Наши партнеры

Центр тепловых насосов.

Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАР"-"ВЛА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАР"-"ВЛА")

ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР

ВАРШАВСКИЙ ДОГОВОР - (Warsaw Pact) (официальное название - Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи), Организация Варшавского Договора создана в мае 1995 г. в ответ на перевооружение Федеративной Республики Германии и ее вступление в НАТО (NATO). Этот союз рассматривался большинством западных комментаторов как нечто большее чем организация, призванная узаконить советское военное присутствие в Болгарии, Чехословакии, Германской Демократической Республике, Венгрии, Польше и Румынии. Договор не предполагал никаких многонациональных институтов, а его военные структуры были продолжением соответствующих структур СССР. Большинство членов Варшавского договора фактически не имело тяжелого вооружения, ее передовые части состояли из советских вооруженных сил, дислоцированных в Германии и состоящих в мирное время из 18 моторизованных дивизий, подкрепленных советской авиацией и тыловым обеспечением. В 1968 году страны Варшавского договора приняли участие во вторжении в Чехословакию для свержения режима Дубчека, но в конце 1970-х гг. наметилась тенденция его распада. Все большую самостоятельность стала проявлять Польша, а Румыния, правительство которой во главе с Николае Чаушеску возражало против ввода войск в Чехословакию, фактически вышла из состава этой организации. После падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы в 1989 г. на встрече на высшем уровне в Москве (1990) было достигнуто соглашение о роспуске Организации Варшавского договора. В 1991 г. Организация Варшавского договора была фактически ликвидирована. С 1991 по 1994 г. советские войска постепенно выводились из Чехословакии, Венгрии, Восточной Германии и Польши.

ВВП

ВВП - (GDP) Совокупный продукт факторов производства (factors of production) страны независимо от того, кому они принадлежат. См. также ВНП (GNP).

ВЕББ СИДНЕЙ ДЖЕЙМС, ВЕББ БЕАТРИС

ВЕББ СИДНЕЙ ДЖЕЙМС, ВЕББ БЕАТРИС - (Webb, Sidney James) (1859-1947)

(Webb, Beatrice (nee Potter, урожденная Поттер)) (1858-1943)

,

социалисты, члены фабианского общества (Fabianions). Вступили в брак в 1892 г. и посвятили жизнь исследовательской работе и политической деятельности. Опубликованные работы посвящены профсоюзному движению и местному самоуправлению. Сидней Вебб был активным членом Совета графства Лондона с 1892 по 1910 гг. и двух первых лейбористских правительств. К концу своей карьеры получил титул лорда Пассфилда. Супруги Вебб рассматривали социализм как наиболее эффективное общественное устройство из всех возможных. В Совете графства Лондона Сидней Вебб принадлежал к "прогрессистам" (либералы-лейбористы), и первые - неудавшиеся - попытки супругов повлиять на политическую жизнь были связаны с Либеральной партией. Их взгляды сочетали рутинный утилитаризм (utilitarianism) и типично британский эмпиризм, согласно которому идеи могут развиваться только на основе учета большого количества деталей. В этой связи они рассматривали капитализм скорее как расточительную и неэффективную, нежели как морально неприемлемую и изжившую себя систему. Разочарованные крушением правительства либералов в 1931 г., они мысленно обратились к Советскому Союзу и в 1935 г. опубликовали книгу "Советский коммунизм: новая цивилизация?" (В издании 1936 г. знак вопроса был снят.)

ВЕБЕР МАКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ВЕЙМАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА - (Weimar Republic) (1919-1933), созданная в Германии в 1919 г. федеральная республиканская система государственного управления, основанная на новой конституции, принятой в Веймаре. С момента образования республика столкнулась с множеством политических и социально-экономических проблем, чрезвычайно затрудняющих достижение в обществе порядка и стабильности. Ее часто расценивали как "демократию без демократов", т.е. считалось, что она не имела значительной либеральной поддержки и была не в состоянии обеспечить лояльность главных элит германского общества. С ухудшением к концу 1920-х гг. мировой экономической ситуации в Веймарской республике усилились настроения политического разочарования и стали набирать силу экстремистские движения и партии. Начиная с 1930 г. парламентская система была постепенно заменена президентской. Президент Пауль фон Гинденбург формировал кабинеты министров, не опиравшиеся на парламентское большинство и все чаще прибегавшие к указам. В результате такого развития событий появились предпосылки для подъема национал-социализма (National Socialism). В январе 1933 г. Гинденбурга убедили назначить канцлером лидера нацистской партии Адольфа Гитлера, который приостановил действие конституции, а в 1934 г. присвоил себе президентский пост и провозгласил создание "третьего рейха".

ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (French Revolution) (1789) Первая революция нового времени, поскольку она привела к смене общественного строя, а не просто к замене правителя или даже политического режима и породила новые концепции развития общества, не найдя в прошлом ничего такого, что можно было бы позаимствовать. Она дала жизнь современной доктрине национализма (nationalism) и распространила ее по всей Западной Европе. Эта доктрина и по сей день оказывает колоссальное косвенное влияние. Европейские войны 1792-1815 гг., порожденные Великой Французской революцией, привели к распространению не только революционных идей, но и национализма (хотя единственным вновь созданным свободным государством стал Гаити). Великая Французская революция подвела также опытную базу под современные революционные теории, включая теорию Маркса (Marx), а также послужила важной моделью для последующих революций. Отчасти это связано с тем, что Франция тогда была страной доиндустриальной, подобной тем странам, которым еще только предстояло совершить такие же революции. Оценки Великой Французской революции до сих пор крайне разнообразны и зависят от политической ориентации исследователя и его взглядов на историю, а также от доступной для изучения информации. Связь между французским Просвещением (Enlightenment French) и революцией чрезвычайно сложна. Берк (Burke) возлагал вину за революцию на мыслителей этой эпохи, к которым он относил и Руссо (Rousseau). Однако, если Просвещение и способствовало распространению идей скептического рационализма, оно не пропагандировало ни экстремизма, ни политических решений, принятых во время революции. До 1789 г. государственное устройство Франции сочетало абсолютную монархию и феодализм. Как первым указал Токвиль (Tocqueville), это фактически было результатом соглашения, согласно которому аристократия освобождалась от налогов, а взамен брала на себя обязательство не мешать королю проводить его политику. Тем не менее права короля существенно ограничивались именно аристократией даже во время правления Людовика XIV (1643-1714), когда абсолютизм достиг во Франции наивысшей точки. Поскольку богатые налогов не платили, страна постоянно находилась в состоянии финансового кризиса, последствия которого сглаживались только за счет обложения тяжелейшими налогами остальной части населения и самых невероятных махинаций с продажей государственных должностей и дворянских титулов. Аристократы пользовались налоговыми привилегиями, поэтому они не нуждались ни в какой парламентской системе. Собственно революция началась в 1789 г. и закончилась 10 лет спустя. Ей предшествовал ряд политических и социальных кризисов, в т.ч. массовое недовольство народа разорением, которое принесли несколько неурожайных лет. Состояние королевской казны, и так постоянно находившейся на грани банкротства, стало катастрофическим из-за помощи американцам, восставшим против британского владычества. Попытки решения финансовых проблем путем ограничения привилегий высших слоев общества, предпринятые министрами Людовика XVI (1774-92) в 1787 и 1788 гг., привели к мятежу аристократов и духовенства. Они заставили короля созвать в мае 1789 г., впервые с 1614 г., Генеральные Штаты - собрание представителей феодального общества. Этот институт состоял из депутатов первого сословия - духовенства, второго - аристократии и третьего - всего остального населения. Аристократия надеялась играть в Генеральных Штатах ведущую роль, и, хотя король еще в декабре 1788 г. решил, что третье сословие будет иметь такое же число представителей, как первые два вместе, заседать и голосовать они должны были отдельно. Одерживать верх над третьим сословием первое и второе могли только в случае взаимного согласия. Единства не было ни в одном из сословий. Каждое из них делилось на богатых и бедных, а также на группы с разными интересами. Когда Генеральные Штаты собрались, представители третьего сословия отделились и провозгласили себя Национальным собранием, предложив остальным присоединиться к ним. После того, как к ним присоединились некоторые депутаты первых двух сословий, в основном священнослужители, король распорядился, чтобы они составили единую палату, которая позднее объявит себя правомочной разрабатывать новую Конституцию Франции. Четырнадцатого июля 1789 г. была захвачена и разрушена парижская крепость Бастилия, которая в то время использовалась в качестве тюрьмы и воспринималась народом как символ деспотизма. И хотя это событие до сих пор отмечалось как национальный праздник, в тюрьме находилось всего семь заключенных, и есть основания предполагать, что ее разрушение было запланировано существовавшим до революции режимом. Четвертого августа были отменены еще сохранившиеся привилегии, а вместе с ними и сам феодализм (feudalism), хотя некоторые его пережитки еще оставались, вызывая непрекращающиеся споры. Революция продолжалась, принимая все более экстремистские формы в зависимости от того, какая из многочисленных группировок брала верх. Богатства духовенства передали народу, а священнослужителям предложили принять гражданский статус, что повлекло за собой папское проклятие. Позднее, в 1791 г., король попытался бежать из Франции, но был схвачен. В 1792 г. монархия была упразднена, Франция провозглашена республикой, а король отдан под суд. Был введен новый календарь, начинавшийся с года первого. Год делился на 10 месяцев, названных по господствующим в данный период погодным условиям. В 1793 г. король был казнен, а руководитель якобинцев (Jacobins) Робеспьер стал фактическим руководителем Комитета общественного спасения, что позволило ему и его соратникам установить режим террора, в результате которого были казнены тысячи людей, якобы за преступления против революции. Год спустя Робеспьера свергли и тоже казнили. Предлагались и испытывались на практике различные схемы реорганизации правительства, но все они оказывались недолговечными, и в итоге в результате государственного переворота к власти в 1799 г. пришел Наполеон Бонапарт, позднее, в 1804 г., избранный императором. Хотя революцию начали привилегированные классы, к руководству ею вскоре пришли представители средних классов, а позднее, на некоторое время, санкюлоты (sans-culottes) - склонная к экстремизму парижская беднота. Опираясь на их поддержку в борьбе с соперниками-жирондистами (Girondins), Робеспьер во главе якобинцев добился власти. Санкюлоты поддержали якобинцев главным образом потому, что те приняли их требование о строгом контроле за ценами на продукты питания, в особенности на хлеб. Тот факт, что позже, когда на Робеспьера начались нападки, санкюлоты за него не заступились, объясняется тем, что якобинцам не удалось полностью выполнить это требование. Цена на хлеб была главнейшим аргументом, поскольку даже в нормальные времена на хлеб уходила половина всех расходов большинства населения, а в трудные годы и того больше. После низвержения Робеспьера к руководству революцией вновь пришли представители средних классов. Успех Наполеона знаменовал собой перемены в том смысле, что в его основе лежало желание навести порядок внутри страны и одерживать победы за ее пределами, хотя это желание представляли как единственный способ сохранения завоеваний революции. Взгляд Маркса (Marx) на эту революцию как на замену феодальной экономической системы, построенной на земледелии и строгой социальной иерархии, капитализмом, основу которого составляла промышленность, а иерархия создавалась рынком, слишком поверхностен. Одним из аспектов отмены привилегий было укрепление крестьянства - как существовавшего еще до 1789 г., так и появившегося в результате распределения земель, ранее принадлежавших церкви и части аристократии. Этот класс продолжает существовать и значительно влиять на политику.

ВЕРА В ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВИЕ ХРИСТА

ВЕРА В ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВИЕ ХРИСТА - (millenarianism) Вера в то, что второе пришествие Христа положит начало тысячелетнему периоду власти Бога на земле. Поскольку второе пришествие ожидается после появления Антихриста и великих бедствий, эта вера ассоциируется с политическим радикализмом (особенно с надеждами на свержение деспотического правления), а некоторые из верующих считают революцию прелюдией к тысячелетнему царству Христа.

ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР

ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР - (Versailles, Treaty of) Считается, что этот договор, подписанный 28 июня 1919 г. на Парижской мирной конференции (спустя семь месяцев после заключения перемирия и окончания 1-й войны), положил конец старому порядку в Европе. Вина за развязывание войны, согласно договору, возлагалась на Германию. Ей предстояло выплатить колоссальные репарации; она потеряла часть собственной территории и все колонии; существенные ограничения были наложены на ее вооруженные силы. Договор также включал пакт о создании Лиги Наций (League of Nations) (международной организации, учреждаемой для обеспечения коллективной безопасности), а также положения, подтверждающие распад габсбургской Австро-Венгрии.

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ - (Supreme Soviet) До создания Совета народных депутатов Верховный Совет формально являлся высшим законодательным органом страны. На практике вплоть до демократизации (1989 ) представлял собой чисто символическое государственное образование. После 1989 г. превратился в форум, в котором развернулись серьезные дебаты и который начал осуществлять контроль над деятельностью правительства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД

ВЕРХОВНЫЙ СУД - (supreme court) Последняя инстанция апелляционного суда. Наиболее известный пример - Верховный суд США; существуют также верховные суды штатов (иногда они носят другое название). Ст. III Конституции США предусматривает, что Верховный суд, являясь высшим органом федеральной судебной власти, предоставляет Конгрессу право учреждать федеральные суды более низкой инстанции. Число членов в Верховном суде США, варьируя от 5 до 10, начиная с 1869 г. остановилось на цифре 9. Судьи выдвигаются президентом страны и утверждаются Сенатом. Должность судей пожизненная и обязывает к образцовому поведению. За всю историю всего один раз - в 1805 г. - судья Верховного суда был обвинен в ненадлежащем исполнении обязанностей, но затем оправдан. Юрисдикция Верховного суда как суда первой инстанции (original jurisdiction) очень ограничена: он действует исключительно как апелляционная инстанция. Но время от времени приобретает более широкие функции и активно определяет общественную политику, главным образом благодаря своей функции судебного пересмотра дел (judicial review). Однако и эта функция ограничена системой предусмотренных Конституцией "сдерживающих механизмов и противовесов", т.е. взаимозависимости и взаимоограничения законодательной, исполнительной и судебной властей. Поэтому апелляционная юрисдикция Верховного суда определяется законом Конгресса, равно как и структура федеральной судебной системы и количество федеральных судей. Суд не имеет средств принудительного обеспечения выполнения его решений. Как заметил Александр Гамильтон (Hamilton) в 78-м номере "Федералиста" (Federalism), федеральная судебная система является "наименее опасной" сферой, поскольку она не обладает ни СИЛОЙ, ни ВОЛЕЙ, а имеет одно только суждение и в итоге зависит от исполнительной власти, без которой невозможно проводить в жизнь ее решения. В Великобритании эта фраза имеет значение, отличное от вышеприведенного и дезориентирует. Апелляционным судом последней инстанции (верховным судом в обычном смысле слова) является Палата лордов (House of Lords) в части ее судебной компетенции, а Верховный суд по определению Закона о судоустройстве 1873 г. состоит из Высокого суда и Апелляционного суда.

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ

ВЕСТМИНСТЕРСКИЙ СТАТУТ - (Statute of Westminster) Законодательно оформил политическое заявление, сделанное на Имперской конференции в 1926 г., и подтвердил равный статус метрополии и стран - членов Содружества наций (или доминионов), Австралии, Канады, Ирландского свободного государства, Новой Зеландии и Южно-Африканского Союза. Одобрен английским парламентом в 1931 г. С этого времени доминионы получили право проводить самостоятельную внутреннюю, и внешнюю политику.

ВЕТО

ВЕТО - (veto) В переводе с латинского означает "я запрещаю". Запрещение, блокирование или отказ дать согласие на принятие законопроекта или предложения в области политики. Все постоянные члены Совета Безопасности (Security Council) ООН (United Nations) обладают правом вето, что в период "холодной войны" (Cold War) зачастую мешало принятию этой организацией адекватных мер. Конституция США наделяет президента страны таким правом по отношению к законопроектам, принимаемым Конгрессом. Прежде, чем законопроекты, принятые Палатой представителей и Сенатом, станут законами, их должен подписать президент. Президент официально налагает запрет на закон тем, что пишет поперек его текста слово "вето", после чего возвращает его в Конгресс с обоснованием причин запрета. Члены Конгресса, желающие преодолеть вето президента, могут сделать это, собрав две трети голосов членов обеих палат, поддерживающих данный законопроект. Если президент и в этом случае отказывается подписать закон, он автоматически вступает в силу через десять рабочих дней Конгресса. Если президент его не подписывает, а конгресс прерывает свои заседания до истечения требуемого десятидневного срока, законопроект считается проваленным. В таких случаях говорят, что глава государства воспользовался "карманным вето". Право вето, т.е. право не допустить принятия закона, который президент считает неприемлемым, дает ему возможность играть важную роль в политике, даже если его партия не обладает большинством в Конгрессе. Собрать две трети плюс один голос в обеих палатах в поддержку своего вето для главы государства обычно не трудно. Президенты, работающие в условиях "разделенного правления" (Эйзенхауэр, Никсон, Форд и Буш), широко и успешно пользовались правом вето. Президент США имеет право накладывать вето только на весь законопроект, к то время как губернаторы некоторых штатов обладают правом "постатейного" вето (item veto), позволяющим отклонять отдельные положения билля, разработанного законодательным органом штата. Предложения наделить таким же правом президента страны прошли на том основании, что это нарушит баланс сил между исполнительной и законодательной ветвями власти.

ВЗАИМНО ГАРАНТИРОВАННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ

ВЗАИМНО ГАРАНТИРОВАННОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ - (mutual assured destruction) Представление о том, что две соперничающие ядерные державы могут установить между собой длительные стабильные отношения, поскольку каждая будет знать, что она способна как уничтожить другую, так и быть уничтоженной ею. Обычно обозначается аббревиатурой MAD (по-английски mad значит безумный). Это понятие появилось в теории сдерживания (deterrence theory) в те времена, когда начал устанавливаться ядерный паритет между СССР и США. Главное заключалось в том, что каждый должен был обладать ядерными силами, достаточными для нанесения разрушительного ответного удара, с тем чтобы его неминуемость удерживала каждую из сторон от нанесения первого удара. Идея взаимно гарантированного уничтожения являлась важным фактором, убеждавшим в легкости сдерживания и в том, что его можно сделать стабильным и действенным при сравнительно небольших ядерных арсеналах. Это представление до сих пор активно используется как основа идеи минимального - или "экзистенциального" - сдерживания.

ВЗАИМНОЕ ДАРЕНИЕ

ВЗАИМНОЕ ДАРЕНИЕ - (gift relationship) Название доклада (1970) Р. М. Титмусса об обеспеченности донорской кровью Британии и США. Титмусс решил именно так озаглавить свой доклад, познакомившись с сообщениями об антропологических исследованиях взаимного дарения - в основном по докладу Марселя Маусса "The Gift" (английский перевод 1954 г.), а также проанализировав материалы об английских донорах. Исследования показывают, что запасы донорской крови в Британии больше, а сама кровь чище, чем в США, хотя в Англии за сдачу крови не платят и не предоставляют никаких привилегий. На основании полученных результатов Титмусс делает вывод о том, что люди более альтруистичны, чем можно было ожидать от экономического человека (economic man), и что успех альтруистического донорства можно соотнести с чрезвычайно развитыми системами взаимных дарений, исследовавшимися антропологами в Африке и Полинезии.

ВЗАИМНЫЕ УСЛУГИ

ВЗАИМНЫЕ УСЛУГИ - (logrolling) Договоренность об обмене голосами в Законодательном собрании выгодная для "своего" круга; основывается на договоренности по принципу "ты мне - я тебе".

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ - (между индустриальными демократиями) (interdependence (between industrial democracies)) В результате возникшего после 1970 г. торгового дефицита, быстрого послевоенного развития многонациональных корпораций (Multynational corporations) и нефтяного кризиса 1973-74 гг. многие либеральные политологи США выступили против того большого значения, которое господствующая в то время в теории международных отношений реалистическая школа (Realism) придавала центральной роли государства и относительной автономии его военной и политической власти от социально-экономического давления. Р.О. Кеохан и Дж.С. Най предложили понятие "комплексной взаимозависимости" для описания новых отношений между развитыми индустриальными демократиями. Эти отношения подразумевают такое управление, при котором международные системы (Regimes), состоящие из государственных ведомств, специализированных международных организаций и фирм, осуществляют такое управление в самых разных областях (международная торговля, безопасность, экология, здравоохранение и помощь развитию), что можно более не зависеть от результатов, диктуемых Соединенными Штатами как признанной всеми ведущей державы. Взаимозависимость рассматривалась также как страховка на случай краха безопасности международной экономики и Запада, - краха, который мог бы последовать за поствьетнамским упадком гегемонии США, поскольку, как утверждалось, взаимодействие международных режимов позволит пережить доминирующую державу, давшую повод для его образования. Чисто лексическое созвучие часто приводит к путанице между понятиями взаимозависимости и неомарксистской латиноамериканской зависимости (dependency) в контексте подхода к международным отношениям, однако они никак не связаны друг с другом.

ВИГИ

ВИГИ - (Whigs) в Англии так называли шотландских пресвитерианцев, противников англиканского правительства. Позднее, в 1679 г. так стали называть противников наследования трона католиком Яковом II, а еще позже (1689) - сторонников "Славной революции". Виги входили в правительство на протяжении большей части XVIII вв., находились в оппозиции после Французской революции (French revolution) и снова - в правительстве после Закона о реформе 1832 г.. В XIX в. виг стал синонимом слова "либерал", но крайне правого, аристократического крыла. Большинство вигов примкнуло к тори в 1886 г. или позднее. В США термин употребляется по отношению к членам партии, состоявшей в оппозиции демократам в 1834-56 гг.; название было выбрано сознательно: оно напоминало об английском сопротивлении исполнительной власти.

ВИГОВ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ВИГОВ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - (Whig interpretation) методология и взгляды вигов на прошлое Англии. В последствии виги методологически исходят из двух посылок: а) необходимо опираться на изучение политического или конституционного развития страны; б) при оценке прошлого можно, более того нужно, постоянно помнить о настоящем, прежде всего о противоречиях настоящего. Большинство современных историков весьма критически относятся к этим исходным посылкам. Основные идеи вигов в толковании английской истории сводятся к тому, что прошлое страны - это история прогресса, что "все шло хорошо" (и, конечно, лучше, чем где бы то ни было), что прогресс достигнут в основном благодаря элитам, проникнутым духом мира и согласия, и населению, поддержавшему гражданские свободы, что первым достижением прогресса стала "непревзойденная" британская конституция и, наконец, что все эти блага были "милостиво" распространены на другие народы мира. История в интерпретации вигов прошла в своем развитии несколько этапов. В 17 в. это была тенденциозная история Англии глазами оппозиции, т.е. тех, кто выступал под знаменем старой конституции против попыток всех представителей династии Стюартов в период 1603-88 гг. отменить ее и навязать стране чуждую ей модель управления - абсолютную монархию. В 18 в. она превратилась в партийную историю, отражающую взгляд вигов на события 1688 и 1714 гг., когда консервативная национальная элита сбросила неугодных ей королей ради других (чужеземных), вроде бы более достойных. Эти события требовали объяснения и оправдания. История вигов (партийная история) давала их. В 19 в. виги толковали историю с ортодоксальных позиций профессиональных историков (т.е. тех, кто пишет книги ради заработка). Наиболее значительным из них был, несомненно, Томас Бабингтон Маколей (1800-59), написавший пятитомную "Историю Англии", опубликованную в 1848-61 гг. История в толковании вигов благополучно перекочевала в 20 в. в виде популярных версий исторических событий, которые легла в основу английских фильмов 1930-40-х гг. Принимая за точку отсчета 19 в., можно отметить четыре позиции, по которым интерпретация исторических событий вигами обычно подвергается критике. Во-первых, прошлое должно изучаться ради него самого (и в доступном объеме), а не для более детального изучения современности. Во-вторых, история в интерпретации вигов - это история глазами победителей, удачливых и состоятельных консерваторов-англиканцев. В ней почти не остается места болтунам-проповедникам, или крикунам-агитаторам, низшим слоям общества, католикам, шотландцам и т.д. В-третьих, она целиком проникнута глубоким презрением к моделям политического развития других стран. Наконец, она абсолютно игнорировала - и была неспособна осмыслить - упадок, переживаемый Британией с конца 19 в. Вся эта критика обоснована, но тем не менее некоторые оговорки необходимы. Прежде всего история в изложении вигов никогда не стремилась быть нейтральной: в том, как они преподносили события, всегда присутствовал существенный элемент пропаганды. После 17 в. история в освещении вигов стала (и остается по сей день) официальной историей. Далее, популярный тезис "Британия в упадке", своего рода история вигов наоборот, имеет свои собственные методологические проблемы и своих приверженцев. Он используется всеми оппозиционными партиями и группами, критикующими представителей власти, независимо от их политической ориентации. Наконец, обращение академических историков к истории ради нее самой чревато упущениями: не давая целостного взгляда на прошлое, она сообщает о деяниях малозначительных личностей. Поняв это, нельзя не признать, что глобальный, но предвзятый подход вигов к интерпретации истории обладает рядом достоинств. Его можно считать "неправильным" и наивным с точки зрения методологии, но он был интересным.

ВИДОВОЕ СУЩЕСТВО

ВИДОВОЕ СУЩЕСТВО - (species-being) Концепция видовой принадлежности (Gattungswesen); широко использовалась в Германии гегельянцами в 1830- 40-х гг. главным образом для доказательства абсолютной уникальности человека благодаря наличию у него сознания. Имелась в виду не только способность осознания себя самого, которой обладают и другие общественные животные, но скорее видовое сознание как особое природное свойство. Только человек обладает способностью размышлять над собственным видом и превращать собственную природу в объект мышления. Созерцательная жизнь - удел исключительно человека. Действительно, считается, что человек превосходит животное именно благодаря умению мыслить. Для некоторых мыслителей, например для Фейербаха (Feuerbach), это означает, что индивидуальность человека - это не индивидуальность по отношению к самому себе (selbst-sein), а индивидуальность по отношению к другим (mitsein). Маркс (Marx) расширил концепцию видовой принадлежности. Признавая, что человек уникален, он полагал, что отличительным качеством человека является не мышление и не сознание как таковое, а скорее свободное и целенаправленное материальное производство. Поэтому именно свободный труд является формой активной жизни человека как вида.

ВИЛЕР АННА

ВИЛЕР АННА - (Wheeler, Anna) (1785-1848) была тесно связана с Мэри Уоллстонкраф (Wollstonecraft). Ирландская протестантка и радикальная феминистка. Перевела статью из парижской женской газеты "La Femme Libre", которая объясняет ее точку зрения, согласно которой "с освобождением женщин произойдет освобождение полезного класса".

ВИЛЬСОН ВУДРО

ВИЛЬСОН ВУДРО - (Wilson, Woodrow) (1856-1924), начал свою карьеру как преподаватель политических дисциплин в университете; президент Принстонского университета (1902-10); губернатор штата Нью Джерси (1910-12); 24-й президент США (1913-21). Будучи президентом руководил разработкой широкомасштабной программы реформ внутреннего законодательства. После избрания Вильсона президентом на второй срок в 1916 г. США по его инициативе вступили в 1-ю мировую войну; позже стал одним из архитекторов мирного урегулирования на переговорах в Париже. Важнейшей частью этого урегулирования Вильсон считал создание механизма обеспечения международного мира, однако ему пришлось пережить горечь унизительного - личного и политического - поражения, когда Сенат отверг Версальский договор (Versallies, Treaty of), тем самым предопределив отказ США от будущего участия в Лиге Наций (League of Nations). Вильсон был своего рода феноменом: начинал карьеру как университетский ученый-политолог, достиг определенных успехов в этой области, а затем получил возможность реализовать свои теоретические замыслы на самом высоком практическом уровне. В своих ранних работах Вильсон резко критиковал Конституции США и выражал горькое сожаление по поводу отсутствия в американской политической системе условий для эффективного национального лидерства. Его работа "Правительство конгресса" (1885) была полна жестких упреков в адрес Конгресса и пессимистического взгляда на возможность руководства страной Белым домом. Эта работа и сегодня остается классическим и постоянно цитируемым источником критики Конгресса. Книга "Конституционное правительство в Соединенных Штатах" (1908), была более оптимистична: Вильсона вдохновили выход США на мировую арену и правление президента Теодора Рузвельта, ставшее убедительным свидетельством того, что сильное руководство может осуществляться и главой исполнительной власти. Научные работы Вильсона, его влиянием на общественное мнение на рубеже двух веков, а также деятельность на посту президента страны позволяют считать его одним из основателей современной системы президентского правления.

ВИТТФОГЕЛЬ КАРЛ

ВИТТФОГЕЛЬ КАРЛ - (Wittfogel, Karl), восточный деспотизм.

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ

ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ - (Vice-President) В США вице-президент имеет мало официальных обязанностей, и важность этого поста определяется тем, что вице-президент занимает место президента в случае его смерти, отставки или отрешения от должности. Тек что вице-президентам до президентства, как говорится, "рукой подать". Вице-президент председательствует на заседаниях Сената и участвует в голосовании, только если голоса разделились поровну. Президенты все чаще наделяют вице-президентов постоянными функциями посланников по особым поручениям или глав специальных органов, занимающихся внутренними проблемами. Вице-президентов часто выбирают не за личные или деловые качества, а для того, чтобы "сбалансировать список кандидатов", повысить привлекательность избирательной кампании президента. "Баланс" может носить географический (президент-южанин выбирает себе вице-президента-северянина), идеологический (консерватор выступает в паре с либералом) или какой-либо другой (например, принадлежность к какой-либо конфессии, управленческий опыт, возраст, характер).

ВИШИ

ВИШИ - (Vichy) Режим, установленный в неоккупированной южной части Франции после ее военного поражения в 1940 г. Получил свое название от курортного городка, главного на этой территории. Сгруппировавшиеся вокруг престарелого маршала Пелена установили авторитарный коллаборационистский режим фашистского типа. Третья республика была ликвидирована, забастовки запрещены, а официальным девизом стал лозунг "Труд, семья и страна". Была предпринята попытка реорганизации промышленности и сельского хозяйства (вернее, того, что не было уничтожено в ходе военных действий) с упором на централизованное планирование. Поначалу режим Виши пользовался некоторой поддержкой, но недолго, поскольку власть все больше сосредотачивалась в руках профашистских элементов и антисемитов, а сам Петен оказался в изоляции. Еще"больше режим подорвали Движение сопротивления, готовящаяся высадка союзников и, наконец, полная оккупация территории Франции немцами. После освобождения страны в 1944 г. режим был окончательно дискредитирован, а большинству его руководителей предъявлены обвинения в измене.

ВЛАСТВУЮЩАЯ ЭЛИТА

ВЛАСТВУЮЩАЯ ЭЛИТА - (power élite) Термин, использованный Ч. Райтом Миллсом в его так и называющейся работе 1956 г. для характеристики "отчасти совпадающих групп", возглавляющих главные политические, экономические и военные институты современного общества. Миллс утверждал: поскольку эти элиты объединены как общим кругом входящих в них лиц, так и общностью интересов, постольку основные политические решения, принимаемые по их инициативе, служат их общим целям.

ВЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛАСТЬ В ОБЩИНЕ

ВЛАСТЬ В ОБЩИНЕ - (community power) Вопрос о том, кто в общине принимает решения, стал предметом дебатов, обративших на себя внимание в американской политической науке в 1950-60-х гг. и дискуссии, которые велись в других странах, в т.ч. в Англии. В 1953 г. Флойд Хантер в книге "Структура власти в общине" ("Community Power Structure") указал на то, что в общине, которую он изучал (название не дано, указано только, что она находится в Атланте, штат Джорджия), власть находилась в руках деловой элиты, другие к управлению не допускались, а участие в нем негров было полностью исключено. В 1961 г. Роберт Даль в ответной работе "Кто правит?" ("Who Governs?") показал общину в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, где правящей группы не было, а власть была рассредоточена "по интересам". Разумеется, оба автора были правы относительно конкретных места и времени. Сами по себе эти книги не дают оснований для обобщений, за исключением одного: кто хочет найти элиты, тот, возможно, найдет их, тогда как плюралисты (pluralist), ожидающие отсутствия элиты, вероятно, действительно таковое обнаружат. Поэтому дебаты о власти в общине оказались довольно бесплодными. В ответ Далю было выдвинуто возражение: имеющие силу группировки могут препятствовать включению в повестку дня каких-то проблем - явление, известное под названием "мобилизация тенденциозности". Лучшей из такого рода работ является "Противополитика загрязнения воздуха" ("The Unpolitics of Air Pollution") Мэтью Кренсона (1971), опубликованная как раз в то время, когда проблема загрязнения воздуха в США приобрела острый политический характер. Таким образом, дискуссия о власти в общине стимулировала проведение определенных исследований на местах, но в остальном имела небольшое значение.

ВЛАСТЬ ЧЕРНЫХ

ВЛАСТЬ ЧЕРНЫХ - (black power) Движение за предоставление больших прав и возможностей чернокожему населению, особенно в США. В 1960-е гг. этот лозунг, выдвинутый лидерами чернокожих радикалов под предводительством Стокли Кармайкла, был провокационным и двусмысленным. Поначалу это казалось тактическим ходом, но Кармайкл и Чарлз Гамильтон разъяснили его значение в брошюре "Власть черных" ("Black Power") (1969). Стало ясно, что те, кто выступают за "власть черных", продолжают традиции "черного национализма", восходящие к Маркусу Гарвею, а позднее к Малколму Иксу (Malcolm X.). Они оба убеждали афроамериканцев в превосходстве черной расы; призывали их гордиться своей историей и культурой и развивать в себе чувство сопричастности к своему расовому сообществу. Участники движения осуждали пороки белого расизма и сравнивали жизнь негров в США с положением угнетенных колониальных народов. Интеграционистская тактика умеренных негритянских лидеров (например, Мартина Лютера Кинга), по их мнению, была крайне неэффективна и бесперспективна. Для афроамериканцев не имело смысла объединяться с левым крылом демократической партии, профсоюзами или с кем-либо еще, так как для слабых групп объединение с сильными чревато самыми тяжелыми последствиями. Иными словами, "коалиции по духу" были неприемлемы, однако, в отличие от черных сепаратистов, сторонники "власти черных" в принципе не возражали против объединения или, во всяком случае, плюрализма как такового. Но "прежде чем группа присоединится к открытой для вступления организации, она должна сомкнуть ряды. Мы имеем в виду, что необходима групповая солидарность, прежде чем группа начнет успешно действовать в переговорах с позиций силы в плюралистическом обществе" ("Black Power"). Поэтому вопреки сложившемуся в ту пору мнению "власть черных" не только не стремилась уничтожить существующую систему, но готовила афро-американцев к деятельности в ее рамках. Это означало обучение чернокожих жителей США новым формам активности и солидарности. Их стали призывать создавать собственные организации и наращивать свои экономические и политические ресурсы, чтобы участвовать в американской плюралистической системе не на вторых ролях, как было до этого, а в качестве равных партнеров.

Предыдущая страница Следующая страница