GDP) плюс чистый доход в виде факторов производства иностранного происхождения.

ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ

ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ - (internal colonialism) Применение разработанной Лениным (Lenin) теории империализма к отношениям "центр - периферия" (centre - periphery). Согласно Ленину, империалистическая держава экспортирует эксплуатацию пролетариата в свои колонии или в другие неразвитые страны, торговля с которыми находится под ее контролем; тем самым пролетариат колонизующей державы "откупается" или субсидируется за счет пролетариата эксплуатируемых стран. Точно так же внутренний колониализм объясняет образование богатых и бедных регионов в одной стране. Несмотря на факты, приводимые в одной из самых известных на эту тему работ (Майкл Хектер "Внутренний колониализм" - "Internal Colonialism", 1975), разъясняющая суть отношений между Англией, Шотландией, Уэльсом и Ирландией, лишь частично подтверждаются документальными свидетельствами (ситуация в Ирландии отражается адекватно, в Шотландии - нет), идея внутреннего империализма остается плодотворной. Роберт Блоунер ("Расовое угнетение в Америке"), ("Racial Oppression in America", 1972) с помощью этой концепции описал расовые отношения в США и в других странах.

ВНУТРЕННЯЯ АНАЛОГИЯ

ВНУТРЕННЯЯ АНАЛОГИЯ - (domestic analogy) Аналогия между индивидами в естественных условиях и государственными образованиями неупорядоченной международной системе, о которой часто пишут специалисты в области международных отношений. Существование такой аналогии позволяет с более или менее достаточным основанием применять теории общественного договора к отношениям между государствами и к процессу развития международного сообщества. Главный недостаток подобных рассуждений, впервые отмеченных Руссо (Rousseau), заключается в отсутствии как генетического предела роста государства, так и органически обусловленной продолжительности жизни. Отсюда следует, что соседние государства, перед лицом внешней опасности, могут до такой степени и в такой форме подготовиться к торговой конкуренции и военному соперничеству, что это превысит все физические возможности отдельных воинов. Руссо и вслед на ним многие либералы считают, что гораздо лучше мир, состоящий из небольших, сравнительно автаркических (autarkic) государств (идеал тесных отношений и космополитизма).

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ - (martial law) Использование в исключительных обстоятельствах военной силы как временного средства для восстановления порядка и поддержки гражданского правительства. При введении военного положения могут быть развернуты войска либо приостановлено действие конституции, при этом функции правительства частично или полностью переходят к военным.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС - (military-industrial complex) Термин, изобретенный президентом США Дуайтом Д. Эйзенхауэром для обозначения могущественного объединения военных кругов, правительственных учреждений и корпораций, связанных с оборонной промышленностью. Военно-промышленный комплекс считается опасным для государства, ибо каждый из его участников заинтересован - с финансовой либо стратегической точки зрения - в увеличении бюджетных затрат государства на вооружение, что может привести к гонке вооружений и отвлечению денежных средств от более насущных планов и программ.

ВОЗВЫШЕННЫЙ/ЭФФЕКТИВНЫЙ

ВОЗВЫШЕННЫЙ/ЭФФЕКТИВНЫЙ - (dignified/efficient) Уолтер Бейджхот (Bagehot) в работе "Английская конституция" ("The English Constitution", 1867), утверждал, что конституция должна состоять из двух частей - одной, "предназначенной для возбуждения и поддержания глубокого уважения населения", и другой, "предназначенной для использования этого благоговения в работе правительства". Первую часть он называл "возвышенной", вторую - "рациональной". Монарх в этом смысле являл собой наиболее достойный пример "возвышенности", а кабинет министров - рациональности. Так, королева Виктория, хотя и не имела исполнительной власти, играла важную конституционную роль. Это различие сохранилось до сих пор; в XX в. к нему часто обращались при разработке системных теорий политики (в которой части системы рассматриваются как функция от целого), а также в ожесточенных дебатах относительно достоинств президентского поста с исполнительными функциями в противоположность монархии и другим формам "символического" главы государства.

ВОЙНА

ВОЙНА - (war) вооруженный конфликт между двумя или более сторонами, обычно преследующий политические цели. Смысл термина заключается в том, что при столкновении интересов )обычно территориальных) крупных политических образований - государств или империй - используется сила. "Войной" называют также не обязательно силовые конфликты (конфликты между классами и т.д.). Существует множество определений войн в зависимости от масштабов и средств из ведения: гражданская, партизанская, ограниченная, тотальная, междоусобная, межплеменная, холодная, расовая, торговая, освободительная, пропагандистская и т.д. Ожесточенное столкновение политических интересов в сфере международных отношений (international relations) приводит к войнам, многие из которых перечислены выше и которые могут вовлечь всевозрастающее количество участников. Однако справедливо и то, что война как явление имеет весьма неопределенные границы. Юридически государства могут находиться в состоянии войны, не применяя на самом деле силы, а просто объявив, что они находятся в состоянии войны ("странная война"). С другой стороны, государства могут применять друг против друга силу в весьма широких масштабах без формального провозглашения состояния войны. Политические аспекты стирают границу между конфликтами международных блоков и гражданскими войнами, и это не позволяет точно определить место данного явления на межгосударственном уровне. На обоих уровнях войны часто ведутся для разрешения споров по поводу суверенитета (sovereignty) и территорий. Существует немало теорий о причинах, порождающих войны. Одни утверждают, что война просто представляет собой крупномасштабное проявление эгоизма, жестокости и властолюбия, присущих человеческой натуре. Другие, особенно неореалисты, уверены, что постоянные войны в истории человечества - следствие анархаической структуры международной системы. Но, пожалуй, наибольшее число теорий порождается сторонниками взглядов, согласно которым в основе войн лежат политическое устройство государств и идеология, выражением которой оно является. В XIX в. либералы утверждали, что агрессивность монархических государств объясняется воинственными наклонностями правящего класса. К середине XX в. расхожим было мнение, что фашистские государства и сами фашисты по сути своей агрессивны. Марксисты считают, что агрессивность капиталистических государств порождена безжалостной конкуренцией в борьбе за рынки, тогда как страны социалистической ориентации могут поддерживать между собой миролюбивые отношения. Либералы, напротив, уверены, что коммунистическим странам присуща агрессивность по природе, в силу тоталитарной организации и экспансионистской идеологии, тогда как либеральные демократии находятся в мирных отношениях, поскольку экономически взаимозависимы, а применение силы ограничено демократическим устройством государства. Практика показывает, что мнение либералов ближе к истине: демократические страны ни разу не воевали друг с другом, тогда как войны между странами, где у власти стояли коммунисты, возникали достаточно часто. Практика государств с военными правительствами носит смешанный характер. До недавнего времени война рассматривалась как законные действия государств, стремящихся к защите национальных интересов (national interest). Страны Европы периодически воевали между собой из-за территорий, династических притязаний и колоний, военная угроза была общепризнанным механизмом поддержания баланса сил (balance of power). Пережив период крайне изнурительных войн, великие европейские державы обратились к дипломатическому урегулированию конфликтов, позволившему достаточно долго избегать больших войн. В конце XIX в. началось развитие военного законодательства, ограничившего использование наиболее опасных военных технологий. Потрясение, вызванное кровавой бойней 1-й мировой войны, выдвинуло проблему предотвращения войн в число приоритетных проблем международных отношений. Однако слабая и чрезмерно амбициозная система коллективной безопасности (collective security) в Лиге Наций (League of Nations) не смогла устранить войны из практики государств. После 2-й мировой войны был установлен более строгий правовой режим, согласно которого почти все войны объявлялись незаконными, за исключением оборонительных и обеспечивающих коллективную безопасность. Роль этого режима в предотвращении войн, возможно, была не так велика, но с его установление совпало с началом холодной войны (cold war) и развитием ядерных технологий. Урок, который великие державы извлекли из 1-й и тем более из 2-й мировых войн, состоял в том, что возможность взаимного поражения превосходит возможность победы одной из сторон, за исключением войны как последнего средства самообороны. Этот урок был весомо подкреплен созданием ядерного оружия, разрушительная мощь которого настолько велика, что стирает грань между полной победой и полным поражением. Это не устранило войн между менее сильными странами или между ними и великими державами, в связи с чем встает вопрос: следует ли способствовать распространению ядерных вооружений (nuclear proliferation) или нужно препятствовать ему?

ВОЛЬТЕР ФРАНСУА МАРИ АРУЭ

ВОЛЬТЕР ФРАНСУА МАРИ АРУЭ - (Voltaire, Francois-Marie Arouet) (1694-1778) Французский публицист, романист, драматург, поэт, историк, полемист, журналист и популяризатор в самых различных областях знаний "Voltaire" - это анаграмма от "Arouet LI" (Le jeune - где пары I и J, а также U и V считаются как одна и та же буква). В свое время Вольтер пользовался колоссальным успехом, но сейчас его считают мало, если не считать сатирического романа "Кандид". Вольтер отрицал формальную религию, относясь к ней как к оскорблению высшего существа, в которого он, будучи деистом, верил. Вольтер был релятивистом, убежденным в том, что различным обществам нужны различные политические системы. Высоко оценивая английскую систему за ее приверженность идеалам свободы, лучшей формой правления для Франции он считал просвещенный абсолютизм. В отличие от Монтескье (Montesquieu) выступал в поддержку французской монархии против церкви и аристократии. В то же время считал, что Женеве больше подходит существующая система непосредственной демократии (direct democracy) и пытался направить ее на более эгалитарный путь. Потерпев неудачу с попыткой превратить короля Пруссии Фридриха II в более просвещенного деспота, он сосредоточился на понятии справедливости и ее утверждении в конкретных случаях и в 1763 г. написал "Трактат о терпимости".

ВОСТОК

ВОСТОК - (East) Ассоциируется с разными понятиями: 1) Священный Восток, на который молятся христиане и мусульмане; 2) Восток как традиционное противопоставление современному светскому Западу; 3) Православная, или Восточная церковь с ее исторической миссией сохранения ценностей Восточной Римской Империи в противовес и "загнивающему" Западу, и исламу; 4) колонизированное и усмиренное восточное побережье Северной Америки; 5) восточный блок коммунистических государств, объединившихся вокруг СССР, которому США и их союзники противостояли во время "холодной войны" (Cold War).

ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА

ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА - (Ostpolitik) "Восточная политика" - политика Федеративной Республики Германии, направленная на нормализацию отношений с Советским Союзом, Германской Демократической Республикой, Польшей и другими странами коммунистического блока, начиная с 1966 г. Наиболее существенным стало признание сосуществования двух отдельных и независимых германских государств (Основной Договор между ФРГ и ГДР, 1972 г.).

ВОСТОЧНЫЙ ДЕСПОТИЗМ

ВОСТОЧНЫЙ ДЕСПОТИЗМ - (oriental despotism) Традиционная концепция, использованная Монтескье (Montesqueiu) при анализе влияния климата и физической географии на политические структуры ("в Азии власть всегда должна быть деспотичной", "Дух законов"). Эта идея была повторена при изложении Марксом (Marx) азиатского способа производства (Asiatic mode of production) и возобновлена К. Виттфогелем в его книге "Oriental Despotism" ("Восточный деспотизм", 1957). Согласно Виттфогелю, восточные страны зависели от обширных ирригационных систем, которые необходимо было планировать централизованно. Поэтому он называл эти общества "гидротехническими". Изучающие сравнительное управление (comparative government), считают, что такие обобщения слишком широки, чтобы быть полезными.

ВРАЖДЕБНАЯ ПОЛИТИКА

ВРАЖДЕБНАЯ ПОЛИТИКА - (adversary politics) Термин, часто используемый в английском парламентском обиходе, введен С.Е. Файнером (Finer) в книге "Враждебная политика и избирательная реформа" ("Adversary Politics and Electorac Reform") (1975). Автор характеризует враждебную политику как "открытую борьбу между двумя противниками за симпатии сторонних наблюдателей". Лейбористская и консервативная партии вцепились друг в друга в бесплодной схватке экстремистов, которую можно прекратить, реформируя избирательную систему, писал он. Сторонники враждебной политики утверждают, что происходит обесценивание парламентских дебатов. Их оппоненты, каждый по-своему, доказывают, что противники отнюдь не всегда вступают в конфронтацию, в частности, они могут одинаково отрицательно относиться к парламентской реформе. А враждебная политика, по их мнению, лишь временная патология.

ВРЕМЯ ДЛЯ ВОПРОСОВ

ВРЕМЯ ДЛЯ ВОПРОСОВ - (question time) см.: парламентский вопрос (Parliamentary Question).

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - (ВОТ) (World Trade Organization) создана в ходе членов ГАТТ (GATT) восьмого тура переговоров стран по либерализации торговли (т.н. "Уругвайский раунд", начавшийся в 1986 г.). После ратификации участниками Заключительного акта раунда ВОТ заменила ГАТТ в качестве всемирной многосторонней организации по торговле.

ВСЕМИРНЫЙ БАНК

ВСЕМИРНЫЙ БАНК - (World Bank) международная экономическая организация и специализированное учреждение ООН. Находящиеся в Вашингтоне учреждения Всемирного Банка включают в себя Международный банк реконструкции и развития (МБРР, создан в 1945 г.) и его филиалы: Международную ассоциацию развития (МАР, создана в 1960 г.), Международную финансовую корпорацию (1956) и Многостороннее агентство гарантии капиталовложений (1988). Их общая цель заключается в предоставлении кредитов и оказании помощи в экономическом развитии стран - членов ООН. МБРР владеют правительства 180 стран (1999 г.). Он предоставляет займы правительствам или тем, кто имеет правительственные гарантии. МАР авансирует беспроцентные кредиты примерно 40 самым бедным странам. Всемирный банк первоначально отдавал приоритет финансированию в основном крупных капитальных проектов инфраструктуры, затем стал предоставлять средства для развития преимущественно сельских регионов, и, наконец, выделять на определенных условиях займы в поддержку программ секторной и структурной адаптации (structural adjustment). Недавние издания Всемирного банка вновь продемонстрировали его особое внимание к проблемам сокращения бедности и защиты окружающей среды.

ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА

ВСЕОБЩАЯ ЗАБАСТОВКА - (General Strike) Инструмент, посредством которого синдикалисты (syndicalists), как им казалось, могут поставить на колени капиталистов. Всеобщей забастовкой в Британии в мае 1926 г. синдикалисты не руководили, и успеха она не имела.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ - (second reading) Важная стадия прохождения законопроекта через парламент, в ходе которого обсуждаются его принципиальные вопросы. См. также: билль (bill).

ВТОРОЙ ТУР ГОЛОСОВАНИЯ

ВТОРОЙ ТУР ГОЛОСОВАНИЯ - (second ballot) Процедура голосования, когда кандидаты на единственное место борются вначале за получение большинства голосов. Если кто-либо из них получает более половины всех голосов, он считается избранным. В ином случае проводится второй тур, в котором (в соответствии с положением о выборах или по договоренности) участвуют лишь те, кто занял в первом туре первые два места. Победитель этого тура считается избранным. Второй тур выборов стал общепринятой нормой во Франции после 1789 г., хотя именно в том году эту процедуру критиковал Кондорсе (Condorcet) за ее превратные качества. Такая система голосования во Франции, видимо, иллюстрирует принцип: "Голосуй в первом туре сердцем, а во втором разумом".

ВТОРЫЕ ПАЛАТЫ

ВТОРЫЕ ПАЛАТЫ - (second chambers) При двухпалатных системах законодательные органы имеют вторую палату. Она играет, как правило, более ограниченную роль в законодательном процессе, но есть и важные исключения, например Сенат (Senate) США.

ВУАЛЬ НЕВЕЖЕСТВА

ВУАЛЬ НЕВЕЖЕСТВА - (veil of ignorance) Так Джон Ролс в книге "Теория справедливости" ("The Theory of Justice", 1971) назвал мыслительный процесс, позволяющий индивидам составить представление о справедливости, оставаясь в неведении о своем месте, о своем значении в общества. "Вуаль" позволяет им знать "общие факты о человеческом обществе" ("политическая деятельность и принципы экономической теории... любые факты в самом общем виде, которые оказывают воздействие на выработку собственных стандартов справедливости"), но скрывает частные факты о самих себе: некто ничего не знает о своем месте в общества, о своей классовой принадлежности или особом статусе... о своей доле в распределении природных богатств, о своих возможностях, о своем уме, своей силе... не имеет собственной концепции добра... или... понятия о собственном отвращении к риску, своей предрасположенности к оптимизму или пессимизму". Ролс утверждает, что такие люди легко согласятся с его принципами справедливости, включая спорный принцип различия (difference principle). Критики Ролса утверждают, что люди "за вуалью невежества" вообще не станут определять для себя принципы справедливости и даже если они попытаются их определить, то это не будет независимым аргументом в пользу верности принципов. Последний вывод отражает положение классической критики теории общественного договора Юма (Hume).

ВЫРАБОТКА ПОВЕСТКИ ДНЯ

ВЫРАБОТКА ПОВЕСТКИ ДНЯ - (agenda setting) Искусство или умение манипулировать повесткой дня для достижения максимальной вероятности принятия желательных решений. Многие процедуры социального выбора (social choice) отличаются тем, что любой набор предпочтений может привести к различным результатам в зависимости от порядка голосования по пунктам повестки дня. В более широком значении это словосочетание используется и для характеристики усилий по внесению изменений в политическую программу за счет добавления или изъятия отдельных проблем.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ МНЕНИЯ, НЕДОВОЛЬСТВА

ВЫСКАЗЫВАНИЕ МНЕНИЯ, НЕДОВОЛЬСТВА - (voice) Термин использовавшийся А. О. Хиршманом для классификации выражений недовольства и требований к лидерам со стороны членов политической организации. Когда возможность выйти из организации маловероятна или невозможна, угроза выхода (exit) теряет эффективность, и ее члены вынуждены высказывать недовольство, принимая меры давления внутри организации.

ВЫСТУПАЮЩИЙ ПРОТИВ АБОРТОВ

ВЫСТУПАЮЩИЙ ПРОТИВ АБОРТОВ - (pro-life) Идеологическая позиция, направленная против абортов на том основании, что плод как духовный субъект обладает неотъемлемыми правами. Считается, что эти права полностью опровергают все контраргументы, выдвигаемые сторонниками права на выбор (pro-choice), хотя имеются некоторые расхождения во мнениях относительно того, как поступать в "трудных случаях" (т.е. таких, когда продолжение беременности угрожает жизни матери).

ВЫСШИЕ ШКОЛЫ

ВЫСШИЕ ШКОЛЫ - (Grandes Ecoles) Общее название примерно восьми специализированных учебных заведений, дающих высшее образование вне университетской системы Франции. Их выпускники всегда занимали министерские посты в правительствах разной политической ориентации. Эти заведения заканчивали представители высших эшелонов государственной службы, три четверти управляющих двухсот крупнейших компаний и большинство руководителей в других сферах. Наиболее престижной является Политехническая школа (Ecole Polytechnique), за которой следуют Национальная школа администрации (Ecole Normale d'éAdministration) и Высшая нормальная школа (педагогический институт) (Ecole Normale Suprieure). Несмотря на различие изучаемых дисциплин и стилей преподавания, между этими учебными заведениями существует некая интеллектуальная общность, которая обеспечивает определенную преемственность как правительств левой и правой ориентации, так и других правящих групп. "Высшие школы" свидетельствуют об иерархической природе образования во Франции и его колоссальном значении в политической и экономической жизни страны.

ВЫХОДИТЬ

ВЫХОДИТЬ - (exit) Покидать (организацию) или "голосовать ногами". Согласно анализу, проведенному Гиршманом, члены организаций могут выражать свое неудовольствие руководителям выходом из организации. Они также могут использовать угрозу выхода как средство давления на руководство. Возможность, условия и контролируемость права "голосовать ногами" рассматриваются как важные факторы внутренней политической жизни организации. См. также: voice (высказывание мнения, недовольства).

ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА

ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА - (Vietnam War) С точки зрения современного суверенного государства Вьетнам, война началась во время 2-й мировой войны как "национально-освободительная борьба" против японских оккупантов и закончилась только в 1973 г., после побед над различными противниками, насильственным присоединением Южного Вьетнама к Северному. Первый этап ознаменовался поражением Японии в 1945 г. Но вскоре появился новый враг - Франция, стремившаяся восстановить колониальное правление во всем Индокитае. Однако в началу 1950-х гг., под натиском вьетнамских партизан, французы начали терять боевой дух, и США с большим трудом удалось убедить их продолжать борьбу, хотя в 1945 г. они же настоятельно - и безуспешно - призывали европейских колонизаторов предоставить независимость азиатским территориям, ранее оккупированным Японией. В конце 1950-х гг. американцы осознали, что антиколониальными силами Индокитая руководят коммунисты, которые в случае победы в условиях "холодной войны" (Cold War) присоединятся к советскому лагерю. Более того, американцы опасались, что в Юго-Восточной Азии возникнет некий "эффект домино" с непредсказуемыми последствиями для западной политики "сдерживания" коммунизма. В 1954 г., после серьезного поражения французов в районе Дьенбьенфу, появились признаки, свидетельствующие о намерении Франции уйти из Индокитая. Мнения американцев по этому поводу неизбежно разделились. Государственный секретарь Джон Фостер Даллес настаивал на военном вмешательстве, чтобы не допустить никаких уступок коммунизму, даже если США придется действовать в одиночку. Президент Дуайт Дейвид Эйзенхауэр настаивал на многостороннем вмешательстве с участием других западных стран. Решающим оказался голос Британии, чем и воспользовался министр иностранных дел Антони Иден, предложив совместно с СССР созвать в Женеве международную конференцию. Индокитай был разделен на четыре независимых суверенных государства - Северный и Южный Вьетнам, Камбоджу и Лаос, при этом Северный Вьетнам был отдан повстанцам-коммунистам, одержавшим победу над французами. Эйзенхауэру такое решение пришлось не по душе, но использовать вооруженные силы, чтобы воспротивиться этому, он не решился. Тогда мало кто верил, что некоммунистический Южный Вьетнам продержится долго. Однако, поощряемый Вашингтоном, он отказался от данного в Женеве обещания провести т.н. всевьетнамские свободные выборы. Сменявшие друг друга американские президенты по мере того, как повстанческое движение, опиравшееся на помощь Северного Вьетнама, набирало силу, постепенно брали Южный Вьетнам под свое крыло. К экономической помощи вскоре прибавилась военная. В 1964 г. президент Линдон Джонсон, использовав в качестве предлога военно-морской инцидент между США и Северным Вьетнамом, добился от Конгресса поддержки подавляющим большинством голосов т.н. "резолюции по инциденту в Тонкинском заливе". Эта резолюция фактически давала право американскому правительству оказывать широкомасштабную военную помощь Южному Вьетнаму и вести необъявленную войну против его северного соседа. К 1968 г. стало ясно, что американцам не удалось уничтожить повстанческое движение в Южном Вьетнаме и что большинство других стран, даже входящих в НАТО, энтузиазма по поводу американской политики не проявляет. Учитывая мощную оппозицию и многочисленные факты, свидетельствовавшие о падении морального духа и дисциплины в американских войсках, Джонсон не стал выставлять своей кандидатуры на очередных президентских выборах. Его преемник, Ричард Никсон, избранный в ноябре 1968 г., заявил о намерении сократить американское присутствие во Вьетнаме и добиваться приемлемых результатов переговоров с Северным Вьетнамом. Эти цели оказались несовместимыми, но, поскольку Никсону не хватило духа признаться в этом, война затянулась на многие годы. Только в 1973 г. северные вьетнамцы, под нажимом Москвы, согласились на достигнутое в результате переговоров урегулирование, позволившее Никсону отдать приказ о выводе американских войск, заявив, что независимость Южного Вьетнама отныне обеспечена. Конфликт закончился для американцев, но отнюдь не для вьетнамцев. Два года спустя т.н. "независимый" Южный Вьетнам перестал существовать, и северовьетнамские войска заняли Сайгон. США никак на это не отреагировали, чем фактически признали, что самая продолжительная война, которую они когда-либо вели, закончилась их унизительным поражением.

Предыдущая страница Следующая страница