Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИЛ"-"БЮР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 2, "БИЛ"-"БЮР")

БИЛЛЬ О ПРАВАХ

БИЛЛЬ О ПРАВАХ - (bill of rights) Провозглашение привилегий, иммунитетов и прав, претендовать на которые гражданин государства (в рамках здравого смысла, истины и принятых норм поведения), имеет законные и моральные основания. Конституция, как правило, включает статьи, направленные на защиту прав личности от вмешательства со стороны государства. Во Франции в этом состояла цель Декларации прав человека (1789) и преамбулы к Конституции 1946 г. Обе они вошли в Конституцию Пятой республики (1958). Самый известный билль о правах - первые десять поправок к Конституции США. Среди них - первая поправка (First Amendment), провозглашающая свободу вероисповедания, слова и печати, собраний и обращений к правительству с петициями об удовлетворении жалоб; вторая поправка, предоставляющая право "хранить и носить оружие"; пятая (Fifth Amendment), защищающая от свидетельств против себя и требующая соблюдения надлежащей правовой процедуры, если человека лишают жизни, свободы либо собственности. Первоначально эти поправки были включены в Конституцию, чтобы исключить нарушение прав человека федеральным правительством, но в XX в. Верховный суд США применил принятую после Гражданской войны четырнадцатую поправку, обязывающую и власти штатов руководствоваться биллем о правах. Билли о правах в том виде, в каком они существуют в Соединенных Штатах, Германии и Франции, не могут быть нарушены статутным правом: как и другие разделы Конституции, они являются "высшими" законами, изменение которых требует соблюдения чрезвычайных процедур, предусмотренных для принятия поправок к Конституции. Идея об основных, незыблемых правах человека уходит глубокими корнями в историю западной цивилизации. Великая хартия вольностей (Magna Carta) (1215) провозгласила некоторые права человека, включая знаменитое право на судебное разбирательство, содержащееся в статье 39: "Свободный человек не может быть заключен в тюрьму, или лишен собственности, или объявлен вне закона, или сослан, или так или иначе уничтожен, или подвергнут притеснениям и гонениям с нашей стороны, иначе как путем законного суда, осуществляемого равными себе по званию пэрами, или на основании закона страны". Но эта хартия была лишь соглашением между королем Иоанном и его баронами, а не конституционным законом или хотя бы статутным правом. Билль о правах, принятый парламентом в 1689 г. как законодательный акт, касался в основном ограничения королевских полномочий и усиления прав законодательной власти, хотя в нем и содержались некоторые положения в защиту прав личности. Так, подданные имели право обращаться к монарху с петициями; протестантам разрешалось хранить оружие для самообороны, их освобождали от высоких штрафов и чрезмерных залогов при передаче на поруки. Но этот билль мог быть отменен актом парламента. Более удачным прецедентом оказалась Хартия, или Основные законы Западного Нью-Джерси (1677). Она гарантировала право на законное разбирательство и суд присяжных, защищала свободу вероисповедания, особо подчеркивая, что эти права и привилегии не могут быть нарушены законодательной властью. В Великобритании сторонники билля о правах утверждают, что он необходим для защиты прав личности от посягательств со стороны государства. Их оппоненты заявляют, что права человека достаточно защищены общим и статутным правом. Некоторые выражают опасения, что принятие билля о правах приведет к политизации судебной власти и что закрепление таких прав в Конституции компрометирует суверенитет парламента - одного из краеугольных камней британской демократии.

БИХЕВИОРИЗМ

БИХЕВИОРИЗМ - (behaviour(al)ism) 1. Направление в психологии, в основе которого лежит беспристрастное наблюдение за поведением человека и животных для выявления их реакции на воздействие внешней среды без анализа связи с сознанием. 2. Направление в политологии, в соответствии с которым научным может быть только анализ доступного наблюдению поведения политических деятелей. Оба направления имеют много общих идейных истоков. Психологический бихевиоризм исходит из того, что объективные данные о психике можно получить лишь при изучении анатомических препаратов, сама же психика наблюдению не поддается. Единственным объектом, доступным для изучения, является поведение людей и животных в виде ответной реакции на внешние воздействия. Это привело к тому, что некоторые психологи, в первую очередь Б.Ф. Скиннер в своей имевшей недолгий, но шумный успех книге "По ту сторону свободы и достоинства" ("Beyond Freedom and Dignity") (1971), полностью отвергли политическую философию и этику, заменив их теорией о регулировании социального поведения с помощью выработки соответствующих условных рефлексов. Такой же позитивизм звучит в настойчивых притязаниях экономистов на то, что именно их исследования открывают богооткровенную истину - выбор людей определяется тем, что они делают, а не тем, что они говорят о том, что делают. Бихевиоризм в политологии возник в 1940-х гг. и господствовал в США до начала 1970-х гг., сохранив там влияние до сих пор. Сегодня его сторонники по-прежнему одержимы нетерпимостью, но без крайностей, к изучению того, что говорят или думают (по их словам) люди. Вооружившись инструментами социологических опросов (suruey research), они отказались от изучения конституций и разработок рекомендаций, как лучше управлять государством, и обратились к изучению поведения политических деятелей и к описанию результатов государственного правления. Бихевиористов больше всего привлекают объекты, имеющие количественные характеристики, поэтому основные интересы они сосредоточили на политическом поведении масс. Поначалу бихевиоризм и рациональный выбор (rational choice) были враждебны друг другу, но вскоре нашли точки соприкосновения.

БЛАГОПРИЯТНОСТЬ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

БЛАГОПРИЯТНОСТЬ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ - (amenity) Термин, обозначающий в очень широком смысле социальные преимущества, связанные с состоянием данной местности - с ее красотой, чистотой воздуха и воды или, скажем, с хорошим уличным освещением. При принятии решений хозяйственного освоения территории оценка благ окружающей среды состоит, таким образом, в учете факторов, не имеющих коммерческой отдачи, а порой и прямо ей противоречащих. В политической практике Соединенного Королевства "клаузула благ окружающей среды" - требование к государственным учреждениям относиться с вниманием к окружающей среде - впервые упоминается в 1943 г. в законах, касающихся гидроэлектростанций в Шотландии. В 1968 г. это требование распространилось на все государственные учреждения, занимающиеся освоением сельской местности. В 1980-е гг., когда проходила приватизация, они неизбежно смягчились, и их результатом стали регулирующие и наблюдательные органы. "За благоприятную среду обитания" - этот лозунг принадлежит частным организациям, особенно группам давления, выступающим в защиту окружающей среды и обеспокоенным положением в конкретных населенных пунктах или территориях. Особенно быстро число защитников окружающей среды росло в 1970-е гг. См. также public good.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - (charity) Происходит от латинского "любовь, расположение" и обычно означает (христианскую) любовь и доброту. В настоящее время нет юридического определения понятия "благотворительная организация", однако в соответствии с процессуальным законом Англии и Уэльса определены четыре основные цели благотворительности: 1) пожертвования на облегчение бремени бедности; 2) пожертвования на развитие образования; 3) пожертвования на религиозные цели; 4) пожертвования на другие цели, приносящие пользу сообществу и не входящие в указанные выше пункты. Законом Шотландии благотворительность определена как пожертвования на облегчение бремени бедности. Комиссия по вопросам благотворительности Англии и Уэльса зарегистрировала более 170 тыс. благотворительных организаций. Она является правительственным учреждением и исполняет квазисудебные функции, оказывая консультационную помощь, проводя расследования и проверку злоупотреблений. По закону Великобритании, благотворительная помощь не предоставляется на политические цели, следовательно, политические партии и институты, предназначенные для оказания влияния на политику правительства или на решение конкретных вопросов (т.е. группы давления; pressure groups), не могут рассматриваться в качестве благотворительных. Однако благотворительные организации имеют право выступать в защиту мероприятий, которые прямо поддерживают благотворительные цели и непосредственно способствуют их достижению.

БЛАНКИ ЛУИ-ОГЮСТ

БЛАНКИ ЛУИ-ОГЮСТ - (Blanqui, Louis-Auguste) (1805-81) Французский коммунист-заговорщик. Ни одна из его попыток государственного переворота (coups d'état) не увенчалась успехом. Провел в тюрьмах более тридцати лет. Во взглядах на революционную организацию предвосхитил идеи Ленина (Lenin) и многих коммунистических и террористических движений, возникших после Русской революции (Russian Revolution) (1917).

БЛОКИРОВАНИЕ

БЛОКИРОВАНИЕ - (apparentement) Во Франции - официально признанный союз партий. До парламентских выборов 1951 г. правящие партии центристской ориентации внесли изменения в избирательную систему, позволяющие партиям вступать в союз и блокироваться. Это дало им возможность сообща получить число мест и, соответственно, голосов, достаточное для проведения своей политики в законодательном органе. Таким образом удалось нейтрализовать давление двух крайних оппозиционных течений - голлистов (Gaullists) и коммунистов. Последние надеялись извлечь пользу из пропорциональной системы выборов, которая при распределении мест ставила их в благоприятное положение. С рождением Пятой республики (Fifth Republic) генерал де Голль принял еще более строгие дискриминационные меры в отношении крайне правых и крайне левых политических течений, заменив пропорциональное представительство системой двойной баллотировки.

БЛЭК ДУНКАН

БЛЭК ДУНКАН - (Black, Duncan) (1908-91) Шотландский экономист, один из инициаторов политологии, основанной на аналитических методов исследования. Еще со студенческих лет, когда Блэк изучал физику и экономику в Глазго (1923-33), он мечтал создать "чистую науку политики", позволяющую любую политическую систему представить набором дефиниций и аксиом. Теорема среднего избирателя, его самый важный вклад в науку, пришла ему в голову в 1942 г. во время дежурства в пожарной команде. Теорема гласит, что если все участники голосования (в любом органе - комитете, легислатуре или в электоральном сообществе) признают одно основное измерение (например, от левого к правому, когда всем левым меньше всего нравится самый правый выбор, а всем правым - самый левый выбор), то при любой разумной процедуре голосования победит позиция среднего избирателя. Поэтому средний избиратель может выступать от имени всех голосующих. Теорема среднего избирателя, как это первым понял Блэк, "работает" не только в одном измерении, так как всегда возможно возникновение цикла (cycle) мажоритарного правила. Но там, где одно измерение доминирует над другими, например в комитетах Конгресса или (вероятно) во время голосования на общих выборах в Великобритании, определяющим будет предпочтение среднего избирателя. В итоге политики, не отвечающие интересам среднего избирателя, вряд ли преуспеют, даже если какое-то время будут находиться под защитой избирательной системы.

БОДЭН ЖАН

БОДЭН ЖАН - (Bodin, Jean) (1529-96) Французский философ и юрист. Известен прежде всего благодаря доктрине суверенитета, опубликованной в труде "Шесть книг республики" (Six livres de la rpublique) (1576). Бодэн разделил всю систему знаний на религиозную историю (почему Бог создал Вселенную и что он изобрел для руководства людьми), естественную историю (физические законы Вселенной) и человеческую историю (структура и развитие системы государственной власти). Проблема, с которой столкнулся Бодэн, заключалась в следующем: политический порядок должен отражать порядок божественный, но Франция во время религиозных войн (1559-89) стала воплощением хаоса и ареной Гражданской войны. Он выдвинул идею, согласно которой всякое организованное политическое сообщество (rpublique в старом значении - "государство" - res publica) должно иметь монарха, который, руководствуясь благом народа, устанавливает и отменяет законы. Бытует мнение, что своими взглядами на монархию Бодэн предвосхитил Томаса Гоббса (Hobbes), однако подход Бодэна опирался на христианство и не имел ничего общего с более поздней доктриной абсолютизма (absolutism). Монарх, по представлениям Бодэна, имеет право делать все, но только ради осуществления божественного плана. Это не было формальным ограничением (как, видимо, у Гоббса), ибо включало в себя конкретную защиту законных прав и свобод отдельных личностей и сообществ, что для Бодэна являлось основой государственного правления и более высоким принципом, чем наследование власти.

БОЙКОТ

БОЙКОТ - (boycott) Организованный способ проявления неодобрения (например, отказ пойти на митинг или закупать товары какой-либо страны или фирмы) для того, чтобы наказать или оказать давление в целях изменения политики, позиции или поведения. Назван по имени капитана Бойкотта, ирландского землевладельца, по отношению к которому такая санкция была применена в 1880 г.

БОЛИНБРОК ВИКОНТ

БОЛИНБРОК ВИКОНТ - (Bolingbroke, Viscount) (1678-1751) Член парламента от партии тори с 1701 по 1708 г. и с 1710 по 1712 г., после чего был принят в палату лордов. Занимал пост военного министра и министра по делам Севера. Заигрывал с якобитами (jacobitism); после восшествия на престол Георга I (1714) дважды находился в ссылке. Но позднее примирился с новой, почти республиканской, Конституцией и занимался в основном тем, что пытался отвратить людей от устаревшего, по его мнению, разделения на вигов и тори и создать широкую коалицию против лидера вигов сэра Роберта Уолпола. Книга Болингброка "Рассуждения о партиях" ("A Dissertation upon Parties") (1735) выражает эти настроения, что обеспечило ее автору определенное место в истории идеологии тори.

БОЛЬШЕВИЗМ

БОЛЬШЕВИЗМ - (Bolshevism) Политическая теория и практика партии большевиков, которая под руководством Ленина (Lenin) пришла к власти во время Русской революции (Russian Revolution) в октябре 1917 г. Большевистская (от слова "большинство") радикальная коммунистическая фракция возникла на съезде Российской социал-демократической рабочей партии в 1903 г. в результате раскола с более умеренными меньшевиками (Mensheviks) (от слова "меньшинство"). В 1912 г. после сменявших друг друга периодов сотрудничества и противостояния с меньшевиками партия большевиков была официально оформлена в самостоятельную. Революция 1905 г. застала большевиков врасплох, и они ничем себя не проявили. Последовавшие вслед за революцией репрессии вынудили партию уйти в подполье, и связи с эмиграцией, возглавляемой Лениным, оказались затруднены. После начала 1-й мировой войны, пока Ленин провозглашал "революционное пораженчество", большевики в России практически бездействовали. Они оказались неподготовленными и к февральской революции 1917 г. Многие члены Центрального Комитета и редакция газеты "Правда" (возглавляемая Сталиным) условно поддержали Временное правительство и начали переговоры с меньшевиками об объединении. Численность партии большевиков резко возросла, в том числе из-за возвращения эмигрантов, и партийные лидеры столкнулись с падением дисциплины и потерей политической ориентации. "Апрельские тезисы" (никакой поддержки Временному правительству; революция переходит от демократического этапа ксоциалистическому; Советы (Soviets) с большевистским большинством должны взять власть), привезенные Лениным в Россию, особой поддержки не получили. В партии наметился раскол: левое крыло выступало за немедленное восстание; консервативно настроенный Центральный Комитет стремился к мирному захвату власти. Ленин обратился к рядовым членам партии, утверждая, что "массы в сотни раз левее нас". Однако еще в июне -июле он выступал против вооруженного восстания, заявляя, что "один неверный шаг с нашей стороны может погубить все". Раскол в партии длился вплоть до самого октября; незадолго до восстания Зиновьев и Каменев выступали против вооруженного захвата власти, но Ленин пригрозил отставкой, если этого не произойдет. Первые послереволюционные годы - период военного коммунизма - свидетельствовали о начале трансформации Коммунистической партии в бюрократизированный сверху донизу аппарат, о закате Советов и профсоюзов и о подавлении оппозиции (впрочем, критики социалистического и анархистского толка тоже периодически подвергались преследованиям и работали на полулегальном положении). Партию по-прежнему сотрясали внутренние разногласия. Многие возражали против Брест-Литовского мирного договора, подписанного в марте 1918 г., согласно которому Германии отошли большие территории России. Левые коммунисты протестовали против буржуазных "спецов" в правительстве и армии. "Рабочая оппозиция" (1920-21) заявила, что руководство отказалось от "духа Революции", и потребовала установить рабочий контроль в промышленности. Правые диссиденты ратовали за государственный капитализм, так как Россия, по их мнению, пока не готова к социализму. Конец Гражданской войны был отмечен переходом от временной диктатуры к узаконенным репрессиям в мирное время. Решающую роль в этом сыграл X съезд партии (1921). Провозглашение новой экономической политики (нэп) совпало с запретом фракций и кровавым подавлением восстания в Кронштадте. Незадолго до смерти (1924) Ленин критиковал "бюрократические извращения в государстве рабочих" и безуспешно обращался к Троцкому с призывом совместными усилиями снять с должности Сталина, обладавшего в качестве главы центрального аппарата партии огромной властью. Бухарин (Bukharin) и Сталин ратовали за строительство социализма (socialism) в одной отдельно взятой стране (отступление на мировой арене, обогащение крестьянства, бессрочное сохранение нэпа). Троцкий и левая оппозиция (1923-24), утверждая, что это разрушит социалистический характер революции и приведет к созданию нового правящего класса, выступали за ускоренную индустриализацию, финансируемую, выражаясь словами Преображенского, за счет "примитивного социалистического накопления" (неравноценного обмена между сельским хозяйством и промышленностью в пользу последней). Провозгласив в 1928 г. первый пятилетний план, Сталин и Бухарин многое позаимствовали из программы левых, хотя, естественно, в ней не было одобрения насильственной коллективизации и связанных с ней ужасов. Наиболее резко сталинизм (Stalinism) критиковала левая оппозиция, обращая внимание на все углубляющуюся пропасть между партийными структурами и народом и на растущую бюрократизацию советского государства и общества. Однако Троцкий отказался нарушить партийную дисциплину и напрямую обратиться к рядовым членам партии. Вместе с тем социальный состав партии резко изменился: Гражданская война унесла целое поколение партийных активистов, а "ленинский призыв" (1924) "влил" в партию 240 тысяч новых, карьеристски настроенных членов. Левая оппозиция была последним серьезным вызовом Сталину. К 1929 г. он отстранил от власти старую большевистскую гвардию, а затем кого отправил в ссылку и тюрьмы, кого-то провел через показные суды и уничтожил. Сторонники большевизма оценивают его как твердую революционную позицию, созвучную интересам передовой части рабочего класса, а противники подчеркивают изначально присущий ему диктаторский характер. Основные черты большевизма - крепкая организация, приверженность идее мировой революции, политическая практика, основанная, выражаясь словами Ленина, на принципе демократического централизма (democratic centralism). Спорным остается вопрос о том, было ли неизбежным превращение большевизма в сталинизм или такая деформация произошла в силу определенных исторических условий. Как заметил Виктор Серж, "микробы сталинизма, возможно, и присутствовали, но там были и другие". Водоразделом явился период после окончания Гражданской войны, когда партия большевиков не положила конец авторитарной практике и не восстановила советскую демократию.

БОЛЬШОЙ СКАЧОК

БОЛЬШОЙ СКАЧОК - (Great Leap Forward) В 1958-61 гг. инициированная Мао Цзэдуном (Mao Zedong) попытка решения экономических проблем Китая посредством массовой индустриализации. Китай принял первый 5-летний план в 1953 г. Его реализация сопровождалась постепенной коллективизацией сельского хозяйства и национализацией (с выплатой компенсации) предприятий промышленности и торговли. План строился по советской модели с использованием скрытых налогов на доходы крестьян в виде устанавливаемых государством низких закупочных цен, объявлением безоговорочного приоритета тяжелой промышленности, сосредоточением промышленных предприятий в городах и введением всеобъемлющей командной системы планирования экономики. План оказался весьма эффективным. Однако о двойственном отношении многих китайских лидеров к централизованному планированию по образцу советской модели свидетельствует тот факт, что до 1955 г. претворение плана в жизнь осуществлялось не в полном объеме и он не публиковался. В 1957 г. план был подвергнут жесткой критике и в 1958 г. практически полностью заменен политикой "Большого скачка". Больше к нему никогда не возвращались. Приверженность Китая централизованной командной экономике (которую уже начинали критиковать в других странах коммунистического мира) оказалась, таким образом, очень кратковременной. Мао Цзэдун начал набрасывать контуры альтернативного подхода еще в декабре 1955 г. (предисловие к работе "Прилив социализма в китайской деревне"); полностью он был изложен к 1958 г. в внутрипартийных документах, став реакцией на сталинскую эксплуатацию деревни, его упора на тяжелую промышленность, а также его пренебрежение к инвестициям в сельское хозяйство и легкую промышленность. Он был также реакцией на авторитарную бюрократию, непопулярность которой самым драматическим образом выразилась в лозунге "ста цветов" и к которой Мао по своему темпераменту (и по опыту партизанской войны) был настроен чрезвычайно враждебно. Альтернативный подход подразумевал также решение специфических китайских проблем: 1) соотношение факторов производства, которое характеризовалось уже большим и продолжающим быстро увеличиваться населением, недостатком возделываемых земель и нехваткой капитала; 2) ситуация, сложившаяся в результате попытки увеличить квоты поставок продукции сельского хозяйства в урожайные 1954 и 1955 гг., оказалась крайне неудачной и показала, что терпение крестьян, недовольных тем, что государство ведет накопление ресурсов за их счет, дошло до предела; 3) опасность, исходившая от враждебно настроенных США, вкупе с хрущевской политикой мирного сосуществования, чему Китай мог противопоставить только децентрализованное сопротивление партизанского типа, опирающееся на местное самообеспечение "зерном и винтовками". Альтернативный план Мао разработал на основе собственного военного опыта организации разбросанных на большой территории партизанских баз и развития их экономики в кооперативной форме. Вместе с тем он во многом воспринял и западную теорию развития 1950-х гг., в которой упор делался на использование избыточной рабочей силы в сельской местности посредством программ интегрированного сельскохозяйственного развития для создания местной промышленности и совершенствования местной инфраструктуры. В 1957 г. китайское правительство, следуя советскому примеру, приступило к децентрализации управления государственным сектором и к передаче этой функции местным властям, а от них - отдельным предприятиям. Под влиянием Мао Цзэдуна реформа вылилась в нечто совершенно иное - в децентрализацию вплоть до сельской общины. Началась широкомасштабная кампания, призывающая сельские общины перестраивать свою жизнь, опираясь на собственную инициативу. Позднее, в середине 1958 г., были созданы коммуны как костяк планирования, как многоцелевые местные административные органы, состав которых формировался в основном из лидеров, находящихся на содержании общин и подотчетных им. Поначалу это движение было встречено с великим энтузиазмом, однако вскоре стало давать сбои по мере того, как руководители затевали соревнования, пытаясь брать на себя больше обязательств, чем их соседи. Громкие обещания местных руководителей принимались высшим руководством и превращались в плановые цифры национального масштаба. Идеи, подобные деревенской выплавки железа и стали (вполне реальные там, где были ресурсы и необходимые производственные навыки), превратились в обязательные и универсальные. На смену убеждению пришло принуждение вопреки торжественным публичным обещаниям всех руководителей еще до начала кампании, что это будет сугубо демократическое. Новых задач было столько, что сельская рабочая сила, обычно избыточная (до 1/3), была исчерпана почти до предела. Экстремисты объявили, что наступил настоящий коммунизм - полевые кухни, насущно необходимые в условиях массового перемещения трудовых ресурсов, стали институтами, обеспечивающими каждого по его потребностям. Обобществлению подверглись даже крестьянские приусадебные участки со свиньями и фруктовыми деревьями. Китайское партийное руководство на местах делало единственное, что умело, - привносило командную экономику сталинского толка практически в каждый дом. Коммуна, в полном противоречии с ее исходной концепцией, была превращена в одну большую ферму. Преуспевающие деревни заставляли передавать средства в пользу бедных деревень, загнанных в одну с ними коммуну, что вызывало резко негативную реакцию. Мао осудил реквизицию собственности крестьян и одобрил их сопротивление. Он требовал восстановления в правах исходной концепции "Большого скачка" как процесса, при котором добровольное участие в успешном развитии местной экономики должно породить у крестьян новое понимание потенциальных возможностей планирования на уровне коммун. Но начавшегося движения он уже остановить не мог, и оно фактически вышло из-под его контроля. Тем временем на страну обрушились неблагоприятные погодные условия, которые окончательно разрушили и так уже ослабленную и деморализованную экономику села. К 1961 г. "Большой скачок" был остановлен начавшимся голодом, а не изменением политического курса. Те, кто пережил этот период, оглядываются назад со смешанным чувством ужаса из-за его последствий и гордости за его большие и долговременные достижения (плотины, дороги, шахты, заводы, лесопосадки). Однако тогда политическим последствием "Большого скачка" стало ослабление авторитета Мао, дискредитация его альтернативной экономики коммун и бригад, которые служили ему точкой опоры в реформаторской деятельности или были, как говорил Мао, "нашей великой и славной надеждой". Все это обусловило отказ от политики коллективизации в деревне.

БОНАПАРТИЗМ

БОНАПАРТИЗМ - (Bonapartism) Следование политике Наполеона Бонапарта, первого консула, а затем императора Франции (1799-1815), и (или) его племянника Луи Бонапарта (Наполеона III), императора Франции с 1851 по 1870 г. Специфическое звучание термину придал Маркс (Marx) (см. его "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", 1852). Он рассматривал бонапартизм как оппортунистический и популистский союз части буржуазии с "люмпенпролетариатом" ("пролетариат в отрепьях"), рассчитывающих на плебисцит (plebiscites), при решении вопросов, сформулированных Бонапартом, и гарантирующий законность режима. С точки зрения марксистов бонапартизм представляет особую политическую ситуацию, в которой может оказаться государство, когда силы антагонистических классов абсолютно равны. Бонапартисты выступали за сильную власть и консервативный национализм, не требуя возвращения к "старому режиму" (ancien regime).

БОРДА Ж. К. ДЕ

БОРДА Ж. К. ДЕ - (Borda, J. C. de) (1733-99) Французский инженер, морской офицер и теоретик по вопросам системы выборов. В 1770 г. первым предложил то, что в наше время так и называют - "подсчет Борда" (рейтинговое голосование), каждый голосующий располагает кандидатов или предметы выбора в порядке предпочтения. Голоса за каждого кандидата суммируются, и тот, кто получил наибольшее число голосов, объявляется победителем. Подсчет Борда часто используют при избрании кандидатов на должность и редко на иного рода выборах. Система имеет много достоинств, включая простоту, но не всегда позволяет определить победителя по Кондорсе (Condorcet winner).

БРАЙС ДЖЕЙМС

БРАЙС ДЖЕЙМС - (Bryce, James) (1839-1922) Английский дипломат, юрист и историк. Получил звание профессора права до того, как в 1880 г. стал членом парламента. Занимал официальные должности в нескольких правительствах либералов. С 1907 по 1913 г. был послом Великобритании в США. Его важнейший академический труд "Американское содружество" ("The American Commonwealth"), впервые опубликованный в 1888 г., представляет собой детальный анализ политической жизни Соединенных Штатов конца"прошлого века, которым он явно симпатизировал.

БРАНДТА ДОКЛАД

БРАНДТА ДОКЛАД - 1-й доклад - 1980 г., 2-й доклад - 1983 г. (1-й доклад - 1980 г., 2-й доклад - 1983 г.) (Brandt Report (1st Report 1980, 2nd Report 1983)): Название выводов и рекомендаций, содержащихся в докладах международной исследовательской группы, возглавлявшейся канцлером ФРГ Вилли Брандтом. В докладах говорилось о неравном положении Севера (North) и Юга (South), предлагались рекомендации по изменению мировой валютной системы, перераспределению доходов путем принятия более широких обязательств в отношении "фондов развития", проведению переговоров по реформированию международной экономической системы.

БРАТСТВО

БРАТСТВО - (fraternity) Содружество разных людей, объединенных общими интересами, целями, убеждениями и т. д. Хотя во времена доминирования в политике мужчин, "братство" было политической целью, большинство из современных сторонников идеи "братства" отнюдь не противопоставляют его "сестринскому содружеству" (sisterhood). Их цель, скорее, состоит в том, чтобы привнести в более широкое сообщество чувства и поведение, характерные для братьев и сестер. Общепризнанно, что такое сообщество не может существовать, пока не будет достигнуто большее равенство между людьми (equality). Кстати, одним из аргументов в пользу равенства является то, что именно оно способствует возникновению "братства". Исследуя эти чувства и поведение, не следует романтизировать семью. В данном случае, как нам кажется, речь идет о том, что человек сознательно или бессознательно жертвует собственными интересами ради более мощного побудительного мотива - готовности признать, что у других тоже есть свои интересы. В этом смысле "братство" в значительной степени подразумевает альтруизм (altruism). Но оно также подразумевает и наличие неких общих целей, которые надлежит преследовать совместно, так что антитезой "братства" является эгоцентризм. В первую очередь "братство" подразумевает общую заботу о создании таких условий, при которых каждый человек может развиваться наиболее полно и наиболее удовлетворительно. И наконец, оно подразумевает наличие чувства принадлежности к определенной общности, с которой человек может охотно, а то и вполне естественно отождествлять себя, - к общности, представляющей собой некое подобие большой семьи, а не "анонимного" общества вне ее.

БРЕТТОН-ВУДС

БРЕТТОН-ВУДС - (Bretton Woods) Горный курорт в штате Нью-Гэмпшир (США), где в июле 1944 г. 45 стран подписали соглашение, установившее валютную и платежную систему. Тем самым был завершен процесс, начатый англо-американским военным сотрудничеством. Итоги переговоров имели важные дистрибутивные последствия для экономики каждой страны и заложили основу для международной финансовой системы и движения капитала. С началом холодной войны (Cold War) (1946-47) из участников соглашения остались лишь западные и развивающиеся страны. Помятуя об экономической катастрофе 1930-х гг. и провале действовавшей между двумя мировыми войнами валютной системы, известной под названием "золотой стандарт", делегаты конференции признали, что для успешного функционирования новая система должна отвечать внутриполитическим приоритетам и целям стран-участниц. Стабильные валютная и платежная системы рассматривались как необходимая поддержка либерализации международной торговли (см. GATT). Делегаты разработали систему платежей и механизмы обмена валют, основанные на фиксированном, но регулируемом обменном курсе по отношению к американскому доллару; установили конвертируемость доллара по отношению к золоту по фиксированной цене (35 долл. США за одну унцию золота); договорились о сотрудничестве в области контроля над краткосрочными потоками капиталов и создали два важнейших межправительственных международных учреждения - Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetry Fund) и Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), или Всемирный Банк (World Bank). Участники соглашения в случае трудностей с платежами и связанными с этим проблемами обменных курсов могли получать краткосрочные займы от МВФ, а МБРР осуществлял долгосрочное финансирование для экономической реконструкции и развития. Авторы соглашения надеялись, что межправительственные многосторонние (multilateral) учреждения, действующие на основе сотрудничества, укрепят обменный курс и платежную систему, в отличие от процессов, происходящих на частных рынках, или националистической политики большинства держав в катастрофические для экономики годы между двумя мировыми войнами. Однако после 2-й мировой войны МВФ и МБРР располагали крайне скудными ресурсами для выполнения возложенных на них задач, и попытка создать то, что впоследствии назвали Бреттон-Вудской системой, потерпела фиаско уже в 1947 г. Это вызвало тревогу в американском Конгрессе: хотя в первые послевоенные годы США были единственной страной с активным сальдо платежного баланса, Конгресс, в котором по-прежнему преобладали изоляционисты, не желал в одностороннем порядке финансировать восстановление Европы и Дальнего Востока. Планы, разработанные в Бреттон-Вуде, были заморожены до тех пор, пока национальные валюты (а не только американский доллар) не достигнут на мировом рынке конвертируемости (что и произошло с валютами большинства стран к 1959 г.). Однако план Маршалла (Marshall Plan) и другие американские программы экономической помощи союзникам на основе предоставления наличных средств в начале холодной войны успешно заменили МВФ и Всемирный Банк. В итоге доллар США стал главной резервной валютой системы. Всемирный Банк сосредоточился на проблемах слаборазвитых стран в структуре мировой экономики, и эта роль остается за ним и по сей день. Возродившаяся в 60-е гг. Бреттон-Вудская система значительно отличалась от первоначальной. Доллар США стал "ключевой валютой", причем его приток в международную торговлю и платежи затмил весьма ограниченные ресурсы МВФ. Поэтому Министерство финансов США и учреждения Федерального резервного управления, произвольно манипулируя долларом, взяли на себя основную ответственность и контроль за системой, отодвинув МВФ на второй план. Но, не сумев приспособиться к увеличившейся торговой конкуренции и обуздать инфляцию, США завысили курс доллара, и доверие к валютным паритетам упало. К тому же мировые рынки капитала начали оказывать давление на механизм обменных курсов и подрывать равновесие международных платежей. Спекулянты бросили вызов правительству США, взявшему на себя обязательство конвертировать доллары в золото по фиксированному курсу, и Соединенные Штаты в 1971 г. в одностороннем порядке аннулировали Бреттон-Вудскую систему. Попытки реформировать ее не увенчались успехом, т.к. различия между экономиками развитых стран не позволили создать новые паритеты и правила. Эпоха, известная как Бреттон-Вуд, официально завершилась в 1976 г. принятием "ямайских" поправок к статьям соглашения о МВФ, которые ввели "внесистемный" плавающий обменный курс.

БУРЖУАЗИЯ

БУРЖУАЗИЯ - (bourgeoisie) Первоначальным термином обозначали городских жителей. Однако в XVII-XVIII вв. он стал все больше ассоциироваться с определенной прослойкой горожан - купечеством, занимавшимся торговлей и использовавшим наемный труд, а также с конкретными качествами этих людей, в том числе с бережливостью, трудолюбием, порядочностью, приверженностью семейным ценностям, уважением к частной собственности и закону. Стремление буржуазии к прибыли и ее твердые моральные устои вызывали неприязнь со стороны землевладельцев, и она вскоре стала объектом насмешек. Поэтому и термин приобрел оскорбительный оттенок, означающий погоню за деньгами, эксплуатацию людей и тупой догматизм. Таким видел буржуазию и Маркс (Marx), описывая ее как господствующий класс, существующий за счет эксплуатации наемного труда пролетариата и обреченный на гибель. Впоследствии левые стали использовать термин "буржуазный" в отношении своих противников, говоря о "буржуазных ценностях", "буржуазной демократии", "буржуазной общественной науке". Хотя в третьей четверти XX в. в мире и произошло возрождение идеологических догм, ассоциируемых с данным термином, он не вошел в моду ввиду своей неоднозначной истории.

БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ - (Bukharin, Nikolay Ivanovich) (1888-1938) Советский коммунистический политик и теоретик. Известен своей причастностью к новой экономической политике (нэп) (NEP). Был расстрелян после инсценированного судебного процесса, в ходе которого был необоснованно обвинен в контрреволюционной деятельности. Ленин называл Бухарина "любимцем партии", хотя и считал, что он "не понимает диалектики". Реабилитирован в 1988 г., когда во время перестройки (perestroika) стали популярными многие из его идей. Несмотря на репутацию "либерала", Бухарин принадлежал к "левым коммунистам", не одобрявшим мирный договор с Германией и Австро-Венгрией и считавшим его сделкой с империализмом. Во время Гражданской войны 1918-20 гг. выступал за скорейший переход к полному государственному контролю над экономикой. Автор ортодоксального учебника - "Азбука коммунизма". Пропагандировал необходимость нэпа, выступал за радикализацию политики на ключевых этапах развития общества. Он известен и тем, что призывал российское крестьянство "обогащаться". С закатом нэпа карьера Бухарина фактически завершилась. В 1929 г. его вывели из Политбюро, хотя и вновь избрали в Центральный Комитет в 1934 г., когда он стал редактором "Известий". В 1937 г. был арестован и после угроз в адрес жены и сына признал свою вину.

БЮРОКРАТИЯ

БЮРОКРАТИЯ - (bureaucracy) Правление несменяемых чиновников. Термин появился в XVIII в. во Франции, а в английском языке - в 1818 г. В обоих случаях сначала имел оскорбительное значение ("бюрократия", или чиновничья тирания, с помощью которой долгое время управлялась Ирландия). Оскорбительный подтекст и ныне присутствует в бытовом употреблении этого термина, а также в полунасмешливых упоминаниях таких бюрократических постулатов, как закон Паркинсона ("работа расширяется, чтобы поглотить время, отведенное на нее"). Первым благосклонно настроенным к бюрократии оказался Макс Вебер (Weber). Он утверждал, что работа, регламентируемая определенными правилами в иерархическом учреждении, где назначения и повышения даются за заслуги, более рациональна, чем работа, где продвижение по служебной лестнице происходит на другой основе, например патронажа (patronage). Вебер отмечал также напряженные отношения между бюрократами и избираемыми должностными лицами. Последние могут пообещать в обмен на голоса сторонников проявить благосклонное к ним отношение, но бюрократы не позволят им этого сделать. В большинстве исследований, посвященных бюрократии, развивались идеи Вебера. Важный шаг вперед был сделан Мишелем Крозье. В книге "Явление бюрократии" (The Bureaucratic Phenomenon, англ. издание в 1964 г.) он выделил различные мотивы действий у высокопоставленного бюрократа и бюрократа, находящегося на рядовой должности. Последний стремится к спокойной жизни, которая возможна при рабском соблюдении правил, какими бы они ни были. Высокопоставленный бюрократ имеет более возвышенные цели, но они не достижимы из-за невозможности заставить разделить их рядового работника. В общем, средства сами по себе становятся целью. С такой же трудностью сталкиваются фирмы. Действительно, данный Вебером анализ бюрократии в равной мере относится и к фирмам, и к государственным учреждениям. Поэтому его анализ не соответствует тезису "новых правых" о том, что правительства действуют менее эффективно, чем рынки. Однако многие экономисты, исследующие бюрократию, выступают именно с такими идеями. В книге "Бюрократия и представительное правительство" (Bureaucracy and Representative Government) (1971) В. А. Нисканен утверждает, что бюрократ стремится максимально увеличить свой бюджет и потому регулярно занимается перепроизводством товаров и услуг своего учреждения. Руководитель учреждения, может быть, и хотел бы проконтролировать издержки, но сталкивается с явлением, которое экономисты называют "проблемой агентств". Единственно надежная информация об издержках учреждения поступает от самого учреждения, если только политики не создают второго учреждения по проверке издержек первого. В определенной степени именно так и происходит (например, Административно-бюджетное управление в США; аудиторские конторы, обслуживающие Государственный ревизионный комитет в Великобритании). Но кто должен проверять издержки второго агентства или определять, не потворствует ли аудиторская контора агентству, которое она проверяет? Следует также еще раз заметить, что эти проблемы общие для государственной бюрократии и бюрократии, действующей в частном секторе. Ревизии не предотвратили целый ряд громких скандалов в недавней истории компаний. В самой Великобритании в начале 1990-х гг. произошло множество финансовых скандалов, в которых были замешаны органы Государственной службы здравоохранения и местные власти, "по-деловому" употребившие свои полномочия в интересах бизнесменов. Поэтому вполне "элегантная" модель Нисканена хотя породила многочисленные исследования бюрократии, но все же значительно меньше оправдывает необходимость проведения правительствами в 1980-х гг. приватизационной программы, чем полагают ее сторонники.

Предыдущая страница Следующая страница